Что посмотреть в кяхте

Кяхта — исторический город Бурятии

Город Кяхта был основан в 1727 году, когда на месте Барсуковского зимовья построили деревянную крепость с Троицкой церковью и обширным внутренним двором с 12 амбарами. Крепость получила название Троицкосавский острог. Постепенно вокруг его стен разрастался город. Изначально поселение было торговым пунктом, через который проходило более половины товарооборота между Россией и Китаем. До 90-х годов прошлого века в городе говорили на особом, «кяхтинском», языке — смеси русского и китайского. Чем удивит гостей Кяхта сегодня, знает Суточно.ру.

На Суточно.ру вы забронируете квартиры посуточно в Кяхте, если возникнет необходимость задержаться в городе на несколько дней.

Гостиные ряды

Здание гостиного двора, строительство которого продолжалось с 1835 по 1842 годы, появилось во времена расцвета города. Монументальное сооружение состояло из двух внушительных корпусов, имеющих форму замкнутых прямоугольников, причём один из них располагался внутри другого. Высота здания составляла более 35 метров. В 70-е годы прошлого века Гостиные ряды были отреставрированы.

Троицкий собор

Это каменное сооружение в стиле русского классицизма было построено на невысоком холме в 1817 году. Троицкий собор оставался на протяжении долгого периода крупнейшим культовым зданием Забайкалья. Строение, высота которого составляла более 37 м, имело трехчастные окна, входы с высокими крыльцами из серого камня, украшенные шестиколонными портиками.

В 1963 году собор был значительно повреждён пожаром, и до настоящего времени реставрационные работы в нём не проводились, поэтому гости города могут видеть лишь полуразрушенное сооружение.

Также заслуживает внимания здание Воскресенской церкви, возведённое в 1838 году.

Краеведческий музей

Музей — значимая достопримечательность города, сюда обязательно заглядывают гости Кяхты. Музей основали в 1890 году по инициативе местной интеллигенции, а также преподавателей городского училища и гимназии.

Сегодня в музее хранится почти 100 тысяч экспонатов, посвящённых истории и природе региона. Это археологические находки с территории Бурятии, Монголии и Китая, а также произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусств. Видное место в коллекции декоративно-прикладных изделий занимают работы европейских и японских мастеров: глиняные игрушки, лакированные шкатулки, фарфоровые вазы и многое другое.

Не менее интересна природная экспозиция. Она представлена двумя отдельными частями: «тайга» и «лесостепь». Экспонаты коллекций — чучела животных, птиц, гербарии, ландшафтные карты. В музее также есть отдел, посвящённый религиям мира, и крупная библиотека с тысячами редких книг прошлых веков.

Таким увидел город Кяхта Суточно.ру. Мы желаем вам приятного отдыха!

Источник

Русский Клондайк: история Кяхты.

Великий чайный путь, бравший свое начало в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию доходил до Европы. По товарообороту он лишь немногим уступал Великому шелковому пути. И ключом от него была маленькая сибирская слобода Кяхта.

На самом краю России, на границе Бурятии и Монголии, стоит удивительный старинный русский городок Кяхта. Сегодня это название мало что говорит большинству людей, а вот в XVIII–XIX веках оно гремело далеко за пределами Российской империи – Кяхта была единственным в мире поселением миллионеров. В 1862 году в слободе насчитывалось 276 купцов и 165 торговых домов, из которых около 60 принадлежали купцам, имевшим оборот более пяти миллионов рублей в год. И это при общем населении чуть более четырех тысяч человек! Кяхта была известна любому предпринимателю Европы, Америки и Азии, а экономику сибирской слободы изучал и упоминал в своих трудах Карл Маркс.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

Основная масса грузов проходила через Кяхту зимой: замерзшие степь и русла рек и сегодня во многих местах остаются лучшими дорогами.

Фото: Сергей Каптилкин

Чертеж государства китайского. Добираться до Кяхты было всегда непросто. В наше время можно сесть на поезд Москва–Улан-Батор и сойти на приграничной станции Наушки, откуда еще 30 километров нужно проехать на автобусе Наушки–Кяхта, который, правда, ходит нечасто. Второй, менее бюджетный путь: самолетом до Улан-Удэ, а потом – три часа на автомобиле по безлюдным степным дорогам. Обозу из 60 телег, сопровождавшему российскую дипломатическую миссию из 120 человек во главе с Саввой Лукичом Владиславичем-Рагузинским, в 1725 году на преодоление пути из Санкт-Петербурга до этих мест понадобилось почти десять месяцев.

В Кяхте многое поражало приезжего: и сам поселок миллионеров, и его обитатели, их нравы и обычаи, и соседняя колоритная Монголия с ее бесконечной степью.

Задача перед Рагузинским стояла непростая: установление политических и, самое главное, торговых отношений с Китаем. Переговоры Рагузинского с китайцами затянулись на семь месяцев: более 30 раз Савва Лукич садился за стол переговоров, около 20 проектов договоров предлагалось с обеих сторон. Тем не менее 20 августа 1727 года на реке Буре (Монголия) был подписан Буринский трактат, а 14 июня 1728 года уже в российской Кяхте – Кяхтинский договор, установивший границы империй и правила ведения приграничной торговли.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

На первом плане купеческие дома, вдали – Воскресенский собор, за которым виден шпиль гостиного двора. Справа – российско-монгольская граница.

Фото: Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева

Кяхта. Вокруг места, выбранного Рагузинским для постройки Новотроицкой крепости, ходит много легенд. Одна из них гласит, что, знавший китайцев не понаслышке, Савва Лукич долго искал речку, текущую не из Китая в Россию, а наоборот: остерегался потравы. Такая оказалась в данной местности одна – Кяхта. Вот на обоих берегах реки к концу 1727 года и была выстроена крепость, впоследствии превратившаяся в городок Троицкосавск, получивший свое название в честь Новотроицкой крепости и основателя Кяхты Саввы Владиславича-Рагузинского. Крепость всех желающих вместить не могла, поэтому у самой границы годом позже Рагузинский заложил торговую слободу Кяхта, будущую столицу сибирских миллионеров. К концу 1728 года армией на казенные деньги были возведены гостиный двор с 24 лавками и 32 (!) купеческие избы, расположенные по периметру защитных стен гостиного двора. А вот о том, откуда Рагузинский взял три с лишним десятка купцов для заселения этих изб, архивы умалчивают. Но точно не из Китая.

Маймачен. Китай в те времена был страной чрезвычайно закрытой, куда из России пропускались только казенные караваны, ходившие раз в три года. Возглавлял караван доверенный купец, к которому приставлялись правительственный комиссар, четыре целовальника и гвардейский офицер с сотней казаков. Путь из Москвы до Пекина занимал целый год, столько же шло на обратную дорогу, плюс год – на формирование нового каравана. Свой товар в караване могли иметь только те купцы, которые попадали туда в должности торгового агента. Как попадали, объяснять не надо – за три столетия в России ничего не поменялось. Каждый караван, основной товар которого состоял из 100–200 тысяч пушных шкур, приносил когда 270 тысяч рублей прибыли, а когда – сплошной убыток. Единственным местом, где можно было осуществлять частные коммерческие контакты с Китаем в обход казенного каравана, была Кяхта. И торговля здесь была организована весьма экзотическим образом. В 120 саженях, то есть меньше чем в трех сотнях метров от слободы, у самой монгольской границы китайцы построили собственный торговый город Маймачен – правильный четырехугольник, обнесенный высокой деревянной стеной и прорезанный тремя параллельными улицами с севера на юг. Одни ворота выходили как раз к Кяхте, другие – в сторону Урги, как называли тогда Улан-Батор. В Маймачене жили исключительно мужчины, чуть более 400 человек, поскольку китаянкам в то время запрещалось селиться за пределами Великой стены. Будущие купцы попадали в Маймачен 12–14-летними мальчиками и, прослужив несколько лет, получали право каждые три-четыре года выезжать на родину, где обзаводились семьями. Впрочем, встречались китайцы, не видевшие семей лет по десять. Пришлый китайский купец по приезде в Маймачен не имел права торговать в течение года, который должен был посвятить тщательному изучению русского языка. Делалось это для того, чтобы русским купцам незачем было изучать китайский: овладев языком, они могли бы проникнуть в тайны китайской торговли.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

Удунгинский купеческий тракт – самая короткая дорога от Кяхты до Иркутска, проложенная через хребет Хамар-Дабан во второй половине XIX века. Дореволюционный сибирский хайвей.

Фото: Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева

Товарообмен. Торговля с Китаем имела архаичный меновый характер: товар менялся исключительно на товар. Из Китая нам, понятное дело, нужно было многое, гораздо интереснее другое: что мы могли предложить восточному соседу? Тогда основной и важнейшей товарной позицией России была «мягкая рухлядь», пушнина.

Под страхом смерти. Мало кто сегодня даже с третьей попытки назовет второй по важности после пушнины российский экспортный товар XVIII века. Что стоило в Санкт-Петербурге 37 рублей за пуд, а в Европе уже 160–290 рублей? И за частную торговлю чем с 1735-го по 1782 год полагалась в России смертная казнь? Не поверите – ревень, вернее, его высушенный корень, служивший в допенициллиновую эпоху довольно эффективным лекарством. С появлением Кяхты весь трафик ревеня пошел через слободу.

Российский ревень, называемый в Европе московским или императорским, вытеснил с рынка голландский и португальский именно благодаря своему высшему качеству. Высокий спрос на ревень продержался почти до 1840 года, после чего пошел на убыль, а открытие в 1860 году китайских портов для европейских торговцев и вовсе свело российский ревенной бизнес на нет. Но к этому времени Кяхту охватила другая лихорадка – чайная.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

По данным на 1900 год, в кяхтинской женской гимназии состояли 252 ученицы: 61 – дворянского и чиновничьего сословия, 22 – дочери купцов 1-й гильдии, 130 – купцов 2-й гильдии и мещан, 12 – духовного, 14 крестьянского и 11 – казачьего сословия. Плюс одна инородка и одна иностранка. Полная демократия и толерантность.

Чай по-купечески. Появившись в России сравнительно поздно (посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу четыре пуда китайского чая в подарок от монгольского Алтын-хана), чай завоевывал позиции постепенно. Сначала как царский лечебный напиток, в эпоху Петра I – как дворянский. С ростом импорта чай стали пить купцы, а следом – и простой люд. Аристократы-дворяне копировали в петербургских салонах английскую чайную церемонию. Купцы и помещики создали собственную культуру, отдавая должное сладостям. Ну а появление самовара – идея пришла с Тибета – сделало чаепитие настоящей народной традицией. С ростом популярности чая росли и доходы кяхтинских купцов. Великий чайный путь протяженностью около 8840 верст, проходивший полторы сотни городов трех государств, пересекал российскую границу только один раз – в Кяхте. Свое путешествие чай начинал в провинции Фучань, где носильщики переносили его коромыслами по узеньким тропиночкам. Далее от Ханькоу он следовал водой по рекам, затем перегружался на мулов, которые доставляли его до монгольского Калгана. И уже караваны из тысяч верблюдов, за 45 дней преодолевая 1284 версты бесплодных степей, доставляли чай в Маймачен, после чего китайские купцы слали своим кяхтинским коллегам «узоры» – пробы чая всех сортов. После дегустации составлялось Секретное положение, или Сравнительный расценок русских и китайских товаров (торговля-то была меновая!), и слобода оживала.

Савошники. В Кяхте существовали две необычные профессии, не встречавшиеся в других местах: савошники и ширельщики, к представителям которых можно было отнести большую часть рабочего люда слободы. Каждый чаехозяин имел в Кяхте собственную савошную и ширельную артели. Работа савошников заключалась в следующем: в здании гостиного двора они помогали монголам развьючивать верблюдов и взвешивать каждое место. Затем на собственных лошадях отвозили чай в ширельни. После ширки савошники принимали заширенный чай, взвешивали и снова перевозили в гостиный двор, складывая его под хозяйские навесы, чтобы просыхал в ожидании ямщиков для отправки в Иркутск. Средний заработок савошника составлял от 15 до 25 рублей в месяц (лошадь стоила 3 рубля!), и жили они значительно лучше окрестных крестьян.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

Караваны из тысяч верблюдов, груженных чаем, преодолевали 1284-верстовый путь от монгольского Калгана до Кяхты за 45 дней. Плиточный чай был поистине народным напитком. Листовой же попадал лишь в дворянские и купеческие гостиные.

Фото: Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева

Ширельщики. Слова «ширка», «ширить» и «ширельщик» в Кяхте позапрошлого века значили совсем не то, что в современной России. Китайский чай в пути от плантаций до Москвы проводил около года, и в дороге его поджидал главный враг – влага. Поэтому перед путешествием по неприветливой России чай «ширили» – зашивали в воловьи шкуры шерстью внутрь. Ширка чаев происходила в специально построенных каждой купеческой фирмой деревянных казармах рядом с гостиным двором – ширельнях. За день до ширки ширельщикам доставлялись вымоченные шкуры – одной хватало на две упаковки. Артельщик брал место чая, заворачивал в шкуру и зашивал ремнями с помощью особой железной иглы. Дело свое артельщики знали, но главным их недостатком была жуликоватость: стянуть кирпич чая считалось не воровством, а проворством.

Фокусники. Каждый китаец пытался обмануть своего покупателя. У торговца были весы трех видов: на одних он вешал покупаемое, на других – продаваемое, третьи были верные, для тех, кто не дался на обман. Также и аршины всегда нужно было иметь при себе свои. Русские купцы тоже были не прочь объегорить китайцев. Некоторые зашивали в лапки пушного зверя, продаваемого на вес, свинец. Подменивали белых песцов мангазейскими зайцами. Продавали зайцев с песцовыми хвостами.

Что посмотреть в кяхте. Смотреть фото Что посмотреть в кяхте. Смотреть картинку Что посмотреть в кяхте. Картинка про Что посмотреть в кяхте. Фото Что посмотреть в кяхте

Листовой китайский чай.

Фото: Сергей Каптилкин

Закат Золотого века.С постройкой Суэцкого канала в 1869 году появился более короткий и удобный путь транспортировки чая из Китая в Европу и Россию. Товарооборот начал сокращаться: морем перевозили дорогие сорта байхового чая, а дешевые, широко употреблявшиеся в России, продолжали везти через Кяхту. Но в конце 1890-х годов было завершено строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и основной грузопоток пошел по ней. А после Русско-японской войны в 1905 году гостиный двор в Кяхте опустел окончательно. История знает массу примеров процветания и дальнейшего упадка торговых путей и городов: Ганза, Венеция, Фламандия. Торговля умирала, но города оставались прекрасными памятниками ушедшей эпохи. Советской Кяхте выпала совсем другая судьба: от веселой слободы остались одни развалины и экспонаты в местном музее, директор и сотрудники которого были расстреляны коммунистами.

Текст: Александр Грек Фотографии: Сергей Каптилкин

Источник

Кяхта

Описание

Кя́хта (бур. Хяагта, монг. Хиагт) — город в России, административный центр Кяхтинского района Республики Бурятия и городского поселения «Город Кяхта». Население — 20 036 чел. (2015).

Один из пяти исторических городов Бурятии.

Название

Название реки, урочища и города Кяхты происходит от бур. хяаг, монг. хиаг — «пырей» + та (суффикс принадлежности), буквально — «пырейное место».

Герб города

Герб города Троицкосавска Иркутской губернии утверждён 20 июля 1846 года Высочайшим Указом императора Николая I.

Щит разделен на две части, в верхней, меньшей, в серебряном поле — Иркутский герб („В серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь“), а в нижней, пространной, — в голубом поле рог изобилия, из коего сыплются золотые монеты; по сторонам оного, в песчаном грунте, слева казак, а справа бурят, оба верхом на конях.

Слово бабр при создании герба по словесному описанию, было неверно истолковано художником. Вместо тигра на гербе изображён зверь, похожий на бобра с широким хвостом и перепончатыми лапами

В нижней части герба рог изобилия, что символизирует торговлю с Китаем. Конные казак и бурят указывают на пограничное положение Троицкосавской крепости.

22 декабря 1861 года был утверждён герб Кяхтинского градоначальства, который стал гербом Кяхты.

«В лазоревом щите золотая оторванная голова дракона, с червлеными глазами и языком, и сопровождаемая четырьмя золотыми гонтами (слитками)». Полный дракон символизирует Китай, а голова дракона — символ городов, которые вели торговлю с Китаем.

География

Город расположен в 234 км к юго-западу от Улан-Удэ, в пограничной зоне у государственной границы Российской Федерации с Монголией, на автомагистрали федерального значения А340 Улан-Удэ — Кяхта — граница с Монголией (Кяхтинский тракт).

История

Город был основан в 1727 году российским дипломатом С. Л. Рагузинским-Владиславичем. По его указанию, в соответствии с Буринским трактатом, на месте Барсуковского зимовья был построен Троицкосавский острог. Возведённая внутри деревянной крепости Троицкая церковь с приделом Святого Саввы Сербского (небесного покровителя основателя крепости Саввы Рагузинского-Владиславича), дала название как самой крепости — Троицкая, так и городу — Троицкосавск.

Выросший вокруг крепости город до 1934 года назывался Троицкосавском, затем был объединён с торговой слободой Кяхта и переименован.

Постройка Кяхты была поручена капитану Княжнину с 30 солдатами. Позднее на строительство прислали 350 солдат Якутского полка и 30 казаков из Верхнеудинска. Несколько десятков рабочих прибыли из Илимского и Кабанского острогов. В слободе поставили 6 юрт и большой двор с 12 амбарами. Крепость была четырёхугольной, по 100 саженей в длину на каждой стороне, башни по углам и двое ворот. Внутри построили 32 избы для купцов, гостиный двор с 24 лавками и 24 амбарами. Постройка Кяхтинской слободы завершилась в 1728 году.

Заключённые между Россией и Китаем договоры (Буринский и Кяхтинский) не только определили на долгие годы мирные взаимоотношения между странами-соседями, но и стали судьбоносными для «пырейного места», сделав его главным центром русско-китайской торговли.

Через Кяхту в Китай вывозились сукно, мануфактура, пушные товары и юфть, из Китая — главным образом — чай. В небольших количествах доставлялись шёлковые и хлопчатобумажные ткани и фарфоровые изделия. Длительное время (около века) именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно — Западную Европу. Причем у нас этот китайский чай называли кяхтинским, a за границей — русским.

В 1743 году Кяхта получила статус торговой слободы.

В 1774 году был издан указ об учреждении в Кяхте магистрата или ратуши.

В 1792 году в Кяхту была переведена таможня из Иркутска.

В 1796 году издан указ о строительстве дороги от Иркутска до Кяхты, которая называлась Кругобайкальский тракт или Кругоморский тракт.

В 1805 году Троицкосавск получил статус города. В 1829 году здесь насчитывалось 4054 жителя и 542 дома.

В начале XIX века Троицкую крепость снесли.

В 1851 году в Троицкосавске введено градоначальство.

В XIX веке Троицкосавск, богатый купеческий город, назывался современниками Песчаной Венецией и Забалуй-городком. С последней четверти XIX века, после постройки Суэцкого канала, когда бо́льшая часть импорта в Китай стала отправляться морским путём, значение кяхтинской торговли начало падать. Ещё более оно уменьшилось со строительством Китайско-Восточной железной дороги (1903 год). Кяхта потеряла значение главного пункта торговли с Китаем и стала центром русской торговли с Внешней Монголией.

В 1907 году сюда прибыл 26-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, входивший в состав 7-й Восточно-Сибирской дивизии, отличившейся в боях за Порт-Артур. Его Георгиевское знамя в настоящее время находится в Иркутском областном краеведческом музее.

В Кяхте начинались или заканчивались путешествия исследователей Центральной Азии — Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Н. и А. В. Потаниных, В. А. Обручева и др.

История развития торговли

Революция 1905—1907 годов

15 декабря (по новому стилю) 1905 года по инициативе Троицкосавского отделения Всероссийского Союза учителей было созвано собрание учащихся троицкосавских учебных заведений. Собрание констатировало, что «манифест 17 октября не только не внес в общественную жизнь ожидавшегося успокоения, а напротив, благодаря реакционной деятельности правительства, революционно-освободительное движение достигло крайнего напряжения». Собрание приняло решения прекратить занятия впредь до наступления более благоприятных условий.

22 декабря 1905 года в кяхтинской газете «Байкал» было помещено письмо Союза типографских рабочих города Троицкосавска, в котором сообщалось, что троицкосавские рабочие-типографы, «проникнутые идеей всеобщего освободительного движения нашего многострадального народа», призывали служащих магазина Второва, как более сильную в городе корпорацию приказчиков, к забастовке не более как на 4 дня. Приказчики от участия в забастовке отказались.

24 декабря 1905 года в Троицкосавске состоялось народное собрание, на котором были прочитаны несколько докладов, включая доклад учителя П. О. Матиясевича о забастовке городских учителей и учительниц.

27 декабря 1905 года в Троицкосавске состоялось собрание служащих местных почтово-телеграфных контор (Троицкосавской и Кяхтинской). Постановлено организовать местное отделение почтово-телеграфного стачечного комитета и отправить своего представителя в Читу на съезд делегатов всех почтово-телеграфных комитетов Забайкальской области, созываемый Читинским почтово-телеграфным комитетом.

5 января 1906 года в Троицкосавске народный митинг постановил передать почту и телеграф в ведение общества со строгим бойкотом правительственной корреспонденции. Троицкосавская Дума присоединилась в принципе к этой резолюции. Была организована Комиссия для общего заведывания почтово-телеграфным делом.

1910-е годы

В январе 1914 года в Верхнеудинске состоялся съёзд кооператоров Западного Забайкалья, на котором было создано Прибайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов «Прибайкалсоюз». После этого кооперативные общества потребителей «Экономия» возникли в Троицкосавске, Мысовске, Баргузине.

25 мая 1915 года в Кяхте состоялось подписание тройственного русско-китайско-монгольского соглашения по вопросу о международном положении Внешней Монголии (Кяхтинский договор 1915 года).

Во время Первой мировой войны в Троицкосавске был создан лагерь для военнопленных. Зимой 1915—1916 годов в лагере содержалось 6700 военнопленных.

Революция и гражданская война

7 апреля 1917 года в Троицкосавске образовался Совет рабочих и солдатских депутатов. 3 мая 1917 года начался съезд делегатов Троицкосавского уезда и представителей казаков 1-го военного отдела.

17 июня 1917 года в Троицкосавске проходит войсковой съезд Забайкальского казачьего войска. Съезд постановил: всеми делами войска управляет «войсковой круг», войском управляет выборный наказной атаман с резиденцией в Чите. Съезд решил «энергично бороться с богохульцами».

В ноябре 1917 года в Кяхте установлена Советская власть. Председателем Троицкосавского (Кяхтинского) совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов избран преподаватель Троицкосавского реального училища Константин Андреевич Масков (1880—1918).

3 сентября 1918 года Кяхта и Троицкосавск заняты белочехами. 22 сентября 1918 года расстрелян К. А. Масков.

В августе 1919 года по распоряжению Главного управления местами заключения Временного сибирского правительства

для размещения политических заключённых была создана «Троицкосавская временная тюрьма». Тюрьма разместилась в 2 км от Троицкосавска в казармах бывшего военного городка (Красные казармы). В Троицкосавской временной тюрьме находились заключённые из Александровской каторжной тюрьмы, Бийской, Златоустовской, Красноуфимской, Кунгурской, Пермской, Тобольской, Челябинской и других тюрем. С 24 декабря 1919 года по 10 января 1920 года в тюрьме было произведено массовое уничтожение заключённых, получившее название Троицкосавской трагедии. После восстановления советской власти в Троицкосавске 4 марта 1920 года тюрьма перестала функционировать, начала работу следственная комиссия по расследованию расправы над политзаключёнными.

В сентябре 1918 года из Троицкосавска выдвинулся карательный отряд под командованием прапорщика Пальшина. Отряд действовал в направлении сёл Бичуры, Окино-Ключей, Елани, Малой Кудары, Урлука, Тамира. 25 августа 1919 года из Троицкосавска вышла карательная экспедиция под командованием полковника Макаренко.

В январе 1920 года город по приглашению Троицкосавской думы был занят китайскими войсками. 22 февраля 1920 года китайские солдаты окружили квартал, занятый Ревкомом и его отрядом. На базарной площади состоялся митинг жителей города, которые направились к помещению Ревкома. Демонстрация была расстреляна китайскими солдатами. Погибло 7 человек, 14 человек было ранено. 27 февраля 1920 года в Усть-Кяхте начались переговоры между делегацией ЦИК Прибайкалья и китайским командованием об эвакуации китайских войск из Троицкосавского района.

В 1920—1921 годах Кяхта была центром революционной деятельности Сухэ-Батора и Чойбалсана. 1 марта 1921 года в Кяхте происходил 1-й съезд Монгольской народной партии. 18 марта 1921 года силами монгольского ополчения был освобождён от китайских войск соседний с Кяхтой монгольский посёлок Алтан-Булак.

Советский период

15 марта 1924 года началось междугородное телефонное сообщение между городами Верхнеудинском, Новоселенгинском и Троицкосавском.

В 1925 году создан Троицкосавский горсовет.

В 1956 году на могиле А. В. Потаниной был установлен бюст по проекту А. И. Тимина.

Культура

Музыка

Примерно в 1840-е годы в Кяхте широкое распространение в купеческих семьях получает фортепиано. Преподавали музыку в 1840-е — 1850-е годы ссыльные: Константин Осипович Савичевский, П. Сливовский, Анна Краевская. У К. О. Савичевского училась 8-летняя Серафима Савватьевна Скорнякова — мать пианистки А. В. Сабашниковой.

В начале 1850-х годов при содействии А. И. Деспота-Зеновича был создан Кяхтинский инструментальный оркестр. Существовал также певческий хор, точная дата возникновения, которого не известна. При хоре были организованы специальные певческие классы, где хористы изучали основы теории музыки, занимались постановкой голоса. Основу репертуара хора составляли духовные сочинения. Хор привлекался для отправления служб в Воскресенской церкви. Хор содержался до 1890-х годов.

7 января 1858 года открылось «Кяхтинское коммерческое собрание» (клуб). Инструментальный оркестр поступил в распоряжение коммерческого собрания. Оркестр играл во время балов, устраиваемых собранием.

Театр

Первое театрализованное представление в Кяхте можно отнести к 26 ноября 1805 года. В записках Ф. Ф. Вигеля сообщается, что члены посольства в Китай поставили французскую фарсу в честь именин графа Ю. А. Головнина.

В 1842 году в журнале «Сын Отечества» была опубликована пьеса «Луна и стихи»: «Китайская комедия в одном действии, основанная на истинном происшествии, написанная в Кяхте и доставленная в Петербург в чайном ящике». Пьеса была подписана Иван Иванов, сын Деревяшкин. По предположению Е. Д. Петряева, за этим псевдонимом мог скрываться А. И. Орлов —— бывший кяхтинский врач.

В 1880-е — 1890-е годы семьи Лушниковых и Синицыных организовывали любительские театральные спектакли. Ставили пьесы А. Н. Островского, А. А. Потехина, А. И. Сумбатова-Южина. Репетиции шли или в Общественном собрании или на квартире устроителей спектакля. Жизнь кяхтинских богачей показана в пьесе «На поверхности» И. А. Горяйнова, который с середины 1880-х годов жил в Троицкосавске.

В 1898 году появился драматический кружок при кяхтинском клубе приказчиков. Спектакли устраивались также и в помещении Кяхтинского коммерческого собрания. Театральные кружки появились в женской гимназии и реальном училище.

В 1941 году начал работать драматический театр.

Музеи

Архитектура

В XIX веке в Кяхте был возведён ряд зданий в стиле классицизма — Троицкий собор (1807—1817), Воскресенская церковь (1838), гостиный двор (середина XIX века), Успенская церковь (1884—1888) и др. В советское время велось массовое жилищное строительство по типовым проектам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *