Что посмотреть по чуйскому тракту
Сквозь Алтай по Чуйскому тракту
Начитавшись потрясающих рассказов Александра Селифанова об австрийских Альпах, я запланировал свое путешествие в эти места на июль 2019-го года. По всем понятным причинам в этот год Альпы не были готовы к моему приезду. Так, неоткрытый Гальштат породил мой незакрытый гештальт на тему небольшого горного автопутешествия по каким-либо красивым местам.
Поскольку вся ночь была затрачена на перелет и проведена без сна, то больших планов на первый день не было — аренда авто, восхождение на гору Чертов Палец, что находится совсем рядом с аэропортом и всего лишь пара десятков километров пути до туристической базы в поселке Манжерок.
Чтобы добраться от Горно-Алтайска до Чертова Пальца, уже через 10 километров от аэропорта нужно повернуть направо на мост через невероятно красивую реку Катунь. К ней мы вернемся чуть позже. Найти вершину горы несложно — нужно держать путь на теле-радио вышку, которую видно практически отовсюду. Само восхождение по достаточно пологому склону далось очень легко, даже по слегка размокшему от висевшей в воздухе влаги грунту. Причем это был не дождь, а затяжное облако, водяная пыль из которого оседала на всем, встречавшемся на ее пути.
Примерно двадцать минут прогулки от машины, оставшейся у местного деревянного шлагбаума, и открылся очень красивый вид на долину реки и близлежащие холмы, покрытые двухцветными лесами. Лучшей обзорной точкой мне показалось место на пару метров ниже вершины, где сама гора не мешала взгляду сфокусироваться на несколько километров вперед. Без особенной причины так я простоял около сорока минут. Позднее я прочитал, что в этом месте исследователи обнаружили мощный энергетический поток, идущий по отвесной части скалы. Кто знает, возможно это он оказал такое магнетическое действие.
Путеводитель по достопримечательностям Алтая.
Что можно посмотреть вдоль Чуйского тракта, самостоятельному туристу на автомобиле.
377 км. Чуйского тракта: Алтай Полеводка.
Место где начинается Алтай! Именно под таким лозунгом, в этом прекрасном «Месте Силы Алтая» работает этнографический парк.
Стоимость входа в Этно Парк «Легенда» доступная каждому, тут же Вы сможете понежить хозяйских щенков Хаски, и пообщаться с Алтайским шаманом Артёмом Игнатенко.
388 км. Чуйского тракта: село Сростки.
Ещё одна достопримечательность данного места это конечно же Сросткинский базарчик.
Базарчик расположен вдоль Чуйского тракта, и именно тут продаются знаменитые «Сросткинские пирожки», рецепт которых является тайной и передаётся только по наследству.
428 км. Чуйского тракта: «Пилигрим»
На границе Алтайского края и республики Алтай туристов встречает скульптура «Пилигрим». Или по простому памятник туристу.
Мужчина экипированный тур. снаряжением с маленькой собачкой уже давно стал символом Алтая. Фотография в этом месте есть у всех, вы же не исключение?
Городок не большой, обычно туристы проезжают его мимо.
А посмотреть здесь вам нужно «Национальный музей им.Анохина» познакомьтесь с бытом и культурой Алтая. А так же увидите как хранится мумия «Принцессы Укока». Очень много информации посвящено Алтайскому художнику Григорию Чорос-Гуркину. Огромный зал флоры и фауны Алтая.
445 км. Чуйского тракта: Аэропорт г.Горно-Алтайск.
Именно сюда прилетает основная масса туристов из европейской части России.
Небольшой, но довольно уютный провинциальный аэровокзал в 2020 году будет принимать рейсы из Казани, Новосибирска, Москвы и Красноярска.
В 2020 году было открыто внутреннее авиасообщение между населёнными пунктами Усть Кокса, и Кош Агач.
⠀
455 км. Чуйского тракта: Пешеходный Айский мост.
Мост для любителей поглазеть на реку Катунь.
На одном берегу реки Алтайский край, на другом Республика Алтай.
Открывается шикарный вид на туркомплекс «Корона Алтая». Стоимость прохода в 2020 году составляет 50 руб. с человека.
464 км. Чуйского тракта: Черемшанский источник (Родник).
Очень популярное место у проезжающих туристов. Чистейшая питьевая вода, и традиция повязать веревочку на дерево.
464 км. Чуйского тракта: Мемориальный знак В.Я. Шишкову.
470 км. Чуйского тракта: Манжерок.
Рынок в Манжероке позволяет купить широкий ассортимент алтайских сувениров.
Есть возможность побывать на Катуни, и полюбоваться знаменитыми «манжерокскими» порогами и «Бочкой».
Основная масса сплавов по нижней Катуни проходит именно по этому маршруту
Посетить озеро Манжерокское, в 2018 году там был открыт новый оборудованный пляж и набережная.
Возьмите на прокат водный катамаран, полюбуйтесь водными лилиями. В озере манжерок растёт краснокнижный водный орех Чилим.
Прокатиться на новом подъёмнике гондольного типа на гору Синюха, запущенном в работу осенью 2019 году.
Посетить Дом музей «Перевёртыш» Устроить гонку в одном из самых больших «Байк Парков» за Уралом.
⠀
477 км. Чуйского тракта: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
Посетить все смотровые площадки в округе, художественную галерею, сходить на сплав, затариться мёдом на пасеке «Славы Медовухи».
Едем от Бирюзовой Катуни дальше в сторону Чемала. Вдоль трассы, по берегу Катуни, потянулись вереницы турбаз. Есть комфортные благоустроенные высокого ценового диапазона, есть и попроще.
485 км. Чуйского тракта: Туркомплекс «Царская охота».
Здесь можно перекусить, искупаться в открытом бассейне, потанцевать. Комплекс расположен на двух берегах Катуни, соединён подвесным мостом красного цвета.
Этот мост часто можно встретить на фото туристов отдыхающих на Алтае. По мосту можно перейти и отправится на Камышлинский водопад.
Камышлинский водопад. Находится на другом берегу реки. Добраться до него можно через мост на Царской охоте либо на лодке/рафте через реку Катунь.
492 км. Чуйского тракта: Село Барангол:
Тут можно сделать небольшую остановку чтобы перекусить. Дальше, ближе к селу Усть-Сема вас ждёт развилка: прямо дорога на Чемальский тракт и тур.кластер «Чемал». На право, через реку Катунь, дорога к сёлам Камлак и Черга.
499 км. Чуйского тракта: Катунские ванночки:
Через 500 м. после старого Усть-Семинского моста есть поворот с вывеской «Шишкулар» Катунские ванночки.
В больших и маленьких скальных углублениях остаётся речная вода, образуя небольшие водоемы где можно поплавать.
⠀
502 км. Чуйского тракта: Село Камлак.
510 км. Чуйского тракта: Зубровый питомник.
Посмотреть зубров на Алтае? Легко!
Огромные, сильные, могучие зубры разгуливают по территории питомника. Зимой зубры подходят к ограде и едят хлеб из ваших рук.
Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая
Поездка на Алтай: Август 2017г.
Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ
Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:
Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.
Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.
Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.
Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:
Прям возле этой кафе протекает река Катунь,
а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.
После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.
Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.
Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!
В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!
Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь
На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»
Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.
Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.
Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни
Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:
Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.
Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.
Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш), с Алтайского «плоский камень» — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Движемся далее и останавливаемся у еще одной достопримечательности которая так же как и все, находятся прям возле дороги (метров 200-300 я не считаю далеко)
Эта достопримечательность Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
С Высотой падения воды 15 м.
Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.
Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.
Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.
Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.
В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!
Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.
Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.
Дорога, которую множество уважаемых изданий называют одной из самых красивых дорог не только России но и всего мира. В нашей статье подробное описание маршрута, интересные достопримечательности, интерактивная карта и треки для телефона или навигатора.
Скачать треки маршрута
Описание
«Чуйский тракт» официально — это федеральная автомобильная дорога Р256 (до 2018 также М52). Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, связывает Россию с Монголией и Китаем. Протяжённость автомагистрали — 968 километров.
Исторический Чуйский тракт является лишь частью современной дороги и проходит от Бийска до границы с Монголией, общей протяжённостью около 630 км. Этот участок считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы и огромного количества интересных достопримечательностей на её пути.
Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается автодорогой A0306 от границы с Россией до города Улгий в Монголии.
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. А свое название тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.
Путеводитель
Полный трек нашего путеводителя можно скачать, нажав по кнопкам выше. Также, для удобства, предлагаем скачать отдельный трек, который не учитывает ответвления: GPX или KML. Именно по нему будет дальнейший отсчёт километража, а ответвления будут указаны отдельно.
Чтобы лучше познакомиться с историей тракта, путешествие нужно начинать в Бийске, где находится музей истории Чуйского тракта. Именно от этой точки стартует трек и далее будет указано расстояние, на которое мы будем от неё удаляться. Музей находится прямо посреди дороги, в прямом смысле этого слова, рядом с мостом через реку Бия в городе Бийск, поэтому пропустить его будет трудно. В музее можно увидеть весь предстоящий путь в миниатюре и разузнать про дополнительные точки интереса на маршруте.
Считается, что с горы Бабырган начинается Горный Алтай, так как это самая северная вершина Семинского хребта и первый тысячник, стоящий на пути путешественников, следующих по Чуйскому тракту в Горный Алтай. От поселка Долина Свободы открывается живописный вид на гору, именно с этого места в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина, описывающегося в легендах. Административная граница Республики Алтай и Алтайского края также находится здесь на краю села.
У дороги установлена стела «Республика Алтай», а также несколько других памятников и скульптур, в частности памятник туристу «Пилигрим». Немного дальше по дороге установлен сакральный камень «Бай Таш», привезённый сюда с плато Укок и памятный знак «Алтай – сердце Евразии».
Популярное место для остановок на тракте: здесь много сувенирных лавок, кафе и один из самых известных источников горного Алтая. На противоположном берегу реки Катунь находятся знаменитые Тавдинские пещеры. Попасть туда можно по мосту, немного не доезжая до источника Аржан-Суу, правда проезд по мосту платный.
Чемальский тракт
Развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта. Здесь можно свернуть с основной магистрали, чтобы посетить несколько интересных достопримечательностей, таких как: Музей-усадьба Григория Ивановича Чорос-Гуркина, Палеопарк, а самой дольней точкой можно выбрать Чемальскую ГЭС. До 2011 года Чуйский тракт проходил через село Усть-Сема, позже был построен новый мост через Катунь. Старый тоже функционирует, но имеет ограничение 20 т.
Красивые виды, хорошая асфальтированная дорога и оборудованная смотровая площадка не оставят равнодушными проезжающих мимо туристов. Дежурные сувенирные лавки и кафе здесь также присутсвуют. Особый интерес вызывает сохранившейся кусок старого тракта, любопытно посмотреть как выглядела дорога в прошлом.
Примерно через километр после моста через реку Большой Яломан дорога прорезана сквозь красивую скалу. Проехав её можно остановиться и осмотреться вокруг, пейзажи здесь очень необычные и по-настоящему красивые.
Старый подвесной мост через Катунь у села Иня Онгудайского района, интересный памятник архитектуры. Благодаря своей уникальной на тот момент конструкции — это первый в мире двухкабельный висячий мост.
Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью
Чуй-Оозы так и переводится с алтайского языка — «устье Чуи». Место, где сливаются потоки Катуни и Чуи пользуется популярностью у всех проезжающих. Здесь есть небольшая смотровая площадка, с которой хорощо видно разницу в оттенках цвета воды двух знаковых алтайских рек. В нескольких километрах дальше по трассе расположен археологический комплекс с наскальными рисунками, кафе и несколькими традиционными Алтайскими жилищами, в которых организованы музеи Алтайского быта.
Место знаменитое огромным количеством петроглифов, высеченных в древние времена на одной из сал, расположенной прямо возле полотна Чуйского тракта. За небольшую плату по комплексу можно прогуляться и самостоятельно, но гораздо интересней послушать местного экскурсовода, чтобы чуть лучше разобраться что и где высечено на камнях.
Ещё один интересный археологический комплекс с наскальными рисунками и идолом «Каменный воин».
Тот самый памятник, который стоял на этом месте изначально, вы могли увидеть в музее Чуйского тракта в самом начале своего путешествия. А на этом месте сейчас обустроена красивая смотровая площадка и несколько автомобилей старой эпохи непосредственно связанных с Чуйским трактом.
Сувенирной лавкой и алтайскими лепёшками к этому времени вас уже не удивить, но удобная стоянка и хорошая тропа, на которой можно размяться после долгой поездки, приведут к красивому водопаду с чистой горной водой.
Село Чибит
Здесь чаще всего начинаются пешие и конные маршруты к Шавлинским озёрам — один из самых популярных туристских маршрутов горного Алтая. В Чибите есть АЗС, магазин, работает сотовая связь. На окраине села находится родник с чистой водой.
Село Акташ ответвление до южного берега Телецкого озера
Небольшое термальное озеро, которое также называют Потайным, Серебряным или Голубым. Находится недалеко от трассы, пройти к нему можно прямо от базы отдыха «Мены», правда могут попросить оплату за проход по территории базы. Обойти, конечно, можно, но хозяева базы следят за состоянием тропы, проходящей по болотистой местности, поэтому лучше не жадничать.
Здесь начинается Курайская степь. По правую сторону движения вы увидите холмы, на которые ведут просёлочные дороги, с этих холмов открываются самые фотогеничные виды на степь с возвышающимися над ней вершинами Северо-Чуйского хребта. Далее, свернув в село Курай, можно покататься и по самой степи, доехав до моста через Чую и далее. Ещё дальше вглубь степи на север, если преодолеть брод, по грунтовым дорогам можно вплотную приблизиться к турбазе Перевалка (последние 500 метров до неё очень плохая дорога), откуда начинаются маршруты в долину Актру, где находится несколько баз и Альплагерь.
Если свернуть в сторону села Чаган-Узун на автомобильный мост через Чую, можно доехать до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога грунтовая и есть один небольшой (если нет дождей или паводка) брод.
Кош-Агач
Конечная точка большинства путешествующих по Чуйскому тракту. Село Кош-Агач расположилось прямо посреди огромной Чуйской степи, в селе есть все блага цивилизации, гостиницы, магазины заправки. Дальше по тракту только небольшое село Ташанта и граница с Монголией, куда, кстати, тоже можно поехать, но это уже совсем другая история.
Бонус
Если у вас надёжный автомобиль и хороший водитель, можно проехать ещё дальше в сторону легендарного Плато Укок. Максимально, куда можно проехать на кроссовере — это Джумалинские источники или село Беляши. До самого плато проедут только хорошо подготовленные внедорожники. Это ответвление будет интересно тем, кто хочет увидеть самые отдалённые уголки Алтая, безлюдные и суровые природные территории.
Вариант возвращения
Чтобы не ехать по тем же самым местам назад, помимо возможности уехать в Монголию и вернуться через Бурятию домой, можно сделать обратный путь чуть более нестандартным. Вариант не самый надёжный и простой, но с южного берега Телецкого озера можно уехать вместе с автомобилем на пароме, перебравшись прямо по озеру на Северный берег, откуда ведёт короткая асфальтовая дорога прямо до Горно-Алтайска, а из него уже по знакомой дороге назад. Это сильно сократит путь и не придётся возвращаться по грунтовой дороге каньона реки Чулышман и преодолевать опасный Кату-Ярык вверх. Сложность — в организации паромной переправы и немалой цены за такую услугу. Если вы хотите устроить такой вариант, то лучше заранее звонить на турбазы Телецкого озера или в Горно-Алтайск и договариваться с паромщиками.
На обратном пути рекомендуем завернуть в Горно-Алтайск и посетить самый крупный музей Алтая, там вы ещё раз увидите весь проделанный путь, побольше узнаете об истории этих мест и закрепите всю полученную в ходе путешествия информацию. Это будет отличным завершением прекрасного путешествия по Чуйскому Тракту!
Алтай огромен и разнообразен, помимо мест, описанных выше, вы встретите на пути гораздо больше интересных достопримечательностей и сможете запечатлеть множество красивых кадров природы, флоры и фауны Горного Алтая. Эту статью мы будем периодически дополнять, поэтому сохраняйте в закладки и подписывайтеь на наши странички в социальных сетях. До встречи в горах или на дороге!