Что посмотреть в михайловском дворце
Выставки и экспозиции
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
В состав постоянной экспозиции русского народного искусства XVII-XXI веков вошло около 1500 экспонатов, расположенных в хронологической последовательности и демонстрирующих историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных ремесел во всех основных видах и жанрах.
Михайловский дворец
Одним из самых известных и посещаемых туристами дворцов Санкт-Петербурга, по праву можно считать Михайловский дворец. Грандиозное здание в стиле высокого классицизма находится в самом центре Северной столицы, на Итальянской улице у площади Искусств. Творение знаменитого архитектора Карла Росси привлекает внимание своими масштабами, правильной планировкой здания и прилегающей территории.
Уже многие годы Михайловский дворец является главным зданием Русского музея, здесь хранятся и экспонируются тысячи предметов искусства. Постоянные выставки совмещаются во дворце с временными проектами — экспозициями и концертами.
Михайловский дворец: история, архитектор
Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.
Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.
Панорама дворца из Михайловского сада:
Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.
Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.
Дворец на панораме (главный фасад):
Планировка и интерьеры дворца
Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.
Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.
Залы Михайловского дворца:
Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.
После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.
Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.
Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены
Посетить Михайловский дворец можно в любой день, кроме вторника. По понедельникам вход открыт с 10:00 до 20:00, а в четверг с 13:00 до 21:00. В остальные дни музей работает с 10:00 до 18:00 (ср, пт-вс). Касса закрывается на 30 минут раньше.
Посетители, имеющие право на бесплатный вход, могут посетить экспозиции только в 10:20 в дни работы музея, в четверг — в 13:20.
Цена билета: взрослые — 500 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб., детям до 3 лет — бесплатно.
Заказ экскурсий по Михайловскому дворцу осуществляется по телефону +7 (812) 314-34-48, узнать о льготах и задать другие вопросы по телефону +7 (812) 595-42-48.
Как добраться
Михайловский дворец с садом находятся в самом туристическом месте Санкт-Петербурга, между набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки, Садовой и Инженерной улицами. Его окружают известные достопримечательности — Спас-на-Крови, Корпус Бенуа, Михайловский театр, Большой зал филармонии, Михайловский замок, Российский этнографический музей, Марсово поле и Инженерный сквер.
Добраться до Михайловского дворца не составит труда, ведь от главной туристической улицы — Невского проспекта — до него всего 500 метров. На нем есть две станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». От первой станции пройдите по набережной канала Грибоедова, от второй — по Садовой улице.
Много общественного транспорта останавливается у Казанского собора. До остановки «Станция метро Невский проспект» идут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
До остановки «Площадь Искусств» курсируют маршрутки № К-107, К-289.
У перекрестка Садовой и Итальянской улиц останавливаются трамваи № 3 (ост. «Итальянская улица»), автобусы № 49 (ост. «Инженерная улица»).
Туристы чаще предпочитают гулять по Невскому проспекту и историческому центру пешком. Но если вы добираетесь из отдаленных районов, то имеет смысл рассмотреть вариант с такси. Сделать заказ помогут приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim, которые очень популярны в Санкт-Петербурге.
Михайловский дворец: видео
Что посмотреть в михайловском дворце
Уважаемые посетители! в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского представляет выставку к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского. В ст.
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (.
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художни.
Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии назва.
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
Путеводитель по Русскому музею (Михайловский дворец)
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по Русскому музею, где хранится крупнейшее в мире собрание российского искусства. Музейная коллекция насчитывает более 400 000 единиц.
На нашей экскурсии мы проследим, как меняется русская живопись от Древней Руси до конца XIX века. Наш маршрут включает самые важные залы и экспонаты музея. Мы увидим работы Ильи Репина, Виктора Васнецова, Ивана Шишкина, Карла Брюллова и многих других.
Что стоит знать перед посещением?
Русский музей работает ежедневно, кроме вторника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Понедельник: 10:00 – 20:00
Среда, пятница, суббота, воскресение: 10:00 – 18:00
Четверг: 13:00 – 21:00
Кассы закрываются на полчаса раньше.
Карантинные меры
Обратите внимание, что билеты в музей необходимо приобрести онлайн. Вы получите номер своего билета на почту. С этим номером необходимо обратиться в кассу музея, где вам дадут сам билет.
Также из-за пандемии COVID-19 по музею можно перемещаться строго по маршруту. И, конечно, не забывайте маски и перчатки! Без них в музей вас не пустят.
Как попасть в музей
Итак, вы на площади Искусств. Чтобы попасть в Русский музей, пройдите за ограду Михайловского дворца, сразу поверните направо и идите до самой стены, потом поверните налево. Вы упретесь в дверь. Это и есть вход в Русский музей.
Сразу после входа в музей вам придется пройти контроль. Обратите внимание, что у вас заберут воду и ножи в целях безопасности, поэтому лучше оставьте их дома. Далее вам нужно будет пройти к кассам, где вы получите свои билеты, и в гардероб, где сможете оставить верхнюю одежду. Также здесь можно воспользоваться туалетом и выпить кофе из автомата. Буфет, к сожалению, закрыт из-за пандемии.
О маршруте
Итак, вы поднялись с цокольного этажа на первый и оказались у подножия парадной лестницы Михайловского дворца. Здесь мы и начнем нашу экскурсию. Но для начала разберемся, что такое Русский музей и как он устроен. Современный Русский музей — это большой музейный комплекс. Сейчас он занимает 5 зданий: Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы, Летний дворец Петра I. Мы находимся в главном здании Русского музея — Михайловском дворце. Здесь выставлено русское искусство от Древней Руси до конца XIX века. Именно здесь находятся работы Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и Виктора Васнецова, Ильи Репина и Василия Сурикова.
К сожалению, из-за того, что в музее действует особый режим, мы не сможем пройти по экспозиции в хронологическом порядке. На первом этаже, где нам придется начать осмотр, выставлены художники второй половины XIX века. А искусство от Древней Руси до середины XIX века находится на втором этаже. Но это не помешает нам познакомиться с экспозицией Русского музея и получить удовольствие от встречи с прекрасным.
Также, возможно, во время прохождения маршрута вы обнаружите легкие изменения в экспозиции. Это связано с политикой Русского музея: многие картины часто путешествуют по временным выставкам. На этот период они исчезают из экспозиции и на их место вешают другие картины.
К сожалению, сейчас нам не удастся рассмотреть парадную лестницу: вначале придется осмотреть первый этаж, но мы обязательно вернемся сюда и поговорим о ней подробнее.
В.Г. Перов (18)
Зал, который открывает экспозицию первого этажа, посвящен Перову — крупнейшему мастеру критического направления второй половины XIX века.
Давайте немного вспомним историю, чтобы понять, в какое время жил и творил Перов. Вторая половина XIX века — сложное время для России и для всего мира. Мир меняется. Появляется паровой двигатель и фотография. Происходят и активные социальные изменения. В России еще свежи воспоминания о восстании декабристов. Появляются народники и другие революционные организации. Все больше людей обращаются к общественным проблемам: нищета, рабство, высокое социальное неравенство и т.д. Со школьной скамьи вы знакомы с романами Достоевского, в творчестве которого отразилась общественная атмосфера второй половины XIX века. К схожим темам обращались и художники. Например, Василий Перов.
Перов обращается к самым больным темам своего времени: социальное неравенство, нищета, несправедливость и равнодушие. Он с любовью пишет обездоленных детей (3) и каторжников (1). Его картины проникнуты сочувствием и жалостью к героям. Но в то же время пафос его работ — обличительный. Он хочет показать современникам то, что они не замечают, обратить внимание на социальные проблемы.
Творчество Перова отражает новый этап в развитии русской живописи XIX века. Художники все чаще пишут на схожие темы. Все чаще становятся участниками общественной дискуссии. Мы увидим эту тенденцию и дальше.
Исторические полотна середины XIX века (21)
Пройдем следующий зал насквозь и окажемся в зале, посвященном пейзажной живописи Федора Васильева. Пройдем насквозь и его и окажемся в зале, посвященном исторической живописи второй половины XIX века. Исторический жанр в академическом искусстве наряду с портретным считался «высоким», или «наиболее достойным», в отличие от низких жанров (например, натюрморта или пейзажа). Академия художеств, Альма-матер многих российских творцов, всячески поощряла художников, писавших в этом жанре.
Строгая композиция и статичность — характерные черты такой живописи. Картины чаще всего писали на исторические или мифологические темы, особенно любили, конечно, Античность. Обратите внимание — в этом зале представлены картины именно на античные сюжеты.
Обратимся к полотну «Смерть Нерона» (1) В.С. Смирнова. Оно выделяется в зале необычным цветовым решением.
Нерон — римский император, прославившийся многочисленными преступлениями. Народ восстал против Нерона и, чтобы не быть захваченным в плен, император вонзил себе меч в горло. От осквернения его тело спасают три женщины: его наложница и кормилицы. Они сожгли его тело и похоронили пепел.
На картине как раз и изображены эти женщины рядом с телом Нерона. При внешней строгости и статичности композиции, в картине ощутимо необыкновенное внутреннее напряжение. Достигается это, в том числе, за счет цвета. Красный и его оттенки усиливают настроение и тревоги, и торжественности.
И.Н. Крамской (23)
Пропустим еще один зал и сразу пройдем дальше, в зал И.Н. Крамского, бунтаря от живописи, который изменил русское искусство XIX века.
Иван Крамской — один из главных реформаторов в искусстве XIX века, идеолог целого поколения художников-реалистов. Тонкий мастер, который с помощью небольших деталей мог рассказать целую историю о своих героях.
Взглянем, например, на полотно «Неутешное горе» (2), эскиз к картине, которая сейчас находится в Третьяковской Галерее. На холсте изображена женщина. Она одета в простое черное платье. Сидит в углу простой комнаты, интерьер которой мы почти не видим. Она не плачет и не кричит, мы не видим вокруг нее никаких символов, но понимаем, что ей очень плохо. Как Крамской создает у нас это ощущение? Мы видим ее пустой взгляд, обмякшую позу, руку, которой она нервно сжимает платок. Все очень просто, но за этой простотой — огромное горе и мы считываем его по мельчайшим деталям.
Но больше всего Иван Крамской прославился своими портретами. Современники считали его лучшим портретистом своего времени. Давайте поближе рассмотрим его портрет И.И. Шишкина (1) и попробуем понять, в чем уникальность портретов художника.
Перед нами мощный, широкоплечий мужчина. Он одет в черное. Обратите внимание, на картине мало цветов. Живопись портрета построена на контрастном сочетании светлого нейтрального фона и темной фигуры. Поэтому наше внимание сразу приковывает к себе лицо главного героя. Обратите внимание, как тонко и как детально оно прописано. Крамской уделял мимике пристальное внимание. Через малейшие движения лица, полуулыбку, выражения глаз он старался передать внутреннее состояние героя.
А.К. Саврасов (24)
Следующий зал посвящен лирическому пейзажу второй половины XIX века и его основоположнику — Алексею Кондратьевичу Саврасову. Он, как и Крамской, один из основателей сообщества передвижников. Его творчество перевернуло русскую пейзажную живопись. Его работа «Грачи прилетели» (1871) стала своего рода символом русского реалистического пейзажа. Чтобы посмотреть на «Грачи прилетели», нужно отправиться в Третьяковскую галерею, но и в Русском музее тоже хорошая коллекция Саврасова, которая позволяет познакомиться с его творчеством.
В зале вы видите несколько пейзажей художника. Все они об обычной русской природе, которую вы, наверняка, не раз видели. Очарование этих полотен заключается в тонко и поэтично раскрытом внутреннем состоянии природы. Саврасову удалось показать переходные моменты жизни, красоту неуловимого мгновения. Давайте взглянем на одно из его полотен «Степь днем» (1). Это картина о знойной украинской степи, освященной палящим солнцем.
Практически безоблачное небо, две куропатки пытаются найти тень в пожелтевшей траве. Желтоватая теплая гамма, плавные цветовые переходы неба, погружающиеся в золотые просторы бескрайней степи — Саврасов мастерски передает мгновение.
Саврасов пытается найти прекрасное в обыденности и перенести его на холст, не нарушая правды жизни. Он пишет русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. Он населял свои картины фигурами крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. Но в то же время по-романтически любовался пейзажами. Он смешивал реализм и романтизм, создавая новую живопись, которой раньше не видело русское искусство.
В.В. Верещагин (25)
Переходим в следующий зал. Здесь нас встречает знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Этот человек оказал огромное влияние не только на русскую, но и на мировую батальную живопись. Он много путешествовал по миру и лично участвовал в войнах. Поэтому на его картинах мы видим не только Россию, но и другие страны. Василий Верещагин погиб у Порт-Артура во время Русско-японской войны при взрыве броненосца «Петропавловск». Он был номинирован на первую Нобелевскую премию мира за свои картины Испано-американской войны 1898-1899 гг.
В экспозиции Русского музея, к сожалению, не представлено непосредственно батальной живописи Верещагина. Зато представлены работы из его заграничных поездок. Например, е го картина «У дверей мечети» (1) принадлежит к так называемой Туркестанской серии. Она написана Верещагиным под впечатлением от путешествия по Средней Азии в конце 1860-х годов. Она рассказывает об упадке некогда могущественной восточной империи. Два нищих остановились у дверей знаменитой мусульманской святыни, мечети Газрет-Ясави.
Эта картина рассказывает о когда-то великой Восточной империи и о том, как империи приходят в упадок. Эти два нищих мальчика — символ павшей империи, когда-то державшей в страхе всю Европу.
Н.Н. Ге (26)
Следующий зал посвящен Николаю Ге — художнику-реалисту второй половины XIX века. Творческий путь Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.
Он тоже стал одним из основателей товарищества передвижных выставок. Для первой выставки он написал картину, которая находится на экспозиции Русского музея: Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе (1).
Эта картина посвящена известным событиям в русской истории. Алексей Петрович, старший сын Петра I, должен был наследовать престол после смерти отца. Но Петр думал о том, чтобы лишить его наследства. Алексей сбежал за границу. Он рассчитывал заручиться поддержкой европейских правителей и забрать престол у Петра силой. Однако его планы не удались и он был вынужден вернуться в Россию. В Петербурге он был осужден на смертную казнь, но еще до того, как приговор привели в исполнение, он скончался в тюремной камере Петропавловской крепости.
И.И. Шишкин (27)
Следующий зал рассказывает о творчестве одного из величайших русских пейзажистов — Ивана Шишкина. Шишкин отлично знал русскую природу и очень любил ее. Поэтому его работы стали олицетворением торжества национальной темы в русском искусстве.
Центральная картина зала — «Корабельная роща» (1) — настоящий шедевр Шишкина. Художник создает эпический образ могучего леса и просторов родной земли. Могучие, почти монументальные деревья растут на берегу речки. Они настолько велики, что не умещаются в картину: художник сознательно срезает кроны, чтобы мы почувствовали их громадные размеры. Стволы деревьев ритмично уходят в глубину картины: как огромен этот лес! Эта картина не просто о природе. Это картина о России. О ее народе, который связывает с живительной силой природы свое счастье и благополучие.
В.М. Васнецов (28)
Следующий зал посвящен Виктору Васнецову, который стал родоначальником нового направления в русском искусстве — национально романтической живописи. Он был одним из первых живописцев, кто обратился к русским былинам и сказаниям. Художник говорил, что в них он видел «весь облик народа, внутренний и внешний, с его прошлым, настоящим и будущим».
В Русском музее находится одна из самых знаменитых картин Васнецова «Витязь на распутье» (1). Она размещена на левой стене зала:
Картина — это вольная интерпретация былины «Три поездки Ильи Муромца». На картине мы видим богатыря, застывшего в раздумьях перед камнем-вещином. На нем можно прочесть слова: «Как прямо ехати – живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».
Картина погружает зрителя в былинную атмосферу. Цветовое решение, пейзаж, рыцарские доспехи: все это выполнено с потрясающей исторической точностью. В то же время полотно наполнено тревогой. Череп и кости, лежащие на земле у камня, вороны, валуны и уходящая вдаль дорога.
К.Е. Маковский (30)
Дальше нам придется пройти через садовый вестибюль, где проходят временные выставки. Мы окажемся в зале, где представлено творчество художников-братьев Константина и Владимира Маковских.
Константин, также как и Иван Крамской, был участником «Бунта четырнадцати» и членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выс тавок. Он был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и богатейшие дворяне.
В этом зале сразу приковывает внимание большая монументальная картина на левой стене: «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1). Казалось бы, незамысловатый, бытовой сюжет — городской праздник — предстает сложным и даже величественным. Художник показывает в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга». Каждый персонаж на этом полотне индивидуален, обладает своей историей. Поэтому рассматривать эту картину можно часами.
Однако публика часто критиковала Константина за слишком поверхностные сюжеты. Зато на его фоне, его брат, Владимир Маковский казался очень современным. Он пишет на остросоциальные темы. Например, его полотно «Осужденный» (2) о молодом народовольце. Он покидает зал суда в сопровождении жандармов. Рядом стоят старики родители в слезах. Художник создает эту картину с явным сочувствием к главному герою.
В.Д. Поленов (32)
Пропустим один зал и попадем в зал, посвященный художнику В.Д. Поленову, одному из выдающихся художников-передвижников. Он тоже считается о дним из реформаторов русского искусства. Потому что принес понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения. В зале сразу обращает на себя внимание большая картина «Христос и грешница» (1).
Эта картина рассказывает об известном евангельском сюжете. Христос читает проповедь у дверей величественного древнего храма. Из глубины картины толпа выводит грешницу. Она совершила грех прелюбодеяния. Поэтому толпа собирается, по ветхозаветному закону, забить ее камнями. Суровые служители старой веры поставили Христа перед нравственным выбором – нарушить древнюю заповедь или преступить закон о любви и милосердии к ближнему. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень.» — сказал Христос. И люди, обличаемые совестью, стали расходиться.
И.Е. Репин (33)
Следующий зал показывает раннее творчество Ивана Репина, главного художника XIX века. Ему в Русском музее посвящены целых четыре зала, которые позволяют увидеть эволюцию творчества художника. Сейчас мы находимся в зале, где представлено раннее творчество Репина: времен его учебы в Академии художеств, а потом в Париже. Здесь внимание привлекает полотно «Воскрешение дочери Иаира» (1), которое и позволило Репину уехать учиться в столицу Франции. За него художник получил большую золотую медаль в Академии художеств, звание художника первой степени и пенсионерскую поездку за границу.
Картина написана на библейский сюжет. Как мы увидим дальше, Репин редко обращается к Библии, чаще пишет о современной жизни. Но во время его учебы в Академии, ему приходится писать и на библейские темы. И, хотя по началу ему это не очень нравилось, уже в процессе работы над картиной он нашел способ показать живую, актуальную проблему в этой древней истории.
Давайте вспомним сам сюжет. Иаир пришёл к Иисусу и пал к его ногам. Он просил спасти его единственную дочь. Она умирала. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла». Но Спаситель идёт в дом Иаира, чтобы воскресить девочку.
На картине мы видим момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира. Левая сторона картины освещена: на столике у кровати стоит подсвечник. Темные стены, мрачная обстановка комнаты. Бледная девушка лежит на белой простыне. Рядом стоит Иисус. Лицо его спокойно, поза величественна. Он держит усопшую за руку, готовясь явить чудо воскрешения.
Правая часть картины затемнена. Но из полумрака выступают лица скорбящих родителей. Репин писал их лица, основываясь на воспоминании о личной потере — смерти родной сестры. Точно также его родители оплакивали маленькую дочку. Говорят, Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным.
И.Е. Репин (34)
В следующем зале продолжается экспозиция, посвященная Ивану Репину. Здесь представлены 1880-1890-е годы. И здесь мы обратимся к картине «Проводы новобранца» (1). Полотно отражает интерес художника к крестьянской жизни, который возник у него после возвращения из Парижа в Россию. Она написана под впечатлением от Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Мы видим типичный крестьянский двор. В центре картины — юноша-новобранец. В новой одежде, в чистых лаптях. У него на груди плачет мать. Он немного неловко обнимает ее. Рядом с ними мы видим маленького ребенка, который утирает слезы, и собаку. Слева стоит отец, придерживая за поводья лошадь. Он тоже расстроен. Вокруг семьи собрались соседи. Они с грустью смотрят на эту интимную сцену прощания. А в глубине картины — ворота в неизведанное будущее, куда совсем скоро уйдет молодой новобранец.
И.Е. Репин (35)
Николай любил Александру. Он долго добивался родительского согласия на брак. Но день свадьбы запомнился новобрачным не роскошью и праздничной атмосферой, а тем, что свадьба наложилась на похороны отца Николая II, императора Александра III.
«Церемония в церкви очень сильно напоминала ту, которая состоялась в 1884 году (свадьба сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и брата Николая, великого князя Сергея Александровича) только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше».
И.Е. Репин (54)
В центре — Николай II и представители императорского дома, занимавшие важнейшие посты в государстве. Справа от царя — его младший брат, Михаил, слева — дядя, великий князь Михаил Николаевич. Поблизости от царской семьи — председатель Комитета министров И.Н. Дурново, министр иностранных дел В.Н. Ламздорф и оберпрокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. На портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С.Ю. Витте, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др.
Также в зале вы можете увидеть эскизы, которые делал Репин в процессе работы над картиной.
В. И. Суриков (36)
Следующий зал посвящен еще одному величайшему русскому художнику — Василию Сурикову. Здесь сразу бросается в глаза его знаменитая картина «Переход Суворова через Альпы» (1).
Полотно Саврасова посвящено походу генералиссимуса Суворова, одного из величайших русских полководцев. Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции. Суриков выбирает один из самых драматичных фрагментов кампании — переход через хребет Паникс. Солдаты в военном восторге повинуются любому слову полководца. Они уверены в нем. Они доверили ему жизни. Сам Суворов подобен памятнику. Величественный, на белом коне он с любовью смотрит на своих солдат. Те отвечают ему счастливыми улыбками, полными благоговения. Сам Суриков объяснял замысел своей картины так: «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут». Передние ряды практически падают в бездну, но не боятся.
В картине много необычного, нетипичного для искусства конца XIX века. В первую очередь бросается в глаза формат. Обычно такие сложные многофигурные композиции создавались на горизонтальных холстах. Суриков выбирает вертикальный. И это помогает ему передать динамику. Создается впечатление стремительного, лавиноподобного движения вниз.
А.И. Куинджи (38)
Следующий зал мы пропустим и сразу направимся в зал, который рассказывает о творчестве знаменитого пейзажиста — Архипа Куинджи. Он показывает пейзажи совсем не так, как это делают его современники. Предметом его живописных интересов был свет: пламенеющие закаты, блики лунного света, блеск озаренных солнцем вершин, радуга… Он изучает отражение света в воде, темные контуры пейзажей и мельчайшие переливы оттенков ночного пейзажа.
Картина с удивительной точностью передает предрассветную тишину. Каждый мазок проникнут любовью к пейзажу, к краскам, к свету. Куинджи показывает, как каждый, даже самый маленький элемент пейзажа встраивается в единую гармонию Вселенной.
Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни. Тогда он заперся в своей мастерской и творил в одиночестве. Ее принято рассматривать как своеобразное завещание художника — его прощальное произведение.
Парадная лестница
Когда мы покинем зал Куинджи, мы снова окажемся на парадной лестнице. Теперь нам удастся внимательнее осмотреть ее.
Поднимемся на один лестничный пролет и остановимся у бюста Александру III. Прямо над ним на стене вы видите надпись: «Русский Музей императора Александра III» (1). Это первоначальное название музея. Он был учрежден по приказу Николая II в 1895 году. После революции 1917 музей, конечно, переименовали.
Михайловский дворец не всегда был музеем. Изначально он был построен для великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I. Архитектор — Карл Росси. Он же спроектировал Главный Штаб и Александринский театр.
К сожалению, первоначальное убранство дворца практически не сохранилось. После того, как здание было передано музею, его интерьеры были перестроены под выставочную деятельность. Лишь два интерьера сохранились в первоначальном виде — Белый зал в центре парадной анфилады бельэтажа и Парадный вестибюль, где мы с вами находимся.
Парадный вестибюль и парадная лестница — композиционный центр Михайловского дворца. Он объединяет этажи и залы в единое целое. Поднимемся по лестнице на второй этаж и осмотрим их сверху. Интерьер зала выполнен в стиле классицизм: он походит на греческий храм. Основу композиции составляет колоннада коринфского ордера. Гладкие стены, окрашенные краской одного тона, лепнина сдержанных форм, геометризм и подчеркнутая статичность — все это отличительные черты классицизма.
На втором этаже повернем налево. Здесь начинается экспозиция музея.
Зал древнейших икон (1)
Зал Андрея Рублева (3)
Пройдем насквозь зал, посвященный иконам Пскова и Новгорода (2) и окажемся в зале Андрея Рублева — самого почитаемого мастера Древней Руси. Здесь представлены работы как самого иконописца, так и его учеников.
Петровские пенсионеры (5)
Полтавская баталия (7)
Ф.С. Рокотов (8)
Из темного фона проступает почти прозрачное, утонченное женское лицо светской красавицы второй половины XVIII века. Попробуйте описать ее выражение лица. Художник выполнил портрет так, что ее лицо кажется живым, меняется, пока зритель изучает картину. Она смотрит на нас настороженно и немного высокомерно. В глазах можно прочитать легкую грусть. При этом, она чуть улыбается и смотрит открыто и прямо. Сложность портрета дополняется и великолепно выписанными тканями: струящийся шелк и кружево кажутся настоящими.
А.П. Лосенко (9)
Д.Г. Левицкий (10)
Белый зал (11)
В.Л. Боровиковский (12)
К.П. Брюллов (14)
Переходим в следующий зал и оказываемся в XIX веке. Самым знаменитым творением этого времени стала картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1) — романтическое воплощение трагических событий, произошедших в древнеримском городе после извержения вулкана Везувий. Для создания этой картины Брюллов тщательно собирал материал. Читал воспоминания очевидцев катастрофы, делал зарисовки предметов быта, обнаруженных археологами.
На картине изображен страшный момент. Люди бегут к морю от лавы, которая несется за ними. Кто-то тащит имущество, кто-то — своих близких. На переднем плане сыновья несут на руках старика отца, а в центре картины совсем маленький ребенок пытается спасти мать, которая упала на землю. Обратите также внимание на толпу людей слева. Там Брюллов изобразил себя в образе античного художника. Он несет над головой коробку с красками и кистями.
Ф.А. Буруни (15)
А если вы хотите продолжить знакомство с русским искусством и изучить XX век, отправляйтесь в корпус Бенуа.