Что посмотреть в верещагино

Верещагино, город (Пермский край)

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

Верещагино (Vereshagino) – город на западе Пермского края. Город является административным центром Верещагинского муниципального района. Имеет статус городского поселения.

Содержание

География

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

58.083, 54.673, город Верещагино (Пермский край)

Город Верещагино занимает очень выгодное географическое положение. Через него проходит железнодорожная ветка МоскваВладивосток.

Сегодня территория Верещагинского района составляет 1621 кв. км. На территории района находится 13 сельских администраций и 182 населенных пункта.

Река Лысьва, протекающая по территории района, делит его почти пополам. С запада на восток он протянулся на 75 км, с севера на юг – на 37 км.

Климат

Ветры на территории района большей частью южные, юго-западные. Наибольшее количество осадков приходится на июль – август, наименьшее – на февраль – март. В августе – сентябре часто бывают туманы. Устойчивый снежный покров в районе появляется в конце октября – начале ноября, как правило, после наступления морозов. Территория Верещагинского района расположена в зоне грозовой активности, где грозы возможны не только летом, но и зимой. В целом же климат территории Верещагинского района позволяет успешно развивать различные отрасли сельского хозяйства, в том числе и садоводство. Благоприятен климат и для лесного хозяйства.

Основание города Верещагино

События конца 19 века изменили жизнь Пермского края. Главным из них стало строительство железной дороги.

В 1894 году Министерство путей и сообщения приняло решение о строительстве Пермь – Котласской железной дороги. Основная цель её прокладки состояла в том, чтобы дать выход сибирским хлебным грузам на внешний рынок не только через балтийские порты, но и Северную Двину (Архангельск), а кроме того благоприятствовать развитию экономики Урала. Строилась она на средства казны и спешным порядком.

По первоначальному проекту была предусмотрена трасса состоящая из девяти дистанций: Пермь – Шабуничи –Нытва – Очёр – Кленовка – Дебесы – Балезино – Глазов – Вятка – Котлас. Управление второй дистанции планировалось расположить в Очёре, где намечалось построить крупную станцию, а в районе местной больницы – вокзал и депо. В составе руководителей строительства второй дистанции были: её начальник – инженер А.Р. Плетцер, инженер – технолог И.Ф.Разманит, инженер А.В. Стулапов, техники Л.М. Николаенко, Е.В. Пешек и П.П. Есаулов.

На строительстве дороги, которое началось в 1895 году, было занято огромное количество пришлых рабочих. По договору с подрядчиком они ехали из деревень Вятской, Пермской, Казанской и Калужской губерний. Это были крестьяне – отходники из бедняков, т.е. те, которые не занимались хлебопашеством. Соблазнившись, по их мнению, «хорошей ценой», они ехали на земляные работы, заготовку шпал и другие работы.

В районе стройки новой станции находилась безлесная болотистая возвышенность между соседствующими деревнями Верхнее и Нижнее Губаново. Чуть в стороне была третья деревня – Сергеевка. Рабочие называли эту возвышенность Лысая Гора.

Строители располагались здесь «цыганским табором», приехав на своих лошадях, с семьями и домашним скарбом. Спали на телегах или под ними. Днём мужчины копали землю, женщины отвозили её на указанное место, варили пищу, подростки нянчились с грудными детьми. Жизнь, работа и условия труда были почти каторжными, а оплата – ничтожная. Однако неурожаи 90-х годов и голод в деревнях удерживали здесь крестьян.

Строительство было завершено уже через четыре года после его начала, и первый проезд через станцию Очёрская проследовал 1 января 1899 года. Через месяц с небольшим, 8 февраля, был открыт для сквозного движения и Камский железнодорожный мост. Пермь – Котласская железная дорога была подсоединена к ранее построенной линии Пермь – Тюмень, проходящей от Перми до Екатеринбурга по Горнозаводской ветке. Таким образом, Сибирь получила ещё один выход в центральные губернии России.

Однако новая дорога оказалась технически несовершенной, несмотря на большое количество насыпей и выемок. Уже вскоре после сдачи её в эксплуатацию пришлось начать переустройство некоторых наиболее сложных участков.

Железная дорога стала местом работы многих местных жителей и местом посвящения приезжих инженеров. Местный музей хранит экспонаты, отражающие дух того времени, причем действующие. Это телефонный, телеграфный, буквопечатный аппараты, локомотивный скоростеметр, звуковой аппарат Морзе, сигнальные фонарики, железнодорожные светофары. Все они были подарены музею почетным гражданином города Верещагино Н.Н.Прозоровым.

На железной дороге открыли станцию Очерская, комплекс железнодорожного вокзала станции построен в 1913 году. До 1916 года станция успела обрести названия Губаново (по имени близлежащей деревни), Лысая Гора и Вознесенская (по названию волости). Станцию переименовали после ее посещения художником-баталистом Василием Верещагиным. Василий Васильевич сделал на станции остановку по пути на Дальний Восток на Русско-Японскую войну. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года. В память о последнем пути художника железнодорожную станцию назвали Верещагино. Это было 18 апреля 1916 года. Возле здания вокзала был установлен бюст великого художника.

История

По результатам первой подробной переписи всех населенных пунктов, проведенной в Прикамье в 1579 году на территории нынешнего Верещагинского раона переписчиками не было указано ни одного, сколько-нибудь значительного, населенного пункта. Главная волна населения накатилась после 1666 года. Она была связана с расколом русской православной церкви и жестоким преследованием сторонников старой веры.

В 1701 году Петр I, в дополнение к уже имеющимся, пожаловал баронам Строгановым, обширные земельные пространства по рекам Обве, Иньве, Косе. Тогда территория будущего Верещагинского района и попала окончательно в состав Строгановской вотчины. В 1759 году Строгановы заложили в урочище реки Очер железоделательный, а в 1819-м – листокатальный Павловский заводы.

К заводам оказались приписанными огромные лесные массивы (лесные дачи), где крепостные крестьяне заготавливали древесный уголь для металлургический кричных печей, а также варили смолу и дёготь.

Село Вознесенское до 1924 года было центром одноименной и большой волости Оханского уезда Пермской губернии. В состав Вознесенской волости в дальнейшем входила Губановская земельная община, впоследствии ставшая территорией города Верещагино. Соседями Вознесенского волости были Сепычевская, Путинская и Старо-Путинская (Денисовская) волости.

В результате Земской реформы 1864 года были созданы губернские и уездные земские собрания и соответствующие им земские управы, ставшие органами местного самоуправления. Таким образом, появление в наше время Земского собрания района – возврат к хорошо забытому старому способу решения местных проблем.

Несмотря на всю сложность развития, земское движение уже к концу 80-х годов XIX века активизировалось. Среди прочих, Земские учреждения занимались развитием школьного дела. В Пермском крае в эти годы открылись школы в Путино, Сепыче, Вознесенском.

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

В 1894 году Министерство путей сообщения приняло решение о строительстве Пермь-Котласской железной дороги. По первоначальному проекту прохождение трассы планировалось через Очер, где намечалось построить крупную станцию, вокзал и депо. Однако бюрократическая администрация Очерского завода не проявила заинтересованности в железной дороге. Их нежелание отдать земли графа Строганова под дорогу привело к тому, что магистраль от Перми после станции Шабуничи была направлена на север и пошла по «казенным землям».

В 24 километрах севернее Очера было намечено строительство крупной станции, которая в соответствии с первоначальным проектом некоторое время называлась Очерской(открыта в 1899), названной по р. Очёр.

В 1898 году здесь было построено деревянное одноэтажное здание вокзала, и эту дату принято считать временем основания будущего города Верещагино. В 1902 году было закончено четырехлетнее строительство типового по тому времени паровозного депо (сейчас завод по ремонту путевых машин самое крупное по численности работающих предприятие района).

(Текст подготовлен по книге «Дела и люди земли Верещагинской. Книга о современниках» / отв. за вып. Т.И. Пестова. Верещагино, 2004. 49 с.: ил. В книге использованы материалы местного краеведа В.Г. Мельчакова, Почетного гражданина г. Верещагино)

Население

Население города 22,8 тыс. чел. Доля городского населения в численности жителей района составляет 62,7 % (29,3 тыс.чел.). Таким образом, в районе преобладают горожане, 82,3 % которых проживает в г. Верещагино (51,7 % жителей района). Половозрастная структура населения города характеризуется преобладанием женского населения (54,0 %) над мужским (46,0 %). Более половины занятого населения города приходится на машиностроение (32,3 %) и его лёгкую промышленность (27,7 %).

Численность населения по годам (тыс. жит)

19316.0198924.1200125.2200822.8
195922.9199224.9200322.8201022.8
196722199624.9200522.8
197023.6199824.9200622.7
197922.3200025.1200722.6

Известные уроженцы и жители

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. верещагинская земля дала Родине пятерых Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы.

Родился 19 июля 1911 года в деревне Ведерники нынешнего Кукетского сельсовета. С 1935 года по 1941 работал электросварщиком в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Всю войну прошел фронтовыми дорогами в составе 86-го отдельного гвардейского саперного батальона. Участвовал в боях под Сталинградом, Орлом. Чернговым, освобождал Белоруссию и Польшу. Войну закончил в Берлине. Свой ратный подвиг ефрейтор Кадочников совершил осенью 1943 года при форсировании наступающими советских войсками крупной водной преграды – реки Днепр. В его наградном листе записано: «В течение трех суток тов. Кадочников непрерывно, почти без отдыха, под огнем противника работал на плотах и паромах в качестве сопровождающего гребца, отдавая все силы на обеспечение переправы живой силы, боеприпасов, продовольствия и раненых». Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 15 января 1944 года. После окончания войны И.П.Кадочников жил и работал в городе Барановичи Брестской области Белоруссии, где умер и похоронен в 1967 году.

Родился в деревне Комары в 1919 году. После окончания Зюкайского сельскохозяйственного техникума работал участковым механиком в Кочевском МТС Коми-Пермяцкого автономного округа. В 1939 году был призван в Красную Армию. Службу проходил на Дальнем Востоке. Во время Великой Отечественной войны, после окончания училища, командир артиллерийской батареи. Cвой подвиг лейтенант Кислухин совершил 20 августа 1944 года, освобождая литовскую землю. Личный состав его батареи выиграл длительный неравный бой с фашистскими танками и пехотой на пограничной с Восточной Пруссией реке Шешупе, не уступив своих позиций. Лейтенант Кислухин, корректировавший огонь, был смертельно ранен. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно, 24 марта 1945 года. Впоследствии прах нашего мужественного земляка перенесен на кладбище литовского города Кудиркос-Науметис.

Осуществлял переправу наших наступающих войск через Днепр южнее Киева. Проявляя самоотверженность и мужество, он перевез в своей лодке сотни бойцов, много вооружения и боеприпасов. Под обстрелом и бомбежкой, работая дни и ночи, он сделал 100 рейсов. Звание Героя Советского Союза Е.М.Обухову было присвоено 10 января 1944 года. А погиб он в боях на псковской земле. К сожалению, музей района не располагает даже фотографией Е.М.Обухова.

Родился в 1916 году в деревне Петухи Верещагинского района. В 1939 году он добровольно ушел в Красную Армию. Окончил танковое училище. Был принят в ряды партии. С первых войны М.Д.Саначев на фронте. Был политруком, затем командиром танковой роты 51-й танковой бригады. Свой подвиг наш земляк совершил на украинской земле, в боях за освобождение города Умань. Здесь его экипаж подбил семь фашистских танков. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 13 сентября 1944 года. После окончания войны полковник Саначев М.Д. продолжал служить в Советской Армии. В настоящее время он пенсионер, проживает в Подмосковье.

Родился в 1914 году в деревне Носята нынешнего Кривчановского сельсовета. В 1936 году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях с японскими милитаристами у озера Хасан, где за проявленное геройство был награжден орденом Красного Знамени. В боях на фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Служил в воздушно-десантных войсках, командовал батальоном. Награжден многими орденами и медалями. 22 февраля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны полковник Шатров В.С. продолжал службу в Советской Армии до 1958 года. Затем жил в городе Харькове, работал на одном из предприятий. Последнее время жил в подмосковном городе Люберцы, где скончался и похоронен несколько лет назад.

Родился в 1925 году в бывшей деревне Малые Соснята нынешнего Бородулинского сельсовета. Перед началом войны закончил курсы трактористов и работал в Путинской МТС. На фронт ушел добровольцем в 1943 году. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Был командиром отделения автоматчиков, в боях несколько раз ранен. Осенью 1945 года А.П.Пьянков был демобилизован, работал механизатором, бригадиром тракторного отряда Путинской МТС, а затем руководил станцией техобслуживания «Сельхозтехники». В 1950 году Верещагинский райвоенком вручил А.П.Пьянкову награду, которая разыскивала его с декабря 1944 года. За героизм, проявленный тогда в боях он был награжден третьим орденом Славы I степени. В 1964 году А.П.Пьянков переехал с семьей в Ильинский район, где до выхода на пенсию работал участковым механиком колхоза имени Дзержинского.

Почетные граждане города Верещагино и Верещагинского района

Водные ресурсы

Велико и разнообразно для края значение водоемов. Реки и пруды украшают природу, являются прекрасным местом отдыха людей летом и зимой. Главная река на территории Пермского края – Кама, левый и самый большой приток реки Волги, которая впадает в Каспийское море. Все реки района равнинные и незначительно многоводны. Они спокойно несут свои воды в Каму справа, в отличие от горных рек, которые впадают в нее слева.

Северной границы района касается река Обва. Длина ее 247 км, и она – источник питьевого водоснабжения и сельскохозяйственного производства соседних районов – Сивинского и Карагайского.

Река Лысьва имеет 25 притоков. Кроме главного из них, Сепыча, это – Тарасовка, Батуровка, Евстифеевка, Побоище, Вож, Хмелевка, Сосновка, Игашор, Зарич, Лиханшор, Урак, Каменка, Кузюва и другие реки и ручьи. Лысьва – спокойная равнинная река. Однако весной от половодья своих притоков, а также большого числа оврагов и логов, шумит, пенится, рушит свои правые берега, на многие километры заливает луга.

Вторая по величине река района, Сепыч, имеет притоки: Малый Сепыч, Ларионовка, Пурга, Кулижановка, Барановка и другие.

Верещагинский район не имеет на своей территории естественных озер.

Полезные ископаемые

В 1964 году было открыто Верещагинское месторождение нефти в районе деревни Беляевка. По оценкам специалистов верещагинская нефть качественная, из нее можно производить все марки бензина, битум и другие продукты перегонки. Верещагинская земля еще не до конца раскрыла тайны своих ископаемых богатств.

В настоящее время продолжаются поиски месторождений строительных и керамических материалов для нужд местной промышленности, для строительства автомобильных дорог.

К числу природных богатств края относится и торф низинных болот, который справедливо называют «второй целиной». Только в пойме реки Лысьвы таких участков насчитывается более десяти. При соответствующих мелиоративных работ их можно превратить в сельскохозяйственные земли или использовать для добычи торфа.

Подсчитано, что только на Постниковском болоте разработку торфа можно вести на площади в 154 гектара. Запас его составляет здесь примерно 2 миллиона 900 тысяч кубометров. Специалисты считают, что 1 млн. 900 тыс. кубометров торфа может дать Лиханшерское болото, 1 млн. кубометров – Вознесенское.

Верещагинская земля хранит в своих кладах еще немало богатств и могла бы послужить для дальнейшего поиска нефти, строительных и керамических глин, различных типов известняков и других запасов недр.

Экономика

Потенциал социально-экономического развития города Верещагино достаточен для выполнения им функции организующего центра Верещагинского и близлежащих к нему районов, располагая для этого удобным транспортно-географическим положением и другими необходимыми составными факторами и условиями (новые формы собственности и хозяйствования, содействие предпринимательству, демографический, интеллектуальный потенциал и т. п.). Состав и структура хозяйственного комплекса Верещагино тесно связаны с функциями города как крупного транспортного узла, межрайонного центра запада Пермского края.

Это один из наиболее крупных центров по производству товаров и услуг на душу населения. Обеспечение функционирования города как транспортного узла осуществляет железнодорожное депо, мастерские, нефтебаза, различные транспортные и дорожно-строительные организации, а также различные предприятия производственной инфраструктуры. Часть предприятий г.Верещагино производят товары народного потребления и заняты переработкой сельскохозяйственного сырья — трикотажная фабрика (работает на привозном сырьё), мясокомбинат, молкомбинат, комбинат хлебопродуктов, пищекомбинат. Ряд предприятий обеспечивает деятельность транспорта, сельского хозяйства — ремзавод, завод по ремонту путевых машин, электроэнергетика и др. Наличие железной дороги имеет важнейшее значение для его развития.

В наши дни народное хозяйство района представляют предприятия различных организационно-правовых форм собственности. 11 промышленных предприятий производят продукцию нескольких отраслей химической, машиностроительной, легкой, пищевой, молочной, мукомольной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и полиграфической промышленности, а также металлообработки и строительных материалов. Самое крупное предприятие – акционерное общество «Верещагинский комбинат хлебопродуктов». Следующим по удельному весу можно считать Верещагинский завод Ремпутьмаш, производящий 15 процентов промышленной продукции района.

На сегодняшний день в районе осуществляют деятельность 10 сельскохозяйственных предприятий и 223 крестьянских хозяйства. Наиболее крупными сельхозпредприятиями являются Галинское, Сепычевское, Первомайское, Агрозаволье, совхоз-техникум «Уралец», племенной птицеводческий репродуктор «Верещагинский». Сельхозпредприятия сами занимаются переработкой, выпуском готовой продукции, для этого создают цеха, мини-пекарни. В общей доле реализованной сельхозпродукции молочно-мясное животноводство занимает более 80%. Совхоз-техникум «Уралец» поставляет элитные семена и племенной скот для других районов области. Все крупные сельхозпредприятия имеют торговые точки для реализации своей продукции. В Верещагинском районе выращивают пшеницу, овёс, кормовые культуры, картофель, овощи.

Экология

На каждого жителя города приходится почти две тонны вредных выбросов в атмосферу. В центральной части Верещагино запылённость и загазованность в 2-3 раза превышает допустимые нормы.

Наибольший вред окружающей среде города наносят:

Источник

О дате возникновения города Верещагино. История переименований и статусов

В 2017 году, накануне празднования Дня города, в Верещагинской прессе появились приветствия от первых лиц, где горожан поздравляли с 75-летием города. Это вызвало неоднозначную оценку жителей. Разгорелись споры о возрасте города. В данной статье автор прослеживает историю города (станции), как населенного пункта.

В 1894 году Министерство путей сообщения Российской империи принимает решение о строительстве Пермь-Котласской железной дороги. По первоначальному проекту была предусмотрена трасса, состоящая из девяти станций (дистанций): Пермь — Шабуничи — Нытва — Очер — Кленовка — Дебесы — Балезино — Глазов — Вятка — Котлас. Управление второй дистанции планировалось расположить в Очере, где намечалось построить крупную станцию, вокзал и депо. Но на последних (от Вятки) двухстах верстах проект был радикально изменен.

В трактовке Мельчакова В. Г. и по историческим запискам Паздникова Н. Ф. об истории Оханского уезда, изменение проекта произошло в результате консервативности администрации Очерского завода и ее нежелания отдать земли графа Строганова под дорогу. Это привело к тому, что магистраль от Перми, после дистанции Шабуничи, была направлена на север и пошла по дешевым «казенным землям» Губановской общины.

Другое правдоподобное объяснение этому проектному «казусу» дал директор музея Пермского отделения дороги Г. А. Литовченко. Крюк в несколько десятков верст получился при уточнении проекта. Именно по современной линии трассы проходит водораздел рек Обвы, Нытвы и Очера. Контур будущей магистрали был определен.

Но почему станцию заложили именно на этом, не самом подходящем месте? Объяснение нужно искать в технических параметрах паровозов тех лет. Максимальный пробег локомотива без дополнительной заправки топливом и водой составлял не более 100–120 верст. Далее происходила смена локомотивной бригады и, при необходимости, ещё и локомотива. Именно на таком расстоянии и была заложена первая от Перми крупная станция с паровозным депо, положившая начало будущему городу Верещагино.

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

Новая станция возникла не совсем на пустом месте. «В районе стройки… находилась безлесная болотистая возвышенность между соседствующими деревнями Верхнее и Нижнее Губаново. Чуть в стороне, у западного ее склона, была деревушка — Сергеевка. Рабочие называли эту возвышенность Лысая Гора» (Мельчаков В. Г. «Верещагино: История города и района» — Пермский областной творческий центр, 1994, с. 17).

В соответствии с первоначальным проектом строящейся станции было присвоено официальное название «Очёрская». В 1903 году по названию волостного центра села Вознесенск, расположенного в 10 верстах к северу, станцию переименовали в Вознесенскую.

Пристанционный поселок стали называть Александровский, по имени православного храма Александра Невского. Наименование «посёлок Александровский» упоминалось в списке населённых мест Оханского уезда за 1907 год. Фаина Вячеславовна Зверева приводит выдержку из книги Г. А. Литовченко «Защищая работающих» (Пермь, 2005) о результатах выборов «11 января 1918 года в Учредительное собрание на станции Верещагино и посёлке Александровском, неразрывно связанным с этой станцией». О существовании посёлка Александровский упоминается в справочнике по истории административно-территориального деления Пермской области – часть 1 (1917–1938), изданном Государственным архивом Пермской области в 1997 году. Здесь можно найти сведения о Протоколе пленарного заседания съезда Советов, состоявшегося 28.03.1918 года в посёлке Александровском при станции Верещагино, о перенесении центра Оханского уезда на ст. Верещагино (ГАПО Ф. р-301. Оп. 1. Д. 27. Л. 124 об-126об.).

В апреле 1916 года за станцией окончательно утвердилось название Верещагино. История тех лет связала судьбу станции Вознесенская с именем известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). В феврале 1904 года В. В. Верещагин ехал на Дальний Восток. На станции Вознесенская его служебный вагон был отцеплен для ремонта, и художник провел здесь более суток. Он сделал много зарисовок с натуры солдат, мобилизованных на войну, и несколько эскизов на местные темы… Они должны были послужить для создания будущих картин. Но этим замыслам не суждено было осуществиться. Трагическая гибель В. В. Верещагина при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» 13 апреля 1904 года болью отозвалась в сердцах русских людей. Весной 1914 года, в 10-ю годовщину этого печального события, вознесенские рабочие и служащие обратились с ходатайством о присвоении станции имени художника. Через год на это последовало высочайшее разрешение, и с 18 апреля 1916 года наша станция и поселок при ней называются Верещагино. Официально это название закреплено в приказе Министерства путей сообщения № 354 от 8 декабря 1915 года. «О переименовании с 18 апреля 1916 года станции «Вознесенская» Пермской железной дороги в станцию «Верещагино». Станция и поселок стали единым административным центром (МПС. Пермская железная дорога. Приказ от 8.12.1915. ГАПО. ф. 556, оп. 1, д. 130).

Что посмотреть в верещагино. Смотреть фото Что посмотреть в верещагино. Смотреть картинку Что посмотреть в верещагино. Картинка про Что посмотреть в верещагино. Фото Что посмотреть в верещагино

В 1920-е годы к названию Верещагино пытались прицепить приставку Красное (как вариант Красно-Верещагино) (Карта западных округов Уральской области, 1926 г.). На Карте Уральской области в «Уральской советской энциклопедии» (по состоянию на 01.01.1933) — станция вновь обозначена просто как Верещагино. Сведения о переименовании посёлка имеются в телеграмме от 01.04.1918 г. «…Пермскому губисполкому с постановлениями 1 госъезда Совдепов Оханского уезда о переводе центра уезда в поселок Александровский при ст. Верещагино; о переименовании уезда в Красно-Верещагинский…»(ГАПО Ф. р-301. Оп. 1. Д. 28. Л. 28).

В 1898 году было выстроено здание деревянного вокзала. Эту дату считают основанием станции. Первый поезд через станцию Очерскую проследовал 1 января 1899 года. 27 января 1899 года был сдан в эксплуатацию Камский железнодорожный мост. Движение поездов по всей линии дороги было открыто
1 февраля 1899 года (товарное движение – 15 июня 1899 года, а пассажирское –
с 1 января 1900 года).

К 1902 году закончено строительство паровозного депо. Вокруг вокзала и депо стал разрастаться поселок. Первые его улицы — Вокзальная, перпендикулярно железной дороге, и Торговая — параллельно. В 1902 году открыта одноклассная школа, которая считается первым учебным заведением Верещагино. В 1906 построена церковь Александра Невского. В 1913 году возведено новое каменное здание вокзала. Рядом
с вокзалом с восточной стороны вдоль железнодорожной линии было выстроено несколько добротных типовых деревянных зданий. Большинство из них просуществовало до начала XXI века. Частная застройка велась вдоль двух основных улиц — Вокзальной и Торговой. С западной стороны станции до революции находились в основном только склады топлива и товарная площадка. В 1913 году по губернской переписи на станции Верещагино значилось 347 домов и 1646 жителей.

В конце 1923 года в связи с образованием огромной Уральской области, в состав которой вошла бывшая Пермская губерния, вводится новое территориальное деление на районы. Одним из районных центров становится и Верещагино (в состав Верещагинского района тогда вошла территория современных Очерского и Карагайского районов).

27 августа 1928 года Верещагино получило статус поселка городского типа. По существовавшему в то время регламенту к поселкам городского типа относились поселки с населением более 3 тыс. человек, не менее 85 процентов которого заняты в промышленности или на транспорте. По оценке 1931 года, население Верещагино составляло 6 тыс. человек. В 1931 году в Верещагино открывается школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) для подготовки высококвалифицированных специалистов-железнодорожников.

К концу 1930-х годов границы поселка в восточной части проходили в районе гостиницы (сейчас жилой дом), с севера по улице Карла Маркса до Заготзерно, с юга по той же улице до будущего железнодорожного училища (сейчас коррекционная школа). С западной стороны поселок заканчивался за новой школой № 14 (сейчас
шк. № 121)
. Согласно переписи 1939 года в Верещагино проживали тогда 12,6 тыс. человек.

Тяжелейшие военные годы ознаменовались для верещагинцев важнейшим событием — 19 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок получил статус города. Статус города мог быть присвоен населенным пунктам, имеющим не менее 12 тыс. жителей, 85 % которых должны быть рабочими промышленных предприятий или транспорта. По непроверенным данным, население Верещагино к этому времени превысило 20 тыс. человек (за счёт эвакуированного населения).

Город – это населенный пункт (опр. по словарям). Временем основания населённого пункта считают момент поселения на данном месте первых жителей. Статус и названия населенного пункта – это формальные признаки. Они могут многократно меняться. Что и произошло в истории Верещагино.

На основании изложенных исторических фактов, подтвержденных архивными данными, исторически обосновано, что поселение, ставшее впоследствии городом, заложено в 1898 году благодаря строительству железной дороги. Поэтому закономерно считать датой рождения города как населенного пункта – 1898 год.

Автор статьи: Волегова С. Г., методист Верещагинского музейно-культурного центра

МБУК «Верещагинский музейно-культурный центр», т. +7 (34254) 3-53-75

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *