Что посмотреть на театральной станции

Московское метро как музей: 14 самых красивых станций и их история

Что посмотреть на театральной станции. Смотреть фото Что посмотреть на театральной станции. Смотреть картинку Что посмотреть на театральной станции. Картинка про Что посмотреть на театральной станции. Фото Что посмотреть на театральной станции

Московское метро перенесет вас в древний Рим, Париж начала XX века, романы Достоевского или даже в будущее. Главное знать, на какой станции выходить. Иностранцы давно раскрыли этот секрет и обязательно спускаются в «подземку» как в музей, чтобы увидеть самые красивые станции московского метро и изумиться дизайнерским решениям. Рассказываем, к каким станциям стоит присмотреться и почему.

Станция Маяковская

Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.

В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.

Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.

Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.

Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.

Площадь Революции

«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.

Театральная

Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.

По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.

Что посмотреть на театральной станции. Смотреть фото Что посмотреть на театральной станции. Смотреть картинку Что посмотреть на театральной станции. Картинка про Что посмотреть на театральной станции. Фото Что посмотреть на театральной станции

Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.

Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.

Комсомольская

Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.

Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.

Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.

Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.

Рекомендуем экскурсии в Московском метро

Новослободская

Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».

В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:

В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.

Белорусская

Светлая, ясная, монументальная — одна из самых интересных станций метро Москвы «сложена» из белорусских мотивов.

На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.

При переходе на Замоскворецкую линию увидите скульптуру Манизера «Белорусские партизаны». Наверху Белорусский вокзал.

Киевская

На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.

Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.

Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.

Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.

Арбатская

Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.

По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.

Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.

Воробьевы горы

Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.

Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.

После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.

Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.

Римская

На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.

Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.

Вкусно и странно – 6 мест где попробовать необычное мороженое в Москве

С противоположной от Мадонны стороны, над проходом, висит маска «Уста Истины». Оригинал — каменная маска Эркола — находится в портике церкви Св. Марии им. Космедин в Риме. Эта версия разительно отличается.

Тропарево

Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.

Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.

Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.

Рассказовка

Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.

Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.

Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.

Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.

Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.

Савеловская

Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.

Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.

Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.

В части пилонов нет декоративных панелей, вместо них прозрачное стекло и можно рассмотреть, как крепятся реальные тюбинги. Увидеть «скелет» Московского метро можно только здесь.

Новопеределкино

На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.

На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.

По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.

Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.

Источник

Маршрут №1: Что посмотреть в Москве за 1 день самостоятельно

Что это за маршрут?

Мы с Юлей часто показываем Москву нашим гостям, и за несколько лет сложился замечательный маршрут, который всем нравится. Мы испытали его на паре десятков своих родственников и друзей, и теперь настало время подробно его описать. Маршрут получился действительно хороший.

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Пошагово маршрут №1: «Что посмотреть Москве за 1 день»

Шаг 1. От метро пл. Революции до Красной площади

Прогулка начинается от станции «Площадь Революции» (1) синей ветки метро. Выйдя из электрички, отыщите выход в город №11 к Богоявленскому переулку. Потом поверните направо и дойдите до пешеходной улицы Никольская. Вы упрётесь в кофейню «Кофе Хауз». Справа от неё находится дом №15 с солнечными часами над дверями (2). Осмотрев его, идите от «Кофе Хауз» налево и на правой стороне улицы Никольская на доме №7 увидите табличку: «Здесь учился Ломоносов» (3). Продолжайте движение, и выйдете к Красной площади.

Шаг 2. Красная площадь

Итак, вы вышли с Никольской улицы на Красную площадь. Давайте прогуляемся по ней и разберемся, что и где здесь расположено. Пройдемся против часовой стрелки. Начнем с ГУМа (4), он слева от нас, справа Казанский собор (5), дальше Исторический музей (6). Между музеем и стеной Кремля находится бесплатный круглосуточный туалет (7). Про него даже не все москвичи знают. Рядом расположена Никольская башня (8) и собственно стены Кремля (9). Идем вдоль стен и видим некрополь (10), затем мавзолей Ленина (11) и Спасскую башню с курантами (12), через дорогу от неё Собор Василия Блаженного (13), рядом памятник Минину и Пожарскому (14), а далее Лобное место (15).

Шаг 3. От Красной площади до «Ленивой улицы»

С Красной площади пойдём дальше по Васильевскому спуску (16) в сторону Москвы-реки (18). В итоге мы выйдем к угловой Беклемишевской башне (17). Здесь повернем направо и прогуляемся вдоль кремлевской стены. Уже от башни вы увидите вдалеке храм Христа Спасителя — это одна из целей нашей прогулки.

Идем до второй угловой башни, которая называется Водовзводная (19). Около неё нам надо повернуть направо и пройти немного вверх до пешеходного перехода. Переход находится недалеко от поста ДПС. Переходим улицу, поворачиваем налево и идем по тротуару, который уходит под арку моста. Дальше проходим еще примерно 100 метров и поворачиваем направо на одну из самых коротких улиц Москвы, которая называется улица Ленивка (20).

Шаг 4. От улицы Ленивка до Гоголевского бульвара

Проходим улицу Ленивка и оказываемся на одной из древнейших улиц Москвы, которая называется Волхонка. Прямо перед нами находится здание Музея личных коллекций (21). Поворачиваем налево и через 100 метров по левой стороне улицы увидим картинную галерею Ильи Глазунова (22), так называемую Глазуновку. Это довольно интересный музей, в котором мы были, наверное, раза три-четыре. Но более интересный музей находится напротив Глазуновки через дорогу. Это Пушкинский музей (23). В выходные около него часто выстраивается целая толпа людей. В этом музее мы однажды встретили в раздевалке актера Евгения Миронова.

Если идти дальше по Волхонке, то через 200 метров от этих музеев слева будет находиться храм Христа Спасителя (24). Рекомендую в него зайти: внутри красиво, и это не займет много времени. Можно также подняться на смотровую площадку храма: билеты туда продают в зелёных киосках рядом. После посещения храма переходите на пешеходном переходе через улицу Волхонка и идите к арке метро «Кропоткинская». Здесь начинается парк вдоль Гоголевского бульвара (25). Прогуляйтесь по нему до самого конца, где установлен памятник Гоголю.

Шаг 5. От Гоголевского бульвара до Арбата

Пройдя парк Гоголевского бульвара до конца, вы выйдете к памятнику Гоголя (26). Теперь надо перейти по пешеходному переходу на левую сторону улицы. Пройдите примерно 130 метров и сверните на первом повороте налево. Здесь начинается пешеходная улица Арбат (27). Нам надо на неё.

Шаг 6. Арбат

Разберемся с самым интересным на Арбате. Второй переулок слева называется Староконюшенный. На нем буквально в 40 метрах от Арбата находится очень неожиданный дом Пороховщикова (28). Его обязательно надо увидеть. Посмотрели дом и снова выходим на Арбат. Проходим еще примерно 150 метров и по правой стороне видим фонтан со скульптурой принцессы Турандот (29), установленный у театра Вахтангова. Стоя у принцессы Турандот, повернитесь к другой стороне улицы и найдите на пересечении Арбата и Калошиного переулка дом, на котором написано Дом Актера. Теперь поднимите голову вверх и найдите на его фасаде двух рыцарей. Этот дом называется Дом с рыцарями (30).

Идем дальше. Следующий переулок, уходящий налево, называется Кривоарбатский. В самом его начале на правой стороне находится Стена Цоя (31). Возвращаемся снова на Арбат и внимательно смотрим на вывески на правой стороне улицы. Нам надо найти вывеску «Хлеб насущный». Слева от нее есть красивые решетчатые ворота, которые закрывают проход под арку во двор. На внутренней стороне арки висят семь табличек «Последний адрес» (32). Чтобы их увидеть, надо подойти поближе.

Идем дальше до следующего переулка, который уходит вправо. Это Спасопесковский переулок. Если вы пройдёте по нему 100 метров, то окажетесь перед церковью, в которой родился Чебурашка (33).

Возвращаемся снова на Арбат и в начале следующего переулка, уходящего налево (Плотников переулок), видим памятник Булату Окуджаве (34). А на стене углового дома, который находится слева, находим памятную табличку Папанину (35).

Идем дальше по Арбату. Примерно в 100 метрах от Окуджавы на правой стороне улицы находится памятник Пушкину и Гончаровой (36). Они стоят как раз напротив дома, в котором когда-то жили. Сейчас в этом доме расположен музей, посвященный Пушкину.

Когда дойдете до конца Арбата, поворачивайте направо и выходите на оживленное Садовое кольцо.

Заветы рыцарства храня,
Конечно, ты проводишь, милый,
Пешком в Сокольники меня?

Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Я буду спать в своей кровати,
А он вас может провожать!

Шаг 7. От Арбата до Воздвиженки

Повернув направо с Арбата, мы выходим на Садовое кольцо (37). Пройдите по нему примерно 650 метров и, еще раз повернув направо, выйдете на Новый Арбат (38). В самом конце Нового Арбата обратите внимание на церковь Симеона Столпника (39), которая находится на его левой стороне. В конце улицы переходим по подземному переходу через Гоголевский бульвар и выходим на улицу Воздвиженка.

Шаг 8. По Воздвиженке в Александровский сад

Идем дальше по Воздвиженке. Необычный дом №16 в мавританском стиле на левой стороне – это особняк Морозова (40). А напротив него по правой стороне – дом Волконского (41). Он имеет нумерацию №9. В самом конце улицы по правую руку будет Ленинская библиотека (42). Здесь нам надо перейти по подземному переходу через улицу Моховая. Мы выйдем к зданию Манежа (43). Проходим еще немного и оказываемся в Александровском саду (45).

Шаг 9. От Александровского сада до нулевого километра

В Александровском саду нас встречает Кутафья башня (45). Обходим её с левой стороны и, проходя по дорожке к стенам Кремля, упираемся в большие металлические ворота караульного помещения (46). Из этих ворот выходит смена караула к могиле неизвестного солдата. На стене есть соответствующая табличка. Теперь поворачиваем налево и идем по парку. Справа от нас находится Итальянский грот (47). Идем дальше и также справа видим могилу неизвестного солдата (48). Посмотрите, как меняется почетный караул и идите через большие металлические ворота к памятнику Жукову (49).

Обойдите с левой стороны памятник Жукову и пройдите между двумя зданиями музеев. Здесь находится нулевой километр (50). Правда, верстовой столб с отметкой о нулевом километре тут не установлен. Отметка просто сделана на земле. Обычно здесь загадывают желания и бросают монетки через левое плечо, стараясь попасть в центр отметки. Здесь и заканчивается наш маршрут.

Какими экскурсиями можно дополнить маршрут

Мой маршрут очень насыщенный и много раз проверенный, но его можно заменить обзорной экскурсией. Думаю, будет даже интереснее, потому что гиды знают очень много фишек Москвы.

Если вы хотите заменить мой маршрут обзоркой, то советую обратить внимание на две прогулки с хорошими отзывами: автомобильную экскурсию с Дианой «Влюбиться в Москву за один день» (4 часа) или пешеходную с Юлией, которая называется «Москва: инструкция по применению» (5 часов). Экскурсия Дианы дешевле, и к тому же автомобиль позволяет увидеть гораздо больше интересных мест. Зато Юлии удавалось произвести впечатление даже на жителей Петербурга, которые вообще-то считают свой город самым лучшим.

Если вы хотите дополнить мой маршрут, то советую обратить внимание вот на эти крутые экскурсии…

Источник

Театральная (станция метро, Москва)

Что посмотреть на театральной станции. Смотреть фото Что посмотреть на театральной станции. Смотреть картинку Что посмотреть на театральной станции. Картинка про Что посмотреть на театральной станции. Фото Что посмотреть на театральной станции

«Театральная» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Связана пересадками со станциями «Охотный Ряд» на Сокольнической линии и «Площадь Революции» на Арбатско-Покровской линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа по Театральной площади. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» — «Сокол» (вторая очередь строительства). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

История

Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве. В 1927 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.

В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный Ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).

Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым. Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.

Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».

Изначально пересадка на станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов. 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный Ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой 7 ноября 1974 года были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный Ряд».

В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры). Станцию метро также переименовали в «Театральную» (тем не менее, на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).

В 1998 и 2004 годах на «Театральной» были заменены старые эскалаторы 1938 года выпуска.

С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).

Техническая характеристика

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.

Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями — 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.

Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов. Таких проёмов по 8 с каждой стороны. Ширина каждого проёма — 3 метра, глубина — 2,8 метра, высота — 3,35 метра.

Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.

Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 метра, ширина — 75 сантиметров. Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М с алюминиевым настилом. Эскалатор западного вестибюля имеет высоту 34,4 м, восточного — 26,8 м.

В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.

Ордината оси станции — ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией, а также закрытый гейт к объекту ГО на Тверской площади. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Театральная» — «Тверская»; в чётном направлении — «Театральная» — «Новокузнецкая». На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.

Фрагмент поперечного разреза

Архитектура и оформление

Станция

Станция стала последней работой архитектора И. А. Фомина. В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные Ворота». Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.

Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Он оформлен по мотивам дорического ордера. Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз, опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения. Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода. Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции. Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.

Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции. Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.

Фарфоровые фигурки на станции «Театральная»

Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами. Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько. Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология ещё не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста». Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов. Все барельефы — белые с лёгкой позолотой.

Станция решена в тонах белого цвета. Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки. Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.

Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).

Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке. Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой».

Вестибюли

Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам.

Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный Ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором, на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова».

Переходы

«Театральная» связана переходами с двумя станциями метрополитена — «Охотный Ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.

Переходы на станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный Ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором. На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло», над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Далее к «Охотному Ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной. Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный Ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова.

В 1974 году было построено ещё два перехода — из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный Ряд» к торцу «Театральной». В конце перехода с «Охотного Ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Пересадки

Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный Ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли. Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, так как станции достаточно удалены друг от друга, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».

Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный Ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный Ряд». Затраченное время составит около 2,5 минуты. С «Охотного Ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.

Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный Ряд» совершили 241 000 человек, а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» — 209 300 человек.

Станция в цифрах

Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь — в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Расположение

Станция ограничена перегонами: «Театральная» — «Тверская», «Театральная» — «Новокузнецкая». Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка, 2. Выход на Театральную площадь. Южный вестибюль выходит на площадь Революции.

Достопримечательности

Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей.

Выход на Театральную площадь:

1 — Большой театр 2 — Малый театр 3 — Государственный академический театр «Московская оперетта» 4 — Московский Художественный театр имени А. П. Чехова 5 — Российский академический молодёжный театр 6 — Дом Союзов 7 — ЦУМ

Выход на площадь Революции:

8 — Красная площадь 9 — Могила Неизвестного Солдата 10 — Государственный исторический музей 11 — Гостиница «Метрополь» 12 — ГУМ 13 — ТЦ «Охотный ряд»

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *