Что посмотреть в заполярном
nostradamvs
Парфюмерная мастерская.
Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.
Помимо Мончегорска, в апреле 2018 года я побывал в Заполярном. Это на север от Мурманска, почти у самой границы с Финляндией. В отличие от Мончегорска, Заполярный был основан в 1956 году, то есть уже после того самого чудовищного указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», полностью уничтожившего советскую архитектуру и породившую десятки тысяч одинаковых серых панелек, жуткие промзоны с серыми цехами и прочий неуют. В отдалённые точки страны это постановление приходило с опозданием – в том же Мончегорске есть красивые неоклассические сталинки 1960 года постройки. Но поскольку Заполярный появился уже после постановления как таковой, у него не было ни единого шанса стать красивым городом. Будем честны: он, к сожалению, уродлив. Хотя люди пытаются это как-то исправить – мы это ещё увидим.
Итак, за Полярный круг!
Вообще говоря, стела на въезде в город (на снимке выше) – это значимая достопримечательность. Потому что других здесь практически нет. Разве что в 12 километрах от Заполярного находится знаменитая Кольская сверхглубокая скважина – но зимой туда ехать бесполезно, только летом. Потому что она на деле диаметром в пару десятков сантиметров, и зимой она просто засыпанаЮ крышки не видно.
Заполярный представляет собой квадрат с несколькими «отростками», всего 6-7 микрорайонов, состоящих на 99% из пятиэтажных хрущёвок. В центре квадрата – главная площадь города, у которой нет названия. Так как в городе она одна-единственная, все так и говорят – «Площадь». На площади находится гостиница, в которой я жил (видимо, единственная). Здание построено в 1967 году, называлась тогда гостиница «Лотос», сейчас её облицевали и отремонтировали. Архитектура за её неимением в этом случае не пострадала.
Здесь же главный культурный центр – ДК «Октябрь». Он тоже 1967 года постройки, тоже облицован китайскими металлопанелями, тоже внешне от этого не пострадал.
Небольшой сквер, зимой выглядящий так себе.
Но самое интересное – это торцы хрущёвок, выходящие на площадь. Пару лет назад их крутейшим образом расписали. Молодцы, потому что это реально единственный способ хоть как-то спасти эти порождения советского функционализма.
Сделано шикарно. Я бы не только торцы, но и вообще здания целиком бы расписал. Причём ВСЕ. И в город – без шуток – поехали бы туристы.
Представляете себе туристический бренд «Заполярный – город расписанных домов»? По-моему, офигеннейше.
Но, к сожалению, большая часть Заполярного представляет собой хрущёвки обыкновенные.
Степень облезлости разная.
Дома давно потеряли свои оригинальные двери, их заменили страшными железяками в 1990-е – 2000-е.
Но зато сохранилось симпатичное остекление лестничных клеток:
К слову, обратите внимание на машинки около домов (там, выше было). Кто не ездит, выглядит так:
На дорогах очень чисто, снег утрамбовывается постоянно маленькими бульдозерчиками, толщина наста порядка полуметра (на фото проталина над люком). А там, где не утаптывается – 2-3 метра лежат.
Удивило меня то, что снег на крышах не чистят вообще. Передо мной два раза обрушивались пласты массой и размерами с меня самого. Люди ходят по улицам (благо, машин мало, так как город за 30 минут проходится весь), а не по тротуарам.
На всех домах по нескольку предупреждений (обычно по два на каждом углу):
Да, на предыдущем снимке видны деревянные перекрытия. Это самые первые жилые здания Заполярного, построенные в 1950-х – 1960-х годах. Чаще всего они трёх или четырёхэтажные, и вплетены в систему хрущёвок.
Вот четырёхэтажка, переходный тип от трёхэтажного домика к хрущёвке.
На окраинах есть пара микрорайонов с серыми панельками брежневского периода:
Так, об общем облике города мы представление составили. Теперь несколько более интересных объектов. Все находятся в радиусе 15 минут ходьбы, так что особой системы можно не соблюдать. Идём от площади сперва по улице Крупской, затем по Бабикова.
Тут стоит памятник, как нетрудно догадаться, Бабикову. Михаил Бабиков был пограничником, последним, подорвав себя вместе с немцами гранатами, погибшим в неравном бою 7 апреля 1942 года. Памятник, кстати, большой, постамент выше человеческого роста, бюст вообще огромный.
С Бабикова сворачиваем на улицу Ленина. На пересечении находится построенный в 1965 году кинотеатр «Юность». Интересен своей мозаикой.
Неподалёку стоит памятник Ленину.
На заднем плане, к слову, первые административные здания Заполярного, построенные в конце 1950-х. В них ещё есть элементы неоклассицизма.
У Ленина адово хитрая рожа. В снег никак не получалось нормально сфокусироваться 🙁
Судя по форме, это трёхэтажка 1950-х, облицованная металлопластинами. Вообще говоря, хрущёвки не жалко облицовывать, и даже нужно. Но тут хоть какая-то форма у здания была…
Вдоль улицы Ленина идёт длинный сквер. Когда зелень, тут, наверное, уютно.
В сквере – памятник павшим воинам. Типовой.
Выражение лица героя подсказывает мне, что его делал тот же скульптор, что и Ленина.
В городе живут странные существа.
С Ленина видна городская промзона. Романтика.
Типовая школа 1960-х.
Это, по-видимому, был детский сад, а теперь какой-то клубешник.
Ну и, наконец, главная достопримечательность Заполярного – старая водонапорная башня. Если расписать весь город и начать привлекать туристов, то её нужно будет сделать обзорной площадкой, ибо она крутейшая. Собственно, это самый высокий объект Заполярного.
Низ бетонный, верх деревянный. Ныне башня служит вышкой для сотовой связи, и это довольно жалкое использование такой крутой штуки. Ну реально нужно же обзорку сделать. Пусть туда пары целоваться приходят на фоне неба и промзоны.
Там живёт Рапунцель.
Крутая, правда. Забавно, что она просто во дворе стоит, между детской площадкой и парковой.
Ну что ещё есть в городе. Есть спорткомплекс «Дельфин», построенные в брежневские времена, его я не снимал. Есть вот такая школа, видимо, конца 1950-х – начала 1960-х:
Даже красивая, неоклассика последнего рывка.
Состояние, к сожалению, вот такое:
Ещё на площадь выходит крайне необычный жилой дом, сорвавший какой-то кусок с конструктивизма, запрещённого ещё до основания города.
Адова железная дверь-буээээ, но остекление очень крутое и оригинальное. «Викимапия» утверждает, что это дом серии I-464А, но нет, конечно, потому I-464А – пятиэтажки середины 1960-х, такие страшные-страшные, а этот похож на вообще несерийный, он ни с чем там больше не рифмуется.
В городе ещё есть церковь, перестроенная из детского сада (!), но я к ней не пошёл, потому что узнал о её существовании уже после отъезда, а она внутри микрорайона, в который я не заходил. И ещё где-то есть пушка-батарея, тоже памятник войны, но её я тоже упустил как-то, да и чёрт с ней. И ещё есть – далеко, дотуда нужно по промзоне долго чухать, я поленился – старая станция, бывший вокзал Заполярного. Здание в стиле неоклассицизма, и сейчас оно вообще прямо на территории комбината «Печенганикель», потому что железнодорожное сообщение, долгое время бывшее самым северным в мире (!) закрыли за ненадобностью.
Я дотуда не дошёл, но для полноты картины вот вам фотография antonsafronov :
А закончим на вот такой ноте:
В общем, дорогой Заполярный. Вдумайся в мою идею:
— расписать все 100% хрущёвок в городе различным граффити, причём и с торцов, и с фасадов, и с крыш;
— сделать водонапорку обзорной башней;
— распиарить туристическую привлекательность «единственный в мире расписанный город»;
— …
— profit.
Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала
Осмотревшись, я заметил голубой, как банка сгущенки, автобус, такой же, какой ходит и в моем посёлке.
Я пошёл гулять: искать достопримечательности.
Вот здание школы номер 19, раскрашенное полярными пейзажами со стороны заднего двора.
В Заполярном я встретился с Настей.Она учится в десятом классе девятнадцатой школы.
В городе есть художественная школа с прекрасными учителями, в которой она отучилась несколько лет, Дворец культуры «Октябрь», музыкальная школа, Дом детского творчества. « Норникель » поддерживает творческие проекты и научные фестивали.
Большая часть молодёжи в небольших городах планирует уехать и не планирует возвращаться. Кто-то имеет ввиду только свой город, но многие не хотят возвращаться и в Россию.
За время нашей прогулки мы осмотрели полосатые трубы, целую гору шлака (отходов производства). На минуточку, на горе даже есть целый пруд с водой какого-то неестественного цвета.
А тем временем за ржавыми заборами нас самих изучали здоровые сторожевые псы.
И сперва прошлись по небольшой, но очень уютной аллее : жители рассказывают, что зимой при свете желтых фонарей здесь просто волшебно. В центре аллеи стоит памятник Михаилу Васильевичу Бабикову.
Она рассказала о б истории города и самого дворца культуры. Оказалось, Заполярный строился комсомольцами из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Воронежской и других областей с середины пятидесятых. Их целью было возведение посёлка для рабочих металлургического комбината и железной дороги. Они мечтали построить свой «город-сад». Кстати, жители до сих пор называют свой город городом романтиков.
Он повёл нас дальше по городу.
— К ак тебе вообще живётся в З аполярном?
— Лучше, чем в каком-нибудь гетто большого города, наверное.
С Максимом сложно спорить, я часто слышу мнение, что жизнь в таких посёлках уныла. Иногда поселки действительно нагнетают скуку, грусть.
Максим рассказал, как набирает популярность баскетбол. И в З аполярном, и в соседнем Никеле в последние пару лет соревнования по баскетболу между школьниками проводятся очень часто. Ребята посещают тренировки, играют сами. Игры между командами Заполярного и Никеля обычно проходят на площадках в стенах школ.
Сейчас на севере полярный день, с наступлением позднего вечера солнце не прячется за горизонт, людей на улицах не становится меньше.
Ленин стоит с книжкой в руке у здания местной администрации.
Конечно, советское начало в З аполярном очень сильно. Дворец культуры, памятник Ленину, широкая улица, названная в его же честь, дома-близнецы.
Совсем на окраине, где дальше только комбинат, пограничная служба построила дом для своих сотрудников. Пограничники, работающие на местной заставе и нескольких ближайших, вместе со своими семьями живут в новом доме с ёлочками во дворе.
От архитектуры вернусь к дополнительному образованию для школьников.
По адресу Ленина 15 находится художественная школа.
Совершенно неприметное снаружи здание оказывается прекрасным центром изобразительного искусства.
В выставочном зале представлена выставка работ учеников школы от младших до старших классов. Она посвящена семьдесят четвёртой годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне.
После смены уличной обуви на милые розовые тапочки, удалось посмотреть на учебные кабинеты, на лучшие работы, что выставлены вдоль стен одна за одной, и даже на хранилище реквизита для натюрмортов. Эта самая комната, куда никому нельзя.
Это старая деревянная водонапорная башня, которая стоит в обычном дворе, буквально напротив детской горки и качелей.
Находится она на возвышенности, так что башню видно с большинства точек города. Сейчас она используется как телекоммуникационная вышка. Конечно, жалко, что из неё не придумали сделать обзорную площадку, это было бы просто прекрасно.
Пришло время ехать домой. Кроме меня в машине было всего 2 пассажира.
Один из них о казался другом водителя. Поговорили сначала об эмиграции, потом обо всех недостатках власти, причем не только действующей. Эти парни прошлись по каждому неудачному решению и по каждому отдельному политику лично. От Ленина и до Путина. Сполна получил каждый.
Пассажир же очень понятно и аргументировано объяснил, почему у власти всегда только обманщики.
С такими ораторами поездка оказалась совсем не скучной.
Ну а мы едем дальше по Кольскому Северу.
Хотите стать нашим гидом и показать или рассказать то, что никогда не опубликуют в путеводителе? Присоединяйтесь! Ваших предложений мы ждём по телефону: 8-953-752-00-30 или на почте: info@severpost.ru
Проект реализуется при финансовой поддержке правительства Мурманской области
Достопримечательности Заполярного
Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.
Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.
Интерактивная карта
Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX
Кольская ГМК
С конца 30-х годов 20 века ведется добыча сульфидных медно-никелевых руд с последующим производством цветных металлов. Градообразующее предприятие г. Заполярный
Координаты: N069 25.145, E030 51.971
Рейтинг: 25.13
Памятник-пушка
130-мм корабельная пушка была установлена в г. Заполярный в 1972 году в честь памяти воинов 69, 70 и 72 морских стрелковых бригад, освободивших 11 октября 1944 года поселок Пильгуярви (современный Заполярный).
Координаты: N069 25.544, E030 50.425
Рейтинг: 11.73
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Троицы Живоначальной была основана в 1995 году, перестроена из здания бывшего детского сада. В 2019 году был построен новый деревянный храм.
Координаты: N069 25.363, E030 49.700
Рейтинг: 8.09
Архитектура города Заполярный
Небольшой по площади город, возникший во время освоения медно-никелевых месторождений региона. Простая планировка, все необходимая инфраструктура: магазины, кинотеатры, скверы, дома культуры, кафе и пр. в достойном виде и содержании, в достаточном для небольшого города количестве и в шаговой доступности. Крытый каток “Норникель”, спортивный комплекс “Дельфин ”. Традиционные памятники и бюсты вождей прошедшей эпохи, в т.ч. памятник В.И. Ленину (указаны координаты) у здания городской администрации и бюст Ф.Э. Дзержинского в городском парке. Имеется продуктовый рынок с ценами немереной высоты. Жилая застройка – пятиэтажки советского периода в утепленном варианте, поддерживаются в хорошем состоянии ввиду суровости климата. Многие здания имеют окраску разным цветом, что разнообразит пейзаж. В зимнее время – подсветка, скрашивающая полярную ночь, ну и конечно же северное сияние. Окружающие город природа по красоте – отдельная песня.
Координаты: N069 25.597, E030 49.795
Рейтинг: 7.54
Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина (СГ-3)
Бурение этой скважины имело научное значение и велось с 1970 по 1991 года, когда была достигнута глубина 12 262 метра при диаметре верхней части — 92 см и нижней части — 21,5 см. Глубина, достигнутая при бурении являлась рекордом как среди научных, так и среди промышленных скважин на тот момент. Этот рекорд был побит только в 2008 г.
Координаты: N069 23.773, E030 36.520
Большое северное путешествие. Часть 8
Итак, Мурманск.
Самый большой город мира за Полярным кругом.
Еще в давние советские времена, когда я жил в этих краях, Мурманск всегда оставлял двойственное впечатление. Вроде как серый город с вечно свинцовым небом и не очень большим количеством зелени даже в летнее время, но, в то же время фишка Мурманска была в разноцветной окраске жилых домов и впечатление суровости северной природы как-то сглаживалось. Нечто подобное увидели и сейчас.
Еще в те давние годы Мурманск мне запомнился Праздником Севера. Это ежегодные, массовые соревнования проводятся с 30-х годов прошлого века и приурочены к окончанию Полярной ночи.
Красивое зрелище, должен сказать. Я был на этом мероприятии несколько раз. Только там удалось увидеть вживую гонки на оленях. Аборигены этих мест хлестали оленей и те, с выпученными глазами, в вихре снежной пыли, проносились мимо глазеющих мурманчан. Лыжники с такими же как у оленей вывалившимися языками бежали марафон. Обгоняя лыжников проносились собачьи упряжки. Праздный народ в те времена терпеливо наблюдал за всем этим, ожидая 14 часов, когда можно было купить спиртное в магазине. После 14–00 веселье становилось душевнее.
В Мурманске гуляем по центру, хотя дождливая погода к этому не очень располагала.
Центральные улицы, площадь «Пять углов», знаменитые Алёша, Ждущая, и, конечно, атомный ледокол «Ленин»
Об экскурсии на первый в мире атомный ледокол «Ленин» немного подробнее.
Создали это уникальное судно с атомной силовой установкой в конце 50-х годов прошлого века. Это было совершенно новое изобретение в области судостроения, и весь Запад ахнул. Даже американский президент Никсон приезжал убедится, что русские не врут.
По ходу эксплуатации шли усовершенствования, и атомные агрегаты меняли на более совершенные.
«Ленин» — первое в мире судно, которое обогнуло Северную Землю с севера. Благодаря атомоходу существенно увеличилась продолжительность навигации по Северному морскому пути.
Однако не всё и всегда было гладко. Больших аварий было две. Одна в 1965, а вторая в 1967 годах. Во время второй аварии были серьезные проблемы с повреждением реакторной установки. Бабахнуло тогда серьёзно. Восстановлению реактор не подлежал, и его пришлось просто затопить где-то в районе Новой Земли. Были ли во время аварий людские жертвы советская пресса, разумеется, умалчивала, и об этом ходили только слухи. По градусу паники в те годы эта авария превзошла еще один случай в Североморске, где, якобы, взорвался склад донных мин, а от взрывов сдетонировали крылатые ракеты (не знаю как это возможно, но бабки на лавочках — источник самой достоверной информации, утверждали, что запросто).
Чтобы попасть на экскурсию пришлось подождать. Пришел какой-то пухленький, патлатый субъект и повел нас внутрь. На моряка он не был совсем похож, чем вызвал разочарование дам, ожидавших увидеть, по меньшей мере, просоленного всеми ветрами Джека-Воробья с кампАсом в одной руке и бутылкой рома в другой. Но, надо отдать ему должное, рассказывал достаточно подробно обо всем.
В конце желающие покрутили штурвал, погудели губами и на этом курс обучения вождению атомохода был закончен.
Хотелось еще проехать посмотреть на печально известный «Адмирал Кузнецов», который сам чуть не тонет и всё вокруг себя топит (помните недавний случай с плавучим доком?). Но, хозяин квартиры сказал:
— Не теряйте времени, там всё перекрыто насмерть, чтобы никакие никсоны больше не пролезли.
Поэтому эту затею решили отставить.
Остаток дня гуляем по Мурманску, ахаем от обилия всевозможной рыбы в рыбных магазинах и, особенно, от цен.
Вечером опять корректируем количество участников дальнейшего путешествия — Татьяна срочно по делам улетает в Москву. И, разумеется, по этому поводу пьянка.
Утром выезжаем дальше на Север, приближаясь к самой дальней точке нашего путешествия.
Дорога от Мурманска в сторону Печенги — Заполярного.
Река Западная Лица. Отсюда у нас отворот вправо в направлении полуостровов Средний и Рыбачий. Задача стояла доехать до северной оконечности полуострова Рыбачий мыса Немецкий — это самая северная точка Европейской части нашей страны.
На карте это выглядит вот так — красная линия — это куда планировали доехать, желтая точка — куда хватило сил.
Итак, поехали. На реке Западная Лица погранпост. Контрактники проверяют документы, записывают в толстенный гроссбух, спрашивают куда и зачем. Вражьи страны рядом и не туда ли мы намылились? Это, наверное, возможно с полуострова Рыбачий в Норвегию вплавь.
Дорога сразу начинает убивать ямами.
Эти дороги во все времена были предназначены только для военной техники, никто никогда их не равнял, образовались постепенно ямы и ямищи. Сюда и проезд-то открыли для простых смертных не так давно. А в советские времена оба полуострова были полностью закрытой зоной. Только вояки играли тут в войну и утюжили своими танками и БТРами тундру. Катаются они здесь и сейчас, мы их встречали в разных местах.
Первая остановка на водопаде на реке Западная Лица.