Что посмотреть в арске
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Город Арск
Арск (тат. Арча, Arça) — город в России, административный центр Арского района Татарстана.
Город расположен на реке Казанка (приток Волги), в 65 км к северо-востоку от Казани. Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. Маршруты пригородных поездов связывают Арск с городами Казань, Вятские Поляны и Ижевск.
Название Арска (тат. Арча) восходит к общетюркскому апеллятиву арт «зад, тыл; задний, тыльный», поскольку крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства, а сам район, в котором расположен Арск, татары до сих называют Казан арты «Заказанье», букв. «тыл Казани».
РЕКА КАЗАНКА И ИСКУССТВЕННОЕ ОЗЕРО ОКОЛО АРСКА
Есть версии, что название произошло от удмуртских племен, что населяли этот край, так как их называли арские люди, аряне, арийцы. Подтверждением этому служит множество финно-угорских топонимов на территории Арского района, и в соседних районах РТ, а также в Марий Эл. Особенно стоит упомянуть село Арино в Марий Эл, где также проживали удмурты, и где сохранилось место, упомянутое как удмуртское кладбище. Рядом же расположена деревня Овда-сола, что по-марийски: Одо-сола, а мари называли удмуртов: одо-мари. То есть это удмуртское село. Такие же предания имеют место в марийских селах соседнего – Балтасинского района РТ.
Мари и удмурты заселяли Предкамье от Волги до Елабуги и дальше на восток.
Вытеснение финно-угров с территории Предкамья началось ещё до нашествия монголов, то есть при булгарах. И часто это вытеснение было достаточно жёстким, о чем свидетельствуют многочисленные марийские предания и легенды, особенно в Волжском и Моркинском районах Марий Эл.
Город Арск
История
Арск был основан, по преданию, в XIII веке ханом Батыем.
В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году.
В 1552 году был взят русским отрядом, а в 1606 году стал русской крепостью.
В 1781 году получил статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанская губерния), в 1926 году утратил его и стал селом.
Город Арск
Население занималось земледелием, разведением скота, мукомольным, кузнечным, плотничным, кирпичным, шерстобитным, портняжным промыслами. В нач. XX в. в Арске располагалось волостное правление, функционировали Богоявленская и Покровская церкви (памятники архитектуры), почтово-телеграфное отделение, телефонная станция, земская больница (переведена из с. Чепчуги в 1872), земское жен. училище, муж. училище Министерства народного просвещения, 6 солодовенных, 2 кожевенных, один водочный заводы, мельница, 3 кузницы, казённая винная и 10 мелочных лавок, 2 пивных, 2 трактира, 10 харчевен, 3 постоялых двора; базар по понедельникам.
В 1938 году стал посёлком городского типа, в 2008 году снова получил статус города.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА АРСК
С 1930 г. Арск является центром Арского района Татарстана.
В 1996 г. под руководством кандидата исторических наук А. А. Бурханова Заказанской археологической экспедицией АН РТ и Министерством культуры Татарстана проводились археологические раскопки в средневековом Арском городище.
Исследования подтвердили, что городище было основано в XIII в., а также выявлены границы городища эпохи Казанского ханства. Из найденных материалов особый интерес представляют изделия из керамики, железа и стекла, а также серебряные джучидские монеты XV в.
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ С НАДПИСЬЮ СТАЛИНА
Большой популярностью пользуются мемориальный комплекс великого татарского поэта Габдуллы Тукая в д. Кырлай, музей-усадьба семьи Тукаевых на родине Габдуллы Тукая в д. Кушлавыч.
В р.п. Арске функционируют единственный в республике музей литературы и искусства,
единственный в мире музей «Алифба».
Здесь же работает музей образования.
МЕЧЕТЬ В АРСКЕ
Общественно-политическая жизнь
В 1906 — 1910-х годах в Арске действовал Арский отдел «Союза Русского Народа» под председательством городского старосты купца Николая Прокофьевича Щёлкина.
Население
Численность населения, чел.
Кирпичный, крахмальный, картофелесушильный, асфальтный заводы, комбинат стройматериалов, меховая фабрика. Молочный комбинат.
В Арске родился первый татарский букварь «Алифба»
Арский район гордится авторами «Алифба» Р. Валитовой и С. Вагизовым.
Они долгие годы преподавали в Арском педагогическом колледже татарский язык и литературу, детскую литературу, методику татарского языка в начальных классах. Изданные ими учебные пособия и методические разработки (36 наименований) давно стали настольными книгами всех учителей. А «Алифба» среди них самое известное издание.
«Алифба», изданная авторами в 1964 году, заняла второе место в конкурсе, который проводило Министерство просвещения в 1965 году, а в России по оформлению учебник занял первое место. После этого учебник неоднократно переиздавался. В последние годы Р. Валитова и С. Вагизов плодотворно работали над выпуском «Алифба» для шестилеток, для начальных классов с трехлетним и четырехлетним обучением. Также вышли в свет «Алифба с рисунками» и «Алифба», основанная на латинской графике.
Сорокалетний труд авторов и путь учебника «Алифба» освещает музей «Алифба», единственный не только в Татарстане, но и в России, который открыт в Арском педагогическом колледже в 2000 году. Здесь собраны «Алифба» разных изданий авторов, а также «Алифба» народов Чувашии, Башкирии, Мари-Эл, Мордовии, Латвии, Литвы, Алтайского края и других народов.
СТАТЬЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА АРСК
В языках тюрок Поволжья и Предуралья — татар, башкир и чувашей — существует этнический термин ар, которым вышеназванные народы именуют удмуртов: тат., баш. ар, множ. ч. арлар; чув. ар, множ. ч. арсем.
От поволжских тюрок данный этноним был заимствован русскими и иногда использовался в качестве названия удмуртов в русских официальных документах и научной литературе вплоть до середины XVIII в. наряду с другим этнонимом — (в)отин / (в) отяк [см.1, с.99].
Начиная с 70-х годов прошлого столетия делались неоднократные попытки этимологизации этнонима ар. Так, например его связывали с тюркским апеллятивом, означающим «пчела, трутень» или «оса, шершень», семантически обосновывая та кую этимологию тем, что удмурты, якобы, трудолюбивы как пчелы, тем, что они как осы сопротивлялись татарам, либо тем, что удмурты, дескать, были хорошими пчеловодами [2, с.5; 3, с.26; 4, с.626]. Понятно, что подобные «этимологии» нельзя было воспринимать всерьез, и они в последующие годы. были без колебаний отвергнуты [см. 5, с.191; 1, с.105].
М.Г.Худяковым было выдвинуто предположение (ничем впрочем, не подкрепленное и впоследствии справедливо подвергнутое критике [см. напр. 5, с.190]) о том, что в старину имелось крупное удмуртское племенное объединение, называвшее себя ар и обитавшее в Приказанье. Именно от этого племени тюрки и восприняли, по М.Г.Худякову, свое современное название удмуртов. Кроме того, М.Г.Худяков, кажется, первым попытался увязать этноним ар с названием населенного пункта Арск (тат. Арча, ныне — районный центр Республики Татарстан), бывшего в средние века городом-крепостью и центром удельного княжества в составе Казанского ханства, которым, как полагал ученый, правили удмуртские князья [6, с.346-347; 7, с.55, 200].
ШКОЛА ИСКУССТВ В ГОРОДЕ АРСК
Существование на территории Арска «укрепленного древне-удмуртского городища, явившегося основой, развития Арска как города», которое у М.В.Гришкиной и В.Е.Владыкина «не вызывает сомнения» [9, с.8], на самом деле является гипотетичным и не имеет достаточного археологического подтверждения, т.к. сколько-нибудь серьезных археологических раскопок Арского городища доселе не производилось.
РАСКОПКИ НА АРСКОМ ГОРОДИЩЕ
Ж/Д ВОКЗАЛ В ГОРОДЕ АРСК
Что касается вышеупомянутых удмуртских преданий, то можно сказать, что в силу их крайней отрывочности [см. 6, с.346; 14, л.93, 134, 136, 139, 142], извлечь из них сколько-нибудь значимую в этноисторическом плане информацию невозможно, за исключением, быть может, того положения, что некогда в окрестностях Арска действительно могли проживать какие-то группы удмуртов, которые затем были оттуда вытеснены татарами. Это последнее обстоятельство, на которое не обращают внимания М.В.Гришкина и сторонники её версии, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что вытеснение удмуртов из-под Арска (татарами!), могло произойти скорее всего задолго до падения Казани, а посему южноудмуртские предания об удмуртском князе в Арске, вероятнее всего, вообще не имеют никакого отношения к арским князьям, многократно упоминающимся в русских источниках конца XV–XVI веков, предстающим в этих источниках верными союзниками Казани в событиях 1552 года [см. напр. 11, с.50–51], и скорее противоречат выводам упомянутых авторов, нежели подтверждают их. Следует, кроме того, иметь в виду, что выражение удмурт эксэй может означать не только «удмуртский князь» (удмурт по национальности), но и «князь удмуртов».
У М.В.Гришкиной и др. из работы в работу переходит суждение, которое, ввиду придаваемой ему важности, я считаю необходимым процитировать целиком: «О наличии удмуртского княжества, игравшего заметную роль в Казанском ханстве и принимавшего участие в междоусобной, борьбе, свидетельствуют и татарские предания. В одном из них — «Чур батыр дастане» повествуется о том, как теменцы во главе с Чура батыром победили айрактанцев во главе с князем Алибеем. Термин «айрактанцы» расшифровывается специалистами как «из белых аров» и идентифицируется с удмуртами Арской земли» [цитируется по 9, с.8].
Мне представляется, что название Ару может происходить от имеющегося во многих тюркских языках слова аr / аrу «напротив, на той стороне; та, другая сторона, находящийся на другой стороне; туда, дальше» [22, с.243, 264-265]: ср., например, тат. ары «тж» [23, с.74]. [стр.91] Если взглянуть на археологическую карту Волжской Булгарии, невозможно не заметить, что подавляющее большинство булгарских памятников домонгольской эпохи локализуется на левобережье Волги и Камы и по левым их притокам на территории современного Татарстана [см. напр. 24, с.10]. Именно в этом регионе во времена Абу Хамида ал-Гарнати проживала основная масса населения Булгарии, здесь были расположены ее наиболее крупные города — Булгар, Биляр и др. Земли же, расположенные севернее, за Камой, булгары вполне могли называть словом аrу в значении «та, другая сторона, тот берег; заречье». Тогда же или позднее данный термин был перенесен булгарами и их потомками — чувашами и татарами — и на жителей этих земель — предков южных удмуртов.
ГОРОД АРСК И МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАЗАНКА
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Алатырев В.И. Этимологический словарь удмуртского языка. А-Б. Ижевск, 1988.
Островский Д.Н. Вотяки Казанской губернии // Труды общества естествоиспытателей при императорском Казанском университете. Т. 4, № 1. Казань, 1874.
Кельмаков В.К. Происхождение и первые упоминания этнонима ар II Этнонимы. М., 1970.
Маленькая Швейцария, или В чем феномен Арска
Чтобы насладиться духом уютных европейских городков, совсем не обязательно ехать за границу. В последние годы настоящим магнитом для туристов стал Арск, что в 65 километрах от Казани. Еще в XVIII веке эти места полюбились дворянам и купцам, которые начали там активно строиться и вкладываться в местное производство. О том, как Арск из села превратился в город и где течет серебряная вода, — в нашей фотоистории.
Статус города Арску пришлось буквально отвоевывать. Он был основан в XIII веке ханом Батыем, но впервые в летописях упомянут в 1497 году. Столетиями Арск служил «тылом Казани» — там возвели крепость, которая стала северным форпостом Казанского ханства. В конце XVIII века Арск назвали уездным городом Казанского наместничества, но весь ХХ век он провел в статусе села и поселка городского типа и только в 2008 году вновь стал городом.
Сегодня Арский район — один из крупнейших в Татарстане: в его составе 128 деревень, а общая площадь — 1 843 кв. метра. По территории района протекают 23 реки, главная из них — Казанка. В районе проживают более 52 тыс. человек, из которых 93% — татары, 6% — русские, 1% — другие национальности.
Два последних века село Хотня было неизвестным русским островком, которое создал дворянин Воронежской губернии Петр Алексеевич Перцов, в 1801 году вышедший в отставку в звании поручика. По одной из версий, он выиграл в карты 12 семей, после чего поселил их в одно село. Вообще в уезде ему принадлежало немало земли, но более всего полюбился затерявшийся среди лесов далекий уголок Хотня. Там Петр Алексеевич и построил усадьбу.
Перцов, выкупивший землю у казны, выступал за строительство храма, и в 1830 году в Хотне построили большую каменную Петропавловскую церковь. Внешний вид получился своеобразным для здешних мест — дизайн этого великолепия архитектор Пятницкий скопировал с Никольского храма в Ницце. Стиль можно определить как поздний классицизм с элементами ампира.
Перцов был не единственным известным жителем Арского района. Там также проживали ученый, доктор медицинских наук, профессор Александр Сызганов, купцы Капраловы, которые занимались хлебной торговлей, извозом и держали рысистых лошадей, а также купцы Хаурллины, которые владели торговыми рядами.
Настоящей визитной карточкой Хотни, расположенной на одноименной реке в 27 км от Арска, стала вода «Хотнинская», которую добывают вдали от больших дорог, в глубинах соснового леса. Серебряная природная питьевая вода 1-й категории появилась благодаря предпринимателю Ванилу Аскарову, уроженцу этих мест. Именно он отправил воду на экспертизу в Москву и в ответ получил ошеломительную новость — природные показатели минерализации очень высоки: вода богата серебром, кальцием, магнием и прочими минералами, важными для здоровья человека.
А в деревне Губурчак администрация Арского района совместно с министерством культуры РТ при непосредственной помощи арского лесхоза создала музей Мухаммета Магдеева. Народный писатель Татарстана, лауреат премии им. Тукая является одним из знаменитых писателей Татарстана последней четверти ХХ века. Музей был открыт 13 июля 2000 года. Его построили по наставлению самого Магдеева в саду родного дома писателя. Красивое деревянное здание теперь украшает деревню, там же находится и сельская библиотека. Экспонаты музея рассказывают о детских и юношеских годах будущего писателя. Особый интерес представляют материалы, связанные с судьбой отца и матери, и, конечно же, рабочая комната писателя в казанской квартире, где он создавал свои произведения.
Особое место в истории Арска занимают мечети. Многие из них были построены в XVIII веке. Например, в селе Кшкар сохранилась деревянная мечеть, построенная в 1777 году на средства купца Баязита бин Усмана аль-Кшкари, а в 1865-м расширенная на средства его правнука Муртазы бин Мустафы.
В первой половине XIX века в селе Верхняя Корса на деньги казанских купцов Апанаевых также была построена мечеть. В местном медресе преподавали видные татарские ученые и просветители Г. Курсавый, Г. Мухамметов, М.Х. Уразгильдиев, Х. Хамитов и другие.
Но чаще всего туристы посещают мечеть в селе Ташкичу. Ее построили в 1817-м на средства купца Назирова из деревни Нижняя Ура. В 1821–1856 годах имам-хатибом мечети был Багаутдин бин Субхан ал-Марджани — отец Шигабутдина Марджани. Воспитанником здешнего медресе, известного далеко за пределами мусульманского мира России, был Габдулла Галиев — предводитель башкирского восстания 1755 года. В медресе начал постигать науки и Марджани.
Во время Казанского ханства Арск был крепостью, эту же роль он выполнял до середины XVII века в составе Российского государства. Приход там существовал со времени поселения стрельцов. В 1700 году во время сильного пожара церковь сгорела. В 40 саженях от этого места построили деревянный Богоявленский храм. В 1748-м возвели более масштабную церковь — она сохранилась в полуразрушенном виде. Помимо нее, в Арске есть еще два православных храма. Один из них расписан под руководством казанского иконописца Порфирия Ковалинского, а его подмастерьем был Степан Нефедов — впоследствии всемирно известный скульптор Степан Эрьзя.
Об истории Арского района вам расскажут в историко-этнографическом музее «Казан арты». Его открыли 8 декабря 2009 года.
Арск нередко называют маленькой Швейцарией. Дело в особенности местной архитектуры — многие здания построены из красного кирпича, и именно это словно роднит Арск с уютными европейскими городками, будто сошедшими со страниц сказок. Богатое историко-культурное наследие, красота природных ландшафтов, здоровая экология сами собой вызывают у гостей Арска ассоциации со Швейцарией.
Арск меняется, к примеру, появляются новые зоны отдыха и места развлечений. В 2016 году открыли парк «Казан су». Создавая его на родине татарского поэта Габдуллы Тукая, архитекторы вдохновлялись сказкой «Су анасы», которая определила образную концепцию с расходящимися от нового водоема кругами дорожек. Искусственный бассейн, пляж, игровые площадки позволяют организовать незабываемую развлекательную программу.
Государственный литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая находится в селе Новый Кырлай. Экспозиция посвящена биографии и творчеству классика татарской литературы XIX века. Целый зал отведен под экспозицию быта села и современников Тукая — так посетители могут прочувствовать обстановку, в которой формировалась личность великого поэта. В новогодние праздники в музее национального поэта гостей принимает Кыш Бабай — татарский Дед Мороз. Специально для детских и семейных групп проводится интерактивная программа «В гости к Кыш Бабаю». Вокруг дома-музея разбит красивый парк — лес, дорожки, поляны, памятник Габдулле Тукаю и другие скульптуры. Например, скульптура легендарного лешего Шурале находится позади музея у пруда с мостиком. В парке растет сосна, посаженная, по преданию, маленьким Габдуллой и его приемным отцом Сагди в 1893 году. Завершает ландшафтную композицию парка колодец «Апуш».
А после осмотра достопримечательностей Арска вас с радостью примет загородный комплекс «Кырлай». Прогулки на лошадях, поездки на катамаранах, баня, творческие мастер-классы для детей и взрослых и, конечно, отменная национальная кухня.
В военное время на территории города располагался эвакуационный госпиталь, куда привозили раненых пленных солдат и офицеров немецкой армии. Всего в районе похоронены более 1,8 тыс. немцев. Поиск и приглашение родственников осуществляются совместно с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями в рамках межправительственного российско-германского соглашения об уходе за военными могилами.
Что посмотреть в арске
Окажетесь в этом городе, знайте: вы в «тылу Казани». Крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства. Основан город был еще в 13 веке небезызвестным ханом Батыем. В русских летописях впервые упоминается в 1497 году. В 17 веке Арск становился русской крепостью, в конце 18 века его назвали уездным городом Казанского наместничества, 20 век провел в статусе села и поселка городского типа. И только в 2008 году вновь стал городом. Сегодня Арск — небольшой, но вполне современный город на северо-востоке Татарстана, в 65 км от столицы республики. О том, что он был крепостью, напоминает герб города.
Жигулевские выходные. 4 дня. Сызрань — Замок Гарибальди — Тольятти — Самара.
Три столицы Поволжья. 3 дня. Казань — Чебоксары — Йошкар Ола.
Wolga Heimat! Немцы Поволжья. 3 дн./2 н. Тур по Саратовской области.
Пермь — Соликамск — Этнопарк — Каменный город — Кунгур.
Аккредитация, большой опыт работы, отличные отзывы, на русском и английском, группы любой численности.
Предоставлю комфортабельный транспорт
Экскурсия — это творчество, причём не только для экскурсоводов, но и для гостей: Вы можете быть не просто зрителями, но и «вторыми режиссёрами». Задавайте любые вопросы, обращайтесь с различными пожеланиями — благодаря им прогулка станет лишь интереснее!
Как позвонить
+7 84366 — номер телефона
Как добраться до Арска
Напрямую попасть в Арск из Москвы невозможно. Придется сменить разные виды транспорта. Самый быстрый путь — сначала самолет до Казани, затем на выбор — автобус, такси, электричка. В столицу Татарстана можно спокойно улететь из Шереметьево или Домодедово, рейсы ежедневные. Путь по воздуху займет полтора часа. По прилете можно сразу нанять такси, но ценник у стен аэропорта в разы выше, чем, если ехать из города. Более дешевый способ — автобусы. Они ходят каждый час. Еще более дешевый способ — электричка: два часа размеренного ходу, и вы — в Арске.
Развлечения и достопримечательности Арска
Почти все достопримечательности Арского района связаны с именем национального поэта Габдуллы Тукая, которого татары очень почитают. Тукая называют «татарским Пушкиным». Но, конечно, одним прошлым арчане не живут и возводят современные интересные объекты.
Арская башня
На центральной площади Арска стоит современное здание из кирпича и хайтек-материалов. Башня построена в честь погибших в Великой Отечественной войне арчан. Поднимитесь по ступенькам, и вы увидите окрестности как на ладони. Местные жители советуют именно так начать знакомство с городом.
Музей литературы и искусства
Спуститесь с башни, не проходите мимо красивого деревянного дома, с резными ставнями (ул. Первомайская, 12). Когда-то в этом здании была кантонная милиция, теперь — музей литературы и искусства. Здесь вам поведают все о татарских писателях и просветителях, родившихся и живших в Арске, а их было немало! Но особо гордятся жители Арска Габдуллой Тукаем. Ему посвящены сразу несколько экскурсий. Кроме того, в литературном музее вы можете узнать в подробностях историю Арского городища. Есть экскурсия, посвященная Федору Шаляпину.
Дом-музей семьи Тукаевых
Находится этот музей в деревне Кошлауч — это родина поэта Габдуллы Тукая. Доехать туда можно на автобусе, расстояние небольшое — 24 км. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, который делится на две половины: мужская сделана в виде сельской школы (медресе). По линии отца великого поэта известно семь поколений мулл. Женская половина дома — это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где главным были женские руки. В музее даже есть личные вещи матери Габдуллы Тукая. Вы можете выбрать одну из трех экскурсий, и каждая поведает вам о временах, в которых жил и творил поэт.
Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая
За более полными впечатлениями от татарской поэзии можно отправиться в село Новый Кырлай — на автобусе или электричке. Здесь вы найдете литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая. Работает он с 60-х годов прошлого столетия. Сейчас музей находится в парковой зоне, в усадьбе крестьянина Сагди, у которого жил поэт, ставший сиротой в 4 года. Усадьба из бруса, прохаживаться по комнатам — одно удовольствие! А за домом — берег реки Ия, очень живописное место — особенно летом. Но зимой вас ждет особый сюрприз — встреча с Кыш Бабаем — татарским Дедом Морозом. Здесь его зимняя резиденция.