Что посмотреть в эрмитаже с ребенком 10 лет
10 экспонатов, ради которых обязательно нужно с детьми сходить в Эрмитаж в Петербурге
Детских музеев в Санкт-Петербурге насчитывается большое количество, всегда есть, куда пойти всей семьёй, где будет интересно и ребятам, и их родителям. Обо всех музеях Северной столицы, полную информацию: адреса и телефоны, расписание и стоимость билетов, а также многую другую, вы можете узнать на страницах Санкт-Петербург центра.
Безусловно, изо всех музеев города на Неве большой притягательной силой обладает главный музей Петербурга и России, всемирно известный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства — Государственный Эрмитаж, который является 2-м по величине художественным музеем в мире.
Музей берёт начало с коллекции произведений искусства, которые российская императрица Екатерина II приобретала для частных целей. Царица слыла большим ценителем прекрасного, любила коллекционировать картины признанных и молодых мастеров.
Сегодня коллекция Эрмитажа насчитывает свыше 3-х миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Даже если тратить по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, потребуется 8 лет.
Эрмитаж — большой и увлекательный музей для всех, он предназначен для посетителей разного возраста, начиная с детского и до старшего любого. В нём найдётся, что посмотреть и взрослым, и детям, при этом, всем будет полезно и интересно.
Что обязательно нужно показать детям в Эрмитаже?
В этом многообразии несложно потеряться и даже взрослым порой нелегко разобраться во всём и понять, куда же можно в Эрмитаже повести детей. Сотрудниками Школьного центра Эрмитажа, главного музея Петербурга и страны, составили подборку экспонатов, которые обязательно нужно показать детям в Эрмитаже.
Методист научно-методического отдела «Школьный центр Эрмитажа» Марина Вяльцева советует в Эрмитаже, прежде всего, познакомить ребят со всеми основными видами искусства — это и архитектура, и живопись, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство.
Детям можно представить экспонаты, посвящённые разным эпохам, мифологическим системам и религиозным традициям: Древний Египет, Античная эпоха, Христианство, Средние века, эпоха Возрождения, «Золотой век» в Европе — XVII век, Русская культура.
Те экспонаты, которые отличаются крупными размерами, вызывают у детей массу восторгов, их можно подолгу рассматривать. Также после осмотра 10 экспонатов, которые нужно обязательно показать детям в Эрмитаже, можно пройтись всей семьёй по парадным залам Зимнего дворца, они очень популярны и интересны для всех.
1. Часы «Павлин»
Часы «Павлин» находятся в Павильонном зале более двухсот лет — это всемирная знаменитость, поскольку представляет собой единственный в мире часовой автомат XVIII века, сохранившийся до настоящего времени в неизменном виде.
«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух. Эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Часы «Павлин» представляет собой произведение ювелирного искусства и механики XVIII столетия, поражающее даже наших современников не только «живучестью» сложного механизма, но и искусством мастера-ювелира, который не пренебрег ни одной деталью.
Появились часы в Санкт-Петербурге в 80-х годах XVIII века. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Однако такая большая композиция и сложный механизм, как у «Павлина», уникален. Возможно, в прошлом подобные часы были не единственными, но до нашего времени в рабочем состоянии сохранились только эти.
Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри. История появления «Павлина» в Петербурге весьма противоречива.
По одной из версий, фаворит Екатерины II князь Григорий Потёмкин, узнав у прибывшей из Лондона герцогини Кингстон о непревзойдённых механизмах Джеймса Кокса, заказал мастеру подарок для императрицы. Однако часы не перенесли долгого пути, прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.
По другой версии, «Павлина» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим фаворитам.
Но, возможно, часы заказал действительно князь Григорий Александрович, а вот оплатила свой подарок сама Екатерина, что тоже соответствует её характеру и нравам того времени. Так или иначе, но до 1791 года «Павлин» в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.
Для этого Кулибину потребовалось 2 года. Ему пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. Из-за случившегося в мастерской пожара, когда наполовину разобранные часы выносили в спешке, часть деталей оказалась потеряна. Иван Петрович восстановил и их.
В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи. Всего в часах действуют 4 механизма, 3 из которых приводят в движение фигуры птиц, соединённые с 4-м часовым механизмом: системой рычагов.
Каждый час композиция приходила в движение. Первой в дивном саду «оживает» сова. Она вместе с клеткой поворачивается, моргает и постукивает лапкой. Движение этой птицы сопровождается звоном колокольчиков на клетке.
Затем приходит в движение павлин. Он медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв. Повернувшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, затем возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.
Последним выступает петух, который, встряхнув головой, издает свой знаменитый крик, символизирующий наступление нового дня и нового временного цикла. Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие.
В Эрмитаж «Павлин» переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году. В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина – заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев. Сейчас Часы «Павлина» заводят только раз в неделю.
angela_kvitka
angela_kvitka
#ЛАЙФХАК
Как пойти с ребёнком в Эрмитаж первый раз.
Как зайти в Эрмитаж без очереди.
Как ходить в Эрмитаж всю жизнь бесплатно.
3. Что смотреть с ребёнком в Эрмитаже в первый раз.
Для первого знакомства с Эрмитажем для ребёнка мне показалось достаточным посещения только самого музея, без Главного штаба и пр. А чтобы было интересно, я решила устроить дочке маленький квест по Эрмитажу:
Решили посмотреть на Дворцовой площади:
— Александровскую колонну на Дворцовой площади (сделана из цельного гранита и стоит без опор)
— Колесницу славы на Триумфальной арке Главного штаба.
— Атлантов на Милионной улице. (посчитали их, подержали за палец ноги и загадали желание 🙂 ).
В самом Эрмитаже:
— Египетский зал (найти статую богини-кошки Мут-Сохмет и мумию) (первый этаж, зал №100).
— Галерею героев Отечественной войны 1812 года (второй этаж, если повернуть направо от Главной лестницы). Найдите портреты, затянутые тканью. Изображения этих воинов не нашли при создании Галереи, но их имена всё равно почтили памятью.
— Часы «Павлин» (их заводят по средам в 13.30, однако в другие дни на большом ТВ-экране рядом с часами можно посмотреть, как они работают). Нужно найти искусно спрятанный циферблат (в грибочке). А ещё из этого зала можно полюбоваться знаменитым Висячим садом. Ищите Павильонный зал №204.
— Лоджии Рафаэля (найти картину с котиком в левом нижнем углу у входа в галерею). Номер зала 227.
— Рыцарский зал. (№243)
Вот и всё, приятного посещения музея! Пишите в комментариях, бывали ли уже в Эрмитаже с детьми, и понравилось ли вам 🙂
Детские книги про Эрмитаж:
Эрмитаж. С этажа на этаж
Автор: Арсеньева Дина
Издательство: Настя и Никита
нажмите на сайте «Отложить Мы сообщим вам о поступлении!» 🙂
ISBN: 978-5-906788-09-2
В Эрмитаж пришёл поэт
Автор: Дядина Галина, Усачев Андрей Алексеевич
Издательство: Арка, 2017 г.
ISBN: 978-5-91208-175-0
Что я видел в Эрмитаже
Автор: Тарутин Олег Аркадьевич
Художник: Аземша Александр Николаевич
Издательство: ДЕТГИЗ
ISBN: 978-5-8452-0344-1
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Эрмитаж — детям: что показывать маленьким посетителям в крупнейшем музее Петербурга
Если вы планируете посетить Эрмитаж вместе с детьми, внимательно отнеситесь к составлению маршрута по музею, ведь не всякий ребёнок выдержит долгую и часто непонятную для своего возраста экскурсию. Составили для вас подборку эрмитажных экспонатов, интересных для любого возраста, — чтобы и искусством насладиться, и своё чадо порадовать.
Иорданская / Посольская лестница
Величественная главная лестница Зимнего дворца встречает посетителей сразу у входа. Детям, привыкшим к унылым лестницам серых петербургских парадных, будет крайне интересно увидеть такую красоту, оценить высоту потолков, пошагать по красной ковровой дорожке, выстилающей путь наверх. Перед началом экскурсии им можно рассказать пару слов о том, что Зимний дворец — царская резиденция, а по этой лестнице послы иностранных государств поднимались в центральные парадные залы для аудиенций с государем.
Дворцовые интерьеры
Первое, что обращает на себя внимание, когда мы оказываемся в парадных залах Зимнего дворца, это великолепие убранства: роскошные интерьеры, обилие разноцветных колонн, великолепие потолков, просторные помещения. Детям интересно будет узнать, что в этих залах проходили балы, где танцевали дамы в нарядных платьях. Можно даже аккуратно покружиться и почувствовать себя участником торжественного приёма императорской семьи. Если отправиться в восточное крыло Зимнего, стоит показать детям царские покои, спальни, будуары и библиотеку. Многие из этих залов отличаются яркой отделкой и интересными экспонатами, рассказывающими о жизни и интересах императорской фамилии.
Тронные залы
Большой (Георгиевский) и Малый (Петровский) Тронные залы привлекут внимание маленьких посетителей Эрмитажа своими главными экспонатами — тронами. Вместе с детьми можно пофанатазировать о том, как проходили царские аудиенции и какие вопросы приходилось на них решать. В Георгиевском зале стоит обратить внимание на то, что рисунок металлического потолка в точности повторяет узор паркета, изготовленного из 16 пород дерева. Если ваши дети знают, кто такой Пётр I, можно поговорить об этом в Петровском зале, где прямо за троном находится картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», а под потолком помещены полотна, представляющие императора в сражениях Северной войны — битве при Лесной, Полтавском сражении.
Часы «Павлин»
Несомненно, одним из шедевров эрмитажной коллекции являются часы «Павлин» — уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса. Детям постарше можно рассказать историю их приобретения и отметить, что это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя. Безусловно, всем детям будет интересно посмотреть на музыкальный механизм в действии. Для этого нужно оказаться в Павильонном зале в среду в 19:00.
Рыцарский зал
Египетский зал
Ещё один зал, в котором найдётся масса всего интересного для детей. Он находится на первом этаже Зимнего дворца и своим приглушённым светом и общей атмосферой несколько напоминает египетские гробницы. Здесь выставлены предметы древнеегипетской культуры с четвёртого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры. Основная часть экспонатов отражает представления древних египтян о загробной жизни. Именно этому можно посвятить свой рассказ о древнеегипетской цивилизации. Детям будет интересно взглянуть на саркофаги — деревянные и каменные, — попытаться расшифровать папирусы, разобраться в многообразии предметов, которые клали вместе с погребённым в могилу. Но самым любимым экспонатом публики всех возрастов является, конечно, мумия жреца Па-ди-иста. На её примере можно рассказать об обряде мумификации — смотрите не напугайте.
Искусство импрессионистов и постимпрессионистов
Если появится возможность, обязательно отведите детей в Главный штаб полюбоваться на живопись импрессионистов и постимпрессионистов. Не нужно бояться, что дети не поймут такое искусство: яркая цветовая палитра и разнообразие художественных техник найдут отклик в их сердцах. Работы некоторых художников в жанре примитивизм кому-то напомнят детские рисунки. Задержавшись у полотен Анри Матисса «Танец» и «Музыка», можно поразглядывать большие фигуры и даже попытаться повторить их движения. Среди работ Пабло Пикассо можно обратить внимание на те, что относятся к кубизму, и постараться вместе определить, что на них изображено. Пожалуй, что знакомство с живописью нужно начинать на примере именно этой эрмитажной коллекции.
Атланты
Стоит задержаться у здания Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы и обратить внимание детей на огромные каменные скульптуры, украшающие парадный подъезд. Десять атлантов из серого сердобольского гранита покажутся маленьким ценителям искусства настоящими великанами. Детям постарше будет интересно узнать, кто такие атланты, и о том, что, согласно древнегреческой мифологии, они удерживают небо своими могучими плечами. По традиции — на удачу и чтобы вернуться — нужно потереть пятку любого из атлантов.
12 экспонатов Эрмитажа, которые нужно обязательно показать детям
В Государственном Эрмитаже хранится более 3 млн произведений искусства: даже если тратить минуту на каждое, осмотр займет восемь лет! В честь дня рождения главного музея страны мы вместе с сотрудниками Школьного центра Эрмитажа составили подборку экспонатов, которые стоит в первую очередь показать ребенку.
Марина Вяльцева, методист научно-методического отдела «Школьный центр Эрмитажа»:
— Эрмитаж с детьми: что посмотреть? Следуя этому списку, можно познакомить детей со всеми основными видами искусства: это и архитектура (2, 7, 8), и живопись (5, 6, 7, 8, 11, 12), и скульптура (3, 4), и декоративно-прикладное искусство (1, 8, 9, 10). Рассказ будет посвящен разным эпохам, мифологическим системам и религиозным традициям: Древний Египет (4), Античная эпоха (3, 5), христианство (6, 7, 12), Средние века (10), эпоха Возрождения (6, 7), «золотой век» в Европе — 17 век (5, 11, 12), русская культура (2, 7, 8, 9). Большинство выбранных экспонатов отличаются крупными размерами, поэтому их удобно будет рассматривать. Мы специально не стали включать в наш путеводитель по Эрмитажу для детей Парадные залы Зимнего дворца — их и так все смотрят в обязательном порядке.
Часы «Павлин»
Часы «Павлин» в Павильонном зале — всемирная знаменитость: это единственный в мире часовой автомат XVIII века, дошедший до нас в неизменном виде.
В XVIII веке такие автоматы были в большой моде. Особенно искусен в их создании был английский ювелир Джеймс Кокс: его механические птицы двигались как живые. В часах «Павлин», которые привезли в Петербург в 1781 году, мастер объединил четыре самостоятельных механизма: один отвечает за часы, три приводят в движение птиц.
Порядок работы механизма имеет глубокий смысл. Сначала оживает сова, символ ночи: двигает головой и лапкой, вращает глазами. Потом просыпается павлин, распускает свой золотой хвост — символ солнца, поворачивается и показывает оборотную сторону хвоста, символизирующую ночь. Последним вступает петух и кукареканьем сообщает, который час.
Все механизмы до сих пор действуют: каждую среду в 20:00 часы заводят для публики. В остальные дни на большом мониторе рядом с часами непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе.
Обязательный пункт для тех, кто открывает Эрмитаж для детей начальной школы: здесь они залипают надолго.
Висячий сад Малого Эрмитажа
Расположенный на уровне второго этажа Висячий сад занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Весна здесь наступает гораздо раньше, а осень приходит гораздо позже, чем в остальном Петербурге: хотя сад разбит под открытым небом, высокие стены со всех сторон защищают его от ветров, а расположение обеспечивает максимальное солнечное освещение. Растения подобраны так, что с весны до осени сад расцвечивается разными красками, и в нем почти непрерывно продолжается цветение. Сад был создан в 1770-х годах по личному повелению Екатерины II.
Несколько лет назад в саду закончилась многолетняя реконструкция. Теперь, как и два века назад, здесь зреют яблоки и сливы, цветут тюльпаны и сирень, а стены оплетает виноград: уникальный микроклимат позволяет выращивать здесь практически любые виды растений. Еще один интересный факт об Эрмитаже для детей.
Статуя Юпитера
Мраморная скульптура бога Юпитера высотой почти 3.5 м и весом более 16 тонн — одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Ее путь в Петербург был долог и удивителен. Созданная в конце I в., статуя в XVIII веке была найдена во время раскопок на вилле римского императора Домициана, а в XIX веке оказалась в коллекции маркиза Джованни-Пьетро Кампаны.
Знаток античного искусства, археолог и страстный коллекционер, маркиз создал коллекцию, равных которой не было в Европе. Но страсть к коллекционированию и погубила маркиза: ради нее он растратил деньги Римской ссудной кассы, директором которой был. Маркиза судили, а коллекцию изъяли и выставили на продажу. За нее бились ведущие европейские державы, но представителю Российской империи удалось заполучить самое ценное — 792 предмета, в том числе уникальную статую Юпитера. Эта история будет полезна тем, кто открывает Эрмитаж для детей 8 лет и старше.
Статуя Мут-Сохмет
Храмовая статуя богини Мут-Сохмет в Египетском зале Эрмитажа — старейший памятник Древнего Египта на территории России: она была создана в XIV веке до н. э. Львиноголовая Сохмет («Могущественная») занимала важное место среди египетских богов: она почиталась как око бога Ра, богиня яростного солнца, владычица пустыни и покровительница войны.
Двухметровая статуя из черного гранита когда-то украшала храм Мут-Сохмет в Карнаке. В Россию ее привез Авраам Сергеевич Норов — герой войны 1812 года, поэт, министр и страстный путешественник. Он нашел ее наполовину засыпанной песком в развалинах древнего храма — единственный целый монумент среди десятков разбитых статуй — и выкупил у местных властей.
Рубенс. Персей и Андромеда
Эрмитаж владеет прекрасной коллекцией работ Питера Пауля Рубенса: более 20 картин и 19 живописных эскизов. Но знакомство с ним стоит начать с этой картины.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа
Эта картина, известная также под названием «Мадонна с цветком», — одна из первых работ молодого Леонардо. И все же уже в ней виден его узнаваемый стиль: потрясающая игра света и тени, которая делает персонажей объемными и почти осязаемыми, и «человечность» героев. Да Винчи отказывается от пафоса, с которым обычно изображали религиозные сцены: его мадонна — не недостижимый идеал, а обычная молодая мама, играющая с сыном.
Интересна история этой картины. В течение многих столетий она считалась безнадежно утерянной и вдруг неожиданно появилась в России в XIX веке. Впоследствии ее получила по наследству Мария Александровна Бенуа, и когда в 1912 году она решила ее продать, мировые столицы предлагали ей огромные деньги. Но владелица захотела, чтобы полотно осталось в России, и продала его Эрмитажу за гораздо меньшую сумму (которая к тому же выплачивалась частями, причем последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции).
Лоджии Рафаэля
С лоджиями Рафаэля связана удивительная история. Однажды Екатерине II попали в руки гравюры, изображающие лоджии дворца Папы Римского в Ватикане; стены и своды галереи украшали фрески и росписи по эскизам Рафаэля. Они так ей понравились, что она немедленно потребовала скопировать эти росписи в натуральную величину: «А я, — писала императрица, — даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии».
Поручение было исполнено: пока группа художников с разрешения Папы Римского копировала фрески (52 сюжета из Ветхого и Нового Завета: от Сотворения мира до Тайной Вечери), в Россию выписали архитектора Джакомо Кваренги, который сделал обмеры Ватиканского дворца и приступил к строительству корпуса Лоджий. Вскоре в Петербурге действительно появилась копия ватиканской галереи. Корпус лоджий впоследствии был разобран, но сами лоджии сохранились. «Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть», — писала о них довольная Екатерина.
Малахитовый зал
Один из самых красивых залов Зимнего дворца, Малахитовая гостиная была создана архитектором Александром Брюлловым в 1837 году. Для отделки у промышленников Демидовых закупили 225 пудов (3600 кг) уральского малахита. Гостиную украшают малахитовые колонны и пилястры, большие малахитовые камины и множество других предметов декора из этого камня. Мебель сделана по эскизам знаменитого скульптора Огюста Монферрана.
На одной из мраморных стен есть роспись: три крылатые богини, олицетворяющие Ночь, День и Поэзию и повторяющие аллегорические фигуры в росписях Рафаэля в Ватикане. Выбор именно этих образов неслучаен: гостиная относилась к личным покоям Александры Федоровны, жены Николая I, которую современники часто сравнивали с образами Рафаэля.
Колыванская ваза
Что еще показать ребенку в Эрмитаже: большую Колыванскую вазу, которую называют «царицей ваз». Еще бы: вес этой вазы из зелено-волнистой яшмы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2.57 метра, а диаметр — более 5 метров. На сегодняшний день это самая большая ваза в мире.
Ваза была создана в первой половине XIX века из цельного монолита, добытого в Алтайском горном округе. Ваза считается одним из символов Алтайского края: она даже изображена на гербе и флаге этого региона.
Рыцарский зал
Особенно дети любят «кавалькаду рыцарей»: группу из четырех всадников в натуральную величину. Она позволяет увидеть, как выглядели рыцари в латах и кони в полудоспехах. Общий вес такой амуниции составлял до 80 кг, поэтому мальчики тренировались с детства: в Рыцарском зале, в витрине №16, представлен комплект детских доспехов.
Снейдерс. Фруктовая лавка.
Картина Франса Снейдерса «Фруктовая лавка» — одна из жемчужин коллекции живописи Эрмитажа. Этого фламандца называют «Рубенсом натюрморта». Масштабные (размер его картин — в среднем 2 на 3 метра) композиции ему удавалось сделать удивительно живыми и яркими. В Эрмитаже Снейдерсу посвящен целый зал. В нем 14 работ художника, в том числе четыре картины из серии «Лавки»: «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Фруктовая лавка».
Рембрандт. Святое семейство
Святое семейство было одним из ключевых сюжетов Рембрандта (считается, что художник, возможно, воплощал таким образом мечту об утраченном домашнем очаге).
Эрмитажная картина представляет сцену с евангельскими персонажами как уютный эпизод обыденной жизни: потрескивают горящие поленья, раздаются тихие удары топора работающего за верстаком Иосифа, шелестят страницы книги на коленях Богоматери, младенец Иисус дремлет в плетеной люльке — такая сцена, казалось, могла происходить в любом голландском доме времен Рембрандта.
Однако картина полна символизма: ангелы создают атмосферу божественного чуда, а ярмо, которое на заднем плане строгает плотник Иосиф, напоминает о пророчестве — Царь-Мессия освободит народ от ярма.