Что посмотреть в которском заливе
Боко-Которский залив, уникальная природная достопримечательность Черногории
Боко-Которский залив – одна из главных драгоценностей Черногории, выделяющаяся среди других природных достопримечательностей (а таковых в этой маленькой стране достаточно).
Этот залив Адриатического моря, вдающийся в черногорские земли более чем на 20 км, был когда-то речной долиной, в результате геологических катаклизмов залитой морской водой.
Наибольшая его глубина — 60 м, а средняя — около 27 м. Он стиснут высокими, поросшими лесом горами. В самом узком месте имеет ширину всего 300 м. Это место называется Вериги, по той причине, что в старые времена для защиты от пиратов его перекрывали цепями, или по-сербски веригами. Это слово знакомо и нам.
О Бока Которска
Вообще-то правильнее говорить «Которский залив» или «Бока Которска», поскольку «бокка» по-итальянски и означает «рот», «устье», «залив».
По берегам залива издавна селились люди, и сейчас то тут, то там на его берегах виднеются города и посёлки, как современные, так и старинные. Красиво смотрятся высокие колокольни церквей и монастырей. Мне Боко-Которский залив напомнил прекрасное горное озеро Комо в Италии.
Закрытый залив представляет собой идеальную военно-морскую базу, в каковом качестве и был использован венецианцами, австрийцами и югославами. Мало того, что вход в залив не очень широк, так там в «горловине» залива еще и располагается остров Мамула.
При входе в залив австрийцы понастроили мощных крепостей (в том числе на Мамуле). Но они не сыграли большой оборонительной роли.
Тщеславный маршал Тито, играя на противоречиях между западным и восточным блоками в годы холодной войны, устроил в скалах залива укрытия для своих подводных лодок. Но югославский флот никто, кажется, всерьёз не воспринимал, и от распада Югославию он не спас. А сейчас эти дорогостоящие сооружения заброшены, и их можно невозбранно фотографировать.
В наши дни благодатные берега залива используются, в основном, для отдыха и туризма. И это самое верное их использование. За год в Бока Которску заплывает около 500 круизных судов. Огромное количество отдыхающих в Черногории также посещают залив как минимум в ходе экскурсии, а многие выбирают курорты Бока Которской для полноценного отдыха. У самого Тито была здесь резиденция, а этот человек знал толк в красивых местах.
Мы были на заливе 2 раза. Один раз пересекали его в самом узком месте на пароме Каменари — Лепетане, когда ехали из Будвы в Боснию, а второй раз брали экскурсию по заливу.
Экскурсии по Боко-Которскому заливу
Экскурсии по Боко-Которскому заливу – одни из самых популярных в Черногории. Они имеют разные варианты, но, как правило, набор достопримечательностей один и тот же.
Это: прогулка по Котору (с него наша экскурсия начиналась), высадка на остров Госпа од Шкрпела, посещение города Герцег-Нови и на выбор: пляж Жанице или поездка в Голубой грот.
Схема Боко-Которского залива. Выделены остановки
Экскурсии по Боко-Которскому заливу для индивидуалов и небольших групп
Котор
Венецианский город Катарро сейчас носит имя Котор. Он был основан ещё до нашей эры. Потом его завоевали римляне, а потом по наследству он перешёл к византийцам. Владели им сербы, болгары, австрийцы, французы. Даже русские войска недолгое время стояли в нём во время наполеоновских войн.
Дольше всего, более 400 лет, он входил в состав Венецианской республики.
В населении в те годы преобладали итальянцы, но и славян было предостаточно. Однако самих черногорцев в город старались не пускать, опасаясь их буйности.
До наших дней Котор сохранил венецианский шарм и выглядит как типичный городок северной Италии.
Замечательны узкие средневековые улочки городка. Выглядят они очень натурально, не походят.на новодел, в отличие от улиц Дубровника
Мешают погрузится в атмосферу средневековья толпы туристов, и то, что все первые этажи старинных зданий заняты магазинчиками и кафе, обслуживающими тех же туристов.
Оружейная площадь. Левее центра — театр, слева — резиденция венецианского наместника
Церковь св. Марии на реке
Барельеф на дворце Бескуча
О том, что это венецианский город, свидетельствуют изображения крылатого льва, встречающиеся то тут, то там.
Об этом же говорит мощная крепость, подобная другим венецианским крепостям.
барельеф в туннеле Морских ворот
Было от кого защищаться, ведь владения могущественной Османской империи со всех сторон окружали Котор. Но турки, державшие в страхе Европу и стоявшие под Веной, так ни разу и не смогли взять венецианскую твердыню.
Под этой двойной аркой начинается подъем к крепости Сан-Джованни, которая построена на горе над городом Котор. С крепости открывается великолепный вид на весь Боко-Которский залив.
Несмотря на враждебное окружение, Котор развивался и богател, о чем свидетельствуют многочисленные прекрасные церкви и здания затейливой архитектуры.
Жители занимались не только торговлей и рыболовством, но промышляли и пиратством.
Православная церковь св. Николая, 1909 г.
Собор св. Трифона 1166 г., самый старый храм Котора
Собор св. Трифона внутри
Церковь св. Луки 1195 г.
Часовая башня на Оружейной площади 1602 г., часы французские 1810 г.
Котор очень украшают подступающие к нему скалистые горы.
Из города видна гора Ловчен. С горы Ловчен в Котор можно спуститься на машине по очень крутому серпантину.
Интересно, что Котор дважды внесен в список объектов ЮНЕСКО: в 1979 году — природный и культурно-исторический центр города, а в 2017 — его венецианские укрепления.
Наша прогулка по Котору была недолгой. Мы покидали его с большим сожалением, утешаясь, что за первой короткой встречей последует более тесное знакомство.
В Которе мы сели на корабль и отправились в путешествие по Боко-Которскому заливу.
Остров Госпа од Шкрпела, или Богородица-на-рифе. Город Пераст
Наша следующая остановка была на маленьком острове Богородицы-на-рифе с храмом.
Этот остров, который изначально был лишь подводным рифом, создан моряками, возвращавшимися из плавания. Каждый вернувшийся моряк считал своим долгом привезти на остров камни и землю. Кроме того, здесь топили свои старые корабли и захваченные пиратские и турецкие.
Постепенно остров поднялся, и на нём была построена церковь. Обычай привозить на остров камни существует и до сих пор.
столик около церкви
Храм на маленьком островке был построен в память всем морякам залива, не вернувшимся с моря. С ним связана легенда. В 1452 году моряки братья Ненашичи нашли на острове икону Богородицы, которая излечила одного из них от болезни. Естественно, икона очень почитаема.
Запоминается икона, собственноручно вытканная женщиной, ждавшей моряка 25 лет. Она ткала её золотыми нитками и собственными волосами, которые были сначала золотистыми, а под конец стали совсем седыми. А её моряк так и не вернулся. Наш гид завершил рассказ об этой истории спорным выводом, что ожидание было напрасно, а потому ожидать и хранить верность, тем более так долго, не стоит, надо жить настоящим и радоваться жизни.
Также в музее хранится более 2 500 золотых и серебряных пластинок, которые моряки, избежавшие гибели на море, жертвовали в церковь.
На соседнем острове Георгия находится строгий мужской монастырь с кладбищем, туристов туда не возят.
Интересно, что остров Богородицы принадлежит соседнему городу Пераст, а остров Св. Георгия – городу Котор.
Город Пераст совсем маленький, но прожил историю не менее занимательную, чем у Котора, не зря его зовут «городом капитанов». Сюда русский царь Петр I командировал 16 боярских отпрысков учиться морскому делу. Сейчас город состоит всего из двух улиц, дворцы и дома которых стоят прямо у моря, а постоянного населения в нём всего 300 человек.
Мы смогли немного полюбоваться этими зданиями и 55-метровой колокольней собора Святого Николая, когда проплывали мимо.
С воды Пераст выглядит очень привлекательно.
Город Герцег-Нови (или Херцег-Нови)
Герцег-Нови находится около входа в Которский залив и, закрытый с севера горами, отличается чудесным климатом, солнечным и вместе влажным, что делает его «ботаническим садом Балкан», так много видов растений произрастают в городе и его окрестностях. Растения из дальних стан привозили с собой моряки-жители города.
Этот город отличается смешением архитектурных стилей, поскольку им владели и венецианцы, и французы, и австрийцы. 200 лет здесь правили турки. Отметились и русские. И даже испанцы на пару лет захватывали его. Видно, очень лакомый кусочек.
Центр города не сохранил средневековый облик, преобладают дома 19 века. А ближе к окраинам он и вовсе застроен современными зданиями.
От прежних времён сохранилось много крепостей и церквей, но для осмотра их нужно быть готовым по жаре подниматься вверх, поскольку город раскинулся на прибрежных горах. Говорят, что девушки в Герцег-Нови самые стройные в бывшей Югославии, поскольку им то и дело нужно преодолевать высокие лестницы.
Венецианская крепость Форте Маре
Турецкая крепость Канли Кула (кровавая башня), раньше тюрьма, сейчас театр
Часовая башня, 1850 г. построена при австрийцах
Эклектичная, но красивая церковь св. Михаила начала 20 века
Город располагает галечными пляжами,
а недалеко от него находится курорт «Игальско блато» с лечебными грязями и минеральным источником.
Так что Герцег-Нови может быть рекомендован для отдыха в Черногории. К тому же, совсем рядом с городом проходит граница с Хорватией и Боснией и Герцеговиной. Отсюда удобно ездить на экскурсии в Дубровник и Боснию.
Голубой грот
Если быть точным, то географически Голубой грот находится уже за пределами Которского залива. Но посещают его обычно оттуда. Берега полуострова Луштица, ограничивающего залив с юга, скалистые и сложены карстовыми породами, которые довольно легко размываются водой. Поэтому пещер здесь много.
Голубой грот имеет площадь 300 кв. м., высота сводов достигает 9 метров, а глубина 5. В грот ведёт два входа высотой до 3-х метров, так что катера свободно туда заплывают. Там они останавливаются, и начинается купание в ярко-лазоревой воде. Сказочное ощущение! Правда, чтобы вода была голубой, нужно попасть в грот в солнечный день, а чтобы попасть в пещеру, нужно, чтобы море не сильно волновалось.
Нам повезло, и мы насладились купанием в тёплой и необыкновенно прозрачной воде. Это одно из самых ярких (в буквальном смысле) впечатлений от экскурсии по заливу. А те, кто не захотел платить дополнительные 5 евро за грот, купались на пляже Жанице. Тоже, говорят, неплохо.
берег рядом с Жаница
Во время морской экскурсии остались «за бортом» другие городки, расположенные на берегам Боко-Которского залива: тот же Пераст, Тиват, Рисан, в котором сохранились остатки римской виллы с мозаичными полами, да и на Котор выделенного времени было недостаточно.
Помимо морской, в Бока Которский залив есть еще и автобусные экскурсии. По побережью ходят рейсовые автобусы, так что можно перемещаться между городками залива на общественном транспорте.
Желающие побыть подольше в этом уникальном месте могут снять отель в одном из городков залива и совмещать пляжный отдых с исследованием многочисленных достопримечательностей Бока Которска.
Которский залив на автомобиле
Которский залив — самая красивая часть Черногории, а может и всех Балкан. В этом посте мы с вами на авто прокатимся по самым живописным городкам Боко Которской бухты.
Большая часть залива входит в список всемирного достояния ЮНЕСКО, что даёт возможность прибрежным курортам немного завышать цены на услуги и аренду жилья. Но всё это кажется сущими мелочами, когда вы видите природную красоту самого южного фьорда Европы.
Автомобильный маршрут рассчитан на целый день, в то время как километраж подразумевает не более пары часов. Ехать будем медленно, вдумчиво, с обязательными остановками в самых ярких местах залива.
Так же рекомендую изучить подробные посты про маршруты:
Зачем ехать в Которский залив?
Эта часть поста написана для туристов, которые посещают Черногорию впервые, так как постоянные всё и так прекрасно знают.
В каждый свой приезд в Черногорию, я обязательно делаю круг почёта и посещаю любимые места. Каждый год что-то меняется, иногда в лучшую сторону (обновили дорогу, благоустроили набережную и т.д.), что-то в худшую (строят новый коттеджный посёлок, повысили плату за парковку и т.д.).
Которка прекрасно в любом своём проявлении, в любое время года и в любую погоду., Её легко объехать на велосипеде, пройти на экскурсионном кораблике, пройти на байдарке (это я ещё не опробовал) и т.д.
Вот основные причины, почему каждый турист должен обязательно побывать в Которском заливе.
1. За фантастическими, открыточными видами. Бухта прекрасна в любую погоду, я даже затрудняюсь ответить когда она более фотогенична. Конечно солнечный день увеличивает настроение, и выкручивает все природные краски на максимум. Но если вы сделаете несколько удачных снимков во время ненастья, когда свинцовые тучи штурмуют высокие горы, то эти фотки взорвут ваш инстаграм.
2. За свежими морепродуктами. Всё морепродукты, которые вы видите в магазинах и ресторанах Черногории выращивают в Которской бухте. Так почему не откушать деликатесы прямо на месте его производства? По пути нашего следования будет много ферм по выращиванию морских гадов, так же будет приличное число небольших ресторанчиков с хорошим рыбным меню.
3. За Венецианской архитектурой. Большой отрезок времени в истории Боко Которского залива, пришелся на владычество Венецианской республики. Большая часть Котора плотно застроена дворцами, по меркам и подобию венецианских палаццо.
4. За водными/пешими/велосипедными прогулками. Это единственное место в Черногории, где можно совместить все вышеописанные активности во время одной короткой поездки.
5. За спокойствием и безмятежностью. Всё чего так не хватает прибрежным курортам вы непременно отыщите на берегах Боко Которки.
Что следует сделать перед поездкой в Черногорию
В этой части собраны полезная информация и рекомендации, так что это самая важная часть поста.
Вот краткий чек-лист перед автомобильной поездкой по Боко Которке, да и по Черногории в целом. Это минимальные требования для вашего комфортного отдыха.
1) Заранее арендуйте машину. Чем раньше вы об этом позаботитесь, тем больший выбор транспортных средств у вас будет.
2) Оформите страховой полис. На этом пункте не стоит экономить. Вот моя подробная статья про выбор страховок для Черногории.
3) Забронируйте жильё по вашему маршруту. Во время высокого туристического сезона выбор может быть весьма скудным. Читайте мой подробный пост про особенности выбора отелей в Черногории.
Изучите подробные посты про выбор местных отелей:
5) Скачайте карту для смартфона. Я пользуюсь бесплатными картами от MapsMe (отлично работают без интернета, но много рекламы).
6) Дополните свой черногорский маршрут. По ссылке вы найдёте подробный план по отдыху в Черногории.
7) Украдите свежие маршруты. По ссылке расположен местный туристический сайт, на нём вы найдёте подробные карты и описание маршрутов.
Советы по аренде автомобиля
Пару слов про аренду машины и особенности автомобильного движения по Боко Которскому заливу.
Про основные принципы поведения на черногорской дороге, читайте по ссылке, там большая и полезная статья.
Арендуйте авто на весь отпуск. Арифметика проста, хотите арендовать машину всего на день — не проблема, в итоге за день вы заплатите как за 3 дня аренды при длительном договоре. Летом цена аренды на день не падает ниже 40 Евро. При этом, если берёте машину на неделю, то сутки выйдут от 25 Евро.
Учитывайте особенность местных водителей. Народ в Черногории живет спокойно, никто никуда не торопиться. В первое время это жутко бесит, но вы привыкните.
Качество дорог. Основные дороги поддерживаются в отличном состоянии, но если вы забираетесь в просёлок, то асфальт может быть весьма условный. Дорога вокруг Боко Которской бухты имеет отличное дорожное покрытие и все необходимые дорожные указатели.
Ширина дороги. Как вы могли понять, вся дорога вокруг залива — это одна сплошная достопримечательность, она змеёй вьётся между водной гладью и старинными домиками. Ширина в некоторых местах такая, что две легковушки не разъедутся. На это следует обращать внимание и смотреть на дорожную обстановку. Одним словом, гнать точно не стоит.
Уважайте велосипедистов и прочих пешеходов. Важно помнить, что вы находитесь практически в музее (большая часть бухты находится под охраной ЮНЕСКО). Из этого следует, что на вашем пути будет много непонятного (пешеходы, велосипедисты, моторикши и прочие художники с мольбертами), старайтесь к ним относиться с уважением.
Мощность двигателя. Путь нам предстоит очень простой. Если не отклоняться от описанного маршрута, то никаких крутых подъёмов и серпантинов не будет. Вся дорога вдоль залива ровная, так что можете брать авто даже с самым чахлым движком, как-нибудь доедете.
Коробка передач. Из предыдущего пункта ясно, что никаких сюрпризов поездка вдоль Боко Которкой бухты не предполагает, так что берите авто на автомате. Пишу про двигатель и коробку, что бы предупредить вас о возможных проблемах, которые случились со мной в горной местности с тойотовской малолитражкой, по ссылке все подробности.
Кабриолет. Если с деньгами всё хорошо, то Боко Которский залив и кабриолет созданы друг для друга. Если ваше путешествие выпало на раннюю весну, или позднюю осень, а про зиму я вообще молчу, то от кабриолета лучше отказаться.
Навигатор и карты. Путешествие вокруг бухты настолько простое и понятно, что навигаторы и карты вам просто без надобности.
Дорожная полиция. В Которском заливе никогда полицию не видел, но она может быть на трассе между Будвой и Котором. Старайтесь не нарушать ПДД, если нарушили, то не стоит прямо «в лоб» предлагать взятку. С этим в Черногории строго.
Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской
Обратите внимание на приведённую карту, на ней я указал наш сегодняшний маршрут. На карте не поместился участок пути от Будвы до Котора, его ищите на этой гугл карте.
Общая протяжённость маршрута вокруг залива (со стартом и финишем в Будве) не более 90 километров, если путь от Будвы не учитывать, то весь маршрут не более 45 километров (вообще ерунда).
Будва
Просыпаемся пораньше и выезжаем из Будвы в сторону Котора. Попутно рекомендую заглянуть в панорамный ресторан Vista, и выпить чашечку кофе с обалденным видом. Раньше вместо ресторана была заброшка, что впрочем никак не повлияло на открыточный вид на Старую Будву.
Чуть дальше будет съезд с трассы к полуразрушенной крепости Могрен, и опять-таки вид изумительный.
Как проедете тоннель, вновь будет неимоверный вид и небольшой ресторанчик, а далее отворот к пляжам Яз, Трешно и Плоче.
Как спуститесь с холма, будет равнинная часть пути. По пути вы найдёте множество различных магазинов, включая огромный ювелирный центр Diana Jewelry. Тут же заправка Лукойл, если бак пустой, рекомендую заправиться.
Если по трассе ехать прямо, то мы приедем в Тиват, с его мега дорогой стоянкой для элитных яхт. Но мы с вами едет в Котор, так что следует свернуть направо.
В Котор ведут две дороги, первая через местечко «Троица» (дорога идёт поверх горы), отсюда начинается знаменитый которский серпантин и путь в Ловчен. Вторая через тоннель, она более короткая и скучная.
Если хотите прокатиться поверх горы, тогда после мебельного центра Euro Casa сворачивайте направо. Вот точные GPS координаты перекрёстка: 42.378176, 18.7483233
Если нужен угрюмый тоннель, тогда следует доехать до кругового движения и на нём уйти направо. Вот GPS координаты круга: 42.391755,18.7358023
Котор
Средневековый Котор прекрасен в любое время дня и ночи, но я рекомендую заняться его исследованием в самом конце нашей поездки.
А ещё лучше, выделить под Котор целый день своего отпуска. Вот вам список основных достопримечательностей.
Почему в Котор не стоит ехать утром? На это есть одна неоспоримая причина — слишком много туристов. Так как именно утром прибывают огромные круизные лайнеры, во второй половине дня их уже нет.
Если вы решили посетить Котор, вот краткий список занятий по интересам:
Музеи и которский рынок закрываются рано, вечером они точно будут на замке.
Вернёмся к нашему маршруту. Я рекомендую утром не заезжать в Котор, а перед въездом в историческую часть уйти влево и начать нашу увлекательную экскурсию. Указанный поворот отметил на карте, смотрите фото.
Вот GPS координаты кругового движения: 42.421495, 18.769999
От указанного перекрестка, до городка Муо не больше километра. Не нужно искать указатели, вы и так поймёте что начинается самая красочная часть поездки.
Городок крошечный, по последней переписи населения в нем обитает не более 1000 жителей. В пик туристического сезона народонаселение увеличивается в несколько раз, но Муо всё равно остаётся сонным и очень спокойным.
Крупных пляжей в Муо нет, это сказывается на аренде отпускного жилья, зато Котор со всеми его достопримечательностями в пешей доступности.
Знаковых достопримечательностей в Муо так же нет, зато присутствует очень приятная набережная с двумя скамейками и великолепные виды Боко Которского залива.
Я люблю тут бывать вечером, когда заходящее солнце красит вершины Ловчена в тёплые тона. Никакой фотоаппарат не сможет передать настроение и глубину момента.
Именно с этой крошечной набережной сделаны знаменитые фотки крепости Святого Иоанна. Вечером, когда на крепостной стене включают подсветку, её отражение в бухте рисует которское сердечко.
А ещё из Муо стартует пешая тропа на гору Врмац, к одноимённой крепости и далее в Тиват. Прогулка на целый день, требуется иметь хорошую физическую форму и большое желание.
На этом участке пути, бухта очень близко подходит к проезжей части. Обратите внимание на фотографию, на ней видны участки дороги где вообще отсутствуют какие-либо ограждения, а ширина проезжей части практически на одну машину. К тому же, по условной обочине кто-то обязательно двигается на велосипеде или пешком.
Прчань
Граница между сонным рыбацким Муо и светским городом Прчань весьма эфемерна, но где-то даже установлен дорожный указать.
В наши дни никакой светскости в Прчани нет, но стоит немного изучить историю города и Черногории. Прчань когда-то являлась эпицентром инноваций в судостроительстве, местные корабли обладали уникальной конструкцией и феноменальной для своего времени скоростью.
Скорость в любое время синоним слова деньги. Про быстроходную особенность местных кораблей разузнали венецианцы, и тут же забабахали с прачанцами коллаборацию, совместное предприятие по нашему.
Прочанцы быстро доставляли почту, за что получали достойную оплату. Скорость доставки корреспонденции в те времена была покруче, чем в наши дни у Почты России.
Местные жители получили хороший кешфлоу (денежный поток) и вместо панамских оффшоров, инвестировали деньги в свой город. Построили мореходное училище, возвели несколько красивых храмов и церквей, понастроили различных дворцов с шубохранилищами конечно же, значительно расширили морскую почтовую службу, организовали морскую торговую службу и т.д.
И в качестве вишенки на торте, был построен парусник Splendido (в переводе Великолепный), который совершил кругосветку, тем самым вписал во всемирную историю, крошечный город Прчань. Одним словом, всё как у людей.
В отличие от Муо, в Прчани появляются очень симпатичные рестораны с хорошим рыбным меню. Для посетителей ресторанов, парковка машины или яхты — бесплатна.
Если посещение ресторана не входит в ваши планы, то с парковкой могут быть сложности. Найти место для своей машины сложно, попробуйте поискать возле храма Рождества Богородицы.
Для пляжного отдыха в Прачане оборудовано несколько мест для купания. В большинстве случаев это бетонный пандус с перилами в воду, в лучшем случае галечный пляж.
Для Боко Которского залива бетонные пляжи обычное дело. Впрочем, в Доброте недавно построили настоящий пляж с привозным песком и пляжными мальчиками, про это я так же вам расскажу.
Если вы желаете пройтись по Которскому заливу под парусом, или иным способом разнообразить автомобильную поездку. В Прчани это реализуемо. Учитывая долгую морскую историю в городе вы найдёте хорошую марину с пришвартованными яхтами. Отличное место для фото.
Впрочем, в любом мало мальском городе Боко Которской бухты есть своя небольшая заводь для яхт, этим никого не удивишь.
Достопримечательностей в Прчане много (ссылку давал чуть выше), конечно их число не стоит сравнить с Котором или Перастом, но побродить и пофоткать рекомендую.
Если выбирать отдых в заливе, то Прчань является прямым конкурентом курорту Доброта. Учитывая низкую стоимость жилья, меньшее число отдыхающих, наличие лечебницы «Врмац» с галечным пляжем, то выбор очевиден.
Столив
Город Столив маленький, тихий и совсем без амбиций. Он известен с XIV века, в большей степени как рыбацкая деревушка. Впрочем, в наши дни тут занимаются тем же самым, вот только технологии немного поменялись. Вместо трудоёмкой рыбалки, теперь рыбу разводят в садках и по мере надобности вылавливают. Прогресс!
Местные жители рассказывают красивую легенду про оливки и женихов. Считается что каждый жених перед свадьбой обязан засадить сад, который бы состоял как минимум из 100 оливковых деревьев. Отсюда и название «Сто» + «Олив».
Легенда, легендой, но с демографией в Столиве беда. Современная популяция местного население не превышает 350 человек. Видать засаживали не то и не туда. 🙂
Столив находится в стратегически выгодном месте Которского залива. С одной стороны пролив Вериге, чуть правее рукотворные и не очень острова, а на противоположном берегу Пераст.
Таким положением грех не воспользоваться. Так что выбирайте одно из кафе и любуйтесь прекрасными видами на пролив Вериге и острова Которской бухты.
С парковкой опять-таки не так всё просто, при выборе ресторана следует учитывать эту особенность.
Ещё в Столиве начинаются пешеходные тропы на гору Врмац. Тропы огибают всю гору, но не обязательно их проходить полностью, можно пройтись сквозь оливковые рощи на ближнюю обзорную площадку, и благополучно вернуться.
Рядом сохранилось несколько церквей: Святого Василия (внутри фрески XV века), Святого Ильи (дата постройки XVIII век), Святой Анны (расположена в Верхнем Столиве).
Пролив Вериге
Покидаем Столив и двигаемся дальше. Взобравшись на пригорок видим рыбные фермы Montenegro Fish, скорей всего ваш только что съеденный обед, был выращен именно в этих садках.
Дорога упирается в крутой левый поворот, перед вами другой берег, вот это и есть пролив Вериге. Тут же устроена обзорная площадка с видом на остров Богоматери на рифе и остров Святого Георгия.
Места для парковки предостаточно, а вот с инфраструктурой не очень. Местная власть могла бы устроить какие-нибудь лавочки, мусорки поставить и т.д.
Пролив Вериге соединяет Тиватский и Рисанский заливы, протяжённость этого пролива крохотная, но ещё меньше его ширина. Со стороны Пераста ширина пролива не больше 250 метров.
Ходит легенда, что именно в этом месте натягивали цепи, тем самым как бы закрывая морской вход к Перасту и Котору. Само слово вериге, переводится как цепь.
Прямо под смотровой расположена крохотная церквушка, идеально вписывающаяся в ландшафт бухты. Церковь построили в XVI веке, у неё несколько названий, одно из которых больше походит на легенду.
Местная легенда гласит, моряки возвращаясь из длительных походов, видя церквушку дарили ей свои улыбки. От этого родилось первое название — «церковь улыбок» (Оризо или sorrizo, что с итальянского можно перевести как улыбка).
Второе называние намного проще — Church of Our Lady of Angels, церковь Богоматери ангелов.
Между обзорной площадкой и городком Лепетане вы найдёте крохотный пляжик, это наверное самый маленький пляж во всей Черногории.
Несмотря на свою крошечность, есть всё необходимое для пляжного отдыха (небольшая песчаная коса, лежаки, кафе и т.д.). Имеется даже парковка, она больше походит на стихийную стоянку на газоне.
Лепетане
Едем в сторону переправы и буквально через минуту мы уже в Лепетане, особых достопримечательностей в тут нет. Разве что паромная переправа, небольшая церквушка, да неимоверно сочные виды.
Исторически так сложилось, что по Лепетане проходил водораздел между османами и венецианцами. Свое название местность получила в XV веке, когда одна зажиточная семья из Пераста построила на берегу свою летнюю резиденцию. Семейство носило фамилию Лепетанус, так деревушка и получила своё название.
С точки туристической привлекательности и доступности для автомобильного туризма, Лепетане развита плохо. Каких-то знаковых ресторанов и прочих точек притяжения я не обнаружил.
Паромная переправа Лепетане — Каменари
Часть пути нами отлично преодолена, теперь следует переправиться на противоположный берег залива и продолжить нашу увлекательную поездку.
Встаём в очередь, а сами идём в будку за билетом.
Цены на паромную переправу:
Расписание переправы в высокий туристический сезон (май-октябрь):
Расписание переправы в низкий сезон:
Паромы ходят круглосуточно и очень часто. В будние дни, особенно в часы пик (с 8:00 до 10:00, и с 16:00 до 18:00), они отправляются по заполнению. В остальное время, если паром не заполнен, то ждут минут 15 минут и стартуют. В пик туристического сезона бывают очереди, примерно минут 30.
Механика переправы очень проста. В будке покупаем билетик, при въезде на паром билет отдаём контролеру, он покажет куда вам встать. Глушим двигатель и наслаждаемся Которским заливом. Переправа длиться не более 5-10 минут.
На пароме работает туалет, он весьма сомнительного качества и часто с не закрывающейся дверью.
Пару слов следует сказать про саму переправу, как про ещё одну достопримечательность Черногории. Местные власти имеют дурную идею построить мост. На что ЮНЕСКО и общественность категорически против. Международная организация ратует за сохранение облика местности, а местные жители бояться потерять рабочие места и доход. Но вопрос ещё открыт, а значит паромная переправа может кануть в историю.
Обзорная площадка на остров Богоматери на рифе
Спрыгиваем с парома и уходи вправо. Трафик в этом направлении вялый, самое время немного разогнаться. Попутно будет смотровая с маяком, вид на пролив Вериге. Смотровую с маяком можно проигнорировать.
Вскоре дорога делает крутой левый поворот и вот тут я вам рекомендую сделать остановку на фотопаузу, или посетить местный ресторан с феноменальным видом на Которский залив.
Остров Богоматери на рифе и остров с аббатством у вас как на ладони. Сразу за ними Пераст, а правее вся панорама Боко Которской бухты вплоть до Котора. Красота.
Костаньица
Очередная сонная деревушка на берегах Боко Которской бухты. Если вы решили отдохнуть от городской жизни и с головой уйти в безмятежность, то это место для вас.
Для любителей путешествий на автодомах, в Костаньице оборудован кемпинг, по моему их даже несколько. Искать кемпинг следует на границе Костаньица и населённого пункта Моринь.
Считается, что своё название посёлок получил от каштанов, коих в этой части Которской бухты в изобилии. На территории населённого пункта расположена небольшая церквушка (вечно закрытая), несколько кафе, небольшой пляж и природные ключи, бьющие в непосредственной близости от берега. Благодаря последним, вода у берегов Костаньицы всегда на пару градусов ниже, и имеет отличную прозрачность.
Моринь
Вот мы с вами и преодолели пол пути, теперь с каждым поворотом мы будем приближаться к Котору.
Населённый пункт Моринь имел свои лучшие годы при венецианцах. Именно венецианцы подтолкнули местное население активно развивать сельское хозяйство, все излишки шли на продажу. Вырученные средства вкладывали в производство и так по кругу.
Для всей этой производственной котовасии, в Морине построили сеть каналов, они обеспечивали напор воды для многочисленных водяных мельниц. В те далёкие времена населённый пункт даже называли «Черногорской Венецией».
В наши дни каналы не используются, мельниц в том объёме уже нет, а единственную сохранившуюся перестроили в ресторан.
В городской черте находится неплохой песчано-галечный пляж, недорогая аренда жилья, яркая средиземноморская растительность и приток горной речки. Благодаря этим факторам, Моринь с каждым годом набирает туристическую популярность. Лично мне городок показался скучным.
Липси и древние рисунки
Проезжаем круговое движение, трасса идущая наверх приведёт вас в Жабляк, а прямое направление идёт вдоль Которской бухты. Прямо за кругом будет крошечная деревушка Липси
Большинство туристов проезжают эту деревню транзитом, со мной неоднократно происходило то же самое. Да как тут не проехать, когда внешний вид у деревни вовсе не открыточный. То ли порт, то ли промзона, а на заднем плане маячат огромные цистерны.
Одним словом, здравым умом понять невозможно, как такое безобразие оказалось посреди такой красоты.
Именно в деревне Липси находится самый древний памятник Черногории, который стоит в одном ряду со Стоундхенджем и египетскими пирамидами. Заинтриговал? Тогда вот вам все подробности про наскальные рисунки Боко Которской бухты.
В паре километрах от более туристического Рисана, запрятался городок с не выговариваемым названием Стрп. Место уютное и очень укромное, а ведь до цивилизации всего 2 километра.
В населённом пункте имеется свой пляж и полнейшая уединённость от внешнего мира. Одним словом, это ещё одно место для спокойного отдыха на лоне природы.
Рисан
По шоссе с ровными рядами пальм (словно Калифорния какая-то), мы въезжаем в Рисан. Город с неимоверно дремучей историей, кто тут только не был, а теперь вот и мы с вами приехали.
Первое упоминание про поселение на берегу бухты, датируются IV веком до нашей эры. В те далёкие времена в Рисане находиоась столица Иллирийского государства, руководила всем женщина — царица Теута. В наши дни, следов иллирийцев в Рисане сохранилось мало, можно сказать их практически нет.
Зато римляне оставили после себя значительно больше. К артефактам римской эпохи относятся красивые мозаичные панно на полах бывших дворцов. Мозаика с изображением античного бога Гипноса, есть вообще только в Рисане, вот такой вот черногорский эксклюзив.
Рисан — отличное место для фотографов и прочих любителей селфи. Сами посудите, море есть, древние извилистые улочки тоже в наличии, а над всем этим высится гора Орьен.
В Рисане работает бензозаправка и никаких проблем с парковкой. Так что паркуйтесь, смотрите римские мозаики, а после обязательно прогуляйтесь по извилистой улочке с фактурной брусчаткой. Как нагуляетесь ступайте на главную площадь и закажите что-нибудь в небольшом кафе. Ну хоть каким-то образом поддержите местную экономику. 🙂
Монастырь Баня
На полпути от Рисана к Перасту, расположен женский монастырь Святого Георгия. Второе название монастыря — Баня. Оно прилипло к этой святыне из-за римских терм, на месте которых и был построен сей монастырь.
Датой основания монастыря считается XII век, но в письменных документах он появляется лишь в 1602 году. Считается, что монастырское подворье основано на средства Стефана Немани.
В начале XVII века Петр Кордич из соседнего Рисана, возвёл на остатках средневековой церкви новый храм, названный в честь Святого Георгия.
В 1729 году произошла масштабная реконструкция, средства пожертвовали зажиточные моряки того же Рисана.
Главным сокровищем монастыря является частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца. В резнице так же имеются старинные иконы из различных областей Боко Которки, Греции и даже из далёкой России.
Въезд на монастырскую территорию следует осуществлять через карман, проход со стороны залива всегда на замке. Монастырь действующий, так что соблюдайте дресс код.
Пераст
На въезде в Пераст вас ждут две диковинки. Первая — смотровая площадка, я считаю что она одна из лучших в Боко Которкой бухте, так как расположена на возвышенности. Вторая — хаос и неразбериха с парковкой.
Въезд на автомобиле на территорию Пераста разрешён лишь для местных жителей. Исключение сделано для общественного автобуса и прочих спец.служб, все остальные паркуются перед шлагбаумом.
Парковка платная, для этих целей ходит специально обученный человек. Для меня остаётся загадкой его выборочное обилечивание. Бывали случаи когда он до меня не доходил, и машина стояла совершенно бесплатно. Если запарковать автомобиль чуть в стороне, то тоже никакой платы не будет, но может прилететь штраф на неправильную парковку.
Следует понимать, автомагистраль огибает Пераст и идёт как бы над ним. Это я к тому, что если на одном въезде парковочных мест нет, то попытайтесь припарковаться на противоположном въезде/выезде.
С парковкой разобрались, теперь вернёмся к самому городу, Пераст великолепен, я его смело записываю в самые красивые прибрежные города Черногории.
Обязательно сделайте несколько фоток на указанной смотровой. Смотровую недавно облагородили, там появились лавочки.
Вся красота которую мы с вами видим, появилась в эпоху правления венецианцев. Именно в те времена на берегах Боко Которской бухты появились дворцы, разной степени пышности.
Пераст имеет необычное название, но никакого отношения к пиратам и прочим товарищам он не имеет. Гиды и бумажные путеводители могут вам на уши лить лапшу, про пиратов. В действительности всё просто, название некогда маленькой рыбацкой деревне дало проживающее в этой местности иллирийское племя пирустов.
Но в чём-то гиды правы, Пераст сильно связан с морем и морским делом. Для россиян будет приятно услышать, что Петру I в его морских начинаниях помогал выходец из этого крошечного черногорского города, звали его Матиас Змаевич.
Впоследствии Матиас Змаевич станет российским адмиралом, членом Адмиралтейств-коллегий и принимет активное участие в постройке галерной гавани в Санкт-Петербурге. Вот так вот, вся мощь российского флота пришла из города в котором всего одна улица.
А в местную морскую академию Петр I активно отправлял на учёбу своих подданных.
Если вам интересна история Пераста, то рекомендую посетить его дворцы-музеи, и побродить по церквям, они многое расскажут про времена былого величия.
Устав от истории и туристической толчеи, ступайте к заливу и пообедайте в одном из местных ресторанов. Ценник немного задран, но где ещё вы сможете заказать столик с таким невероятным видом?
С набережной легко добраться до острова Богородицы на рифе. Эконом вариант — от пирса стартуют катера, доверху набитые туристами. Индивидуальный трансфер — на пирсе много свободных лодок, выбирайте любую.
Бахова Кула
Покидаем очаровательный Пераст и едем в сторону Котора. Следующая остановка не является обязательной, но большинство путешественников не упустят возможность полакомиться свежайшими морепродуктами. Мы едем в местечко под названием Бахова Кула.
И вновь никакие указателей искать не нужно, когда на водной глади станут появляться садки для рыбы и поплавки для моллюсков, значит вы уже на месте.
Как увидите на столбе объявление про морепродукты, смело паркуйтесь и идите в указанный ресторан. Местные рестораны лишь отдалённо напоминают рестораны, зато блюда готовят из живых (в буквальном смысле этого слова) продуктов, которые только что выловлены из залива. Владелец отвечает за весь технологический цикл (от вылова даров моря, до подачи готового блюда вам на стол).
Если заведение закрыто, то есть два варианта. Можно поискать соседнее, или позвонить по указанному телефону.
Ораховац
Местные жители этой деревни с удовольствием расскажут про элитарность отдыха на их курорте, так это или нет мне неизвестно. Считается, что при развитом коммунизме именно на этом курорте отдыхала вся партийная элита. У меня нет никаких поводов им не верить.
В наши дни, курорт так же привлекает состоятельных туристов, посмотрите на фотку и всё станет понятно. В Ораховаце всего один небольшой галечный пляж, из-за близости реки Люты, вода на этом пляже ледяная.
На курорте несколько приличных ресторанов, я бы не сказал что они какие-то изысканные, но для столь крошечной деревни это уже что-то.
Едем дальше и мы уже практически на «финишной прямой», переезжаем через мост реки Люта, и оказываемся в одноимённой деревушке.
Прямо перед мостом будет отличная смотровая площадка, с видом на ресторан Stari mlini и место впадения реки Люты в Боко Которский залив.
Посёлок практически идентичен предыдущему, тут так же разводят рыбу и моллюсков, такая же холодная вода и т.д. Имеется одно очень важное различие, именно в Люте расположен самый пафосный ресторан в Черногории — ресторан Stari mlini.
Ресторан принимает гостей более 40 лет, ранее на этом самом месте стояла водяная мельница, чей возраст более 300 лет. Ресторан предназначен для неспешной беседы с друзьями, а не для любителей турецкого алл инклюзива.
Ценник по меркам Черногории выше среднего, но место и общая атмосфера стоит посещения. Если вы хотите сэкономить, то лучше с обедом потерпеть до Котора, так как средний чек в Stari mlini примерно 100 евро (на двоих), и это без алкоголя.
Парковка и стоянка для вашей машины/яхты бесплатная. Место не бюджетное, но чашка кофе и десерт вас не разорят.
После ресторана дорога разделяется на верхнюю и нижнюю трассу. Мы конечно же выбираем более живописный путь, и сворачиваем направо. Будьте внимательны и не пропустите этот незаметный поворот.
Прибрежная улочка очень живописна. Едем, любуемся видами и прыгаем на лежащих полицейских (на верхней трассе их нет). В центре деревни рекомендую сделать остановку и посетить (если открыта) церковь Святого Петра, она была построена в XVIII веке.
Люта неожиданно заканчивается и мы вновь оказались на основной трассе.
Курорт Доброта
Через километр от Люты вновь будет развилка, вверху идет автомобильная трасса, внизу спокойная дорога вдоль пляжей Бока Которского залива. Естественно мы выбираем нижний путь и наслаждаемся видами и лежащими полицейскими.
Доброта является самым протяжённым городом Которской бухты. Населённый пункт растянулся более чем на 7 километров, своей восточной частью мирно втекает в Котор.
Если быть точным, то Доброта это несколько мелких деревень (Табачина, Иличи, Труци, Плагенте, Маровичи и Радимири), которые объединены в один населённый и административный пункт.
Если вам приглянулся этот курорт, то можно подыскать жильё на длительный срок. Выше автомагистрали расположены очень бюджетные варианты и несколько кемпингов, то что ближе к заливу чуть дороже.
С парковкой не всё так гладко, если у апартаментов нет собственной стоянки, то лучше подыскать другой вариант. Заведений общепита на курорте много, но большая их часть сконцентрирована в непосредственной близости от Котора. Там же имеется очень приличная набережная и прочие блага цивилизации.
Вот вам лайфхак про Доброту: Если надумаете арендовать жильё для отдыха, выбирайте дальнюю от Котора часть. Ближняя к Котору часть Доброты вечером будет заслонена горой, а в дальней будет солнечно и весело.
Длительное время на курорте не было ни одного песчаного пляжа, но случилось чудо и кто-то из местных бизнесменов оборудовал часть берега, завёз белоснежный песочек, установил шезлонги и прочие бары. Одним словом, если вы привыкли к комфорту, а не к бетонным пляжам, то теперь в Доброте есть такое место.
Следует заметить, что вход на пляж платный, за этим следят пляжные мальчики, некоторым уже за сорок, но следят пристально. Я бывал на многих частных пляжах, хочу отметить, что этот выполнен вполне прилично.
Кроме пляжей в Доброте вы найдёте несколько церквей и целую коллекцию Капитанских домов. Если времени у вас много, то обязательно устройте увлекательный квест и попробуйте отыскать все Капитанские дома. Скажу честно, некоторые находятся в таком плачевном состоянии, что без слёз на них смотреть сложно.
Котор
Дорога вновь выпрыгивает на автомагистраль и мы оказываемся напротив которского торгового центра «Камелия». Если вы утром не посетили Котор, то теперь самое время его изучить.
Рядом с торговым центром расположена парковка, там же начинается старая австрийская тропа в Ловчен, и халявный путь к верхней части крепости Святого Иоанна.
Если лезть в гору вам лень, вот вам моя подробная экскурсия по вечернему Котору. Как я уже говорил ранее, на достопримечательности этого средневекового города лучше выделить пол дня, а то и целый день.
Хорошего вам отдыха в Черногории.