Что посмотреть в земуне
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
Ну никак нам не хватило дневных «бродилок» по по старинному городу, а ныне- району Белграда-Земуну, который ранее был самостоятельным городом…Лучше бы он самостоятельным городом и оставался…
Как-то вечером, вернувшись в свой апартамент в Белграде, мы вдруг, совершенно не сговариваясь, произнесли: «а поехали опять в Земун?». Этот район обладает какой-то совершенно потрясающей харизмой, сочетающей в себе уют, дух старины, спокойствие и еще что-то эдакое, необъяснимое…
Я уже где-то откровенно признавалась, что зря мы решили жить в центре Белграда, не тот район мы выбрали для проживания в Белграде, побоявшись, что из Земуна в центр добираться будет долго и муторно. Оказалось, это совершенно не так. А поехали мы на такси вечером в Земун исключительно из соображений экономии времени для «бродилок». Невероятно, заплатили около семи долларов и домчались за десять минут. Эх, надо было все-таки в Земуне жить! А еще, не буду лукавить, гнало нас любопытство. Где-то в Земуне стоит вагон от «Балканского экспресса». Это нам в дневных «бродилка» гид сказал, выразительно махнув вверх, когда шли по Земуну по улице Главной. Типа, там ресторан с таким же названием, и прямо в нем — бывший вагон от «Балканского Экспресса». Любопытство (или любознательность?) — это ж двигатель исторического прогресса:)
Что ж, полезем немножко в историю…Я чуть-чуть, для понимания… Был Orient-Express или Simplon-Orient-Express («Восточный Экспресс») — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883–1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут длиной около 2740 км, с остановками в Мюнхене, Вене, Будапеште, Милане, Венеции, Загребе, Софии, Бухаресте и Белграде. Позже «Восточным Экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе были отделаны в стиле ар-деко. В двадцатом столетии экспресс только два раза находился в простое — во время мировых войн. В 1919 году несколько изменился его маршрут: поезд шёл от Кале и Парижа до Лозанны, а затем — через перевал Симпло. После Второй мировой войны жизнь экспресса продлили ещё на тридцать лет — с 1947 по 1977 год. В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express по маршруту Штутгарт — Белград. В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс продолжил движение во времена ««железного занавеса», соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года был «ночным экспрессом» Париж — Вена, а с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, и спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания (по материалам и фото Википедии).
Часть пути «Восточного Экспресса» проходила по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что нынешнюю Сербию пересекали исторические торговые «Янтарные маршруты» из Центральной Европы к Средиземноморью, в плане развития собственной транспортной инфраструктуры она отставала от других стран континента. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивало их коммерческое использование. «Железнице Србије» («Железные дороги Сербии») — государственная компания, единственный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров по железным дорогам в Сербии. Начало сербских железных дорог относят к 1881 году, когда Король Милан IV Обренович заявил об их образовании. Первый поезд отправился из Белграда в Ниш 23 августа 1884 года, что считается официальной датой создания компании. Потом построили и «белградскую» ветку через реку Саву в Земун, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. Так что к 1919 году «Восточный Экспресс» смог наконец использовать сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем.
С 1920-х годов и до распада Югославии, «Железнице Србије» действовала под названием «Югославские железные дороги».
Так что ж все-таки такое именно «Балканский Экспресс», вагон которого так хотелось нам увидеть даже пусть и в ресторанной «сцепке»? Был ли он частью «Восточного Экспресса»? Точного ответа я не нашла. Указывается, что «Балканский Экспресс» был запущен в январе 1916 года и функционировал как ночной поезд между Берлином и Константинополем. Этот маршрут был проложен 15 января 1916 года немецкой компанией Mitropa как балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от «Восточного Экспресса». Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.
С 1927 года название «Балканский Экспресс» было присвоено железнодорожному сообщению между Голландией и Константинополем. В мае 1955 года был запущен новый «Балканский Экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Константинополь. Нынешний «Балканский Экспресс» (начал работу в 1971 году) — это ночной поезд, курсирующий между Стамбулом и Белградом, который следует в Эдирне, Пловдив и Софию. Поезд соединяется с «Bosphorus Express» в Димитровграде, Болгария, и далее следует в Стамбул.
Скорее всего, думалось мне, пока мы топали наверх в сторону ресторана «Балканский Экспресс» (Balkan Ekspres) на улицу Despota Đurđa 22, это какой-нибудь списанный вагон, но вот какого он «года рождения»? Говорят, где-то на задворках Белграда «припарковано» очень много старых, ненужных, не подлежащих восстановлению вагонов бывших Югославских железных дорог и не только.
Смотрите, вот мы и пришли, знакомьтесь, вот это чудо неизвестного «года рождения».
Земун. Я знаю обитель покоя
«…И вот он Земун — земля и часть Дуная, которая хранит свое тепло прохладными осенними вечерами и порождает обильные туманы. Гуляя по улочкам города, можно увидеть, как стремительно проносится туман — „магла“ — над крышами домов…»
Когда-то Земун был отдельным от Белграда городом, расположенным на правом берегу Дуная, в том месте, где в него впадает река Сава. Собственно, я и услышала о нем впервые, как о городе, в котором жила моя двоюродная бабушка. Сейчас он — обособленный белградский район со своей историей, традициями и неспешным, размеренным укладом жизни.
Находясь в Земуне, осознаешь, что перенестись в прошлое ничего не стоит. Здесь гостя встречают затейливые изгибы узких мощеных улочек, обрамлённых плотными рядами «игрушечных» домиков, старинные церкви, двухсотлетние особняки.
Гуляя вдоль Земунской набережной, понимаешь, что если бы об неё вместо Дуная билось бы море или какое-нибудь большое альпийское озеро, Земун был бы шикарным курортом, ничуть не уступающим европейским.
Легко представить, каким был Земун двести лет назад, ведь кажется, что время здесь остановилось, и мало что изменилось.
Земун — стар, очень стар. Первое поселение в этой местности появились во времена Римской империи. Давайте уж не будем касаться неолита, хотя и тогда люди предпочитали селиться в этих местах. Римское поселение называлось Таврун (Taurunum). Франки же, хроникёры крестовых походов, упоминали его как «Малевилла» (Mallevila). В османскую эпоху Земун в силу своего стратегического положения имел большой вес, и входил в состав Будинского вилайята. Позже им попеременно владели сербы и австро-венгры, он принадлежал и Габсбургам, и Шёнборнам, пока, наконец, в 1918 году город окончательно не стал сербским. Считается, что Земун тесно связан с именем Карагеоргия — предводителя первого Сербского восстания против Османской империи и основателя династии Карагеоргиевичей.