Что посмотреть в холмске
Холмск
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
По прямой от Москвы до Холмска 6600 километров! Старинный городок имеет население чуть меньше 30 тысяч человек, но считается крупнейшим сахалинским транспортным узлом. Благодаря незамерзающему морскому порту, он по праву считается «воротами Сахалина». Если решите попасть на остров без помощи самолета, Холмска вам не миновать.
На широте Ростова и Одессы
Холмск находится на южной оконечности Сахалина на берегу Татарского пролива Японского моря, отделяющего остров от материка. Город протянулся узкой полосой вдоль залива Невельского, повторяя его контуры. До Южно-Сахалинска его отделяет всего 80 километров. Северные окраины почти слились с поселками Яблочный и Симаково, южные – с поселками Правда и Серные Источники.
Может показаться, что Холмск – северный город. Действительно, эта территория по условиям приравнена к районам Крайнего Севера. При этом город расположен на одной широте с Ростовом-на-Дону и Одессой! А до Японии отсюда всего 180 километров.
Холмск находится на юге Сахалина
Старые районы города раскинулись на равнинной прибрежной террасе, а новостройкам достались пологие склоны холмов, поросших лесом. Место для поселения было выбрано не случайно – здесь имеется бухта, глубоко врезанная в побережье. Она и послужила основой для будущего порта. С высоты птичьего полета город выглядит вполне современным, поскольку полностью застроен типовыми жилыми многоэтажками.
Холмск опоясывает Южно-Камышовый хребет, что обуславливает горный рельеф и, как следствие, пересеченную местность. Некоторые районы занимают ровные террасы, другим достались узкие долины небольших рек. Из-за этого все дома в городе находятся на разных высотных отметках. Порой разница может достигать сотни метров. Высотной доминантой города считается гора Татарская. Она возвышается аж на 349 метров. Выше только гора Бернизет высотой 571 метр, но она находится в десяти километрах от города.
Холмск – портовый город
По Холмску течет сразу четыре реки – Тый, Татарка, Язычница и Холмская. Есть также водоем, который интригует своим названием. Тайное водохранилище образовалось после того, как речку Тый перегородили плотиной. Оно появилось еще в 20-е годы прошлого века. При длине около двух километров его средняя глубина достигает 12 метров. Сегодня это популярное место отдыха горожан и туристов. Летом купаться можно и в заливе Невельского. Благодаря теплому Цусимскому течению, он не замерзает даже зимой. В речках летом вода прогревается до +23 градусов.
Местный климат относится к умеренному типу. Опять же благодаря теплому течению, в сравнении с другими районами, в этих местах более тепло и комфортно. Зима в этих краях продолжительная – с декабря по конец марта. Для этого времени года характерно большое количество снега, циклоны и оттепели. В январе средняя температура составляет всего минус 7,6 градуса. Правда, так тепло только в Холмске. Круглый год здесь царит повышенная влажность.
Весна довольно прохладная. Частыми гостями являются дожди и туманы. Температура колеблется от +3 до +8 градусов. Лето короткое нежаркое. Циклоны приносят ливневые дожди. Средняя температура колеблется около +16 градусов, но бывали годы, когда в городе стояла тридцатиградусная жара. Летом в Холмске считается период с середины июня до середины сентября. Осень – лучшее время для путешествия! С сентября по конец октября здесь стоит сухая ясная погода. Первый снег может выпасть только во второй половине ноября.
От Мауки до Холмска
По материковым меркам Холмск совсем молодой город – его основали в 1870 году. Однако по островным критериям он старожил, поскольку даже старше Южно-Сахалинска. Изначально это был военный пост под названием Маука. С незапамятных времен эти места населяли айны, и на их языке название буквально означало «заросшие шиповником холмы». Правда, это не единственная версия. Другие исследователи считают, что «маука» это «ветреное место», третьи – «край залива». Топонимика всегда неоднозначна.
Еще до появления военного поста на берег высаживались моряки с кораблей «Буссоль» и «Астролябия». Эти суда входили в состав экспедиции Лаперуза. Это событие случилось в 1787 году. Именно тогда на морских картах появились очертания западного берега Сахалина. Первым российским судном, которое появилось в этих местах, стала шхуна «Восток». Эскадрой тогда командовал адмирал Путятин. Это произошло в 1853 году. И французы, и русские посчитали остров необитаемым, поскольку не встретили ни одного человека.
Порт Мауки. 1930-е гг.
Спустя 17 лет в бухте высадились десять русских солдат. Они выстроили небольшое укрепление на берегу, которое впоследствии и стало Холмском. Тогда и выяснилось, что на острове в небольшом количестве живут айны. Богатые запасы рыбы привлекли сюда русских промышленников. Шведы занялись заготовками морской капусты. Поселок стал расти как на дрожжах. Появились избы, бараки, склады, лавка и школа. В 1870 году население Мауки насчитывало уже более 700 человек. Именно в этот период здесь побывал Чехов, описавший впоследствии поселок в своей знаменитой книге.
Бумажная фабрика Мауки. 1930-е гг.
Все круто изменилось в начале прошлого века. После поражения в русско-японской войне России пришлось уступить южную часть Сахалина. В результате Мауку оккупировали японцы, которые стали называть поселок Маокой. Они построили дорогу и бумажную фабрику, протянули телефонную и телеграфную линии, обустроили порт, откуда отправлялись суда с дарами моря и лесом. В этот период появились японские храмы и больница, а Маоку стали считать городом. В 1909 году здесь провели водопровод, который стал первым на острове.
Все снова кардинально изменилось после окончания Второй Мировой войны. В августе 1945 года в бухте высадился советский десант. Японцы отчаянно сопротивлялись, но спустя несколько дней город был полностью освобожден советскими войсками. Спустя год Маоку переименовали в Холмск, и город зажил новой жизнью. По мере репатриации японцев его заселяли переселенцами из различных регионов СССР. Вскоре на базе Холмска было организовано Сахалинское морское пароходство.
Центр города. 1940-е гг.
Во времена СССР город стал промышленным центром. Помимо порта действовала судоверфь, несколько рыбокомбинатов, жестяная фабрика, шлакоблочный завод, бумажный комбинат и другие предприятия. Была организована паромно-железнодорожная переправа, которая надежно связала остров с материком. Открылась грязелечебница. Процветание продолжалось до начала 90-х годов. Потом наступил тяжелый период, после которого город до сих пор не оправился полностью.
Туристские хиты
В советские времена на Сахалин можно было попасть только по приглашению или в командировку, поэтому о массовом туризме даже речи не шло. Новая тенденция появилась только в 90-е годы, когда въезд на остров стал свободным. В настоящее время туристов привлекают пляжи, горы, походы, гонки на яхтах и полеты на параплане. Зимой пользуются популярностью лыжные походы. В городе работает пять гостиниц.
В городе действует музей, посвященный конвоям «Дервиш» и «PQ»
В городе действует пять маяков, которые тоже считаются достопримечательностями. Два из них построили японцы. В общей сложности в Холмске и его ближайших окрестностях насчитывается около 80 археологических и два десятка исторических памятников. Например, обозначено место, где в 1870 году обустроили первый русский военный пост Маука. Есть немало мемориальных мест, посвященных конкретным кораблям и морякам.
Сохранились редкие материальные вехи японского периода. Возле здания пароходства можно увидеть лестницу, которая когда-то была частью храма Маока дзиндзя. Перед его входом располагалась ритуальная ванная. От памятника божеству Бато Каннон с конской головой до наших дней дошел только постамент с надписью.
На месте старого японского кладбища стоит памятный камень. Частично сохранились павильоны «Госинэйхоандэн», где хранились духовные сокровища. У японцев к таковым, в частности, относились портреты императора и членов его семьи. Эти осколки японской эпохи позволяют составить более целостное представление об истории города.
Как добраться
С материком город соединен паромным сообщением
В Холмск есть два пути. Первый – на пароме, который ходит с материка из порта Ванино. До порта добираются на поезде из Хабаровска. Второй путь – на самолете через Южно-Сахалинск. От столицы Сахалина до Холмска курсируют рейсовые автобусы.
Сахалин. Холмск-Маока: вид на город широко раскрытым японским глазом
Окончание, которое хронологически должно быть началом.
Начало см. Сахалин. Сакаэхама и Токусара: путешествие по галактической железной дороге
Читать запоем книги и географические карты я начал одномоментно. Я даже не знаю, что для меня было интереснее. Почему-то так совпало, что о существовании Шерлока Холмса и города Холмска, я узнал в один и тот же день. Как говорят, в детской голове переклинило. Я решил, что город назван так в честь Шерлока Холмса. А что еще может родиться в мозгах, которым семь лет отроду.
Через двадцать лет, я проснулся от луча солнца бившего через прореху грубого одеяла, в которое я завернулся, поджав ноги на скамейке. Одеяло было казенное, с клеймом «Сах-5.П». Скамейка качалась. Пришло осознание того, что я на море, а скамейка на палубе (билет — 2 руб.15 копеек за палубу), а палуба на пароме. Выглянув из прорехи, я увидел залитое солнечным светом пространство голубого неба, моря и город, где этого рассвета еще не произошло, так как он находился в тени гор, над которыми поднималось солнце. Был штиль, свежо, небольшие пятна тумана таяли, истошно орали чайки и я, в этот момент понял, что Холмск, никакого отношения к Шерлоку точно не имеет.
Холмск, за два столетия сменил несколько названий. Первое — Энтрумкомо, что с айну означает селение на вогнутом мысу. Потом было Маука, с айну переводится, как ветреное место. Потом Маока — японофицированный, искаженный с айнского топоним, обозначающий селение на холмах, где растет шиповник. Название живописное и красивое. Холмск — это уже чисто по-русски, частичный перевод с японского.
Через тридцать лет, в марте 2017 года, вместе с моим японским другом Наоки, мы въехали в заснеженный Холмск, с целью разыскать место, где с 1946 по 1949 год находился лагерь для репатриированных японцев № 379, отправлявшихся на Хоккайдо.
Но, обо всем по порядку.
Выехали мы достаточно рано, так как наметили программу на целый световой день с посещением не только Холмска, но и Чехова, в котором Наоки не был. Дорога на Холмск лежит по краю предгорного шлейфа Южно-Камышового хребта (ниже болота, а здесь относительно сухо). Дорогу били давно, сначала каторжане, затем доводили японцы, асфальт клали гастарбайтеры. До 1905 года по тракту появились поселки, названные в честь православных праздников — Троицкое, Успенское, Воскресеновское, Петропавловское. После 1907 года они стали называться Намикава, Накасава, Кита-хирано и Козато, после 1946 года опять Троицкое, Успенское, Воскресеновское, Петропавловское.
По дороге на Холмск, обозначаемой на картах, как дорога «Р-495», можно любоваться ландшафтами Сусунайской низменности открывающимися слева и более живописной долиной реки Лютога, которая по трассе тянется на более чем 30 км. После поселка Пятиречье (у японцев Осака), почти на 20 километров, трасса идет по долине реки Фрикена (был такой Фон Фрикен, инспектор с/х в Корсаковской тюрьме), выходит на серпантин перевала и круто спускается в городскую черту Холмска. Сами ландшафты, особенно осенью и есть главная достопримечательность этой дороги. Заслуживает внимание деревянная церковь в Троицком, памятник погибшим корейцам деревни Мидзухо у Пожарского, перевал, как место ожесточенных боев в августе 1945 года, с монументом советскому десанту и смотровой площадкой, вот собственно и все по дороге. Иногда, дополнительно можно заехать в поселок Чапланово и спуститься к Лютоге, где можно посмотреть один из мостов железной дороги Хошинсэн перекинутый через реку с живописной излучиной. Это место интересно инженерным решением защиты берега. О Хошинсэне, как и о японских железных дорогах на Карафуто будет отдельный пост и не один. Они того стоят, а о долине реки Лютоги осенью, так же как и о перевале, можно посмотреть материал «Зачарованные дюны мыса Слепиковского» — https://www.tourister.ru/responses/id_17558
В Троицком красивая, большая деревянная церковь в эклектичном стиле.
Наоки и его коллеге Цуёши, церковь очень понравилась, а церковному коту, появившемуся как из воздуха, очень понравился Наоки. Только вот Наоки видимо привыкший к книгам, чистке майорской звезды на погоне по вечерам, никак не мог понять, что нужно делать, когда к тебе подошло такое существо — доброе и ласковое. А может это все японцы такие, привыкшие к мысли, что самое нежное, это покемон? Кот по-хозяйски проводил нас до машины и так же быстро исчез, как и появился.
Когда 27 км трассы было позади и подъехали к повороту на город Аниву, мы с водителем Володей, решили заехать и показать японцам еще один сахалинский город. Наоки в Аниве до этого не был, а Цуёши вообще нигде не был. От поворота на Аниву до самой Анивы 10 км, если возвращаться на Холмскую трассу, другой дорогой, по правому берегу Лютоги, то еще 10. Таким образом, крюк в 20 километров.
Анива, городок маленький и неприметный, население 9,5 тыс. чел., не имеет даже местных достопримечательностей, по крайней мере, так считает большая часть сахалинцев. Японцы считают по-другому. Например, Цуёши в Аниве первый раз в своей жизни увидел памятник Ленину, и это было в этот день знаковым событием в его жизни. Памятник стоит на улице Калинина, спиной к дому детского творчества, лицом к администрации.
Сам же город начинался как айнское стойбище, рядом с которым в 1884 году возникла русская деревня Лютога. В 1926 году, в период губернаторства Карафуто деревня Рудака получила статус города, а в 1928 к нему подвели железнодорожную ветку от Симба (сейчас Дачное) и пустили поезд. Кстати это один из немногих на острове периферийных городков, где наблюдалась только положительная динамика численности населения. Получив общее впечатление о городе, двинулись дальше, через мост на Лютоге, по ее правому берегу. На подходящих к дороге сопках вывалы и буреломы от прошлогодних ветровалов, леса повалено много. Деревья очерчивают сопки геометрическим узором коричневого цвета — необычно и красиво.
Следующая остановка, за поселком Пожарское, через речку Акуловка. Акул здесь нет, а в месте впадения в Лютогу, красивый водопад (зимой замерзает). На другом берегу реки на речной террасе, находится памятник 27 корейцам, погибших от рук воинственно настроенных японцев в 1945 году. Я его про себя, в память о молодых годах в Свердловске, называю «26+1 Бакинских комиссаров». Зимой, подходов к памятнику нет, лежит нетронутая снежная целина, по которой пришлось добираться по колено в снегу. Мне на правах проводника пришлось торить дорогу, а японцы уже шли, пытаясь вписаться в мой размер шага. По всему было видно, что за этот инцидент с корейцами им стыдно и неудобно — вот она национальная, коллективная совесть.
Как объяснил Наоки, в августе 1945 года, когда советские войска десантировались в Маока, Торо и Эстуору, началась паника, японское население побежало в леса в поисках спасения. Страх за свою жизнь породил уродливые формы, японцам казалось, что по приходу советских солдат, начнутся расстрелы наиболее милитаристски настроенных японцев. А помогать им в этом будут корейцы, которых японцы завозили в качестве дешевой рабочей силы на тяжелые работы. Вывод: нет корейцев — нет проблем. Нажравшись спирта, разбавленным с сакэ, достали старые самурайские мечи, кухонные ножи и пошли искать корейцев. Кто попался под руку, а попались те, кто плохо бегал — женщины, дети, старики, тех в расход и пустили. Трупы закопали в разных местах вокруг деревни Мидзухо (так называлось Пожарское, до 1947 года) да вроде бы и успокоились. Уже в 1946 году, в феврале, это дело раскрутило местное НКВД. Виновных поймали, провели расследование и справедливость восторжествовала — семерых причастных к делу расстреляли во Владивостоке, тех на ком конкретно крови корейской не было (их было 11), а было присутствие, отправили в лагеря на 10 лет. В Японию после лагерей вернулось только пятеро… Зачинщик, Морисита Ясуо избежал «судного дня». Когда пришли советские солдаты, он натянул свой старый «дембельский китель», одел фуражку с красной звездой, взял саблю и пошел выполнять последний долг перед Императором. Но пустить под откос эшелон с советскими бойцами на перегоне около станции Футамато, ему не удалось. С паровоза, его заметили раньше, он пытался что-то сделать с рельсами на повороте. Срезанный пулеметной очередью покатился он с обрыва в мутные воды Рудака-гавы, а состав, грохоча пролетел мимо на Тойохара. Такая вот история…
Очень грустно было глядеть на черный похоронный камень посреди нетронутого белого снега, особенно, если подумать о том, что под ним в глубине мерзлой земли лежат холодные останки безвинно погибших людей умерших далеко от своей Родины. Справедливости ради нужно отметить, что мои японские друзья выглядели намного грустнее, чем начальник контрразведки Северной Кореи, которого, я как-то сопровождал на это место.
На Холмский перевал (Кумозаса-тоге), где в течение трех суток шли ожесточенные бои мы пробраться не смогли — все было завалено снегом по пояс. Поэтому проехали в Холмск, сделав небольшую остановку на серпантине.
О нем стоит рассказать подробнее. Демби можно считать одним из людей длинного списка, который заканчивается в настоящее время Депардье и Стивеном Сигалом. На его примере можно увидеть все риски которые подстерегают иностранцев желающих связать свою судьбу с непредсказуемой Россией. Демби размахнулся в Мауке широко, под его руководством местный интернационал занимался добычей морской капусты и промыслом рыбы. Продукция «Семенов и К°», пользовалась бешеным спросом и ценилась на рынке, в 1896 году на Всероссийской рыбопромышленной выставке в Нижнем Новгороде продукция получила золотую медаль. В общем, все было хорошо, до 1905 года. Затем Южный Сахалин стал японским и Демби потерял промыслы, вместе с предприятиями в Порт-Артуре и Дальнем. Поменяв дислокацию на Камчатку, сыновья Демби (отец почил в 1916 году) принялись за дело, как всегда с размахом и обстоятельно. Да так, что на 15 лет весь мир питался только их красной икрой. Затем случилась революция, на Камчатку пришли большевики и Демби опять все потеряли. Единственное, что удалось продать незадолго до прихода людей в кожанках, так это консервный завод. Его впарили компании «Мицубиси». Через пару недель пришли люди в галифе с маузерами и заявили японцам из «Мицубиси», что завод национализирован. К 1939 году семья Демби перебралась в Шанхай, потому, как англоговорящим в Японии стало неспокойно и начала там возрождать торговлю, которой, как всегда помешали японцы, оккупировавшие на этот раз Шанхай. После освобождения Китая советской армией легче не стало, в 1948 году коммунисты выгнали семью из Китая, и сын Демби уехал в Гонконг, затем в Тайвань и опять в Японию, где в 1953 году и умер, за неделю до этого получив всё-таки гражданство Великобритании.
Ну, а Маука, бывшая вотчина семьи Демби на Сахалине, в это время интенсивно развивалась. За 40 лет город сменил имя на Маока, вырос и стал одним из промышленно развитых центров Карафуто. Основных факторов развития было три: порт, железная дорога Хошинсен связавшая с Тойохара и целлюлозный завод. Вокруг этого все и крутилось: добыча и переработка рыбы и морепродуктов, каменного угля, лесоразработки, транспорт, сельское хозяйство, целлюлозно-бумажная промышленность — все это вывело Маока на совершенно другой уровень развития. От былого величия Карафуто в Холмске осталось немного — развалины ЦБЗ, пара школьных павильонов, остатки самого первого синтоистского храма на Сахалине — Маока дзиндзя и порт, через который в начале века на остров потянулись переселенцы с Хоккайдо, а в середине этого века репатрианты, уезжающие назад в Японию.
Сам город, с его планировкой и энергетикой, без руин периода Карафуто и СССР смотрится хило. Стены домов, под воздействием морского воздуха и ветров ветшают и разрушаются, если представить, что жилой фонд Холмска служит декорациями к японским объектам, на душе становится легче. Холмск лучше смотреть по уровням, что мы и сделали. Для этого, перед железнодорожном переездом нужно повернуть налево и подняться по улицам Адмирала Макарова и далее по Первомайской на самый верх. По пути можно пару раз остановиться на пустырях, откуда открываются панорамы на город. Ни с одной из таких площадок город полностью не увидеть. Почти весь он видится только с сопки, где находится телевышка, но подъем туда проблематичен. Так как в нашей программе одним из пунктов стоял транзитный пункт репатриантов, мы остановились на перекрестке Макарова и Капитанской и начали поиски.
Сахалинская Ривьера Холмск, или Туристические амбиции на западном побережье
О развитии туризма на Сахалине сегодня, пожалуй, не вещают только утюги — въездной и внутренний, экологический и гастрономический, элитный дорогой и нарочито демократичный. В области созданы и работают сразу несколько ведомств, занятых развитием этой несырьевой надежды островного региона, миллиарды рублей направляются на развитие «Горного воздуха», который должен затмить «Красную поляну», слова «туризм», «инвестиции», «гостеприимство», «сервис», «развитие» и «приезжать» в различных формах тасуют в речах общественники, чиновники и депутаты.
При всем этом неуемном декларировании внимания к туристической сфере реальных шагов на местах делается до обидного мало — например, знаменитые высокотехнологичные туалеты Южно-Сахалинска до сих пор стоят с замками на дверях. И это несмотря на разработанный гостевой маршрут, ТОР «Горный воздух» и столичный статус.
Ин Холмск ви траст
Но, возможно, еще один очаг туристического развития теперь запылает на юге острова — всерьез заняться туризмом и даже организовать пресс-тур и ознакомительное путешествие для шести туроператоров региона решились власти Холмска. Такого формата взаимодействия от городских администраций видеть еще не приходилось.
Целью поездки, заметил в ходе общения градоначальник Андрей Сухомесов, стало не просто знакомство с журналистами и туркомпаниями, но и получение некой обратной связи, советов и рекомендаций по совершенствованию отрасли гостеприимства в портовом городе. На туризм как на основу будущего процветания приморского города мэр, судя по всему, ставит немало — в 80-е годы, по его мнению, район был настоящей туристической Меккой для советских граждан, а отдельные его территории — чуть ли не дальневосточными курортами и здравницами. И все это, уверен мэр, можно возродить сегодня.
— Нормальные фасады, отремонтированные дороги, развитая туристическая инфраструктура и несколько изюминок, которые только в Холмске могут быть — музей моря, прекрасная набережная, центр реабилитации морских животных. Мы дадим возможность туристам познакомиться с историей Сахалина, Холмска, Карафуто, такие познавательные вещи. Займемся развитием мореходки, получим статус свободного порта. И все это реально, — рисует образ Холмска через 5 или 10 лет Андрей Сухомесов.
Но, как оказалось, кое-какими туристическими достопримечательностями и инфраструктурой город богат уже сегодня — именно на этой базе, очевидно, будет строиться его предполагаемое величие. Так что добро пожаловать в Холмск.
Политое кровью наследие Второй Мировой
Потрепанный жизнью 18-местный автобус трясется по колдобинам федеральной трассы. В чреве скрипучего авто на неудобных сидениях болтаются корреспонденты и операторы сахалинских изданий, представители крупнейших туристических компаний региона. За окном стелется густой приморский туман — такой же туман царит и в туристической сфере. Что-то уже вырисовывается, но контуры будущего все еще зыбкие.
— Это памятное место — здесь в 1945 году проходили ожесточенные бои за освобождение Холмска от японских захватчиков, — рассказывает глава городского управления культуры и архивного дела Марина Сидорова. Журналисты и тургагенты кутаются в молочные клочья дымки на вершине перевала, встречающего всех, въезжающих в портовый город. В нескольких десятках метров в тумане темнеет монумент — артиллерийское орудие на гранитной стеле. Это братская могила, в которой сегодня похоронены 25 воинов-освободителей южного Сахалина. Раньше останки находились в трех отдельных могилах, по которым прошла новая холмская трасса.
— Это у нас главное место для проведения массовых мероприятий в честь памятных дат, одно из самых посещаемых мест, куда заезжают все делегации, все гости.
Чуть дальше по дорожке, покрытой растрескавшимся асфальтом, из тумана выплывает сооружение из нескольких наваленных друг на друга камней — так условно обозначено место, где 72 года назад по наступающим советским солдатам строчил из пулемета японский дзот.
— Тут как раз за памятником, во времена войны проходила «конка» — дорога, связывающая Маоку и Тоехару. Это уже потом в советское время ее перенесли, а затем вовсе проложили в стороне от комплекса. Так вот, отсюда эта «конка» и весь склон были, как на ладони, видны, все простреливалось. Поэтому это была важная высота, все сопки были в окопах, укреплениях. Во время штурма немало советских солдат здесь погибло, — рассказывает глава управления культуры.
Сейчас о боях здесь напоминает только остов пункта зенитной обороны — небольшой белый новодел, уже порядком облупившийся и растрескавшийся, обнаживший рыжие кирпичи. Да еще вечный бамбук — 70 с лишним лет назад в нем скрывались солдаты Императорской армии, а теперь между гибкими стеблями прячутся пустые бутылки, сигаретные пачки и прочий мусор.
Сейчас, рассказывают в администрации, у города есть план строительства здесь масштабного мемориального комплекса — реконструировать часть оборонительных сооружений, восстановить окопы, наладить освещение, организовать места для отдыха горожан и ветеранов, площадки для массовых мероприятий. Общая стоимость проекта, подчеркивает Сидорова, оценивается приблизительно в 300 миллионов рублей, и пока непонятно, где эти деньги взять.
— Надеемся, что к 75-й годовщине все это реализуем, — добавляет руководитель культурного ведомства.
Кроме самого мемориала на перевале, в Холмском районе есть еще три братских могилы — в самом райцентре расположен Сквер героев, где захоронены 45 человек, более скромные мемориалы и захоронения расположены в Пятиречье и на станции Николайчук. Кроме этого, об опаленных войной днях в городе напоминает мемориал юнгам огненных рейсов: парням 12-14 лет, которых в условиях нехватки кадров на флоте бросили в горнило военно-транспортного ада. Он расположен перед местным домом культуры. Кроме того, на Приморском бульваре установлен памятник солдатам Отечества.
Больше никаких значимых памятников времен Второй Мировой, замечают организаторы промо-тура, в городе не осталось.