Что посмотреть на казанском вокзале
Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал — важнейший транспортный узел российской столицы, один из 9 железнодорожных вокзалов города.
Первый вокзал на этом месте появился в 1862 году. Современное здание вокзала появилось в 1940 году.
Вокзал строился почти 30 лет, начиная с 1913 года. Идеи были очень смелыми для тех лет и стройка велась с большим размахом, однако ее много раз приостанавливали — Первая Мировая война, революция, отсутствие финансирования не позволяли закончить задуманное. Руководил строительством известный русский, а затем и советский архитектор Алексей Щусев.
В 1919 году вокзал открыли для пассажиров, не завершив строительство. Только накануне уже Второй Мировой войны проект был закончен.
В 50-е годы у вокзала появился зал пригородного сообщения, в 80-е здесь прошла большая реконструкция, позволившая сделать все его помещения более современными и функциональными.
В настоящий момент Казанский вокзал отвечает всем требованиям ж/д узла большого города. Здесь есть все необходимое. Работают билетно-кассовые залы на дальние и пригородные поезда, есть зоны для отдыха и ожидания, камеры хранения для багажа, туалеты, комната матери и ребенка и многое другое.
Расписание Казанского вокзала Москвы в 2021 году
Актуальную информацию о движении поездов, изменениях в расписании, ценах на билеты и наличии свободных мест удобнее всего смотреть на онлайн-табло сайта Яндекс.Расписания.
Расписание поездов с Казанского вокзала
В комплекс вокзала, помимо основного здания, входит 17 железнодорожных путей. Десять из них предназначены для пригородных электричек, остальные принимают и отправляют поезда дальнего следования.
Расписание электричек
Как большинство московских вокзалов, Казанский работает на пригородные направления почти круглосуточно. Движение начинается в 5 часов утра и заканчивается уже после 12 часов ночи. Расписание электричек можно найти в кассовом зале пригородных направлений и на онлайн-табло (так вы сможете приехать на вокзал точно к электричке и не ждать нужный вам рейс — интервал движения на некоторые направления может составлять около часа).
Купить билет с Казанского вокзала Москвы
Купить билет на поезда, отправляющиеся с Казанского вокзала, можно в билетных кассах самого вокзала (или любых других вокзалов города), в билетных терминалах, расположенных в зданиях вокзалов — это позволяет не стоять в очередях. Однако оптимальной по скорости и удобству сейчас, конечно, можно назвать онлайн-покупку. Пройдя несложную предварительную регистрацию на официальном сайте РЖД и имея банковскую карточку для оплаты, вы легко и быстро забронируете и купите любой нужный вам билет. В обычной практике продажа билетов открывается за 45–90 дней до даты выезда (это зависит от региона, куда вы отправляетесь — точную дату старта продаж можно узнать в справочной). Чем раньше вы оформите и оплатите билет, тем больше в итоге сэкономите. Принятая в РЖД система динамического ценообразования отслеживает количество проданных на рейс билетов и повышает цену на оставшиеся.
Так же удобно покупать билет на сайте Туту.ру, который не требует регистрации.
Основные направления
Казанский вокзал связывает столицу с южными, восточными и юго-восточными направлениями. В течение суток он обслуживает порядка 70 поездов и 200 пригородных электричек.
Поезда
Поезда дальнего следования от Казанского вокзала едут в Адлер, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Барнаул, Нижний Новгород, города Киргизии, Узбекистана, Казахстана и другие точки на карте. На территории вокзала и рядом с ним множество мест, где можно поесть и купить что-то необходимое в долгую дорогу.
Каждый день от Казанского вокзала в Пензу отправляется несколько поездов. Можно выбрать утренний, дневной или вечерний рейс. Пассажиры проводят в пути от 11 до 13,5 часов.
Ростов-на-Дону проезжают большинство поездов, следующих на юг страны от Казанского вокзала. Поэтому проблем с выбором рейса не возникнет. Фирменные поезда доезжают в пункт назначения за 15-15,5 часов.
Поезда отправляются ежедневно — можно выбрать утренний рейс или отправиться в ночь. На маршруте курсирует фирменный поезд «Двухэтажный (сидячий)», который преодолевает расстояние до Воронежа за самое короткое время — 6 часов 20 минут.
Казань является одним из самых популярных направлений. Ежедневно в вечернее время туда отправляются фирменные поезда «Двухэтажный» и «Татарстан премиум». Пассажиры проводят в пути 11,5 часов и уже утром прибывают в Казань.
Для тех, кто планирует свою поездку в Самару, есть несколько составов в день. Фирменный состав «Жигули» преодолевает расстояние между Москвой и Самарой за 13 часов.
Какой бы поезд вы ни выбрали, в Екатеринбурге окажетесь примерно через сутки. Поезда различаются по времени следования в 1–3 часа. От Казанского вокзала есть несколько рейсов в день.
Челябинск также является востребованным уральским направлением. Из фирменных составов туда следует «Южный Урал». В пути пассажиры находятся от 30 часов.
В летнее время особо популярными становятся направления на юг России, хотя и вне сезона есть регулярные поезда для желающих добраться в тёплые края. Обратите внимание, что на Казанском вокзале можно подключиться к бесплатной сети Интернет и зарядить свои мобильные устройства (телефон, ноутбук, планшет).
Электрички
От Казанского вокзала курсирует множество электричек в города ближайшего Подмосковья. Часть из этих поездов — скоростные составы «Спутник», следующие в Раменское и Люберцы.
Схема движения электропоездов по этому направлению доступна по ссылке
Гостиницы рядом с Казанским вокзалом
Казанский вокзал находится в центре города на Комсомольской площади. Поблизости от вокзала можно найти отели, апартаменты и хостелы разных ценовых категорий.
Камеры хранения на Казанском вокзале
На Казанском вокзале доступны привычные ручные камеры хранения, где работает персонал вокзала. Чтобы найти эту камеру хранения, спуститесь вниз по лестнице со стороны перронов. Так же внутри вокзала есть круглосуточные автоматические ячейки. Для того, чтобы выбрать максимально экономичный способ оставить свой багаж на хранение, рассчитайте, как надолго вы планируете оставить вещи. Более короткий промежуток времени в итоге обходится в ячейке хранения дороже.
В 2021 году установлены следующие тарифы для ячеек:
Справочная
Всю дополнительную информацию, а так же решение нештатных вопросов оперативнее всего выяснить в справочной службе вокзала, куда можно подойти напрямую (если вы находитесь на вокзале) или позвонить туда по телефону (495) 264-66-56, 264-65-56. Кроме того, всегда доступна Единая справочная служба РЖД, где вам ответят на любой вопрос, касающийся железнодорожных поездок и перевозок, которые осуществляет РЖД. Бесплатный телефон службы 8 (800) 775-00-00.
Казанский вокзал в Москве (видео)
Как добраться до Казанского вокзала в Москве
Казанский вокзал находится на Комсомольской площади. Часто можно услышать «Площадь трех вокзалов»: кроме Казанского, тут расположены еще два московских вокзала — Ленинградский и Ярославский.
На вокзал очень легко попасть, воспользовавшись московским метрополитеном (нужная станция — «Комсомольская»).
На вокзал можно доехать и по земле, не спускаясь в метро. На площади есть остановки наземного транспорта: трамваев, троллейбусов и автобусов.
Подходящие маршруты, чтобы доехать до Комсомольской площади:
От Казанского вокзала легко попасть в центр города — например, на Красную площадь, в Александровский Сад, на Пушкинскую площадь, в Третьяковскую галерею. Все эти достопримечательности находятся в нескольких станциях метро от вокзала («Охотный ряд», «Пушкинская» и «Третьяковская» соответсвенно).
Если вы не хотите разбираться с общественным транспортом и ждать его, едете с багажом, детьми или в неурочное время — удобнее всего взять такси. Вызвать машину можно, воспользовавшись популярными приложениями для мобильного телефона. В Москве работают Яндекс.Такси, Uber и Gett. Taxi.
Выход из метро перед зданием Казанского вокзала — панорама Google Maps
Транспорт от других ж/д вокзалов Москвы
Все московские вокзалы расположены около станций метро.
Ярославский и Ленинградский вокзалы находятся на той же площади — от любого из них до Казанского можно дойти пешком.
Большая часть вокзалов, как и три вокзала на Комсомольской площади, находятся на Кольцевой линии метро:
Выходя из этих вокзалов, спускайтесь в метро. Обратите внимание, что вам нужно правильно сориентироваться на входе — все эти станции пересадочные и имеют посадки на другие направления. Станции Кольцевой линии подписаны и выделены коричневым цветом.
От Рижского (станция «Рижская») и Савеловского вокзала (станция «Савеловская») в сторону Казанского так же удобнее добираться на метро, сделав пересадку.
Как добраться до Казанского вокзала от аэропортов Москвы
От большинства московских аэропортов в город удобнее всего добираться аэроэкспрессом:
Дальше нужно будет спуститься в метро и доехать несколько станций до «Комсомольской» (где находится Казанский вокзал).
Однако вариант с аэроэкспрессом довольно накладный (цена билета в один конец, если вы покупаете в кассе перед посадкой — 399 рублей).
От любого аэропорта на Казанский вокзал можно гораздо дешевле добраться наземным транспортом, особенно если знать как.
Какой транспорт вам нужен, чтобы попасть из аэропорта до ближайшего метро:
Дальше спускайтесь в метро — дорога в метро до станции «Комсомольская» займет порядка 35–45 минут, в зависимости от выбранного маршрута.
От аэропорта Жуковский до Казанского вокзала можно доехать, не спускаясь в метро. Аэропорт находится довольно далеко от Москвы. При выходе из терминала садитесь на шаттл или в маршрутку (№ № 2, 6), которые довезут вас до ж/д станции «Отдых». Любая электричка в сторону Москвы привезет вас на Казанский вокзал. Дорога от станции «Отдых» до Москвы занимает около часа.
Выход из метро к перронам на Казанском вокзале — панорама Google Maps
Парковка
Около Казанского вокзала есть несколько парковок, в том числе довольно больших:
Чтобы оплатить свою парковку, вы можете воспользоваться паркоматом, оплатой через мобильное приложение «Парковки Москвы» или СМС (номер 7757). Так же услуги по парковке можно оплатить через терминалы Kiwi. Внимательно изучить правила парковки в Москве можно на портале «Московский Паркинг».
Трансфер, такси с Казанского вокзала
Последнее время появилась очень удобная опция по заказу трансфера. Заранее планируя свою поездку, вы можете выбрать нужную машину, сразу обговорить маршрут (поездки возможны не только по городу, но и в пригородные районы), сразу знать точную сумму к оплате. Забронировать трансфер от Казанского вокзала можно на сайте kiwitaxi.ru.
Аренда авто
Если вы предпочитаете свободу передвижения, прямо в здании Казанского вокзала вы можете взять в аренду машину. Простраивая свои маршруты по городу, обязательно заложите время на потенциальные пробки, поиски парковки и другие непредвиденные ситуации трафика в большом городе.
Метро Комсомольская в Москве
Станция Московского метрополитена под названием «Комсомольская» располагается сразу на двух ветках: Кольцевой, которая объединяет между собой большинство линий метро и Сокольнической, связывающей через центр отдаленные столичные районы.
Комсомольская Кольцевая на всех картах и схемах обозначается коричневым цветом и цифрой «5». Построена под Комсомольской площадью в 1952 г. на глубине 37 м. Относится к колонным трехсводчатым станциям и имеет одну островную платформу. Архитектура зала — сталинский ампир. Тематика оформления посвящена триумфу и патриотичности советского народа.
По пассажиропотоку Комсомольская Кольцевая считается одной из самых загруженных на сегодняшний день, поскольку рядом расположены три крупных ж/д вокзала: Казанский, Ярославский и Ленинградский, а также станция Каланчевская линии Московских центральных диаметров, или МЦД-2.
Станция Комсомольская Сокольнической линии имеет красный цвет и обозначена цифрой «1». Глубина заложения небольшая — всего 8 м. Открыта в 1935 г. в составе первого участка Московского метрополитена. В облицовке доминирует золотисто-желтый мрамор, серый и красный гранит и светло-желтая керамическая плитка. Обращают на себя внимание панно из майоликовой плитки, посвященные теме труда метростроевцев-комсомольцев.
Комсомольская на Сокольнической линии связана с Кольцевой станцией пересадкой, а также общим вестибюлем, в котором находятся эскалаторные тоннели. Второй вестибюль станции находится в здании Казанского вокзала.
Время в пути от метро Комсомольская
Комсомольскую площадь, под которой расположилась станция метро, негласно называют «Площадь трех вокзалов». Ежедневно сюда приезжает огромное количество людей, и такой же поток пассажиров отправляется на поездах дальнего и пригородного направлений. Поэтому очень важно правильно построить свой маршрут от ключевых станций метро к Комсомольской и наоборот, а также рассчитать время:
Время работы
Станция Комсомольская Кольцевая начинает работать с 5:30 утра. Станция на радиальной линии открывается на 10 минут раньше. Время закрытия обеих станций в 01:00.
Первый поезд от Кольцевой в сторону проспекта Мира по четным дням отправляется в 05:44, по нечетным в 05:46. Последний поезд по четным в 01:32, по нечетным в 01:38. В сторону Курской станции первый поезд идет в 05:42 в любой день. Завершают свое движение поезда в этом направлении в четные дни в 01:27, в нечетные в 01:38.
С Сокольнической ветки в сторону Красносельской станции первый поезд в любой день отправляется в 06:01, а последний в 01:41. К станции Красные Ворота первый поезд идет в 05:33, последний в 01:16.
Узнать актуальное расписание и изменения в часах работы станций, а также выбрать менее загруженный вагон поможет официальный сайт или мобильное приложение Московского метрополитена.
Выходы станции метро Комсомольская
Внутри станции Комсомольская много указателей, которые помогут пассажирам сориентироваться, чтобы воспользоваться оптимальным выходом.
Вход в метро Комсомольская у Казанского вокзала на панораме Яндекс-карт
Магазины и кафе
В ближайшем радиусе от Комсомольской всегда найдется место, где можно вкусно поесть, приобрести необходимые товары, продукты или сувениры.
Мало кто проходит мимо знаменитого универмага «Московский». Под его сводами расположились более 140 магазинов, в том числе и крупные сетевые супермаркеты: «Пятерочка», «Billa», «Детский мир». Также здесь есть магазин фиксированных цен «Fix Price».
Брендовые магазины предлагают одежду, обувь и аксессуары для всей семьи, парфюмерию и косметику, товары для хобби и творчества, ювелирные изделия, часы и многое другое, что может заинтересовать гостей и жителей столицы.
В большом торговом центре есть уютные атмосферные кафе с русской, европейской и азиатской кухней: «Теремок», который работает в формате фаст-кэжуал; «Укроп и кинза» с русско-узбекской кухней; «ПиццерияПаб» с крафтовым пивом и пиццей, приготовленной в каменной печи; «Фо Бо Том Ям» с классическими и современными вьетнамскими блюдами; «Чайхона ТандырХаус» с восточными блюдами и тандырной выпечкой.
Поклонники еды из ресторанов быстрого питания также не будут разочарованы. На «Площади трех вокзалов» находятся Макдоналдс, KFC, Бургер Кинг, Фреш, Ракета. Ценители японской кухни не обходят стороной Планету суши.
Тем, кто планирует встречу на вокзале с букетом, нет нужды готовиться заранее. В Моссцветторге или в магазинах «Цветовик» и «Талисман Флора» большой выбор цветов, из которых продавцы составят букет по пожеланиям клиента.
Квартиры и гостиницы
Поблизости от станции метро Комсомольская не сложно найти гостиницу, хостел или снять квартиру различной ценовой категории.
Один из вариантов по приемлемой цене и с удобным расположением — это сетевая гостиница «ГородОтель». Одна гостиница находится в здании Казанского, а вторая в здании Ленинградского вокзала. В них есть все необходимое для комфортного проживания с семьей или компанией друзей.
Отель «Hilton Moscow Leningradskaya» расположился в одной из знаменитых сталинских высоток. Для отдыха и работы здесь предлагают современные стандартные номера и фешенебельные люксы. Также в пятизвездочном отеле большой выбор предлагаемых услуг и изысканное меню в ресторане «Джанус».
Много положительных отзывов от гостей столицы получает сеть хостелов «Артист», мини-отель «Travel Inn», недорогой и уютный хостел Orange.
Достопримечательности рядом с метро Комсомольская
Сама станция метро и железнодорожные вокзалы вокруг Комсомольской площади — шедевры архитектуры, изучению которых стоит уделить внимание. Не оставит равнодушным историческое здание бывшей гостиницы «Ленинградская», выполненное в стиле сталинского ампира. Интерьер гостиницы можно осмотреть в составе экскурсионной группы или забронировать номер в современном отеле «Хилтон Москва Ленинградская».
Менее чем в километре от Казанского вокзала находится небольшой и уютный сад Баумана, в котором можно интересно провести время в ожидании поезда. В свое время по территории этого парка прогуливались Гоголь, Пушкин и другие выдающиеся люди.
Привлекают к себе внимание величественные храмы: Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе и Великомученика Никиты на Старой Басманной. В самом здании Казанского вокзала находится храм Казанской Иконы Божией Матери.
С западной стороны платформы Каланчевская находится Императорский железнодорожный павильон, известный также как императорский вокзал. Здание 1865 г. постройки можно осмотреть только снаружи.
Еще один архитектурный памятник — Царская башня Казанского вокзала, которая составляет единый комплекс с вокзальным зданием. Сейчас в башне размещается выставка картин народного художника России Д. Белюкина. Здесь же располагается и камерный театр «Диалог».
Увлекательно провести время, узнать о тонкостях работы отечественной таможни, а также ознакомиться с коллекцией контрабанды разных лет, можно в Музее таможенной службы, который находится на Комсомольской площади.
Как доехать
Есть несколько вариантов, как добраться к метро Комсомольская общественным транспортом.
Автобус
На остановку «Метро Комсомольская» прибывают автобусы № 40, 122, т14, т41, н15 (ночной). К остановке «Новорязанская улица», что у выходов № 13и 14, приходят автобусы 40, т22, т88 и троллейбус Т.
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
После вдумчивого знакомства с, казалось бы, таким знакомым местом, как площадь трех вокзалов, открылось много интересного. Совершенно другими глазами стали смотреть на здания вокзалов и их архитектуру. Поняли, что стоит иногда поднять глаза и разглядеть детали, которые не замечаешь в спешке. Что стоит иногда вспомнить историю российских железных дорог, а вместе с ней историю нашей страны.
История российских вокзалов берет начало со строительства первой железной дороги в России (шестой в мире), соединившей Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Первая российская железная дорога строилась под руководством австрийского инженера и предпринимателя Франца Герстнера. Практически всё необходимое для железной дороги закупалось за границей: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Дорога была открыта в 1837 году и в народе мнение о ней было неоднозначным, её считали чисто увеселительной и не имеющей никакого практического смысла.
Интересно происхождение слова «вокзал» в русском языке (поначалу звучало как «фоксал»). Оно происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в Лондоне, принадлежавшего в XVIII веке некой Джейн Вокс.
Поездка по первой российской железной дороге на невиданном ранее огнедышащем поезде и посещение «фоксалов» по пути следования мыслилась именно как модное светское развлечение для богатых.
Вокзалы первой российской дороги в Петербурге, в Царском селе и Павловске строили разные архитекторы. И если г. Фосатти в Царском селе и А. И. Штакеншнейдер в Павловске построили вокзалы в стилистике увеселительных заведений: с фонтанами, бальными залами и зимними садами, то К. А. Тон подошел к строительству Санкт-Петербургского (позже Царскосельского вокзала) серьезно и возвёл чисто функциональное сооружение с кассами и залами ожидания, как будто понял, что за железными дорогами большое будущее.
В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве первой магистральной железной дороги между двумя столицами, Санкт-Петербургом и Москвой длиной 609 верст. Были организованы архитектурные конкурсы по оформлению главных железнодорожных вокзалов и в них участвовали многие известные архитекторы. Победителем конкурса стал К. А. Тон, спроектировавший к тому времени Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское здание. Однотипные вокзалы объединили Москву и Петербург не только железнодорожным путем, но и архитектурно. И в Москве, и в Петербурге над входом в вокзал возвышалась надстройка в виде башни. На ней размещались часы и крепились флагштоки со штандартом Ведомства путей сообщения. До 1881 года это был Андреевский флаг, потом его сменило белое полотнище с российским триколором в левом верхнем углу и отличительными знаками путейцев (перекрещенные топор и якорь) в правом нижнем. Часы и флаги впоследствии стали постоянным атрибутом всех российских вокзалов.
Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто в ноябре 1851 года. В 1855 году Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.
Бывший Николаевский вокзал, ныне Ленинградский вокзал
По внешнему виду здания сразу не определишь, что это вокзал: роскошные венецианские окна, колонны коринфского ордера, богато декорированные фасады.
Бюст архитектора К. А. Тона перед зданием Ленинградского вокзала
Внутри здания вокзала сохранились кирпичные колонны, сложенные более 150 лет тому назад
Такой флаг развивался на флагштоке Николаевского вокзала до 1917 года
Во второй половине 19-го века вокзалы становятся важными общественными зданиями, которые формируют облик городских привокзальных площадей. В 1859—1862 гг. были построены первые направления Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог. И рядом с Николаевским вокзалом на Каланчевской площади были возведены два новых вокзала — Троицкий архитектора Р.Кузьмина (ныне Ярославский) — двухэтажное строгое белое здание и Рязанский (ныне Казанский). И это было рождением на месте бывшего московского пустыря с огромным Красным прудом знаменитой «площади трех вокзалов».
Архитектурное оформление площади трех вокзалов в последующие годы неоднократно видоизменялось и законченное архитектурное решение площадь получила уже при советской власти с постройкой здания гостиницы «Ленинградская». Но история уникального здания гостиницы «Ленинградская» — это тема отдельного рассказа.
В центре площади трех вокзалов разбит прекрасный сквер с фонтанами и установлен памятник первому министру путей сообщения России П. П. Мельникову. П. П. Мельников был не просто министром, а серьезным ученым, профессором Петербургского Института Корпуса путей сообщения, автором множества научных трудов по устройству железных дорог. Он был инициатором строительства и одним из авторов проекта первой российской железной дороги между двумя столицами.
Сеть железных дорог в России в конце XIX века бурно развивалась и многие вокзалы перестали удовлетворять потребностям возросшего пассажиропотока. Некоторые из них претерпели неоднократную реконструкцию при сохранении исторического фасада, как, например, Николаевский вокзал в Москве, а многие были и вовсе снесены. По сути были построены новые Казанский и Ярославский вокзалы на месте старых Рязанского и Троицкого вокзалов. Так получилось, что лучшие архитекторы и художники того времени были привлечены к их созданию. И сегодня надо бы остановиться и оценить эти выдающиеся архитектурные памятники Москвы.
Казанский вокзал, построенный по проекту архитектора А. В. Щусева впечатляет своей красотой и неповторимостью. А. В. Щусев не был стеснен в средствах, поэтому целью проекта Щусева было создание не просто утилитарного здания вокзала, а архитектурного памятника, который мог бы украсить не только привокзальную площадь, но и сам город.
Общий вид Казанского вокзала: Главная и Часовая башни
Благодаря энергии председателя правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка и самого А. В. Щусева к работе удалось привлечь известнейших художников. В оформлении Казанского вокзала принимали участии художники из знаменитого объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, И. А. Билибин, З. Е. Серебрякова, Е. Е. Лансере и они вместе с Н. К. Рерихом и Б. М. Кустодиевым превратили обычный вокзал в грандиозный культурный памятник. Особенно это становится понятным, когда знакомишься с оформлением зала для пассажиров I класса, его потолочными и настенными росписями.
До революции вокзал не смогли полностью достроить, помешала Первая мировая война. Темы росписей зала I класса Советская власть, разумеется, поменяла в соответствии со своими взглядами, но суть оформления зала от этого практически не изменялась. После последней реставрации, завершившейся в 1997 году к 850-летию Москвы, зал I класса Казанского вокзала засиял в своей первозданной красоте. Сегодня здесь находится т.н. зал повышенного комфорта и час пребывания обходится для пассажиров в 400 рублей. Это как входной билет, чтобы ознакомиться и сфотографировать сохранившиеся дореволюционные общественные интерьеры лучших российских художников того времени.
Общий вид бывшего зала I класса
Оформление торцевых стен
Оформление боковой стены с окнами
Оформление стены, примыкающей к помещениям вокзала
Бывший зал I класса огромен, его свод и стены богато декорированы: здесь и белоснежные с позолотой детали, и лепнина, и встроенные в простенки зеркала, и множество живописных работ художника Е. Е. Лансере. Изначально темы картин были несколько иные, после революции содержание картин подправили.
Вспоминаем, как когда-то гид по Осло самозабвенно рассказывала, сколько символики заложено в архитектуре городской Ратуши. Так вот уверяем, что символики в архитектуре Казанского и Ярославского вокзалов отнюдь не меньше. Щусев при разработке проекта вокзала взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь на Казань приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества перекликаются с восточными мотивами и Казанский вокзал становился ни много ни мало олицетворением восточных ворот России. Композиционным центром здания Казанского вокзала Щусев сделал высокую, более 70 метров, башню, которая напоминает башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Башня также имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля. Шпиль башни венчает змей Зилант, фигурирующий на гербе Казани. Зилант — мифологическое существо в татарских легендах и сказках. В настоящее время, по легенде, змей обитает в озере Кабан и до сих пор охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике.
Главная башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца. На шпиле башни виден змей Зилант.
Змей Зилант на флаге Казани
Часовая башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца
Обязательный атрибут вокзала — часы — Щусев сделал необычными для вокзалов — со знаками зодиака и с боем на колоколе, венчающем часовую башню. Щусев сам разработал эскизы знаков зодиака для циферблата небесного цвета и заказал соответствующий колокол. А сама часовая башня в исполнении Щусева перекликается с часовой башней на площади св. Марка в Венеции. Убедились в этом сами, подняв фотографии площади св. Марка из нашей стародавней поездки в Венецию.
Часовая башня на площади св. Марка в Венеции
Судьба часов Казанского вокзала не была счастливой. До 1917 г. запустить их не успели, а ожили часы работы мастера В. Пушкарева только в 1923 году уже при новой власти. Несмотря на то, что в новую эпоху часы многим казались чересчур вычурными для вокзала, они проработали с колокольным звоном до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его на место только через 30 лет и вроде как часы отбивали каждый час в течение последующих еще 30 лет. В 1997 году часы были отреставрированы, но реставрационные работы были больше связаны с их внешним видом, а часовой механизм работал вполне исправно. В начале 2000-х руководством вокзала было принято решение отключить колокольный звон часов по причине того, что его все равно не слышно из-за шума привокзальной площади. А жаль, бой часов — это отдельное представление, на которое, например, на площади св. Марка собираются сотни туристов.
Не менее символичен и Ярославский вокзал. Он явился северными воротами России и здесь начинается великая Транссибирская магистраль. Строительство Вологодско-Архангельской железной дороги, главным вокзалом которой стал Ярославский вокзал, велось в период 1896—1898 гг. и в это время уже был модным архитектурный стиль модерн, который проповедовал создание целостной жизненной и архитектурной среды. И в полной мере это относится к зданию Ярославского вокзала, автором которого является признанный мастер русского модерна знаменитый русский архитектор Федор Шехтель.
Общий вид Ярославского вокзала
Эскиз здания Ярославского вокзала руки Федора Шехтеля
Фото здания Ярославского вокзала начала XX века
Шехтель широко применял новейшие строительные материалы — металлоконструкции и железобетон. Это позволило значительно удешевить стоимость проекта и создать выразительное и уникальное архитектурное решение для, казалось бы, сугубо функционального здания вокзала. Облик вокзального здания получился нарядным и причудливым, с явным отсылом к неорусскому стилю, но при этом все было исполнено с большим художественным вкусом и не имеет ничего общего с русским китчем. В единое целое были соединены казалось бы совершенно разные части: высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, пояс-фриз из мерцающей неяркой, как северная природа, цветной глазурованной плитки, майоликовые вставки со стилизованными северными сюжетами по рисункам автора здания, устремленная ввысь боковая левая башня, похожая на шпили русских церквей, различные крепостные башенки, а также центральная башня с огромной плавной входной аркой в стиле модерн и килем-козырьком. В нише фронтона под этим козырьком Шехтель расположил символы трех великих русских городов, которые связала железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил. Художественное убранство фасада Ярославского вокзала считается одним из лучших примеров синтеза архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства.
Фриз на фасадах Ярославского вокзала из мерцающей глазурованной плитки, которая была произведена в Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова. Утверждается, что плитка и прочие керамические вставки на фасадах оригинальные и им уже более 100 лет.
Майоликовые вставки на фасадах со стилизованными северными сюжетами по рисункам Шехтеля. В декоративном оформлении фасадов Ярославского вокзала также принимал участие художник М. А. Врубель.
Все интерьеры вокзала были спроектированы в едином с архитектурой здания стиле северно-русского модерна, в том числе светильники, скамьи, киоски, телефонные будки. От первоначальных интерьеров мало что осталось, но в главном вестибюле вокзала и сегодня можно увидеть копии декоративных живописных панно художника Константина Коровина, созданные на тему Русского Севера. Оригинальные произведения Коровина были сняты в 1950-е годы и переданы в Третьяковскую галерею.
Декоративные панно по произведениям художника Константина Коровина в главном вестибюле Ярославского вокзала
Оформление интерьеров главного вестибюля Ярославского вокзала
Ярославский вокзал Москвы по праву можно считать главным вокзалом страны. От его перрона берет начало самая длинная в мире железная дорога — Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 9298 километров до Владивостока. Отсюда поезда отправляются к Северному полярному кругу и в Сибирь, а также в Монголию, Китай и Корею.
Верстовой столб с символичным нулевым километром Транссиба был установлен на Ярославском вокзале в 2001 г. в честь 100-летия открытия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне верстового столба Ярославского вокзала обозначено расстояние до Владивостока — 9298 км. Километровые столбы по ходу Транссиба также установлены в Новосибирске («3336 км») и во Владивостоке («9288 км»).
История Ярославского вокзала неразрывно связана с российской историей. Не коснуться её, хотя бы кратко, нельзя, здесь произошло много значимых событий не только для российских железных дорог, но и для страны в целом.
Все началось в далеком 1862 году, когда возле уже существовавшего к тому моменту Николаевского вокзала было построено небольшое деревянное здание Троицкого вокзала для железной дороги, соединившей Москву с Сергиевым-Посадом, длиной в 65 вёрст (69 км).
Идея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада принадлежала Федору Чижову — русскому промышленнику и ученому. Чижов стал инициатором создания акционерного общества для строительства первой русской частной железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Чижов всем доказывал, что железные дороги должны были строить русские инженеры и рабочие и на основе оборудования российского производства, а финансировать работы должен русский капитал, а не иностранные банкиры.
Раскачать русских купцов на финансирование железной дороги было непросто. Дело было новое и непростое. Для экономического обоснования проекта железной дороги Чижов с помощью студентов Московского технического училища (сегодня МГТУ им. Баумана) организовал подсчет количества паломников в Троице-Сергиеву лавру и прочих прохожих и проезжающих на подводах в Сергиев Посад и обратно. По итогам круглосуточных наблюдений купцам был предоставлен полный отчет о транспортных потоках этого направления и купцы сочли строительство железной дороги прибыльным делом.
Железную дорогу открыли в 1862 году и назвали её Троицкой, такое же название получил и небольшой деревянный вокзал белого цвета, построенный по проекту петербургского архитектора Кузьмина. Т. к. дорога соединяла Москву и Троице-Сергиеву лавру, то для освящения дороги пригласили митрополита Московского и Коломенского Филарета. Ранее митрополит никогда не видел железной дороги и считал, что паломники в лавру должны ходить пешком, а не ездить на огнедышащем поезде. Для митрополита была устроена экскурсия на Троицком вокзале, на которой он подробно ознакомился с предметом освящения и прокатился на паровозе. Надо отдать должное митрополиту, он понял значение железных дорог для России и 18 августа 1962 года в 11 часов утра в день открытия Троицкой дороги благополучно освятил дорогу и станцию, окропив святой водой вагоны и паровоз, приготовленные к отправлению.
В 1870 году железную дорогу продлили до Ярославля и вокзал переименовали в Ярославский. Дорогу на собственные средства строил Савва Мамонтов. Однако его предпринимательская деятельность по строительству частных железных дорог закончилось крахом. На Савву Мамонтова было заведено уголовное дело из-за сложных денежных схем, которые он применял для финансирования своих проектов. Дело было темное и сомнительное, но его посадили в тюрьму. Суд присяжных в итоге вынес оправдательный приговор, но Мамонтов был разорен, и Ярославская железная дорога перешла в собственность казны.
В 1895–1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В современном здании Ярославского вокзала сохранились некоторые части здания от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры — на них держится часть второго этажа и часть здания со стороны привокзальной площади Ярославского вокзала, на которой стоит памятник Ленину.
Колонны-опоры на Ярославском вокзале из проекта Кекушева. Левее колонн до перестройки Ярославского вокзала Шехтелем находился перрон и пути старого вокзала.
Восточный фасад Ярославского вокзала из проекта Кекушева. Именно к нему Шехтель пристроил новый фасад в неорусском стиле, выходящий на Каланчёвскую площадь.
В 1900 г. железную дорогу проложили до Архангельска и старый вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Министерство путей сообщения пригласило архитектора Федора Шехтеля для строительства нового вокзала. В результате и возникло роскошное здание вокзала в уникальном стиле северно-русского модерна, ставшее украшением Москвы — с теремной кровлей, крепостными башенками и высокой шатровой башней. Ярославский вокзал в исполнении Шехтеля — это монументальные «ворота» в северную Русь. Надо отметить, что проект Шехтеля понравился всем без исключения, включая императора Николая II.
В советское время Ярославский вокзал перестраивался еще дважды: в 60-х годах и в 1995 году, но фасад вокзала сохранился в первозданном виде. За эти же годы вокзал был дважды переименован: в 1922 году он получил название Северный, а в 1955 году ему вернули старое название — Ярославский.
С Ярославским вокзалом связаны сразу несколько важнейших вех в истории развития российских железных дорог. В 1929 году отсюда отправился до Мытищ первый поезд на электрической тяге, тот самый, который впоследствии получил в народе название «электричка». Спустя 75 лет — в 2004 году — от перрона Ярославского вокзала по этому же маршруту отправился первый в стране скоростной пригородный экспресс «Спутник». А год спустя был запущено движение скоростной электрички до Сергиева-Посада, на котором паломники могут быстро и с комфортом добраться до Троице-Сергиевой лавры. Символично, что этот поезд получил название «Федор Чижов», так в XXI веке были увековечены заслуги одного из выдающихся прогрессивных деятелей российской истории.
В 2011 году рядом с Ярославским вокзалом по инициативе и на деньги РЖД был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».
Бюст автора Здания Ярославского вокзала Ф. О. Шехтеля
Памятная доска на зданиии Ярославского вокзала
Площадь трех вокзалов — место уникальное для Москвы. Здесь по железнодорожным зданиям можно изучать историю российской архитектуры второй половины XIX-начала XX века. Архитектурные решения трех вокзалов иллюстрируют самые различные стили именно русской архитектуры: строгий русско-византийский стиль Николаевского вокзала, следование историческим образцам в образе Казанского вокзала и образная стилизация в облике Ярославского вокзала. Для туриста вокзал — это дом родной и тем более приятно, если вокзал является ещё историческим и художественным памятником.
И последняя интересная информация. 1 августа 2013 года в День железнодорожника рядом с Казанским вокзалом был открыт групповой памятник авторства скульптора С. А. Щербакова, посвященный создателям российских железных дорог.
Здесь все первые в области российских железных дорог:
1) Изобретатели первого русского паровоза Ефим Черепанов (1774–1842) и его сын Мирон Черепанов (1803–1849).
2) Строитель первой российской железной дороги в России австрийский предприниматель и инженер Франц-Антон фон Герстнер (1796–1840).
3) Первый российский министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804–1880). Ученый, профессор, автор множества научных трудов, заложивших технические основы российских железных дорог.
4) Министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849–1915). Автор русской индустриализации, активно содействовал строительству Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
5) Министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834–1909). Прошел путь от простого рабочего до министра. При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей, таких темпов не было даже в советский период.
6) Наконец седьмой персонаж — Николай I, в композиции представлен его бюст. Его присутствие в этой компании оправдывается следующей надписью в основании памятника: «Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва — Санкт-Петербург». Как бы то ни было, но именно в царствование Николая I в. России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. Было начато активное строительство железных дорог, что дало стимул к развитию отечественного машиностроения, бурному развитию промышленности и освоению Сибири.