Что посмотреть в павлодаре
Этот удивительный Павлодар!
Анна МАЦЮК
Если вы ещё не были в Павлодаре – красивом и современном городе нашей Республики, не знакомы с его живописными окрестностями, ярким горно-лесным оазисом, находящимся в Павлодарской области, – постарайтесь как можно быстрее восполнить этот пробел. Знакомство с удивительной природой, людьми, историей с давними культурными традициями надолго зарядит вас положительной энергетикой. Получив огромную порцию восхищения и позитивных эмоций, вам обязательно захочется приехать сюда вновь, а гостям здесь всегда рады!
Начнём знакомство с центра области – города Павлодар. Сегодня это современный промышленный и культурный центр, у которого свой неповторимый архитектурный стиль – сочетание старинных «купеческих» домов в тандеме с новыми современными зданиями. Все органично расположились на берегу Иртыша, самой крупной реки Казахстана. Город большой, но по-домашнему уютный, он понравится сразу, как только почувствуешь его дыхание. Широкие улицы и проспекты, тенистые парки и зелёные аллеи, много цветов и фонтанов. Здесь чисто, светло и уютно в любое время года, к тому же есть чем удивить! На северной окраине Павлодара, недалеко от железнодорожного моста через Иртыш учёные обнаружили богатейшие захоронения останков древних животных – черепах, жирафов, саблезубого тигра-махайрода, носорогов, живших миллионы лет тому назад. Необычный памятник природы назвали «Гусиный перелёт», он был открыт в далёком 1928 году. К сожалению, со временем большая часть экспонатов была вывезена за пределы области, и сегодня перед городскими властями остро стоит вопрос о необходимости открытия музея. Его строительство – лишь вопрос времени, сохранить уникальный памятник для потомков просто необходимо, ведь это самое крупное известное захоронение неогеновых животных. К тому же, в мире нет подобного памятника, который находится в городской черте.
В составе области три города: Павлодар, Экибастуз, Аксу, несколько посёлков и десять сельских районов. В целом – это крупный индустриальный центр Казахстана. Кстати, город Экибастуз прославил Павлодарскую область самой большой в мире дымовой трубой, высота этой громадины 420 метров, и она, конечно, занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Между тем территория области, а это почти 125 тысяч кв. км, и живут здесь представители 70 национальностей, невероятно разнообразна, красочна и самобытна. Есть ленточный сосновый бор, который тянется с Алтайского края, есть и степь, величественная и бескрайняя, есть и самая длинная река Иртыш, есть также большое количество солёных озёр и, конечно, невероятно красивые Баянаульские горы.
Баянаул. Место силы
Говорят, что Баянаул – культурная жемчужина Казахстана! А ещё в народе говорят: «Баянаул – место силы казахов». Убедиться в том, что это не просто слова довольно-таки легко, именно здесь творилась и закалялась казахская история и культура. Вот только краткий список знаменательных имён, связанных с Баянаулом, но как он впечатляет! Здесь родились и выросли: первый казахский академик Каныш Сатпаев, крупнейший учёный-энергетик Казахстана Шафик Чокин, философ и литератор Машхур Жусуп Копеев, первый казахский кинорежиссёр Шакен Айманов, казахский поэт Султанмахмут Торайгыров, учёные Алькей Маргулан, Жумат Шакин, знаменитый певец-сказитель Бухар-жырау, а также акын и философ Жаяу Муса и многие другие.
— Почему в Баянауле родилось столько дарований? – задаём вопрос руководителю отдела развития туризма Павлодарской области Салтанат Нурмагамбетовой.
– Всё дело в ауре! Она в Баянауле особенная, и её секрет до сих пор не разгадан. Почему люди, однажды побывавшие в Баянауле, хотят вернуться сюда вновь? Возможно, на этот вопрос ответил великий учёный Алькей Маргулан, сказавший, что Баянаул – это земля Бога! Здесь много святых мест, именно сюда приезжают паломники из России, Монголии, других стран, и все сходятся в одном – здесь мощнейшая энергетика.
Одно из мест поклонения – мавзолей известного казахского просветителя и целителя Машхур Жусупа Копеева. Обладая даром ясновидения, он предрёк дату своей смерти. Ещё при жизни обрёл имя святого, огромное количество людей из самых разных мест приезжали к нему, чтобы получить благословение. Кстати, тело его после смерти долгие годы оставалось нетленным, однако учёные так и не смогли разгадать этот феномен.
Очередная загадка Баянаула – святая пещера Коныр-аулие. Побывав здесь и пройдя определённый ритуал, женщина сможет вылечиться от бесплодия. Неоспоримый факт – исцеляющая сила этого священного места помогает чудотворным образом обрести счастье материнства! Однако это ещё не все секреты. В пещере находится специальная чаша с водой. Говорят, можно загадать желание и оно обязательно сбудется, но только если ты пришёл с добрыми намерениями, а вот если с плохими – чаша, увы, окажется пустой.
Бесспорно, достопримечательностей в Баянауле очень много, но всё же главная – необыкновенная природа, именно она привлекает и тянет сюда многочисленных туристов и путешественников. Баянаульский национальный природный парк – это не только горы и леса, это ещё пещеры, столбы, грибообразные камни и очень красочные гроты. К примеру, на южном берегу озера Жасыбай есть грот под названием «Кувшин», напоминающий своим видом сосуд с узким горлом. На другом знаменитом гроте Драверта обнаружены писаницы – рисунки древних людей. Всё это наша история, и мы можем к ней прикоснуться здесь, в Баянауле! Несмотря на то что Баянаульский парк огромный, его площадь – более 68 тысяч га, и расстояния между достопримечательностями довольно большие, разве это когда-то останавливало настоящих ценителей отдыха на природе? Сегодня нет проблем с транспортом в любую, даже самую отдалённую точку района.
Выходим на международный уровень
Государственные природные заказники «Кызылтау», «Пойма реки Иртыш», природный лесной резерват «Ертiс орманы», большое количество историко-культурных комплексов, археологических и палеонтологических памятников – всё это огромное достояние уже принадлежит павлодарцам.
К примеру, Государственный лесной природный резерват «Ертiс орманы» площадью более 270 тысяч га был образован в 2003 году. Это особо охраняемая территория, она имеет статус природоохранного и научного учреждения. ГЛПР «Ертiс орманы» был создан в целях сохранения и восстановления уникальных ленточных боров Прииртышья, которые есть только в Павлодарской области и Канаде.
Природа щедро одарила край ещё одним феноменом – уникальными солёными озёрами. Именно они, по мнению учёных и всех, кто уже испытал на себе их лечебную силу, имеют огромный потенциал и заслуженно могут стать международными курортами. Озёр много, но самые известные четыре – Мойылды, Маралды, Калатуз и Кызылтуз. Озеро Мойылды невероятно популярно, курортная зона и само озеро привлекают огромное количество туристов и известны далеко за пределами Казахстана. Озеро содержит минерализованные иловые грязи и солёную рапу, дающую мощный оздоровительный эффект при различных заболеваниях опорно-двигательной системы. Лечебная вода другого озера Калатуз успокаивает, снижает мышечное напряжение и даже обладает омолаживающим эффектом. Именно поэтому эта курортная зона пользуется огромной популярностью не только у павлодарцев. Большое количество россиян ежегодно приезжают на чудо-озеро восстановить силы и подлечиться. Зачем же ехать в Крым или на Кавказ, если наше солёное озеро Маралды, его лечебные минерализованные иловые грязи нисколько не уступают по своим свойствам и показателям черноморскому минеральному сырью, а по некоторым показателям даже превосходят. Зачастую в поисках новых ярких впечатлений или качественного лечения мы уезжаем за границу, не ведая о том, что всё лучшее здесь, рядом!
Фото предоставлено Управлением предпринимательства, торговли и туризма Павлодарской области
Павлодарская область
Павлодар
centre of province
Weather
Павлодарская область
Область славится высокоэффективными грязевыми и минеральными лечебницами, прекрасными пейзажами Баянаульского национального парка, а также одним из самых крупных в стране угольным разрезом, открытым для туристов. А туристическая инфраструктура как в Павлодаре, так и в области, с каждым годом выходит на более высокий уровень.
Как провести отдых в Павлодарской области?
Путешествие, безусловно, нужно начать с посещения Баянаульского национального парка. Огромные горные массивы, покрытые вечнозеленым хвойным лесом, будто вырастают из ниоткуда. Впереди ожидает серпантин, поднявшись по которому взору открываются мерцающие лазурной поверхностью четыре озера, самое известное из которых – Жасыбай. Это настоящее чудо природы!
Интерес представляют и другие природные объекты, например, знаменитая скала Кемпиртас, родники Аулиебулак и Сарыадыр, расположенные также в местности Баянаула. А также пещера Конур аулие (Аулиетас).
А зимой в Баянауле действует горнолыжный курорт Мырзашокы. Открылся он в 2019 году, длина трассы составляет 960 метров. Здесь полностью благоустроены нижняя и верхняя станции, установлено снегозадержание на верхнем хребте горы.
Сакральные и исторические достопримечательности Павлодарской области
Несмотря на то, что Павлодарская область находится в северо-восточной части Казахстана, климат здесь не слишком суровый. Летом до +30 градусов, поэтому купания в живописных баянаульских озерах пользуются особенным успехом у туристов. Зимой же мороз вполне щадящий, зато по всей области предлагается масса «снежных» развлечений: катание на коньках, лыжах и даже на собачьих упряжках!
Как Павлодар оказался в транспортном заточении
На севере страны в ущемленном положении оказались граждане двух категорий: те, кто часто летает “по делам” на самолетах, и те, кто пользуется городским общественным транспортом. Авиакомпании ссылаются на малую загрузку пассажирами, дорогое топливо и отказываются от маршрутов в Павлодар.
С весны прошлого года нет международных сезонных рейсов в Москву и Минск, попытки организовать перелеты в приграничные российские регионы, Новосибирск и Омск, заканчиваются провалами.
На бумаге красуются разработанные маршруты на запад страны. Закрылось направление и на Нур-Султан. Даже на фоне других региональных аэропортов положение этой воздушной гавани представляется бедственным. Особенно если вспомнить, что она способна принимать десятки самолетов ежесуточно, что и происходило во времена СССР. Сейчас же павлодарское табло с расписанием авиарейсов – самое невзрачное в стране.
Из промышленного центра самолеты отправляются по 2 направлениям: ежедневно – в Алматы, и трижды в неделю – в Туркестан.
Желающим отправиться по другим городам и весям остается стыковать рейсы в этих городах или добираться до столицы нашей родины и по железной дороге, и по автобану – всего-то 440 км! Но на электричку билеты достаются не всем желающим, а зимой по зачастую заметенной автомобильной трассе, согласитесь, не всегда безопасно. Однако альтернативы нет, и все это прекрасно понимают.
Жители областного центра, передвигающиеся на автобусах и маршрутках, пока без транспорта не остались, но ситуация крайне напряженная. Люди уже стоят подолгу на остановках, мерзнут, набиваются в часы пик в автобусы и маршрутки, невзирая на опасность подхватить коронавирус.
Фирмы-перевозчики срывают графики, объясняя происходящее нерентабельностью бизнеса. Подорожало до 315–320 тенге дизельное топливо, выросли в цене и запчасти, из-за пандемии треть водителей бросили работу.
При этом тариф не меняется несколько лет и составляет 80 тенге. Кроме того, среди пассажиров – 16 льготных категорий граждан, которые ездят со скидкой или бесплатно, что сказывается на заработке водителей и кондукторов. Компенсацию выделяют из бюджета, однако и здесь без сложностей не обходится. Автопарки регулярно заявляют, что этих средств недостаточно. В ответ акимат указывает на отсутствие электронного билетирования, без которого не получить объективных данных о пассажиропотоке.
В осеннем обострении хронических болезней транспортной отрасли удивительного ничего нет. Когнитивный диссонанс вызывает реакция властей на эти события. В первом случае переговоры о возобновлении авиарейсов и организации новых маршрутов ведутся с пиететом. Письма с просьбами и предложениями управление пассажирского транспорта и автодорог Павлодарской области направляет в комитет транспорта МИИР РК и самим авиакомпаниям. Как сообщила заместитель руководителя управления Диана МУХАНОВА, пишут не первый раз. Судя по всему, у воздушных перевозчиков разговор короткий: нет рентабельности, нет субсидий – нет и полетов. Подождут, когда поддержка появится.
Спорить с законами рынка невозможно, скажете вы, и будете неправы. Потому что во втором случае акимат Павлодара безапелляционно утверждает, что общественный транспорт должен и будет работать, как прежде. И для этого не надо повышать тариф. Говорят, что всё изменится в ближайшие месяцы, когда система электронной оплаты, наконец, будет запущена. Сами перевозчики в таком скором разрешении проблемы далеко не уверены и говорят, что до лучших времен доживут не все. Не первый год грозят подать иск в суд на акимат и рассказать о своих обидах в столице. Тычут в Правила перевозок пассажиров и багажа, позволяющие регулировать размер платы за проезд в зависимости от затрат на топливо. Но при этом ничего не меняют. Словно есть у чиновников секретная кнопка, заставляющая транспортные фирмы тянуть свою лямку.
Зато на всю страну можно объявить – в Павлодаре больше всего категорий пассажиров, пользующихся льготами за проезд! Только кому от этого лучше?
Пройдет время, минтранском посодействует в организации субсидируемых авиарейсов, и вновь полетят северяне, в том числе чиновники, по своим важным делам. Авиакомпании, защищенные от убытков, перенесут их на юг и запад с удовольствием. А пассажиры общественного транспорта, которых несоизмеримо больше, будут, как и прежде, простаивать на остановках, проклиная всё и вся. Перевозчики будут разводить немощными руками, а чиновники держать их в узде. Ничего личного – просто социальный вопрос!
Семь сакральных объектов Павлодарской области
В 2017 году в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был запущен общенациональный проект «Духовные святыни Казахстана», основная задача которого возродить духовные ценности и тем самым создать предпосылки для формирования национальной идентичности и целостности исторического сознания.
Управлением культуры, архивов и документации Павлодарской области, Региональным проектным офисом «Рухани жаңғыру» и учеными Павлодарского Прииртышья собраны материалы о нескольких десятках сакральных объектов Павлодарского области.
К наиболее древним из них относяться наскальные рисунки «Грота Драверта», «Олентинские писаницы», петроглифы Акбидайык. Организованы комплексные историко-археологические исследования на сакских курганах Торайгыр, могильниках «Золотая грива», Кемпиртас и Акмола. Проведены этнографические экспедиции по местам исторических событий, связанных с казахско-джунгарскими сражениями: Абылайтас, урочище Найза, горы Калмаккырган.
Особый интерес представляют природные объекты, это и знаменитая скала Кемпиртас, и родники Аулиебулак и Сарыадыр, расположенные в туристической зоне Баянаула.
Значительный пласт культовых объектов составляет наследие культурных и религиозных деятелей Павлодарского Прииртышья, среди них поэт и писатель Султанмахмут Торайгыров, композитор Естай Беркимбаев, певец Жаяу Муса Байжанов, ученый Машхур Жусуп Копеев, просветитель Муса Шорманов, религиозные деятели Исабек ишан и Габдул-Уахит хазрет.
В представленной вашему вниманию статье мы познакомимся с семью сакральными объектами Павлодарской области, которые вошли в республиканский список общенациональных сакральных памятников Казахстана.
Пещера Конур аулие
Пещера Конур аулие (Аулиетас) расположена в Баянаульском районе Павлодарской области. Ещё несколько столетий назад в середине XVIII века молва о необычной пещере, в которую казахи «ходят купаться и верят, якобы через то купание вылечиваются от разных болезней» – сообщает П. И. Рычков, первый член-корреспондент Императорской Академии Наук, историк Оренбургского края. Упоминания о священной пещере встречаются в трудах ученых Ш. Валиханова, Г. Потанина и других авторов досоветского периода.
Интересная информация о пещере Аулиетас содержится в путевых заметках Н. Коншина «От Павлодара до Каркаралинска»: «Пещера находится выше чем на середине горы и кажется издали какой-то чёрной дырой. Вход в пещеру значительно выше роста человека, имеет треугольную форму. Пещера носит ясные следы частого посещения её казахами. К ней ездят молиться больные и просто бедные казахи, а главным образом бездетные женщины. Молиться в таких местах особенно полезно».
Пещера Коныр аулие (Аулиетас) и сегодня активно посещается паломниками. Она состоит из «зала», длиной около 30 м, который переходит в узкое, поднимающееся коридорообразное продолжение. Далее вверх ведёт очень узкий проход, где находится углубление, в котором скапливается влага, стекающая по трещинам. Подъём к пещере Коныр аулие оборудован лестницами длиной 110 метров.
Вокруг пещеры хорошо развита инфраструктура: установлены информационные щиты и дорожные указатели, благоустроена прилегающая территория, созданы все условия для паломничества и туристического посещения сакрального памятника.
Археологический комплекс Аулиеколь
Следующий наш объект открыт павлодарскими археологами на берегу озера Аулиеколь в 60 км северо-западнее г. Экибастуз. В результате многолетних раскопок здесь изучен некрополь XIV-XV вв. возникший в период расцвета Золотой Орды и функционировавший до времени сложения Казахского ханства.
В сакральной части Аулиекольского некрополя исследованы остатки двух мавзолеев-кумбезов. Первый мавзолей размером 19х12 м в плане имел прямоугольную форму, был ориентирован входной частью в южную сторону и внутри делился на два помещения. Первое помещение – зиаратхана, предназначалось для молитв и поминовения усопших. Оно имело в плане восьмигранную форму и располагалось под куполом, в центральной части сооружения. Второе помещение – гурхана предназначалось для захоронений кочевой элиты.
Стены и купол сооружения были богато декорированы терракотовыми плитками и резным кирпичом. Среди архитектурного декора, имеются образцы с фрагментами арабской вязи, растительным и геометрическим орнаментом. Особое место среди артефактов занимает найденный в гурхане мавзолея свёрток дорогой ткани с вышитыми золотом изображениями оленя, цветов, символов веры и фрагментом золотой арабографичной надписи, обозначающей титул средневекового правителя معرض السلطان – Ас-султан ал-гадыл («Султан справедливый»).
О незаурядном и высоком сакральном статусе погребенных на некрополе Аулиеколя говорят и находки, сделанные во втором мавзолее. Здесь в ходе раскопок семейной усыпальницы найдено захоронение с кирпичным надгробием, вокруг и внутри которого под известковой штукатуркой – ганчем, а также, в разных местах кирпичной кладки обнаружены десятки серебряных монет, чеканенных в период правления ханов Золотой Орды. Рядом с погребением найдены остатки жертвоприношения в виде костей мелкого рогатого скота. Очевидно, что монеты и жертвоприношения фиксируют особую значимость погребенного имевшего священный статус – аулие. Обращает на себя внимание и архитектура мавзолея с красиво декорированным порталом и покрытым голубой глазурью куполом.
Строительство сложных культово-мемориальных сооружений, подобных кумбезам Аулиеколя, подчеркивает особую роль ислама в жизни средневековых кочевников, который кроме, духовно-религиозной имел и образовательную функцию, способствовал распространению в степях Прииртышья письменности и знаний об окружающем мире.
Усадьба Султанбет султана
История казахского народа богата выдающимися людьми. В их числе и Султанбет султан – известный казахский государственный деятель XVIII в., один из сподвижников и двоюродный брат Абылай хана. В течении многих лет являлся правителем улуса Среднего Жуза, основная территория которого в настоящее время расположена в административных границах Павлодарской области. Сыграл важную роль в укреплении казахской государственности в восточных и северо-восточных районах Казахского ханства.
Реконструкция усадьбы выдающегося политического деятеля Султанбет султана в 2017 году была инициирована ректором ПГПУ А. Нухулы. Усилиями коллектива университета и потомков султана резиденция была восстановлена по описаниям и чертежам, полученным в ходе архивной и источниковедческой работы.
Сегодня воссозданная усадьба Султанбет султана, расположенная в исторической части города Павлодар, открыта для посещения жителями и гостями города, интересующимися историей Павлодарского Прииртышья.
Историко-мемориальный комплекс Аккелин – усадьба и мавзолей Мусы Шорманова
Муса Шорманов (1818-1884 гг.) – глава Баянаульского внешнего округа, государственный и общественный деятель, этнограф, фольклорист и просветитель. Он оставил заметный след в истории изучения культуры и быта казахов Среднего жуза, был дядей и духовным наставником первого казахского учёного Шокана Валиханова.
Благодаря просветительской деятельности Мусы Шорманова открылись первые казахские школы, что в последствие подарило казахскому народу выдающихся учёных и известных представителей искусства и культуры. Уже в то время имя М. Шорманова было известно просвещённому Петербургу, членам Императорского Русского Географического Общества. В 1881 году на Всероссийской промышленной ярмарке, проходившей в Москве, были представлены экспонаты казахского национального прикладного искусства, переданные Мусой Шормановым.
В 2018 году на берегу реки Ащису на родовом кладбище у села Тендик Баянаульского района Павлодарской области над могилой Мусы Шорманова был возведен мавзолей из белого камня. Высота объекта составляет 9 метров, общая площадь мавзолейного комплекса – 500 кв. метров. Данный объект пополнил список сакральных памятников, стал духовно-историческим комплексом Павлодарского Прииртышья.
Мавзолей Машхура Жусуп Копеева
Машхур Жусуп Копеев (1858-1931 гг.) – учёный, фольклорист, историк, этнограф, философ и поэт. Имя, которое дали будущему поэту при рождении – Адам Жусип, но позже, когда ему исполнилось восемь лет, ага султан Баянаульского округа Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхуром, т.е. «Известным», это имя закрепилось впоследствии за ним в народе навсегда.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил просвещению народа, обучал детей и молодежь грамоте. Глубокое знание арабского и персидского языков, природный дар и талант, великолепное знание истории, обычаев и обрядов казахского народа вдохновляли его создавать оригинальные произведения, которые в разное время вошли в хрестоматии, учебники и сборники посвященной казахской истории и культуре. М. Копеев был не только поэтом и писателем, но и собирателем народного фольклора, оставил богатое наследие по генеалогии казахских родов и племен.
В 2006 г. в урочище Ескельды у села Жанажол Баянаульского района над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. В настоящее время мавзолей является местом паломничества огромного количества людей из разных стран, что определяет важное сакральное значение культового объекта.
Мавзолейный комплекс Исабек ишана
Исабек ишан хазрет – известный и почитаемый в народе духовно-религиозный деятель. Родился во второй половине XVIII в. в урочище Шакшан, в предгорьях Баянаула. Происходит из рода кожа, потомок Акку ишана, сын Мурат ишана. С семи лет обучался в медресе г. Бухара, закончив обучение и вернувшись на родину, в Прииртышье в местности Акколь-Жайильма построил мечеть и открыл медресе. Посвятив жизнь религиозному просвещению и распространению ислама Исабек, снискал глубокое уважение и почёт среди современников как праведник и незаурядная личность. О необычайных способностях Исабек ишан хазрета до сих пор можно услышать немало легенд, в том числе рассказывают о чудесных случаях исцеления людей больных различными недугами.
В 2011 г. усилиями общественных деятелей, организаций и меценатов Павлодарской области над захоронением Исабек ишан хазрета, его родственников и потомков был возведены каменные мавзолеи, построена мечеть и дом для паломников. У стен мавзолея хазрета воздвигнуты каменные стелы с фрагментами знаменитого жоктау посвященного Исабек ишану Машхур Жусупом Копеевым.
Место захоронения Жасыбай батыра
Жасыбай батыр Омирулы – легендарный казахский батыр, защитник Родины, сражавшийся против джунгар. Происходит из рода – аргын, племени – басентиин. В родословии его имя связывают с известным батыром Олжабаем, который приходился ему дядей.
Память о храбрости батыра Жасыбая, об его мужестве и полководческом таланте живы по сей день. Могила Жасыбай батыра расположенная на старом перевале у дороги из Баянаула к озеру Жасыбай представляет собой каменную насыпь и памятник, установленный потомками в 2005 г.
В перспективе продолжение масштабной работы по систематизации и изучении сакральных памятников Павлодарской области, создание реестра культовых объектов и популяризация полученных знаний, для гармоничного развития народа Казахстана.
Сакральные места Павлодарского Прииртышья – это богатство истории нашей страны, которое способствует духовному развитию человека, основанному на его связах с родной землей, культурой и традициями.
Материал подготовлен Енлик Абеуовой
заведующей научно-исследовательской
лаборатории «Рухани жаңғыру» Margulan Centre
Павлодарского государственного педагогического университета