Что посмотреть в скиделе

Место недели: культурное наследие в Скиделе

Гродненская область насыщена достопримечательностями от и до. Что ни городок и деревня – то мощное культурное наследие и история из тех самых школьных учебников. Сегодня предлагаем осмотреть наследие города Скидель, который расположился всего в 25-ти километрах от Гродно. Когда-то здесь находилась княжеская усадьба Четвертинских, но до наших дней сохранились только огромный парк и неоготический костел XIX века. Чудесная природа, спокойствие и тихое величие – рассказываем о былой роскоши уютного городка.

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Когда-то в Скиделе находился великокняжеский двор, основанный еще при Витовте. А в начале XVI века городок перешел во владения к Радзивиллам. Именно при них здесь начала бурно развиваться промышленность – работали пивоварня и кожевенное производство. В 1644-1645 годах за городок взялся король Владислав IV Ваза: он выдал привелей освобождающий местных жителей от налогов на 4 года, а чуть позже разрешил проводить в Скиделе раз в год базар и каждую неделю торг. Это привлекло в город новых жителей, и постепенно он начал расти и расстраиваться.

Но уже в 1706 году все пошло не так – город полностью разорили войска императора Карла (в то время шла Северная война). В 1795 году город вошел состав Российской империи, но от былого процветания на тот момент уже практически ничего не оставалось.

«Когда-то в Скиделе находился великокняжеский двор, основанный еще при Витовте»

В этом же 1795 году Екатерина II презентовала Скидель (и 1500 крестьян в довесок) вдове князя Антония Святополк-Четвертинского Колетт и ее семье (самого князя летом 1794 года казнили как изменника, потому что он выступил против новой конституции Речи Посполитой). Семейство решило обосноваться в городке, и в начале XIX века в Скиделе появилась княжеская усадьба с парком и россыпью хозяйственных построек.

Усадьба П-образной формы находилась в огромном парке. Но княжеский дом не сохранился до наших дней – в 1920 году тут случился пожар, который полностью уничтожил постройку. О внешнем виде дома можно судить лишь по старым фотографиям: вход в усадьбу был украшен классическим треугольным фронтоном и 4-мя колоннами. Недалеко от дома располагалась мельница, которая тоже не сохранилась. Территорию парка пересекала река (она и сейчас течет в Скиделе), так же на участке был искусственный водоем, который наполнялся речной водой – там можно было даже ловить рыбу.

Сам парк занимал территорию более 4-х гектаров. Здесь до сих пор можно встретить редкие виды деревьев, к примеру, каролинскую липу или веймутову сосну. Экзотические деревья высажены как бы небольшими группками – по парку можно очень долго бродить, чтобы увидеть все многообразие «живущих» здесь растений.

Одно из центральных мест композиции парка занимала часовня-костел Вознесения Девы Марии. Храм отлично сохранился до наших дней и сегодня является главной достопримечательностью городка.

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

На что посмотреть сейчас?

Костел Вознесения Девы Марии

Костел в неоготическом стиле из красного кирпича был построен в 1870 году и очень хорошо сохранился. По своей архитектуре он больше напоминает часовню – костел довольно компактный и не очень высокий. Находится он в очень уединенном месте – чтобы подойти к храму нужно перейти по узкому мостику через речку. Вообще, весь участок бывшей усадьбы Четвертинских находится в некотором отдалении от жилых домов современного Скиделя. Костел утопает в высоких деревьях старинного парка, поэтому ориентируйся на красный мост – прямо за ним и найдешь храм.

«Находится костел в очень уединенном месте – чтобы подойти к храму нужно перейти по узкому мостику через речку»

В костеле проходили богослужения до 1939 года, но во время Второй мировой тут устроили военкомат. Здание вернули католической церкви в 1991 году, и сегодня костел является действующим. Территория вокруг постройки ухоженная: вокруг высажены цветы и ели. А вот внутреннее убранство храма довольно аскетичное – иконы да несколько скульптур.

Чтобы попасть внутрь часовни-костела, лучше приезжать сюда в воскресенье, когда проходят богослужения. В будний день костел может быть закрыт.

Брамой украшен въезд в парк. Она представляет собой две башни разной высоты в неоготическом стиле, а окна башен напоминают бойницы. Учитывая тот факт, что от княжеской усадьбы здесь ничего не осталось, башни брамы выглядят как одно из последних напоминаний о былой роскоши городка. По самому парку советуем прогуляться подольше – он очень пышный, густой и наполнен удивительным растениями. Иногда на пути можно встретить не слабой высоты деревья, которые так просто в Беларуси и не увидишь.

Хозяйственные постройки и водяная мельница

Хозяйственных построек осталось довольно много, но большинство из них перестроено в советское время так, что в общем разглядеть в них какое-то культурное наследние непросто. А на улице Парковой, 10 разместилась бывшая водяная мельница. Хотя изменилась она, конечно, до неузнаваемости – сейчас в ней располагается городской отдел милиции.

Источник

Скидель
Вольная энциклопедия
Поездом, автобусом, велосипедом, пешком. Cо смартфоном Redmi Note.
Город
Гродненский район | Гродненская область | Беларусь

Рекламный блок – вечное размещение. Покупаешь один раз навсегда!

– в статье о деревне 100 BYN
– в статье о ПГТ, рабочем поселке – 250 BYN
– в статье о райцентре – 500 BYN
– в статье об областном центре – 2500 BYN
– в статье о Минске – 5000 BYN

Возможность менять содержимое блока. Контакт: @blisch

У Минска, Гродно и Бреста есть официальные города-спутники. Статус этот в нынешнее время ничего особо не значит, он скорее выдан на перспективу для сдерживания роста областных центров и столицы. Если со столицей в этом и прослеживается какой-то смысл, то Гродно и Брест… Скидель лежит в 25 километрах от Гродно, связан с ним железной и автомобильной дорогами и наверняка обеспечивает какую-то маятниковую миграцию трудящихся в будние дни, но в целом сам по себе промышленно развит и экономически автономен. Известный сахарный завод, менее известные агрокомбинат, фабрика медицинских препаратов и предприятие по выпуску железобетонных изделий… В общем, довольно живое место.

Скидель обладает одной из самых безумных планировок, что я встречал. Ровно посередине проходит трасса М6 Минск – Гродно, разбивая город на две примерно одинаковые по площади, но разные по наполнению части. Важный момент: по обеим сторонам трассы образовалась “санитарная” зона, практически свободная от застройки, в самой широкой части достигающая двух километров. В этой зоне практически ничего нет – только заправка, автостанция, церковь и краешек новостроек микрорайона Южный.

Вот так расположена автостанция, ровно на пустыре:

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Через вспаханное поле видны многоэтажки в районе улицы Зеленой:

Что посмотреть в скиделе

А это частный сектор где-то в районе Ожешко:

Что посмотреть в скиделе

Практически через весь город проходит улица Ленина, на самом деле являющаяся трассой Р41 Слоним – Мосты – Скидель – Поречье. Улица соединяет обе части городка, для чего ей приходится преодолевать два крупных путепропода над трассой М6 (с развязкой) и железной дорогой.

Что посмотреть в скиделе

Я выбрал поход в старую часть городка и побрел пешком. Первой по пути попалась школа №1:

Что посмотреть в скиделе

Перекресток Зеленой и Ленина:

Что посмотреть в скиделе

Ленина продолжается, иногда пересекаясь с тихими переулками, застроенными деревянными усадебными домами.

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

И выходит в центральный сквер, возможно, когда-то являвшийся площадью местечка.

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Памятник восьмерым местным комсомольцам-подпольщикам, действовавшим в Гродненском районе в 40-е годы. Их историю рассказала “Комсомольская правда” сразу после войны. Повешены нацистами здесь.

Что посмотреть в скиделе

Кряжистый Ильич на высоком постаменте:

Что посмотреть в скиделе

И даже пусть скромный, но фонтан!

Что посмотреть в скиделе

По периметру площади и кое-где по городу сохранились довоенные и даже дореволюционные здания. Разбавлены они советскими, позднесоветскими и уже совсем белорусскими. Под красной крышей сидит местная власть:

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Центр молодежи, ячейка БРСМ, кинотеатр “Комсомолец”:

Что посмотреть в скиделе

Одна из сторон сквера – улица Гагарина:

Что посмотреть в скиделе

Административное здание с продмагом на первом этаже:

Что посмотреть в скиделе

Даже немного пышная городская библиотека, чьи широченные окна выдают в ней 50-е годы постройки:

Что посмотреть в скиделе

В одноэтажном здании оливкового цвета районный центр творчества детей и молодежи:

Что посмотреть в скиделе

В послевоенные годы Скидель начал развиваться в районе железнодорожной станции, где образовалась крупная промзона вокруг сахарного завода, в том числе поселок при нем. Благодаря удаленности пристанционных кварталов от старого центра в наши дни в городе успешно действуют сервисы такси, включая большие “сетевые” службы.

Воспользовался одной из них, чтобы переехать к вокзалу на поезд домой. Красивое здание:

Что посмотреть в скиделе

В Скиделе хватает грузоотправителей и получателей, вон даже на крайнем пути стоит несколько платформ с контейнерами.

Что посмотреть в скиделе

Ну, и есть грузовой транзит через Брузги в Польшу и дальше в Европу. Есть пригородные дизель-поезда в Гродно, Волковыск и Лиду, есть пара пассажирских.

Источник

Скидель

Описание

Скидель – город, расположенный в 30 километрах на восток от Гродно. На сегодняшний день здесь проживает чуть более 10 тысяч человек.Статус города Скидель получил сравнительно недавно – в 1974 году.Экскурсии в Скидель включены во множество туров по Беларуси, что обусловлено богатой историей и традициями городка.

По одной из версий, название города происходит от древнего балтского слова «скидос», что означает «щит». Историки предполагают, что здесь размещался замок, вокруг которого и начало появляться селение.

Впервые Скидель упоминается в документах в 1501 году. С 1615 года владельцами города стали Радзивиллы, в то время он славился своими ярмарками и торгами. В течение всей своей истории Скидель не раз страдал от разрушительных войн. В 1706 году городок был разрушен войсками шведского короля Карла 12. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Скидель вошел в состав Российской империи, а в 1921 году – в состав Польши.Большие разрушения принесла Великая Отечественная война. На территории города был создан лагерь смерти, где было уничтожено более двух тысяч человек. В городе сохранилось несколько объектов историко-культурной ценности. Но визитной карточкой является костел Вознесения Девы Марии в Скидели, воздвигнутый в 1870 году.

К сожалению, до наших дней не дошла усадьба Антоновичей-Четвертинских в Скиделе – она была сожжена партизанами во время последней войны. Но уцелела брама усадьбы в Скидели. Она имеет вид двух круглых башен со стрельчатыми проемами. Также турист, выбравший отдых в Белоруссии, сегодня может прогуляться по старому парку, окружавшему не так давно усадьбу. Сохранилось также здание плебании. Живой интерес вызывают жилые дома начала 20 века, которые являются ярким примером рядовой застройки белорусских городов всего сто лет назад.

Интерес представляет и здание иешивы в Скидели, построенной в начале 20 века. До недавнего времени оно использовалось как фабрика по производству кожаных изделий, но на данный момент пустует.

Желающие могут посетить музей М. Василька в Скидели, где познакомятся с жизненным и творческим путем белорусского поэта.

Ежегодно с большим размахом в городе проводится ярмарка «Скидельскийкирмаш», привлекающая любителей отдыха в Беларуси.

Хорошо известен город белорусским сладкоежкам, ведь здесь находится сахароперерабатывающий завод. Нередко Скидель называют «самым сладким городом» Беларуси.

Во время посещения города турист не только увидит различные достопримечательности Скиделя, но и услышит немало легенд и преданий, ореол которых окружает город Скидель.

Источник

Скидель Что посмотреть в скиделе

первый сахарный поставщик Республики

В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены

Что посмотреть в скиделеИменно в Скиделе был основан первый в стране сахарный комбинат

Принято считать датой основания Скиделя 1508 год, хотя точная дата его основания неизвестна. В документах Скидель встречается с 16 века как великокняжеский двор в Гродненском повете Великого княжества Литовского. Долгое время город был владением княжеского рода Радзивиллов. В 1795 году город входит в состав Российской империи. В 1921-1939 годы город был под Польшей. Скидель обрел городской статус в 1974 году.

Что посмотреть в скиделе

В городе работают около 15 промышленных предприятий. Однако настоящую славу Скиделю принес Скидельский сахарный комбинат. Построенный в 1946 году, завод стал первым белорусским сахарным производством.

Население города составляет свыше 10 тысяч жителей. Здесь родился белорусский поэт Михась Василек (Михаил Костевич), в 10 км от Скиделя расположена деревня Мильковщина – родина известной польской писательницы Элизы Ожешко. Скидель является этнической родиной и английского лорда Роберта Скидельски оф Тилтона – известного экономиста, в прошлом советника премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Один из его белорусских предков, Лев Скиделски, жил в Скиделе 2 века назад. Во время Первой мировой войны их семью разбросало от Шанхая до Лондона. Лорд Роберт решил составить свою родословную и недавно побывал на своей этнической родине.

Городской праздник – День города в Скиделе отмечают осенью. В 2008 году город с размахом отметил свое 500-летие.

Что посмотреть в скиделе

Что посмотреть в скиделе

Флаг города Скиделя утвержден указом президента РБ от 14 июня 2007 года. На белом прямоугольном полотнище с соотношением сторон 1:2, в центре лицевой стороны размещено изображение герба города Скиделя обрамленное голубой каймой.

Источник

История города Скиделя, расположенного приблизительно в 30 км. от Гродно, берет свое условное начало с 1508 г. Хотя образование Скидельского княжеского двора исследователи относят к времени князя Витовта (1390-1430 гг.)[1]. То есть наш Скидель – древний. А раз так, то у каждой древности есть свои тайны. В данном случае речь идет о Скиделе православном.

Когда появился в Скиделе первый православный храм сложно сказать. Но наверняка тогда же, когда и сам город. О том, что такое предположение может быть вполне реальным, мы судим из статьи, упоминаемой археологом Покровским, за 1817 г. в «Виленском еженедельнике» публициста, историка, военного инженера Теодора Нарбута[2], который в 1807 г. сам побывал в Скиделе и случайным образом обнаружил надпись на бревне, использовавшемся под скамейку близ храма.

Что посмотреть в скиделе

Надпись свидетельствует, что в 1553 г. некий Варфоломей крестил Ятвягов.

Сам Нарбут предположил, что найденное бревно было частью старинного храма, где и было совершено таинство. В 1810 г. ученому сообщают, что подобные надписи обнаружили и на стенах тогда существовавшего деревянного Покровского храма[3]. О чем говорит этот факт? В первую очередь, что современный Нарбуту скидельский храм был построен на месте старинной церкви и из ее пригодных к строительству остатков материала. Эта церковь, как о том пишет епископ Иосиф, была воздвигнута местным войтом Павлом Казекою в 1650 г.[4].

Не сложно представить, в каком состоянии мог находиться деревянный храм, которому было уже 200 лет. Время безжалостно к святыне. Второй храм в местечке Скидель к 1840 г., как о том говорят архивные данные[5], нуждался в ремонте. Тогда составили даже смету на починку крыши храма, и скорее всего к 1841 г. реализовали[6]. Спустя 11 лет эта смета станет актуальной и будет учтена в уже капитальном ремонте старой деревянной ветхой скидельской церкви.

31 января 1851 г. за входящим номером 91 в Гродненское губернское правление поступил отзыв местного скидельского владельца-князя Константина Четвертинского. В нем он призывал правление из-за ветхости храма к «капитальной перестройке». Правление рассмотрело отзыв 27 апреля и приняло решение просить Гродненскую губернскую строительную комиссию командировать в Скидель искусственного чиновника. Он должен был произвести осмотр храма и составить смету ремонтных работ[7].

Дело о составлении сметы затянулось. Только 25 января уже 1852 г. помощник архитектора С.Кулаковский докладывает о том, что смета готова, и он ее прилагает для дальнейшего рассмотрения в Строительной комиссии[8]. 16 февраля 1852 г. Строительная комиссия, после тщательной проверки и освидетельствования, перенаправила за № 128 смету в Губернское правление[9]. Однако правление, приняв во внимание просьбу губернатора от 25 марта, одобрило отзыв преосвященного Игнатия, епископа Брестского по поводу необходимых ремонтных работ. В его списке важных изменений было на порядок больше, чем в той смете, о которой шла речь на собрании правления. Потому 4 апреля 1852 г. было принято решение еще раз отправить в Скидель губернского архитектора и земского исправника для составления новой сметы, которая учла бы мнение епископа Игнатия[10]. Вопрос о постройке новой отдельной колокольни на месте старой не получил одобрения, так как архитектор Михаэлис предложил вместо ранее располагавшейся в центре кровли небольшой и неблаговидной маковки построить над притвором обширную башню для колокольни.

В ходе разбирательства по поводу ремонта старой скидельской деревянной церкви возник вопрос, о котором заговорил сам губернатор края. Вокруг храма очень близко располагались еврейские торговые лавки. Своим положением они создавали архитектурную дисгармонию для всякого, кто пользовался почтовой дорогой. В связи с этим губернскому архитектору предстояло решить вопрос о переносе лавок на большее расстояние от храма. Вся эта волокита требовала времени на «осмотрительные» поездки на место объекта, на бумажную волокиту, на чертежи и подсчеты смет. А требование губернатора было неоспоримым: храм начать ремонтировать в продолжение весны.

Забегая вперед, надо сказать, что храм получил новое дыхание и был отремонтирован к 1855 г. Как напишет в 1865 г. сам князь Четвертинский: «…лет десять тому… поднято все здание, подложены подрубы из прочного материала, поставлены новые стропила и крыша накрыта сызнова…»[11]. Также церковь была обнесена и каменной оградой[12], а над притвором надстроена колокольня. Лавки же перенесли только в 1857 г. К 1 мая они были разобраны, а к 29 октября – согласно проекту, перенесены на 20 сажень от церкви[13].

В 1852 г. силами местного братства в Скиделе появляется деревянный храм с колокольней во имя архистратига Божьего Михаила. Эта самостоятельная церковь до сих пор является кладбищенской, так как находится непосредственно на месте христианских захоронений[14]. Правда уже не деревянная, но каменная.

Скидельскому приходу принадлежала кладбищенская старинная деревянная церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Известная в 19 в. как Котранская, в 21 в. она звучит под именем Гущицкой.

Тем не менее, речь идет об одном и том же храме.

12 мая 1864 г. мировой посредник 1 участка гродненского уезда Хотянинцев обращает внимание губернатора на старую ветхую в 2 км от Скиделя церковь. С его слов, храм этот был почитаем среди народа. В сам день памяти святого Георгия на поклонение местной святыне, огромной иконе мученика с описанием его жития, приезжало от 3 до 4 тысяч паломников. Церковь святого Георгия построена по свидетельству Хотянинцева еще 300 лет назад, т.е. около 1560-х[15]. О том же говорила и надпись на обороте иконы, подаренной храму: «Пожертвована в сию церковь 1560 года Иваном Верещинским». К моменту написания отзыва мирового посредника котранский храм пришел просто в катастрофическую негодность. Когда-то будучи самостоятельным, он стал впоследствии приписным к скидельскому.

Из письма мирового посредника становится понятным, что для ремонта церкви местный владелец князь Четвертинский, братья которого были похоронены под этим храмом, подарил 60 деревьев, а от скидельского благочинного 100 рублей. Однако для капитального ремонта святыни посредник просит у губернатора еще 600 рублей[16].

21 мая губернатор просит епископа Брестского Игнатия рассказать в письме о том, какие работы необходимо провести в храме[17]. Тот в свою очередь 23 мая в ответном письме дает четкое описание проблем храма: «нуждается… в исправлении стен и обшивке их тесом, в новой гонтовой крыше, настилке досчатого пола, на место нынешняго, испорченнаго кирпичнаго, в новом приличном Иконостасе, вместо ныняшняго весьма беднаго и неблаговиднаго, и в новой приличной из булыжнаго камня ограде…»[18].

6 июня 1864 г. гродненский гражданский губернатор Скворцов в письме генерал-губернатору Муравьеву испрашивает на починку храма 600 рублей. 12 июня граф от инфантерии Муравьев своим ответным письмом (№7577) дает на то разрешение[19].

Итак, рабочим предстояло, судя по смете, заменить 123 кв.м. гонтовой крыши, 290 погонных метров сгнивших венцов или нижних бревен. Как видно на фотографии нач. 20 в., общий объем бревен приблизительно был равен 1000 погонным метрам. Значит, стены храма сгнили даже при не точных подсчетах на 30 %. Кирпичный пол требовалось чинить на 10 кв.м.[20]. В итоге – 709 рублей и 44 копейки. И это только на ремонтные работы!

Благодаря активности скидельского благочинного священника Антония Будзиловича, больше всех радеющего об исправлении святыни, нашелся еще один благодетель, который после строительных работ помог обустроить церковь утварью, иконостас иконами. В 1866 г. благочинный написал о том, как строилась и обустраивалась церквушка святого Юрия в 9 номере ведомостей. Вот его слова: «В 2-х верстах от м.Скидля, по большой дороге в Гродну, на крутом берегу реки Котры находится деревянная церковь св. вмч. Георгия, и поэтому называется Котранская-Юрьевская. Искони к ней принадлежал приход, но неизвестно, когда закрыт и приписан к Скидельской церкви. Там находится особо чтимая народом чудотворная икона св. Георгия на доске в большом размере; на подписи значится: «Пожертвована в сию церковь 1560 года Иваном Верещинским». На иконе изображены различные страдания св. Георгия с славянскими надписями, что ясно доказывает существование в сей стране древнего Православия и русской народности. Но церковь Юрьевская от времени стала приходить в ветхость, и наконец угрожало ей совершенное разрушение, подобно многим храмам, имевшим вид гробовых призраков. Пастыри сей церкви много думали и заботились об изыскании средств для поддержания этой святыни…

Иконостас храма сделал мастер Платон Шаровников, который за свою работу получил 200 рублей[21] вместо выделенных 170, что впоследствии стало причиной некоторых тяжб со стороны Контрольной палаты. Освящение церкви по благословению преосвященного Игнатия, епископа Брестского прошло 14 апреля на Виленских мучеников.

«14 апреля, после ранней литургии, все духовенство с народом, стекшимся из соседних приходов в огромной массе, отправилось Крестным ходом из Скидельской церкви к новоустроенной; образ св. Георгия несен был руками священников. После водосвятного молебна началось самое освящение храма; народ, не видавший этого священнодействия и находившиеся здесь католики теснились к алтарю, чтобы посмотреть и послушать стройное пение архиерейского хора. Давка была страшная; по тесноте церкви здесь едва могла поместиться десятая часть собравшегося народа. Во время Божественной литургии, совершенной Преосвященным Игнатием в сослужении духовенства, произнесено было священником Езиорской церкви Адамом Михалевичем слово…»[22].

В 1895 г. приход храма святого великомученика Георгия Победоносца упоминается самостоятельным[23]. Само здание храма просуществует до 90-х 20 в., когда его разберут за ветхостью. В 21 в. приход станет именоваться Гущицким. Усилиями священника Кирилла Близнюка и местных прихожан будет отстроен новый каменный храм.

Кроме того, что имперское правительство восстанавливало старые деревянные храмы, в Скиделе предполагалось строительство и каменного храма. Удивительно, но целых два раза в м.Скидель не смогли построить прекрасные по проектам каменные храмы, которые украсили бы почтовую дорогу. Этому суждено было произойти в 2014 г.

А пока 20 марта 1865 г. В тот самый год, когда шел ремонт в котранской кладбищенской церкви епископ Брестский Игнатий пишет письмо на имя гражданского гродненского губернатора Скворцова. В нем преосвященный просит из выделенных 4 тысяч на строительство нового каменного храма выдать лишь 1 тысячу на окончание ремонта храма в селении Тетеровке, так как прихожане и священник Иоанн Горачко уже капитально восстановили храм и считают нецелесообразным строительство в малом приходе каменной церкви. Владыка Игнатий предлагает применить оставшиеся 3 тысячи на разработку сметы и проекта, на подготовку к строительству каменного обширного храма в м.Скиделе. По словам епископа, старый храм мал и переполняется верующими настолько, что тем приходится стоять на улице. И ситуацию не изменит даже запланированное расширение притвора путем снятия стенки и наращивания новой. По мысли владыки, такая перестройка изуродует храм и впечатление о нем проезжающих по почтовой дороге особ[24].

Мнение преосвященного Игнатия губернатору понравилось. 6 марта 1865 г. от губернатора были отправлены сразу три письма: Гродненскому уездному комитету по сооружению православных церквей, архитектору Каленкевичу и местному владельцу князю Четвертинскому. В этих письмах он высказал свое согласие с владыкой и уведомил Комитет о том, что он поручил архитектору разработать проект и смету каменного храма на 800 человек. Он также просил подумать об экономической стороне вопроса, и о том, как построить в Скиделе кирпичный завод для строительства будущего храма[25]. В обращении же к князю губернатор спросил его о том, как он поможет в строительстве храма. На что князь предложил 200 рублей и давно заготовленный к ремонту храма строительный лес.

Дело о строительстве каменного храма стало связано напрямую с вопросом о строительстве кирпичного завода. Данную проблему поручили мировому посреднику Окуневу. Для начала строительства завода 15 апреля 1865 г. было выделено 200 рублей[26]. Предполагалось, что завод будет поставлять кирпич и всем остальным близко строящимся церквям. Однако мировой посредник рапортом от 14 сентября 1865 г. сообщил, что устройство завода близ Скиделя просто невыгодно и по дальности расстояния от строящихся храмов, и по нерентабельности самого предприятия. Да и 200 рублей на постройку «фундаментального» завода очевидно мало. Окунев сообщил Комитету по строительству православных церквей, что он уже готовит кирпич для строительства храма в Скиделе на заводе в имении Лавны, о чем он договорился с местным землевладельцем князем Любецким. А выданных 200 рублей он просил использовать для покупки дров, железа и на оплату рабочих[27]. Кирпич для строительства каменного храма действительно производился в имении Лавне. В рапорте от 16 июля 1865 г. Окунев рассказывает о заготовке кирпича для строительства Скидельской и Озерской церквей и просит разрешения использовать казенный лес для заготовки дров для обжига кирпича. Разрешение он получит 23 сентября того же года[28].

После 1865 г. дело о строительстве новой каменной церкви в Скиделе продолжается (по непонятным причинам!) документами за 1867 г. Что происходило в 1866 г. для нас остается загадкой. Так или иначе, но из писем гражданского губернатора генерал-губернатору можем говорить, что в этот период на строительство храма хотели выделить 4 000 рублей. Однако уже к 31 августа 1867 г. деньги с ведома генерал-губернатора были распределены на достройку храма в Олекшицах (1 тыс. руб.) и Тетеревке (1 тыс.руб.). Таким образом, для начала строительства храма в Скиделе оставалось уже 2 000 рублей[29]. Как «говорят» документы «ассигнование» денег так и не произошло: 8 ноября 1868 г. в журнале Строительного Присутствия будет отмечено, что постройка отложена «до утверждения сметы»[30].

Еще раз к идеи строительства каменного храма в Скиделе вернуться через 56 лет. Появиться новый проект и смета[31]. Но военные события 1914 г. не позволят построить и эту церковь в Скиделе.

Иерей Антоний СЕМИЛЕТ

По материалам НИАБ Гр

[1] Скiдзель. 500 год гiсторыi / I.Барысау, М.Дзелянкоускi, А.Вашкевiч, [I iнш.]. – Гродна: Гродзен.друк., 2008. – С. 6.

[2] (Narbutt, 1784—1864) — известный историк Литвы, воспитанник виленского университета, был военным инженером русской службы. Главные труды Н.: «Dzieje narodu litewskiego» (Вильно, 1835—41), «Pomniki do dziejów litewskich pod uzgl ę dem historycznym, obyczajowym, archeologicznym etc.» (Вильно, 1846), «Pomniejsze pismahistoryczne, scheg ó lnie do historyi Litwy odnoszance sie» (Вильно, 1856). Польские критики признают в Н. «пламенную любовь к прошедшему своей провинции», но находят в его трудах, при богатстве фактического материала, недостаток научной подготовки и критического отношения к фактам. Иначе относится к ним Бессонов («Белорусские песни», М., 1871), который видит в Н. инициатора исследований, направленных, вот пор польской исключительности, к выяснению самостоятельной жизни Литвы. Н. оставил еще сокращение своих «Dziej ó w Litwy» (Вильно, 1847) и «Rys historyczny ludu cigańskiego» (Вильно, 1830), а также множество рукописей (в том числе «Dopołnienia do Niesieckiego» и «Rejestr archiw ów polskich»), которые хранятся в виленском музее.

[3] Покровский Ф.В. Археологическая карта Гродненской губернии. – Вильна: Типография А.Г. Сыркина, Большая улица № 88, 1895. – С. 47.

[4] Гродненский православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века. Епископа Иосифа. Изд. 2-ое. – Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1899. – Т. I. – С.305.

[5] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 6-6об.

[6] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.205. – Л. 55.

[7] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 1-1об.

[8] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 19.

[9] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 39.

[10] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 39об-45.

[11] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 8-8об.

[12] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 45об-50об.

[13] Приблизительно 42 метра. НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 91

[14] Гродненский православно-церковный календарь… – С. 342.

[15] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 1.

[18] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 4 4об.

[19] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 5 7об. НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.7. – Л. 4об.

[20] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 8 12.

[21] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 21.

[22] Освящение церкви во имя вмч. Победоносца Георгия, приписной к Скидельской церкви Гродненского уезда // ЛЕВ. – 1866. – №9. – С. 346357.

[23] Гродненский православно-церковный календарь… – С. 17.

[24]НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 1-2об.

[25] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 36об.

[26] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.7. – Л. 4.

[27] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 21-22об.

[28] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.10. – Л. 1002-1002об, 1037.

[29] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 23-24.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *