Что посмотреть в любани
Город Любань в Ленинградской области — где единственный в России храм железнодорожников
Город Любань, расположенный в Тосненском муниципальном районе Ленинградской области, входит в число исторических городов России. Главная из его достопримечательностей — храм святых апостолов Петра и Павла является единственным в нашей стране храмом железнодорожников.
Город обладает не только богатой, но и удивительной историей. Известный русский прозаик Александр Николаевич Радищев посвятил Любани целую главу в своём знаменитом произведении «Путешествия из Петербурга в Москву», которая так и называется «Любань».
Развитие Любань получила именно в то время, когда в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Любань, расположенная между двумя столицами, сама превратилась своего рода в столицу — стала главным городом российских железнодорожников.
Удивительная история Любани
Поселение на этом месте существовало с давних времён. Но впервые упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года как деревня Любани в Ильинском Тигодском погосте Новгородского уезда.
Название происходит, предположительно, от лубяного промысла, как в фольклоре «у лисички избушка была ледяная, а у зайчика — лубяная», то есть, построенная из древесной коры. Известно, что в начале 1711 года учредили почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, который проходил через Любань.
Интересный исторический факт, касающийся Любани, заключается в том, что одна из глав повести «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя Александра Радищева посвящена Любани, глава так и называется «Любань».
На карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года снова поселение упоминается, как деревня Любани.
Железная дорога через Любань
В 1843 году начали строить железнодорожную магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой. А шестью годами позже, в 1849 году, через Любань прошёл первый пассажирский поезд. В 1850 году в Любани возвели здание железнодорожного вокзала.
Любань стала одной из станций Николаевской железной дороги, при реке Тигоде. В 1868 году здесь была построена первая железнодорожная школа. К середине XIX века Любань значилась волостным центром Новгородского уезда Новгородской губернии.
С 1884 года в Любани начались регулярные гидрометеорологические наблюдения. Сегодня тут находится гидрологическая станция I разряда. В целом, в Любани с появлением железной дороги начали строить свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства.
В городе царил образцовый порядок. На улицах Любани можно было запросто увидеть прогуливающихся генералов и нарядных светских дам. Любань тогда ещё называли городом цветов. Местные жители жили прекрасно тем, что продавали цветы на вокзале. А пассажиры уже не мыслили встречу без роскошного букета.
Любанская церковь Петра и Павла
Рядом с вокзалом в 1867 году возвели церковь по проекту известного русского архитектора Константина Андреевича Тона. Через 3 года, в 1880 году, в Любанской церкви состоялось захоронение Павла Петровича Мельникова.
Мельников был первым министром путей сообщения России и автором проекта Николаевской железной дороги. Лишь в 1954 году его прах перенесли в сквер, расположенный у здания вокзала. А в 1955 году установили бронзовый бюст Павла Петровича Мельникова. Автором памятника стал скульптор Дмитрий Михайлович Епифанов.
Богослужения в Любанской Петропавловской церкви, освящённой в 1867 году, продолжались 70 лет. Религиозная жизнь Любани, как и множества других городов и сёл Советского Союза, оборвалась неожиданно.
Любань при СССР и в годы войны
Постановлением Временного правительства от 3 июня 1917 года посёлок Любань-Горка Новгородского уезда был обращён в город Любань-Горка. С 1917 по 1927 год город Любань оставался административным центром Любанской волости Новгородского уезда Новгородской губернии.
Но уже в 1927—1930 годах город был административным центром Любанского района Ленинградской области. В 1930 году Любань вошла в состав Тосненского района. В 1939 году храм в Любани закрыли, здание стали использовать как склад.
Большое сражение за небольшой город
В Великую Отечественную войну, в 1941—1944 годах Любань была оккупирована фашистами. На подступах к городу всю первую половину 1942 года велись чрезвычайно жестокие и кровопролитные бои.
На занятой врагом территории остались миллионы мирных граждан. Пережить фашистское иго многим из них помогла вера в Бога. Именно в это страшное время в Любанском храме возобновились богослужения. Однако после проведения ремонта 25 августа 1941 года в храм попала авиабомба, которая проломила купол и взорвалась в центре храма, отчего он был сильно повреждён.
В августе 1941 года Любань стала именно тем местом, откуда нацисты начали свой рывок к Ленинграду. Хотя Любань и не являлась узловой железнодорожной станцией, но выход на линию шоссе Москва—Ленинград и одновременный перехват железной дороги могли обеспечить свободу передвижения войскам обеих сторон.
В сентябре 1941 года из-за повреждения храма богослужения в Любани стали проходить в частном доме. Но уже в 1942 году, несмотря тяжелейшие условия и голод, близость фронта и врага, верующие приступили к восстановлению своей святыни. Нелегкий труд увенчался успехом, и в стенах исторической церкви снова зазвучала молитва.
Окрестности Любани — маленького городка, расположенного к юго-востоку от Ленинграда — стали тем участком, где у войск Волховского фронта появился шанс расплатиться с фашистами за тяжёлые поражения предыдущих лет и поставить жирную точку в вопросе пребывания нацистских войск на путях снабжения Ленинграда.
События января 1944 года принесли долгожданное освобождение Любани и очищение города от фашисткой заразы. В награду за тяжёлый ратный труд две штурмовавшие Любань дивизии — 80-я и 281-я — получили почётное наименование «Любанских». К началу 1950-х годов город был почти полностью восстановлен.
Новейшая и успешная история Любани
В 1989 году началось возрождение храма святых апостолов Петра и Павла в Любани. Событие, которое 25 января 1999 года произошло в городе Любани, горожане и прихожане описывают как грандиозное и историческое.
Принадлежащий железной дороге — единственный в России и на всей Земле — Любанский храм Петра и Павла, разорённый в 1930-е годы и разрушенный в годы Великой Отечественной войны, снял с себя строительные леса и воссиял во всем великолепии, призывая всех верующих к молитве.
Петропавловский храм в Любани — память о 79-ти инженерах-строителях Николаевской, ныне Октябрьской, железной дороги, память обо всех, кто погиб, сражаясь за её освобождение, память одном из великих сынов Отечества Павле Петровиче Мельникове.
Церковь Петра и Павла явилась памятником, в котором отразилось стремление выразить в архитектуре исторические и духовные традиции народа, это уникальное, место, такого на железной дороге больше нет.
Мельников построил в Любани целый комплекс замечательных сооружении — здание вокзала, паровозного депо, школы, церкви-памятника. Депо по сей день находится в хорошем рабочем состоянии, железнодорожники не могут нахвалиться его целесообразностью и продуманностью, а ведь построено оно было ещё в прошлом веке.
На реставрацию внешнего вида Петропавловской церкви потребовалось вдвое больше времени, чем на ее строительство. И 17 сентября 1999 года состоялась торжественная церемония освящения храма святых апостолов Петра и Павла, ставшего первым в России храмом железнодорожников.
Освятил храм и возглавил первую в храме Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году прах первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова торжественно перенесли в нижний придел Любанского храма.
Петропавловская Любанская церковь снова стала одним из красивейших храмов Ленинградской области. Но знаменита она во всей России не только благодаря своей необыкновенной красоте и уникальной истории. Как рассказал настоятель храма, в ней «каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах».
Другие достопримечательности Любани
В городе Любани в 1955 году был установлен бюст в память об инженере и строителе первой железной дороги в России Павле Мельникове. Он расположен прямо у железнодорожного вокзала. Бюст выполнен из бронзы и стоит на высокой колонне, на которой имеется надпись:
Мельников Павел Петрович. 1804-1880. Автор проекта и строитель Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги, основоположник отечественной железнодорожной науки.
В сквере 30-летия Победы в Любани можно увидеть памятник погибшим деревням в Великой Отечественной войне. Монумент изображает бревенчатый угол внутри дома, в котором расположена русская печь. Элементы композиции стилизованы под часть внутреннего убранства старинной избы, типичной для наших деревень прошлых веков.
Близ монумента размещён ещё памятный камень, выполненный в виде большого валуна. На нём был транспарант со списком селений, которые были стёрты с лица Земли полчищами фашисткой нечисти. К сожалению, сейчас этот транспарант утрачен. Рядом с камнем нередко можно увидеть живые цветы.
Что посмотреть в любани
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тихое очарование белорусских городков: Любань
Продолжение серии архивных постов про первое знакомство с небольшими и тихими белорусскими городами:
Как я уже говорила — в каждом городке есть что-то интересное. И в каждом что-то свое. Любань — небольшой город в Минской области, известный неместным жителям разве что вкусным сыром, редко попадающимся на глаза в столичных магазинах (Беловежский, копченый, с перцем — рекомендую попробовать).
Но кое-что сразу бросается в глаза, когда приезжаешь в этот маленький неприметный городок. И сразу понимаешь, как все-таки жители его любят — кстати по легенде это чувство и есть причина образования названия города. Ну а что мне понравилось рекомендую посмотреть прогулявшись со мной.
Была я в Любани только по работе и всего лишь пару раз: летом и зимой. Но здесь фотографии будут именно зимние по причине того, что я ехала туда одна(конечно автостопом) и никакое начальство меня не подгоняло.
Чтобы попасть на центральную улицу стоит пройтись долгие ряды деревенских домишек. Улицы в городке длинные, но довольно однообразные.
Хотя можно порадоваться отдельным веселым домишкам. Любят наши люди все-таки как-нибудь да украсить собственное жилище:)
Но лучше выйти на самую центральную и самую советскую — Первомайскую улицу, впрочем, довольно типичную для таких белорусских городков..
Там можно, например, пройтись по городскому парку, который находится недалеко от лесхоза, куда мне как раз надо было отдать кое-какие документы по работе.
И как раз там можно и найти самых забавных жителей этого городка.
.. созданных заботливой рукой какого-то местного автора.
. лично меня они просто поражают..
Это, наверно, самые милые фигурки, которые я видела в наших городках:)
Но есть и другие забавные скульптуры на этой улице, хотя и не столь авторские.
. например, забавные олени в снегу.
..или странные журавли..
Ну и конечно хватает памятников почетным жителям и героям войны, впрочем они мне, если честно, не особо интересны.
Впрочем, кратко могу рассказать и историю городка:
Первое упоминание о местечке Любань относится к 1566 году. Земли края в это время принадлежали белорусским князьям Олельковичам, затем Тышкевичам, а с 17 в. владельцами земель стали Радзивиллы. В 1793 году в результате Второго раздела Речи Посполитой Любань оказывается в составе Российской империи(впрочем не без кровавых битв и восстаний). Дальше советское время и война с немецкой оккупацией. Ну а городом Любань и центром района стала только в 1968 году.
Ничего особо примечательного, в отличие от городков и местечек на западе Беларуси, но все же.
Впрочем, перейдем обратно к современным персонажам. Кстати в Любани очень много и светящихся животных..
..хорошо здесь наверно вечером.
Но видимо, не все так просто в жизни сказочных персонажей — вот например тигр, который хочет напасть на снеговика. А где-то там одинокий Ленин перед исполкомом, такой типичный, но совершенно ненужный.
Ну и конечно, не обойтись без различных героев восточного гороскопа.
..этот, похоже что-то даже замышляет..
и здесь же на площади, мои любимые улиточки
Но, пожалуй стоит оставить местных героев и уже собираться домой. уже темнеет, а мне еще надо доехать до Минска.
Кстати, скажу по секрету: мне повезло и я доехала очень быстро и на одной машине:)
Спасибо девушке, которая меня подобрала:)
Форум Туризм
Туризм
Любань
Наталия
На сайте с: 23 мар 2008
Любань место древнее, известно с 16 века. А топонимика какая чудесная! Но все там крутится вокруг железки. А железка в первую очередь связана с именем Павла Петровича Мельникова.
Первого февраля 1842 г. царь подписал указ о строительстве Петербург-Московской железной дороги. Официально работы возглавлял любимец Николая I, граф Петр Андреевич Клейнмихель, но главными героями были Мельников и Крафт.
В 1869 г. Мельников подает в отставку и переезжает в Любань на постоянное место жительства. Здесь он начинает писать «Сведения о русских железных дорогах» в 4 частях. Первая часть хранится в архиве, остальные не найдены.
строителей дороги. Это единственный железнодорожный храм в России.
Двухэтажный железнодорожный вокзал станции 2-го класса Любань был построен в 1851 г. по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Таких вокзалов на дороге было четыре. Точно знаю, что еще один в Малой Вишере.
Напротив вокзала поднялось здание паровозного депо, при котором имелись мастерские по ремонту подвижного состава, пассажирская платформа была укрыта от солнца и дождя крышей.
В 1868 г. в Любани по инициативе Мельникова. была открыта первая в России железнодорожная школа, а рядом в непосредственной близости от локомотивного депо стояло двух этажное здание железнодорожного училища. На деньги Мельникова были построены школа для детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют для сирот.
Скончался Павел Петрович в 1880 г. и был похоронен в храме, возведенном его радением.
Возле церкви был похоронен и третий начальник Николаевской железной дороги Аполлон Алексеевич Серебряков, который тоже долгое время проживал в Любани. Там же похоронены его жена Юлия, сын Владимир и дочь Надежда.
О Серебряково кратенько можно прочитать в нашей публикации по Фурштатской, 16
В 1840-1850 гг. в имении Горка, которое сейчас фактически находится на территории г. Любань, жил и работал замечательный русский учёный-геодезист Алексей Павлович Болотов.
ВОВ. Город был оккупирован с 1941 по начало 1944 г. В здании депо находился лагерь военнопленных. После войны возле храма появилось братское воинское захоронение.
Двенадцать досок, в каждой по 26 фамилий.
В 1955 г. прах Мельникова был вынесен из руинированной церкви и перезахоронен в сквере
возле вокзала. Там был установлен бюст работы скульптора Б. И. Епифанова.
В 1967 г. красивый мраморный памятник с могилы Серебрякова по распоряжению председателя Любанского горисполкома использовали для капсулы с посланием потомкам в 2017 г. Мраморная доска с именами инженеров-первостроителей железной дороги исчезла.
В наше время храм был восстановлен на средства Октябрьской железной дороги. 17 сентября 199 г. он был вновь освящен патриархом Алексием II. Прах Мельникова вернули в алтарь. Восстановили и захоронение Серебряковых. На противоположной стороне вокзала установили бюст Аполлона Серебрякова
Но, как у нас водится, имя почему-то написали через два «п» и одно «л»
Не хватило у меня времени посмотреть усадьбы. Известно, что усадьба Мельникова сохранилась, дом был перестроен, перекрашен, но не разрушен. В нем находилось правление совхоза «Любанский». Кроме уже упоминавшейся усадьбы Горка, известно, что в черте города находится бывшая усадьба Огородник М. С. И А. Я. Стобеусов, в 1860-е гг. там снимал дачу Чернышевский. Где-то была и усадьба Серебряковых, сохранилась ли она неизвестно.
Еще несколько картинок
Памятный камень в честь 500-летия Любани. Постамент могли бы и поинтереснее подыскать.
Постройка возле железной дороги, только помойку развели
А это часовня для водосвятия на территории храма, виден берег разлившейся Тигоды
Alex_odessit
Экскурсия по малой родине: что посмотреть в Любанском районе
Мое место
Весной всегда хочется новых ощущений. И чтобы их получить, достаточно исследовать незнакомый маршрут. Если вы еще не бывали в Любанском районе, первый секретарь райкома БРСМ Ольга Радченя предлагает это исправить и называет несколько причин посетить ее малую родину.
– Любань – самый южный город в Минской области, который три года назад отметил 450-летний юбилей. Расположенный на реке Ореса, он притягивает туристов живописными пейзажами. А его жители отличаются любовью к здоровому образу жизни: в черте города расположены два современных бассейна. В нашей местности стоит побывать еще и потому, что здесь пекут самый вкусный хлеб и варят аппетитную уху из речной рыбы – да так, что просто пальчики оближешь. Если я вас убедила посетить Любанщину, то обязательно внесите в маршрут…
…мемориальный комплекс «Зыслов». Остров возле деревни Старосек стал центром партизанского движения и аэродромом в годы Великой Отечественной войны. С августа 1941-го труднодоступный участок служил надежным убежищем для подпольного обкома комсомола, штаба партизанских соединений и бригад, редакций газет, лесной школы, которая располагалась неподалеку. В 1942 году на легендарном острове удалось посадить самолет – так был открыт первый в стране партизанский аэродром. А в 1969-м появился мемориальный комплекс «Зыслов», в который входят 14-метровый обелиск, скульптура «Скорбящий партизан» и реконструированные землянки, где до сих пор можно прочувствовать атмосферу военных лет.
…музей народной славы. Его коллекции насчитывают более 25 тысяч экспонатов, которые рассказывают об истории города, культуре, этнографии и воссоздают различные эпохи и сюжеты. Например, крестьянский быт XIX века. Хранятся здесь археологические находки и артефакты, нумизматические ценности, раритеты времен Великой Отечественной войны – документы, фотографии, личные вещи солдат. В любанском музее проводятся музыкальные и литературные вечера, выставки художников и скульпторов, мастер-классы по народным ремеслам, поэтому его неслучайно называют культурным центром города.
…озеро Дикое. Красивейшее место оставит неизгладимые впечатления у тех, кто любит родную природу. Чистая вода и песок, лес, красивые закаты и рассветы, пение птиц – что еще нужно для релакса и восполнения энергии? В холодное время года порадуют прогулки и удивительный вид на водоем, в теплое – купание и отдых на берегу. Для этого тут есть и домики со всеми удобствами, и возможность расположиться в палатке.
Пять причин поехать в Любань
На меловые карьеры приезжают полюбоваться невероятным цветом воды и сделать экзотические фото. Фото: Instagram.com
1. ПОЧУВСТВОВАТЬ РИТМ ГЛУБИНКИ
Город впервые упоминается в середине XVI века. По легенде, красавица Люба, которая здесь жила, знала язык зверей и птиц, жила вольной жизнью. На свою беду приглянулась она местному престарелому богатею. Когда красавица отвергла ухаживания, тот приказал утопить ее в болоте. Но Люба превратилась в птицу и улетела. Пернатые здесь и правда в чести: они и на гербе города, и на рисованных коврах (маляванках) традиционного для Любанского района вида народного искусства.
В 1635 году князья Радзивиллы основали в его окрестностях мануфактуру, где изготавливали зеркала, которые ни в чем не уступали венецианским. А в XVIII веке наладили выпуск хрустальной посуды, подсвечников и канделябров, за которыми коллекционеры гоняются до сих пор.
В Любани обязательно сходите в Музей народной славы. Несмотря на пафосное название, здесь богатая коллекция археологических находок со времен палеолита. А еще отличная экспозиция, рассказывающая о развитии местных ремесел прошлых веков.
2. ПОПРАВИТЬ ЗДОРОВЬЕ ЖИВОЙ ВОДОЙ
Прошли времена, когда в санаториях отдыхали в основном пенсионеры. Современные оздоровительные центры пользуются популярностью у молодежи и семей с детьми. Дамы не упускают возможности вернуть коже здоровое сияние, мужчины приводят в тонус организм массажами и правильной диетой. Ну и пользу прогулок на свежем воздухе по сосновому бору никто не отменял.
С каждым годом все больше россиян голосуют рублем за релакс в белорусских санаториях. Фото: БЕЛТА.
3. ПОБЫВАТЬ НА БЕЛОРУССКИХ МАЛЬДИВАХ
Местные озера, которые образовались на выработанных меловых карьерах, прозвали «мальдивами». А все потому, что вид у них, как на туристическом плакате: изумрудно-бирюзовая вода в обрамлении «пляжей» из серебристого песка и нежная зелень на склонах меловых отвалов.
Экзотический для Беларуси пейзаж открывается у деревни Хотиново Любанского района. Туристы едут сюда за потрясающими впечатлениями и фотографиями, которые создают полную иллюзию, что вы на тропическом острове в Индийском океане. Уникальный ландшафт облюбовали даже звезды белорусской эстрады, которые снимают тут свои клипы.
Правда, власти района этому не рады: место это опасное. Песчаные борта карьеров склонны к внезапным обрушениям. В некоторых озерах резкие перепады глубин и температур, даже летом вода не прогревается глубже двух метров. Так что сейчас руководство
Любанского района думает, как сделать местные «мальдивы» безопасным курортом.
4. ПОПАРТИЗАНИТЬ НА ОСТРОВЕ
В Любани чтут память Великой Отечественной. Есть чем гордиться: в 1942 году здесь построили первый в Беларуси партизанский аэродром. Так окруженный трясиной остров Зыслов стал центром партизанского движения Минщины. Туда уходили семьями. Враг же в непроходимые белорусские болота не смел соваться. С острова на «Большую землю» советские летчики вывозили раненых и детей. Партизанам доставляли боевые грузы, продовольствие, медикаменты.
В декабре 1942 года перед отлетом в Москву с любанскими партизанами встретился легендарный дед Талаш.
На острове работала подпольная типография, где печатали газеты «Звязда» и «Кліч Радзімы». В 1969 году здесь появился мемориальный комплекс, состоящий из 14-метрового обелиска, скульптуры «Скорбящий партизан» и реконструированных землянок.
На вкус и цвет… местная продукция порадует любого гурмана. Фото: Wikimedia.org
5. ПОПРОБОВАТЬ ЗЕЛЕНЫЙ СЫР
Любанщина славится потрясающими сырами. Для гурманов они тут на любой вкус. и цвет. Сырная радуга привлекает тем, что в продукте никаких «ешек» и вредных красителей. Только натуральные ингредиенты. Так, красного цвета добиваются добавлением в сыр порошка из спелых помидоров, за зеленый отвечает базилик.