Что посмотреть на чуйском тракте
Чуйский тракт на машине — путешествуем по главной дороге Алтая
Рассказываю о самом популярном маршруте для первого знакомства с Алтаем — путешествии по Чуйскому тракту на машине. Вы узнаете, как отправиться в Республику Алтай и проехать по тракту до Монголии, какие достопримечательности нужно обязательно увидеть по пути, как посетить родину Шукшина, подняться в облака на высоту 3000 м и побывать на Марсе.
Горный Алтай — это гора Белуха, ледники Северо-Чуйского хребта, заповедные плато, горные перевалы, многочисленные озера, водопады и слияния горных рек. Для туристов здесь разработаны маршруты разной сложности: пешие, конные, комбинированные от 1 до 12 дней. Так, поход к горным Шавлинским озерам занимает 8 дней, тур к подножью Белухи — 10 дней. Несмотря на многообразие туров, исследовать за одну поездку Горный Алтай невозможно.
Если Вы планируете поездку впервые, достаточно прокатиться прямо по Чуйскому тракту до Кош-Агача, далее уже пограничный с Монголией пункт Ташанта.
Эта дорога отмечена National Geographic как одна из красивейших в мире.
Чуйский тракт — участок федеральной трассы Р 256 Новосибирск — Ташанта, протяженность которой 940 км. Исторически он начинался в Бийске, но вести километраж принято от Новосибирска. Это и будет отправной точкой нашего маршрута. Дорога идет по Новосибирской области, Алтайскому краю и приводит в Республику Алтай.
Весь маршрут я проехала за 6 дней. Этого достаточно для осмотра основных достопримечательностей Чуйского тракта.
Карта Чуйского тракта
Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.
По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске
Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.
Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.
Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.
Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.
Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.
Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.
Бийск
Бийск называют воротами Горного Алтая. Отсюда начинается путешествие по Чуйскому тракту.
Для того, чтобы познакомиться с культурой Горного Алтая, рекомендую посетить Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки. Здесь увидите саркофаг, предметы культа алтайских шаманов, ознакомитесь с коллекцией пазырыкской культуры скифов. Воспользуйтесь услугами экскурсовода при музее и послушайте историю о стране Беловодье, которую искал Николай Рерих в горах Алтая. Поверьте, интересно.
Проезжая Бийск остановитесь рядом с памятником нулевому километру Чуйского тракта. Он расположен перед мостом через реку Бия у музея Чуйского тракта. Загляните сюда, если интересна история Великого Шелкового пути. Чуйский тракт — северное ответвление этого пути, по которому происходила не только торговля со Средней Азией, но и коммуникация цивилизаций, обмен культурным опытом.
Сростки
На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.
Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.
К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.
В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».
Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.
Алтай — сердце Евразии
На 428 км Чуйского тракта, границы Алтайского края и Республики Алтай, установлен памятник туристу «Пилигрим». Мужчина в туристическом обмундировании и собачка с рюкзаком уже много лет встречают туристов, чвъезжающих на территорию Республики. Местное поверье — чтобы поездка прошла удачно, нужно потереть собачке нос, а на обратном пути бросить монетку в рюкзак или карман путнику.
Здесь же расположен памятный знак «Алтай — сердце Евразии». Стела с шестью дугами, символизирующими аил — традиционное алтайское жилище, была установлена в честь вхождения алтайского народа в состав России. На девяти языках написано послание потомкам о том, что Республика Алтай — есть центр мироздания и призывающее чтить память древних народов.
Манжерок
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
Подробнее про Манжерок и горнолыжный отдых на Алтае, мы писали на Dorogi-ne-dorogi.ru вот в этой статье
ОЭЗ Бирюзовая Катунь
В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.
Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».
Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.
Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.
Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.
Зубровый питомник
В питомнике 50 особей, среди них чистокровные беловежские зубры. Летом на них можно полюбоваться издалека, а зимой зубры подходят к ограде, где их можно покормить, погладить.
Чтобы добраться в питомник нужно на 510 км Чуйского тракта, не доезжая села Черга, повернуть направо и проехать еще 2 км. Указатели есть.
На заметку: в селе Черга есть одноименный маслосливочный завод. Советую купить там сыр и масло. Вкусно и качественно.
Семинский перевал
На 583 км мы проезжаем самую высокую точку Чуйского тракта — Семинский перевал. Его высота — 1715 м.
Это уже среднегорье Алтая. В июне и сентябре, когда кругом тепло и зелено, я видела здесь снег.
На вершине перевала установлен обелиск в честь 200-летия включения Республики Алтай в состав Российской Империи. Здесь же кафе, туристический базар с дарами Алтая: брусника, кедровые орехи, вяленое мясо марала, медовуха и предметы одежды из верблюжьей шерсти. Не торопитесь покупать сразу, впереди еще будут сувенирные рынки, а в Кош-Агаче можно посетить местный базар.
Перевал Чике-Таман
По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.
Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.
Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.
Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.
Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.
Кордон Кур-Кечу
После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.
Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.
Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.
Песчаная скала на 687 км / фото автора
Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.
Чуй-Оозы
Смотровая площадка с видом на слияние рек Чуя и Катунь расположена на 713 км Чуйского тракта. Завораживающее место, где четко видны границы переплетения вод серой Чуи с бирюзовыми водами Катуни. Алтайцы почитают это место. Здесь все имеет свою легенду или историю.
Горнолыжный Шерегеш – как добраться, трассы, отели, развлечения
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.
Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.
Акташ
Крупный поселок на 788 км Чуйского тракта.
Акташ —перевалочный пункт для туристов. Здесь удобно останавливаться, чтобы делать радиальные выезды к другим маршрутам.
Я останавливалась на базе «Красный лис». Комфортные новые домики с отоплением. Удобства на территории базы, но есть добротная баня. Владеет базой добродушная алтайская семья, которая расскажет про достопримечательности в округе, а при необходимости, и доставит туда на собственной буханке. Это самый популярный вид транспорта в Горном Алтае.
С базы можно пройти к Гейзеровому озеру бесплатно.
Гейзеровое озеро
Гейзеровое озеро — водоем насыщенного бирюзового цвета с причудливыми узорами, которые постоянно меняются. Аналогичные озера есть только в Йеллоустонском заповеднике в Америке. Озеро не предназначено для купания, можно нарушить экосистему.
Озеро расположено в 7 км от поселка Акташ. Основной проход лежит через базу «Маленький рай». Вывески вдоль дороги укажут путь. Проход: 50 руб.
Акташский ретранслятор
Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.
Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.
Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.
Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.
Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».
Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.
На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.
Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.
Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.
Урочище Кызыл-Чин
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Кош-Агач
Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.
Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.
В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.
Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.
Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.
Сквозь Алтай по Чуйскому тракту
Начитавшись потрясающих рассказов Александра Селифанова об австрийских Альпах, я запланировал свое путешествие в эти места на июль 2019-го года. По всем понятным причинам в этот год Альпы не были готовы к моему приезду. Так, неоткрытый Гальштат породил мой незакрытый гештальт на тему небольшого горного автопутешествия по каким-либо красивым местам.
Поскольку вся ночь была затрачена на перелет и проведена без сна, то больших планов на первый день не было — аренда авто, восхождение на гору Чертов Палец, что находится совсем рядом с аэропортом и всего лишь пара десятков километров пути до туристической базы в поселке Манжерок.
Чтобы добраться от Горно-Алтайска до Чертова Пальца, уже через 10 километров от аэропорта нужно повернуть направо на мост через невероятно красивую реку Катунь. К ней мы вернемся чуть позже. Найти вершину горы несложно — нужно держать путь на теле-радио вышку, которую видно практически отовсюду. Само восхождение по достаточно пологому склону далось очень легко, даже по слегка размокшему от висевшей в воздухе влаги грунту. Причем это был не дождь, а затяжное облако, водяная пыль из которого оседала на всем, встречавшемся на ее пути.
Примерно двадцать минут прогулки от машины, оставшейся у местного деревянного шлагбаума, и открылся очень красивый вид на долину реки и близлежащие холмы, покрытые двухцветными лесами. Лучшей обзорной точкой мне показалось место на пару метров ниже вершины, где сама гора не мешала взгляду сфокусироваться на несколько километров вперед. Без особенной причины так я простоял около сорока минут. Позднее я прочитал, что в этом месте исследователи обнаружили мощный энергетический поток, идущий по отвесной части скалы. Кто знает, возможно это он оказал такое магнетическое действие.
Чуйский тракт
Федеральная автомобильная дорога под названием «Чуйский тракт» начинается от Новосибирска и проходит через Новоалтайск, Бийск, Майму и заканчивается на перевале Дурбэт-Даба, на границе с Монголией.
Для туристов-путешественников наиболее привлекательной частью является исторический участок дороги, начинающийся от г. Бийска. По пути автодороги встречаются величественные горы, быстрая река Катунь, голубое озеро и пустынные Чуйские степи. Кроме того, это одна из немногих дорог, которым посвящен целый музей.
Тракт является автомобильной дорогой федерального значения, ее номер Р256 (до 1 января 2018 г. — М52). Также он составляет часть одного из основных международных маршрутов азиатской сети — АН4.
Но нулевой километр находится в г. Бийске — на исторической части маршрута. Дорога полностью заасфальтирована с 2007 г., вплоть до границы с Монголией. Пересекает несколько территорий — Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. На пути встречается несколько перевалов: Семинский, Чике-Таман и Дурбэт-даба, на котором заканчивается.
Климатические условия на протяжении пути достаточно изменчивы по причине большой его длины с севера на юг. На это повлиял и весьма разнообразный рельеф местности — от равнин до высоких гор. Наименее суровый климат встречается в предгорной части и в северных отрогах хребтов Иолго, Чергинского, Семинского. Средние температуры зимой здесь от −13°С до −17°С, а летом от +16°С до +19°С. Более суровый климат и резкие температурные колебания наблюдаются в горной зоне Семинского перевала. Курайская и Чуйская степи удивят годовой амплитудой температур — от +30°C летом до −40°C зимой.
Достопримечательности
Трасса проходит среди мест Горного Алтая, впечатляющих своей красотой, поэтому этот путь весьма популярен у туристов. Основные из них по пути следования приведены далее.
Бийский район
Чуйский тракт является одной из немногих дорог мира, которой посвящен музей. Находится он в г. Бийске на ул. Советская, 42 и является отделом Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки. Основателем музея является Елена Грехова.
В п. Сростки еще один популярный музей — писателя и актера В. М. Шукшина.
Майминский район
От п. Соузга до с. Чемал (Чемальский район), в основном на правом берегу Катуни, находится большое количество турбаз, кемпингов и гостиниц. Это курортная зона Республики Алтай.
В этих краях можно посетить озеро Ая, с. Чемал, а также с. Манжерок, о котором в 60-х гг. пела Эдита Пьеха. В нем же по адресу ул. Дружбы, 59 есть возможность посетить одну из выставок о крае — Музей Алтайской культуры. Напротив села на Катуни расположены Манжерокские пороги: воды реки с шумом проходят между пятью большими камнями, образуя около левого берега опасные водовороты. С северо-восточной стороны озера Манжерок расположена самая высокая гора Колыванского хребта — Синюха. А с юго-восточной стороны — Малая Синюха. С них вы можете полюбоваться живописностью Горного Алтая с помощью канатной дороги (высота 1020 м над уровнем моря).
На 478-м км тракта, на расстоянии 5–6 км от южной окраины села расположен «Серебряный источник» — Аржан-Суу.
Туристический комплекс «Бирюзовая Катунь»
Находится «Бирюзовая Катунь» напротив источника Аржан-Суу, на другом берегу Катуни. Это комплекс природного и экстремального туризма с природными и искусственно созданными условиями для активного отдыха, работающий с 2007 г. Одна из популярных местных достопримечательностей — массив из трех десятков пещер под названием Тавдинские пещеры. Также на территории рекреационной зоны находится 2 горнолыжных спуска и парк экстремальных развлечений.
Онгудайский район
Наибольший интерес у туристов вызывают малонаселенные отдаленные районы Горного Алтая — с девственной природой и традиционными алтайскими селами. Онгудайский район один из них. На 583-м км автодороги расположен свороток на Семинский перевал, высота которого составляет 1717 м.
Проезжая в районе 620 км, нельзя не посетить природный парк «Уч-Энмек», созданный в 2001 г. На его территории сохранились следы древних культур, существовавших 3 тысячи лет до н. э. В урочищах Соору и Башадар, а также недалеко от с. Туекта, находится около 5 000 историко-культурных памятников, которые в свое время являлись своеобразными алтарями. Живописное горное оз. Арыгем в верховьях одноименной реки считается священным для коренного населения. Курганный могильник «Усть-Каракол» находится напротив впадения р. Каракол в Урсул. Одно из переводов слова «каракол» — жилище солнечных богов. Именно здесь были обнаружены редкие для Алтая цветные рисунки «солнцеголовых» людей.
На левом берегу реки близ с. Кулада находится 57 архитектурных памятников эпохи раннего железа — Башадарские курганы.
Полюбоваться прекрасными видами с высоты 1295 м можно на вершине перевала Чике-Таман. Здесь обустроена смотровая площадка, а также весьма развита инфраструктура — оборудованы столовые, кафе, сувенирные лавки и хорошо ловит сотовая связь.
Любителей сплава может очень заинтересовать достопримечательность рядом с 681 км автотрассы, — Ильгуменский порог. По российской классификации он имеет 4 категорию сложности с элементами 5-ой. Длина порога составляет 300 м. Традиционно он является местом для фестиваля «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан», в рамках которого проводятся различные состязания, в том числе по рафтингу и многоборью.
Ининские каменные стелы расположены в полукилометре на юг от села Иня. Две из них имеют высоту более двух метров. Предположительно, стелы использовались для ограждения древнетюркского поминального комплекса.
Через 11 м после села на 712 км тракта находится место слияния двух главных рек Алтая — Чуи и Катуни, которое местные жители называют «Чуй-Оозы». Воды Катуни бирюзового цвета, а Чуи — более темные и мутные. Удивительное зрелище слияния воедино котрастных вод можно увидеть с оборудованной смотровой площадки в нескольких метрах от автодороги. С этого момента трасса идет вдоль р. Чуи.
Петроглифы урочища Калбак-Таш расположены на правом берегу реки (724 км). Наскальные изображения, выполненные каменными или металлическими орудиями, относятся к периоду от неолита до древнетюркской эпохи.
Улаганский район
Одна из достопримечательностей — Красные ворота. Чтобы до них доехать, необходимо повернуть на 791 км трассы на север через с. Акташ. После 8 км пути взору откроется узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Такой цвет обусловлен наличием в скалах горных пород, содержащих киноварь.
С левой стороны от магистрали в районе 797 км находится таинственное Гейзерное озеро. Его гладь больше похожа на абстрактную картину — завораживающее зрелище из воды ярко-голубого оттенка.
После 813 км начинаются пустынные просторы Курайской степи, межгорной котловины шириной около 20 км. Здесь дорога как-будто упирается прямо в горы — в величественный Северо-Чуйский хребет. Для этого места лучше одеться потеплее, т. к. большую часть времени тут царит хоть и ясная, но морозная погода.
Кош-Агачский район
Это последний район, через который проходит тракт. С юго-востока территория граничит с Монголией.
В долине р. Елангаш расположен известный петрографический комплекс с крупным скоплением наскальных рисунков. Местонахождение их — недалеко от с. Ортолык по обе стороны реки. На протяжении 18 км в полосе шириной до 1,5 км можно увидеть более 30 000 изображений, основная тематика которых — сцены охоты.
Далее автомагистраль проходит через с. Кош-Агач. В этих местах часто можно встретить верблюдов.
Еще одна впечатляющая достопримечательность района — Марсовые горы. На самом деле это горы урочища Кызыл-Чин. Первые, или «Марс-1», расположены примерно в 7,5 км от тракта. Чтобы добраться до них, необходимо на 865 км свернуть на левый берег реки, проехав по мосту. Уже у гор встретится единственная трудность — переправа через ручей. Если на имеющемся транспорте сделать это будет затруднительно, то можно оставить здесь авто и дальше пойти пешком, горы расположены недалеко. Но до «Марса-2» нужно будет пройти еще несколько километров от «Марса-1».
История строительства Чуйского тракта
В 1756 г. южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи. Это время можно считать началом освоения пути. Постепенно осваивалась территория и налаживались товарно-денежные отношения с соседними селениями. К середине XIX в. русские торговцы уже имели десятки складов и активно осуществляли торговлю на ярмарках в Кош-Агаче в Чуйской степи. В то время тропа, по которой проходит современная трасса, была вьючной и узкой.
Обустройство дороги требовало немалых средств. Только к 1901 г. началось строительство тракта под руководством инженера И. И. Биля. Деньги в размере 45 000 руб. были предоставлены Комитетом Сибирской железной дороги, а также 35 000 руб. собрали бийские купцы. Строительством занимались крестьяне местных сел. Улучшение качества дороги увеличило обороты купцов в 6 раз. Однако, пригодный вид просуществовал не долго и уже через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.
Благодаря экспедиции под руководством Вячеслава Шишкова к концу 1916 г. старый маршрут был изучен, усовершенствован и определен новый, который существует и по сей день. В дальнейшем было внесено лишь несколько изменений.
26 мая 1922 г. Чуйскому тракту был присвоен статус дороги государственного значения. Однако, состояние ее было весьма удручающим, особенно после Гражданской войны. Восстановление осуществлялось в течении нескольких лет с 1925 г. Участие принимали местные жители, а также заключенные, в том числе и репрессированные, числившиеся за 7-м отделением сибирских лагерей. Условия труда были тяжелыми.
1 января 1935 г. работы были завершены и тракт сдан в эксплуатацию. С 1941 по 1942 гг. автомагистраль использовалась для помощи советской армии.
С 1961 г. за автодорогой от Новосибирска до Ташанты было закреплено название «Чуйский тракт». В середине 1980-х гг. произошло последнее коренное переустройство трассы — проложена новая дорога через перевал Чике-Таман. С 2019 по 2024 гг. ведутся работы по модернизации и расширению плана автомагистральной инфраструктуры.
Весь маршрут Чуйского тракта на карте
Как добраться
Поскольку для туристов наиболее интересной частью является историческая часть тракта и многие достопримечательности расположены именно там, то наиболее удобный для этого вариант — приехать в Горно-Алтайск. До него можно добраться из более крупных городов на автобусе. Ежедневно несколько рейсов следует из Новосибирска, Барнаула, Бийска. В Горно-Алтайск гости из более отдаленных регионов часто прилетают на самолете — в городе есть свой аэропорт.
От автостанции города ходит общественный транспорт до баз и других поселков, расположенных вдоль Чуйского тракта.
Панорама Курайской степи, через которую проходит тракт
Живописный участок Чуйского тракта между Семинским и Чике-Таманским перевалами на видео