Что посмотреть калмыкии на машине
Достопримечательности Калмыкии с фото и описанием
Обзор достопримечательностей и интересных мест в Калмыкии с картой, фото и описанием, полезной информацией для самостоятельных туристов.
Единственная в России буддийская республика примечательна не только своей культурой, но и уникальной природой: степями и пустыней, полями тюльпанов, солеными озерами.
Гости республики в первую очередь направляются в ее столицу, город Элиста, где находится сразу несколько буддийских святынь: Золотая обитель Будды Шакьямуни, Ступа Просветления, пагода Семи Дней. С культурой буддизма в Элисте удивительным образом органично соседствуют православный кафедральный собор и Город шахмат, в столице работают Национальный музей, Национальная библиотека, калмыцкий Драматический театр.
Вокруг буддийских святынь может строиться и маршрут по Калмыкии: в Лагань к самой высокой в Европе статуе Будды; к первому в истории современной Калмыкии буддийскому храму — Галсан-хурулу; к единственному в регионе тантрическому монастырю и посаженному монахом-буддистом старинному тополю с каскадом родников.
В поисках живописной природы стоит отправиться в заповедник «Черные земли», богатый степными, полупустынными и настоящими пустынными ландшафтами. Из озер наиболее интересны реликтовый водоем Маныч-Гудило, пересыхающее соленое озеро Цаган-Хаг, богатое иловыми грязями Большое Яшалтинское озеро, а также озеро Цаган-Нур, полюбившееся перелетным птицам.
Лучшее время для поездки — апрель. В середине весны путешественникам удается не только посмотреть достопримечательности Калмыкии при комфортной погоде, но и застать главное туристическое событие года — фестиваль тюльпанов, который каждый год проводится на разных площадках для сохранения степных тюльпанов. А в августе не пропустите цветение лотоса: ради них стоит отправиться в село Джалыково, где также проводится тематический фестиваль.
Что посмотреть в Калмыкии на машине
Одним из самых необычных регионов нашей страны считается Калмыкия. Бескрайние степи, поляны диких цветов, башенки буддийских храмов, заповедные территории и глубокие озера. Дороги, которые когда-то бороздили караваны кочевников из Азии, сейчас облюбовали кочевники современные — путешественники. Ведь Калмыкия — идеальный регион для путешествия на машине.
Не слишком большие расстояние в республике позволяют увидеть очень многое за отпуск или даже выходные. В ваш маршрут по республике могут войти сакральные комплексы, музеи, этнические фестивали и праздники, и настоящие природные чудеса. Именно с природных достопримечательностей — озер, парков, заповедников, питомников, степных просторов, и стоит начать ваше автомобильное путешествие по Калмыкии.
Природные достопримечательности Калмыкии на машине
Пожалуй, Калмыкия — один из самых экзотических регионов России. Необычна не только ее архитектура, но также и природа — вы сами в этом легко убедитесь, если приедете в гости на машине.
Государственный природный заповедник «Черные земли»
Во всей красе природу Калмыкии можно увидеть на заповедных территориях, например, в крупнейшем биосферном заповеднике «Черные земли». Образованный более 30 лет назад, он был создан для изучения ландшафтов и природного мира степей и пустыни. А также для охраны и разведения популяции уникального жителя калмыцких степей — сайгака.
Территория заповедника огромна, более 120 тысяч гектаров. Она включает две совершенно разные территории: основной участок, «Черные земли», занимается охраной и разведением сайгаков. Второй природный кластер, на озере Маныч-Гудило, стал домом для множества редких видов птиц. Это водно-болотистые территории международного статуса.
В 1993 году заповедник получил официальный статус биосферного заповедника под охраной ЮНЕСКО. Кстати, помимо сайгаков, эти земли очень интересны. Они настоящая сокровищница для любителей природы, здесь можно изучать флору и фауну степи в ее исконном виде.
Озеро Маныч-Гудило
Любите отдыхать на берегу озер? Значит, вам понравится идея съездить к озеру Маныч-Гудило, крупнейшему соленому водоему на юге России. Оно находится на территории сразу трех регионов — помимо Калмыкии воды Маныч-Гудило омывают также просторы Ростовской области и Ставропольского края. Состав воды в Маныч-Гудило скорее морской, чем озерно-пресноводный. Считается, что в древности оно было частью огромного водоема, соединяющего Черное море с Каспийским.
В наши дни удивительное озеро располагается на территории заповедника «Черные земли», и сюда ежегодно прилетают на зимовку сотни видов птиц. А также приезжают туристы — за активным отдыхом, созерцанием, рыбалкой. На озере очень понравится орнитологам, а фанаты эффектных фото могут поймать в кадр пеликанов и журавлей. В акватории Маныч-Гудило расположено несколько озер, самые крупные называются остров Птичий и Водный.
Цветение тюльпанов в Калмыкии
Поистине уникальное зрелище ждет вас в Калмыкии весной. Это цветение диких тюльпанов, когда бескрайние степные просторы покрывают тысячи и тысячи самых ярких цветов. Жители Калмыкии сумели сделать из этого природного события настоящий бренд — и теперь множество туристов со всех уголков России приезжают в республику весной. Степи Калмыкии цветут в апреле—мае.
Впервые фестиваль тюльпанов в Калмыкии прошел в апреле 1996 года. С тех пор он стал регулярным, привлекая внимание как туристов, так и экологов — популяция диких степных тюльпанов в Калмыкии, к сожалению, сокращается. Фестиваль привлекает интерес к этой серьезной проблеме, а также рассказывает о национальных традициях кочевого народа — музыкальных мотивах, танцах, истории, ремеслах, эпосе.
Конные прогулки, этно-юрты, концерты, ярмарки верблюдов — все грани местного колорита можно ощутить на фестивале цветения тюльпанов в Калмыкии. Обратите внимание: рвать, топтать, всячески вредить цветам строго запрещено. Это карается серьезным штрафом.
Цветение лотосов в Калмыкии
Еще один незабываемый праздник красок и цветения природы можно посетить в Калмыкии летом. Настоящий гимн красоте — сезон цветения лотосов на водных просторах республики. Обычно этот сезон приходится на середину лета, июль—август. Чтобы полюбоваться «цветком Будды» во всей красе, поезжайте в село Джалыково Лаганского района Калмыкии. Здесь расположены «раскаты» — пороги, где Волга впадает в Каспийское море.
В начале августа в селе Джалыково проходит фестиваль лотосов, на котором, помимо цветов, можно познакомиться с традициями и обычаями калмыцкого народа, народными промыслами, ремеслами, музыкой и танцами.
Если не попадете на фестиваль — не беда. Любоваться разноцветными кувшинками — белыми, розовыми, кремовыми, можно и без участия в празднике. Одно условие: рвать цветы категорически запрещено. Это нежное растение занесено в Красную книгу, к тому же, сорванный лотос гибнет буквально на глазах.
Что посмотреть в Калмыкии самостоятельно: архитектурные достопримечательности
Но республика Калмыкия известна не только своими природными чудесами — какими бы замечательными они не были. Здесь очень интересная архитектура, она представлена музеями, памятниками, монументами, сакральными объектами.
Хурул Сякюсн-Сюме
Если вы приезжаете в Калмыкию впервые, вам будет интересно познакомиться с главной религией республики. Это буддизм, пришедший в калмыцкие степи с Востока, и оставивший яркий след в культуре и архитектуре республики. Многоярусные крыши, яркие молитвенные барабаны, причудливые пагоды, мифические существа, флажки на ветру — все это элементы буддизма, яркой и очень красочной восточной культуры.
Первый буддийский храм появился в Калмыкии не так давно, всего 30 лет назад. Это хурул Сякюсн-Сюме, его называют также Старый хурул. Хурул Сякюсн-Сюме быстро стал очень популярным не только у буддистов, но и у туристов, интересующихся восточными практиками. А также просто любопытствующих — архитектура хурула весьма причудлива. Тут и белоснежные ступы, и позолоченная крыша, и яркие росписи стен, цветные ритуальные барабаны. Сякюсн-Сюме находится в 6 километрах от Элисты, за пределами города. Здесь всегда тихо и умиротворенно.
Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Другой хурул (хурул — буддийская святыня в культуре Калмыкии) напротив увидеть очень легко. Он расположен в центре столицы Калмыкии, Элисты, и представляет из себя солидный религиозно-культурный комплекс. Это крупнейший буддийский храм России и Европы.
Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — обязательный пункт всех туристических маршрутов по Калмыкии. Основанный не так давно, в 2004-м году, по благословению духовного лидера всех буддистов мира, Далай-Ламы XIV, храмовый комплекс производит неизгладимое впечатление. Огромной белоснежной обители добавляет «роста» пригорок, на котором она расположена.
К храму ведет длинная лестница, а по периметру раскрыты две пары эффектных ворот. Также на территории хурула находятся 17 пагод со скульптурами, 108 ступ, многочисленные молтвенные барабаны. Не менее красив внутренний интерьер хурула — вас встретит одна из самых крупных статуй Будды в нашей стране и Европе.
Мемориальный комплекс «Исход и возвращение»
Очень необычный памятник открылся в Элисте в 1996 году. Он называется «Исход и возвращение», автором мемориала стал знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный. Памятник символизирует нелегкий период сталинских репрессий и насильственной депортации калмыцкого народа.
Монумент состоит из нескольких частей: это сам памятник, соединенный из множества деталей, вагон — на таких калмыков в середине прошлого столетия перевозили в Сибирь, а также памятной мемориальной таблички.
Этнографическое поселение Адык
Посмотреть концерт национального танца, в ярких красивых нарядах, купить местные колоритные сувениры, и конечно попробовать изыски калмыцкой гастрономии. Обязательно попробуйте калмыцкий чай, его заваривают особенным способом, с молоком и сливочным маслом, а также специями. Экскурсия в селение Адык понравится как взрослым, так и детям.
Шахматный городок Сити-Чесс
Еще одна достопримечательность Калмыкии из серии must visit — Шахматный городок. Достопримечательность, жилой район, популярное городское пространство, Сити-Чесс появился в Элисте в конце прошлого столетия. Его строительство приурочили к проведению Всемирной шахматной Олимпиады.
По такому случаю возвели жилые кварталы, скульптуры и памятники, и конечно Дворец шахмат. Именно в нем проходил мировой шахматный турнир в 1998 году, а сейчас во дворце открыт культурный центр. Форумы, мастер-классы, художественные выставки и встречи, культурные мероприятия и конечно шахматные турниры ежегодно встречает Дворец шахмат. А также здесь открыт Музей шахматной славы, и отличная сувенирная лавка. Если планировали приобрести что-то интересное на память о Калмыкии, обязательно загляните.
Памятник «Золотой всадник» в Элисте
Когда подъезжаете к Элисте на автомобиле, обратите внимание на интересный монумент. Пропустить его невозможно: памятник сияет на ярком южном солнце и заметен издалека. Это «Золотой всадник» Элисты, герой национального эпоса.
Памятник расположен на вершине стелы, и покрыт сусальным золотом. Смелый всадник в левой руке сжимает лук, а в правой победный стяг. Рядом с героем летит его верный ястреб.
Маршруты по Калмыкии на машине в рассказах и советах туристов
Запланировали автомобильное путешествие по Калмыкии? Это здорово, вас можно поздравить с отличным выбором. А чтобы южное приключение гарантированно прошло на «отлично», перед поездкой изучите материалы наших авторов — туристеров со стажем. В их рассказах, советах, очерках кладезь полезной информации. Часто именно они вдохновляют на то, чтобы отправиться в путь!
Где остановиться в Калмыкии
Выбрав направление для своего нового путешествия, мы решаем разные вопросы. Экскурсии, развлечения, шоппинг, кафе и рестораны, культурный отдых. А также конечно вопрос бронирования жилья — дело первостепенной важности. В Калмыкии это трудностей не встретит, здесь отличный выбор гостиниц, апартаментов и гостевых домов.
Остановитесь в Элисте — так вы сможете и охватить все достопримечательности региона, и отдохнуть с комфортом. В столице есть симпатичные отели, с различными включенными опциями, такими как завтрак, парковка и услуга вай-фай. Бюджетным путешественникам можно снять квартиру или апартаменты. Это удобно и недорого, а если вы путешествуете в одиночестве, рассмотрите вариант гостевых домов.
Калмыкия: осколок близкого и такого далекого
Странно создан человек, порой не понятны его желания- это я о себе! Родилась на Кубани, но так мало путешествую по окрестностям, по регионам, находящимся вокруг, конечно же, не считая гор- им я предана, давно и навечно отдала свое сердце!
Этот год, 2017-й, я решила сделать безвизовым: любимому Кавказу была отведена шикарнейшая программа, нужно было лишь немножко подождать, но не сидеть же дома, а посему пришлось оглядеться вокруг и что же я увидела — степи,
буддийские храмы и Калмыкию!
А что я знала о той, находящейся совсем рядом, но такой далекой степной стороне? Познания оказались постыдно малы, даже не имеет смысла их озвучивать. Перед поездкой в Калмыкию, в самом конце апреля, я умышленно не стала пользоваться услугами интернета: пусть хоть ближайшие пару дней побуду крошечным слепым котенком, постепенно открывающим глаза и с удивлением и искренней радостью взирающим на такой незнакомый, удивительный мир буддизма и с трудом познающим его.
А ведь я совсем не лукавлю — мне ни разу не довелось побывать в ЮВА, я не видела пагод, ничего не знала о буддизме, а с людьми восточной внешности приходилось сталкиваться лишь в путешествиях. Хотя нет, я 14 лет прожила в Бурятии и, конечно же, экзотическая внешность местного населения не могла не удивлять, особенно первое время! Я много раз бывала в их столице Улан-Удэ, но до буддийских храмов, до иволгинского Дацана так и не добралась. Ну ладно, Бурятия через дорогу от Монголии, на территории которой в XII–XIII веках обитали многие монгольские племена и вполне логично, что и сами буряты с ярко выраженным узким азиатским разрезом глаз. Но откуда на Юге России, как островок, со всех сторон окруженная славянскими народами появилась восточноазиатская монголоидная раса? Вот так вопрос вопросов!
А мы тем временем поздним вечером рассаживаемся в запоздавшем туристическом автобусе, начавшим свой путь в Анапе и едем в ночь, борясь со сном под мелодичный голос нашего гида Ольги.
Так и есть, ближайшими предками нынешних калмыков были ойраты — западные монголы до XIII века обитавшие в Прибайкалье, в верховьях Енисея.
А что же заставило часть ойратов отделиться от основной массы, покинуть родные кочевья и уйти с насиженных мест на нынешнюю территорию России?
Сами калмыки и сейчас называют себя «хальмг»-калмак, что означает по-тюркски «остаток», «осколок» или «отколовшийся», «отделившийся».
В жизнь ойратов буддизм прочно вошел еще в XIII веке, а во времена переселения в Россию, калмыки, осевшие на Дону, Урале, Украине принимали христианскую веру, но дошедшие до степей и поныне живущие в Калмыкии, большей частью все же буддисты.
Его святейшество! Как вам такое обращение к Далай Ламе XIV, духовному лидеру буддийских регионов Российской Федерации, куда помимо Бурятии входит и Калмыкия? В этом обращении отражено безоговорочное уважение, преклонение и полное доверие, что я и наблюдала в сегодняшней, современной жизни калмыков.
А тем временем под мерное покачивание был сон или его не было, а случались лишь провалы в забытьи, но за окном уже показались загадочные и долгожданные степи, а наш автобус спешил по пустынной узкой сомнительного качества двух-полосной дороге в столицу Калмыкии город Элисту.
Каждый человек на планете Земля живет так, как он волен жить! Мы не можем изменить мир в глобальном смысле этого слова, но мы можем изменить свою судьбу так, чтобы жить в гармонии с самим собой, с окружающими и с этим миром. Я давно думаю именно так, но, увидев и пообщавшись с калмыками поняла, что этот, возможно и наивный, добродушный, не озлобившийся народ, уже так живет. Достаточно выйти на улицы Элисты и увидеть улыбчивые лица, светящиеся радостью и добром глаза, чтобы понять- они нашли свою гармонию и возможно в этом им помогает их вера.
В эту поездку мы с подругой ездили с тем же туроператором, что и в феврале в Ингушетию-Чечню, но автобус на этот раз был более комфортабельный и организация тура четкая, без накладок и тягомотины:
все конкретно и по существу. Благодаря этому нам удалось увидеть все, что и было запланировано на эти два дня, а более в Элисте особо делать и нечего! Нечего-конечно, но почему-то эта поездка до сих пор не выходит из моей головы, я слишком часто мысленно возвращаюсь в те два насыщенных туристических дня…
Все время в городе нас сопровождала местный гид Ирина, конечно калмычка, рассказывающая об истории своего народа, о всех его перипетиях, радостях и невзгодах, а особенно о своей вере с таким упоением, что наша группа ходила за ней как кролики под взглядом удава, задавая бесконечные вопросы и постоянно что-то выспрашивая и уточняя. И первое место, которое Ирина нам показала-это «жемчужина среди степей», крупнейший буддийский храм-хурул не только в России, но и в Европе-«Золотая обитель Будды Шакьямуни»,
Хурул огромный, белоснежный с яркими деталями, очень красивый, стоит на насыпном холме и виден со многих точек города.
Ирина предложила обойти храм по часовой стрелке, вращая многочисленные молитвенные барабаны — «кюрде» с заложенными в них молитвами, загадывая при этом самые сокровенные желания и конечно же все, как под гипнозом пошли за ней, прокручивая барабаны и шепча заветное.
Зайдя внутрь, мы все разулись, женщины надели юбки и гуськом прошли в огромный молитвенный зал, совершенно остолбенев от увиденного, как цыплята на насесте, расселись по лавкам, замерев, затихнув, практически открыв рты, озираясь вокруг удивленными глазами.
Внутреннее убранство хурула привело в восхищение не менее его внешнего облика: все стены от пола до потолка искусно и очень ярко расписаны сюжетами из буддийской культуры, такой далекой и совершенно непонятной! Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и до сих время от времени роспись подновляют.
Когда первые эмоции немного улеглись, вся наша группа неожиданно и одновременно наперебой стала делиться друг с другом впечатлениями, шепот перерос в многоголосый гул, словно в обитель будды залетел огромный пчелиный рой и потом мгновенно все стихло: напротив стояла милая, улыбающаяся женщина-экскурсовод и с укоризной, как малым детям грозя расшумевшимся туристам пальчиком, призывала к тишине. Она с упоением стала рассказывать о хуруле, о мантрах, зеленой таре, о ярких необычных сюжетах на стенах-каждый из которых изображал нечто важное и значимое для буддистской веры.
Периодически прерывая свой тихий рассказ, она с улыбкой смотрела на нас, и прежде чем продолжить его, немного ждала, пока в наших головах переварится информация и, я уверена, видела детские, практически ничего не понимающие лица. Я и сейчас улыбаюсь, вспоминая ее.
Вдруг за спиной экскурсовода стали происходить непонятные движения: люди, входившие в храм, после совершения магических движений руками по очереди падали на пол, поднимались и вновь падали — так по три раза. Видя недоумение в глазах группы, гид шепотом пояснила — это полное простирание, цель совершения которого — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг.
Честное слово, есть что-то удивительное и порой даже необходимое, полезное в буддийской вере, что можно почерпнуть при нашей современной, стремительной и безумной жизни.
Далее экскурсовод привлекла наше внимание к центру зала, где находилась святая-святых-огромная 12-метровая золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами. Это крупнейшая в стране да и во всей Европе статуя Будды, внутри которой хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков). Сразу же в воздухе повис вопрос- а почему все будды сделаны из золота? Ответ был прост — да потому что только золото олицетворяет чистоту.
У нас осталось немного времени, чтобы пройти по периметру храма и только молча созерцать ни в коем случае не фотографируя: в калмыцких храмах это категорически запрещено. Стоящая у дверей девушка следила, чтобы при выходе из храма никто из туристов случайно не повернулся к будде спиной, этого делать также нельзя.
Далее была небольшая пешеходная экскурсия по центру Элисты и знакомство с достопримечательностями.
Гид Ирина уговаривала нас потерпеть и еще прогуляться, а потом уже ехать на поздний обед или ранний ужин. Это мы думали, что у нас спрашивают согласия, наивные — так прописано в программе!
А впереди уже виднелись 15-метровые Золотые ворота Алтн Босх,
построенные в 90-х годах, выполненные в традициях буддийской архитектуры: изогнутые кверху крыши построек, воздушные строения, присутствие золотого, красного, белого цветов. Арка олицетворяет священный порог, переступив его и очистившись духовно мы направились к главной площади города имени Ленина, где расположена пагода Семи дней
(количество ярусов в пагоде равно числу дней в неделе), построенная в 2005 году. Возведением 15-ти метровой пагоды занимались тибетские ламы из индийского монастыря Гьюдмед.
Время плавно перевалило за 15 часов дня, приблизилось к 16 часам и сил слушать, двигать ногами и при этом не думать о еде уже просто не было. Когда все увидели наш родной автобус, забыв о гиде резко побежали рассаживаться. Минут через 15, покружив по улочкам города, он подвез нас в кафе,
где на сервированных столах уже были расставлены бёрцики-пышки к чаю. Потом нам принесли и другие традиционные блюда калмыцкой кухни: махан — бульон с бараниной и картошкой, бёрики — типа вареники с мясом, скрепленные узорами и зеленый чай.
Конечно, из группы нашлись и такие, кто не ел баранину, тому принесли что-то из курицы.
Обед-ужин был вкусный и прошел в мирной, непринужденной обстановке, насытившиеся и сразу как-то подозрительно быстро набравшиеся сил, мы с подругой захотели продолжения банкета посетить еще одно знаковое место. На остановке около отеля сели в переполненную маршрутку (кажется № 26) и поехали на окраину города в Родниковый переулок. В маршрутке все пассажиры принимали участие в подсказывании и нам и водителю, где правильней выйти, зря старались — остановка как раз напротив главного православного храма Калмыкии Казанского кафедрального собора, построенного в 1996 году.
Увидев знакомый стиль архитектуры храма, светлые фасады, белоснежные колонны, удивленные, мы сразу же переступил порог и вновь были поражены- небольшое внутреннее помещение оказалось настолько красивым, что, как говорится ни в сказке сказать ни пером описать.
К тому же в храме шла служба, чудесные голоса пели псалмы и немногочисленные прихожане подпевали.
Казанский кафедральный собор был построен по типовому проекту московской церкви XVIII века в византийском стиле с элементами позднего барокко и со всех сторон украшенный колоннами, вот поэтому и он напомнил мне дворцовую архитектуру Петербурга.
Послушав пение, немного полюбовались иконами, поставили свечи, вышли на улицу, обошли собор со всех сторон, любуясь архитектурой, как вдруг разом вздрогнули от мелодичного и не громкого звона колоколов. А затем началось невероятное: колокола звонили так, как будто звонарь бил по ним последний раз в жизни, отдавая им всю свою душу, всего себя без остатка! Мы забыли обо всем, так и стояли по другую сторону улицы зачарованные, украдкой смахивая слезинки — слишком сильны были эмоции. Звонарь все звонил, звонил, и звонил, а мы медленно побрели в сквер имени Сергия Радонежского,
находящийся рядом и постояв у памятника, решили идти к гостинице пешком, через частный сектор одноэтажной сельской застройки,
своими симпатичными яркими домиками напомнившей нам детские поездки в деревни к бабулям.
Минуя стадион Уралан и закрытый уже этнографический музей кибиток ойрат — монгольской кочевой культуры, мы, пройдя по какому-то захолустью, попали в городской парк «Дружба» и здесь особо были заметны пережитки советского прошлого. Ближе к центру и улице Ленина парк был ухоженным, а на окраине он выглядел заброшенным и забытым, небольшие корявые деревья, не кошенные газоны, какие-то допотопные и не работающие аттракционы — мы были в шоке.
Немного отвлек от грустных мыслей вполне достойный мемориальный комплекс, посвященный погибшим в Гражданской и Великой отечественной войнах.
Вечерело и нам быстрее хотелось покинуть этот мрачный парк, тем более что на ближайший лавочке веселилась компания парней, продолжавших накачиваться пивом. Да, да, буддийская вера позволяет калмыкам принимать спиртное, чему мы были свидетелями неоднократно.
Возвращаясь в гостиницу, проходили мимо стенда с газетами, через мгновение мой мозг пронзила мысль и я вернулась к стенду, разглядывая его. На одной его половине газеты держались и висели ровно, на другой плавно падали вниз. Я очень четко увидела во всем этом аллегорию на современную Калмыкию.
Пробыв здесь сутки, я уже поняла, что не все так просто, далеко не все….
История, история, сколько пробелов встречаешь, когда соприкасаешься с ней ближе. Я знала о депортации кавказских народностей в годы Великой Отечественной войны, но чтобы эта участь коснулась и калмыков для меня было полной неожиданностью.
А тем не менее в декабре 1943 года, калмыки были поголовно депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию и вернуться назад им разрешили только в 1957 году. На весь этот период — долгие 14 лет Калмыцкая АССР была просто ликвидирована, будто ее и не было вовсе, а территория была поделена между Дагестаном, Астраханской областью, Ставропольским и Ростовским краями.
Сам город Элиста был переименован в Степной и включен в состав Ставропольского края. Лишь в 1957 году вновь восстановлен как столица Калмыкии, а самой республике вернули ее земли, но уже в меньшем количестве, часть земель либо просто забыли вернуть, либо нечаянно прихватизировали!
Утро следующего дня было хмурое, ветреное, пасмурное, небо затянуто тучами и мы были готовы к дождю. Позавтракав все в том же кафе, отправились на очередную экскурсию. За окном автобуса мелькали кварталы из далеких 70–80 лет, все какое-то серое, не на чем было даже остановить взгляд.
Гид Ирина по ходу корректировала план действий и минут через пять мы уже выходили на улицу Хрущева. Это была окраина города и прямо перед собой мы увидели огромный холм у подножия которого проложены двадцать метров рельсов. На них стоит старенький деревянный вагон-теплушка, в каких вывозили калмыков во время депортации.
Около рельсов расставлены бетонные плиты, на каждой из которых написан год — с 1943 по 1956. Дальше по спиральной дороге, идущей по склону холма, обдуваемые резкими порывами ветра, мы поднялись на вершину к черной скульптуре, изображающей переплетенные человеческие тела.
Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» разработан скульптором Эрнстом Неизвестным и установлен в 1996 году, а посвящен конечно же страшному и трагическому событию из жизни калмыцкого народа — депортации и последующему возвращению калмыков на родину. Скульптура из бронзы отлита в Нью-Йорке и каждый из элементов несет свою мысль, а в общем монумент олицетворяет единство прошлого и настоящего. Что меня поразило не менее, чем сам мемориал и тема, чему он посвящен, так это то, что курган собран из земли сибирских городов, где жили высланные калмыки.
Оглядевшись вокруг холма, с двух сторон я увидела новые современные районы, красивые многоэтажки