Что посмотреть подкаст медузы
Чего бы посмотреть Meduza
Советуем сериалы, фильмы и телешоу. Здесь нет критиков: ведущие Наталья Гредина и Михаил Фомкин — обычные зрители. Как и вы! Они тоже пытаются разобраться, чего бы такого посмотреть, и горячо рекомендуют то, что им по-настоящему понравилось.
Мы попросили вас назвать самые душевные сериалы. Вы посоветовали детектив, космический вестерн и психоделическую анимацию («Тед Лассо»
В спецвыпуске в финале третьего сезона обсуждаем «душеспасительные» сериалы — такие, после которых хочется жить. Список самых добрых сериалов помогли составить вы — слушатели подкаста, спасибо вам! А еще читаем отзывы о подкасте и отвечаем на критику.
Главные сериалы начала 2021 года по версии Егора Москвитина. В списке «ВандаВижен», «Берег москитов» и «Это грех», а на первом месте — ро
13 лучших сериалов 2021 года по версии критика Егора Москвитина. В списке «Это грех», «Подземная железная дорога», «ВандаВижен» и «Берег москитов», а на первом месте — российский сериал.
Супергерои в России — это вампиры, которые решают коммунальные проблемы и заботятся о пенсионерах. Говорим о сериале «Вампиры средней
Говорим о «Вампирах средней полосы» — сериале с юмором и детективными элементами об упырях в Смоленске. Почему он гораздо серьезнее, чем кажется? Ведущие восхищаются игрой Юрия Стоянова, обсуждают образ Смоленска и советуют другое кино о вампирах.
Почему гуси переоценены? Что будет, если давить прессом мяч для гольфа? Можно ли отличить дешевый маникюр от дорогого? Выбираем самые зал
Составляем рейтинг странных и забавных ютьюб-каналов, от которых не оторваться. В списке, например, прогноз погоды от Дэвида Линча, кулинарное шоу музыканта-металлиста, видео о сильных и слабых сторонах гусей (что?) и канал, где давят предметы прессом.
«Заиграли Radiohead, и я вскрикнул: „Это уже мой любимый фильм!“» Составляем личный рейтинг саундтреков
В партнерском эпизоде выбираем субъективно лучшие саундтреки с автором музыкального подкаста «Творческие планы» Александром Филимоновым (сам он признается, что может влюбиться в фильм с первых кадров, если там заиграет Radiohead).
«Игре престолов» — десять лет! Мы пересмотрели все сезоны и приготовились снова ругать финал, но оказалось, что с ним у сериала все хор
В апреле 2021 года сериалу «Игра престолов» исполнилось десять лет. Ведущие подкаста «Чего бы посмотреть» пересмотрели все восемь сезонов, чтобы понять, как сериал смотрится сейчас и так ли плоха его концовка, как казалось в 2019 году.
Что случилось Meduza
«Что случилось» — новостной подкаст «Медузы». Он выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья. Мы не пытаемся рассказывать обо всех событиях дня. Каждый выпуск посвящен одной теме, которая еще долго будет влиять на нашу жизнь. Ведущий — журналист Владислав Горин.
Говорим с Юрием Сапрыкиным. Он почти дописал книгу о режиссере Сергее Соловьеве. Но так и не успел показать текст своему герою
Умер создатель фильмов «Асса» и «Сто дней после детства» Сергей Соловьев. Говорим с автором книги о Соловьеве Юрием Сапрыкиным — про жизнь и фильмы кинорежиссера.
Два года назад в Ингушетии люди протестовали из-за передачи земель Чечне. Митинги разогнали, активистов посадили (и надолго). Кадыров опя
Суд приговорил лидеров ингушского протеста против новой границы с Чечней к лишению свободы на сроки от 7,5 до 9 лет. Что происходит в республике спустя два года после подавленного протеста? Говорим с журналистом Владимиром Севриновским.
Видеоблогер Хованский уже семь месяцев в СИЗО. Его письма оттуда выглядят все более отчаянными. Есть ли хоть какой-то шанс на хороший исх
Видеоблогер Юрий Хованский седьмой месяц находится в СИЗО по делу об оправдании терроризма из-за песни о «Норд-Осте». В деле много нестыковок, а объективность свидетелей обвинения вызывает сомнения. Как может закончиться дело против Хованского?
После взрыва в Серпухове многие узнали о том, что в России существуют православные школы — и их довольно много. Вот как устроена эта си
США и их союзники объявили дипломатический бойкот Олимпийским играм в Пекине. Это часть плана Байдена по «сдерживанию Китая». Что еще п
США, Великобритания, Канада и Австралия объявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине из-за преследования мусульман-уйгуров в китайском Синьцзяне. Это новый этап в американо-китайском противостоянии? Объясняет востоковед Алексей Маслов.
Говорим с Сергеем Прудовским, который потребовал рассекретить имена палачей НКВД 1930-х. Верховный суд ему отказал: якобы это угрожает безо
Верховный суд России признал законным указ президента, который позволяет засекречивать сведения о сотрудниках НКВД, причастных к репрессиям. Почему государство до сих пор защищает участников террора? Объясняет исследователь Сергей Прудовский.
Подкасты! Или почему «Медуза» заговорила
Что случилось?
Jun 8, 2017 · 6 min read
Вот уже три месяца — с марта 2017 года — мы регулярно выпускаем подкасты. За это время их прослушали более 300 тысяч раз. Рынка подкастов в России почти нет, всему приходится учиться с нуля — и нам кажется, что у нас получается (хоть все еще только начинается). Мы очень хотим, чтобы подкастов на русском языке было примерно в 150 раз больше, чем сейчас, поэтому делимся нашим пока небольшим опытом.
Как все начиналось
3 месяца мы делаем подкасты, ко т орые нам нравятся, с отлаженным процессом, хорошими цифрами и понятной структурой. Но началось все почти на полгода раньше, осенью 2016 года. В качестве эксперимента мы решили записать аудиоверсию нашей ежедневной почтовой рассылки «Вечерняя Медуза» и выложили запись в телеграм-канал Медуза Live. Получили много приятных отзывов, но самим нам результат не понравился. Потому что мы сами не поняли, зачем мы это делаем. Просто зачитывать «Вечорку» было неинтересно и бесполезно — в подкасте нельзя поставить ссылку на материал, поэтому его недостаточно просто анонсировать. Историю надо рассказать целиком. То есть получалось, что каждый день нам стало нужно делать две версии «Вечерней Медузы» — текстовую и аудио, каждая из которых требовала отдельного подхода.
Как всегда, сработало железное правило: то, что сделано для одной платформы, нельзя механически переложить на другую без потерь в качестве. Но делать две «Вечорки» оказалось нам не по силам — слишком много ресурсов требовалось. К тому же ежедневный вечерний новостной выпуск — это радио, а радио мы делать совершенно не планируем. Наша изначальная идея — сделать аудиовыпуски новостей для приложения — оказалась провальной. Подкасты — это голоса, которые живут в ваших ушах. Они должны быть друзьями слушателя, а для этого нужно установить контакт. И без долгого живого разговора это не получится. Коротким новостным выпуском проблему не решить.
Мы остановили выпуск аудиовечорок и стали спорить. Спорили долго. Но к февралю что-то нащупали.
Что получилось
Сразу предупреждаем: подкасты «Медузы» в их нынешнем виде — это только самое начало. Мы начали с тех форматов, которые нам наиболее понятны. С того, что наиболее технологично. С того, что может стать основной для развития подкастов «Медузы». А планов у нас много, достаточно посмотреть, сколько всего интересного в мире происходит.
Мы начали с двух подкастов. Каждый выходит раз в неделю: вообще, для подкастов очень важна регулярность. Так люди привыкают, что в определенный день в определенное время у них в ушах начнут говорить знакомые им голоса ведущих.
Подкаст, в котором наши ведущие (как правило, глава отдела быстрого реагирования Андрей Козенко и глава видео- и аудиодепартамента Лика Кремер) читают главный текст «Медузы» этой недели. Это всегда длинные тексты, которые вы далеко не всегда дочитываете, но которые можно послушать, пока вы в метро, занимаетесь спортом, стоите в пробке или готовите ужин. За запись лонгридов отвечает новостной редактор Павел Борисов (это мы все к тому, что никаких специально нанятых людей для подкастов у нас (пока) нет. Происходит это непосредственно в рижской редакции “Медузы”.
2. «Медуза в курсе». Новостное шоу по пятницам
Подкаст записывают на московской студии Gentle Music глава отдела дистрибуции Алексей Пономарев и корреспондент Евгений Берг. Это обсуждение важнейших событий недели — с включениями ньюсмейкеров и сотрудников редакции. Подкаст — это жанр неофициальный и требующий максимального раскрепощения. Поэтому градус обсуждения тут — от сдержанного сарказма до полного безумия.
Чего мы поняли
1. Не думайте, что написанный текст достаточно прочитать вслух — и это будет интересно. Все ровно наоборот.
В идеале для подкаста нужен свой вариант текста. Или по крайней мере адаптированный. В подкасте «Текст недели» мы переводим часть прямой речи в косвенную (диктору лучше не изображать голоса и интонации других людей, это, как правило, звучит глупо), напоминаем слушателям, о каком персонаже идет речь, если он вдруг всплывает в тексте после долгого перерыва. Что-то приходится сокращать, что-то, наоборот, дополнять, где-то добавляются аудиозаписи интервью.
2. Делаете разговорное шоу? Будьте осторожны с импровизацией. Но без нее тоже нельзя.
В случае с «Медузой в курсе» мы начали с импровизаций, и это получалось очень неровно. Тогда мы стали писать сценарий, тезисно намечая, в каком направлении будет развиваться разговор и чем мы его будем иллюстрировать. Это сильно облегчило процесс записи и монтажа — но получилось слишком заформатированно. В итоге правильное решение нашлось где-то посередине. Часть шуток и ремарок придумывается заранее, а часть появляется уже на ходу. Часть шуток не проходит контроль качества и нещадно выпиливается при монтаже.
3. Подкаст — это самостоятельный формат. Если хотите делать хорошо, вам придется записывать героев только для подкаста. И не страшно, что на сайте вы это нигде не используете.
Героями подкаста «Медуза в курсе» становятся люди, которые не давали интервью текстовой «Медузе» — мы записываем с ними отдельные разговоры. При этом, разумеется, все в «Медузе» взаимосвязано. Пример: в кино вышел фильм «Время первых». Прокат сопровождался скандалом: для фильма по команде расчистили кинотеатры, которые в результате стояли пустыми. Мы написали об этом и расшарили текст на фейсбуке. В комментарии пришел режиссер фильма Дмитрий Киселев. Мы предложили обсудить ситуацию в подкасте, он согласился.
4. Будьте свободнее. Это не радио. Вы можете себе позволить все (ну, почти).
Слушатели, разумеется, отреагировали полярно: кто-то был крайне недоволен, кто-то пришел в восторг. Простите, если вам не понравились наши шутки, но нам важно экспериментировать. Эксперименты бывают провальным, но без экспериментов мы не нащупаем ничего.
Цифры
Со статистикой в подкастах проблема — ее слишком мало. Мы можем отслеживать прослушивания, и то не все. Основные цифры мы получаем через сервис Simplecast, через который заливаем подкасты в основные приложения («Подкасты» в iOS и приложения для андроида).
По состоянию на 5 июня через подкаст-приложения для iOS и Android или напрямую через RSS подкасты “Медузы” послушали 400 000 раз. Подкасты также живут на Soundcloud, YouTube (цифры в пределах статистической погрешности) и в виде mp3 в Telegram и Вконтакте (цифры неизвестны).
В среднем один подкаст «Медузы» слушают 15 000 раз, неплохо для начала.
Что дальше?
Подкасты «Медузы»
Вчера мы запустили подкасты.
При этом мы записываем и выкладываем их уже больше полугода, за это время их скачали полтора миллиона раз. Так почему же мы пишем о запуске только сейчас?
Дело в том, что эти полгода подкасты были редакционным форматом, но не техническим. Технически, в «Медузе» есть несколько разных типов материалов — новости, карточки, слайды, онлайны, тесты и игры. Все они позволяют взаимодействовать с собой по-разному, имеют уникальный вид и возможности. Сравните, как сильно отличаются новость от игры, а игра — от трансляции.
Подкасты же велись в сервисе Simplecast и встраивались в статьи Медузы эмбедом, так же, как мы встраиваем в «Медузу» youtube-видео, fb-посты или картинки из инстаграма. У этого подхода множество проблем. Начнем с того, что аудио, встроенное таким образом, сложно проигрывать в телефонах в фоне, при выключенном экране.
Для того чтобы понять, для чего еще нужна разработка — определим, что такое подкаст.
Что такое подкаст?
Попробуем ввести это понятие математически, начиная с простейших элементов и действий над ними. Подкаст — это небольшое описание, картинка-обложка и список эпизодов. На подкаст можно подписаться, чтобы получать уведомления о новых выпусках (эпизодах), которые обычно выходят регулярно — раз в неделю, например. Эпизод состоит из описания, картинки-обложки и, самое главное — аудио-дорожки. Аудио нужно уметь проигрывать в фоне (с выключенным экраном) и скачивать в память телефона, чтобы слушать его потом без интернета (в дороге почти все подкасты и слушаются).
В аудио и находится вся суть подкаста — авторы обсуждают новости, беседуют о нравственности или просто разговаривают с интересным человеком. Хороший подкаст затягивает, его ведущий становится близким человеком, а каждый новый эпизод — встречей со старым знакомым.
Дизайн
Итак, абзаца выше вполне достаточно для объяснения сути, но для программирования нам потребуются детальные макеты. Много макетов.
Зачем писать свою платформу?
Де-факто платформа для подкастов — iTunes Podcasts. Это сервис Apple, в который можно добавить свой подкаст и присылать туда обновления. Специальное приложение Podcasts, предустановленное на все айфоны, показывает каталог (похожий на AppStore и iTunes Music), дает возможность прослушать эпизоды и подписаться на обновления. Для Android пользователей есть свои программы и каталоги, хотя и не такого высокого качества. Все успешные подкасты представлены в iTunes Podcasts, и «Медуза» не исключение. Так зачем же программировать что-то свое?
Главная причина в том, что в России подкасты еще не завоевали такую популярность как на Западе. Объяснить человеку, как пользоваться отдельным приложением для подкастов — не так-то просто, а инструкция, как установить и настроить подписку подкасты в Android отпугнет большинство читателей.
В нашем собственном приложении и сайте мы можем сделать механизм прослушивания и подписки максимально простым.
При этом мы добавили все три подкаста в iTunes Podcasts и продолжаем продолжаем поддержку RSS-потоков, так что если вы привыкли получать обновления подкастов в сторонних приложениях — ничего не сломается.
Вторая причина — удобство читателей. Теперь мы можем вынести кнопку «Play» прямо на обложку свежего эпизода на главном экране «Медузы». Никаких переходов на другую страницу — аудио начнет играть мгновенно.
Третья причина — удобство редакции. До запуска своей платформы, выпуск подкаста требовал загрузки аудио в отдельный сервис, дублирования текста описания эпизода внутри статьи «Медузы» и внутри эпизода в Simplecast, вставки эмбеда внутри статьи. Теперь все действия для выпуска подкастов производятся внутри монитора и нет необходимости в ручном дублировании текстов.
Хранение, обработка и раздача аудио
До подкастов самыми большими файлами, с которыми имела дело редакция при публикации материалов, были оригиналы картинок. Они могут весить до пары мегабайт (10–15 мегабайт, в случае gifок). Даже эти объемы частенько приводили к проблемам с нашим бэкендом. Нам так и не хватило времени сесть и разобраться, какой же из 4 слоев программного обеспечения виноват в ошибках.
Аудио-дорожки подкастов имеют продолжительность около 30–60 минут и весят около 30–100 мегабайт. Старый механизм загрузки файлов в монитор нам не походит.
Все медиа-файлы Медузы хранятся в самом популярном файло-хранилище для программистов — Amazon Web Services S3. Раньше загрузка картинок происходила в два этапа — сначала файл загружался на наш сервер, а уже с него — на AWS S3. Оказалось, что Amazon предоставляет возможность загружать файлы в хранилище напрямую с компьютеров редакторов. Сначала мы опробовали эту технологию на аудио, а позже перевели загрузку картинок в тот же режим — теперь у нас есть прогресс-бар загрузки картинок, и жалоб от фоторедакторов гораздо меньше.
При загрузке мы проставляем id3 теги в mp3-файлы, чтобы подкасты отображались красиво при проигрывании в мобильных браузерах.
Итак, mp3 файлы лежат в AWS S3, как доставить их до читателей? Мы используем свой CDN на основе nginx для экономии денег при раздаче трафика. Конечно же, для скорости, подкасты кешируются на edge-серверах, к которым обращаются читатели. Раньше объем закешированных данных был около 5 гигабайт, теперь, с подкастами — он вырос почти вдвое.
Другой хитрый момент — то, что наш CDN начал поддерживать range-запросы, которые необходимы для того, чтобы приложения могли начать проигрывать аудио быстрее, не закачивая его целиком, а получив только самое начало. Сейчас наш сервер отвечает на запросы вида `range: 0-` не идеально, но мы работаем над исправлением этой проблемы.
Статистика
Мы хотим понимать, как нас читают и слушают. Для просмотров и прочтений веб-страниц есть десятки инструментов, начиная с бесплатных и мощных Google Analytics и Yandex Metrika и заканчивая специализированными (и довольно дорогими) решениями для издателей вроде Chartbeat.
Со статистикой подкастов, наоборот, все очень печально. Начнем с того, что в аудио-файлы невозможно засунуть скрипт или трекинг-пиксель, который бы дал нам понять, что слушатель прослушал эпизод. iTunes Podcasts не предоставляет никакой статистики (хотя и обещает добавить ее в будущем).
Все что нам остается — это отслеживать скачивания аудио-файлов с наших серверов и отправлять кастомные эвенты из наших собственных приложений. Мы используем оба эти подхода и храним данные и в Google Analytics через custom events и в нашей собственной системе, в аналогичной форме. Специальный маленький сервис написанный на golang обрабатывает все запросы на аудио-файлы и создает события прослушиваний в нашей системе учета статистики.
Мобильные приложения
Начнем с плеера, который отображается в системе, когда приложение, проигрывающее подкасты уходит в фон. В iOS для этого есть специальный механизм MPNowPlayingInfoCenter, а в Android его нет и стандартным приемом является создать кастомный Notification с элементами управления проигрыванием (это не шутка!)
Подписка на подкасты происходит как подписка на пуш-уведомления на topic внутри Firebase Cloud Messaging от Google. Для подкастов мы решили попробовать сделать красивые пуш уведомления, с заголовком эпизода, обложкой и кнопкой Play. Для этого мы передаем кастомные click_action и данные для iOS и ключ материала в API для Android. Обе операционные системы дают возможность отобразить кастомный view в пуш-уведомлениях и это очень красиво. На случай удаления и переустановки приложения мы храним подписки в iCloud. Для Android мы такой механизм еще не реализовали, но, скорее всего, он будет опираться на Google-аккаунты.
Обратная совместимость
Мы выпустили мобильные приложения с поддержкой подкастов за пару дней до официального запуска. Конечно, часть читателей успели обновиться, но многие используют старую версию. Как не сломать им приложения изменением API? Как показать им какую-то, пусть не такую красивую и функциональную версию подкастов, и не идти при этом на компромиссы в обновленных версиях приложений? Как показать пользователям старых версий, что им пора обновиться?
Есть два классических способа добавления функционала в API:
У нас используется довольно хитрая схема с последовательной подготовкой API двумя сервисами — монитор предоставляет так называемое «чистое API», в котором есть только данные, написанные редакторами, а второй сервис, называющийся Middleman, хранит в себе бизнес-логику, необходимую каждой версии API и готовит json для клиентов. Такое разделение позволяет нам контролировать сложность разработки. Но об этом в следующий раз.
Веб-сайт
Наш сайт — классический single page react application with server-side rendering (мы сделали его, когда это ещё не было модно). Проигрывание аудио происходит через HTML5 audio, дизайн элементов для десктопа и мобильного вида максимально близки друг-к-другу, так что особой магии в вебе не было. Мы начали просить подтверждения при закрытии страницы, если идет проигрывание аудио, чтобы читатели не закрывали плеер по случайности. Прогресс прослушивания сохраняется в localStoragе браузера, так что можно продолжить слушать эпизод с того момента, на котором вы остановились.
Запуск
Запуск происходил в 5 этапов:
Мы приступали к следующему этапу запуска после тестирования поведения сайта и бэкенда на текущем шаге.
Заключение
Сделать свою систему проигрывания и подписки на подкасты оказалось вполне возможно даже силами небольшой команды разработки. Нужно учитывать, что мы использовали тот труд, что инвестировали в приложения «Медузы» последние 3 года, сделать все это с нуля было бы гораздо дольше.
Это был очень интересный опыт и мы многому научились. Нам есть что доделать и поправить после запуска, но в целом он получился довольно гладкий.