Что посмотреть в выре
Кикерино — Выра — край заброшенных усадеб
Между двумя крупными федеральными трассами «Нарва» и Киевским шоссе находится край заброшенных усадеб. Они хорошо известны специалистам, но, несмотря на хорошую транспортную доступность, практически неизвестны и не посещаются петербуржцами и жителями Ленинградкой области. Туда и отправимся — в Кикерино, Курковицы, к Пятой Горе и истоку Оредежа, дальше ждет призрак деревни Большое Заречье и Выра.
Кикерино. Усадебный дом мызы Лилиенфельд-Тоалей
Путешествие начинается в большой деревне Кикерино, лежащей на дороге из Гатчины в Волосово. В ней расположены две небольших достопримечательности. Во-первых, двухэтажный кирпичный дом эпохи модерна, редкость для сельской местности. Он стоит прямо на дороге у железнодорожной станции, в нем ютится отделение связи и что-то еще. Дом еще стоит, еще обитаем, хотя стены его сиротливо ободраны, и сколько он еще продержится – сказать трудно. Вторая достопримечательность неподалеку: на одной из боковых улочек стоит симпатичное здание весьма эклектичного нрава, где теперь размещается дом для ингерманландских престарелых, поэтому оно ухожено и доступно для съемок.
В Кикерине мы поворачиваем налево, за железнодорожный переезд. Через 6,5 км от перекрестка будет деревня Курковицы, в которой следует сначала ехать прямо (направо – это в Калитино), потом, уже в самой деревне, повернуть налево, на Пятую Гору, но до этого стоит осмотреть то, что осталось от Курковицкого Пятогорского женского монастыря и усадьбы Губиной.
Курковицы. Пятогорский женский монастырь. Усадьба Губиной
Владения Курковицкого Пятогорского женского монастыря начинались сразу за развилкой справа – напротив серых панельных домов бывшего совхоза. Уцелела часть стены, похожая на крепостную, да несколько зданий внутри, сильно перестроенных и по этому случаю обезображенных. Монастырь достаточно поздний – основан в 1899 году.
В усадьбу же нужно от развилки ехать прямо, не смущаясь навозных луж на дороге – в хоздворе усадьбы устроили скотобазу. Упершись в нее, следует повернуть налево: там стоит усадебный дом, а за ним – остатки парка. Дом тоже довольно сильно пострадал от перестроек, в советское время в нем была школа, а сейчас живут некие несчастные и недееспособные, призреваемые одной богобоязненной животноводкой. Внутри часть дома выгорела, да и та, что уцелела, не производит впечатление процветающей. Департамент по охране памятников правительства Ленобласти надзирает за зданием, но слишком издалека.
От Курковиц до Холоповиц метров 300, общедоступных достопримечательностей в последних как будто нет, но везде написано, что в рериховские времена здесь было много жальников. Может быть, часть из них от рериховской лопаты и уцелела, но в последнее время подобным объектам досаждают не археологи и даже не черные – простые дачники порой при проведении различных работ уничтожают все погребения, злого умысла при этом не преследуя.
Пятая Гора. Троицкая церковь. Поместье Брискорнов
Главная достопримечательность Пятой Горы находится прямо по курсу: это огромная по деревенским масштабам церковь, стоящая на возвышенности. Вида она необычайного, поэтому многие непосвященные, впервые оказавшись у ее подножия, принимают ее из-за классических пропорций не то за римский театр, не то за дворец.
Троицкая церковь была построена в 1831 году по заказу госпожи Брискорн, местной помещицы, скорбевшей по скончавшемуся супругу. Автор проекта не известен, но дело не в проекте, а в том, что барыню обманули: вместо крепчайшего здешнего бута в фундамент положили мергель, куда менее стойкий камень, по сути дела – слежавшийся песчаник. Поэтому церковь на песке начала кривиться и ходить ходуном задолго до того, как ее порушила советская власть. Еще до революции она даже перестала быть приходской: по одной версии, народу было не набрать (рядом были Дылицы и Курковицы со своими храмами), священнику зарплату не платили, по другой – она уже пришла в аварийное состояние. Но окончательно разрушили церковь в 60-е годы традиционным способом: зацепили тросом крест, дернули трактором, сорвали часть кровли, а дальше пошло само собой. Нынче храм находится в ужасном состоянии: стены, украшенные заборными надписями, рушатся, кованые решетки вырваны, везде мусор. Православные таскают бут из цоколя колонн и обкладывают им недавно установленный крест возле церкви с табличкой про «святую Русь». Скорее всего, восстановить храм уже невозможно – проще на этом месте построить его копию.
От поместья Брискорнов сохранился только парк, довольно густой и живописный, лежащий на берегу полувысохшего пруда с островком. Если попытаться продраться за пруд дальше, то можно увидеть старые гажевые карьеры, которые на аэроснимках выглядят как рисовые поля: они покрыты продольными полосами, потому что гажу так, полосами, и вынимали. Но лучше туда не ходить, а вернуться на дорогу и там, где кончится грунтовка, повернуть налево, на Село. Перед Селом есть грунтовка налево, по которой можно попасть к этим карьерам, минуя примыкающее к ним садоводство. Но особой красоты там нет.
А вот за Селом (4 км от Пятой Горы) уже лежит озеро Донцо, или Кюрлевский карьер, откуда начинается Оредеж, возле самого истока есть и деревня Донцо, до которой от Села чуть больше 2,5 км.
Озеро Донцо. Исток реки Оредеж
Озеро Донцо имеет неправильную форму – у него есть лесистый полуостров, который делит водоем на две неравных части: северную, малодоступную по причине заболоченности берегов, и южную, посещаемую отдыхающими. Южную часть видно с дороги от Села: к самому озеру не подъехать – мешает канава, заботливо вырытая «зелеными» во времена их активной борьбы за Донцо как памятник природы. Статус они Донцу добыли, что не мешает теперь отдыхающим приезжать на берега озера и оставлять мусор. Не поздоровилось и гряде жальников между озером и дорогой: весной 2004 года они все были вскрыты и вывернуты наружу. Карьер этот появился как результат добычи гажи – отложениям углекислого кальция, из которого можно получать хорошую известь и цемент.
В старые времена эту гажу также использовали для известкования почвы на торфяниках, понижая высокую кислотность. Поэтому, если где прочитаете про «голубые кембрийские глины» в озере Донцо, закройте этот опус и не верьте ему. Найти кембрийскую глину там пока никому не удавалось.
Объехать озеро посуху невозможно – нет дорог, его можно осмотреть только на лодке, а вот подобраться к самому истоку Оредежа реально. Нужно свернуть в деревню Донцо (сразу за озером слева от шоссе), проехать ее всю, невзирая на доморощенные «кирпичи», и упереться в остатки маленького мостика. Здесь и надо встать. Мостик – пара бревен и пара рельс – перекинут через бурный прозрачный поток. Это и есть юный Оредеж. Налево пойдешь – к его самому истоку попадешь, прямо пойдешь – в болотистые луга углубишься (в них есть своя прелесть), а вот направо – это остаток старого канала, которым спрямили начало реки. Верхняя часть его стала старицей, отдельными непроточными прудами, которые, впрочем, вполне чисты, а чуть дальше Оредеж возвращается в канал и течет между высоким левым берегом (дамбой) и низким, заросшим кустарником правым.
Налюбовавшись Оредежем, отбываем обратно и движемся дальше, в сторону Глумиц, до которых чуть больше 5 км (не промахнитесь на повороте – в Глумицы ведет асфальт, грунтовка – в Малое Заречье). В сами Глумицы не въезжаем, а перед ними поворачиваем налево (направо – в Калитино). И через 3,2 км нашему взору предстанет мертвая деревня Большое Заречье.
Выра. Усадьба Набоковых. Музей имени Самсона Вырина
Поход Выра-Рождествено: усадьба Набокова, родник и Святая пещера
Итак, мы вышли на Киевское шоссе. А перехода пешего и нет. Перебегать большой группой совсем нереально, пришлось идти почти километр до ближайшего пешеходного перехода. А потом столько же обратно вдоль пыльного шоссе. По пути увидели заманчивое предложение о покупке шикарной местной недвижимости.
Дом красив со всех сторон!
Сфотографировались группой на крылечке усадебного дома. Кстати, когда я перед этим тут сидел и ел зефирку с чаем, вышла местная работница музея, пожелала мне приятного аппетита, поздравила с Рождеством. Вот такие тут приветливые и добродушные люди!
Церковь очень красивая. Ее всегда видно с Киевского шоссе, как и усадьбу.
Идем по аллее к Святому источнику и Святой пещере. Аллея красивая. Сохранилась с набоковских времен.
Дорога к реке. Раньше здесь была большая провальная воронка, которую завалили всяким хламом, чтоб в нее больше не падали. Это тоже часть Святой пещеры, которую засыпало, и она отделилась от основного подземелья.
Тропка выводит к реке и разветвляется. По дорожке направо мы выходим к святому источнику. На самом деле это обычный родник, каких здесь много. Но с недавнего времени принято считать его святым. Здесь многие набирают родниковую воду, весьма неплохую на вкус и полезную.
Два года назад возле источника построили купель. Все бы ничего,но прекрасный пейзаж этого места она изуродовала. Дело хорошее, но немного не там, где надо.
Девушки из группы все спрашивали » а когда мы будем купаться?». Купание было неизбежным, отвертеться было бы нельзя. Бегу в купель
Купаюсь. Мне не холодно, я привыкший к купаниям зимой, но и другим тоже нормально было, потому что вода теплее воздуха более чем на 5 градусов.
Вслед за мной пошли и другие парни.
Группа заходит в пещеру. Привходовой зал. Большинство туристов дальше не идут, смотрят и разворачиваются обратно. Экскурсоводы говорят им, что внутри очень опасно, наводят страха на экскурсантов, и те спешно бегут назад к автобусу. На самом деле, ничего опасного внутри нет
Пространства тут много. Пещера очень высокая. У всех таких пещер вход широкий, а дальше сужение, потому что когда-то процесс вымывания начался отсюда, а потом ушел вглубь, где полость еще не успела вырасти до большой высоты.
Группа заходит внутрь. Из пещеры вытекает ручей, приходится идти по его руслу, сложенному из камушков. Ручей очень приятно журчит, место просто волшебное.
Направо уходит узкий ход, откуда течет основной ручей. Видимо, раньше он был сильно меньше по высоте, и дорыл его до приличных размеров тот же самый Архимед с товарищами, потому что видно, что форма сверху у коридора немного искусственная. Кстати, дальние ходы пещеры каждый год меняют форму, там появляются новые раскопки. Похоже, старого пса новым песням не научишь, и легендарный спелеолог (или его последователи) продолжают свое упорное занятие, пытаясь найти под землей что-то, о чем никто не знает (например, ту самую церковь)..
Ход налево приводит к небольшому подземному озерцу. Воды там много, полметра минимум, и дальше пройти нельзя.
Два хода по центру, которые потом соединяются, выводят к помещению, куда сверху проваливается грунт. И путем такого процесса пещера засасывает с поверхности земли разные предметы. Год назад тут лежала бочка. Но сейчас ее завалило, зато появились новые интересные штуки вроде этой круглой пилы.
Направо искусственно прорытый ход. Прорыт недавно, несколько лет назад. Оканчивается небольшим тупиковым помещением, где сделаны полочки для фонарей и прочих вещей. Кто-то там любит отдыхать.
Возвращаемся во второй зал. И устраиваем еще одно рождественское чаепитие. В ход пошли блинчики, мандарины, соленые огурчики.
Идем назад. Стемнело, и усадебный дом теперь красиво светится в ночи.
Вблизи он ночью очень романтичен.
Идем к церкви, а от нее к автобусной остановке. Со стороны церкви можно полюбоваться на огни Киевского шоссе, а также на усадьбу
Наш автобус приехал с опозданием, и мы были в Сиверской не за 15 минут до электрички, а всего за 7. Пришлось побегать. Пока последние добегали, я держал ногой дверь. Но предосторожность была лишней, там еще бежали другие люди потом, и машинист всех ждал.
А электричкой была кругломордая старушка ЭР2, выпущенная в 1970 году, одновременно с первыми Жигулями, известными под названием «Копейка». На возрастной электричке надпись «Юность». О ней я писал уже целый пост недавно. За полтора часа мы доехали на ней до Балтийского вокзала, на чем увлекательный поход наш и завершился.
По Гатчинскому району. Деревни Выра и Рождествено.
В первой части я расскажу о том, что мы увидели в Выре и ее окрестностях. Как оказалось, места здесь очень симпатичные, и для себя мы открыли очень много нового, чего раньше и не знали.
Поход начался с Балтийского вокзала, где мы сели на Лужскую электричку отправлением в 10.15. Неприятно поразил тот факт, что в электричке не было туалета. Это в поезде, который идет два с половиной часа, и где билет стоит больше 300 рублей! Просто позорище!
В Гатчине девушки пошли в туалет от РЖД, где их пытались не пустить бесплатно, хотя у них были билеты, и пускать были их обязаны. Работница кричала » я знаю, вы группа, а группы не пускаем бесплатно «. Такое ощущение, что РЖД пытались испортить Рождество людям всеми возможными способами, причем незаконными. И сгорят эти грешники когда-нибудь в аду за такое отношение к людям. Ну да ладно, вернемся ж к походу. В Гатчину мы прибыли в 11.15, а в 12.00 должен был ехать наш автобус. Посидели в зале ожидания, за это время к нам пришли 4 человека, кто ждал нас в Гатчине, так как сюда им ближе. После чего всем составом загрузились в 531 автобус, идущий в сторону Батово, и где-то примерно в 12.45 вышли на остановке «Выра».
Почтовые станции были тогда местом, где можно было сменить лошадей, а если свежих лошадей не было, можно было дать отдохнуть своей лошади, ну и отдохнуть при этом самому тоже. Так что это был по сути мотель той эпохи, говоря современным языком.
Посреди леса мы увидели заброшенные постройки.
— там было много душевых. Видимо, тут был дом отдыха или пионерлагерь.
Недалеко были еще какие-то руины весьма большого дома, что видно по фундаменту. От дома осталась лишь труба печи.
Рождество было в этом году очень солнечным. И голубое небо дарило ощущение весны.
Еще один вид на Оредеж
Здесь была небольшая туристическая стоянка, и мы совершили Рождественское чаепитие, любуясь природой.
Отсюда не хотелось уходить
Дорога в лес. Она ведет к деревне Грязно.
Мы уходим дальше, покидая красивое место. Бросаю прощальный взгляд на обрыв.
И в другую сторону. До чего ж тут красиво.
Корни сосны на берегу. Она вцепляется в берег словно осьминог щупальцами
Дальше мы пошли вдоль Оредежа, в сторону деревни Грязно. По пути зашли к недостроенным высотным домам, которые бросили, почти завершив строительства. Теперь эти дома-призраки так и стоят уже много лет, мрачно возвышаясь над деревьями
Зашли в нижний, подвальный этаж
Потом поднялись на крышу
После заброшенных зданий в лесу мы прошли через деревеньку, а потом вышли к реке, где нас ждал небольшой пешеходный мостик через Оредеж. Мост довольно хлипкий, идти по нему надо обязательно держась за перила, чтоб не провалиться или не слететь. Железо все трещало под нами.
Слева видны домики, часть из них незаконно захватила заборами берег реки.
Вид направо очень живописный
Группа переходит через мост
За мостом над снегом зеленел внушительных размеров хвощ
Оредеж над плотиной. Тишина, спокойная вода. а внизу в это время все кипит.
Остатки сооружений плотины.
Оредеж ниже электростанции.
Эта гидроэлектростанция была второй в России и первой в Ленинградской области малой сельской ГЭС, до этого строили лишь станции-гиганты, которых было очень на всю страну весьма немного. С появлением малых ГЭС на небольших реках тысячи сел по всей России смогли обеспечивать себя и окрестности электричеством.
Внутри здания. Залезать не стал, фотографировал через окно. Здесь были генераторы и трансформаторы.
На том берегу Оредежа было имение Выра, где каждое лето жила Елена Ивановна Рукавишникова, мама писателя Владимира Набокова. А потом и ее сын, знаменитый русский писатель. От имения ничего не осталось, кроме деревьев. И красивой природы.
Оредеж просто излучает мощь! Небольшая вроде с виду река, но до чего ж могучая!
Очень интересна каменная кладка возле плотины. Наверно, она старинная. И до ГЭС тут тоже была плотина, только для других целей, возможно для создания небольшого водохранилища, или чтоб сделать озеро для катания на лодках.
Мы перешли мост через реку, а дальше вдоль окраин села Рождествено двинулись к усадьбе Набокова. Дальше река сделала еще одну петлю, повернув в другую сторону, так что мы снова оказались на мосту через Оредеж. Отсюда делаю фото противоположного берега.
Природа здесь очень красивая.