Что посмотреть в поселке художников на соколе
Любимый Сокол: экскурсия в посёлок художников
Что самое поразительное, этот зелёный оазис среди каменных джунглей находится не за пятиметровым забором с охраной. Доступ в посёлок свободный, сюда даже экскурсии водят, как в музей. Мы тоже сходили, чтобы познакомиться с историей удивительного соседского сообщества, повлиявшего на развитие всего района, в том числе и нашего квартала «СОЦИУМ-СОКОЛ».
Посмотреть здесь есть на что. Домики стоят на этой земле почти сто лет. В некоторых уже живёт пятое поколение соколян (так себя называют жители посёлка художников).
Посёлок художников могли построить в Сокольниках, но земля не понравилась застройщикам. Строительство перенесли на северную окраину Москвы в село Всехсвятское. Название «Сокол» и эмблема посёлка в виде сокола с домиком в клюве – это напоминание о Сокольниках. Именно посёлок Сокол дал название всему району.
Первый советский жилищный кооператив
Посёлок начали строить в 1923 году. Это был первый в Советском Союзе жилищно-строительный кооператив. Разрешение на строительство подписал лично В. И. Ленин. Эта бумага с подписью вождя революции не раз спасала посёлок от уничтожения в советское время.
Стать членом кооператива мог любой желающий. Вернее, тот, у кого были деньги. Собственное жильё на земле стоило немало: 10 золотых червонцев вступительный взнос в кооператив, ещё 30 нужно было заплатить при выделении земли и ещё 20 золотых при начале строительства. Стоимость дома оценивалась примерно в 600 червонцев. Экскурсоводы говорят, что сумма эквивалентна 4,5 кг золота.
Позволить себе такое простые рабочие и крестьяне не могли, а номенклатурные чиновники не хотели жить на окраине города (тогда это была окраина), да ещё и личные деньги в жильё вкладывать. Поэтому местечко облюбовала советская интеллигенция. В посёлке жили учёные, инженеры, врачи, художники – средний класс, как сказали бы сейчас.
К началу 1926 года было построено 102 коттеджа (половина из запланированных). В 1930-е годы кооперативное строительство запретили, а землю изъяли из собственности.
Как сложилось элитарное соседское сообщество
Когда начинаешь копаться в истории посёлка художников, выясняется, что собственно художников тут было и есть совсем не много. Зато в эту историю вписаны имена физиков, химиков, инженеров, авиастроителей, биологов и врачей. И это не рядовые специалисты, а кандидаты и доктора наук, изобретатели и рационализаторы, исследователи и испытатели. Почему же они выбрали это место?
В начале ХХ века в моде была теория Эбеназира Говарда, который считал, что индустриализация губит в человеке всё самое лучшее и только возвращение к природе будет способствовать гармоничному развитию личности. Говард говорил, что будущее не за мегаполисами, а за небольшими посёлками с невысокими домами и приусадебными участками, садами и парками. Идеальным воплощением теории Говарда и стал посёлок художников.
Здесь было создано то, что называется комфортной средой обитания. В посёлке были свои школа, детский сад, даже больница. Прямое трамвайное сообщение соединяло его с центром города.
В посёлке жили коммуной. Причём создалась она не по чьему-то предписанию, а сама собой. Соседи не прятались за высокими заборами, а тесно общались, дружили, развивали посёлок и даже заботились о детях вместе. Когда в 1927 году на ул. Сурикова, д. 22, открылся детсад, в нём работала всего одна воспитательница, а остальные обязанности делили между собой мамы.
Младшее поколение посёлка чуть не с пелёнок учили немецкому методом погружения. Дети на прогулке разговаривали только по-немецки. Это принесло свои плоды, все воспитанники выросли с прекрасным знанием языка.
Посёлок оптических иллюзий
Планировкой посёлка и проектированием домов занимались лучшие архитекторы молодой советской страны: А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н. Колли, Н. Дюрнбаум. На Соколе они воплотили самые новаторские архитектурно-ландшафтные приёмы того времени. Например, проектирование улиц шло в соответствии с теорией восприятия пространства Павла Флоренского.
Когда находишься в посёлке, кажется, что он не имеет конца и края. Улочки убегают за горизонт, дома утопают в зелени. На самом деле посёлок занимает всего 20 га, каждый дом стоит на участке примерно девять соток. Как же архитекторам удалось добиться такого интересного эффекта?
Всё дело в умелом создании оптических иллюзий. Ни одна улица посёлка художников не просматривается с одного конца в другой. Все они изгибаются. Зрительно удлиняет улицу и изменение её ширины. Например, в начале она широкая, а в конце превращается почти в тропинку.
Кроме того, в посёлке отсутствует так называемая красная линия. Все дома расположены в произвольном порядке, но только архитекторы могут раскрыть секреты планировки. Угловые дома на перекрёстках изогнутых улиц удалены от красных линий и слегка повёрнуты боком, подчиняясь направлению движения.
Для усиления восприятия поворота использован приём обратной перспективы: дома ставятся под углом к улице, а фасады их состоят из трёх разновеликих секций. Первая секция, наиболее узкая, имеет одно окно, в центральной – два окна. Дальняя от улицы секция слегка сжата и тоже имеет два окна, но расстояние между ними меньше, чем между окнами средней секции. Таким образом, сделан акцент на центральной секции, а две другие воспринимаются проходными.
Искусственную перспективу помогали создавать и растения. Все они высажены не хаотично, а в соответствии с продуманной концепцией. На каждой улице высаживали определённый вид: клёны, осины, ясени. Например, на ул. Сурикова растут осины. В начале улицы крупнолистные, а в конце – мелколистные.
Казалось бы, размер листьев не имеет значения, когда речь о благоустройстве целой улицы, но и эта деталь визуально меняет пространство. Архитекторы продумали даже дизайн уличных фонарей и скамеек.
С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет СССР. Посёлок стал третьим объектом в советском списке архитектурных памятников после Мавзолея и Северного речного вокзала.
Хитрости инженерии
Посёлок художников стал испытательным полигоном не только для планировочных, но и для инженерных решений. Многие материалы, впервые применённые в строительстве местных домиков, впоследствии широко использовались. Например, дом № 14 по ул. Сурикова был построен из фибролита (прессованная стружка и цемент). Это был первый панельный дом в СССР.
Приобретая дом в посёлке художников, вы получаете не только право собственности, но и охранные обязательства. По закону перестраивать и уж тем более сносить дом в посёлке художников запрещено, как и строить заборы выше 1,2 м.
Дом на углу улиц Шишкина и Саврасова архитектор Н. Колли специально строил из артикского туфа, чтобы проверить, как поведёт себя вулканический материал из Армении в наших широтах. Потом туф использовали в отделке здания Центросоюза на Мясницкой, построенного по проекту Ле Корбюзье при участии Н. Колли.
Были в посёлке и дома в виде казачьих крепостей, и кирпичные с мансардами, и засыпные. Дома на солнечной стороне строили из брёвен, а на тенистых участках возводили светлые домики – кирпичные или оштукатуренные.
Каждый дом хоть и строился по типовом проекту, но имел индивидуальные особенности, учитывающие интересы семьи заказчика. Поэтому в посёлке сложно найти одинаковые дома. Каждый из них является памятником истории.
Золотая миля Сокола.
В 1990-е годы стоимость участков в посёлке Сокол взлетела до небес. Здесь началась активная купля-продажа. В результате некоторые дома, невзирая на охранный статус, были снесены, а на их месте выросли особняки. Сейчас стоимость исторических домишек начинается от 75 млн рублей, а кое-какие новостройки посёлка художников вообще входят в список самых дорогих домов по версии Forbes. Причём далеко не все они отличаются интересными планировочными решениями и запоминающейся архитектурой.
Посёлок без художников
Изначально все улицы в посёлке Сокол назывались по главным зданиям: Столовая, Вокзальная, Телеграфная. Но однажды художник П. Павлинов предложил переименовать их в честь русских художников и композиторов. Тогда планировалось, что посёлок будет расти, и все улицы, уже существующие и будущие, хотели поровну разделить между художниками и композиторами.
Однако единственной «музыкальной» улицей в итоге оказалась улица Чайковского, и даже её потом переименовали, чтобы не вносить путаницу: в советское время Новинский бульвар в Москве тоже носил имя Чайковского.
Улица Венецианова в посёлке художников самая короткая в Москве – всего 15 метров.
Зато фамилии почти всех великих русских живописцев посёлок Сокол всё-таки увековечил. Потому его и прозвали посёлком художников – из-за названий улиц.
Что посмотреть в поселке художников на соколе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Поселок художников на Соколе. Часть 1. Ул. Алабяна и ул. Брюллова.
Поселок художников на Соколе. Часть 1.
И еще один аргумент, с каждым годом поселок художников стремительгно меняется, он все меньше похож на тот, который помню я. Многие его старые дома не сохранились не только в натуре, но нет даже старых фотографий некоторых прежних домов. Из интернета даже пропали фотки домов, первоначально стоящих на «звездочке», так мы называли единственную площадь поселка, где сходится несколько улиц, а еще несколько лет назад, я их видела, т.к. задумала написать о нем довольно давно. В итоге я решила об истории поселка художников не писать совсем, кто не знает ее, найдет информацию о нем в интернете и в книгах, а я лишь попытаюсь составить нечто вроде своей энциклопедии, где будет рассказ о каждой улице поселка (в алфавитном порядке), а также рассказ обо всех старых и новых домах и, по возможности, об их жителях. Постепенно я буду добавлять новые сведения о поселке, которые мне удастся разыскать. При этом, буду надеяться, что и старые фото, недостающих снесенных домов со временем появятся в сети.
Дополнение. Вот нашла еще фото, где дом №8Б еще виден, а также прежний дом №8А.
В 1920-х годах в этом доме находился экспериментальный детский сад, в котором работала лишь одна воспитательница, а остальную работу выполняли по очереди мамы детей.
Дом №6. Жилой дом, 1926 г. постройки.
Прогуливаясь мимо этого дома обратите внимание на калитку, в нее вмонтированы остатки снарядов времен ВОВ, возможно, те самые,что упали рядом. Ну а сам дом охраняет верный пес, лежащий на крылечке.
Дом №8. Жилой дом построен из лиственницы в виде русской рубленной избы (по одним данным 1924 г., по другим 1926 г. постройки).
Веранда, вероятно, была пристроена позже.
Уважаемые «Соколяне» и жители окрестностей, если у Вас сохранились старые фото поселка или Вы захотите поделиться своими воспоминаниями, добавляйте их в комментариях или пишите мне в личку и я вставлю Ваши рассказы и старые фото в свой пост.
Город в городе
Недалеко от станции метро «Сокол», то есть прямо в черте города, люди живут в отдельных уютных коттеджах и гуляют в собственных садах. Это так называемый «поселок художников», который давно живет своей жизнью — у него есть музей, свое «правление» и даже отдельное финансирование.
В советское время коттеджи строили для художников, инженеров, архитекторов, учителей и других представителей интеллигенции. И их семьи до сих пор отказываются променять деревянные дома на бетонные коробки. Более того — поселок постоянно пополняется новыми жильцами из творческой среды.
МОСЛЕНТА вместе с краеведом Евгением Плиссом отправилась в поселок и узнала, как он строился и как ему удалось сохраниться посреди огромного мегаполиса.
20 гектаров города-сада
Московский поселок «Сокол» можно назвать городком интеллигенции. Второе название и, пожалуй, более распространенное — «поселок художников». На самом деле жили здесь представители и других творческих профессий: музыканты, литераторы, актеры, — а самих художников было не больше десяти. Зато практически все улицы названы именно в честь великих живописцев: Врубеля, Поленова, Брюллова, Крамского, Саврасова, Шишкина и других.
Фото: Виталий Безруких / РИА Новости
В 20-х годах прошлого столетия москвичи с разрешения Владимира Ленина начали объединяться в кооперативы и самостоятельно застраивать городские территории. Так в 1923 году образовалось товарищество «Сокол», которое осенью того же года начало возводить дома и обустраивать поселок.
Полная стоимость достроенного здесь коттеджа доходила до 600 червонцев, тогда как достаточно высокой считалась зарплата в 100 червонцев ежемесячно.
Строительство поселка шло приблизительно до начала 30-х годов. Он был запланирован как «город-сад» — эту концепцию разрабатывали еще английские социологи в конце XIX века. В поселке высадили много зелени. Со временем на каждой улице появились характерные только для нее кусты и деревья. Главными архитекторами проекта стали: Алексей Щусев, Николай Марковников, Иван Кондаков, братья Веснины.
Известные жители и дома
Сейчас в поселке около 115 домов, размесившихся на 20 гектарах. С конца 70-х по сегодняшний день это место остается памятником архитектуры советской эпохи. Например, дом с алым фасадом, принадлежавший режиссеру Ролану Быкову и его жене Елене Санаевой, сохранился в точности, и Елена до сих пор там живет.
Однако уже на входе нас встретил современный коттедж с фасадом XXI века. Раньше в этом месте жила известная олимпийская чемпионка по фигурному катанию – Ирина Роднина.
Фото: Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА
«Конечно, большая часть домов здесь уже перестроена, потому что сохранять их первоначальный вид – это достаточно затратно и в целом очень сложно. Из 115 домов больше половины, например, было просто уничтожено», — рассказывает Евгений Плисс.
На этапе проектирования поселка архитектор Николай Марковников планировал, что здесь появятся дома всего трех типов: русская бревенчатая изба, английский коттедж и немецкий домик. Сейчас сложно пересчитать все разновидности домов на этой территории. Так, одна из последних построек в поселке – дом «Инь-Янь» – была возведена здесь в 2007. Этот коттедж архитектора Владислава Платонова также называют «дом ручной работы».
Свой монастырь
Сегодня поселок «Сокол» обособился от остальной Москвы даже на административном уровне. Еще в конце 80-х он перешел на самофинансирование, таким образом, отделившись от городского денежного снабжения.
Здесь также есть музей собственной истории, в котором рассказывается о домах и их владельцах, представлена часть самолета «Максима Горький», упавшего на поселок в 1935 году. Хранительница местной истории — Галина Аристова — старожил поселка и заведует музеем сама.
Жители «Сокола», по замечанию Евгения Плисса, достаточно активны и в онлайн-пространстве. Так, свои вопросы они активно и почти ежедневно обсуждают с соседями в интернет-сообществе «Airport/Sokol Da Neighborhood».
Конечно, совсем отделиться от Москвы небольшой поселок не может. Но жители привыкли не злоупотреблять посторонней помощью.