Что построили при петре 1

Что построили при петре 1

история важнейших петровских верфей тогда и сейчас

Когда Петр I решил, что России необходимо обзавестись современным, сильным и конкурентоспособным флотом, возник вопрос, кто будет его строить. О том, как сложилась судьба петровских судостроительных проектов, с помощью которых Россия стала морской державой всего за одно поколение, читайте в нашем материале.

Закупка кораблей за границей не могла удовлетворить растущие потребности, поэтому на территории страны одна за другой начали появляться верфи – от Москвы и дальше.

Каждый проект Петра I отвечал конкретным тактическим задачам. Верфи на Неве и Двине, на Волге и Дону были созданы для оттеснения шведов и турок и служили главной стратегической цели – раздвинуть границы Российского государства.

Некоторые из этих верфей, выполнив петровские задачи, действуют до сих пор.

Так, Адмиралтейская верфь сейчас – одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в ОСК. А Астраханская верфь стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

*На картах изображено примерное расположение верфей

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Село Преображенское (Москва)

Петр I создает первую настоящую верфь, где строились галеры для Азовского похода. «Немцы» (главным образом голландцы) из столичной Немецкой слободы и русские мастера с Севера объединили усилия, чтобы построить 22 галеры и 4 брандера, которые затем в разобранном виде перевезли на Дон, в Воронеж.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Соломбальская верфь, Архангельск

Бассейн Белого моря

В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I закладывает первый малый фрегат «Апостол Павел» на своей первой серьезной верфи – Соломбальской. Строить корабль и руководить верфью остался назначенный Петром губернатор – Федор Апраксин, будущий первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Верфь упразднили только в 1862 году, в эпоху угля и пара. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Сегодня северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Воронеж

Бассейн Азовского моря

Зимой 1695–1696 года под Воронежем развернулось строительство нового флота для борьбы с Османской империей за Азов. Здесь собирали привезенные из подмосковного Преображенского галеры, строили другие суда, чтобы с полой водой отправить их вниз по Дону до Азова для новой осады. 18 июля 1696 года Азов, блокированный с суши и моря, сдался Петру, и Россия получила доступ к Азовскому морю.

Петр на этом останавливаться не собирался. Однако тот факт, что построенный второпях, из мокрой древесины флот приходит в негодность на второй-третий год службы, перечеркивал его планы. И осенью 1696 года ему пришлось собирать Боярскую думу и ставить перед ней вопрос о строительстве нового флота – на этот раз постоянного, способного ходить по морям.

Дума приняла историческое для истории флота России решение. 20 октября 1696 года она постановила: «Морским судам быть», а Азов заселить русскими людьми и укрепить. Но одно дело – указ, и совсем другое – практическое его воплощение при отсутствии средств в государственной казне. Поэтому Петр ставит новый эксперимент: строительство флота доверяется частным компаниям. Создается 68 «кумпанств», кто-то строит корабли собственными силами, кто-то привлекает опытных подрядчиков из-за рубежа, но результат все тот же: качество кораблей (за очень редким исключением) оставляет желать лучшего. Тем не менее у Азова появляется русский флот – пусть не слишком мореходный и требующий постоянного ремонта, но вполне реальный. А ниже Воронежа по течению Дона и даже на самом Азовском море – в Таганроге – возникают верфи, на которых строятся корабли.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Лужская верфь

Бассейн Балтийского моря

Верфь на реке Луга в 1701 году начинает строить десантные суда по азовскому образцу для штурма шведского Нотебурга (крепость Орешек до захвата шведами в 1612 году).

Занимались этим люди, уже имевшие опыт Архангельска и Азова, поэтому за год было построено и вооружено не менее 300 стругов и иных лодок, которые и составили основную ударную силу гребного флота, штурмовавшего Нотебург осенью 1702 года. Но до этого гребному флоту в двух столкновениях в июне и августе 1702 года удалось нанести существенный ущерб эскадре Нумерса, вынудив ее уйти из Ладоги на Балтику.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Олонецкая верфь

Бассейн Балтийского моря

На впадающих в Ладогу реках началось строительство крупных парусных кораблей. Петр приказал основать две верфи – на реке Свири (Олонецкую по названию уезда или Лодейнопольскую по названию города) и на реке Сяси. Места для верфей выбирались исходя из возможности доступа к ним по глубокой воде.

Первые корабли на стапелях Сясьской верфи были заложены 1 мая 1702 года, а в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Вел корабль капитан с очень хорошо известным псевдонимом – Петр Михайлов. На флаге фрегата вместе с двуглавым орлом были карты уже не трех, а четырех морей – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.

Олонецкая верфь пережила своего создателя – в 1818 году тут был построен шлюп «Мирный», прославившийся в деле открытия Антарктиды русскими моряками. Закрыта Олонецкая верфь была только в 1829 году.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

1704 – по настоящее время

Уже на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, Петр I заложил в этом городе верфь – Адмиралтейскую (или «Адмиралтейский дом»). Шла война, город находился на отобранной у врага территории, и шведы продолжали попытки вернуть ее под свой контроль. Поэтому верфь с самого начала готовится к обороне – ее окружают валом, и к зиме 1705–1706 года это уже полноценная крепость с сотней корабельных орудий.

До 1709 года на Адмиралтейской верфи строятся небольшие суда, более крупные по-прежнему создаются на Олонецкой верфи. Но разгром главных сил шведов под Полтавой резко снизил активность противника, и в Петербурге начинается строительство более крупных кораблей. Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи в 1709 году и вошедший в состав флота в 1712-м – знаменитая «Полтава». Корабль прослужил 12 лет, участвовал во многих походах и боях Северной войны.

Адмиралтейская верфь существует и сейчас – под именем «Адмиралтейские верфи». Это одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга входит в ОСК.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Новоладожская верфь

Бассейн Балтийского моря

Старинный Николо-Медведский монастырь в устье Ладоги, укрепленный в начале Северной войны на случай нападения шведов, в 1704 году был превращен в верфь.

В 1708 году здесь тоже строили линейные корабли – руководил этим англичанин Ричард Браун. Первые два новоладожских корабля – «Выборг» и «Рига» – были спущены на воду в 1710 году.

Новоладожская верфь ненадолго пережила петровскую эпоху – производство кораблей тут резко упало сразу после смерти императора и окончательно прекратилось в 1741 году.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Партикулярная верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

Для строительства речного транспорта, который удовлетворял бы потребности разрастающегося Санкт-Петербурга, Петр I учредил Партикулярную верфь. Мера была в какой-то степени вынужденной, так как жители города на Неве всячески уклонялись от водных прогулок, особенно под парусом. А это царя всерьез задевало – ему было неприятно, что люди не разделяют его увлечение флотом. Он издавал указы (например, от 15 июня 1710 года) о запрете гребли, если есть ветер, но дело шло трудно. И тогда Петр решил сделать невиданное.

В мае 1718 года Партикулярная верфь занялась раздачей судов по спискам, подготовленным Петром. Суда передавались в вечное пользование бесплатно, но у новых (вынужденных) владельцев возникала обязанность содержать суда в надлежащем порядке, чинить их по мере надобности, а если придут в негодность – построить новое размером не меньше утраченного, но уже на свои средства. В общей сложности Невский флот насчитывал 141 судно.

Поставив таким образом петербуржцев перед фактом судовладения, Петр стал прививать им вкус к плаванию по Неве под парусом – тоже в обязательном порядке. Под угрозой крупного штрафа судовладельцы или их дети должны были каждое воскресенье с мая по октябрь выходить под парусом на простор Невы и совершать многочасовые тренировки по судовождению под наблюдением невского адмирала – главы Невского флота (эта должность совмещалась с руководством Партикулярной верфью).

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Таганрогская верфь

Бассейн Азовского моря

Таганрог (в петровские времена – Троицк-на-Таганьем Роге) был основан как морской порт и крепость, но фактически там возникла и верфь. Суда, которые строились на Дону и его притоках, были ограничены глубинами этой реки, поэтому их спускали на воду незавершенными, доводили до Таганрога и достраивали на воде уже там. Флот, который был собран и достроен к 1711 году в Таганроге, было достаточно внушителен (около 500 судов всех классов), хотя его корабли и не отличались хорошей мореходностью. Однако вести успешные войны на двух столь удаленных фронтах Россия на тот момент еще не могла, и Петр согласился на разрушение Таганрога как одно из условий мирного договора по итогам провального Прутского похода. Правда, в тайне от турок он приказал фундаменты не трогать, так как надеялся после решения шведского вопроса к турецкому вернуться.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Казанское адмиралтейство

Бассейн Каспийского моря

В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.

Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.

И этот флот начал строиться в Казани (там в 1718 году было учреждено Казанское адмиралтейство), в Нижнем Новгороде и Астрахани. Поскольку противоборствующего флота на Каспии не было, строились главном образом десантные корабли, которые должны были переправить многотысячное войско из Астрахани к Дербенту, а затем Баку. Флот с этой задачей справился, хотя и не с первого раза – в экспедиции 1722-го удалось взять только Дербент из-за бури, потопившей часть транспорта с припасами. Зато в 1723 году флот, усиленный гекботами (разновидность фрегатов), бомбардировал Баку и принудил крепость сдаться. Противник убедился в бесполезности сопротивления, и по мирному договору Российская империя получила даже южное побережье Каспия (хотя и ненадолго).

Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.

Источник

Москва императора. Что Петр I делал в Лефортове, Измайлове и Филях

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

До того как Петр I перенес столицу в созданный им Санкт-Петербург, он успел сделать для Москвы много хорошего. Он хотел, чтобы она была полноценным европейским городом: строил на западный манер здания из камня, знакомил горожан со стилем барокко и заставлял их выдумывать о себе и своих друзьях фантастические легенды.

Как зародилась любовь Петра к флоту

Прежде всего с именем Петра I связывают Измайловский парк. В селе Измайлово прошло детство будущего императора, он, как и все царские дети, проводил там все лето. В юности он веселился здесь вовсю, говорят, однажды сжег деревянный сарай — сугубо в экспериментальных целях. Спустя несколько лет после этого пожара, изучая амбар Ольняного пруда (сейчас — Олений), он нашел ботик, принадлежавший его дедушке Миките Ивановичу Романову. Небольшое дубовое суденышко — чуть больше шести метров в длину и весом в полторы тонны — тому подарили англичане. Ботик Петру приглянулся; чтобы отремонтировать его, за помощью обратились к Карштену Брандту, голландскому судостроителю, который состоял на российской службе.

Ботик стал первым в Европе судном, наружное днище корпуса которого обили медными листами, до этого такая практика применялась только в Римской империи. Настоящим произведением искусства была корма, украшенная декоративной резьбой. В центре располагалась фигура покровителя моряков и мореплавания святого Николая. В честь него и назвали ботик.

Вскоре его стали готовить к первому плаванию. Одномачтовое парусно-гребное судно спустили на воду сначала на Яузе (там оказалось слишком тесно), а потом в большом открытом водном пространстве за Просянской плотиной. Плотина перегораживала речку Серебрянку, благодаря чему получался самый широкий и самый протяженный пруд в Измайлове. Но нужного простора не оказалось и там, и ботик перевезли на Переславское (Плещеево) озеро. Петр начал изучать основы морского дела, и мысли о флоте, морских походах больше его не оставляли. А ботик позже вошел в историю как «дедушка русского флота».

Из Москвы в Санкт-Петербург Петр перевез его в 1723 году, через 11 лет после того, как перенес туда же столицу.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Всехсвятский каменный мост — предшественник Большого Каменного моста

При Петре I, в 1692 году, завершилось строительство Всехсвятского каменного моста, первого моста через Москву-реку. Его начали возводить в 1680-м, при сестре Петра Софье Алексеевне — то было время ее регентства.

Строительство 170-метрового сооружения обошлось казне в копеечку — ходила даже поговорка «дороже каменного моста». Ширина его составляла 22 метра, он включал восемь арок. Назвали его по двум объектам, которые находились на левом берегу, — Всехсвятской башне Белого города и церкви Всех Святых. Вскоре мост ожидаемо стал одной из главных достопримечательностей Москвы. Его тут же облюбовали торговцы (преимущественно одеждой и тканями) и хозяева кабаков (москвичи любили пить там пиво, любуясь красивыми видами). В 1696-м перед мостом построили деревянные Триумфальные ворота для торжественной встречи Петра I и войска из Азовского похода.

В 1858 году мост решили снести — он начал разрушаться, а ремонтировать его не хотели. Поспособствовала разрушению работа плотины и водяных мельниц между опорами. На этом месте появился металлический мост (он простоял до 1938 года), а уже потом построили Большой Каменный мост, который мы знаем сегодня.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Сухарева башня: легенда о друге-колдуне и обсерватория

В 1695 году на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира была построена башня по проекту военного архитектора Михаила Чоглокова. Высота ее составляла 64 метра. Выше нее была только колокольня Ивана Великого в Кремле. На работы ушло три года.

Сначала сделали два первых яруса — перестроенные в камне Сретенские ворота и палаты над ними. Над перекрытием находился постамент шатра, на нем были часы. Третий ярус достроили в 1698–1701 годах, после возвращения Петра из Европы. В башне устроили Школу математических и навигацких наук. На последнем этаже сделали обсерваторию — одну из первых в стране. В башне обучали и фехтованию.

Башня моментально обросла легендами и сплетнями. Больше всего досталось поселившемуся в одной из ее палат генерал-фельдмаршалу Якову Брюсу, близкому другу Петра I. Говорили, что он опасный колдун, который умеет повелевать бесами и стихиями. Из уст в уста передавали слухи о жившей в башне железной птице с головой человека, которая была в услужении Брюса. На самом деле Яков Брюс был не колдуном, а ученым, и в «услужении» у него были не монстры, а блестящие познания в области физики, химии, астрономии и математики. Именно он участвовал в создании знаменитой обсерватории. В 1696 году Брюс составил карту российских земель от Москвы до Малой Азии, а в 1707-м — карту звездного неба «Глобус небесный иже о сфере небесной».

Башня была разрушена в 1934 году.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Старейший в России ботанический сад

В 1706 году за Сухаревой башней Петр I основал «Аптекарский огород», теперь старейший ботанический сад в России. В XVIII веке здесь выращивали в основном лекарственные растения для аптеки гостиного двора. Сам Петр высадил лиственницу, ель и пихту — он говорил, что подает пример остальным гражданам.

Обустраивать сад приглашали профессиональных садовников, ученых из других стран. Много работников было из Германии — они не только выращивали, но и прямо на месте изготавливали лекарственные препараты из свежего сырья. Еще там обучали студентов.

После аптеки хозяином огорода стал Московский госпиталь, а в конце XVIII века — Медико-хирургическая академия. В 1805-м во владение вступил Московский университет.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Каменные дома в Кремле и Китай-городе

В 1704 году Петр I в издал указ, согласно которому в Кремле и Китай-городе должны были строить каменные дома. У нововведения было две причины: практическая (пожары уничтожали целые районы деревянных построек) и эстетическая (правитель только что вернулся из Европы и находился под впечатлением от увиденных там зданий из камня).

Воплотить волю царя в жизнь было непросто — хозяев, которые не хотели или не могли позволить себе каменный дом, пришлось переселять. В качестве компенсации давали участки в других местах Москвы, где разрешалось деревянное строительство. Правда, и там было условие — крыша непременно нужна либо черепичная, либо земляная. Кроме того, не разрешалось строить дома внутри дворов, только по линии улиц.

Через год добавился еще один закон. Теперь владельцы домов должны были следить за сохранностью деревянных мостовых. В том же Кремле и Китай-городе дерево уже заменили каменными плитами, а в некоторых частях Москвы улицы стали мостить мелким камнем.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Московское барокко

Увлечение Петра I европейской культурой находит отражение в архитектуре. Появляется московское барокко, которое еще называют нарышкинским — одно из первых строений в этом стиле возвел Лев Нарышкин, родной дядя императора.

Зародившийся в Италии XVI века стиль пленил сердце российского правителя: ему нравились эти причудливые линии, декоративные элементы на зданиях, необычные формы. Ярким образцом воплощения барокко в Москве стал пятиярусный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Его возвели на месте деревянного Покровского храма, основные работы завершили в 1691 году.

Идея строительства храма тоже принадлежит Льву Нарышкину. Участок, на котором появилось здание, входил в его владения. Строение из красного кирпича украсили белокаменными полуколонками, по форме оно напоминает четырехлистник. Иконы для храма писали мастера Оружейной палаты. На кресте западной главы сделали двуглавого орла, который бы напоминал об особом благоволении царской семьи. А чтобы позолотить кресты, Нарышкин получил 400 червонцев.

Кстати, Петр I очень любил этот храм и, когда бывал там, сам пел на клиросе. Есть легенда, что изображение архидиакона Стефана в церкви писали с него.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Парусная фабрика

Еще одно место, связанное с именем Петра, — современный район Сокольники. Здесь на берегу Яузы у дороги Стромынки в 1696–1698 годах открылся казенный Хамовный (полотняный) двор, занимавшийся изготовлением холста для парусов. Кроме ткацких корпусов, здесь располагались мелкие производственные и складские строения. Предприятие по тем временам было очень большим, там трудилось больше тысячи человек. Позже при нем сделали еще и канатный завод. Канаты, которые производили здесь, как использовали в отечественном флоте, так и продавали за рубеж.

С 1701 года управлял предприятием Франц Тиммерман — купец из Голландии, учитель Петра по геометрии и астрономии. Ему правитель доверял безмерно. В том же году создали Кожевенный двор, через четыре года — Суконный. В 1720-м вышел указ, согласно которому запрещалось привозить из других стран полотняные ткани низших сортов.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Лефортовская слобода — для друга и сподвижника

С майором Францем Лефортом из Женевы, служившим в Москве, Петр I познакомился в 1690 году. Они подружились — правителю всегда нравились остроумные смелые люди. Вскоре Лефорт получил повышение — до генерал-майора командира 1-го Московского выборного полка. Он стал ближайшим соратником правителя, полностью разделявшим все его взгляды. К тому же он имел хорошие рекомендации от князя Голицына.

Лефорт сделал блестящую карьеру: он участвовал в создании новой царской армии, в Азовских походах (после первого стал адмиралом русского флота), вместе с Петром подавлял восстание стрельцов в 1698-м.

Современный район Лефортово возник благодаря ему. В конце XVII века здесь, на берегу Яузы, рядом с Немецкой слободой, основали Лефортовскую слободу — в ней жил полк «нового строя» из стрельцов и 50 иностранных солдат, который создал Лефорт.

Он попросил у царя денег для возведения необходимых зданий. Был построен знаменитый Лефортовский дворец (после смерти хозяина его использовали для торжественных мероприятий). Также обустроили плац для учений, казармы и многое другое, в том числе военный госпиталь. Кстати, при нем появилась первая в России хирургическая школа и анатомический театр. А еще в госпитале студенты-медики иногда показывали спектакли, которые посещал Петр I.

После того как столица России переместилась в Санкт-Петербург, слобода потеряла военный облик. Вскоре туда начали переселяться ремесленники.

Что построили при петре 1. Смотреть фото Что построили при петре 1. Смотреть картинку Что построили при петре 1. Картинка про Что построили при петре 1. Фото Что построили при петре 1

Немецкая слобода: уголок Европы в России

Немецкая слобода, располагавшаяся между Яузой и ручьем Кукуем, также связана с именем Франца Лефорта — он жил там какое-то время до знакомства с Петром. Здесь селились иностранцы, или «немцы», как называли в России тех, кто не говорил по-русски. В их числе был и шотландец военачальник Патрик Гордон, который тоже входил в число друзей правителя.

Территория Немецкой слободы очень напоминала небольшой европейский городок, и это сильно подкупало Петра, он любил там бывать. Он танцевал заморские танцы, рядился в иностранные одежды, а однажды побывал на католическом богослужении, чем вызвал недовольство приближенных.

В Немецкой слободе он знакомился с чужим бытом, не выезжая из страны. Это было только первое соприкосновение с Европой, после которого он полюбил ее навсегда.

Однако с начала XVIII века слободской уклад почти исчез. Территорию стали застраивать дворцами для аристократов. К XIX веку она обрусела — здесь жили в основном русские купцы и фабриканты, иностранцев почти не осталось.

Сейчас эта территория входит в состав Басманного района.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *