Что посмотреть с подростками

12 лучших фильмов для подростков

Все сидят дома, заняться там особо нечем, все расхайпленные недавние премьеры уже посмотрены. Почему бы не вспомнить свои школьные времена за просмотром фильмов о подростках?

Отрочество — самое тяжелое время для большинства людей. Это период, когда тобой уже не умиляются, но ещё не уважают. Но также это пора безумных приключений, открытий, первых серьезных синяков и сильных чувств. Подлинная драма и комедия в жизни подростка сплетаются в тугой неразрывный узел.

Здесь собраны двенадцать популярных американских и европейских фильмов для подростков про любовь и школу, дружбу и соперничество, вечеринки, после которых надо заново завоевывать доверие родителей, и решения, которые меняют судьбу. И их действительно стоит посмотреть, потому что именно в подростковом кино можно увидеть те взрывы эмоций и опрометчивые поступки, которые не свойственны взрослым людям.

Большие девочки не плачут

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Фильм рассказывает о жизни двух подруг — Кати и Штеффи. Кати родилась в бедной консервативной семье с матерью — религиозной фанатичкой, а Штеффи растет в богатом доме, где все члены семьи придерживаются либеральных взглядов. Несмотря на разность в деньгах на карманные расходы, девушки проводят много времени вместе, делятся секретами, обсуждают парней и ходят по магазинам, а также пробираются в клубы. Их жизнь течет своим чередом, без каких-либо сильных потрясений. Как большинство подростков, они изображают из себя взрослых, пьют, курят и занимаются сексом — минимум мелодрамы, максимум классического веселья из тинейдж-комедий. Но однажды на одной из вечеринок девушки видят отца Штеффи с другой женщиной.

В лучших традициях фильмов про героини решают отомстить через дочь отцовской пассии женщины, втянув её в какую-нибудь неприятную историю девочки. Ну лучше ничего не придумали. Кати поначалу поддерживает подругу, но потом понимает, что та понемногу сходит с ума и превращается в эгоистичную стерву с маниакальной жаждой расплаты. В итоге, фильм рассказывает грустную историю о юношеской импульсивности, невнимательности родителей, настоящей дружбе, умении прощать, ощущении своей никчемности и одиночестве в кругу знакомых. Он показывает ту часть жизни девочек 14-17 лет, когда им кажется, что их мир рушится, но они снова и снова находят силы, чтобы встать и двигаться дальше.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Спеши любить

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Название фильма сразу намекает на любовную сладкую историю, но на деле все оказывается несколько сложнее.

Лэндон Картер — самый популярный парень в школе, тусующийся в компании «избранных» и смеющийся над отличниками. Джейми Салливан — скромная, верующая девушка, у которой только один свитер, отец-священник и большая тяга к учебе. Их пути не должны были пересечься, но судьба решила иначе. Во время обряда «посвящения» в компанию крутых парень Клей прыгает с вышки бетонного завода и ударяется головой о трубу в воде. Все ребята бегут с места несчастного случая, но Лэндон немного задерживается, чтобы вытащить Клея из воды и его ловит полиция.

Директор школы вместо исключения придумывает программу исправления: Картер теперь должен будет помогать двоечникам по выходным, после уроков работать уборщиком и сыграть в школьном спектакле. Отстающим по доброй воле уже помогает Джейми и в драмкружке она одна из самых активных, так что ребятам приходится сотрудничать. Джейми предупреждает Лэндона, что в неё нельзя влюбляться, и как затем выясниться, девушка не зря это сделала. Парень с легкостью дает это обещание, дорожа своей репутацией. Но людям свойственно меняться под воздействием симпатии.

В фильме влюбленные будут ненавидеть друг друга, терпеть оскорбления друзей, предавать, просить прощение, отрицать свои чувства и терять надежду на продолжение отношений, чтобы потом достигнуть чистой и вечной любви, которая сильнее смерти. Но несмотря на банальный сюжет, это не обычная подростковая мелодрама, это фильм о перерождении, влиянии одной души на другую, вере в Бога, самоотверженности и несправедливости судьбы.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Награды: Премия канала MTV — прорыв года (Мэнди Мур)

Я, Эрл и умирающая девушка

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Рассказ в этой странной комедии ведется от лица главного героя — Грега Геймса, роль которого исполняет Томас Манн ( «Проект Х: Дорвались», «Охотники на ведьма», «Прекрасные создания»). Этот подросток — самый настоящий циник, который скрывает свои истинные эмоции за сарказмом, отрицает наличие у себя друзей, умеет подстраиваться, как хамелеон, под любую школьную группу (зубрил, спортсменов, хипстеров, отверженных) которые он сам придумал, и при этом он не относится принадлежать ни одной из них.

У него есть коллега, как он сам его называет, по съемкам любительских фильмов — Эрл. Вместе они делают пародии на классику кинематографа. В детстве Грег дружил с Рейчел, но затем их пути разошлись. Но чрезмерно сочувствующая мать Грега решает вновь свести ребят, как только узнает, что Рейчел больна лейкемией. После долгих уговоров Грег все же соглашается потусить со старой знакомой. Но вот только ее в этот блестящий план никто не посвящает, а компания парня оказывается ей совершенно ненужной. И все же они сближаются. Это событие становится началом доброй дружбы и влияния Рейчел на отношение к жизни у Грега, который боится грядущей взрослой жизни и инертно существует в плену собственных комплексов. Важно, что создатели фильма не уходят в размышления на тему смерти и кучу мелодраматичных моментов, выжимающих слезы у зрителей, как это часто бывает в сюжетах про борьбу с раком.

Вместо этого заболевание Рейчел и бедность Эрла просто влияет на их мировоззрение, прослеживается в разговорах и шутках. А сам фильм становится манифестом на тему того, что надо жить здесь и сейчас, делать выбор, пусть даже неправильный, рисковать, а не сидеть сложа руки и размышлять годами. влияет на их мировоззрение, прослеживается в разговорах и шутках. Отдельная изюминка фильма — операторская работа. Широкоугольные кадры вмещают в себя всех персонажей и показывают место, которое они отводят себе в этом пространстве и расстояние между ними. Таким образом показывается их внутреннее состояние.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Награды: Сандэнс. Гран-при — драма, Приз зрительских симпатий — драма

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Назови меня своим именем

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Несмотря на подростковую историю, ждать от автора такого фильма как «Суспирия» комедийной неловкости не стоит.

В Италии 1983 года семнадцатилетний американец Элио проводит лето на вилле вместе со своей семьей. Также его отец-археолог приглашает к ним своего ассистента — двадцатичетырехлетнего аспиранта Оливера. Молодые люди с первого же взгляда начинают ненавидеть друг друга. Элио, воспитанный отцом-ученым и матерью-переводчицей, любит проводить время за чтением классики, слушать Баха, играть на фортепиано и, в общем, расширять свой кругозор. Парень вырос в атмосфере любви и понимания, гармонии с собой и со всем миром. А Оливер похож на ураган — сумбурен, эпатажен, обожает быть в центре внимания. И своим появлением он нарушает привычное течение жизни Элио.

Парень, несмотря на свои отношения с соседкой-француженкой, начинает чувствовать нечто большее по отношению к новому ассистенту отца, что его одновременно и пугает, и восхищает. Элио, сначала осторожно и неловко, а затем с головой ныряет в новые чувства, не боясь рисковать собой, понимая, что все закончится не так, как пишут в любовных романах. В свои семнадцать он храбро принимает ту боль, которая любовь неизменно причиняет каждому, кто готов открыть сердце нараспашку. И это делает его сильнее и взрослее.

Важную роль в фильме играют мать и отец Элио, которые поддерживают сына в его решениях и стараются помочь по мере возможности, так что можно порекомендовать к просмотру родителям, которые не до конца понимают, как разговаривать со своими детьми так, чтобы в семье царила атмосфера доверия.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Леди Бёрд

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Юность — время, когда ты можешь надевать на себя кучу масок и изображать из себя кого угодно. И сложнее всего в этом водовороте не потерять свою личность. Фильм рассказывает о жизни Кристины МакФерсон, которая учится в выпускном классе католической школы Сакраменто, а ее сокровенная мечта — переехать в Нью-Йорк и получить образование в престижном колледже. Но её отец остался без работы, а зарплаты матери-медсестры едва хватает на жизнь. Так что об обучении в другом городе она и слышать не хочет. Кристина по-своему начинает бунтовать: она просит называть себя «Леди Берд», красит волосы в красный цвет, активно борется с консервативными порядками в школе экстравагантными методами и конфликтует с матерью, которая ее не понимает.

Рабочим названием картины было «Матери и дочери». Поэтому неудивительно, что именно на этих отношениях и сосредоточен фильм. Леди Бёрд удивляется расчетливой матери, родившейся в послевоенное время, а та, в свою очередь, пытается изменить и прогнуть под себя свободолюбивую дочь. Параллельно с этим девушка пробует себя в разных амплуа. Она пытается попасть на какой-нибудь технический факультет, не имея при этом никаких способностей. Затем начинает играть в драмкружке, параллельно флиртуя с партнером по пьесе. Но у него, похоже, совсем другие планы (нельзя забывать, что действие картины происходит в 2002 году, так что тема каминга-аута и страха перед обществом в нем будет).

А затем Кристину кидает в объятия фронтмена школьной рок-группы, через отношения с которым раскрываются сексуальные переживания подростков. Фильм отчасти автобиографичен, смотрится он легко, но не комедийно и выглядит естественно, во многом благодаря уже достаточно известной актрисе Сирше Ронан («Гостья», «Ханна», «Отель «Гранд Будапешт», «Бруклин»).

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Награды: Золотой глобус (2018). Лучший фильм (комедия или мюзикл), Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) — Сирша Ронан

Февраль

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Дебютная режиссерская работа сына звезды хичкоковского «Психо» Энтони Перкинса удивила фанатов хорроров. Поклонники фильмов ужасов о паранормальных явлениях столкнулись с адептами святой церкви постхоррора. «Февраль» обладает всеми чертами классического фильма об одержимости. Но нолановская манера повествования через запутанные временные линии и исследование посттравматического синдрома, сделали из фильма уникальное произведение ужасного искусства.

В католическом колледже для девочек период зимних каникул, почти все студентки разъехались, кроме Кэтрин (Кирнан Шипка) и Роуз (Люси Бойнтон). Дело в том, что только эти две девочки не дождались родителей, которые должны были забрать студенток на время каникул. Директор школы просит Роуз присмотреть за Кэтрин. Но Роуз предпочитает проводить время со своим парнем. Вернувшись с прогулки, девушка находит Кэтрин в подвале, где та молится бойлеру. Параллельно с этими странными событиями девушка Джоан (Эмма Робертс) встречает на железнодорожном вокзале старого священника Билла, который с женой едет в тот самый город, где находится колледж Кэтрин и Роуз. Билл говорит, что Джоан напоминает ему его дочь Роуз, которая, как оказывается, уже некоторое время как мертва.

Это по-настоящему жуткий фильм о паранормальном существе, которое пользуется слабостью разума подростка. При этом адская тварь требует преданности. А может, демон — только воплощение страхов и одиночества почти взрослых людей.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Отрочество

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Фильм снимали 11 лет, с лета 2002 года по октябрь 2013. Главный актер Эллар Колтрейн рос вместе со своим персонажем — мальчиком Мейсоном. Сюжет охватывает период его детства и юности, с первого дня школы до первого дня в институте. В фильме показываются отрывочные моменты из жизни ребенка и его семьи. Брак его родителей распадается из-за алкоголизма отца, новый муж матери не устраивает мальчика, да еще и постоянные ссоры со старшей сестрой нехило портят жизнь. И все эти проблемы кажутся мелкими по сравнению со школой, домашкой, юношеской влюбленностью, алкогольным отравлением, марихуаной, первой работой и выбором будущей профессии.

Фильм показывает жизнь американских подростков: как они решают бытовые проблемы, учатся водить машину, впервые сталкиваются с несправедливостью мира, проходят через ненависть к себе и другим. Фильм — это сама жизнь с ее естественным медленным течением, локальными драмами в семье и в душе каждого героя. Также стоит отметить, что картина, благодаря режиссерской находке, смогла избежать спекулятивных исторических сцен и надуманных эмоций персонажей, отчего иногда кажется комедией. На момент съемок, герои не знают, к чему приведет война в Ираке и как Обама повлияет на экономику Америки. Так что исторические события на фоне выглядят очень правдоподобно и реалистично влияют на поведение героев.

Мейсон увлекается Кинофильмами о «Гарри Поттере» и «Звездными войнами», пользуется гаджетами того времени и играет в старые игры — все это вместе вызывает теплую ностальгию по 2000-м.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Всем парням, которых я любила

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Фильм основан на одноименном романе Дженни Хан и рассказывает историю о старшекласснице Ларе Джин. Незаметная в школе, влюбчивая и очень романтичная девушка пишет письма своим возлюбленным, запечатывает их в конверт, обозначает адресата, но не отправляет, а складывает в тайную коробку. Всего пять писем для пяти парней, в которых Лара была влюблена в разный период своей жизни, от начальной школы и до времени действия.

Нынешний герой ее снов — парень старшей сестры. И какой же ужас охватывает девушку, когда в школе он подходит и демонстрирует любовное письмо, написанное ее рукой. Так она узнает, что ее тайник был вскрыт, а послания доставлены, и теперь девушке придется объясниться. Фильм показывает главную героиню, которая вполне может постоять за себя и умно заткнуть неприятного собеседника, не теряя при этом достоинства. Так она не следует закону жанра и совсем не скромная зубрила из местных лузеров, а просто обыкновенная девочка, которая боится быть отвергнутой.

В итоге, мелодрама рассказывает о том, как важно иногда сделать первый шаг. Признание в любви может обернуться как и болью, так и волшебной романтической историей. Но для этого надо сначала набраться смелости и быть готовым к любому исходу.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Награды: Премия канала «MTV», Лучший поцелуй, Прорыв года (Ной Сентинео)

Мальчик, который обуздал ветер

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Современные фильмы очень любят ругать пристрастия подростков: они мечтают о новом айфоне, смарт-часах, открыть свою кальянную, купить алкоголь без паспорта или стать безработным путешественником с золотой картой, а тринадцатилетний мальчик мечтает победить голод в своей деревне. К слову, фильм основан на мемуарах Уильяма Камквамбы и Брайана Миллера. Уильям живет в бедной фермерской африканской семье.

Он работает с утра до ночи на поле, а в свободное время помогает соседям чинить радиоприемники и осматривает свалки на предмет наличия электроники. Уильям жаждет познать, как устроен этот мир и, в особенности, как работает техническое оборудование. Идеальным подарком для него был бы пропуск в школу. Но родители не могут оплатить ребенку обучение. Тогда Уильям находит альтернативное решение. Он шантажирует учителя естественных наук, который спит с его сестрой, и получает доступ к библиотеке. В это же время на деревню обрушивается небывалая засуха. И Уильям понимает, что нельзя больше вымаливать у Бога дождь и сложа руки надеяться на его благосклонность, а вместо этого нужно действовать самому и побеждать природу.

В мелодраматическом ключе фильм рассказывает историю подростка, которого никто не понимает в его стремлении использовать новые технологии, и затрагивает самую серьезную проблему жителей Восточной Африки — голод. Он показывает, что в то время, как весь мир за ужином смотрит новости и ругается на бесполезные войны и ужасающие теракты, в странах третьего мира огромный процент населения умирает от такой банальной нехватки еды.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Награды: Сандэнс (2019): Приз имени Альфреда Слоуна

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Субмарина

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Фильм снят по одноименному роману Джона Данторна и разделен на 5 смысловых частей: «Пролог», «Часть первая: Джордана Бивен», «Часть вторая: Грэм Пёрвис», «Часть третья: Решающая схватка» и «Эпилог».

Весь фильм сопровождает саундтрек «Arctic Monkeys», ироничные диалоги, пропитанные английским юмором и изумительные кадры, в которых время то замедляется, то ускоряется, подстраиваясь под душевные волнения главного героя. Так что мелодраму здесь разглядеть будет трудно, фильм — скорее вдохновляющая комедия.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

В метре друг от друга

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Звезда «Ривердейла» Коул Спроус не часто снимается в полнометражных фильмах, но работа в романтичной мелодраме о двух подростках, больных муковисцидозом, которые знакомятся в больнице, стала для него знаковой.

Если у обоих людей наблюдается подобное заболевания, они не могут прикоснуться друг к другу, потому что есть вероятность обмена бактериями, которые приведут к печальному исходу. Но любовь, вспыхнувшая между Уиллом и Стеллой, грозится оказаться сильнее, чем страх смерти. История сосредоточена на чувствах персонажей, борьбе эмоциональной и рациональной составляющей личности, подростковом влечении и влиянии характеров друг на друга. Молодые люди очень разные.

Уилл отчаявшийся бунтарь, которому не помогает альтернативное лечение. Он уже со вселенским пессимизмом махнул на себя рукой и лечится с неохотой, стараясь вместо этого наслаждаться оставшимися днями жизни в полной мере. Стелла же, напротив, помешана на чистоте и порядке, принимает таблетки по часам, проходит процедуры строго по расписанию и надеется на выздоровление, она полна надежды и энергии. Такие непохожие, они сильно воздействуют друг на друга, Стелла заставляет парня беспрекословно ей подчиняться и продолжать лечение, а Уилл скрашивает жизнь девушки карикатурами, записками и легкомысленными поступками.

Замечательно и то, что в этом фильме натурализм превышает допустимые нормы для подростковых мелодрам. Здесь показываются многочисленные шрамы после операций, торчащие катетеры, герои не снимают дыхательные трубки, а их тела выглядят бледными и высушенными.

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Экстирпация

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

Еще один фильм о семье, в которой растет гениальный подросток, которого никто не понимает, может похвастаться мощным посылом и шокирующим поворотом.

Школьница Полин постоянно всем вокруг хамит, врет родителям о своих делах и совершенно не следит за внешним видом. Главным увлечением девушки является хирургия. Можно сказать, она ею одержима, ведь даже сны ее наполнены кровавыми сценами и расчлененкой с сексуальным подтекстом. Мать постоянно вводит для своей непутевой дочери все новые и новые драконовские правила, пытаясь привести бунтарку в чувства. Отец семейства, в целом, отстранен от воспитания, за что и получает пинки от жены. Гордостью семьи является Грейс, младшая сестра Полин, умница и девушка с большими перспективами на респектабельную успешную жизнь, как ее видят родители. Несмотря на то, что сестры вообще не похожи, отношения между ними исключительно доверительные и нежные. Поэтому, когда у Грейс обнаруживается муковисцидоз, Полин окончательно выходит из-под контроля.

Помимо кровавых снов, исполненных в стиле Кроненберга младшего («Антивирус»), фильм долгое время прикидывается подростковой трагикомедией о бунте молодого изгоя, которого никто не понимает, но он к этому уже и не стремится. По мере того, как сны Полин становятся все более натуралистичными, дикость ее поступков в реальности перестает веселить, начинает ужасать. Постепенно с девушки спадает ее броня из нигилизма, но от этого она становится по-настоящему опасной. Теперь она готова любыми способами защитить то единственное, что ей дорого.

Источник

4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова

Некоторые фильмы не так-то просто смотреть даже взрослым. В итоге именно эти картины запоминаются, меняют нас. Но стоит ли смотреть сложное кино вместе с взрослеющими детьми? Как объяснять то, что самим сложно понять? Поговорили с автором и ведущей видеоблога о литературе и кино Creative Space, исследовательницей кино и профессором НИУ ВШЭ Марией Штейнман о четырех таких фильмах.

1. «Метрополис» (1927, Ф. Ланг)

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

О чем это кино. В утопическом городе будущего Метрополисе есть Рай и Ад — это районы для богачей и бедняков. Эти два мира сталкиваются, когда Фредер, сын правителя города, влюбляется в Марию, девушку из «нижней» его части. Поиски Марии заставляют молодого человека по-новому взглянуть на то, как устроен мир, в котором он живет.

Почему это важное кино. Режиссер фильма — великий Фриц Ланг, один из заметнейших режиссеров немецкого экспрессионизма. Когда мы смотрим «Метрополис», мы прикасаемся не только к этому направлению, но и к истокам каждой антиутопии в кинематографе. Без этого фильма не было бы ни позитивного, ни негативного изображения будущего.

«Метрополис» позволил появиться «Пятому элементу», «Бегущему по лезвию» — обе эти ленты возвращают нас к антиутопическому городу, впервые показанному в фильме Ланга. Андроиды тоже стали классикой научной фантастики — вспомнить хотя бы «Звездные войны». Образ C-3PO отчетливо напоминает латунный костюм андроида, в котором находилась бедная Бригитта Хельм. И это не единственный классический типаж: «Метрополис» сформировал образ безумного ученого.

В конце концов, сама идея антиутопии — технологий и прогресса, пожирающих человека — впервые отлично показана именно в «Метрополисе»: главный герой видит в машинах не механизмы, а Молоха, божество, пожирающее детей. Потом такой образ используют Алан Паркер и группа Pink Floyd в фильме «Pink Floyd: Стена». «Метрополис» стал матрицей: он определил наше видение будущего.

И, кстати, капсулу, в которой формируется тело человека, как в «Матрице», зритель впервые видит именно в этом фильме.

Зачем смотреть с подростком. Все фильмы в этом списке обладают мощным метафорическим концептом. Они учат понимать и дешифровывать киновысказывание на разных уровнях.

В «Метрополисе», с одной стороны, перед нами мотив антиутопии, а с другой — отчетливо проявляется очень знакомый современным подросткам сюжет об избранном — герое, которого ждут, который обязательно придет и выполнит свою миссию. Случай «Метрополиса» тем интереснее, что герой — представитель золотой молодежи, который вообще никогда ни над чем в своей жизни не задумывался, пока не встретил детей-оборванцев в райском саду.

В сюжете фильма любовь оказывается не только движущей силой, но и мостом к пониманию другого, к эмпатии. Это любовь не ради любви, а любовь как возможность понять жизнь других через сострадание.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. Фильм черно-белый, у него не сохранилась музыкальная дорожка. Кроме того, специфика немецкого экспрессионизма: у кого-то он вызовет нервный смех в ответ на гипертрофированные эмоции героев.

Тут важно объяснить подростку, что такое немой фильм, почему часть реплик выводится титрами и, главное, зачем от актеров требовалась гипертрофированная игра. Актерам начала XX века нужно было передавать происходящее исключительно визуальными средствами.

А «Метрополис» уникален и тем, что в нем играют с минимальной аффектацией, с минимальным округлением глаз

Немецкий экспрессионизм подразумевает, собственно, экспрессию — мощный эмоциональный заряд, который современному зрителю, привыкшему к ярким спецэффектам и, как ни странно, большей сдержанности в кадре, может быть непонятен. Например, в фильме есть момент с танцем вавилонской блудницы, там используется визуализация — в кадрах появляются отдельно снятые, широко раскрытые глаза людей. Не сразу понятно, что это метафора, говорящая о прикованности взглядов к танцовщице. И тут нужен комментарий взрослого.

Можно ли уберечь детей от триггеров при просмотре кино

Увы, нельзя. Когда родители собираются посмотреть вместе с детьми заведомо серьезное кино, важно, чтобы они понимали: просто показать старый фильмы — штука довольно опасная. Мы никогда не угадаем, что станет триггером для подростка. Этого мы не знаем и про взрослых.

Настоящий кинематограф — это кинематограф рисков. Чем мощнее сюжеты и режиссер, который с ними работает, тем выше опасность, что ребенка что-то напугает. Взрослые должны быть готовы проговорить то, что окажется для ребенка сложным.

К сожалению или к счастью, мы подошли к моменту, когда от зрителей требуется определенная подготовка для просмотра кино.

2. «Седьмая печать» (1957, И. Бергман)

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

О чем это кино. Рыцарь Антониус, возвращаясь из Крестового похода, встречает бродячих артистов, скрытых главных героев всего сюжета — Юфа и Мию, чьи имена созвучны Иосифу и Марии. У них есть сын, чье имя не называется, но мы можем провести параллель. Рыцарь не верит в бога, а Юфу постоянно приходят видения чудес. Так фильм становится диалогом рационального и иррационального.

Почему это важное кино. «Седьмую печать» часто называют смесью триллера и фэнтези. Что же там фэнтезийного?

Сегодня фэнтези как явление массовой культуры часто эксплуатирует сюжеты условного Средневековья и мистики. Формально «Седьмая печать» отвечает этим признакам. В каком-то смысле фильм оформляет фэнтезийный жанр как таковой. Но он затрагивает и другие, более тонкие материи.

«Седьмая печать» обращается сразу и к прошлому, и к будущему

Картина снята по мотивам пьесы самого режиссера «Роспись по дереву». Бергман в своей кинопритче говорит со зрителем о христианстве, об Апокалипсисе.

В основе сюжета лежит фреска XV века из церкви Тебю — «Смерть, играющая в шахматы». Это игра с заранее известным исходом. Но, играя в нее, человек — в фильме это рыцарь Антониус — вырабатывает некую стратегию и, сам того не понимая, обретает смысл жизни. В чем смысл жизни рыцаря, бывшего крестоносца? Помочь другому, тому, кто не может себя защитить.

Фильм оставил большой след в мировом кинематографе не только на уровне буквальных цитат, но и на уровне общего нравственного камертона. Приведу пример. Во время игры Антониус принимает решение пожертвовать собой, чтобы спасти Юфа и Мию. Как мы помним, Рон Уизли жертвует собой во время шахматной партии в первом фильме из саги о Гарри Поттере. Оказывается, игра в шахматы в «Гарри Поттере» генетически связана с игрой в шахматы Ингмара Бергмана. Неожиданно, правда?

Зачем смотреть с подростком. Хотя речь в фильме идет об Апокалипсисе, главная его идея — человек должен оставаться человеком. Как бы ни влияли на него внешние условия, среда, в человеке есть нечто, что является его стержнем. И Макс фон Сюдов играет рыцаря, который, даже разочаровавшись в мире и в вере, не предает самого себя. Фильм Бергмана показывает: кроме инстинкта выживания, есть еще что-то, что держит нас на плаву.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. В фильме много того, что может быть источником сложностей восприятия, конфликтов интерпретаций. В «Седьмой печати» есть контент, который может вызвать шок. Взять само появление смерти в нестандартном для нас облике: в немецком языке «смерть» мужского рода, отсюда и мужской образ.

Пугает и процессия флагеллантов — кающихся грешников, которые действительно когда-то бродили по городам и весям Европы. Они молятся и избивают себя, надеясь отвести эпидемию, но де-факто ее распространяют. Появление процессии сознательно снято так, чтобы шокировать зрителя. То же самое можно сказать и об образе молодой женщины, обвиненной в колдовстве и приговоренной к сожжению на костре.

Есть мощный эпизод, связанный с одним из главных героев, странствующим актером Юфом. Он отправляется в кабак, где его заставляют плясать на столе буквально среди горящего огня. Над ним глумятся, смеются. С одной стороны, так Бергман поднимает вопрос о том, какую цену платит творческий человек, появляясь в толпе, которая не понимает его. С другой стороны — важно, что в момент танца Юф уподобляется Христу.

Есть кадр, где два образа накладываются друг на друга: режиссер вставляет в фильм эпизод осмеяния Христа из Нового Завета. Эти детали нуждаются в том, чтобы быть проговоренными.

Обязательно нужно объяснить: в картине несколько финалов

Один — когда все герои собираются за столом в замке, куда наконец добирается рыцарь и его окружение. В этой сцене собраны все, кто одержал так или иначе победу над собой. Но когда открываются двери, зритель не знает, кто вошел в залу, а видит только лица сидящих за столом — они одновременно отображают и страх, и практически религиозное просветление.

Ответа на вопрос, кого все-таки увидели герои в финале, нет. Может, под конец они узрели Иисуса? Бергман это недоговаривает, и в такой многозначности трактовок содержится колоссальный запас жизнеспособности фильма.

Можно рассматривать финал по-другому: во время эпидемии погибают все герои, кроме семейства бродячих артистов, спасенных самопожертвованием рыцаря. Но это не единственный способ его трактовать. «Седьмая печать» — фильм-загадка, финальные кадры которого с danse macabre (пляска смерти. — Прим. ред.) прочно вошли в историю кинематографа как одни из самых запоминающихся.

3. «Общество мертвых поэтов» (1989, П. Уир)

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

О чем это кино. Фильм рассказывает о нестандартном учителе Джоне Китинге, который приходит работать в закрытую академию для мальчиков и пытается работать с учениками не как с единицами образовательного процесса, а как с личностями.

Почему это важное кино. «Общество мертвых поэтов» — образец реализма с мощным символическим контентом. Он продолжает традицию критики современного образования, как, например, это делали упомянутые выше Pink Floyd, но в другом ключе.

Для просмотра важно выбрать очень хороший дубляж с адекватным переводом стихотворений, а не просто невнятным подстрочником. Весь фильм построен на огромном количестве литературных аллюзий и отсылок, начиная с принципа «carpe diem» (лат. «лови момент») и заканчивая многократным цитированием поэта Уолта Уитмена.

Зачем смотреть с подростком. Фильм можно смотреть как философскую притчу, где все герои — взрослеющие мальчики — задаются одинаковыми вопросами: «Кто ты есть? Зачем ты пришел? Как ты распорядишься своей жизнью?» Их учитель Китинг добавляет пищу для размышлений: «Как поэзия может стать проводником для понимания самого себя?»

«Общество мертвых поэтов» посвящено не только пониманию себя, но и самостоятельности личности, притом личности подростка. И тогда символично первое задание педагога — вырвать страницы с предисловиями из учебников, где навязывается «единственно верная» точка зрения. Китинг учит мальчиков быть свободными, отстаивать свои права — даже если это, например, право не ходить, когда дано задание «ходить как хочется».

Конечно, нужно обратить внимание на финал — кажущееся поражение учителя. Нил, лучший ученик Китинга, совершает самоубийство, а отец мальчика, который подавлял сына своим авторитетом, не желает понимать это и не признает своей ответственности, переносит вину на учителя. Но когда Китинг, вынужденный покинуть школу, заглядывает в свой бывший класс, где снова идет урок по старым правилам, к нему, вскочив на парту, обращается самый застенчивый в прошлом ученик. И называет любимого преподавателя «капитаном», цитируя Уитмена.

4. «Чучело» (1983, Р. Быков)

Что посмотреть с подростками. Смотреть фото Что посмотреть с подростками. Смотреть картинку Что посмотреть с подростками. Картинка про Что посмотреть с подростками. Фото Что посмотреть с подростками

О чем это кино. Шестиклассница Лена Бессольцева, внучка чудака-коллекционера из небольшого города, приходит в новый класс, влюбляется в самого красивого мальчика, берет на себя его вину за сорванную поездку в Москву. И становится объектом жесткой травли со стороны одноклассников.

Роль в мировом кинематографе. «Чучело» — фильм, значимый скорее для советского и российского кинематографа. Но и сегодня он удивительно актуален, освещает вневременные темы. Тут и школьный буллинг, и культура бойкота, которую мы сейчас назвали бы cancel culture. Это было и в оригинальной повести Владимира Железникова, но режиссер Ролан Быков пошел дальше.

Почему фильм важно смотреть с подростком. «Чучело» дарит колоссальное пространство для обсуждения. Этот фильм — настоящее пособие по межличностной коммуникации подростков. Хорошо бы поговорить о нем с детьми, показывая, как одни люди умеют манипулировать другими, подменяя хорошие намерения нехорошими. Остальные ребята, кроме главной героини, не изображены здесь тупой агрессивной массой, у каждого свой характер и свои мотивации. Неформальный лидер класса, Железная Кнопка, стремится к справедливости любой ценой, совершая при этом фатальную ошибку.

С другой стороны, история Лены Бессольцевой — пособие не только по внутришкольным конфликтам, но и по их преодолению.

При этом фильм, как и «Общество мертвых поэтов», не ограничивается прямолинейным изложением истории. В картине есть глубокий символический пласт, который будет интересно дешифровать вместе с подростком.

Мы можем говорить о главной героине как об инакомыслящем, инакочувствующем, более тонком, более глубоком, более ранимом человеке — в этом смысле у них много общего с Юфом из «Седьмой печати», с Китингом и его учеником Нилом из «Общества мертвых поэтов».

Важно, что Лена — другая, и именно ее отличие от одноклассников становится поводом для травли. При этом за ее внешней слабостью и интеллигентной уязвимостью скрывается несгибаемый характер, стержень. Четко показано, что быть уязвимым не значит быть слабым и сломленным.

В какой-то момент отчаявшаяся Лена сама бреется наголо, утверждая свою инаковость и не стараясь больше быть хорошей. Она не идет на конфликт, но заявляет о себе как о самостоятельной личности. Лену называют чучелом, и она формально принимает это прозвище, уезжает с дедушкой из города, а тот — апофеоз бессребреничества — оставляет школе портрет девочки, очень похожей на саму Лену. Уезжают Бессольцевы под оркестр, который де-факто провожает победителей.

Трудности просмотра. Сила слабости — мощный, в чем-то даже шокирующий финал. Здесь кроется опасность: он может вызывать не совсем ожидаемые эмоции, в том числе слезы. В фильме есть и другие сильные сцены — преследование Лены и сжигание чучела, наряженного в ее платье. И они также могут стать триггером.

С одной стороны, фильмы с подобными сильными моментами могут вызвать неоднозначную реакцию. С другой стороны, переживая потрясение через сопереживание судьбе героя, человек обретает способность в дальнейшем встретить собственные вызовы с определенным запасом нравственной прочности.

Оберегая детей от просмотра тех или иных фильмов, мы не всегда способны уберечь их от жизни. Если человек не приучен понимать, что в жизни есть боль — своя и чужая, — если у него отсутствует эмпатия, вызванная реакцией на чужую боль и чужой страх, то он сам может оказаться беззащитным перед реальными жизненными проблемами, ударами и сложностями. Поэтому и стоит смотреть «Чучело».

Фото на обложке: кадр из фильма «Седьмая печать»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *