Что посмотреть в звенигово
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Путешествие в город Звенигово
Возникновение поселка, а затем и города Звенигово связано с судоремонтным заводом общества «Дружина». Название затона Звенижский (Звениговский) происходит от впадающей в затон речки Звениги.
Звени́гово (мар. Провой) — административный центр Звениговского района Марий Эл.
Население — 12,0 тыс. человек (2010).
Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер.
Путешествие в город Звенигово
маршал авиации Вершинин
Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.
Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские.
Бутяковский затон в Звенигово
Экскурсию проводит краевед Надежда Бочкарёва, которая давно нам хотела показать родной город! Мы в местном краеведческом музее!
Быт марийцев луговой стороны (чак-мари).
Звенигово – очень красивый город, расположенный в замечательном месте! Про это будет ещё одна статья.
Настоящая Эйфелева башня в центре Звенигово! (за ней видна церковь Николая чудотворца)!
Волга около города Звенигово!
на центральной площади в Звенигово
Уменьшенная копия Эйфелевой башни.
Набережная реки Волга.
Храм Николая Чудотворца.
Судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ им. Бутякова С. Н.).
Звениговский Городской Молочный Комбинат
Множество предприятий мелкого бизнеса.
Не смотря на свои небольшие, для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей.
мэрия города Звенигово
Никольская церковь в городе Звенигово
стелла пяти Героям Советского Союза, жившим в г. Звенигово
ближний рукав Реки Волга около Звенигово
городской пляж Звенигово и вид на основное русло Волги
Согласно лоцманским картам, Звенигово расположено на левом берегу Волги, против 1240-го километра судового хода. Общая ширина Волги составляет здесь около 2,5 км. Собственно говоря, сейчас это уже не река: с 1958 г., после сооружения в районе Жигулей Волжской ГЭС им. В.И.Ленина и заполнения Куйбышевского водохранилища, это — зона выклинивания подпора водохранилища. Уровень воды здесь поднят примерно на 8 м, и нынешнее состояние водохранилища соответствует состоянию Волги во время половодья.
Под правым берегом, против Звенигова, и особенно под левым, выше него, многочисленные песчаные острова, вытянутые вдоль берега, покрытые травой и ивовыми зарослями. Иногда там останавливаются рыбаки и отдыхающие, но в целом острова пустынны.
Посреди — судовой ход глубиной более 15 м, суда типа «река-море» проходят (сейчас лучше сказать — проходили) свободно. Течение ощутимо, скорость до 1 метра в секунду.
Под левым берегом заводь — Звениговский затон, под правым — протока-воложка глубиной до 10 м.
Волжское богатство — рыба. Ловят главным образом лещей. Есть, конечно, окуни, судаки, жерех, есть и сомы. Ловят и для себя, и для продажи в кафе.
рукава и пойменные озера около Звенигово
священная роща недалеко от Звенигово
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗВЕНИГОВСКОГО РАЙОНА РМЭ:
Источник информации и фото:
Команда Кочующие – поход по Звениговскому району РМЭ!
http://www.12rus.ru/
Звениговский музей Вконтакте
Путешествие в город Звенигово
Комментарии
на островах!
очень красиво там на островах!
И рыбалка тоже отличная!
герои Звенигово!
Александр Александрович Бандин, уроженец города Звенигово нашей республики.
В начале войны Бандин сразу попал в поле зрения командиров, которые не могли не заметить ответственного и серьезного парня. Вот одна из характеристик: «…начиная с боев под Красной поляной, товарищ Бандин наводил исключительный порядок, борясь с дезертирами и паникёрами. В наступательных боях под Спасс-Рюховским, будучи на передовой линии фронта в самый критический момент, когда выбыл из строя командир взвода, он сам взял на себя руководство бойцами и пошёл в наступление, воодушевляя личным примером бойцов, потерявших своего командира. В этом бою товарищ Бандин уничтожил 13 фашистов…». А ещё в том бою контрразведчик был тяжело ранен, но вскоре вернулся в строй. За героизм на фронтах Великой Отечественной Александр был удостоен медали «За отвагу» и ордена «Красной звезды».
Будучи на фронте, Александр не забывал своих родным и, несмотря на трудные времена, всячески старался успокоить их и передать хотя бы частичку своей отваги и уверенности. Так, в одном из писем матери герой пишет: «Сейчас у нас должно быть одно желание и стремление – как можно быстрее уничтожить врага, а эта задача нелегкая и, выполняя ее, мы должны быть готовы отдать свою жизнь за то, чтобы дети и старики жили спокойной жизнью. Мама. Если мне и придётся погибнуть, то помни, что я даром не погибну. Я уже имею счёт уничтоженных 48 фашистов. И ты знаешь, что меня отметили правительственной наградой. Я хочу смотреть правде в глаза… Кончим воевать – мы увидимся…».
К несчастью, выполнить последнее обещание нашему земляку было не суждено. Всего два месяца не дожил контрразведчик до победных залпов салюта. Он погиб в ожесточенном бою 10 марта 1945 года при освобождении Венгрии.
Звениговский Титаник!
4 октября 2016г. в Звениговском районе Марий Эл утонул трехпалубный пассажирский теплоход «Князь Донской».
С июня 2015 года судно находилось на отстое в акватории «Судостроительно-судоремонтного завода имени Бутякова С.Н.». Теплоход затонул по вторую палубу и сел на грунт на глубине шесть метров.
Город Звенигово (Марий Эл)
Звенигово (иначе — затон Чекурский, Звениговский, Звенижский или Провой) — город (с 1974 г.) в республике Марий Эл, центр Звениговского района. Расположен на левом берегу Волги в зоне Куйбышевского водохранилища в 90 км к югу от Йошкар-Олы и в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер. Население Звенигово на 2020 г. составляет 12484 чел, по численности населения город находился на 886-м месте из 1115 городов Российской Федерации.
Несколько названий местности имеет своё объяснение. Напротив затона, в котором в 1860 г. началось строительство будущего завода, первоначально возникло русское поселение выселок Чекуры. Отсюда и пошло одно из названий затона — Чекурский.
Другое название — Звенижский (Звениговский) пошло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение Провой, это слово — местный вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также иногда объясняли громким звоном, издаваемым на заводе.
Возникновение промышленного центра в этом месте связано с развитием речных перевозок. В середине ХIX в. на левом берегу Волги поселений не было. Были острова и двухкилометровая заводь — Звениговский (Звенижский) затон, в которую впадала река Звенига. На правом берегу находились выселки Чекуры, где жили рыбаки и бурлаки, зимой же в Чекурах был постой для обозов, шедших по Волге.
Волжские пароходы и баржи после окончания навигации отправлялись в «зимний отстой» и для ремонта в заливы и в устья небольших рек. Зимой 1859-1860 гг. заводь при впадении Звениги в Волгу стал местом зимовки судов акционерного пароходного общества «Дружина».
Это предприятие основали в 1858 г. владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и СП. Шиловы. К 1860 г. общество имело уже 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения ремонтной базы и размещения судов в зимнее время «Дружина» облюбовала затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, 70 верстами выше города Казани и в 52 ниже города Чебоксары. Хотя затон расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150-200 метров, глубина — около 5 метров.
Суда на зимовке в Звенигово
Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин. После того, как зимовка успешно закончилась, в 1860 г. пароходное общество арендовало у владельцев земли 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 году были заложены первые механические мастерские. Впоследствии рядом возведены склады, дома для начальства и рабочие бараки. Именно поэтому 1860 г. считается годом основания Звенигова.
Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и 4 флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и 4 механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых.
В 1878 г. при заводе возведена деревянная церковь во имя святого и чудотворца Николая, предметы убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми предприятия. В том же году «Дружина» открыла училище на сорок детей обоего пола. Для лечения рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало также три торговых заведения — бакалейную, мануфактурную лавки и рейнский погреб.
На берегу Волги стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериалов. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по Волге сплавляли сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т. Зимин. Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 г. организовали казенное лесничество, открыли полицейский и земский участки.
К 1892 г. в Звенигово был уже большой завод с тремя паровыми машинами, двумя паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали четыре мастера, под их началом находились около двухсот рабочих, мастеровых и учеников.
Историческое здание отдела главного механика судостроительного завода в Звенигово. Современное фото
Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И. Губырина. Трудовой путь он начал подмастерьем, быстро дослужился до механика, затем стал управляющим заводом. В 1886-1887 гг. по его проекту в Звениговском затоне были построены три плоскодонные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у «Дружины» в те годы было 24, барж — до 150). В 1886-1890 гг. в затоне на воду было спущено восемь пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции.
В 1894 г. заводчане построили колокольню церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. Затон развивался, а так как значение гужевого транспорта падало, сюда переселялись чекурцы. К началу ХХ в. Звениговский затон стал промышленным центром округи, где появились инженеры и квалифицированные рабочие.
В период Первой русской революции здесь проходили митинги, забастовки, стычки с полицией. Летом 1906 г. волнения рабочих Звениговского затона были подавлены карательной экспедицией, прибывшей из Казани на пароходе «Миссури».
Брандвахта у берега Волги под Звенигово
В 1904 г. в затоне проживали более трехсот человек. В селении появились улицы Соляная (ныне Гагарина), Лесная (ныне Вершинина), Заводская и Стекольная. Местные жители плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, изготавливали кондитерские изделия. Все эти товары продавали по воскресеньям на местном базаре. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в 1906-1913 гг. работал стекольный завод И.Я. Григорьева.
В 1902 году двухклассное училище в затоне перешло в ведение земства и стало называться школой, которая с 1908 по 1912 гг. размещалась в двух зданиях — два класса находились на втором этаже церкви, еще два — в частном доме Камболова (улица Вечеркина). В 1918 г. церковь сгорела, на ее месте впоследствии был построен Клуб речников.
К 1907 г. дела «Дружины» ухудшились и владельцы пароходного общества решили избавиться от судов и завода в Звениговском затоне. Новый владелец завода купец И.И. Тет начал демонтаж и распродажу оборудования. Развал производства довершил пожар, уничтоживший почти все постройки (по основной версии пожар ради получения страховки организовал новый владелец). После пожара лесопилку и остатки строений выкупили бывший управляющий заводом А.Н. Николаев, лесопромышленник А.Т. Зимин и судовладелец А.К. Иванов. Новая компания восстановила завод и начала выпускать небольшие пароходы для казанских судовладельцев.
Рабочих на производстве было немного и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Начиная с 1915 г. в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий главный маршал авиации К.А. Вершинин.
В 1920 г. на судоремонтом заводе случился пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. На фото того времени — учения пожарной команды Звенигово
После гражданской войны завод стал именоваться «Красный волгарь». После восстановления предприятия местность вокруг начали быстро обживать. В затон перебрались жители выселка Чекуры, здесь поселялись и крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1924 г. образовался Звениговский кантон (впоследствии район) Марийской автономной области, одновременно определилось официальное название поселения — поселок Звенигово.
В предвоенное время в поселке появились школа, библиотека, клуб речников, лесхоз, маслозавод и собственная газета. Механический завод был преобразован в судоремонтный (СРЗ). С 1940 г. ему было присвоено имя Героя Советского Союза С.Н. Бутякова — местного уроженца, танкиста, геройски погибшего во время Советско-финской войны 1939-1940 гг.
С 1968 г. завод стал Судостроительно-судоремонтным (ССРЗ) им. С.Н. Бутякова. Здесь выпускали буксиры-толкачи «Волгарь», баржи и брандвахты. Развивались также автотранспортное предприятие, дорожное ремонтно-строительное управление, формировалась инфрастуктура — больница, магазины, гостиница и др. В 1980-е гг. близ Звенигова построен подводный переход через Волгу системы газопроводов Уренгой-Помары-Ужгород.
В 1974 г. Звенигово получило статус города и герб — щит, на вертикальной разделительной линии чайка и якорь, одна половина герба красная, свидетельствующая о революционном прошлом, вторая синяя — Волга
Согласно лоцманским картам, Звенигово расположено на левом берегу Волги, против 1240-го километра судового хода. Ширина Волги здесь около 2,5 км. С 1958 г., после сооружения в районе Жигулей Волжской ГЭС им. В.И. Ленина и заполнения Куйбышевского водохранилища, это — так называемая зона выклинивания подпора водохранилища. Уровень воды был поднят примерно на 8 м, а нынешнее состояние водохранилища соответствует состоянию Волги во время половодья. Судовой ход имеет глубину более 15 м (суда типа «река-море» проходили свободно). Течение быстрое, около 1 метра в секунду. Главное богатство реки — рыба. Здесь ловят лещей, водятся окуни, судаки, жерех и сомы.
Звенигово развивается в пространстве между Волгой, Илетью и Малой Кокшагой
Высота правого, коренного борта долины достигает 100 м. У подножья напротив Звенигова — два громадных оползня, носящих название «Два брата». Достопримечательность этих мест — многочисленные овраги, похожие на горные ущелья. Их глубина достигает 50-70 м, они выходят на междуречье и имеют длину от 400 м до 1 км. В здешнем лесу есть дичь (птица, зайцы), ведется охота.
Пляжи условны — при высоком уровне воды их нет совсем, а уровень зависит от Волжской ГЭС им. В.И.Ленина — чем больше расход воды, тем ниже уровень, а также расположенной выше Чебоксарской ГЭС — чем больше расход воды, тем выше уровень.
За пределами города тянутся древние песчаные дюны высотой в 5-7 м, вытянутые на сотни метров в длину. К ним прилегают небольшие болота. Вокруг города — лес, преимущественно хвойный, сосновый. В трех километрах к востоку от города есть священная марийская роща — кусото Микола курык.
Среди городский предприятий выделяются судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова С. Н., лесокомбинат, ООО «Ресурс» и Звениговский городской молочный комбинат. Несмотря на небольшую площадь, город имеет достаточно длинную береговую линию. На берегу множество кафе и пляжей.
Судостроительно-судоремонтный завод (ОАО ССРЗ им. С.Н.Бутякова) — градообразующее предприятие, население города в той или иной степени связано с ним. На фото — судра на зимнем емонте
В начале 1990-х годов в Звенигове стали восстанавливать Свято-Никольскую церковь, которая в годы советской власти была передано дому пионеров. В 1993 г. строители закончили реставрационные работы, над церковью был восстановлен купол с крестом.
В 1995 г. вступил в действие ретранслятор, позволяющий жителям города смотреть передачи ГТРК «Марий Эл». В конце 1990-х был введен в эксплуатацию новый узел электросвязи с АТС на 5000 номеров, была проведена газификация индивидуального сектора. В 2000 г. в здании бывшего отдела образования по ул. Кооперативная, д. 23 открыт краеведческий музей. Исторические памятники города — здание первой больницы кантона постройки 1889 г., здания отдела главного механика и «Караванки» (1892 г.), первая школа поселка Звенигово (1902 г.). К археологическим памятникам относятся Большая Гора-святилище, Звениговское селище и две Звениговские стоянки.
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Город Звенигово
Близким и родным для нас стал также и город Звенигово – уютный городок в живописном волжском затоне! Не раз мы ездили из Красногорского рыбачить на волжские затоны и на озеро Шелангуш, часто мы посещали этот город и как районный центр, так как здесь был военкомат, райком комсомола и районная больница! Именно здесь я впервые увидел реку Волга – одну из величайших русских рек, вдоль которой, и по которой мы много путешествовали!
Что говорить, статью про Звенигово давно нужно было выставить на сайт, что мы сейчас и делаем!
Возникновение поселка, а затем и города Звенигово связано с судоремонтным заводом общества «Дружина». Название затона Звенижский (Звениговский) происходит от впадающей в затон речки Звениги.
Звени́гово (мар. Провой) — административный центр Звениговского района Марий Эл.
Население — 12,0 тыс. человек (2010).
Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер.
ДОМ КУЛЬТУРЫ Город Звенигово
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗВЕНИГОВСКОГО РАЙОНА РМЭ:
Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.
Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские.
Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом.
Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием.
МЭРИЯ ГОРОДА ЗВЕНИГОВО
Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая», предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб.
К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И. И. Тет.
После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А. Н. Николаев и лесопромышленник А. Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А. К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нём небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К. А. Вершинин.
НА УЮТНЫХ УЛИЦАХ ЗВЕНИГОВО
В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. За возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И. И. Кондаков, К.Чубаров, М. К. Чулков, Н. Н. Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь».
С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная.
Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И. Я. Григорьев.
Достопримечательности
Уменьшенная копия Эйфелевой башни.
Набережная реки Волга.
Храм Николая Чудотворца.
Судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ им. Бутякова С. Н.).
Звениговский Городской Молочный Комбинат
Множество предприятий мелкого бизнеса.
Не смотря на свои небольшие, для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей.
СТАТЬЯ: Звенигово — маленький город на Волге
(АВТОР: В.И. ЕВДОКИМОВ канд. геогр. наук, доцент)
Раньше были времена.
Участок Волги (Куйбышевского вдохранилища) между Волжском и Звенигово
Раньше, лет пятнадцать-двадцать назад, когда Волга была могучей транспортной артерией страны, попасть в Звенигово было просто: надо было приехать в Казань поездом и от железнодорожного вокзала трамваем доехать до речного, там купить билет на скоростное судно («Метеор» или «Ракету») и с ветерком совершить увлекательную максимум двухчасовую поездку вверх по Волге. Сначала — просто смотреть в широкое окно на реку, отдыхать от поезда, казанской вокзальной суматохи, потом — готовиться к приезду. Подготовка начиналась от расположенной на правом берегу Козловки, и пропустить ее было невозможно: здесь густо пахло лесом, горы бревен лежали на берегу прямо возле воды. Потом впереди обозначалось сближение берегов, на каждом стояла пара мачт ЛЭП, и можно было увидеть изгибающиеся к Волге провода между ними. Это означало, что впереди пристань Криуши у одноименного села, зажатого между Волгой и крутым горным склоном. Еще пять минут — и судно причаливает к звениговскому дебаркадеру.
Подрабатывают двигатели, скрипят кранцы, сизый дымок вьется за бортом, гремят сходни, громко топочут пассажиры по металлической лестнице, движутся сумки, детские коляски, рюкзаки, корзины. Затем сойти на берег, подняться по склону от воды, а там, если груза много, ехать на автобусе, а если мало — идти пешком по широкой набережной тропе, среди вековых сосен, наслаждаясь приездом и глядя влево, на оживленные воды затона, пышные острова, правобережные горы и белоснежные облака в высоком небе.
Город Звенигово
Сейчас таким путем попасть в Звенигово нельзя: скоростные суда из Казани мало куда ходят, их почти нет, а в Звенигово не ходит ничего, и дебаркадера там с началом навигации не выставляют. (Летом 2004 года вдруг поставили брандвахту — просто, чтобы стояла?) Увы, сейчас даже катера, обслуживавшего переправу на правый берег (Покровское—Уползино’), нет. Изредка пройдет мимо Звенигова туристический теплоход, изредка сухогруз. Жизнь на Волге замерла, а ведь были, были времена, когда кипела она здесь бурно: шли теплоходы сверху, шли теплоходы снизу, замечательное это было зрелище — с высокого правого берега смотреть, как расходятся идущие навстречу друг другу сухогруз типа «река-море» и веселый теплоход, допустим «Яков Свердлов», у острова неподвижно стоит самоходный паром с буровой установкой, покачиваются на волнах лодки рыбаков, снизу надвигается сверкающий сталью танкер, а от звениговского дебаркадера отчаливает «Метеор» вверх — медленно развернулся, отошел подальше, набрал скорость, р-раз! встал на крылья и пошел-пошел то ли в Юрино, то ли в Новочебоксарск, то ли прямо до Горького. Туда-сюда снуют моторные лодки, везет в Звенигово рыбу катер из Кушникова, выходит из затона буксир.
Откуда Звенигово?
К середине ХIX в. на месте Звенигова поселений не было. Была Волга, острова, косы и большая заводь (длина 2 км, ширина 150—200 м, глубина до 5 м), в которую впадала река Звенига. И — леса без края. Напротив же, под правым берегом, появились небольшие выселки Чекуры. Были чекурцы летом рыбаками и бурлаками, а зимой обслуживали постой многочисленных обозов, шедших по Волге. Но уже ходили летом по Волге пароходы, баржи, и во всё увеличивающемся количестве. Ходили летом, во время навигации, а зимой отправлялись в отстой — в заливы, в устья небольших рек — из опасения весеннего ледохода и для ремонта. Именно с этой целью зимой 1859—1860 гг. в заводи при впадении Звениги впервые зазимовали суда пароходного общества «Дружина». Зимовка прошла успешно, и в 1860 г. общество построило здесь мастерские по ремонту судов, склады, дома для начальства, бараки для рабочих.
К началу ХХ в. Звениговский затон стал серьезным промышленным центром в округе, появились инженеры и оформился рабочий класс. Во время Первой русской революции здесь уже проходили митинги, забастовки, стычки с полицией (понятно почему: прибыль общества «Дружина» была значительной, а рабочий день в затоне длился 12—14 часов при вознаграждении от 60 копеек до 1 рубля в день).
В августе 1906 г. волнения рабочих в Звениговском затоне были подавлены карательной экспедицией из Казани на пароходе «Миссури».
НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ЗВЕНИГОВО
До 1918 г. механический завод расширялся, горел, менял владельцев, пока по декрету Совнаркома не был национализирован. К 1922 г. завод назывался «Красный Волгарь».
В 1924 г. образовался Звениговский кантон (впоследствии — район) Марийской Автономной области (впоследствии — Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика, ныне — республика Марий Эл). Тогда же впервые появляется официальное название — поселок Звенигово. Однако еще долго как дополнительно-разъяснительные употреблялись названия Чекуры и особенно Красный Волгарь.
20—30-е годы — бурное развитие Звенигова: школа, библиотека, клуб речников, лесхоз, маслозавод, газета, но в основе, конечно, механический завод. Он преобразовывается в судоремонтный завод (СРЗ), а с 1940 г. носит имя Героя Советского Союза С.Н. Бутякова — местного уроженца, командира танка, геройски погибшего во время Советско-финской войны 1939—1940 гг.
После Великой Отечественной войны развитие Звенигова продолжалось. С 1968 г. завод стал Судостроительно-судоремонтным (ССРЗ) им. С.Н. Бутякова. Продукция завода: буксир-толкач «Волгарь», баржи, брандвахты. Развивались и другие предприятия, оформилось то, что необходимо любому городу: автотранспортное предприятие, дорожное ремонтно-строительное управление, больница, магазины, гостиница и т.п., — инфраструктура. С 1974 г. Звенигово получает статус города со всеми необходимыми атрибутами. Получает и герб: щит, на вертикальной разделительной линии чайка и якорь, одна половина герба красная, свидетельствующая о славном революционном прошлом, вторая синяя — Волга.
Звенигово растет на Волжской послехвалынской террасе и может развиваться в пределах, выкроенных Волгой, Илетью и Малой Кокшагой
Согласно лоцманским картам, Звенигово расположено на левом берегу Волги, против 1240-го километра судового хода. Общая ширина Волги составляет здесь около 2,5 км. Собственно говоря, сейчас это уже не река: с 1958 г., после сооружения в районе Жигулей Волжской ГЭС им. В.И.Ленина и заполнения Куйбышевского водохранилища, это — зона выклинивания подпора водохранилища. Уровень воды здесь поднят примерно на 8 м, и нынешнее состояние водохранилища соответствует состоянию Волги во время половодья.
Под правым берегом, против Звенигова, и особенно под левым, выше него, многочисленные песчаные острова, вытянутые вдоль берега, покрытые травой и ивовыми зарослями. Иногда там останавливаются рыбаки и отдыхающие, но в целом острова пустынны.
Посреди — судовой ход глубиной более 15 м, суда типа «река-море» проходят (сейчас лучше сказать — проходили) свободно. Течение ощутимо, скорость до 1 метра в секунду.
Под левым берегом заводь — Звениговский затон, под правым — протока-воложка глубиной до 10 м.
Волжское богатство — рыба. Ловят главным образом лещей. Есть, конечно, окуни, судаки, жерех, есть и сомы. Ловят и для себя, и для продажи в кафе.
ПРАВОБЕРЕЖЬЕ
Высота правого, коренного борта долины над нынешним урезом достигает 100 м. У подножья, как раз против Звенигова, два громадных оползня, носящих название «Два брата». В оползнях смещены массивы коренных пород, объем каждого превышает 2 млн м3. Коренные породы — это породы татарского яруса верхней перми, горизонтально залегающие слои известняка, доломита, мергеля, и очень красивые в обнажениях переслаивающиеся глины — красные, желтые, голубые, зеленоватые. По коренному склону, густо залесенному, множество небольших оползней и оплывин, что создает трудно проходимый рельеф — из бугров, западин, заболоченных участков, промоин. Понизу есть слабые ключи с вкусной водой.
Вековая примета места — под правым берегом оползни «Два брата»
Изумительное обнажение коренных пород в левом борту оврага. Но, чтобы его увидеть, надо овраг найти, изучить и определить точку наблюдения. А чтобы описать — воспользоваться альпинистским снаряжением На склонах оврагов выражен практически весь спектр склоновых процессов. На снимке — небольшой оползень с хорошо выраженной стенкой отрыва и запрокинутой поверхностью оползневого тела
Жилья на высоком берегу нет — вода далеко; у воды внизу — негде ставить: бечевник узкий, прерывистый. Вдоль него от «речных» времен сохранились кое-где могучие ветлы.
За лесополосой, в которой скрыты овраги, полого повышающаяся от реки поверхность междуречья, занятая пашней.
Левобережье представляет собой три террасы волжской долины. Первая по порядку — голоценовая*. Она расположена ниже Звенигова, невысокая, гряды высотой до 3 м. До прокладки через нее газопроводов выглядела весьма живописно, сейчас сильно снивелирована. Следующая терраса — послехвалынская**, на ней-то в густом сосновом бору и расположилось Звенигово. Сложена песком, имеет высоту 7—9 м, к затону обрывается круто, по берегу — узкий бечевник с отдельными пляжиками. Пляжи условны — при высоком уровне воды их почти нет. Уровень зависит от работы нижерасположенной Волжской ГЭС им. В.И.Ленина (чем больше там расход воды, тем ниже уровень) и вышерасположенной Чебоксарской ГЭС (чем больше расход воды, тем выше уровень). В уступе террасы есть слабые родники — свидетельство того, что в теле террасы есть водоупорные глинистые пласты.
Особенность террасы за пределами города — многочисленные песчаные гряды, относительной высотой до 5—7 м, вытянутые на сотни метров в длину и изогнутые в плане. По-видимому, это древние дюны. К дюнам, как правило, прилегают изумительные по красоте небольшие болота.
Все, что не город, не садовые участки, не дороги, — лес. Преимущественно хвойный, сосновый, он очень чистый, воздух в нем, что морозной зимой, что знойным летом, иначе как целительным назвать невозможно. Он ароматный, легкий, обволакивающий своим очарованием. Под ногами шуршат иголки и мох, посверкивает солнце сквозь хвою и стволы. Звениговские леса прекрасны! А заблудиться в них практически невозможно — есть тишайшие лесные дороги, а также трассы газопроводов.
Выше послехвалынской расположена московская*** терраса, относительной высотой до 30 м, ее бровка хорошо прослеживается даже на карте масштаба 1 : 200 000. Она тоже сложена песками, а поверхность по характеру напоминает поверхность послехвалынской.
В левобережных лесах животный мир побогаче — можно увидеть не только зайцев, но и лосей.
ЗВЕНИГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Население
Считается, что в Звенигове живут представители более 30 национальностей. Удивительного здесь ничего нет, с учетом, с одной стороны, специфики Поволжья, с другой — особенностей формирования города как волжского города, а ведь Волга это от Ржева (выше судоходства нет) до Астрахани, плюс Ока да Кама с Вяткой. Более половины — русские, затем марийцы, много чувашей. (Вообще, глядя на приволжские границы, в частности на границу между Марий Эл и Чувашией, поневоле начинаешь понимать сугубо административный характер границ субъектов Российской Федерации.) Поскольку и русские, и марийцы, и чуваши — народы православной культуры, то почвы для каких-либо разногласий на конфессиональной основе здесь нет. А для констатации этого факта после перестройки в Звенигове восстановлена Никольская церковь. Она необыкновенно гармонична в окружении сосен и в «звениговском» стиле — белый силикатный кирпич в красном орнаменте. Располагается церковь против Дома культуры, составляя с ним мирный симбиоз.
Возрастной и половой состав населения летом и зимой отличны. Летом сюда на отдых к родственникам приезжают женщины с детьми и подростки. Одновременно мужчины-речники на судах отправляются в плавания. Зимой те и другие возвращаются в места постоянного жительства.
Судостроительно-судоремонтный завод — ОАО ССРЗ им. С.Н.Бутякова — градообразующее предприятие, население города в той или иной степени связано с ним, поэтому смело можно говорить, что Звенигово — город речников. Естественно, есть Дом культуры речников.
Общее снижение объемов производства в стране отразилось и на Звенигове, в частности на ССРЗ. В городе увеличилось количество торговых точек. И рынок стал не временным (суббота-воскресенье), а постоянным, то есть появились люди, профессионально занимающиеся рыночной торговлей. Как везде.
Суббота-воскресенье, однако, базарные дни. В это время в Звенигово приезжают торговать жители соседних деревень. Особенно живописно это делают жители Криуш: они прибывают на небольшом частном катере, заполнив палубу до предела, отчего катер становится похожим на цыганский табор.
Внешне звениговцы принципиально не отличаются от жителей Центра России, разве что зимой одеты основательнее.
Те же моды, те же расцветки, те же мобильные телефоны.
Вид на территорию и акваторию ССРЗ Город Звенигово
Центральная часть города — против проходной ССРЗ. Это — современные пятиэтажные жилые дома, общежитие; здесь магазины, кафе. Чуть дальше — рынок. Ранее центральность подчеркивал автовокзал, теперь он переведен к пристани.
Звенигово тянется от центра в двух направлениях. Одно — вдоль затона. Главная улица — улица Ленина. (В 1901 г. будущий вождь мирового пролетариата, а тогда просто В.И.Ульянов, с сестрой А.И.Ульяновой прогуливался по здешним лесам: они плыли на пароходе общества «Дружина» в Уфу, к находившейся там в ссылке Н.К.Крупской. А в Звениговский затон пароходы общества заходили для пополнения запасов топлива и чистки котлов.) Здесь администрация, почта, магазины, гостиница «Волна» (не работает), кафе. Только в середине улицы двухэтажные дома, а в начале и особенно в конце — пятиэтажные. Из трех цветов флага республики Марий Эл — красного, белого и синего — звениговцы обожают сочетание белого и красного. В строительстве это сочетание белого (фон) и красного (орнамент) кирпича. Все жилые дома, а также, например, больница украшены красным орнаментом.
У проходной ССРЗ им. Бутякова
С Волги конец города обозначен пристанью и автовокзалом, но город растет дальше, постепенно огибая голоценовую террасу. На ней строительства никакого нет, а пасутся коровы. Здесь же оформлен небольшой грузовой причал, к которому изредка подходят баржи, с лесом например. Выше голоценовой террасы, постепенно огибая ее, по послехвалынской террасе и растет Звенигово в направлении деревни Чувашские Отары.
Другой вектор развития — от центра, вверх от реки. Он короче и отдан в основном городским предприятиям — автотранспортному, дорожностроительному и т.д. Это направление в сторону деревни Сергушкино (административно в составе Звенигова) и далее вверх по Волге вдоль шоссе Звенигово—Йошкар-Ола.
Звенигово: пятиэтажки, деревянный частный сектор, появляющиеся кирпичные коттеджи, Волга.
В двух-трех километрах от Звенигова, вдоль шоссе на Волжск, расположены звениговские садовые участки. Автобус из самой дальней точки города, от автовокзала, идет туда всего десять минут, поэтому садовые участки отдельно от постоянного места жительства (как, например, подмосковные участки москвичей) не рассматриваются и являются как бы форпостом города на пути роста.
На географических картах хорошо заметно волжское сужение сразу после Звенигова. Такие места благоприятны для сооружения переходов различных транспортных коммуникаций — газо- и нефтепроводов, кабелей связи, мостов, линий электропередач и т.п. Именно поэтому здесь (фактически от Криуш на Чувашские Отары) был построен переход высоковольтной линии. К этому транзиту Звенигово подключено через подстанцию в Помарах.
Вид на волжскую долину вдоль трассы газопроводов от прибровочной части московской террасы.
На горизонте — правый борт долины
Со школьной скамьи мы слышим: «Уренгой—Помары—Ужгород». Все знают, где Уренгой, раньше все знали и Ужгород. А Помары — вот они, в 20 км к востоку от Звенигова. Стратегический узел сибирско-европейского газового потока и потока Волжского.
Другой значительный переход — подводный переход через Волгу системы газопроводов Уренгой—Помары—Ужгород и других, был построен близ Звенигова в 80-е годы. Это мощное и сложное инженерное сооружение серьезно преобразило окрестности. Две безлесные полосы на правом берегу и широкие просеки на левом хорошо заметны и удобны для ориентировки уже не менее, чем оползни Два брата. И к этой системе удалось подключиться Звенигову.
Это называется «удобное географическое положение при пересечении коммуникаций». Но обычно сначала пересечение, а потом город, а здесь, наоборот.
Как отдыхают горожане летом? Жарко, искупаться бы. Подъезжают на машинах к берегу, образованному голоценовой террасой, купаются. Недолго сидят и уезжают. Здесь мелко, вода нечистая. Купаться ездят на озеро Шалангуш (фактически это волжская протока) и на озеро Яльчик.
Мужской отдых — рыбная ловля. Летом с лодки, зимой со льда.
Женский отдых — садовые участки. Их более тысячи. Огурцы, помидоры, клубника, яблоки, цветы.
Зимой, конечно, лыжи. Вышел из подъезда, зашел в лес — и покатил.
КУЛЬТУРА И ПАМЯТНИКИ
В городе есть Дом культуры, кинотеатр. В просторной бревенчатой избе расположился аккуратный музей. Школы — с традициями. Все советские традиции сохранены, а утраченные со временем, конечно, возобновятся. (Например, был в Звенигове уютный книжный магазин, теперь его нет. Но ведь восстановится же. Может ли районный центр без книжного магазина?)
Большую наглядную роль в городе играют памятники. Конечно, это строгий бюст С.Н.Бутякова, установленный в сквере напротив проходной ССРЗ. Есть обелиск — памятник бутяковцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Звенигово дало пятерых Героев Советского Союза — в честь них установлена впечатляющая стела недалеко от Волги.
Не каждый город может гордиться тем, что дал стране не просто Героя Советского Союза, а Главного маршала авиации: К.А.Вершинин начинал свой трудовой путь в Звениговском затоне, работая плотником на постройке пароходов. Об этом помнят, и улица Вершинина здесь есть.
Замечательный по простоте и выразительности памятник погибшим во время войны учителям и ученикам Звениговской средней школы установлен рядом с ней на улице Ленина. Семеро учителей и пятьдесят пять учащихся.
Сама Волга — громадное вместилище памяти.
. Лето 1918 г. Белые взяли Самару, затем Казань. Красные Казань брали два раза — в августе и сентябре. С Волги — судами Волжской военной флотилии, которая формировалась и из судов, находившихся в Звениговском затоне. Флотилия была усилена несколькими миноносцами с Балтики. Командовал ею на канонерской лодке «Ваня» знаменитый балтийский матрос Н.Г.Маркин.
Пространственная перспектива
Звенигово — наглядный пример для анализа пространственного развития городов.
При взгляде на мелкомасштабную карту Звенигово ощущается крайней точкой «ползущей» вверх по Волге Казанской агломерации: Казань—Васильево—Зеленодольск—Волжск—Звенигово. При крупномасштабном рассмотрении видно, что это не так. Несмотря на близость к Волжску по Волге, несмотря на хорошее шоссе, связывающее Волжск с Звениговом, крайней точкой агломерации на много десятилетий вперед остается все же Волжск. Соединению этих двух городов мешают два препятствия, каждое из которых в общем-то непреодолимо.
Первое — долина реки Илеть. Река не зарегулирована, пойма широкая, с многочисленными старицами и болотами. Современный мост на шоссе Волжск—Звенигово построен недавно, и для этого пришлось провести значительные земляные работы.
Вторая — сразу за мостом начинается московская терраса, и Звенигову подниматься и выходить на нее резонов нет. Обойти же террасу по берегу Волги невозможно — она крутым мысом выходит к воде за Чувашскими Отарами. (А если и обойти, то дальше надо преодолевать долину Илети.)
Поэтому, например, Йошкар-Ола ориентируется как на речной порт не на Звенигово, а на Волжск, а в связи всероссийской, железной дорогой, даже не на Волжск, а на Зеленодольск, то есть фактически на Казань.
Вверх по Волге рост Звенигова ограничивает широкая, местами заболоченная, с многочисленными старицами долина реки Малая Кокшага.
Таким образом, получается, что географически сбалансированное положение Звенигова, как срединное между административными центрами Поволжья — Казанью, Йошкар-Олой и Чебоксарами — подкрепляется определяющими его развитие гидрологическими и геоморфологическими особенностями территории. А это значит, что и далее Звенигово, несмотря на такое соседство, сохранит самостоятельное положение и свое лицо. Волга с ее громадным транспортным значением (которое, конечно, будет восстановлено), Казанская агломерация с ее промышленными ресурсами, место Звенигова в иерархии марийских городов как районного центра — вот те три кита сбалансированного, самостоятельного звениговского развития.
Перспектива территориального роста Звенигова — поверхность послехвалынской террасы. И, несмотря на хорошие связи, несмотря, может быть, на желание «присоседиться», Звенигово на долгие годы вперед останется городом самостоятельным, «на отшибе», причем самостоятельность его парадоксальным образом зависит от положения дел на Волге: чем интенсивнее судоходство, тем более самодостаточно Звенигово — уютный угол с определенной природой территорией влияния и развития.
Источник информации и фото: