Что посмотреть в толге кроме монастыря
Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге
Так уж сложилось, что на ярославской земле самые древние памятники — церкви и монастыри. Вот и Толгский монастырь, основанный в 14 веке, был отстроен в камне в 17 веке, что свидетельствовало о великом почтении к его святыням. Сейчас это популярный маршрут для паломнических и туристических групп.
Рассматривая карту достопримечательностей Ярославля, я обнаружила, что Толгский монастырь расположен прямо на берегу Волги.
Тут же возникла идея добраться до этого места по воде, если возможно. Нашла в Интернете расписание рейсов Ярославского речпорта. Оказалось, в Толгу регулярно ходят рейсовые суда. Лучшего известия и быть не могло. Летом, да по Волге, да меж красивых берегов, да на свежем воздухе! Я уже заранее рисовала в уме картинки, которые я увижу на этом пути.
Мы планировали несколько поездок из Ярославля по области. Когда в какую отправиться, решили смотреть по обстоятельствам. В данном случае обстоятельства были таковы, что в ближайшие дни обещали дожди, поэтому первой, пока погода позволяла, была выбрана Толга. Хотелось не только посмотреть достопримечательности, но и прокатиться по Волге, а может, и искупаться в хорошую погоду.
В первый же вечер, оставив вещи в снятых апартаментах, мы отправились на речной вокзал узнать, где посадка и когда можно купить билеты, чтобы с утра не метаться в поисках.
Надо сказать, что место для проживания мы выбрали очень неплохое, в историческом центре, угол улиц Некрасова и Собинова, в 10–15 минутах ходьбы до речного вокзала. Там даже на тротуаре было напоминание о том, где мы находимся!
Была пятница, тепло, светло, людей в парках, скверах и на набережной полно, на бульваре слышна живая музыка — в общем, благодать.
Речной вокзал в Ярославле большой, и мы, конечно, сначала пошли в сторону, противоположную нужной нам. Спросили у юных полицейских, где можно купить билеты на теплоход. Странно, но они не знали, однако глубокомысленно произнесли, махнув рукой в направлении главной лестницы: «А пройдите туда. Многие спрашивают, мы их туда посылаем, и никто пока не возвращался…» Мы долго потом хохотали над этим «не возвращался».
Всё оказалось значительно проще, чем ожидалось. Дежурный на пристани сказал, что на Толгу судна отправляются с причала № 8, билеты продают на борту.
По расписанию наш теплоход отходил в 9.30. Людей было много: суббота, судно рейсовое, делает несколько остановок в дачных местах, соответственно, дачников было много. Тем не менее, нам удалось устроиться на верхней открытой палубе, так что все красоты водного пути были нам открыты.
Поразила цена билета — 29 рублей. Кто-то с сожалением сказал, что в прошлом году ещё льготы были, но в этом их отменили. Услышав это, мы переглянулись и слегка сползли со скамейки… Мы давно о таких ценах не слышали, даже на городской автобус выше…
По расписанию обратный рейс обещался в 14.30, так что мы могли спокойно рассчитывать не только на неспешный осмотр достопримечательностей, но и на полноформатный обед и купание в Волге. А пока поглазеем по сторонам. Идём против течения, зигзагом между пристанями на разных берегах, пока в черте города.
Толгский монастырь
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.
Была на экскурсии, очень рекомендую! Красота, умиротворение, можно купить вкусные и полезные продукты!
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня у меня отзыв на женский монастырь. Мы с мамой в отпуске, отдыхали на теплоходе и периодически ходили на экскурсии. Отзыв на теплоход будет обязательно!
А сегодня хотелось бы рассказать об очень ухоженном, красивом месте, однако с очень грустной историей ( мы с мамой плакали).
Сама территория просто ОЧЕНЬ ухоженная, ни одного пожухлого листика или пылинки вы там не увидите, словно в гостях на даче у миллионера! 🤩
Я не буду рассказывать здесь всё, что говорила экскурсовод, а потом и наставница монастыря, иначе вам будет потом не интересно. Расскажу лишь немного :
Раньше здесь учились дети, молодёжь, более 200 человек.
У матери погиб один сын и от горя она ослепла. Однако, не роптала на Бога, а приняла это и сказала: » Это Бог меня оберегает, зачем мне что-то видеть в этой жизни, если у меня погиб любимый сын!»
У неё остались ещё сыновья.
Здесь захононены 44 солдата.
Конечно, это всё очень трогательно, многие не сдерживали слез.
Но и хорошие истории тоже были:
У священника не было детей и он приехал в храм. В итоге он приехал потом с 3 детьми ( мальчиками).
У одного вельможи погиб сын и его привезли на отпевание. Он воскрес!
Одна женщина приехала сюда больная и прямо около икон она сказала: » Я исцелилась!» и заплакала от радости!
Конечно, это очень хорошо, что рассказы о иконах, убранстве храма, великих людях прошлого дополняют фактами из прошлого и настоящего, хоть порою и не можешь сдержать слёз грусти или радости!
Постройки очень красивые, но строить здесь не закончили, стройка идёт по прежнему, но, конечно, уже в отличных условиях по сравнению с прошлым!
При входе дают длинные юбки, которые нужно одеть на брюки ( в коротких юбках не советую приезжать сюда, это и не удобно и не прилично).
Платочек на голову нужно иметь свой)))
На входе нас встретила пушистая кошечка, она была совершенно не пугливая, ласкалась. Было приятно это видеть, живёт она здесь в любви 🐈
Фотографий внутри храма у меня нет, там фотографировать и снимать видео запрещено и я считаю, что это правильно!
Храм ведёт своё хозяйство, здесь есть коровы и куры ( но мы не видели). Есть поля, плодовые деревья.
Вообще, я уверена, что в любое время года здесь очень красиво!
Место очень тихое, спокойное и душевное.
Часть рассказа можно почитать здесь:
Толгский монастырь: с любовью к людям
Инокиня Спиридона (Жевлакова)
Инокиня Спиридона – насельница Толгского монастыря. Многие из посещавших возрожденную древнюю обитель встречались с ней как с увлеченным – и увлекающим своим рассказом экскурсоводом. Участники монашеских конференций знают, что она много занимается историей Толги, стремясь воссоздать «духовные лики» тех, кто столетиями созидал здесь иноческую жизнь. В публикации, которую мы хотим предложить вниманию читателей, мать Спиридона выступает прежде всего как человек глубоко, всем сердцем любящий свой монастырь – свой дом. В этом живом монологе все проникнуто любовью – и к старинным стенам, и к послушаниям, которые несут сестры у святынь обители, и, главное – к тем, кто Промыслом Божиим приходит к Толгским святыням для исцеления души.
Восьмое столетие белокаменный богатырь – обитель Божией Матери в Ярославле – стоит на левом берегу Волги, подобно крепости. Проплывают мимо четырехпалубные лайнеры, доносится из динамика стремительно мчащейся иномарки громкая музыка. А люди по-прежнему едут, идут, плывут в Толгу. Здесь они обретают духовный дом, находят самих себя, открывая подлинную суть христианства.
Ярославский Толгский женский монастырь является одним из ведущих центров православия и духовной жизни, памятником истории и культуры. Наши соотечественники и путешественники из разных стран приезжают прикоснуться к духовному наследию, почувствовать особую атмосферу и намоленность древних стен.
Чего человек ждет от Церкви? Прежде всего, мудрости. Ответов на волнующие сердце вопросы. Он ждет от нас, служителей Божиих, молитвы и приятия, сочувствия и понимания. Терабайты информации, поток суеты, необходимость выжить в бедности или не потерять себя в богатстве размывают в человеке смыслы: для чего я живу? Зачем это все? Есть на земле справедливость, а после смерти бессмертие? В чем причина страданий миллионов? Из чрезмерно земной реальности может вывести внезапное горе, потеря близких, стресс. Или чудо. Человек, оказываясь в одиночестве и бессилии, начинает ощущать себя пылинкой, ничтожеством, не может найти выход из тупика. В такие минуты как никогда рядом Господь. И Он Сам направляет к стенам храмов и монастырей, посылает удивительные ситуации и встречи с духовными людьми, способные нас изменить.
Монастырь – «консульство Божие» на земле
В нашей обители не бывает ни одного человека, приехавшего сюда случайно, мы верим в Промысл Божий о человеческой душе. Каждая личность находит здесь что-то, созвучное своему сердцу. Кто-то откликается на красоту природы и архитектуры, у иного наворачиваются на глаза слезы при пении монашеского хора или при взгляде на икону. Кого-то переворачивает встреча с монахинями – «невестами Христовыми», «земными ангелами».
Каждый год в конце августа тысячи верующих устремляются в обитель, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Толгская», явленной на месте будущего монастыря в лесной дубраве епископу Трифону 21 августа 1314 года. Пожилые и молодые, воцерковленные и светские гости находят время и силы, чтобы посвятить этот день Божией Матери. Люди приезжают с огромным желанием приложиться к Образу, поставить свечи и воздохнуть о своих скорбях, помянуть близких, постоять на богослужении. Еще с вечера в обители встречают крестный ход с древним списком Толгской иконы, и под колокольный звон сотни богомольцев проходят через Святые врата. Храмы не могут вместить желающих – торжественные всенощное бдение и Литургия совершаются на улице. Всматриваясь в лица людей, понимаешь: их сердца полны надежды и веры, и жив еще наш народ, силен духом. Отцы приводят детей, внуки сопровождают любимых дедов. По многолетней традиции, после службы все желающие могут посетить старинную кедровую рощу. Человек, оказавшись на лоне природы, словно снимает с себя маску суеты. Радостно видеть сияние глаз, наблюдать, как спадает с людей груз возраста и проблем.
В такие большие церковные праздники как «Толгин День» ощущаешь, как же Господь любит и бережет матушку Россию, и насколько людям необходимо услышать слово Божие. 21 августа 2020 года во время пения Херувимской песни богомольцы увидели над монастырем Пресвятую Богородицу, держащую Покров над обителью. А сколько в этот день совершается чудес перед Чудотворным образом! Паломники выстаивают длинную очередь, и, ожидая встречи со святыней, пересматривают свою жизнь. Заглядывая в глубину своего сердца, понимают, что надо просить помощи и заступничества не в сиюминутном. Несколько лет назад, в марте 2018 года, пятилетняя девочка, сидевшая напротив Чудотворной Толгской иконы, увидела Божию Матерь, вышедшую из образа. Царица Небесная Сама обходила храм и молящихся. О ком-то Она вздыхала, а кому-то что-то давала. Но, как призналась девочка, «тети и дяди ничего не заметили».
А однажды сестры увидели необычную группу паломников, слезно все как один молившихся перед иконой. Матушки осмелились спросить, что привело к Матери Божией этих людей, и в ответ услышали поразительный рассказ. Группа из Москвы направлялась на экскурсию в Кострому. И водитель, и экскурсовод впервые ехали по Ярославской трассе. Навигаторов, а дело происходило в начале двухтысячных годов, не имелось, что-то напутали с картой. Благочестивые люди, направлявшиеся к Федоровской иконе Божией Матери поняли, что едут они не туда. И вдруг всем автобусом увидели по левой стороне стоящую на облаках Женщину. Она воздевала руки и пламенно молилась о чем-то. Пораженные свидетели явления Царицы Небесной решили ехать к тому месту, над которым они видели Божию Матерь. И оказались перед стеной Толгской обители.
Печален взгляд Пресвятой Богородицы на нашей иконе, явленной в период татаро-монгольского нашествия. Столетиями народ приходил к Ней со своими скорбями. Никого Богородица не оставляла без утешения. И сейчас люди делятся с монахинями свидетельствами об исцелениях и исполненных просьбах. У бесплодных пар рождаются дети, больные с кожными, костными, онкологическими недугами получают исцеление. Одна моя знакомая вмиг избавилась от многолетней страсти табакокурения. У других знакомых младенец исцелился от врожденного порока развития. В начале 2021 года обитель посетил мужчина средних лет. Он приехал вместе с женой и друзьями и поведал о том, что хочет заказать благодарственный молебен Господу и Божией Матери в благодарность за избавление от внезапной смерти. В декабре 2020 года он ехал на деловую встречу из Вологды в Тверь, через Ярославль. Не являясь «особенно воцерковленным», решил поставить свечу о благополучии предстоящего мероприятия перед Чудотворной Толгской иконой, о которой много слышал. Приложившись к иконе, мужчина обнаружил, что его облила лампада, висящая довольно высоко перед образом. Единственная одежда оказалась испорченной, но необходимо было ехать дальше. И в тот же день, не доехав нескольких километров до Твери, он попал в автомобильную аварию. Его спутники и водитель соседней машины погибли на месте. А наш знакомый получил лишь сотрясение мозга. Он уверен, что Божия Матерь не позволила ему умереть в тот страшный день, поставив на нем своего рода знак, печать, и при первой возможности приехал вновь в монастырь.
С левой стороны от Толгского образа для поклонения выставлена икона Божией Матери «Знамение», написанная в XIX веке монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. На глазах богомольцев два десятка лет происходит чудо мироточения: по лику Божией Матери текут слезы. Когда малоцерковные посетители видят этот знак присутствия Богородицы, что-то в их душах переворачивается.
Паломники едут также поклониться мощам святителя Игнатия (Брянчанинова), известного духовного писателя и аскета XIX столетия. Он был подлинным пастырем душ, и с отеческим участием наставлял каждого в вопросах духовной жизни. Благодаря тому, что в обители находятся его мощи, к нам приезжают многие деятели Русской Православной Церкви, монашествующие, богословы и семинаристы. Творения святителя переведены на множество иностранных языков. Нас посещают его почитатели из Сербии и Америки, Австралии и Румынии. Святитель Игнатий – духовный отец и наставник всех монашествующих, и мы, недостойные продолжатели его пути, счастливы тем, что являемся хранителями его мощей.
У нас пребывают частица Ризы Господней, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, любимых и почитаемых в народе, частицы мощей братии Киево-Печерской лавры, раннехристианских мучеников и многих великих русских святых. Говорят, что если в храме пребывает частица мощей хотя бы одного святого, то и сам святой молится и за сие место, и за приходящих богомольцев. Сколько же святых ходатайствуют за нашу обитель и паломников! Как шутят богомольцы из других городов: «Матушки, вам и ехать никуда не надо – у вас тут и Иерусалим, и Греция, и Рим». Действительно, монастырь – уголочек рая на земле, «консульство Божие», в чем может убедиться любой желающий.
Обитель представляет также отдельный интерес для историков и искусствоведов. На монастырском кладбище находятся семейные усыпальницы князей Урусовых и Голицыных. Под Спасским храмом нашли место упокоения генерал Николай Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, и первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (1722–1788), выдающийся государственный деятель эпохи Екатерины II.
На могиле князя Тучкова до революции находился венок, отлитый из чистого серебра. На нем по просьбе родной сестры императора Александра Первого Екатерины Ольденбургской была выгравирована надпись: «Весь мир был его любящее сердце». Многие, услышав об этом, задумываются: «А какую надпись можно будет прочесть на моем собственном надгробии?» Я наблюдала картину, как падали осенние листья с кленов, а молодой человек, вынув из ушей наушники, стоял, прислонившись к стволу старого дерева, и смотрел на древние могилы. Его взгляд был задумчив и покоен.
Главная Хозяйка здесь – Пресвятая Богородица
Если мы обратим внимание на архитектурный ансамбль храмов, келейных корпусов, стен и башен, то удивимся, сколько здесь одновременно эпох и направлений – от русского стиля до классицизма и барокко. Храмы обители словно парят над землей. И, созерцая старинную архитектуру, человек прикасается к подлинной и вечной красоте. А Свято-Введенский собор, построенный на месте обретения Чудотворной иконы, знаменит своими фресками XVII столетия и охраняется ЮНЕСКО. Его строительство в 1680 году благословил Патриарх Никон.
В дореволюционный период монастырь посещали такие значимые личности как Иван Грозный, Михаил Федорович Романов, царевна Софья и Федор Алексеевич Романовы, Екатерина II, Павел I, святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Патриарх Тихон. Дважды приезжал Государь император Николай II. В новейший период Толга принимала Святейших Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла, а в последние десятилетия и руководителей государства.
Тридцатилетний опыт возрождения Толгского монастыря свидетельствует о том, что благодать этого места особым образом воздействует на души приезжающих к нам людей. Современники узнают об обители через средства массовой информации – передачи и документальные фильмы, статьи и монастырский сайт (montolga.ru). Многие открывают для себя это место, посещая достопримечательности «Золотого кольца России». Путешественники часто признаются сестрам, что «будто в рай попали» – все ухожено, чувствуется, что монахини любят свой дом и с готовностью исполняют заповедь о гостеприимстве. Но не мы здесь являемся подлинными хозяевами. Главная Хозяйка этого места, как и других православных монастырей, – Пресвятая Богородица. Именно Она управляет всеми делами, а мы, сестры, лишь «обслуживающий персонал», Ее служанки. Однажды турист спросил монахиню: «У вас столько трудов! Вам не тяжело?» На что она ответила: «Монахи – это дети Божии. А дети, если по-настоящему любят родителей, будут делать всё, чтобы радовать и их, и их гостей».
Духовной семьей Толгских сестер с 1988 года бессменно руководит Матушка игуменья Варвара (Третьяк) – человек удивительной мудрости и силы, молитвы и действия. Через Матушку-настоятельницу мы имеем возможность соприкоснуться с опытом дореволюционного монашества. В 1967 году 20-летняя Александра стала послушницей в Киевской Флоровской обители у монахинь, принявших постриг еще в царской России. А призвание к ангельскому жительству она ощутила в раннем детстве. Матушка Варвара воспитывает в сестрах доброжелательность к приезжающим в монастырь паломникам и туристам и сама являет пример радушия и гостеприимства.
Многие люди восторгаются, когда видят восстановленный буквально из руин архитектурный ансамбль монастыря и утопающую в цветах территорию, похожую на райский сад. Чудо возрождения было бы невозможно без нашей неутомимой молитвенницы и труженицы, вдохновляющей своим горением по Боге на ежедневный подвиг.
Место духовного пристанища и отдохновения
Историческое, архитектурное, духовное наследие Толги многогранно. Обитель пережила польско-литовское нашествие XVII столетия. Подвергалась пожарам и наводнениям, находилась в состоянии экономического расцвета в период царствования Романовых, и полнейшего разорения в десятилетия советского безбожия. Наш монастырь, бывший до революции мужским, коммунисты закрывали при отчаянном сопротивлении местных жителей. Целых десять лет, с 1918 по конец 1928 года жители окрестных сел несли добровольное дежурство на въездах в Толгскую волость, и не пропускали сюда представителей советской власти. На территории деревень Трофимково и Толгоболь в семьях местных жителей проживали священнослужители и монашествующие из разоренных и закрытых к тому времени монастырей и храмов. Участие простых советских граждан в судьбе обители явилось для властей неожиданностью и стало свидетельством народной веры в Бога, а также благодарности монахам за многовековое участие в жизни людей.
В 1987 году Толгскую обитель решили возродить как первый действующий на территории РСФСР женский монастырь. Восстановление поруганной святыни легло на хрупкие женские плечи. Про женское служение в Церкви высказалась игуменья Серафима (Шевчик): «Женщина в Церкви – это полнота чувств, это полнота жизни. Женщина в Церкви это, в том числе, и мужество, и отвага, и огромная преданность Христу». С этими словами нельзя не согласиться, глядя на фотографии возрождения из руин обители в конце 80-х – середине 2000-х годов. Монахини сами разгружали грузовики с кирпичом, мешали цемент и восстанавливали стены. Сами водили трактора и обслуживали скотный двор, котельную и огороды. При этом с огромной любовью и вниманием принимали приезжающих людей, ищущих духовной поддержки. И, конечно же, молились. Молитва – это смысл существования монашества.
Монахи и монахини являются для наших современников духовными отцами и матерями, их образ жизни влияет на духовный климат общества. Примером своей жизни и самим фактом существования они поддерживают нравственный уровень не только верующих людей, но и далеких от церковной жизни светских посетителей. Видя труды матушек по благоукрашению своего монастырского дома, их самоотверженное служение, люди проникаются глубоким уважением к традициям православия.
Монастырь может стать для человека местом духовного пристанища и отдохновения. Приезжая в Толгскую обитель, человек приобретает внутренние силы и получает Божие Благословение на дальнейшую жизнь. Многие постоянные паломники не могут представить свой отпуск или выходные без поездки в обитель. К нам приезжают на послушание из самых разных регионов России: из Москвы и Петербурга, из Екатеринбурга и Краснодара, из Благовещенска и Хабаровска. Паломники трудятся вместе с монахинями. Видя, как сестры молятся и несут послушание, люди напитываются особой благодатью и радостью и сохраняют эту радость, приобретенную в совместном труде, на долгие годы. Есть паломники, которые приезжают семьями не один десяток лет. Имена постоянных прихожан поминаются сестрами на ежедневной молитве, и наши друзья ощущают Божие заступление в самых сложных жизненных ситуациях.
Ярославцы часто посещают в монастырь в выходные – для них Толгская обитель не только святыня, но и архитектурно-природный парк, и музей под открытым небом. Многие люди среднего и пожилого возраста, бывая в монастыре, вспоминают, как работали здесь на восстановлении стен и храмов в начале 1990-х годов. Они вложили в эту красоту свои силы. У некоторых наших прихожан их предки посещали монастырь до революции, и в этих семьях сохранились семейные предания об общении с монахами, о посещении обители Царской Семьей Николая II и о слезных молитвах под стенами монастыря в годы его разорения.
«К пустому колодцу люди не пойдут»
Не секрет, что многие монастыри выживают за счет паломников и экскурсантов. Но нам важно, чтобы человек не просто заказал требы и выслушал информацию, а чтобы он почувствовал особую благодать святого места, над чем-то задумался и захотел остаться в Церкви. Поэтому на экскурсиях мы говорим не только об исторических событиях, но и обращаемся к опыту жизни наших современников, пытаемся найти ответы на философские и богословские вопросы.
Святейший Патриарх Кирилл, понимая важность миссионерского служения монастырей и потребность в священнослужителях и клириках, способных раскрывать глубины православного вероучения невоцерковленным гражданам, особенно представителям интеллигенции и молодежи, благословил создать богословские курсы для монашествующих. Наши сестры, ежедневно общающиеся с десятками, а то и сотнями людей, вновь сели за парты, чтобы освежить в памяти учение Церкви. «К пустому колодцу люди не пойдут», и не потянутся к нам, если мы не будем являть образец мудрости или хотя бы образованности.
В современном мире монашество не может остаться безучастным к проблемам людей. Сестры вкладывают всю душу в общение с людьми и надеются, что брошенные семена благовестия Христова дадут всходы в частной жизни человека. Проведение экскурсии по монастырю – это искусство. Встречая группу, монахиня должна понять настрой, культурный уровень и запросы аудитории. Светским туристам мы больше рассказываем об интересных фактах и архитектуре, а для верующих людей акцент делается на святынях, находящихся в монастыре. Отрадно видеть, как человек, впервые приехавший к нам, духовно преображается, переосмысливает что-то в жизни и уезжает от нас окрыленный надеждой и верой. Иногда, впервые побывав у нас, приходит на первую исповедь и приступает ко Причащению.
Однажды на экскурсии молодой человек сильно мешал рассказу сестры, вставляя нелестные комментарии по поводу убранства и архитектуры. В конце экскурсии, попрощавшись с основной частью группы, сестра решила найти подход к душе слушателя и попросила его объяснить, что же так задело его в рассказе. Вместо аргументации он начал высказывать свое несогласие с общецерковной политикой вообще и «неправильным» устройством церковной иерархии. Выслушав его, сестра предположила, что причина в личном неудачном опыте встречи со священником. Действительно, однажды в трудный момент жизни Михаил отправился в ближайший храм и, попытавшись заговорить со спешащим на требу священником, не получил с его стороны участия и утешения. Так бывает, к сожалению. Мы оказываемся неготовыми к внимательному выслушиванию проблем других людей, и часто по уважительным причинам. В тот день сестра-экскурсовод долго разговаривала с Михаилом, сколько позволило время. И он успокоился, «отпустил» ситуацию. Монахини не всегда имеют возможность или силы уделить внимание для ответов на вопросы туристов. Но мы стараемся на всякий день хранить мирный дух и поддерживать людей молитвой.
Нередко бывает и так: тот, кто приехал получить новые внешние впечатления и «отметиться», сделав селфи на фоне древних стен, останавливается и переключает внимание на свое внутреннее состояние. Словно шоры снимаются с его глаз, и он замирает перед открывшейся красотой. Однажды на моих глазах светские парень с девушкой, режиссер и журналистка, приехавшие записать проходной репортаж о монастыре, почувствовали присутствие Божие и оба заплакали перед Толгской иконой. Их души словно прозрели и стали очищаться в присутствии святыни.
Отдельная категория посетителей – это юные экскурсанты. Очень важно поговорить с маленькими собеседниками. Обсудить с ними вечные вопросы и образно рассказать про монастырь. С детками, чтобы им было не скучно, мы проводим подвижные игры, но, войдя в храм, приглашаем их тихо сесть на скамеечки, чтобы внимание было сконцентрировано на созерцании и беседе. А сколько вопросов у юных правдоискателей: «Живет ли Бог на облачках?», «Есть ли рай для хомячков?», «Можно ли молиться за любимую кошку?», «Может ли Бог помирить маму с папой?» Порой эти вопросы заводят в тупик. Но непременное условие во встречах с детьми – искренность. Очень важно, какой фундамент будет заложен в душу маленького человека, на каких примерах будет формироваться его мировоззрение. Детки, вернувшись с экскурсии домой, рассказывают близким о монастыре и продолжают задавать мамам и папам сложные вопросы. Те, в свою очередь, тоже задумываются и, бывает, вновь приезжают к нам со своими чадами.
В современном мире важно иметь единомышленников
У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки. Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен. Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…
Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!
Фото из архива Толгского монастыря