Что посмотреть в мраморном дворце
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Мраморный дворец — репортаж ведёт Сержант Малышка
Музеи
Краткое описание
Мраморный дворец является важной деталью панорамы Дворцовой набережной. Это один из ярчайших примеров архитектуры классицизма и первое здание города, фасад которого был облицован натуральным камнем. Подробности появления на свет этого шедевра, его дальнейшей судьбы, тесно связаны с историей страны и таят в себе немало любопытных особенностей.
История
На участке земли, где сегодня расположен Мраморный дворец, в начале 18 века находился Питейный дом. К осени 1716 года по проекту Трезини на этом месте был выстроен Почтовый двор. С его пристани регулярно совершали рейсы из Петербурга в Европу почтовые фрегаты.
Дворцовая набережная в то время называлась Почтовой
Знаменитый пожар 1737 года уничтожил не только тысячи домов, но и здание Почтового двора. Земля за Марсовым полем была расчищена, но долгое время оставалась пустой и только в 1768 году по приказу Екатерины II на этой площадке приступили к работам по постройке дворца, который сегодня известен как Мраморный.
Дворец изначально был задуман как подарок графу Г. Г. Орлову в качестве благодарности за преданность в момент совершения государственного переворота 1762 года
Именно эти события привели к восхождению Екатерины на престол и к появлению над входом во дворец надписи «Здание благодарности».
До окончания работ сам граф не дожил и Екатерина выкупила имущество у его наследников. Дворец перешел к её второму внуку — князю Константину Павловичу как подарок в честь бракосочетания. После его смерти собственность переходит ко второму сыну Николая II Константину Николаевичу. На долгие годы Мраморный дворец становится семейной резиденцией этой ветви рода Романовых.
Осенью 1917 года наследники князя Константина Константиновича вынуждены были передать здание в национальную собственность. В последующие годы в нём размещались:
Новейший период в истории дворца берет начало в 1991 году, когда его передают в ведение Государственного Русского музея. С этого момента по сей день ведутся планомерные реставрационные работы, восстанавливается оригинальная планировка и декор.
Архитектура
Главный фасад Мраморного дворца обращен в сад, который замыкается с противоположной стороны служебным корпусом. Боковой фасад выходит на набережную Невы.
Вместо общепринятого в Петербурге того времени покрытия из штукатурки, архитектор использовал для отделки кирпичных стен натуральный гранит и мрамор более чем тридцати видов. Поверхность стен верхних этажей объединена ордером и облицована плитами из серого гранита с окрестностей Сердоболя.
Цокольный этаж облицован розовым гранитом из под Выборга. Похожим на тот, что применялся для постройки набережных Невы. Именно поэтому с противоположного берега Мраморный дворец выглядит так, будто является продолжением набережной.
На фоне гранитных стен заметно выделяются полированные пилястры из розоватого мрамора. В прошлом можно было наблюдать сочетание этой цветовой гаммы с медной кровлей, которая отражала редкие лучи петербургского солнца. Если боковые фасады выглядят подчеркнуто строго, центральный фасад отличается усложненной и более мягкой пластикой с небольшим намеком на барокко. Вместо пилястр здесь стоят колонны, которые поддерживают аттик с башенкой и часами.
Служебный корпус имеет четыре этажа, хотя до реконструкции архитектора Брюллова в 1840-х годах здание было двухэтажным. Для поддержания основной композиции, стены служебного корпуса также украшены пилястрами.
Архитектор
Авторство проекта дворца принадлежит итальянскому архитектору Антонио Ринальди, состоявшему в этой должности при русском императорском дворе более тридцати лет. По личному распоряжению Екатерины Великой для интерьера дворца Федотом Шубиным в 1782 году был изготовлен барельеф из белого мрамора с изображением зодчего. Это единственное свидетельство его внешности, дошедшее до наших дней.
Памятник Александру III
Перед главным входом в Мраморный дворец можно наблюдать памятник основателю «Великого Сибирского пути» — Транссибирской магистрали и предпоследнему императору России Александру III. Монумент был создан по заказу Николая II и членов его семьи.
Судьба памятника не была простой. В годы после революции на нём выбили оскорбительное четверостишье Демьяна Бедного, в котором император назывался чугунным пугалом. Затем он был вовсе демонтирован и хранился на складе.
В 1939 году монумент перешел в управление Русского музея и был установлен в Михайловском саду. Успешно пережив блокаду под защитой мешков с песком, он переместился во внутренний двор музея, а в 80-е был полностью закрыт досками. Только в 1990 году с памятника сняли деревянный колпак и переместили на его нынешнее место.
Внутри
Плиты из цветного мрамора использовались архитектором не только при облицовке фасадов, но и в интерьерах дворца. От изначальной внутренней отделки после многочисленных перестроек, к сожалению, остались только отдельные фрагменты.
Парадная лестница между первым и вторым этажом украшена аллегорическим ансамблем из четырех мраморных статуй. Каждая статуя символизирует время суток:
В нишах между третьим и вторым этажами расположены еще две статуи:
Они символизируют осеннее и весеннее равноденствия.
Лестничную площадку третьего этажа украшают циферблат часов, композиция «Игры амуров» и четыре изображения добродетелей: Справедливость, Сила духа, Умеренность и Благоразумие
Особую художественную ценность представляет второй этаж дворца. Здесь расположены:
На юго-востоке этажа находится Картинная галерея с более чем двумя сотнями шедевров живописи. В их числе можно увидеть работы Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и многих других. Третий этаж был отведен для библиотеки, гостевых комнат и других жилых помещений.
Мраморный зал
Интерьер мраморного зала уникален в своем роде. Облицовка стен, которая во многом сохранилась до нашего времени, выполнена из мрамора с итальянских и отечественных месторождений.
Пол собирался из паркета разных пород древесины, двери на балкон и оконные рамы — из позолоченной бронзы. Среди материалов отделки встречается и довольно редкий камень лазурит.
Выставки
После передачи Мраморного дворца Русскому музею, была сформулирована особая концепция его использования — «Русское искусство в контексте мирового». Исходя из задач данной концепции, во дворце регулярно проводятся тематические выставки с произведениями отечественных и зарубежных мастеров.
На постоянной основе размещена коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских
Цена билетов и режим работы 2019
Стоимость посещения любого филиала Русского музея, в том числе Мраморного дворца, составляет 150 рублей для студентов и 300 рублей для всех остальных взрослых. Просмотр музея Константина Романова вместе с экскурсионным обслуживанием обойдется в 800 рублей.
Государственный Русский музей предлагает как разовые посещения и тематические обзорные экскурсии, так и абонементы для систематических посещений. Дополнительно проводятся занятия, лекции-концерты и экскурсионные циклы.
Официальный сайт
Где находится
Мраморный дворец расположен на Адмиралтейском острове, в квадрате между Суворовской площадью, Миллионной улицей, Дворцовой набережной и Мраморным переулком. В 5 минутах прогулки вдоль Дворцовой набережной находится одно из любимых мест отдыха — Летний сад
Адрес
Миллионная улица, дом 5, корпус А
Метро
Как добраться
Проще всего добраться до него от станции метро Невский проспект. После выхода из метро — направо по набережной канала Грибоедова, далее через Марсово поле до Миллионной улицы.
Интересные факты о Мраморном дворце в Санкт-Петербурге — Что посмотреть?
Один из самых интересных фактов, касающихся Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, состоит в том, что он впервые в России был облицован натуральным камнем — мрамором. Зодчие применили при его строительстве 32 сорта мрамора, который использовался и для внутренней отделки.
Мраморный расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой набережной Невы. Он является уникальным памятником архитектуры XVIII века. С 1992 года служит филиалом Государственного Русского музея города на Неве.
Интересные факты из истории Мраморного дворца
Дворец возводили по заказу Екатерины II в 1768 — 1785 годах по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди. Существует легенда, что императрица сама сделала набросок будущего строения и показала его зодчему. Зная, что проект сделала государыня, итальянец высоко оценил эту работу, и сразу же получил разрешение на строительство.
Дворец строился для генерал-фильдцейхмейстера графа Григория Орлова, фаворита императрицы. Однако Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников — братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу к его бракосочетанию в 1796 году.
После его смерти император Николай I назначил дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу. В 1892 году Мраморный дворец унаследовал сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович. Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней.
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность.
С 1919 по 1936 год во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. В 1936 году Ленсовет принял решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Новый музей в стенах дворца был открыт 7 ноября 1937 года.
Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 года, когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея.
Интересные факты о Мраморном дворце в Петербурге
Что посмотреть в Мраморном дворце?
Главный вход в Мраморный дворец находится во дворе. Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Медные оконные рамы 2-го этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца XVIII века.
Парадная лестница, облицованная мрамором, и парадные залы Мраморного дворца более других помещений сохранили дух эпохи Екатерины II. Здесь удивительно всё: монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса» и др.
Лайфхак: напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры на лестнице были созданы из итальянского мрамора Шубиным и ныне занимают свои исторические места.
Мраморный зал дворца сохранил своё убранство конца XVIII века. В нём Ринальди использовал сочетания разноцветных отечественных и итальянских мраморов. Выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора Козловского.
Дополняют декор удивительной красоты цветной наборный паркет XVIII века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца.
Великий князь Константин Константинович жил в созданных для него апартаментах на первом этаже Мраморного дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. В настоящее время здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу — поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».
В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX века.
Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового искусства, что позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.
Полезная информация о Мраморном дворце в Санкт-Петербурге
По Санкт-Петербургу. От Мраморного дворца к Михайловскому замку
2-ой отчет о самостоятельном путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам.
В предыдущем отчете, я рассказал о начале осмотра Питера, о чем можно прочитать здесь »Санкт-Петербург — гордость России».
19 июля (среда) — 1-ый день путешествия. (Часть 2)
Погода — 16–17 градусов, без дождя.
Осмотрев новый музей Эрмитажа в Главном штабе на Дворцовой площади, было решено оставить посещение Зимнего дворца на вечер тем более, что именно по средам — он открыт до 21.00. Да и не хотелось стоять в большой очереди в самый пик дня.
Поэтому я и направился с Дворцовой площади по Миллионнной улице к Музею Пушкина, проходя как раз мимо знаменитых Атлантов.
Атлантов я видел всегда во все свои посещения Питера и это выдающиеся скульптуры, расположенные в Портике Нового Эрмитажа. Здесь 10 фигур атлантов работы скульптура Теребенева, сделанные из сердобольского гранита в 1846 году. Атланты установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика.
Во время блокады — 29 декабря 1941 года в портик попал один из 30 немецких снарядов попавших в здание Эрмитажа. Один из атлантов пострадал очень серъезно — на его торсе образовалась «рваная рана»
Атланты являются одним из символов Петербурга и вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты»-
…Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках…
От Атлантов до музея Пушкина идти всего 5 минут (350 метров)
На нижнем фото дом, где расположена музей-квартира Пушкина, по адресу Мойка, 12. Это бывший особняк князей Волконских, где поэт снимал одинадцать комнат.
Это по настоящему памятное место для поклонников творчества великого поэта. Здесь он прожил всего 4 месяца — вплоть до своей смерти после дуэли с Дантесом 10 февраля 1837 года.
Я ранее уже был здесь и скажу, что атмосфера в комнатах очень сильная, кажется, что поэт прожил здесь всю жизнь и поэтому я хотел еще раз зайти и посмотреть
Заходим во внутренний двор, здесь и кассы- но здесь возникают проблемы с посещением (особенно летом) надо записываться на посещение и билеты продают по времени, а были билеты только ближе к вечеру. Это меня не устраивало и внутрь я не попал.
Но для тех кто не был — посещение конечно обязательно, учитываю роль Пушкина в русской литературе.
Время работы с 10.30 — 18.00.Последний посетитель заходит в 17.00.Выходной вторник и последняя пятница месяца. Цена — 200 рублей.
Последний раз взглянув на памятник поэта, который был установлен в 1950 году во дворе дома, я направился дальше
От музея Пушкина переходим Мойку и идем вдоль небольшого канала-Зимняя Канавка (на нижнем фото)
Всего 150 метров и мы на набережной Невы — справа виден Троицкий мост, длиной-582 местра и это был третий постоянный мост через Неву, построенный в 1897–1903 году.
Как раз напротив — расположилась через Неву — Петропавловская крепость — отсюда и начался город.
Идем по Дворцовой набережной в сторону Троицкого моста и входим во двор Мраморного дворца, где нас встречает памятник Александру III.(1899–1909 года).
Монумент посвящался «державному основателю Великого Сибирского пути», так как именно при Александре Третьем начали строить Трансибирскую магистраль.
Мраморный дворец стал первым петербургским зданием облицованным природным камнем. Мрамор использовали не только для облицовки фасадов, но и для отделки внутренних залов здания. Поэтому и название оно получило — Мраморный дворец. Всего использовано 32 сорта мрамора.
Заходя во дворец нас встречает мраморная парадная лестница.
Орлов отблагодарил Екатерину огромным бриллиантом в 189 каратов. По завершению строительства над входом дворца даже была установлена надпись — «Здание благодарности», но Орлов к этому времени уже умер, а Екатерина выкупив дворец у наследников- подарила его своему внуку-великому князю Константину Павловичу.
Во время Первой Мировой войны все дворцовые помещения были переобородованы под госпиталь для раненых офицеров. После Революции во дворце располагались сначала академия истории материальной культуры, а с 1936 года — филиал центрального музея Ленина. Почти все залы второго этажа были переделаны, а интерьеры утрачены.
Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и главный зал дворца — Мраморный зал (фото из интернета)
В 1992 году — дворец передан Русскому музею и в нем размещаются теперь его постоянные экспозиции и с этого времени постепенно восстанавливаются интерьеры и планировка.
Здесь развернута постоянная выставка «Иностранные художники в России 18–19 веков.», но еще больше современных-авангардных картин и композиций.
Так, известные немецкие коллекционеры Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году подарили Русскому музею коллекцию произведений современных художников Европы, Америки и России. Но это творчество, как говориться на любителя.
Марсово поле — его территория велика около девяти гектар и не имеет никаких ограждений и всегда открыто.
В начале 18 века все это место было заболочено, но вскоре территорию осушили и стали здесь проводить военные ученья, парады и городские праздичные гуляния- так продолжалось почти двести лет.
После Революции здесь появилась также и мемориальная зона — было организовано захоронение жертв Революции.
Добрую службу сослужило Марсово поле в годы блокады — именно здесь стихийно устраивались огороды для выращивания овощей, что спасло многие жизни.
Отсюда же и гремел салют в честь снятия блокады 27 января 1944 года. Позднее в 1957 году на мемориале был зажжен Вечный огонь и он был первым в стране!
А сейчас это одно из излюбленных мест прогулок горожан и туристов, к тому же оно очень удачно расположено. На фото, например, видно с Марсово поля- храм Спаса на Крови, а с запада к Марсову полю примыкает знаменитый Летний сад
А с другой стороны виден вдали Михайловский замок
На юге Марсово поле завершается Мойкой
Перейдя через Садовый мост и продолжая путь по Садовой улице- мы слева будем видеть Михайловский замок
А справа — Михайловский сад — на фото, который на юге завершается большим дворцом Русского музея.
Но пока давайте зайдем в трагический Михайловский (Инженерный) замок.
Это одно из самых необычных мест Петербурга, с которым связано множество легенд и мистики. На этом месте в Летнем дворце Елизаветы Петровны- появился на свет Павел Первый, здесь же в своей спальне в Михайловском замке он был убит.
В 1796 году старый Летний дворец, который обветшал был сломан и всего за три года. был построен замок. Руководил строительством Винченцо Бренна, архитектором был Василий Баженов. Работы шли как днем, так и ночью при свете факелов.
Замок отличался великолепием и напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. В плане замок был четырехугольный. Вход усиленно охранялся.
На главном карнизе выбита надпись (на фото)- » Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней». По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось- император был убит на 47-м году жизни.
Павел буквально влюбился в свой замок, однако император прожил здесь совсем недолго-1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а в ночь с 11 на 12 марта 1801 года император был убит. В замке он прожил всего 40 дней.
После этого события никто из царской фамилии не желал жить во дворце и вскоре из него были вывезены все художественные ценности и сняты почти все украшения.
Внутренняя отделка была сохранена лишь в Тронном зале и в Круглой комнате. С 1823 года здесь разместилось главное инженерное училище и замок переименовали в Инженерный.
В блокаду здесь размещался госпиталь. В результате многочисленных переделок- росписи были замазаны, залы перегорожены.
В 1995 году замок был окончательно передан Русскому музею. Были восстановлены интерьеры. В 2003 году состоялось торжественное открытие Михайловского замка и сейчас в нем расположились многочисленные постоянные экспозиции.
Здесь экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве»,«Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры»