Что посмотреть в земуне

Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Ну никак нам не хватило дневных «бродилок» по по старинному городу, а ныне- району Белграда-Земуну, который ранее был самостоятельным городом…Лучше бы он самостоятельным городом и оставался…

Как-то вечером, вернувшись в свой апартамент в Белграде, мы вдруг, совершенно не сговариваясь, произнесли: «а поехали опять в Земун?». Этот район обладает какой-то совершенно потрясающей харизмой, сочетающей в себе уют, дух старины, спокойствие и еще что-то эдакое, необъяснимое…

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Я уже где-то откровенно признавалась, что зря мы решили жить в центре Белграда, не тот район мы выбрали для проживания в Белграде, побоявшись, что из Земуна в центр добираться будет долго и муторно. Оказалось, это совершенно не так. А поехали мы на такси вечером в Земун исключительно из соображений экономии времени для «бродилок». Невероятно, заплатили около семи долларов и домчались за десять минут. Эх, надо было все-таки в Земуне жить! А еще, не буду лукавить, гнало нас любопытство. Где-то в Земуне стоит вагон от «Балканского экспресса». Это нам в дневных «бродилка» гид сказал, выразительно махнув вверх, когда шли по Земуну по улице Главной. Типа, там ресторан с таким же названием, и прямо в нем — бывший вагон от «Балканского Экспресса». Любопытство (или любознательность?) — это ж двигатель исторического прогресса:)

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Что ж, полезем немножко в историю…Я чуть-чуть, для понимания… Был Orient-Express или Simplon-Orient-Express («Восточный Экспресс») — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883–1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут длиной около 2740 км, с остановками в Мюнхене, Вене, Будапеште, Милане, Венеции, Загребе, Софии, Бухаресте и Белграде. Позже «Восточным Экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе были отделаны в стиле ар-деко. В двадцатом столетии экспресс только два раза находился в простое — во время мировых войн. В 1919 году несколько изменился его маршрут: поезд шёл от Кале и Парижа до Лозанны, а затем — через перевал Симпло. После Второй мировой войны жизнь экспресса продлили ещё на тридцать лет — с 1947 по 1977 год. В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express по маршруту Штутгарт — Белград. В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс продолжил движение во времена ««железного занавеса», соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года был «ночным экспрессом» Париж — Вена, а с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, и спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания (по материалам и фото Википедии).

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Часть пути «Восточного Экспресса» проходила по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что нынешнюю Сербию пересекали исторические торговые «Янтарные маршруты» из Центральной Европы к Средиземноморью, в плане развития собственной транспортной инфраструктуры она отставала от других стран континента. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивало их коммерческое использование. «Железнице Србије» («Железные дороги Сербии») — государственная компания, единственный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров по железным дорогам в Сербии. Начало сербских железных дорог относят к 1881 году, когда Король Милан IV Обренович заявил об их образовании. Первый поезд отправился из Белграда в Ниш 23 августа 1884 года, что считается официальной датой создания компании. Потом построили и «белградскую» ветку через реку Саву в Земун, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. Так что к 1919 году «Восточный Экспресс» смог наконец использовать сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем.

С 1920-х годов и до распада Югославии, «Железнице Србије» действовала под названием «Югославские железные дороги».

Так что ж все-таки такое именно «Балканский Экспресс», вагон которого так хотелось нам увидеть даже пусть и в ресторанной «сцепке»? Был ли он частью «Восточного Экспресса»? Точного ответа я не нашла. Указывается, что «Балканский Экспресс» был запущен в январе 1916 года и функционировал как ночной поезд между Берлином и Константинополем. Этот маршрут был проложен 15 января 1916 года немецкой компанией Mitropa как балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от «Восточного Экспресса». Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.

С 1927 года название «Балканский Экспресс» было присвоено железнодорожному сообщению между Голландией и Константинополем. В мае 1955 года был запущен новый «Балканский Экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Константинополь. Нынешний «Балканский Экспресс» (начал работу в 1971 году) — это ночной поезд, курсирующий между Стамбулом и Белградом, который следует в Эдирне, Пловдив и Софию. Поезд соединяется с «Bosphorus Express» в Димитровграде, Болгария, и далее следует в Стамбул.

Скорее всего, думалось мне, пока мы топали наверх в сторону ресторана «Балканский Экспресс» (Balkan Ekspres) на улицу Despota Đurđa 22, это какой-нибудь списанный вагон, но вот какого он «года рождения»? Говорят, где-то на задворках Белграда «припарковано» очень много старых, ненужных, не подлежащих восстановлению вагонов бывших Югославских железных дорог и не только.

Смотрите, вот мы и пришли, знакомьтесь, вот это чудо неизвестного «года рождения».

Источник

Земун. Я знаю обитель покоя

«…И вот он Земун — земля и часть Дуная, которая хранит свое тепло прохладными осенними вечерами и порождает обильные туманы. Гуляя по улочкам города, можно увидеть, как стремительно проносится туман — „магла“ — над крышами домов…»

Когда-то Земун был отдельным от Белграда городом, расположенным на правом берегу Дуная, в том месте, где в него впадает река Сава. Собственно, я и услышала о нем впервые, как о городе, в котором жила моя двоюродная бабушка. Сейчас он — обособленный белградский район со своей историей, традициями и неспешным, размеренным укладом жизни.

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Находясь в Земуне, осознаешь, что перенестись в прошлое ничего не стоит. Здесь гостя встречают затейливые изгибы узких мощеных улочек, обрамлённых плотными рядами «игрушечных» домиков, старинные церкви, двухсотлетние особняки.

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Гуляя вдоль Земунской набережной, понимаешь, что если бы об неё вместо Дуная билось бы море или какое-нибудь большое альпийское озеро, Земун был бы шикарным курортом, ничуть не уступающим европейским.
Легко представить, каким был Земун двести лет назад, ведь кажется, что время здесь остановилось, и мало что изменилось.

Что посмотреть в земуне. Смотреть фото Что посмотреть в земуне. Смотреть картинку Что посмотреть в земуне. Картинка про Что посмотреть в земуне. Фото Что посмотреть в земуне

Земун — стар, очень стар. Первое поселение в этой местности появились во времена Римской империи. Давайте уж не будем касаться неолита, хотя и тогда люди предпочитали селиться в этих местах. Римское поселение называлось Таврун (Taurunum). Франки же, хроникёры крестовых походов, упоминали его как «Малевилла» (Mallevila). В османскую эпоху Земун в силу своего стратегического положения имел большой вес, и входил в состав Будинского вилайята. Позже им попеременно владели сербы и австро-венгры, он принадлежал и Габсбургам, и Шёнборнам, пока, наконец, в 1918 году город окончательно не стал сербским. Считается, что Земун тесно связан с именем Карагеоргия — предводителя первого Сербского восстания против Османской империи и основателя династии Карагеоргиевичей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *