Что посмотреть в железнодорожном калининградской
Уик-энд в Железнодорожном: где искать гроты с охотничьими птицами и смотреть на римский акведук
Доехать из Калининграда до Железнодорожного стало проще — с 10 июля это можно сделать на рельсобусе. На что туристам посмотреть в посёлке и как не прогадать с расписанием, выяснил «Клопс».
Как уехать и сколько стоит
До посёлка состав ходит по субботам и воскресеньям по 26 сентября. Билет в одну сторону стоит 252 рубля.
Сам себе экскурсовод
По словам главы Балтийской ассоциации промышленного туризма Натальи Казаковой, каждый раз на рельсобусе в Железнодорожный приезжает около 60 туристов, многие с велосипедами.
«Почему-то всем хочется пойти направо, в сторону улицы Черняховской. Но на самом деле, чтобы посмотреть все достопримечательности Железнодорожного, нужно идти налево от вокзала».
Первым сигналом того, что вы выбрали верный путь, станет сохранившаяся брусчатка — по ней лошади-тяжеловозы везли грузы на телегах. Дальше товар по рельсам направлялся до кирпичного завода и лесопилки.
Два моста
Куда дальше? К памятнику героям Первой мировой войны, находится он на улице Советской. За мемориалом скрывается мост, под ним — родник: «Там проходит маршрут на байдарках, который ведёт к железнодорожному арочному мосту».
Если байдарки нет, идём вдоль рельс по направлению к польской границе примерно полтора километра и наслаждаемся шикарными видами. «Старший брат» упомянутого моста находится в Краснолесье, в посёлке Токаревка. И тот и другой часто сравнивают с древнеримскими акведуками.
Дядя крайсхаус
Возвращаемся к первому мосту и видим крайсхаус Гердаэуна — здание районного управления. В советские годы здесь находился детский интернат, сегодня дом пустует.
Крайсхаус смотрит окнами на здание, где сейчас, как и до войны, размещается почта. А за его спиной спрятался старинный парк с двумя параллельными грабовыми аллеями.
Путь от крайхауса налево приведёт к зданию суда и самому высокому строению Железнодорожного — некогда здесь располагалась немецкая комендатура.
Здание стоит на холме: спереди оно в четыре этажа, сзади — пятиэтажное. Один из неразгаданных секретов: что значат полумесяцы на входе?
pchelka_89
Собираю пчёл в «Улей»
Для самых любознательных и путешествующих не только в летний период, предлагаю немного расширить этот список и выделить один день для поездки по маршруту Калининград – п. Домново – Правдинск – п. Железнодорожный – Калининград. Выехать лучше пораньше, т.к. программа получается достаточно насыщенная.
Путь вперёд проходит по знаменитым узким дорогам с деревьями на обочинах, которые делают пейзаж более живописным, а иногда образуют красивые туннели над дорогой. По пути встретится несколько разрушенных кирх 13-16 веков и другие необычные руины, но возле них можно не останавливаться – всё самое интересное ждёт впереди.
I остановка
Посёлок Домново.
Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на старую кирху 1321 года постройки. Эта кирха одна из наиболее сохранившихся, на территории Калининградской области. Расположена на высоком холме, поэтому видно её издалека.
Вход скорее всего окажется закрытым на тяжелый засов, окна почти все заложены кирпичами, даже самые маленькие. Первое испытание для самых смелых.
Единственный возможный вариант проникновения внутрь – окно с раздвинутой решеткой, но в проём нужно ещё залезть. Самые сильные подтягиваются и помогают другу, а те кто послабее
находят деревянную лестницу и проникают внутрь 🙂
На первом этаже наследие советского прошлого кирхи, когда она использовалась в качестве зерносклада. Помещение разделено на ячейки в которых хранилось зерно.
Справа и слева от центрального входа расположены каменные плиты с барельефами. Если они действительно находятся тут со дня основания кирхи, то сейчас им 690 лет! И они неплохо сохранились для своего возраста.
Возле рыцаря прочная деревянная лестница на второй этаж, где находится деревянное сооружение, которое каким-то образом помогало пересыпать зерно. Имеются металлические колёса, из потолка торчат трубы с квадратным сечением, свисают толстые ремни. И в полу тоже есть отверстия для отправки зерна на нижний уровень.
А самое удивительное здесь то, что всему периметру помещения на стенах проступают старые фрески. В основном это фрагменты по которым сложно догадаться, что здесь было изображено. Но в дальнем углу нашёлся вполне узнаваемый образ.
Выше ведёт узкая кирпичная лестница по которой и попадаем на третий уровень, где основательные балки держат крышу.
II остановка
Правдинск
Правдинскую кирху тоже видно издалека.
Кирха является церковью Святого Георгия Победоносца, строительство которой было начато в 1313, закончено в 1510 году. Попасть в неё намного проще и это совсем не так экстремально, как в предыдущем случае. Кирха отдана РПЦ, поэтому просто заходим внутрь (вход со двора) и просим ключ у бабушки в окошке, где продают иконки и свечи.
Итак. Подъём по винтовой кирпичной лестница. Проход тёмный, узкий и невысокий. Кто как, а я поднимаясь по таким лесенкам в полной тишине, представляю себя средневековой дамой в длинном одеянии со свечой в руке, которая спотыкаясь о подолы поднимается по лестнице ночью, мёрзнет и боится.
Вид из заколоченного окошка:
А дальше. Добрались почти до шпиля!
Вид сверху просто восхитительный.
III остановка
п. Железнодорожный
Город Гердауэн основанный в XIV веке (ныне п. Железнодорожный) примечателен тем, что время в нём настолько замедлилось, что как будто застыло. Средневековая застройка почти полностью сохранила свой первозданный вид. Следы разрушения, выцветшие краски и трещины оставленные временем, лишь подчёркивают ту необычную атмосферу.
Эта фотография как нельзя лучше передаёт то, каким я увидела и запомнила этот городок.
Спутниковые антенны и немногочисленные автомобили выглядят чужеродно и возвращают к реальности. Сюда бы стожок сена и лошадку с повозкой.
Гуляя по этим улочкам находим сохранившиеся фахверковые дома, построенные примерно тогда же, когда и градообразующий замок, т.е. в XIV веке. А в двадцатом такой разминирован советскими киношными сапёрами из фильма «Чаклун и Румба или последняя ошибка сапёра» производства студии Белорусьфильм, о чём свидетельствует оставшаяся на память надпись.
Посёлок небольшой, тщательная прогулка займёт минут 20-30, после чего мы направимся. к кирхе!
Приходская кирха Гердауэна (1345 г.) высотой 42 метра конечно же снова самый заметный объект в посёлке.
До 1961 года здание было совершенно целым, Вторая Мировая война обошла его стороной. Затем была нарушена черепица, прогнили стропила и рухнула крыша над основной частью здания (зала, где некогда располагался алтарь и проводились службы). К настоящему времени остались лишь стены. Но башня кирхи находится в сравнительно неплохом состоянии, хотя начавшееся разрушение стен заметно (даже прямо над аркой центрального входа видна трещина идущая вверх).
Но, не будем о грустном. Проходим через центральную арку с массивными металлическими воротами. и видим вот такую картинку.
Под крышей не слишком крепкий пол из частично сгоревших досок и вот такой вид из окна.
И ещё один вид на исторический центр п. Железнодорожный с верхнего этажа кирхи.
На этом наше однодневное путешествие по старым кирхам Калининградской области можно закончить и выехав на скоростную трассу вернуться в город. Но если вы вдруг посмотрели всё очень быстро и не слишком устали, а на улице пока не стемнело, то на обратном пути можно посмотреть ещё кое-что.
Бонус №1
Покинув кирху, проезжаем немного по окрестностям и обнаруживаем крепостную стену замка на холме. К сожалению, внутри почти ничего не сохранилось, но дорога ведущая к замку, выложена брусчаткой и очень живописна.
Возвращаясь к основной дороге, замечаем замковую мельницу, которая находится сейчас в частных владениях.
Двигаясь далее к выезду на трассу, можно сделать ещё один небольшой крюк – до п. Курортное, недалеко от которого находится.
Бонус №2
Старая ГЭС на реке Лава.
Эта небольшая гидроэлектростанция была построена в начале прошлого века и сейчас является законсервированной.
увеличить
Внутрь попасть вряд ли получится, все входы и выходы закрыты, объект охраняется собакой. Но вокруг прогуляться можно – окружение весьма интересно, особенно для тех кто любит подобные заброшенные сооружения.
Вот теперь точно всё.
Удачных всем путешествий.
Виадук, замок, шлюз: 8 мест в Железнодорожном и окрестностях, которые стоит посмотреть
В одном из отреставрированных домов открылся музей-кафе «Патефон». В его коллекции порядка 50 экспонатов: музыкальные шкатулки, шарманки, патефоны и граммофоны, а также первое устройство для механической записи и воспроизведения звука — фонограф Эдисона. В кафе предлагают кофе, мороженое, десерты и лёгкие закуски.
Власти области уже согласовали второй этап реконструкции домов, а также ремонт дорог, тротуаров, проездов, организацию парковок и реконструкцию центральной площади. На базе крайсхауса планируют создать медицинский центр высоких технологий для местных жителей и туристов, но пока здание продолжает пустовать.
1. Водяная мельница
В здании водяной мельницы, возможно, появится гостиничный комплекс на 37 номеров, ресторан с собственной пивоварней и спа-зона. Кроме того, здесь собираются обустроить летнюю площадку и пирс на берегу реки с прокатом лодок, катамаранов и велосипедов.
Сейчас возле исторического сооружения 1909 года постройки работает кафе «Старая мельница», где гостям предлагают не только проживание с питанием, но и отдых с деревенским колоритом: рыбалку и русскую баню с веником и купанием в ручье. Здесь открывается живописный вид на водопад под мостом и бывший мельничный пруд, именуемый озером Бактинзее.
2. Бактинзее
Водоём образовался искусственным путём, с помощью плотины. В довоенных путеводителях Бактинзее фигурирует во многих экскурсионных маршрутах по Восточной Пруссии. До XVIII века на озере существовал уникальный четырёхметровый плавающий остров, который то словно прирастал к берегу, то каким-то чудным образом находился в самом центре. Остров перемещался под воздействием ветра и был известен по всей Пруссии.
На данный момент на озере развиты различные виды летнего отдыха. Романтичные персоны могут взять напрокат аутентичную лодку, а любителям активного отдыха уготован семикилометровый сплав на каяках по реке Омет (ныне Стоговка). Маршрут напоминает джунгли Амазонки и проходит через пару мостов, включая железнодорожный виадук. Организаторы сплава могут также позаботиться о пикнике на берегу озера с дегустацией чая собственного сбора и ферментации.
Кстати, под дном озера, ближе к водопаду, проходит гидроизолированный подземный ход, который ведёт в замок Гердауэна, одно из уникальных мест в Железнодорожном, где сейчас хранится лишь малая часть истории этого величественного сооружения.
3. Замок Гердауэн
Укреплённое поселение Гердавия, названное в честь бартского вождя Эдлена Гердава, упоминается в начале XIII века, задолго до прихода Тевтонского ордена на прусскую землю. Однако в 1251 году крепость была захвачена рыцарями-крестоносцами, и вскоре было образовано орденское комтурство с центром в крепости, получившей новое название Гердауэн. В 1315 году по приказу комтура Иоханнеса фон Виннунгена на месте деревянных укреплений заложили каменный замок. Строительством новой крепости руководил комтур Кёнигсберга Генрих фон Изенбер. В 1469 году Гердауэн потерял статус города и был передан в собственность Георгу фон Шлибену. Гердауэн пережил несколько пожаров в течение трёх столетий. После эпидемии чумы 1709–1711 годов населённый пункт практически опустел и насчитывал около 1 тысячи человек.
В 1809 году Гердауэн был выкуплен государством у рода фон Шлибенов, что поспособствовало возвращению статуса города и дало толчок к постепенному развитию. В 1872 году здесь было окончено строительство железной дороги, и Гердауэн впервые стал «железнодорожным». В середине XIX века замок Гердауэн продали полковнику барону фон Ромбергу, однако в 1872 году сын барона Макс фон Ромберг снёс средневековые строения и построил на их месте дворянскую усадьбу. В 1882 году имение было приобретено Альфредом фон Янсоном, род которого владел имением до 1945 года. В послевоенные годы дворянскую усадьбу разобрали практически до основания.
С 1947 года на территории замка, в помещениях конюшни и каретной, располагалась ветеринарная лечебница. Сейчас туристы могут исследовать ворота в неоготическом стиле с частью стены, руины западного флигеля, грот, перестроенные конюшни с каретной и самый глубокий, по словам экскурсоводов, колодец в области.
4. Кирха Гердауэн
Кирху в Гердауэне построили в 1345 году. Её северная стена была без окон, так как в орденский период являлась частью городской стены. В 1690 году здесь установили орган работы мастера Йозуа Мозенгеля из Кёнигсберга. В 1729 году появились кафедра и алтарь. В 1696 году кирха получила серьезные повреждения от удара молнии, в 1913 году была повреждена пожаром.
В конце 1990-х годов были произведены работы по консервации кирхи, отремонтирована крыша башни, обустроена смотровая площадка. Сейчас кирха открыта для посещения, но доступа на смотровую площадку пока нет. Войти на территорию можно во время экскурсии с местным гидом.
5. Пивоварня «Киндерхоф»
Неподалёку от замка функционировала крупная пивоварня Brauerei Kinderhof. Продукция завода, существующего несколько столетий, была недорога, вкусна и потому известна далеко за пределами города. В послевоенные годы немецкую пивоварню преобразовали в советский завод по производству пива и безалкогольных газированных напитков, которые стали тоже весьма известны в Прибалтике. Возможно, секрет кроется в том, что технология производства передавалась из уст в уста, начиная с главного пивовара фабрики, который остался здесь и продолжил работу даже после прихода советских солдат.
6. Храм святых Петра и Павла
По соседству со средневековым замком расположен храм Святых апостолов Петра и Павла, построенный в Железнодорожном в 2010 году. Его освятил 7 августа 2010 года епископ Балтийский Серафим по благословению патриарха Кирилла. Туристам здесь очень рады. Стоит обязательно зайти, чтобы полюбоваться внутренним убранством храма.
7. Дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала
Обратный маршрут до Калининграда следует проложить через шлюзы Мазурского канала. Самый крупный (№ 5) находится в посёлке Озерки, остальные четыре расположены в посёлках Дружба (№ 1, № 2), Костромино (№ 3), Ново-Бийское (№ 4). Кстати, недавно в Дружбе начал работу дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала @museum_masurkanal, который работает ежедневно с 10:00 до 16:00.
8. Кирха Алленбурга
Следует также обратить внимание на памятник кирпичной готики кирху Алленбурга (ныне посёлок Дружба), построенную в 1405–1406 годах. В ходе боев Первой мировой войны кирха серьёзно пострадала, но весной 1923-го начались восстановительные работы, и 30 августа 1925 года кирха была вновь освящена. Восстановленная башня стала выше прежней. Во время боёв Второй мировой войны строение не пострадало, но в послевоенные годы использовалось в качестве склада и зерносушилки. В 2005 году кирху вновь реконструировали на частные пожертвования.
Величественное здание видно издалека. Его украшает башня готической кладки со ступенчатыми фронтонами. Весной 2014 года на стене башни появились новые часы с боем. Средства на восстановление часов собрали общиной бывших жителей города Алленбурга. Инициаторами сбора средств выступил Питер Райх — сын бывшего пастора Алленбургской кирхи.
В Калининградской области открыли новый веломаршрут вдоль Мазурского канала. Тестовый заезд стартовал из Железнодорожного.
Железнодорожный / Гердауэн (Gerdauen)
На юго-востоке Калининградской области, в 75 км от Калининграда находится поселок Железнодорожный, бывшее название Гердауэн (Gerdauen). Населенный пункт граничит с республикой Польша.
Гердауэн завоеван рыцарями Тевтонского ордена, где к 1315 г. был построен замок. Земли вокруг стали заселяться поселенцами и уже через 100 лет в городке насчитывалось 60 дворов. Местечко с приятным ландшафтом, холмы, пригорки, озеро, местность излучает умиротворение и покой.
После 13 летней войны с Польшей замок был частично разрушен, а Тевтонский орден потеряет свою былую мощь через 70 лет.
Пожары, эпидемия чумы не оставляли городок, напасти прекратились лишь к 1701 г., в городе стали проводить ярмарки, жизнь постепенно налаживалась.
В 19 веке железнодорожное полотно связало Гердауэн с городами Аленштайн и Норденбург, это позволило развиваться населенному пункту. Появилась почтовая служба, велась рыночная торговля, население городка росло.
Во время Первой мировой войны городские постройки сильно пострадали и были восстановлены к 1921 г.
Вторая мировая война пощадила Гердауэн, строения в ходе боев не пострадали.
В советское прошлое поселок был крупным железнодорожным узлом, перевалочным пунктом, связывающим Европу и СССР.
Уютный красивый городок, переживающий второе рождение. Аккуратные немецкие домики и строения радуют глаз. Здесь приятно побродить и увидеть необычную для России и даже для Калининграда архитектуру. Городская историческая застройка сохранила дух прошлого, удивительные архитектурные приемы понравятся и оставят хорошие впечатления.
Основные достопримечательности: что посмотреть
Двигаясь по ней, слева можно увидеть кем-то аккуратно составленные противотанковые мобильные ежи.
Братская могила павшим в боях 1945 г.
В 1957 г. на братской могиле установили памятник 200 воинам 28-й армии 3-его Белорусского фронта.
Руины Евангелистичекого собора 14 в.
Руины замка Гердауэн, с крепостной стеной (фрагменты крепостной стены и величественные ворота с башенками-турелями).
Поднимаясь по каменной лестнице к замковым руинам и при спуске, будьте осторожны! Отполированные камни очень скользкие.
Памятный камень в честь 600 л. основания Гердауэн-Железнодорожный.
Памятник В.И. Ленину.
Музей кафе «Патефон».
Находится в центре поселка, путешествующие не против подкрепиться, попить кофе. Внутри прекрасная обстановка, можно увидеть интересный музей патефонов.
Старинная городская застройка.
По всему маршруту вы будете наблюдать старинные немецкие дома, строения. Если двигаться в сторону центра от Ж.Д. вокзала, то можно увидеть максимальное количество разноплановых строений.
Где поесть
В посёлке у озера есть кафе «Старая мельница», собственно у бывшей замковой мельницы оно и расположено.
ул. Черняховского, 31Б, п. Железнодорожный.
Здесь можно плотно пообедать, кухня достойная. Каждый может выбрать себе по вкусу самые разнообразные блюда и десерты. Цены демократичные.
Можно попробовать литовское пиво.
Как добраться своим ходом
Дорога займет примерно 1 ч 20 мин, пользуйтесь навигатором.
С автовокзала в г. Калининград автобусы по маршрутам 509, 534, 567. Время в пути около 2 ч. Расписание уточняйте на автовокзале предварительно, во избежание сезонных изменений.
Рельсобусом в Железнодорожный:
Внимание! Рельсобус действует до 26 сентября 2021!
Отправляется в 9:20, прибывает в 11:46.
Дорога занимает 2 ч. 26 мин. Во время следования можно рассмотреть и узнать Калининградскую область из окна, почитать книгу, воспользоваться гаджетом. Дорога не утомительна.
За 3 с небольшим часа вполне хватает пешком совершить прогулку по основным достопримечательностям. Остается время на обед или кофейню.
Отправление из Железнодорожного в 15:30, прибывает в Калининград 17:58.
Гердауэн-Железнодорожный в кино
Улицы Железнодорожного пригодились киношникам. В 1961 вышел художественный фильм «Мир входящему» режиссеров А. Алова и В. Наумова. Фильм о последних днях войны. В главных ролях Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко. Эпизод преследования Студебекера и короткого боя с немецким сопротивлением сняты на улицах Железнодорожного. В кадрах можно увидеть дома, улицы далеких 60-х г.
Фильм удостоен золотой медали на Венецианском Международном кинофестивале 1961 г, а также премии «Фемина бельж» 1962 г. Брюссель.
Легенды о сокровищах, спрятанных нацистами в Гердауэн/Железнодорожном
Слухи и рассказы о подземных ходах, тайниках в поселке еще можно услышать от старожилов. Слухи слухами, попробуем разобраться, что правда, а что сущий вымысел, с помощью архивных данных. Приглашаю прочесть одну из увлекательных историй из документов того времени и сделать свои выводы максимально объективно.
Дело «Замок Гердауэн» 1971 г. Калининградская геолого-археологическая экспедиция
Дело начато в 1971 закончено в 1980 г.
В отдел газеты Советская Россия поступило письмо от Камышана Михаила Алексеевича от 10 октября 1972 г. Он сообщает следующие сведения:
«С 1946 года я был помощником военного коменданта ж. д. станции Гердауэн (Железнодорожный), что от Правдинска в 2-х десятках километров. Однажды ко мне на квартиру пришёл пожилой немец за милостыней. Немец знал немного русский язык, а я – немецкий. Я отдавал ему излишки продуктов. В разговоре он сообщил мне, что перед отступлением фашисты что-то подвозили на машинах к церкви и сгрузили в её помещении. По словам старика, от церкви есть подземный ход под озером на противоположный берег. Вход и выход забетонированы и заминированы.
На мой вопрос, откуда гражданский человек знает военные тайны, немец ответил, что его брат был бургомистром Гердауэна и кое-что мог знать».
(в деле начинает фигурировать некий ход, который никто не видел, а лишь только сведения от немецкого свидетеля пересказанные Камышаном, прим. авт.)
Далее еще несколько свидетелей сообщают и другие сведения.
Филоненко С.Н. сообщил, что при восстановлении старой немецкой церкви в 1947 г. под Дом культуры им был обнаружен подземный ход из внутренней части церкви, идущий в глубь искусственного холма. Далее ему сообщил немецкий юноша 17-ти лет, что есть подземный ход до замка Гердауэн, расстояние примерно 500 м, он же сказал, что под церковью есть бункер, в котором хранятся большие ценности и, если Вы их найдете, то построите три новых Гердауэн. Этот же юноша показал здание бывшей немецкой комендатуры, куда в ночное время в 1944-1945 г. немцы на автомашинах привозили какой-то груз и все это здание на протяжении всего времени усиленно охранялось.
Сотрудники экспедиции выехали на место для установления обстоятельств и свидетелей.
Директор Дома культуры п. Железнодорожный Музалевский Николай Ильич рассказал сотрудникам экспедиции следующее.
Приблизительно в 1960 – 1961 г. (точно года он не помнит) в здании старой немецкой церкви, которое в то время уже пустовало, силами воинских частей проводились раскопки якобы с целью обнаружения бункера с зарытыми ценностями и хода, который соединяет кирху с замком Гердауэн.
«Вокруг церкви была выставлена физическая охрана объекта из числа солдат и работников милиции, доступ в церковь был полностью закрыт и потому я, как и другие жители нашего поселка, ничего не знаю о ходе и результатах всех работ, которые проводились в церкви. Некоторые товарищи рассказывали мне, что военнослужащие ничего в церкви не нашли, интерес к дальнейшим раскопкам у них пропал, и работы были прекращены».
Далее состоялась встреча с майором Ивкиным Ю.В., который обеспечивал поиски на местах, указанных Музалевским Н.И.
Ивкин Ю.В. сообщил следующие сведения:
«В июне-июле 1965 г. нам было поручено провести раскопки. В УКГБ по Калининградской области поступило заявление от Камышана М.А. Вместе с райкомом КПСС было принято решение для проверки данных.
Охрану не выставляли, старались не афишировать работу. Предварительно взяли несколько рабочих с пивзавода. Сделали несколько раскопов, докопали до песка, выбрали песок и добрались до слоя глины.
Во время раскопок к нам заходил Филоненко С.Н. (вышеупомянутый заявитель о подземном ходе). Он указывал, что весь песок им был насыпан во время реставрации в 1947 г., а также добавил, что от кирхи в сторону мельницы имеется подземный ход. Этот подземных ход он так же засыпал песком при ремонте здания.
Сведения, заявленные Камышан М.А. не подтвердились. Ничего особенного обнаружено не было. (приведено в некотором сокращении, прим. авт.)
Теперь обратим внимание на даты. Камышан написал в «Советскую Россию» письмо, которое получили в экспедицию 10 октября 1972 г, при проверке выяснилось, что он же писал в УКГБ по Калининградской области в 1965 г. тогда-то и провели проверку сведений. Что же получается, Камышан никак не мог забыть историю, которую никто не мог подтвердить, основанную только на слухах? Заявитель морочил голову разным организациям и службам? А как же сведения двух других заявителей, три разных человека говорят об одном и том же. Или компетентные органы не совсем компетентные?
Далее состоялась встреча сотрудника экспедиции по розыску ценностей с жителями п. Железнодорожный Тим Ю.Ф., Минаковым Т.М., и Приходько М.Ф. В ходе бесед они заявили, что в общих чертах слышали разного рода мнения и слухи о существовании подземного хода из кирхи в замок, однако сами этого хода не видели. Что касается захоронений кладов на территории кирхи и замка, то таких разговоров не слышали ни от немецкого населения до 1948 г., ни от Советских граждан.
Иванова Н. И. приехала на работу в п Железнодорожный в ветеринарную лечебницу в 1949 г. Она сообщила следующее:
«В восточной части замковой площади до 1959 г. также стояли стены двухэтажного здания, в 1959 г. они были разобраны. Часть кирпича вывезли на строительство средней поселковой школы. Часть стены во время разборки свалилась, засыпав потолок под подвальным помещением этого здания на глубину 2-3 м.
Этот строительный мусор лежал над подвальным помещением здания до 1967 г. В 1967-1968 г. почти весь кирпичный бой был с помощью экскаваторов выбран и вывезен на строительство и ремонт дорог территории Правдинского района.
«В один из дней 1968 г. я возвратилась домой из поездки по подшефным колхозам, а сын мне говорит, что экскаваторщик поднял вместе с битым кирпичом ящик с посудой, который, видимо, находился в подвальном помещении здания. Это был последний день работы на территории замка. Битый кирпич был весь вывезен, технику забрали на другой участок, а подвал под этим зданием так и остался почти нетронутым. Я не видела после 1968 г., чтобы кто-либо пытался проникнуть в подвальное помещение замка».
После разговора Иванова Н.И. показала на месте отверстие 40х40 см.
Филоненко С.Н.
«В 1947 г. по поручению районного руководства начали восстанавливать Дом культуры в здании бывшей немецкой кирхи. Во время ремонтно-восстановительных работ был обнаружен подземный ход из внутренней части кирхи, идущей вглубь холма.
С целью обследования спускался в него несколько раз, однако свеча, самодельные факелы гасли, дышать было очень трудно и пройдя метров 8-10 м возвращался обратно. Времени на обследование у меня не было. Ход никого из руководства не интересовал. Меня торопили со строительством Дома культуры, мы засыпали ход, свалив туда более 20 машин строительного мусора».
Сообщения совпадают, но почему никто не обследовал и не поинтересовался в 1946, 1947, 1948 годах? Немецкое население до выселения, сообщали разного рода сведения, правдивы ли они были или нет, сказать сложно. Есть мнение, что в угоду администрации приходилось быть удобным, услужливым и даже немного говорить о чудесах?
Проверка указанного отверстия Ивановой Н.И. состоялась.
Обследование провели сотрудники экспедиции.
Заключение: «Помещение расположено на глубине 2,5-3 м. Состоит из 3-х комнат. Размер каждой комнаты 5х10 м. Потолок овальной формы, выложенный, как и стены, из красного кирпича. В первой комнате, слева от входа, в полу имеется выложенный из красного кирпича колодец размером 1 х 1,5м.
На какую глубину идет колодец, нам установить не удалось, так как он засыпан строительным мусором. В правом углу этой же комнаты имеется отдушина. Она тоже завалена битым кирпичом из обвалившейся стены. Наличие колодца и отдушины говорит о том, что под тремя указанными комнатами имеется еще какое-то помещение (странный вывод, абсолютно ни о чём не говорит, это могли быть дренаж и вентиляция, прим. авт.).
При входе в другую комнату имеется выходной люк (в документе, по всей видимости, слово люк имеется ввиду как отверстие круглой формы, прим. авт.) в потолке подвала.
В третьей комнате, в правой от входа в стене имеется коридор. Ширина его 2,5 м, высота одинаковая с высотой подвала, длину его установить не удалось, так как он засыпан мусором через отверстие, которое было в потолке подвала. При осмотре подвальных помещений обнаружена временная электропроводка, которая состоит из соединенных между собой кусков электропровода и 4 электропатронов с лампочками. В первой комнате проводка лежит на полу, во второй и третьей комнатах подвешена на вбитые в стену гвозди.
Во второй комнате подвала, в левом от входа углу, стоит столик и скамейка, сколоченные из досок. На столике стоят стаканы, бутылки из-под столичной водки и вина. Все это покрыто слоем плесени. В третьей комнате имеется лопата, топор и несколько досок. Это говорит о том, что в подвале были люди после 1949 г. Кто были эти люди и чем занимались, в настоящее время никому неизвестно. Несмотря на это, материалы осмотра подвального помещения представляют определенный интерес.
10 ноября 1971 г. Косов Я.П.
Кто были эти люди, никому неизвестно в связи с тем, что никто этим вопросом серьезно не занимался. Об этом свидетельствуют и такие факты. Во время подготовки котлована под фундамент здания пекарни в п. Железнодорожном строители сняли небольшой немецкий домик, который стоял рядом с бывшим зданием Гестапо и увидели много скелетов людей, которые, видимо, были замучены в Гестапо и брошены в подвал этого дома. Там же был найден сейф с немецкими документами, однако никто к ним своевременно интереса не проявил, и дети из детдома разбросали эти документы. Еще долгое время после этого они валялись по всему поселку».
22 ноября 1971 г. Демин К.Ф.
Работал заместителем военного коменданта Гердауэна.
В 1945 году наши солдаты проходили по этому ходу из кирхи в замок. Они мне докладывали, в этом ходу ничего интересного нет, что он идет где-то под озером. Рассказы моих бывших учеников о том, что в этих ходах пропали 2 советских солдата не отвечают действительности. Солдаты в п. Железнодорожном никогда не исчезали, и команду замуровать ход я не давал. Его просто засыпали, когда начали отстраивать кирху под Дом культуры.
В п. Железнодорожном должен быть большой склад. По показаниям немецкого населения немцы завозили ежедневно в район военного аэродрома большое количество продовольствия и вооружения. Все это завозилось на машинах, а разгрузочные работы велись силами русских пленных, которых перед уходом эсэсовцы уничтожили.
Во время бесед с местными жителями сотрудники экспедиции прилагали максимум усилий, чтобы найти хотя бы одного человека, который мог бы показать место, где находится ход. Почти все жители подтверждали факт существования подземного хода. Но установить человека, который сам лично по нему ходил и мог бы показать место нахождения искомого объекта, не удалось. Выходит, что с 1946 г. какие-то сведения были перевёрнуты, неверно истолкованы, а через 26 лет эта история обросла байками и легендами. Простым языком, историю слышали все, пересказывали друг другу, а подтверждения этому факту не нашлось. Одни говорят, что ходили сами, другие говорят, что он засыпан, заминирован и так далее.
Тайник на территории пивзавода в Железнодорожном
6 июня 1972 г. состоялась встреча с Генераловым А.Ф.
Генералов А.Ф. был в командировке в 1947 г. на территории пивзавода. Ему показали «подозрительное место», свежая земляная насыпь, которая осталась после немцев. Рядом стояла бетономешалка, справа была видна свежая кладка. Самостоятельно щупом обследовали место, щуп легко шёл в землю на 1,5 м. Сами больше ничего не делали, предполагали, что всё может быть заминировано, и при вскрытии тайника может взорваться пивзавод.
Экспедиции потребовалось поподробнее разузнать и дополнить информацию у рабочих пивзавода.
17-22 июля
Другие рабочие ничего существенного по существу не сообщили.
Все вышеперечисленные версии, рассказы местных жителей, бывших служащих, военных, никаких подтверждений не имели. Ни одного человека который лично мог показать место входа, или хотя бы лично подтвердить сотрудникам экспедиции не нашлось.
Было принято решение разобрать завалы в замке и проверить руины замка Гердауэн.
Силами курсантов КВКИУ им. Жданова (военно-инженерное училище) совместно с научными сотрудниками начали проводить расчистку проверку на предмет нахождения искомого хода.
В нескольких вероятных местах разобрали завалы, битый кирпич, черепицу. Произвели раскопы на глубину 1,4-1,8 м полуподвальных помещений. В ходе работ установлено, подвальных помещений, скрытых ходов не обнаружено. Замок вообще не имеет подвалов.
В нескольких предполагаемых точках по площадям были проделаны скважины. Никаких аномальных точек не обнаружено.
Подведём итоги архивного расследования.
В течении 9 лет собиралась информация, определялись точки, свидетели. Но как стало ясно в результате окончательной проверки, ничего из заявленного не подтвердилось. Что же это было? Немецкие источники, рассказы первых переселенцев, вымысел? Единственным оправданием может служить лишь один фактор. В тяжелых 1946, 1947, 1948 годах, никто не документировал, не фиксировал сведения. Были другие проблемы, шло восстановление области после войны, голод и разруха, устройство новой жизни. Немецкое оставшееся население так же могли собирать байки и передавать их новым жителям.
По прошествии многих лет данные могли быть искажены, не верно истолкованы или попросту перевернуты. Экспедиции не удалось найти доказательств, хотя истории очень интересны и в некоторых моментах захватывающие. Тем не менее совершая экскурсию в п. Железнодорожном, поглядывайте под ноги, вдруг вы увидите необычный или аномальный провал, пролом, который и приведет к заветному подземному ходу. Но помните, не азартничайте, история с поисками сокровищ в большинстве случаев заканчивается ничем.
Личное мнение
Вероятность нахождения подземного хода из церкви к замку под озером крайне низка. Технически выполнить сложное сооружение практически невозможно. Низкое залегание грунтовых вод, отсутствие технологий в то время. А, как мы помним, ход предполагался под озером, такие технически сложные проходы не могли быть выполнены. Не стоит переоценивать возможности Тевтонского ордена. Прокладывать сложные подземные коммуникации человечество научится только в 19 веке.