Что посмотреть в пикалево
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БОКСИТОГОРСКОГО РАЙОНА
Массовое заселение славянами земель Бокситогорского края началось в XI-XII веках, хотя первые люди были зафиксированы здесь еще в период мезолита (VII тыс. до нашей эры). В XII-XIII веках на этой территории возник Воскресенский Лучинский погост*, который сохранял свое административное значение до второй половины XIX века и входил в состав Новгородских земель. В 1773 году был причислен к Тихвинскому уезду Новгородской губернии. С возникновением Ленинградской области район получил свой статус в качестве Бокситогорского в 1952 году. Через Бокситогорск протянута железная дорога Санкт-Петербург — Вологда.
Несмотря на свою молодость, Бокситогорский район имеет богатую историю, связанную со становлением и развитием Руси. Среди важных достопримечательностей — Антониево Дымский мужской монастырь, Дымское озеро, Ярославский тракт (Вологодское шоссе), церковь Рождества Пресвятой Богородицы, храм Святых Апостолов Петра и Павла (названный в честь императоров Петра I и Павла I), старейшее село Сомино и город Пикалево. Среди природных достопримечательностей — река Рагуша, природный парк Веппский лес.
Достопримечательности Бокситогорского района:
постройка 1864 г. в деревне Лидь, на месте обветшалого храма, стоявшего здесь ранее. Церковь работала до 1932 г, после отделения церкви от государства была закрыта. Помещение храма использовали в качестве Дома культуры.
постройка XIX века в деревне Галично.
основан в 1242 году в деревне Галично преподобным Антонием Дымским.
постройка 1898 года, храм расположен на территории Свято-Троицкого скита в деревне Сенно.
Храм Усекновения Главы Иоанна
построен на территории Свято-Троицкого скита. При основании храма использована земля и песок, привезенные со святых мест. Колодец под Престолом выложен из кирпичей разрушенных храмов со Святой Земли, с Валаама с Предтеченского скита
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
построен в 1996 году в Бокситогорске
одна их старейших церквей Ленинградской области. Церковь построена в 1599 году в деревне Лиственка, освящена повторно в 1992 году.
Храм во имя иконы Божией Матери — Невская Скоропослушница
храм построен в 1997-2004 гг. по образцу знаменитой церкви Успения Божией Матери в Кондопоге. Памятник блокадной Дороге Жизни, которая начиналась именно в пос. Заборье. В 1941 г. здесь формировались автопоезда, которые лесами шли до Ладоги, а потом по льду – в блокадный город.
храм построен в 1839-1844 гг., в память трудов по созиданию Тихвинской системы Императоров Петра I и Павла I. Храм был посвящен Святым апостолам Петру и Павлу.
В середине XVIII века в Сомино шла перегрузка товаров на речные суда и существовал судостроительный промысел. Построенные крестьянами небольшие барки так и назывались – “соминки”. Село называлось — пристань Сомино.
Мария (1923 — 2006 гг.) служила алтарницей в Петропавловском храме в Сомино. Ее дом был в поселке Чагода, откуда дорога в Сомино была неблизкой. Чтобы сократить путь до храма, Мария купила старый курятник рядом с храмом, обработала его глиной, поставила печь и прожила в нем тридцать лет.
в июле проходит знаменитая Соминская Петровская ярмарка. Мероприятие традиционно проходит в день Святых апостолов Петра и Павла. В 2021 г. ярмарка пройдет 11-12 июля.
открыт в Сомино 12 июля 2017 г. Открытие приурочено к знаменитой Соминской Петровской ярмарке. Музей расположен в старинной избе, возраст которой более 100 лет.
Музей истории и культуры села Сомино
музей открыт в здании старой школы (рядом с музеем русской резьбы). В музее экспонируются различные предметы старины, собранные у местных жителей.
род Мышецких влиял на судьбу края на протяжении XVII-XIX веков. Свое происхождение они вели от Рюрика. К 18 колену их князья Мышецкие растеряли землю и славу, и превратились в захудалый княжеский род. Иван III с их княжеским достоинством не считался, отобрал последние вотчины и в конце XVI века выделили князю И.А. Мышецкому в Приладожье поместья на правах простых служилых помещиков.
Часовня Скорбящей Божией Матери
построена в 2003 году в деревне Сомино, на месте утраченной в советское время часовни
деревянное строение конца XIX века в деревне Сомино рядом с храмом Св. апостолов Петра и Павла. Усадьба принадлежала дворянину Павлу Ивановичу Савиничу (в XX в. назвалась «Бережок» (Абрамышево). В настоящее время здесь располагается Вожанское лесничество.
памятник (1862 г.) находится в излюбленном туристами месте — на берегу реки Соминки. Существует предание, согласно которому Петр I поймал в реке Сома, отсюда и происходит название Сомино.
святой источник в деревне Вожани, освященный в честь трех икон
Пресвятой Богородицы, воды его с давних времен считаются целебными и чудотворными. Сейчас у источника оборудована купель
расположен в городе Пикалево по адресу: ул. Советская, 14. Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (кроме субботы, воскресенья).
первое упоминание пустоши Пикалево датируется 1620 годом. Сама местность известна с XII века как Воскресенский Лучинский погост*. Название происходит от населенного пункта Лучаны и храма Воскресения Христова.
дорога, идущая от Тихвинского посада (г. Тихвин) на Ярославль, затем получила название — Вологодское шоссе
река Рагуша — природная достопримечательность, на которой ежегодно собираются любители семейного туризма. Река примечательна тем, что под ней расположено множество воронок, через которые она уходит во время паводка. Летом на протяжении 25-30 км сухая, а затем снова выходит из под земли. На всем протяжении реки находят редкие минералы (которым около 300 млн. лет), включая кремень, боксит, ракушки, говорящие о том, что на этом месте было море.
получил свое название от самого Петра I. Когда там работал крестьянин Ефим и за свою отличную работу получил от Петра I эти земли с домами. Так и стал поселок называться Ефимовский.
Что посмотреть в пикалево
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Три дня под Ленинградом. Часть 4. Пикалёво. 24.09.2018
На третий и заключительный день пребывания в этих славных местах Ленинградской области у нас в планах с Вадимом стоял городок Пикалёво, а именно его промышленная железная дорога, ведущая на известняковые карьеры. Места эти были для меня не в новинку, и в 2016 году я был здесь на пару с Димкой Дурдмом. К своему удивлению, отчёт про ту поездку я почему-то так и написал, а сейчас понимаю, что даже фотографии не обработал и нигде не выложил. Надеюсь, оригиналы тех фоточек отыщутся, ну а в этот раз будут фото с прошлогодней сентябрьской поездки.
ПО «Пикалёвский глинозём» — предприятие, которое добывает известняк и является производителем цемента, глинозёма, нефелинового шлама и карбонатного раствора. Предприятие имеет собственную железнодорожную сеть, ведущую к известняковым карьерам, а также уникальный подвижной состав, представленный немецкими промышленными электровозами EL21 и EL2. Простому обывателю город Пикалёво может быть известен по песне на мотив «Йожин с бажин», в которой повествуется о наступившем в 2008 году кризисе на предприятии и сокращении более половины работников. Но приехал тогдашний премьер-министр, имя которого лучше не называть вслух, и всё исправил. Сам город Пикалёво нами с Вадимом не посещался, станция Пикалёво-1 находится в отдалении от самого города. Не сказать, чтобы я сильно об этом жалел.
Утро, будильник, завтрак, термос и выписка из полюбившегося нам хосписа, закупон продуктами в «Пятёрке» и покупка билетов на вокзале. Несмотря на то, что днём ранее солнце одержало победу в борьбе с настырной облачностью, утро было хмурым, как ни в чём ни бывало, а выйдя на улицу, мы с Дмитричем ощутили и настоящий осенний дубак: на градуснике красовались гордые +7. Перспектив на улучшение погоды снова не было, на вокзале тусовалась та самая пернатая братва, которой я так же с ладони скормил последние отыскавшиеся в кармане кофты семечки. По станции одиноко каталась путевая мотриса, привычных несущихся сломя голову грузовых сегодня не было, в восточной горловине станции были россыпи путейцев в оранжевых жилетах — на линии было окно. На станции стоял состав из выкаченных парой дней ранее хопперов, которые переставили на ближний к нам путь.
1. Станция Тихвин, 24.09.2018
Подкатила четырёхвагонка, мы вошли в пустой вагон и расположились на лавках. В будние дни пассажиров было существенно меньше, чем в выходной. Остановок не так много, до Большого Двора езды полчаса, до Пикалёво — 45 минут. За Тихвином первая остановка — бывшая станция Астра́чи, и прямо возле неё находится очень характерное болото. Через него идёт ЛЭП, но я поймал момент, когда этого не видно.
2. Вид на болото у о.п. Астрачи, 24.09.2018
Затем идёт о.п. 214 километр. И выглядит он своеобразно: несколько бетонных плит абы как бросили на валяющиеся шпалы, так, что половина плит просто висит в воздухе, ну и типа сойдёт. А рядом аккуратно поставили «автобусную остановку».
3. О.п. 214 км, перегон Тихвин — Большой Двор, 24.09.2018
Следующая остановка — бывшая станция Дыми, и как только мы отправились от неё и въехали в кривую, навстречу нам проехал первый грузовой за день, да какой! В голове у него был новенький Гранит 2ЭС10-105, следом был вцеплен красивый сине-бело-зелёный вагон-лаборатория, затем зелёный ВЛ15, а после — 125 гружёных угольных вагонов. Как только мы увидели сцеп с лабораторией, с Вадимом оба стали считать и оба столько насчитали. Вес у грузового был больше 12 тысяч тонн. Это был первый и пока единственный случай, когда я видел грузовой такой длины, не считая сдвоенных поездов. И сразу после прохода этого рекордного поезда движение прорвало — они посыпались друг за другом как из рога изобилия.
Прибыли на станцию Пикалёво-1, и пока Вадим фотографировал весьма специфично выглядящий вокзал станции, я ушёл на автобусную остановку с целью узнать расписание автобуса, что довезёт нас обратно до Тихвина. А от Тихвина до Волхова нас должен был доставить бокситогорский автобус, шедший на Питер. Именно наличие этого автобуса делало возможным сценарий нашего третьего съёмочного дня, потому что волховская электричка прибывала в Волхов за две минуты до отправления нашего пассажирского. Нужно было быть в конец отчаявшимися, чтобы идти на такой риск, потому был выбран автобус. Но и тут были свои нюансы: на съёмку у нас было не так много времени, всего до обеда, после чего нужно было выбираться отсюда. А вот как — я и шёл выяснить на автобусную остановку у станции. Называлась она «Новая деревня», ну и вместо расписания вполне предсказуемо на остановке я получил шиш. Но тут есть вполне годный лайфхак: заходим в магазин у остановки и вуаля — мне предоставляют скан местной газеты, в которой его недавно публиковали. К счастью, оно совпадает с яндексовским: из Пикалёво на Тихвин автобус отправляется в 15:10, от Новой Деревни в 15:22. До этого времени можно ферроэквиножничать, но аккуратно — далеко не уходить, чтобы быстро успеть вернуться, долго не засиживаться. А промпути Пикалёвских карьеров это самое настоящее ППЖТ с редким движением и диспетчером-судьбой. Повезёт — снимешь, нет — в следующий раз.
Поблагодарив тётушку-продавщицу за информацию и купив у неё половинку булки в качестве материального оправдания моего визита, возвращаюсь к Вадиму, вместе мы уходим на станцию Карьерная, располагающуюся по соседству с РЖДшной Пикалёво-1, но отделённой от неё небольшим берёзовым перелеском. На станции промышленный «крокодил» EL21 маневрирует с РЖДшными хопперами. Дабы раньше времени не привлекать к себе лишнего внимания, уходим по путям и ничего не снимаем, лишь дойдя до разворотного треугольника, я достаю камеру и делаю первые кадры.
4. Подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
Спускаемся вниз с горочки, дорога делает правый поворот и проходит мимо бывшей выработки известняка. Ныне здесь вот такое озерцо с чистой водой, и если бы не температура на улице, хоть и поднявшаяся с +7 до +11, но всё равно остающаяся не самой приятной для купания, то я бы опробовал эти воды.
Железная дорога, также двухпутная, идёт по краю этого карьера, мимо известняковых отвалов.
Контактная сеть сначала у обоих путей идёт с бетонными опорами, затем у одного из путей она сменяется на деревянные столбы с проводом сбоку. Электровоз прямо в движении опускает главный токоприёмник и выставляет боковой. За оба раза я не видел движения по этому пути, всё ездило по пути с бетонными столбами, на нём же и более накатанный путь.
8. Подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
И по одному из путей мимо нас со стороны карьеров проползла синяя каракатица — мотриса АДМ с платформой впереди по ходу движения. Её мы не снимали, опять же, чтобы не привлекать лишнего внимания раньше времени. Существовала вероятность объясняться с охраной предприятия, а если бы это затянулось, то тогда все наши автобусы шли по одному всем известному месту. Потому мы спокойно дошли до первого более-менее цивильного места и бросили на нём якорь. Я извлёк термос, половинку булки, Вадим достал рыбные консервы, и мы принялись пировать. Мимо нас по затопленной водой дороге проплывали грузовики-самосвалы. Выглядело это очень эпично, и сейчас я очень жалею, что не подснял этот момент. Особенно, когда форсировать лужу стала советская «шишига» ГАЗ-66. Машины проезжали мимо нас, не останавливаясь. Погода пыталась раскачаться, но получалось слабо: лишь только солнце пробивалось через облака, сразу пропадало за очередным облаком. Без солнца было зябко, но спасал термос с горячим чаем.
9. Подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
Тянулись минуты, движения не было. Было грустно. С Вадимом стали пытаться обозначить дедлайн и сошлись на 13:30. Час на доход до станции Пикалёво-1 плюс запас времени, если надо будет отбрехаться от охраны или ментов. Время шло, картина не менялась, и когда мы оба уже решили сворачиваться и поднимать якорь, рельсы заскрипели, за поворотом послышался лязг, и свершилось то, зачем мы сюда и пришли — поехал поезд, тот, который и был нужен, с зелёным крокодилом во главе и составом известняка!
10. EL21-124 с составом известняка, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
11. EL21-124 с составом известняка, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
Состав не спеша проследовал мимо нас, а с ним уже ждала скрещения наша знакомая синяя каракатица, возвращающаяся на карьеры.
12. АДМ1У-613, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
13. АДМ1У-613, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
Процесс прохода крокодила и скрещения с каракатицей можно посмотреть на свежем видео от Вадима Дмитрича. На нём же видно и довольного меня, беззаботно прыгающего по лужам.
Ну а нам теперь уже можно было смело двигаться на выход. Выглянуло солнышко, я посмотрел на лужу, по которой я прыгал, и выглядела она теперь как аппетитное какао.
Уходим по более накатанному пути.
15. Подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
Вид на уже знакомый затопленный карьер с решёткой второго пути. Когда я был здесь впервые, она была только-только уложена, с пропитанными креозотом и пачкающими обувь чёрными шпалами. За два года они успели посветлеть.
И ещё вид на карьер, уже с выглянувшим солнцем.
И только я уже расслабился, как мы с Дмитричем замечаем надвигающееся на нас нечто. Это со станции Карьерная к карьерам едет очередной состав под погрузку, и едет он вагонами вперёд, так как на карьерах локомотиву негде обогнаться. Состав из восьми шестиосных думпкаров, по обеим сторонам сцепленным с четырёхосными со специальными площадками для составителей. Четырёхосные думпкары в погрузке не участвуют.
Пока состав спускался с горочки и оттормаживался, я убежал в сторону затопленного карьера и проявил чудеса прыткости, в момент взобравшись по крутой известняковой горочке и заняв позицию. С моей точки состав получился в профиль.
18. EL21-124 c составом порожних думпкаров, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
19. EL21-124 c составом порожних думпкаров, подъездные пути от станции Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
А на станции Карьерная стоял состав с известняком, но уже с другим крокодилом. Я так и не понял, то ли этот состав прибыл с другого карьера, то ли это притащенный первым состав будет заталкивать задом на завод другой электровоз, но выяснять мы ничего не стали, сняли на фото стоящий состав и ушли на остановку. К счастью, никаких лишних проблем мы не обрели.
20. EL21-124 c составом известняка, станция Карьерная, ПО «Пикалёвский глинозём», 24.09.2018
До автобуса у нас оставалось около часа, и мы решили провести это время на остановке. Автобус приехал вовремя, а нас за это время уже успело слегка окропить неким подобием дождика. Автобусом был удлинённый КаВЗ, довольно комфортный, и мы с нашими рюкзаками расположились вместе с группой студентов на задних рядах, которые ехали в Тихвин после занятий. Ехали мы через станцию Большой Двор, на которой были днём ранее, ребята-студенты подметили, что сегодня нам везёт, что мы не встали на этом переезде. Немудрено, с таким-то бешеным объёмом движения! Сама деревня Большой Двор, в честь которой и названа станция, находится в стороне от оной, и меня удивило то, что в деревне настоящие двухэтажные многоквартирные дома, где большая часть окон заколочена деревянными досками. Жуткое зрелище.
С объездной дороги выруливаем на трассу, а там до Тихвина рукой подать. К вокзалу прибываем в 16:20, автобус до Волхова ожидается в 17:25. Покупаем билеты и ждём, что ещё делать. Я решаю добыть пирожков и перекусить, по пути до меня успевает докопаться местный бухарик и даже успевает поугрожать, прежде чем посылается в одно всем известное место. Пирожки куплены, в Пятёрочке беру кисель, и мы с Дмитричем перекусываем на скамейке на автостанции. В тот период я пил лишь три жидкости: минералку, чай и кисель, на который Дмитрича в итоге и подсадил. Решаю сходить в туалет на автостанции перед дорогой, где обнаруживается прекрасное: во-первых, туда пускают по билету на автобус, во-вторых, вместо жидкого мыла на раковине там стоит средство для мытья посуды, стыдливо повёрнутое лицевой стороной к стенке, ну чтобы не так палевно было, а в-третьих, в туалете есть писсуар и кабинка с закрывающейся на щеколду дверью, за которой таится не большой белый трон, нет, и даже не чаша «Генуя» — там ещё один точно такой же писсуар. Дефекационная опция здесь попросту не предусмотрена. Серьёзно.
Пока делюсь с Дмитричем эмоциями от пережитого, к перрону подкатывает наш красавец-лайнер — огромный MAN цвета вишнёвый металлик c шильдом Lion’s Coach на борту и большим логотипом перевозчика «МП АРС». За лобовым стеклом маршрутная доска с номером 877 и маршрутом Бокситогорск — Санкт-Петербург. Степень фильдеперсовости зашкаливает не только снаружи, но и внутри: автобус отделан велюром и кожей в бордово-бежевых тонах. Багаж забрасываем в бомболюки нашего лайнера, сами располагаемся на креслах, водитель перед отправлением зачитывает двухминутную речь о соблюдении чистоты, порядка, техники безопасности и бережному отношению к имуществу. Даже без его слов мне уже было настолько неловко, что я боялся даже пёрнуть в велюровое кресло, не то чтобы его чем-то испачкать. Дверь закрывается, автобус выезжает на трассу и летит по ней на бреющем. Редкие неровности трассы «Кола» подвеска автобуса проглатывала без следа. Мы реально летели и не замечали того, как движемся, враз обгоняя еле ползущие грузовики, фуры и легковушки-пенсионеры. Погода сменялась в лучших питерских традициях: из стены дождя мы вдруг попадали на залитую солнцем равнину, водителя и пассажиров слепило солнцем, но вскоре мы влетали в новую дождевую пелену. Солнце клонилось к закату и становилось всё ниже, оно просвечивало автобус насквозь. Где-то в стороне от нас была видна радуга, и всё почему-то напомнило сцену из детства, словно бы я возвращаюсь из пионерлагеря. Хотя я никогда и не был в пионерлагерях, во всяком случае, в качестве пионера.
Дорога была как какое-то кино, фильм из прошлого. Потрясающий закат, чистое сентябрьское небо, и снова солнце одержало победу над всеми облаками. Автобус прибыл на привокзальную площадь, из бомболюков мы извлекли наш багаж, поблагодарили водителя за комфортную езду, после чего не спеша побрели к примеченной мною шавермошной на улице Юрия Гагарина 9. К счастью, за два года здесь ничего не изменилось, и шаверма здесь была такого же высокого качества. Взятой нами шавермы на тарелке хватило на то, чтобы утолить весь накопившийся за день голод, плюс ещё не думать о нём до конца дня. Поужинав, так же не спеша бредём по улочкам города к вокзалу.
Волхов — чудесный город, тихий, спокойный, уютный, зелёный, с сохранившимися автобусными диковинками, работающих на городских маршрутах. Я оказываюсь в этом городе третий раз и каждый раз наслаждаюсь его умиротворением и уютом. Уютен у него и вокзал, на котором мы и коротаем остаток времени до нашего поезда. Сумерки сгустились, станцию заволокло туманом. Подъехал наш поезд «Арктика» Мурманск — Москва с ЭП2К во главе, мы погрузились в вагон, сели на свои места, поезд отправился, что уже можно было считать финальной точкой в нашем трёхдневном приключении.
Поезд набирал ход, всё громче гудел генератор, стучали колёса и хрустели тележки вагона, идущего по стрелкам. В нашем купе на нижних полках ехали две женщины. Одна была упитанной, в очках, лет сорока, внешне производящая впечатление атаманши-начальницы. Вторая была старше, на вид лет сорока пяти или больше, но несмотря на это была очень милой внешности. Её глаза, казалось, излучали какую-то надежду, но лицо было предательски испещрено морщинками, оставшимися, по-видимому, в наследство от какого-то сильного потрясения. Люди быстро стареют либо от горя, либо от алкоголя, которым часто это горе и заливают. Невольно я стал интересоваться диалогом этих двух женщин, как это обычно бывает, помогая вспомнить правильное название какой-то мелочи типа названия станции. Вадим Дмитрич в своих лучших традициях пытался разбавлять складывающийся диалог шутейками на алкогольно-эротичную тематику, от которых женщинам почему-то веселее не становилось. Обе попутчицы были из Петрозаводска, и этот факт и лёг в завязку их диалога. От рассказов об общих посещённых местах перешли к подробностям своих жизней. И здесь у них тоже нашлись общие точки: обе были несчастливы в браке и уже долгое время разведены, у обеих от бывших мужей остались дети. Если у атаманши даже в голосе чувствовалось презрение ко всему мужскому роду, то у второй, лучезарной женщины всё же ощущалась благосклонность и сожаление, нежели ненависть. Колючая атаманша рассорилась со своим мужем на теме имущества и долгов, и с её слов до сих пор безрезультатно пытается выбить с мужа алименты. Сама она занимается бизнесом, связанным с домашними животными, что подтвердило моё предположение о том, что она является начальницей. Как я понял, именно домашние животные становятся одним из главных утешений женщин, переживших развод, потому все эти популярные шутки про 40 кошек у сильных и независимых женщин имеют за собой вполне реальную основу. На протяжении всего времени атаманша ловко орудовала вязальными спицами и что-то вязала. Лучезарная женщина с нескрываемой грустью в голосе рассказывала о том, что бросила мужа из-за его увлечения алкоголем. Было всё: и скандалы с побоями, тратой всей зарплаты и залезанием в долги, угрозами, шантажом, пятнадцатью сутками в милиции и всем вот таким. Она честно и долго терпела, потому что продолжала безумно любить этого человека, даже несмотря на то, что он превращался в монстра, с каждым разом всё более безжалостного, жестокого, бессердечного. От него она имела ребёнка, а потому не могла смириться с мыслью, что их связь способна разорваться. Она пыталась помочь, она перепробовала всё, но ничего не помогало. Её человек, которого она полюбила в молодости, будучи совсем юной, медленно исчезал, умирал, оставляя лишь безобразную паразитирующую оболочку. Решение о разводе далось ей с большим трудом. Было ей тогда чуть меньше тридцати. И с тех пор она пыталась снова встретить того, на ком остановится её взгляд. Она бросила свою кабинетную работу и устроилась проводницей поезда «Карелия». Она грезила тем, что мимо неё будут проходить сотни лиц, среди которых она обязательно встретит его, обязательно заметит и разглядит, а он разглядит её. Раз за разом она всматривалась в лица, но вскоре стала понимать, что все эти лица одинаковы. У всех них одинаковые проблемы, потребности, вопросы. Вместо надежды она стала испытывать разочарование. Но однажды один из пассажиров показался ей интересным, и она решила сделать ему подарок, приятный сюрприз. Её поезд вставал на одной из станций, не доезжая Москвы, и пропускал только начавшие тогда ходить «Сапсаны». Для многих тогда проносящийся мимо на огромной скорости белый Сапсан был в диковинку, и она вывела ничего не подозревающего избранника в служебный тамбур, попросила закрыть глаза, тихонько распахнула служебную дверь со стороны главных путей и попросила открыть глаза, когда мимо проносился Сапсан! От неожиданности ничего не подозревавший пассажир испугался, а она смеялась, радуясь, как ребёнок, что смогла удивить человека! Но когда поезд прибыл в Москву, её избранник просто растворился в огромной толпе других, одинаковых лиц, и вопреки её надеждам на контакт с ней так и не вышел. Вскоре она уволилась с этой работы. А потом была другая работа в цветочном магазине, и для неё утешением стали цветы. Она помогала собирать букеты тем, кто приходил к ней за помощью в построении своего счастья. Она помогала им, не имея счастья собственного. За все эти годы она так никого и не полюбила, потому что не смогла, хотя и хотела, пыталась.
Я сидел как заворожённый. История жизни этой несчастной женщины плыла у меня перед глазами словно диафильм. Вадим тоже сидел молча и больше не смел отпускать своих шуток. Обоим нам было жутко неловко после всего этого. Закончив свой рассказ, женщина устремила свой взгляд в бездонную темноту за окном и смотрела в неё, не моргая и ничего больше не говоря. Её собеседница негромко бряцала вязальными спицами, изредка поправляя сползающие на переносицу очки. Я заказал себе чаю, хотя он у меня ещё оставался в термосе, а после поспешил запрыгнуть на свою верхнюю полку и растянуться. До Петербурга оставалось время, которое можно было подремать, а на Ладожском вокзале во время стоянки поезда Вадим планировал встретиться со старыми друзьями: Александром Тимохиным и Кириллом Сидоренко. Из всех приглашённых не слился только Тимохин, и я в результате имел счастье познакомиться с ним вживую. За воспоминаниями Вадима о совместных пьянках, сопровождаемых фотосъёмкой, в том числе и в Бокситогорске в 90-е годы, мы и скоротали время до отправления поезда. Распрощались с Сашей, залезли в вагон, забрались на верхние полки и теперь уже спали до самой Москвы. А там прямо с вокзала быстренько каждый к себе домой сбросить вещи и переодеться, и на работу.
Такой вот получился мой совместный с Вадимом Соболевым вояж по славным местам Ленинградской области, занявших особое место в моём сердце. Настоящий глоток осени, которого я жаждал и реально хотел всем сердцем. Может быть, поездка не принесла каких-то выдающихся фотографий, но здесь зачастую как повезёт. Я же старался передать свои впечатления не только через фотографии. Спасибо тем, кто прочитал полную историю до конца!