Что посмотреть в екатерининском парке в пушкине
Екатерининский парк в Царском селе (Пушкин): как добраться, что посмотреть, стоимость, фото
Вблизи Санкт-Петербурга находится множество удивительно красивых исторических мест. Одним из них является Екатерининский парк в Царском Селе.
Своим названием Царское Село обязано старой шведской усадьбе, именовавшейся Сарская мыза, существовавшей в этом месте более 300 лет назад. С течением времени название трансформировалось в «Саарское Село», а потом и в привычное нам – Царское. Сам же Екатерининский парк именуется так по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу.
Сарская мыза в 1710 году была подарена Петром I Марте Скавронской, в будущем ставшей его женой под именем Екатерины Алексеевны. Работы по постройке дворца начались в 1718 году, архитектором был выбран Иоганн Браунштейн. Одновременно голландские мастера Я. Роозен и И. Фохт проводили работы по планировке и разбивке сада.
Эрмитажная кухня. Отсюда можно попасть в парк
Со вступлением на престол Елизаветы Петровны Царское Село становится официальной императорской резиденцией. Первое здание дворца являлось небольшой каменной постройкой, после 1740 года проводятся работы по его перестройке. Но уже через 10 лет дворец кажется правительнице недостаточно парадным, и под руководством Ф. Б. Растрелли дворец перестраивается ещё раз – здание приобретает знакомые нам экстерьеры. Растрелли занимался также и планированием близлежащего парка. В это время на территории появляются павильоны «Эрмитаж», «Грот» и «Зал на острову», сюда перевозят из Зимнего дворца Янтарную комнату.
Камеронова галерея
Фасады дворца
С течением времени парк расширялся и дополнялся различными скульптурами и садовыми элементами. Тут появились Кагульский обелиск и Чесменская колонна в честь побед русской армии, Башня-руина, несколько разнообразных по архитектуре ворот, были разбиты новые пруды.
Павильон «Холодная баня»
Лестница Камероновой галереи
В советское время парк был открыт для посетителей как музей и пользовался огромным спросом у приезжающих сюда посетителей. Во время Великой Отечественной войны большая часть строений пострадала от нападения германских войск. Екатерининский дворец был превращён в руины, многие предметы искусства, как например, Янтарная комната, были уничтожены или похищены фашистами.
Восстановление музея началось ещё во время войны, а в 1990 году дворец и парк были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться
Музей находится в 23 километрах от Витебского вокзала, в городе Пушкине. Добраться сюда можно на личном транспорте, автобусе или маршрутном такси (от станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» до остановки «Парк») или электричке.
Мы выбрали самый удобный вариант – электричка с Витебского вокзала. Стоимость проезда – 47 рублей в одну сторону (лето 2018). Время в пути – около 30 минут.
От вокзала в Пушкине до самого парка можно доехать на автобусе или пройти пешком. На наш взгляд, пешая прогулка будет интереснее – Пушкин очень красивый, ухоженный город. Время в пути – 20–30 минут в зависимости от темпа.
С мая по октябрь вход в парк платный – 150 рублей (лето 2018). В остальное время – свободный. На кассе принимают банковские карты.
- В мае и июне парк открыт с 7:00 до 23:00. В июле и августе парк открыт с 7:00 до 22:00. С сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00.
Подробную информацию можно уточнить на официальном сайте.
Что посмотреть
Как и большинство дворцово-парковых ансамблей, Екатерининский парк совмещает в себе несколько различных зон – сады, павильоны, различные лужайки и водоёмы. Северная и восточная части парка отведены дворцу и прилегающему к нему саду, остальную часть занимают пешеходные дорожки к достопримечательностям. Западную часть занимают большой массив хвойных деревьев и травяные луга. В южной и центральной части в парке разбит большой пруд.
Кагульский (Румянцевский) обелиск
На Гранитной террасе
В некоторые павильоны, такие как Турецкая баня или Эрмитаж, билеты необходимо приобретать отдельно. По территории можно проехать в составе экскурсии на электромобиле или взять в аренду аудиогид.
Недалеко от Екатерининского находится Александровский парк – если вы располагаете временем, можно совместить посещение обеих достопримечательностей. Также на следующей станции электропоезда располагаются Павловский парк и дворец.
Башня-руина
Пирамида
Если кратко, в целом:
- роскошный дворец, ухоженные сады; отличное место для прогулки с семьёй; есть уединённые места и лесной массив, в котором можно отдохнуть от цивилизации.
Что посмотреть в Пушкине за один день
Пушкин находится в получасе езды от Петербурга.
Это бывшая резиденция русских императоров: Елизаветы, Екатерины Второй, Николая Второго. Раньше город назывался Царское Село. В Пушкин его переименовали, потому что в Царскосельском лицее учился будущий поэт.
Туристы едут в Пушкин ради Екатерининского дворца, Янтарной комнаты и Царскосельского лицея, а петербуржцы любят проводить время в Екатерининском и Александровском парках.
В детстве я жил в Пушкине и сейчас люблю приезжать сюда на пару дней. Расскажу, что стоит посмотреть в городе, если у вас есть свободный день, и что сколько стоит.
Что вы увидите
Как добраться
На машине. Большинство автомобилистов едут из Петербурга в Пушкин по Пулковскому шоссе или по Витебскому проспекту. Еще можно поехать по Киевскому шоссе и попасть в Пушкин через поселок Александровская — тогда удастся избежать пробки, которая часто бывает на въезде в Пушкин со стороны Витебского проспекта.
Если ехать на автобусе № 187, до Екатерининского дворца придется идти пешком около 20 минут. Он останавливается у Египетских ворот или на Оранжерейной улице.
Маршрутка № 545 довезет до входа в Екатерининский парк, в котором находится Екатерининский дворец. Но ехать придется долго: маршрутка делает крюк, чтобы заехать на железнодорожный вокзал. Без учета пробок автобус № 187 идет 40 минут, маршрутка № 545 — 55 минут.
Маршрут
Екатерининским дворцом владели несколько императриц: при Екатерине Первой построили небольшой каменный дворец, а императрица Елизавета перестроила его в пышную летнюю резиденцию.
Главное, ради чего сюда едут туристы, — знаменитая Янтарная комната, которую прусский король подарил еще Петру Первому. Ее называли шедевром искусства 18 века: внутри все было отделано янтарем, например панели, украшения и панно. Во время Второй мировой войны Пушкин оккупировали немцы и все убранство было вывезено в Калининград. С тех пор комната считается утерянной. К трехсотлетию интерьеры восстановили.
Кроме Янтарной комнаты во дворце есть картинный зал, Зеленая столовая, опочивальня и огромный тронный зал. В нем проходили обеды, карнавалы и официальные приемы.
стоит билет в Екатерининский дворец
Екатерининский парк окружает дворец. В нем есть десять небольших прудов и огромный Большой пруд с островом.
При императрице Елизавете в парке построили павильоны Эрмитаж, Грот и зал для вечеринок на острове Большого пруда. При Екатерине Второй в парке появились монументы, посвященные военным победам: например, Чесменская колонна, Башня-руина. Об этих и других достопримечательностях парка я расскажу дальше.
Наследие двух императриц интересно наблюдать в двух частях парка. Тот, кто приходит в Екатерининский парк первый раз, может не заметить разницы, но она хорошо видна на карте. Например, регулярный парк Елизаветы расчерчен параллельными и диагональными линиями дорожек, как будто их наносил учитель черчения. В пейзажной части парка Екатерины Второй преобладают извилистые линии, как будто их рисовал ребенок.
Мне нравится бродить по парку осенью и зимой: в сентябре и октябре здесь красиво, а с декабря по февраль — мало народу. Когда водоемы замерзают, можно гулять по пруду и островам, которые недоступны летом. Еще зимой в парке нет раздражающей охраны со свистками. Летом их свист раздается, едва посетитель ступит ногой на газон. Такого нет даже в Петергофе, хотя там в разы больше людей.
25-минутная поездка по Большому кругу — вокруг Большого пруда — обойдется в 600 Р с человека, час катания по Екатерининскому и Александровскому паркам — в 8000 Р за весь экипаж. Эти цены актуальны с середины мая до середины октября. Зимой катание стоит дороже: от 800 Р с человека.
Камеронова галерея — на мой взгляд, самое красивое сооружение в Екатерининском парке. Ее построил архитектор Чарльз Камерон по заказу Екатерины Второй.
Белоснежная колоннада сильно контрастирует с нижним этажом песочного цвета. Вдоль нее установлены бюсты античных богов и выдающихся людей и богов Древнего мира: Сенеки, Демосфена, Гомера, Аполлона, Ареса. На пилонах лестницы — статуи Геракла и Флоры.
На галерею стоит подняться, чтобы увидеть с высоты парк и Большой пруд и рассмотреть памятник Екатерине Второй — маленькую копию монумента из Екатерининского сада на Невском проспекте в Петербурге. Посещение галереи бесплатное.
Чесменская колонна стоит на острове посреди Большого пруда. Она напоминает о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении. Ее высота — 22 метра. На вершине орел ломает турецкий полумесяц. Колонна ростральная, то есть к ней приделаны символические носы — ростры вражеских кораблей.
Раньше по пруду катались на лодках, и мне больше всего нравилось подплывать к Чесменской колонне. Прокат лодок давно закрыли — не знаю почему. Теперь к колонне подходят зимой по льду или подъезжают на пароме, но это уже не то. Думаю, парк много потерял, когда не стало проката лодок: можно было объехать весь пруд, высадиться на берег в любом месте и побродить по островам.
Еще один памятник русским победам над турками — Башня-руина. Она стилизована под полуразрушенную турецкую крепость. Долгое время башня стояла заброшенная. В детстве я катался с ее склона на санках и любил залезать внутрь.
В 2009 году башню отреставрировали. Сейчас попасть в нее может любой желающий. Подниматься наверх лучше не по лесенке снаружи, а изнутри, по винтообразному пандусу. Для этого нужно обойти башню справа и войти через дверь. Вход свободный, башня открыта с 10:00 до 18:00.
Турецкая баня — последняя постройка Екатерининского парка. Она появилась в 1852 году. Император Николай Первый решил реализовать проект своей бабушки и устроить себе большую баню с хаммамом, кофейной и диванной комнатами. Но денег на всю эту роскошь не было — в итоге появился эконом-вариант.
Царскосельский лицей был самым престижным учебным заведением царской России. Пушкин провел здесь шесть лет и нашел друзей на всю жизнь. Здание лицея примыкает к Екатерининскому дворцу, поэтому удобно совместить поход в лицей и прогулку по Екатерининскому парку.
Сейчас в здании лицея действует Всероссийский музей А. С. Пушкина : восстановлены учебные классы, спальни и еще несколько помещений. Можно посетить комнаты воспитанников, в том числе Пушкина, библиотеку, учебный класс и большой зал, где лицеисты занимались фехтованием, танцами и театральными представлениями.
стоит экскурсия по музею А. С. Пушкина в Царскосельском лицее
Александровский парк назвали в честь императора Александра Первого, для которого в парке был построен дворец. Сейчас дворец на ремонте, а в парке любят отдыхать петербуржцы. Летом тут много велосипедистов, зимой — лыжников. Вход в парк свободный.
Я люблю бывать в Александровском парке: тут хорошо в любое время года. Летом можно погонять на велосипеде или устроить пикник у пруда. Осенью парк похож на разноцветный ковер, а зимой тут настоящие снежные пейзажи.
Александровский состоит из небольшого регулярного и огромного пейзажного парка. В регулярном парке самыми интересными сооружениями мне кажутся мосты: Большой китайский, Крестовый, Малые китайские и Драконов мост. С одной стороны Большого китайского моста открывается вид на Екатерининский дворец, с другой — на павильон Арсенал, а с третьей — на Крестовый мост. Самое любопытное на мосту — фигуры четырех китайцев, каждый из них держит в руке фонарь.
Крестовый мост необычный: он больше похож на беседку, которую построили над каналом. Красивее всего он выглядит осенью. Зимой, когда канал замерзает, под мостом можно пройтись. Перейти с одного берега на другой не получится: мост еще с советских времен огорожен забором с обеих сторон. Не думаю, что его использовали по назначению: он слишком причудливый.
От Крестового и Малых китайских мостов рукой подать до Китайской деревни. Еще в начале девяностых я брал там в прокат лыжи, но вскоре датская строительная компания обязалась отреставрировать деревню в обмен на аренду на 49 лет. Деревню отреставрировали, и теперь там апартаменты, про которые нигде не найти информации. Попасть на территорию Китайской деревни не получится.
Белая башня была построена для детей Николая Первого. Тут они занимались спортом и учились. Высота башни — 38 метров, с каждой стороны стоят по два рыцаря. Летом на нее можно подняться и посмотреть на город и Александровский парк.
Вокруг храма разбит Соборный сквер, а недалеко стоит памятник героям Первой мировой войны. Он своеобразный: я так и не понял, что символизирует монах, который держит в охапке винтовки.
Детали
Федоровский городок. В Пушкине много мест, связанных с Николаем Вторым. Император любил все русское и построил два ансамбля в неорусском стиле. Самый известный из них — Федоровский городок.
Городок напоминает приземистую древнерусскую крепость. На его территории были построены дома священников, диаконов и причетников и трапезная палата с залом на 200 человек. Во время Первой мировой войны в городке работал военный госпиталь.
Долгое время Федоровский городок был заброшен. В детстве я бродил по нему с одноклассниками. Сейчас его восстанавливают, чтобы сделать одной из резиденций патриарха Кирилла.
стоит билет в Ратную палату
Экскурсии — хороший способ побывать в Пушкине и не думать о том, как добраться и где купить билеты. Экскурсовод все расскажет о парках и дворцах. Минус экскурсии — ограниченное время посещения: если вам дали 1,5 часа на осмотр дворца, то задержаться подольше не получится — группа ждать не будет.
Интересные события. В конце июня в Пушкине отмечают день города. По центру идет карнавальное шествие, затем начинается концерт, а в Буферном парке проходит фестиваль воздушных змеев.
Достопримечательности Царского Села — ТОП-10 главных мест Пушкина
Царским Селом раньше назывался город, сейчас это Пушкин, в котором расположен музей-заповедник с дворцово-парковым ансамблем. «Царское село» — величайший памятник истории, архитектуры и культуры XVIII и XIX веков, охраняемый Россией, а в составе «Исторического центра Санкт-Петербурга» включён Юнеско в перечень объектов культурного наследия мира.
В «Царское Село» входит дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, состоящий из Екатерининского парка с дворцом и павильонами, Александровского парка с дворцом и павильонами, а также Баболовского парка с дворцом. Все 3 прекрасных парка, роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, — наполнены невероятным шармом и изыском. И если вы ещё не посетили «Царское село» — немедленно отправляйтесь в город Пушкин, как добраться подскажем.
Нельзя понять всё величие и очарование Санкт-Петербурга без «Царского Села». Вообще, Северную столицу узнать без пригородов невозможно. «Петербург.Центр» подготовил для вас подборку из 10 лучших мест, которые реально «must see», ведь таких прелестей вы нигде больше в мире не увидите.
Царское Село: исторические и интересные факты
Территория, на которой сейчас находится город Пушкин с музеем-заповедником, издавна входила в состав древнерусских земель. Зарождение, становление и развитие дворцово-паркового ансамбля «Царское село» связаны с освобождением Петром Великим старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нём столицы Российского государства.
1. Большой Екатерининский дворец
Центральным элементом дворцово-паркового ансамбля «Царское село», буквально его визитной карточкой, открыточным образом и главным символом, узнаваемым во всём мире, является Большой Екатерининский дворец. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца.
Когда на берегах Невы уже стоял и развивался Санкт-Петербург, в 1717 году в Царском Селе по проекту архитектора Иоганна Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома. Получился небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. Он вошёл в историю под названием «Каменные палат» Екатерины I.
Когда был возведён дворец, в августе 1724 года здесь устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века строение.
В дальнейшем его неоднократно перестраивали. Царское село стало императорской резиденцией во времена царствования Елизаветы Петровны. Вокруг дворца формировалось поселение. После основательной перестройки дворца в 1740—1750-х годах, из скромного он превратился в роскошную летнюю резиденцию. Позже дворец перестраивался 1751-1756 годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. В целом, Екатерининский дворец сохранил облик, который ему создал Растрелли.
В 1755 году из третьего Зимнего дворца во дворец перенесли Янтарный кабинет, история с его исчезновением, а также его воссозданное великолепие и величие, привлекают сюда многих туристов. Дальше расширялся сад, в нём появились скульптуры и парковые павильоны. Весьма роскошно Растрелли украсил апартаменты дворца.
Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладность была не известна в России, но известна в других европейских дворцах, в которых это расположение устраивал мастер. Но только в Царском Селе, что было уникальным явлением в мире, протяжённость парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам, когда императрица Екатерина II, увлечённая античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.
Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, оформленные Камероном в эти же годы, ныне воссозданы, такие как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина Великая.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года. Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».
В годы Великой Отечественной войны фашистами были уничтожены множественные интерьеры дворца, восстановление которых не закончено до сих пор. Этим кропотливым делом занимаются члены Ленинградской школы реставраторов. На сегодняшний день удалось восстановить несколько залов, о который мы уже говорили выше, и Янтарную комнату.
2. Екатерининский парк в Царском Селе
Невозможно посетить Екатерининский дворец, не прогулявшись по окружаемому его живописному и знаменитому одноимённому парку, который был назван в честь императрицы Екатерины I. Он занимает площадь 107 га.
Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада, который создавался в 1717—1720 годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом; и пейзажного Английского парка, обустроенного в 1760—1796-е годы садовыми мастерами Дж. Бушем и Т. Ильиным, а также архитекторами отцом и сыном Нееловыми.
Их разделяет Большой пруд. Как гласит легенда, Старый, или Голландский, сад основал сам Петр I. Об этом в 1817 году написал в своём сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин:
Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим… и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Как бы там ни было, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3-х уступах перед дворцом. В это же время на 3-м уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века Голландский сад расширили, перепланировали и украсили скульптурой. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном приобрёл форму шестиугольника и был обведен аллеями.
В 1770-х годах архитекторы Василий Иванович и Илья Васильевич Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.
Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем.
Императрица Екатерина II спешила явить просвещённой Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие России. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
О чуткости императрицы, просветительницы и законодательницы, к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки.
Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.
В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвящённые победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.
3. Павильон «Эрмитаж»
В Екатерининском регулярном парке расположен — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями, который своей красотой завораживает взгляд и поражает всякое воображение, пройти мимо так просто невозможно.
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, безусловно, каждый турист, гость Северной столицы, видел знаменитый музей Эрмитаж и знает, что его название переводится с французского языка как «место уединения» или «хижина отшельника», в целом можно продолжить «тихое и прекрасное пространство».
Подобные сооружения получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века и помещались в дикой части парка. Они предназначались для отдыха и обедов владельцев усадеб среди избранных. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъёмные столы.
В «Эрмитаже» Царского Села, который использовался для летних приёмов царских гостей, было такое чудо инженерной мысли. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов.
Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли.
Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передаёт исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстаёт при ближайшем рассмотрении. Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах.
Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины».
Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.
К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, применённые в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн.
Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.
Интересные факты: павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов был восстановлен исторический канал вокруг «Эрмитажа».
Его воссоздавали на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.
4. Павильон «Грот»
«Грот» в регулярном парке — это павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике. В XVIII веке гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, были практически обязательным элементом ансамблей больших регулярных садов.
Проект возведения Грота на берегу Царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф. Растрелли. Он возводился в 1755–1756 годах при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.
Скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, все элементы здания характерны для архитектуры барокко. Павильон увенчивал пирамидальный фонтан со «стекающими» по граням купола струями; круглые окна обрамляли пышные композиции, состоявшие из фигур путти, дельфинов, морских растений и раковин.
Все эти украшения, исполненные в середине XVIII века из дерева охтинскими резчиками, сохранились и находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село». Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией.
Задуманная Растрелли отделка интерьеров Грота морскими раковинами и пористым туфом если и была исполнена, то просуществовала недолго. В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди. Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней.
В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди. После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом.
Тогда в нём разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа, куда попала и находившаяся здесь же статуя «Вольтера в креслах» работы Ж.-А. Гудона.
Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
5. Адмиралтейство в Царском Селе
Адмиралтейство представляет собой группу зданий, выполненных из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами. Ансамбль расположен в пейзажном парке.
Комплекс состоит из 3-х павильонов, издавна называемым Адмиралтейством. Он был возведён на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая, по проекту архитектора В. И. Неелова. Здания строились летом 1773 года, внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах.
В центральном корпусе, в нижнем этаже, хранили лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. Отсюда и пошло название комплекса — Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий каик Николая I, подарок султана.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота. Скользить по глади воды на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. К сожалению, эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, уничтожили фашисты во время Великой Отечественной войны.
В башнях центрального корпуса лестницы ведут в большой светлый зал на втором этаже; во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. На стенах зала размещались английские гравюры с видами пейзажных парков, приобретенные в Англии в 1770-х годах.
В 1901 году в зале был установлен знаменитый Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет начиная с 1654 года, а в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Вывезенный фашистами в Германию, Готторпский глобус был возвращен и сейчас находится в собрании Кунсткамеры.
По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы, такие как утки и лебеди, а также фазаны и павлины. Между главным зданием и корпусами, соединёнными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.
В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда. Сегодня центральный корпус комплекса используется для размещения временных выставок, а в одном из Птичников работает ресторан «Адмиралтейство».
6. Камеронова галерея
В Царском Селе, на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка стоит удивительное здание — Камеронова галерея. Она уникальна, в первую очередь, своим архитектурным визуальным эффектом.
По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что первая стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счёт постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Так, высота камеронового творения не уступала самому дворцу, а сама галерея поражала изящностью и великолепием.
Создавалась галерея для удовлетворения душевных запросов и потребностей, прогулок и бесед императрицы Екатерина II, которая задумала соорудить её, а замысел государыни претворял в жизнь Чарльз Камерон. Именно этот зодчий расположил галерею в пейзажной части Екатерининского парка, на склоне холма.
Строительство галереи было начато в 1784 году, а спустя всего лишь три года было завершено. Галерея очень выручала хозяйку в плохую погоду, она служила удобным местом для прогулок. В галерее также проходили и парадные обеды.
Сорок восемь колон галереи возносились над мощным цоколем к небу. При постройке здания архитектор учёл выигрышный наклон участка. С высокой стороны галереи красовалась парадная лестница, на уступах которой были расположены скульптуры Флоры и Геркулеса. Второй этаж украшали бюсты поэтов, философов и полководцев.
В центральной части второго этажа зодчий нарочно увеличил оконные проемы, что придало всему зданию необыкновенную прозрачность. Для отделки первого этажа Чарльз Камерон использовал необычный пудостский камень, добываемый в окрестностях Петербурга. Цветом и фактурой этот камень напоминал времена античности.
Фрейлинский садик у галереи получил свое название в связи с размещением придворных дам на первом этаже помещения. Прекрасным дополнением ко всему ансамблю служил Пандус — пологий спуск со стороны Висячего сада.
Связывая дворец с парком, Пандус служил главным звеном в архитектурной композиции. На 7 его арках были изображены мифологические герои, среди них — Нептун, Диана и Аполлон. Вся колоннада словно создавалась для созерцания с неё живописного вида Большого пруда и парка.
Царица Екатерина Великая любила прогуливаться по галерее, восхищаясь открывающимися красотами. Такое загадочное императорское затворничество располагало к размышлениям.
Камеронова галерея, претерпев некие общие изменения, всё же сохранила для нас раритет. Так, верхний ярус галереи и сегодня остаётся таким же, как и два века тому назад. В нижних, фрейлинских, жилых комнатах сейчас проводятся временные выставки.
Уникальнейшая коллекция бронзовых бюстов, расположенных на втором этаже галереи, сохранились на своем историческом месте до наших дней и радуют гостей города Пушкина и Петербурга.