Что посмотреть в миорах
Поездка в тихий город Миоры
Так получилось, что «Ночь музеев» в 2016 году я проводил в белорусском городе Полоцке. Интересные объекты закрылись примерно к 11 вечера, поэтому нужно было где-то переночевать. В Полоцке есть какая-то гостиница в стиле сталианса на видном месте в центре города. Однако, я нашел вариант похитрее — одновременно переночевать и проехать небольшое расстояние по Витебской области. Дело в том, что из Полоцка ходят три ночных прицепных вагона до станции Друя, а перед ней расположен город Миоры. В 1920–1930-ые он находился в составе Польши и, видимо, представлял ее самый северный район. Прицепные вагоны из Полоцка в Миоры уходят после полуночи, а прибывают к 6 утра. Тарифы на внутренние перевозки в Беларуси низкие, ну потратите 250 наших рублей, зато переночуете в почти пустом плацкарте и прокатитесь километров 200. Кстати, по прямой там по трассе Р-14 едва ли 100 километров, но железная дорога крючком через Глубокое идет.
Первое упоминание о Миорах относится к 1514 году, то есть совпало с войной московского князя Василия III с Великим княжеством Литовским. По меркам Беларуси, не такой уж и старый город, Друцку или Турову около 1000 лет. В 19391–941 Миоры успел недолго побыть центром Вилейской области. После освобождения летом 1944 года, город Миоры успел побыть в составе Полоцкой и Молодечненской области, а с 1960 года относится в Витебской. В лучше годы в городе проживало чуть менее 10 тыс. человек, а сейчас уже менее 8 тыс.
Итак, вот такой огрызок поезда привез меня в Миоры около 6 утра в один майский день, далее он поехал в Друю. В плацкартном вагоне пассажиров было примерно ноль, а еще там есть купе и вроде бы общий вагон.
Здание вокзал небольшое, но радует глаз своим видом. Внутри расписание единственного пригородного поезда на станцию Друя. Внутри достаточно сидячих мест. Может много пожилых ездит?
Рядом обнаружилась дрезина, с виду напоминает сильно уменьшенный вагон метро старого образца.
По безлюдной улице пошел в центр
Сфотографировал церковь с липами у входа. Далее за ней — благоустроенный сквер
Как и многие виданные мной малые города Беларуси, Миоры выглядят прилично без разрухи и какой-то дикой бедности.
Здание автовокзала, зашел туда, сфотографировал расписание, через пару часов поехал дальше, в Браслав. Некоторые автобусы международные, например, в Латвию ходят.
Хоть город и маленький, но серые дома времен СССР бывают свечи и стенки.
В одном из дворов стоял Москвич 2140, пережил и СССР и завод, может и Лукашенко переживет.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Миоры — маленький (8 тысяч жителей) городок среди озёр Западной Витебщины, на пути между Полоцком и Браславом (но туристами, несмотря на это, обычно проезжается мимо). Довольно простой провинциальный райцентр, хотя и по-своему интересный. Для нас с Андреем этот город стал последним пунктом трёхдневного путешествия по Западной Витебщине.
2. Первый взгляд на Миоры был примерно таким. Тихая улица Дзержинского с типовыми позднесоветскими пятиэтажками. А справа видна невзрачная автостанция.
3. Внутри неё — интерьер «а-ля восьмидесятые». И пустынно. Только изредка заходили люди купить какой-нибудь билет, а остальное время было тихо, и откуда-то из служебных помещений слышались голоса кассирш.
4. Расписание автобусов. Миоры исправно сообщаются с Витебском и Минском, а ещё есть даже международные рейсы в Даугавпилс.
5. У нас были тяжёлые рюкзаки, и, за отсутствием камеры хранения, кассирша разрешила нам оставить их у неё в комнате. У двери в неё находится загадочное хранилище маршрутных досок автобусов.
6. Выходим в город. Рядом с автостанцией стоит маленькая церковь, построенная в 1990-е годы (фото сделано вечером).
7. Кроме того, поблизости находится ещё более тихий и пустынный железнодорожный вокзал, с которого мы вечером уезжали обратно ночным поездом (я в Минск, а Андрей в Витебск). На самом деле, до обоих городов можно быстрее добраться автобусами, но мы особые любители железных дорог. К тому же, малодеятельные железные дороги Западной Витебщины для нас были отдельной целью.
9. Интерьер вокзала. В отличие от автостанции, выглядит современно (даром, что значение железной дороги здесь гораздо ниже). Виден стенд с информацией на тему близлежащей границы и погранзоны. До тупиковой станции Друя у границы с Латвией отсюда всего 20 километров.
10. Ещё один стенд. Забавно, что заголовок на белорусском языке, а всё остальное на русском.
12. Итак, билеты на обратный путь куплены, и на вокзал мы вернёмся уже к поезду. А теперь отправляемся в город. Привокзальная местность выглядит примерно так.
13. А ещё тут есть улица с вот таким чудным названием. Историю Миор сейчас отсчитывают с 1514 года, но видимо, в советское время за основу брали какую-то другую дату.
Белорусское название городка — Мёры, и местные бабушки, садясь в автобус, и оплачивая проезд водителю, говорили «Да Мёраў». Нынешний русский вариант появился от неверного прочтения польского написания Miory (которое, на самом деле, тоже произносится как «Мёры») — точно такая же история произошла с посёлком Лиозно недалеко от Витебска. Особенно интересно, что такой «искажённый» вариант вторично перешёл в белорусский язык, и долгое время официальным белорусским названием было Мiёры (причём его можно увидеть на трёх фотографиях выше, так как заменили его недавно). Происхождение названия предположительно финно-угорское. Долгое время Миоры были местечком. В Российской империи входили в состав Дисненского уезда Виленской губернии. А статус города Миоры получили уже довольно-таки недавно — в 1972 году. Население города сейчас составляет 8 тысяч жителей.
14. Пятиэтажные дома в городе есть, вроде, только позднесоветских времён (и ещё немного новых). Да и их только небольшой квартал на улице Дзержинского.
15. Миорский райисполком:
16. Идём дальше. В Миорах есть и такая экзотика для столь маленького города, как пешеходная улица. Роль таковой выполняет короткий отрезок улицы Дзержинского. Там же мы пообедали в столовой, где кроме нас, больше почти никого не было.
18. Вид обратно. Вдалеке виден ЖД вокзал.
19. Детский сад. Мельница прилагается.
Всё довольно аккуратно и чисто. Хотя в то же время и бедность тут заметна — Миорский район, по статистике, один из самых бедных в Беларуси, и по зарплатам занимает второе место с конца после соседнего Шарковщинского. Пожалуй, больше всего городок напомнил мне райцентры Псковской области.
21. Пешеходная улица приводит на центральную площадь города. Слева стоит типовой сталинский дом культуры (пересветил фото, к сожалению), справа какое-то административное здание.
22. Рядом находится сквер с братской могилой погибших здесь в войну красноармейцев. Миоры находились в нацистской оккупации с 5 июля 1941 по 4 июля 1944 года.
23. А ещё есть городская (или районная) доска почёта:
24. Отсюда выходим на набережную Миорского озера. И перед нами предстаёт костёл Вознесения Девы Марии — главная достопримечательность города. Отчасти, Миоры — город одной достопримечательности (как, например, Приморск в Ленинградской области).
25. Забавные моменты местной жизни. На набережной сушат грабли, и внешне похоже, как будто они используются вместо удочек.
26. А вот у кого-то в окне игрушечный домик. Может быть, это даже ночной светильник.
27. Какое-то сталинское здание на набережной. Не помню, что там.
28. На полуострове в озере находится городской парк. Туда мы тоже скоро дойдём.
29. Костёл Вознесения Девы Марии. Он построен в 1905-1907 годах, в стиле неоготики (но при этом по-простому, без изысков). Выглядит, в общем, достаточно красиво.
31. Территория костёла. Справа можно увидеть памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (у белорусских костёлов памятники ему встречаются часто).
32. Здание рядом. Явно дореволюционной постройки — скорее всего, одного времени с костёлом. Может быть, изначально это был какой-нибудь дом причта.
33. Объявление на входе в костёл. Такой вот церковный юмор (я, кстати, встречал такое и на православных церквях в России).
34. Бросаем последний взгляд на храм:
35. И идём в парк на полуострове. За озером, кстати, территория города уже заканчивается. В парке в тёплый летний день было довольно многолюдно. Тут тенистые аллеи, скамейки, детские площадки. В общем, всё, что нужно для прогулки.
36. Ещё есть летняя сцена. Видимо, здесь разные праздничные мероприятия проводятся.
38. В конце парка есть пляж на озере:
39. Парк, пляж, в озере тёплая вода. Разумеется, и купающихся немало. На другом берегу видна набережная.
Прогулявшись по парку, и отдохнув там на скамейке, мы пошли обратно. Снова мимо костёла, по набережной, через главную площадь. На пути обратно к вокзалу мы посмотрели ещё несколько мест в городе.
40. В стороне от улицы Дзержинского с её пятиэтажками большая часть Миор выглядит, на самом деле, примерно так:
41. Кирпичный дом дореволюционной постройки. Из той эпохи, когда Миоры были местечком.
42. На одном из фасадов нашлась вот такая рукописная табличка. Район был основан в 1940 году, после присоединения Западной Белоруссии (включая Миоры) к СССР. Так что этот юбилей был в 2015.
43. Ещё попадалось вот такое. Не знаю, о том же самом ли юбилее идёт речь.
44. Позднесоветское здание, включающее почтамт и детскую библиотеку:
45. Здесь же находится площадь Павших Бойцов (необычное название, однако) с мемориалом Великой Отечественной войне.
46. Рядом есть ещё мемориал Воинам-интернационалистам с БМД-1 и миниатюрной часовенкой.
49. А большинство застройки города — это частный сектор. И улицы зачастую без асфальта. Есть, правда, ещё квартал новых домов ближе к северному краю города, но туда мы не доходили.
Вечерело. До поезда время ещё было, но город мы более-менее осмотрели, да и успели к тому времени устать от длительной (в течение всего дня) пешей ходьбы, и поэтому пошли обратно на вокзал. Сначала забрали рюкзаки на автостанции, посидели там в зале ожидания, а потом перебрались к железной дороге.
50. На станции вечером стояла автомотриса АС1А, которая из-за маленького размера ассоциируется с узкоколейками. На фото — вид в сторону Воропаево и всей остальной железнодорожной сети.
51. А в половине девятого вечера, когда на платформе собралось небольшое количество людей, раздался гудок, и на второй путь прибыл наш поезд — тепловоз М62 и два плацкартных вагона: первый в Витебск, а второй в Минск. При этом в минский вагон садилось гораздо больше пассажиров (видимо, потому что туда ещё есть смысл на поезде ехать, а до Витебска всяко проще и быстрее на автобусе, поскольку по железной дороге туда слишком большой крюк выходит).
52. Какое-то из озёр по пути:
И короткое видео из окна поезда:
Я ещё успел увидеть знакомые по первому дню Шарковщину и Воропаево. А потом лёг спать и даже не слышал перецепку вагона ночью в Крулевщизне. Ранним утром пасмурной погодой меня встретил Минск, казавшийся после поездки по витебской глубинке огромным мегаполисом. Так завершилось августовское путешествие на Западную Витебщину, рассказ о котором я на этом завершаю.