Что посмотреть на полуострове рыбачий
Что посмотреть на полуострове рыбачий
Достопримечательности полуострова Рыбачий — природа, история и география. Но рассказывая о нём, нельзя не упомянуть об окрестностях посёлка Старая Титовка, о легендарном хребте Муста-Тунтури и, конечно, полуострове Средний.
Перечислим самые интересные и красивые места, по ходу движения по дороге из Старой Титовки до мыса Цыпнаволок.
1. Общественная историко-краеведческая экспозиция «Титовский рубеж» — появившиеся в 2015 году, у кемпинга в Старой Титовке, небольшой музей и стела в память о павших защитниках Отечества. Экспонаты музея собраны поисковиками-энтузиастами и краеведами в местной округе: на полуостровах Средний и Рыбачий. Залы музея посвящены Великой Отечественной войне и истории этих мест. Вход бесплатный.
2. Мельничный водопад на реке Титовка. Правильнее сказать, что это цепь из трёх водопадов, на одном из которых находятся руины ГЭС, построенной в послевоенные годы, хотя масса легенд про немецкую ГЭС и финскую мельницу создаёт путаницу вокруг этого вопроса. Этот падун — один из самых больших на Кольском полуострове.
3. Водопад и немецкий мост на речке Юринга. Небольшой по объёму воды, но очень красивый водопад, начинающийся от моста, построенного немецкими инженерами-строителями в 1942 году.
4. Швабская (Пароварская) дорога на подъёме к перевалу через хребет Муста-Тунтури. Очередное детище немецких саперов и инженеров-строителей, появившееся в годы войны в этой местности. Она тянется от губы Печенга до хребта Муста-Тунтури и, несмотря на то, что все мосты сгнили, до сих пор поражает туристов своей сохранностью и качеством.
5. Укрепления на хребте Муста-Тунтури времён Великой Отечественной войны. Об этих местах пишут книги и складывают легенды. Описать происходившее здесь с 1941 по 1944 год в паре строк попросту невозможно. Одно можно сказать точно: нигде больше та война не сохранила столько своих следов как в «тунтурях». Последний бой отгремел более 70 лет назад; сотни поисковых экспедиций прочесали, кажется, каждый метр хребта; тысячи туристов взяли себе на память гильзы, патроны и прочие «сувениры» войны; но до сих пор, эти места хранят память о тех страшных событиях и преступлениях, творившихся в этих чёрных тундрах.
6. 221-я батарея Поночевного — пожалуй, самая легендарная батарея Северного Флота времён Великой Отечественной войны: 26.06.1941 г. она первой среди береговых батарей СССР открыла счёт потопленным кораблям противника и стала первым подразделением СФ, получившем орден Красного Знамени 23.10.1942 г. За годы войны артиллеристы батареи уничтожили и повредили 50 судов неприятеля, потеряв в тяжелейших боях 28 бойцов… По батарее было выпущено 17 000 снарядов и сброшено 7000 авиабомб. Нынче на месте батареи остались лишь орудийные дворики да воронки от снарядов, а чуть поодаль оборудован мемориал в память об артиллеристах, павших здесь, защищая Родину.
7. Батарея № 10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии — грандиозное сооружением посреди тундры полуострова Средний. Введеная в эксплуатацию в 1953 году и отслужившая 40 лет, в 1994 году батарея законсервирована: орудия обшиты деревянными кожухами, а стволы демилитаризованы. Но механизмы, обильно покрытые смазкой, до сих пор работоспособны.
8. Два брата — скальные останцы на северном берегу полуострова Средний, высотой 20−25 метров от основания. Живописное место, которое помогает переключить мысли с военной истории этих мест на природные красоты и достопримечательности. К западу от «братьев» есть ещё одна любопытная геологическая формация — берег рыжих камней: песчаники, силой воды и ветра превращенные в необычные фигуры и скульптуры.
Полуостров Рыбачий: экспресс-тур выходного дня (День 2)
Продолжаю рассказ о спонтанном путешествии на выходные на полуостров Рыбачий из Москвы в октябре 2017. Первая часть здесь.
Отчёт о втором дне в формате видеоролика:
Итак, проехав за световой день через Средний и немного поездив по южной части Рыбачьего, мы завалились спать на базе Большое Озерко, предварительно отужинав камчатским крабом 🦀. На свежем воздухе да после бани спалось настолько шикарно, что только под утро обнаружили, что дверь на улицу была всю ночь настежь открыта, при том что температура за бортом была около 5 градусов.
Встали в этот день затемно и в 7 часов вместе с рассветом выдвинулись в сторону Скорбеевской бухты и мысов Кекурский и Немецкий по основной дороге. Трудностей особо не было, дорога хорошо накатана, видели даже местных на легковушках, до Скорбеевской бухты долетели часа за 2 с перерывами на фотосъёмку.
Около самой Скорбеевской бухты нашей главной целью были водопады, но первым делом, когда приехали, накинулись на голубику, которой там было несметное количество. Буквально всё усеяно разными ягодами — съедобными и не очень.
Скалы на краю бухты:
Нафотографировавшись, двинули по северной части Рыбачьего через заброшенный военный городок до мыса Кекурский.
Кекурский — самое живописное место на всём полуострове, представляет из себя черный слоистый скальник, который из горы уходит далеко в воду, а вокруг сплошные заросли ягод.
Далее наш путь лежал до Вайда-Губы и мыса Немецкий. Кратко эту часть полуострова можно охарактеризовать как огромную помойку. Всё завалено бочками, ящиками и прочими атрибутами пребывания людей и военных в частности.
На окраине посёлка осмотрели заброшенный корабль, который по праву можно считать памятником пьянству и разгильдяйству. В 2016 году был сильный шторм в Баренцевом море, команда напилась и не смогла нормально зашвартовать рыболовецкое судно, в результате чего его выбросило на мель и пробило корпус. Пытались с тех пор его 2 раза оттуда вытащить, но стоимость операции превышала остаточную стоимость судна, поэтому его решили бросить. Теперь оно обрело временный покой в Вайда-губе до нового сильного шторма. Слава Богу, все члены экипажа остались живы. Интересно, как это судно пережило зиму, кто поедет летом — отпишитесь, пожалуйста, в комментариях.
У мыса Немецкий лежала туша мертвого полосатикового кита. Как рассказали местные, в начале сентября кит попал под винт корабля, ему отрубило голову и выбросило штормом на берег у Вайда губы. После этого в новый шторм его переместило на 3 км севернее на мыс Немецкий.
И, кстати, про местных. Еще на пути к Немецкому мы встретили бегающего в спортивном костюме мужичка, который очень внимательно проводил нас взглядом. Затем пока мы пинали кита он к нам подошел пообщаться за жизнь и рассказал всяких местных историй, но думается делал он это не просто так из любопытства, а потому что так положено по службе 😉
А дальше мы двинулись в обратный путь до Мурманска. Кому интересно, все наши перемещения за день можно посмотреть в ускоренном варианте за 20 минут:
Путь от мыса Немецкий до Титовки у нас занял приблизительно 4 часа, что считается весьма неплохим результатом. Военные ездят на КАМАЗе за 6 часов. Когда прибыли, уже стемнело — осенние дни на севере весьма коротки.
Полуостров Рыбачий: экспресс-тур выходного дня (День 1)
События из этого поста произошли в начале октября 2017, но руки долго не доходили оформить про это отчёт. О поездке на полуостров Рыбачий мечтал давно: подбирал маршруты, изучал рассказы в Интернете, до дыр были затёрты Wikimapia и все подобные сайты. Но, к сожалению, поездка долго откладывалась: то не было компании, то не хватало времени (хотелось поехать своим ходом из Москвы, а это минимум дней 10 надо закладывать), то находились другие причины.
И тут друг SKIPPA просит помочь перегнать в одни из выходных старый американский вэн из Мурманска в Москву. Купили за 4000 руб. билеты на самолёт в один конец из Москвы в Мурманск, начали планировать дорогу и какой инструмент нам может понадобиться для ремонта старой колымаги «в поле», но буквально за день до вылета выясняется косяк с документами, который ставит крест на всей поездке. Билеты возврату не подлежат, выходные распланированы под перегон. К счастью, в голову пришла идея — а не поехать ли на Рыбачий?! Срочно были куплены обратные билеты, из закромов браузера были извлечены все маршруты и POI, заказан прокатный Mitsubishi Pajero IV с мотором 3.8 V6 прямо в аэропорт, и мы выдвинулись.
Видеоролик про первый день путешествия:
Итак, поздно вечером в пятницу мы сели в самолёт и вылетели в Мурманск. Приземлились без задержек в 2 часа ночи, быстро уладили формальности по машине и поехали в город за продуктами и на заправку. Примерный план был — проехать в первый день максимум из возможного, заночевать в машине где-нибудь в районе самой дальней точки маршрута и к вечеру второго дня вернуться в Мурманск.
От Мурманска до поворота на Рыбачий в Титовке доехали в кромешной тьме, поэтому ничего толком и не разглядели, кроме того, что дорога была необычайно хорошего качества, а расход нашего корабля не опускался ниже 15 литров на сотню. На Рыбачий свернули в районе 7 утра, сразу же начало светать и стало понятно, что мы где-то в горах.
Сначала ехали где-то по небольшим горам и раздолбанной грунтовке, потом вплоть до начала подъёма на перевал через Муста-Тунтури дорога идёт вдоль реки.
В районе разрушенного моста начался мелкий дождь, который сопровождал нас вплоть до середины Среднего:) Воспользовавшись фото-остановкой, заодно немного стравили колёса, чтобы дальше ехалось мягче и увереннее.
Разведка зимнего маршрута на полуостров Рыбачий
Как я уже писал ранее, после Нового года Немодный клуб в компании мотопутешественников Саши Варда собирается прокатиться на Рыбачий, потренироваться перед совместной поездкой в Норильск. Наш соклубник, Женя «Кимыч» решил совершить пробный заезд по предстоящему маршруту. И вот представляю вашему вниманию его отчёт.
Повествование от лица ведет известный в определённых кругах джипер — «Кимыч», он же Евгений Смирнов.
Часть 1-я.
Дорога к перевалу Муста-Тунтури.
Идея проехаться зимой на Средний и Рыбачий посещала меня не один раз. Начиная с 2009 года, когда я первый раз побывал на Рыбачем и Среднем, каждый год она будоражла голову всё сильнее и сильнее!
Первый раз эта попытка была сделана в ноябре 2010 года. Попутчиков тогда не нашлось, и мне пришлось взять своих детей. В целом поездка была удачной, но авантюрной и на грани риска.
И вот наконец-то свершилось! На работе все дела закончились (кризис в стране и санкции), наступила зима, и появилась финансовая возможность осуществить задуманную мечту. Осознавая, что всё может кончиться плохо, мои дети были вычеркнуты из списка возможных членов экспедиции. Начались поиски напарника. И, о чудо, он (напарник) нашёлся. Им стал всем известный «Дроныч»- он же Андрей Хорьков. После короткой переписки по WhatsApp и уговоров его супруги, положительный ответ был получен. И вот намечены сроки экспедиции, и началась подготовка! Выбор машины пал на TLC-100, т.к. на ней я уже посещал крайний север не один раз. Подготовка и сборы прошли не заметно.
Уложив все свои вещи, я обнаружил, что снаряжению Дроныча места в машине нет вообще! В итоге, поиграв в «тетрис» со шмурдяком, место всё же было найдено.
Прощание с Москвой, с семьёй и т.д., и вот я уже еду к своему Питерскому другу. Встреча в Питере была тёплой и дружелюбной, отъезд совпал с днём рождения жены Дроныча — Нади. Нагнав страху на своих друзей рассказами о перевале Муста-Тунтури зимой, я чуть не лишился своего напарника! Но уговоры и цветы его супруге сделали своё дело! Так как о результатах экспедиции мы с Андреем не знали, решено было назвать нашу экспедицию «Надежда».
И вот утро понедельника 7 декабря. УРА! Мы наконец- то выехали из Санкт-Петербурга, правда, в час дня и с больными головами.
Так что пришлось часто меняться за рулём первую часть пути. Перегон до Мурманска было решено сделать без остановок. Дорога, всем нам известная, как свои пять пальцев, к тому же сухая и почти свободная. Продвигаясь всё дальше на север, у нас больше и больше поднималась настроение – свершилось, мы наконец-то вырвались из матрицы, Питерской и Московской.
В районе Гирваса начал появляться первый снег на обочине и температура опустилась ниже нуля. На дороге появилась «каша» и … произошло то, чего вообще не ожидали — перестал работать омыватель лобового стекла (казалось мелочь, но эта мелочь очень мешала обгонять поток автомобилей).
Проехав Лоухи (1049 км от Питера) мы по традиции остановились у стелы «Полярный круг». Снега было по … пояс и мы решили устроить фотосессию на обратном пути (чего так и не сделали, поэтому фотка только такая).
В районе Мончегорска на нас обрушился сильный снегопад с ветром, но Мурманск был уже близок и мы на ощупь, как ёжики в тумане, продвигались к финишу.
Мурманск, в 7 утра встретил нас полярной ночью и ценами на ДТ в 40 рублей. Мы остановились в гостинице «69 параллель».
Оформляя документы у нас поинтересовались не сирийцы ли мы (оказывается, через Мурманск в Норвегию бегут беженцы), но мы при ближайшем рассмотрении оказались русскими
и дёрнув по стопочке-другой водочки, легли спать.
Проснувшись в 13 часов и пообедав, мы увидели, что день в Мурманске уже заканчивается.
Позвонив своим друзьям в городе и обозначив место, где нас, если что искать, мы выдвинулись в Титовку. Дорога до Титовки оказалась как каток, местные летают по ней как шары в боулинге, но мы за безопасную езду и со скоростью 60-70 км в час степенно доехали до поста пограничников.
Перед перевалом решили заехать в Титовку и заранее договориться с каким-нибудь трактористом на тягаче о помощи нам, если застрянем в снегу. Но ничего похожего, что сможет помочь, мы не нашли и выдвинулись к перевалу Муста-Тунтури.
Начав движение к «пьяному ручью», обнаружили вполне проходимую дорогу.
По ней совсем не давно проезжал военный КамАЗ, и мы без особого труда, проехав ларек с курицей гриль,
добрались до беседки у подножья перевала.
По дороге мы встретили «шишигу» (ГАЗ-66) и спросили у ребят в машине пройдем ли мы перевал. Те, посмотрев на нас и на нашу машину, они ответили «НЕТ!». На вопрос «а с лебедкой?» мы получили толи утвердительный, толи отрицательный кивок головой. Для себя же решили, что он был утвердительный, да и отступать было не куда, позади Москва, Питер и Мурманск! Выполнив ритуал задабривания духов у беседки и, достав шаклы, удлинители и рывковые тросы, в 18 часов, мы ступили на перевал.
Часть 2-я.
Перевал Муста-Тунтури — мыс Немецкий
Длина перевала по данным Юры «Старосты» (он был наш координатор и компьютерный мозг) составляла 15 км.
Первые 1,5 км в гору дались нам очень легко, снега было всего лишь по ступицу колес (35-й геолендер),
но впереди замаячили переметы! И уже на первом, попробовав взять его ходом, мы сели на защиту и как черепашки стали крутить колесами в воздухе. Опытный штурман – пилот Дроныч, схватив трос лебедки и рывковый трос, устремился вдоль к одиноко лежащему большому камню.
Минут через 5-7 первый перемет был пройден. И тут на нас опустилось понимание сложности пути! Но как в песне поется « А посуда вперед и вперед». Мы ринулись в бой со снегом.
Следующий перемет был затяжной и более снежный, поэтому, взяв лопату, мой штурман превратился в простого таджикско – узбекского дворника и начал копать. Посмотрев из машины на эту чудо технику, мне ничего не оставалось, как примкнуть к нему с лопатой – мы же КОМАНДА! Прокопав метров 30-40, было решено попробовать проехать перемет. Пройдя расчищенный участок, машинка опять встала как вкопанная.
Вспомнив рассказ ребят с Драйва 2 о том, что они слегка лебедились за вешки в бочках, мы решили попробовать чуть сдернуть авто с помощью бочки. Наивные…
И даже не пытайтесь! Бочка была успешно вывернута из мерзлого грунта, а машина стояла все на том же месте как памятник! Размотав удлинители, мы нашли подходящий камень в метрах 70-80 от нас. Преодолев очередной перемет, мы решили изменить тактику продвижения. Начали пробовать двигаться накатом (благо опыт не пропьешь). И свершилось почти чудо. Таким способом нам удалось пройти еще около 1 км.
Длина пройденного пути по перевалу приближалась к 3,5 км. И вот, опять или снова появились длинные переметы… И тут в наших головах (в моей точно) закралась тень сомнения – а стоит ли биться ночью, в темноте? А может подождать утра! Но взглянув друг другу в уставшие глаза, мы твердо решили – МЫ ЖЕ НЕ ТРЯПКИ, МЫ КОМАНДА! И двинулись вперёд с утроенной силой. Надо отдать должное небесной канцелярии, или мы слишком хорошо задобрили духов, или на небе правильно встали звезды. Температура не опускалась ниже 4 градусов, ветер был слабенький, а видимость отличная. Продвигаясь все выше и выше, мы даже не заметили как достигли вершины перевала ( пройдено 5,7 км от беседки).
Это была первая наша радость за этот день! Дальше проще, дальше спуск подумали мы и жестоко ошиблись! Колесные диски забились снегом, и он превратился в лед, и уже на первом спуске тормозов не было «ВАЩЕ».
Опасность спуска заключалось в том, что пробивая перемет ходом нужно было вовремя остановить машинку, чтобы не улететь с обрыва. Таким способом, с помощью какой-то матери, стиснув зубы и взяв по крепче руль, мы доехали до конца перевала.
Первый и самый непонятный этап был пройден! ПЕРЕВАЛ ВЗЯТ! УРА! Сфотографировавшись у памятника в конце перевала, мы двинулись вперед. Было решено дойти до бывшей базы геологов на Рыбачьем и там заночевать.
Снега на Среднем было очень мало, что вполне позволило бы ездить по нему даже на пузотерке. Проехав 10-15 км, мы начали искать своротку на Рыбачий, но … Не нашли! Представляете, мы, два не молодых джипера, у которых за плечами не одно выигранное соревнование по линейному ориентированию, не смогли в темноте сразу найти этот поворот!
Позор нам на наши светлые головы, даже два навигатора не поставили нас на путь истинный! Мы начали, как слепые котята, тыкаться во все съездки и своротки!
Окончательно уставши и потратив целый час на это, мы твердо решили включить голову и мозг, который был затуманен победой над перевалом.
И… результат не заставил себя долго ждать.
Вот оно, то что осталось от базы геологов (это утренний снимок), которая не один раз выручала меня и моих друзей своей гостиницей в вагончиках, столовой, с красивой поварихой Жанной и, конечно же, ремонтной мастерской в ангаре.
На Рыбачем был очень сильный ветер, и нами было решено разгрузить свой шмурдяк из машины на ночь в ангар. Там же мы накрыли праздничный стол с ужином.
Выпив бутылочку (одну) беленькой и пообщавшись по спутниковому телефону с друзьями и родными, мы легли спать в машине, предварительно положив под голову мягких и приятных бегемотиков. Утро было ранним, в 10 часов мы позавтракав, собрались и выехали ко второй и главной цели нашей экспедиции — мысу Немецкий. По нашему плану мы хотели засветло дойти до него и вернуться на базу геологов.
Дорога оказалась почти такой же бесснежной, как на Среднем. По расчетам Юры-Старосты нам надо было пройти 15-18 км до Немецкого.
Через 3 км нашего пути мы увидели следы… Медведь – шатун, подумали мы и закрыли все двери в машине на ЦЗ. Как потом оказалось у страха глаза велики, медведь-шатун был большим северным оленем!
Через 10 минут мы увидели КамАЗ с мужиками, разбирающими мост. Подъехав к ним, мы задали резонный вопрос: «Пройдем до Немецкого?!». Посмотрев на колеса, на наши лица (рожи), нам положительно кивнули.
Мы, отблагодарив служивого гостинцем из винно-водочного магазина, поехали дальше. И через 5 минут были по уши довольные у конечной точки нашего маршрута – мыса Немецкий. Ребята, УРА! Сбылась мечта двух идиотов, мы на Немецком!
Есть только одно но, мы забыли шампанское. Но мы не растерялись и с лихвой заменили его водкой и икрой.
Опять, позвонив друзьям и родственникам, мы устроили фото фиксацию взятой точки.
Отметившись, мы двинулись в обратный путь. Стало темнеть, поднялся ветер, время 13-30.
Часть 3-я.
Мыс Немецкий – Мурманск – Санкт-Петербург
И тут чуть не случился конфуз … С радости и на большом ходу, я в повороте на льду едва не сделал «уши». Остановившись и придя в себя, мы осторожно продолжили движение.
Так как дорога была известна, и цель достигнута, мы приняли решение двигаться к перевалу и дальше в Мурманск.
Подъезжая к началу перевала, мы увидели свет в строящемся деревянном домике, который недавно появился у подножья. Внутри активно работали люди. Остановившись, мы спросили, что это будет? Получили интересный ответ – «Рыбачий и Средний хотят сделать природным парком, и видимо могут сделать платный въезд!»
Похоже, 2015 год был последним, когда на Рыбачий и Средний можно было попасть бесплатно.
Пропустив снегоход с перевала, мы двинулись в обратный путь. Дорога назад была накатана как грейдер. По пути, останавливаясь, мы устраивали фотосессии засадных мест. Чуть отойдя от дороги сразу проваливаешься весьма глубоко в снег.
По времени туда мы прошли перевал за 3,5-4 часа, обратно – за час. Где то в середине перевала пошел сильный снег и начался ветер.
Пройдя перевал и доехав до Титовки, мы накачали колеса и взяли контакты директора базы отдыха прямо в Титовке.
Дорога до Мурманска от Титовки была сущий ад.
Пошел сильный снег, гололед и извилистая дорога показалась нам намного тяжелее, чем обратная дорога через перевал.
Через 2,5 часа мы уже были счастливые и довольные в номере в «69 параллели».
Выпив одну бутылку водки, мы решили подышать свежим воздухом и попутно взять еще одну бутылку. И вот, заходя в гостиницу, местные приняли нас за «ментов» (видимо короткие прически и наглые довольные рожи). Но это нам не помешало праздновать нашу победу дальше.
Встав с утра, мы занялись ремонтом машины, которая выглядела как большой сугроб.
Благодаря умелым ручкам Дроныча и его светлой голове, омыватель был отремонтирован. Погода на улице становилась все хуже и хуже! Снег не переставал идти уже сутки.
Последней целью нашего путешествия было посещение атомного ледокола «Ленин». В 14 часов в составе немногочисленной группы мы совершили экскурсию по кораблю. Очень впечатляет!
Сухие цифры:
— бюджет экспедиции: 50 000-60 000 р
— солярки сожгли: 600-650 л
— длительность: 5 дней
— пробег: около 3000 км
— выпито водки на двоих: 3л (очень мало)
Еще раз хотим сказать всем спасибо!
И до новых встреч на просторах нашей необъятной страны!
Дополнение от топикстартера.
Тут народ в комментах по поводу водки негодует, я поясню.
У нас только так и никак иначе: