Что посмотреть на речном вокзале
Северный речной вокзал Москвы: история и достопримечательности
Северный речной вокзал Москвы (СРВ) называют парадными воротами порта 5 морей. Грандиозное по своему замыслу строение в стиле сталинский ампир было построено в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и стало одним из советских символов города. Вокзал, пришедшей в запустение и заброшенный на многие годы, был отреставрирован и открыт в день города — 5 сентября 2020 года, сейчас он вновь обрел былую славу.
Северный речной вокзал Москвы называли речными воротами города. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Северный речной вокзал Москвы: несколько фактов
Сайт: северный-речной-вокзал.рф Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, строение №2. Ближайшее метро: станция «Речной вокзал».
Северный речной вокзал Москвы на карте
Реставрация Северного речного вокзала
С 5 сентября 2020 года, Северный речной вокзал в Москве, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами. Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного.
Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.
Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.
Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места. Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.
За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка. Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.
Входы в вокзал
Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками.
Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов. Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.
Фонтаны
Изначально в боковых галереях вокзала находились два симметрично расположенные фонтана. Их оформление было тематическим: северный фонтан оснащался фигурками белых медведей и выполненных из бронзы северных птиц, а южный украшала скульптурная группа из дельфинов. Из-за того, что фигуры животных северного фонтана сильно пострадали от времени, их пришлось изготавливать заново. А вот бронзовые дельфины были обнаружены в здании вокзала и установлены на прежние места.
В настоящее время старые фонтаны «Север» и «Юг» дополнены новым, светодинамическим. Он установлен на площади перед вокзалом и имеет площадь свыше 110 квадратных метров. Мало кто знает, но Северный речной вокзал имеет еще два небольших фонтана-родничка, сделанных в виде осетров, из голов которых в каменные чаши бьют струйки воды.
Парадная лестница
Из-за разного уровня высот парковый фасад здания — двухэтажный, а речной фасад — трехэтажный. Со стороны набережной построена высокая широкая лестница, ведущая в центральный вход вокзала.
Учитывая, что от данного речного вокзала начинались все северные экспедиции советских ученых в 1930-1940-е годы, часть декора вокзала посвящена именно этой тематике. Сейчас у его главной лестницы установлена точная копия первого серийного советского самолета, летающей лодки Ш-2, разработанного конструктором Шавровым.
Интерьеры
Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.
Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.
В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.
Кабинет Сталина
На первом этаже вокзала восстановлено небольшое помещение, получившее название «кабинет Сталина». Некогда там первые лица государства могли ожидать посадки на пароход либо проводить деловые встречи. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка 30-х годов ХХ столетия, и в нем также могут проводиться некие камерные встречи крайне узкого круга лиц.
Ресторан «Волга-Волга»
После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. Ресторан был открыт в 1939 году, воссозданы первоначальные интерьеры. Ресторан «Волга-Волга предлагает «русско-советскую кухню в современном прочтении».
Музей Транспорта Москвы
В здании речного вокзала после его открытия 5 сентября 2020 начал работать Музей Транспорта Москвы. Им представлены сменные экспозиции, рассказывающие об истории строительства вокзала, развитии речного и морского транспорта. Здесь также работает сувенирный магазин Музея Транспорта Москвы.
Смотровая площадка
По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания. С плоской крыши-террасы открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино. Здесь можно полюбоваться историческими фонарями-ландышами и сфотографироваться на фоне вокзальной башни с часами.
Крыша Северного речного вокзала стала еще одной интересной смотровой площадкой Москвы.
Макет канала имени Москвы
Новой деталью привокзальной территории стал искусственный ручей, полностью повторяющий конфигурацию канала имени Москвы с латунными макетами 8 шлюзов и самого вокзала. Начинается макет около причала №1, разбивается на 4 части. Длина искусственного потока – 400 метров, выглядит он красиво и необычно. Детям очень нравится запускать по нему кораблики. Макет канала подсвечивается в темное время суток.
Парк Северного речного вокзала
Рядом с Северным речным вокзалом находится парк, который был разбит в 1936-1938 годы по проекту Тимофея Шафранского. Парк расположен на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора Мельчакова И.Д. протянулась вдоль Ленинградского шоссе.
Скульптура «Спорт»
Сейчас парк, как и вокзал значительно обновлен, возвращен первоначальный вид парадному партеру и аллеям с цветниками. Кроме двух воссозданных исторических фонтанов появился еще один, возведены павильоны в стиле 1930-1950 годов, а также отреставрированы сохранившиеся скульптуры «Спорт» и «Водный путь». Построены детские и спортивные площадки, зоны отдыха с шезлонгами и пуфами в виде камушков.
Северный речной вокзал и подводная лодка: на что еще предлагает посмотреть Russpass
В цифровом туристическом сервисе Russpass появился новый прогулочный маршрут «На берегах Химкинского водохранилища». Горожане познакомятся с уникальной архитектурой Северного речного вокзала, открывшегося после масштабной реставрации в прошлом году, а также пройдутся по живописным благоустроенным паркам «Покровское-Стрешнево» и «Северное Тушино». Прогулка рассчитана на несколько часов и включает в себя пять остановок.
Маршрут начинается на территории Северного речного вокзала. Его главное трехэтажное здание в стиле советского ампира было построено по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского в 1933–1937 годах. Оно напоминает огромный плывущий белоснежный двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Существует мнение, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции. В 40-е годы прошлого века с Северного речного вокзала отправлялись полярные экспедиции. В память об этом внутри здания открыли музей, посвященный освоению Севера.
Северный речной вокзал давно стал одним из узнаваемых символов Москвы. Его не раз снимали в кино, например в картинах «Волга-Волга», «По семейным обстоятельствам», «Новая Москва», «Гонки по вертикали», «Коллеги» и других. Рядом с вокзалом есть небольшой парк, в котором все желающие могут рассмотреть восстановленные во время масштабной реставрации фонтаны и скульптуры 1930-х годов.
Далее маршрут приведет в природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево». Зона отдыха названа так в честь одноименной дворянской усадьбы, которая находится на этой территории. Посетители парка могут увидеть главный дом усадьбы, построенный в 1800-е годы, более поздние пристройки к нему, а также оранжерею и церковь середины XVIII века. Кроме того, в парке находится каскад прудов, в которых живут утки, бобры и ондатры. Для юных гостей на территории зоны отдыха созданы детские площадки, есть качели и горки, а для любителей пикников — специально обустроенные места.
Продолжить прогулку пользователям сервиса предлагают на набережной канала имени Москвы. Здесь, например, можно увидеть один из самых крупных шлюзов столицы ― № 7. Он входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает Химкинское водохранилище и Москву-реку. Шлюз № 7 был построен в 1937 году по проекту архитектора Владимира Кринского. Его верхние башни украшены горельефами (разновидность скульптурного выпуклого рельефа) с изображением комсомольцев, а у средних установлены скульптуры рабочих. С набережной открывается живописный вид на канал.
Еще одна точка маршрута ― парк «Северное Тушино». Здесь обустроены детские площадки, а для любителей активного отдыха ― спортивные зоны. Так, в парке можно играть в волейбол, баскетбол, мини-футбол, заниматься воркаутом (гимнастика на турниках, брусьях, шведских стенках и прочих конструкциях). В теплое время года на берегу Химкинского водохранилища работает вейк-станция для занятий вейкбордингом (вид спорта, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки) и открыт пляж с шезлонгами. Завершить прогулку предлагается на территории музейного комплекса, посвященного истории военно-морского флота России (Музей истории ВМФ). Среди его экспонатов есть советская дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». В 80–90-е годы XX века лодка участвовала в военных операциях в Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях, а также в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки. Сейчас Б-396 «Новосибирский комсомолец» превращена в музей, посетить который в составе небольших экскурсионных групп могут все желающие.
Russpass ― цифровой туристический сервис, который помогает быстро и легко спланировать путешествие по России. Здесь можно купить билеты на самолет, поезд, различные экскурсии, в музеи и театры, забронировать отель или столик в ресторане, а также узнать об интересных местах и полезных услугах. В сервисе доступно более двух тысяч предложений для путешественников, включая туры и авторские маршруты. Соглашения о сотрудничестве с Russpass подписали все регионы России, из которых 76 уже предоставили свои туристические программы. За время работы сервиса (с июля 2020 года) к его услугам обратились более одного миллиона пользователей.
Сервис разработан по инициативе Правительства Москвы. Проект курирует столичный Комитет по туризму совместно с городским Департаментом информационных технологий.
Что нужно знать о Северном речном вокзале
Откуда взялся Северный речной вокзал и почему он так важен?
Северный речной вокзал появился в эпоху грандиозных строек и бурного развития Москвы. Тогда же, в 1930-е годы, началось строительство метрополитена и проектировался Дворец Советов. Конструктивизм постепенно вытесняла неоклассика: архитектура столицы становилась особенно величественной и пышной. Ну а речной вокзал, яркий памятник сталинского ампира, создавался в непосредственной связи с каналом «Москва-Волга» (сегодня – Канал им. Москвы) – уникальным водным сооружением с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, обеспечивает подачу электроэнергии. Кроме того, на берегах канала появилось множество баз отдыха и рыболовства. Словом, значимость его огромна, а о необходимости такого канала думал еще Петр I.
Фото: Shutterstock
Речной вокзал стал «венцом» грандиозного комплекса и водными вратами Москвы. Поражающий воображение памятник архитектуры был вообще-то экспериментальным проектом – подобных сооружений в стране до этого не возводили. Зато позже он послужил образцом для речных вокзалов в других городах. Благодаря ему и каналу столица стала по праву считаться «портом пяти морей»: отсюда стало возможно добраться на Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря. А в число основных направлений навигации вошли Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград. Когда-то вокзалом пользовались 1,5 миллиона пассажиров за сезон, и теперь, после восстановления, пропускная способность сможет вернуться к этим цифрам.
Фото: Canva.com
Еще один интересный исторический факт: именно в акватории вокзала начинались советские арктические авиаэкспедиции 1930–1940 годов.
Архитектура и декор
Северный Речной вокзал – первый по-настоящему красивый речной вокзал страны. Даже так: он первым был задуман, как красивый. Как не только функциональное сооружение, но и место притяжения, достопримечательность, где можно прекрасно провести время.
Здание вокзала напоминает корабль – огромный круизный лайнер. Его открытые веранды с колоннами должны были символизировать палубы; открытые галереи с фонтанами по обеим сторонам – нос и карму; центральная часть – корпус корабля с каютами; а центральная башня – мачту или трубы парохода (существуют разные интерпретации, но суть понятна).
Фото: Александр Калашников
Помимо морской тематики его архитекторы, Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, вдохновлялись Дворцом дожей в Венеции – величественным памятником итальянской готической архитектуры XIV-XV веков.
Фото: Shutterstock.com
27-метровый шпиль вокзала украшает огромная позолоченная звезда, похожая на знаменитую кремлевскую звезду со Спасской башни. Механизм шпиля – подвижный: проектировщики хотели, чтобы его можно было задвигать обратно в башню в конце навигационного сезона. Однако эта функция оказалась невостребованной: шпиль убирали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал мишенью для немецких бомбардировщиков. Вместе с ним высота здания составляет 75 метров.
Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.
Фото: Александр Калашников
Понравился посетителям и новый фонтан («Юг» и «Север» были отреставрированы), который установили на площади перед вокзалом: это светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров. Фото: Александр Калашников
Весьма примечательны 24 фарфоровые тарелки-медальоны на колоннах у обоих входов на вокзал – со стороны набережной и парка. Все они имеют 1,5 метра в диаметре и украшены уникальными полихромными рисунками, объединенными темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и даже романтичный и удивительный дирижабль. Он, как и многие другие изображения на медальонах, имеет реальный прототип: это самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный на комбинате, который так и назывался – «Дирижаблестрой». На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался. Реставрация этих элементов декора была каверзной задачей, но теперь мы можем любоваться ими в первозданном виде. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что до сих пор находятся на станции метро «Театральная». Фото: Shutterstock
Интерьеры вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. И снова большое внимание к деталям: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, здесь уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.
Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937-м архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.
Прилегающая территория
Под стать величественному зданию и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского и тоже является объектом культурного наследия регионального значения.
Фото: Александр Калашников
Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и этот парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно и нужно запускать кораблики, что непременно оценят юные гости.
Фото: Александр Калашников
Чем заняться
Мы уже писали, что Северный речной вокзал был изначально задуман как место для прогулок и отдыха. Эксперты считают, что теперь, после реконструкции, он будет не только туристическим маст-хэвом для гостей из-за рубежа и других городов России, но и центром внутреннего туризма, куда москвичи будут нередко заезжать в выходные и праздничные дни. То есть встанет в одном ряду с ВДНХ, Парком Горького, Зарядьем. На открытие вокзала пришло очень много людей, и восторженных отзывов было не сосчитать. Ведь получилось и правда очень здорово.
Фото: Александр Калашников
Посетителям мы рекомендуем познакомиться с вокзалом поближе – на экскурсии. Из-за пандемии они временно приостановлены, но, когда позволит обстановка, такая прогулка станет отличной идеей. Проводят их экскурсоводы Музея Транспорта Москвы и в том числе его директор – Оксана Бондаренко.
В здании вокзала открыли выставочное пространство этого же музея. Планируется, что оно даже станет его «визитной карточкой». Первой экспозицией стал проект «Порт пяти морей и одного воздушного океана», посвященный роли Северного речного вокзала в освоении Арктики.
Не только подкрепиться, но еще поностальгировать и полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика» можно в ресторане «Волга-Волга». Легендарное заведение было открыто в далеком 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие.
Конечно же, отсюда отправляются речные круизы – выбирайте и бронируйте в местном туристическом офисе. Ну а дальше будет больше. В следующем сезоне на территории Северного речного вокзала начнут проводить культурные мероприятия – для этого уже возведен амфитеатр. Посетители смогут насладиться пляжным отдыхом в зоне с тремя бассейнами с подогревом для взрослых и детским бассейном глубиной 0,5 метров.
Поблизости открылись площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравится уютная детская площадка, оформленная в морской тематике.
Фото: Александр Калашников
И, пожалуй, самые волнующие планы – долгосрочные: в ближайшие годы между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал», как раз над каналом, построят канатную дорогу длиной 2,3 километра. Она соединит несколько районов и станет важным транспортным объектом в округе. Ну и увлекательным аттракционом, конечно же!