Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Новое в блогах

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КЕНИГСБЕРГ. Японское наследие на Сахалине

Не только Калининград может удивить гостей из Центральной России сохранившимся наследием другой цивилизации. На крайнем западе России — немецкие дома и дороги, но и на её Дальнем Востоке тоже есть нечто подобное! Остров Сахалин, южная половина которого 40 лет принадлежала японцам. 70 лет назад, 2 февраля 1946 года, был подписан указ о его вхождении в состав СССР.

Как известно, южная половина Сахалина с 1905 по 1945 год принадлежала Японии. Южно-Сахалинск первоначально назывался Тоёхара и был построен рядом с бывшей русской столицей Сахалина Владимировкой. Как и в Калининграде, от предыдущих хозяев почти ничего не осталось. Бои на Сахалине, конечно, были не такими интенсивными, как в Восточной Пруссии, но почти все постройки японского периода были деревянными и банально сгорели. Так как времени было более, чем достаточно, я отыскал все три здания, оставшихся от японцев. Раз — краеведческий музей.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Два — художественный музей.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Три — военная прокуратура.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

От японцев осталось еще кое-что: железная дорога. Даже неопытным невооруженным глазом видно, что здесь узкая колея. После возвращения Сахалина в СССР рельсы не стали менять, а продолжили строить дорогу на северной части острова с той же колеей.

Томари-Анива, пост Муравьевский, пост Корсаковский, Оодомари, наконец опять Корсаков — все это названия одного и того же города на самом южном Сахалине. И все это за каких-то 160 лет. Всего два поколения, а сколько эпох!? Что было бы здесь если бы не. И далее на выбор: Не пришли мы, еще раньше не пришли японцы, айны никого из нас не пустили, не пришли японцы во второй раз, остались японцы. Много всего надумать можно, надо ли?

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Банк у советов, а вот что в этом здании было при японцах?

Во Взморье сохранились ворота Тории. Их устанавливают перед японскими святилищами и храмами.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

. стелла «Сэнсо кинэнхи».

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Рядом заброшенный завод, построенный японцами.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Ну и напоследок расскажу про самое интересное японское наследие острова. Из Южно-Сахалинска в Холмск ведет заброшенная ж-д линия, построенная в свое время японцами. Она проходит по очень живописным местам: много туннелей, высоких мостов, а вокруг живописные сопки. В свое время это был самый красивый железнодорожный маршрут в России. Сейчас по нему можно пройти только пешком. Все 84 км преодолеваются за 2-3 дня, но я выбрал небольшой кусочек со стороны Холмска и немного погулял вдоль путей.
Рано утром в Холмск прибывает дизельный японский поезд.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Конечная остановка — «77 км». Дальше начинаются ржавые рельсы. Впереди туннель длинной 870 метров. После выхода из туннеля железнодорожное полотно делает петлю и резко уходит на холм на высоту примерно 40 метров.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Возле Шебунино, сохранился старый японский мост. Ему около ста лет. Уже давно разрушились дороги, соединяющие мост, даже речка «убежала». А сам мост стоит и ничего ему не делается.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет Наталья # написала комментарий 6 февраля 2016, 03:40 Начиная с 1904 года по 1945-й, в границах нынешней Сахалинской области происходили драматические события. На южном побережье Сахалина до сих пор находится большое количество японских ДОТов (65 единиц), в разной степени сохранности. Долговременные оборонительные сооружения входили в систему противодесантных оборонительных комплексов.

На фотографии ниже показан пулемётный капонир «Восточный дот», входящий в состав противодесантного ротного узла сопротивления «Нагахама» («Длинный пляж», перев. с яп.) и расположенный на побережье неподалёку от посёлка Озёрский. Оборонительный комплекс прикрывал одно из важных тактических десантных направлений.

Источник

Японское наследие на Сахалине

Не только Калининград может удивить гостей из Центральной России сохранившимся наследием другой цивилизации. На крайнем западе России — немецкие дома и дороги, но и на её Дальнем Востоке тоже есть нечто подобное! Остров Сахалин, южная половина которого 40 лет принадлежала японцам. 70 лет назад, 2 февраля 1946 года, был подписан указ о его вхождении в состав СССР.

Как известно, южная половина Сахалина с 1905 по 1945 год принадлежала Японии. Южно-Сахалинск первоначально назывался Тоёхара и был построен рядом с бывшей русской столицей Сахалина Владимировкой. Как и в Калининграде, от предыдущих хозяев почти ничего не осталось. Бои на Сахалине, конечно, были не такими интенсивными, как в Восточной Пруссии, но почти все постройки японского периода были деревянными и банально сгорели. Так как времени было более, чем достаточно, я отыскал все три здания, оставшихся от японцев. Раз — краеведческий музей.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Два — художественный музей.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Три — военная прокуратура.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

От японцев осталось еще кое-что: железная дорога. Даже неопытным невооруженным глазом видно, что здесь узкая колея. После возвращения Сахалина в СССР рельсы не стали менять, а продолжили строить дорогу на северной части острова с той же колеей.

Томари-Анива, пост Муравьевский, пост Корсаковский, Оодомари, наконец опять Корсаков — все это названия одного и того же города на самом южном Сахалине. И все это за каких-то 160 лет. Всего два поколения, а сколько эпох!? Что было бы здесь если бы не. И далее на выбор: Не пришли мы, еще раньше не пришли японцы, айны никого из нас не пустили, не пришли японцы во второй раз, остались японцы. Много всего надумать можно, надо ли?

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Банк у советов, а вот что в этом здании было при японцах?

Во Взморье сохранились ворота Тории. Их устанавливают перед японскими святилищами и храмами.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

. стелла «Сэнсо кинэнхи».

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Рядом заброшенный завод, построенный японцами.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Ну и напоследок расскажу про самое интересное японское наследие острова. Из Южно-Сахалинска в Холмск ведет заброшенная ж-д линия, построенная в свое время японцами. Она проходит по очень живописным местам: много туннелей, высоких мостов, а вокруг живописные сопки. В свое время это был самый красивый железнодорожный маршрут в России. Сейчас по нему можно пройти только пешком. Все 84 км преодолеваются за 2-3 дня, но я выбрал небольшой кусочек со стороны Холмска и немного погулял вдоль путей.
Рано утром в Холмск прибывает дизельный японский поезд.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Конечная остановка — «77 км». Дальше начинаются ржавые рельсы. Впереди туннель длинной 870 метров. После выхода из туннеля железнодорожное полотно делает петлю и резко уходит на холм на высоту примерно 40 метров.

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Возле Шебунино, сохранился старый японский мост. Ему около ста лет. Уже давно разрушились дороги, соединяющие мост, даже речка «убежала». А сам мост стоит и ничего ему не делается.

Источник

Наследие эпохи Карафуто на Сахалине

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Южной частью острова Сахалин после Русско-Японской войны 1905 года завладели японцы. На протяжении 40 лет они строили города, развивали промышленность юга острова. После освобождения Сахалина в 1945 году советскими войсками, остров вновь вернулся в лоно нашей страны. В советские годы Сахалин интенсивно развивался, поэтому следы японского присутствия стали практически незаметны. В наше время сохранилось не так много объектов исторического прошлого островного региона, но внимательный путешественник обязательно их найдет. ИА SakhalinMedia рассказывает о японском прошлом острова Сахалин, а также о главных памятниках времен губернаторства Карафуто.

Карафуто — южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. Название «Карафуто» было введено японцами и ранее использовалось как обозначение всего Сахалина, однако в настоящее время чаще используется термин Сахарин. Карафуто имело важнейшее экономическое и стратегическое значение для становления Японской империи. Термин губернаторство Карафуто принято использовать как обозначение временного промежутка, когда на южной территории острова Сахалин принадлежала японским властям. Всего за период с 1905 по 1945 годы губернаторами Карафуто успели побывать 16 политиков.

После получения южного Сахалина, японское правительство начало активно осваивать природные богатства острова и вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры Карафуто: возводились города, строились дороги и мосты, прокладывались новые линии коммуникации. За японский период на Сахалине было проложено около 700 км узколинейных железных дорог и построено более 700 промышленных предприятий. Многие из построек, возведенных в то время, сохранились до наших дней, хоть и частично.

Южно-Сахалинск (Тоёхара)

Для новоприобретенной территории нужная была столица нового типа. Для реализации этой задачи было выбрано место, на котором ранее находилось российское село Владимировка. В качестве образца для будущей столицы был взят американский город Чикаго, именно так и появилась знаменитая планировка Южно-Сахалинска: город разделен на четыре части двумя «главными» улицами — Сахалинская (Маока-дори) и Ленина (Одори).

В Южно-Сахалинске сохранилось около 20 архитектурных объектов времен Карафуто. Они сильно выделяются по внешнему виду из массива других зданий и несут в себе не только эстетическую красоту, но и глубокую философию, зашифрованную в архитектурных элементах. Здание бывшего японского банка развития Хоккайдо 1930 года постройки, здание военного госпиталя Тойохары, ныне военный госпиталь на улице Чехова и не только. Самая известная японская достопримечательность в Южно-Сахалинске – Краеведческий музей, здание которого было построено японцами в 1937 году. Что интересно, оно с самого начала задумывалось именно как помещение под хранение исторических ценностей. Там выставлялись коллекции по этнографии коренных жителей южного Сахалина, по палеонтологии, зоологии, ботанике и многому другому. Здание музея построено в классическом японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» (императорская корона).

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Сахалинский Краеведческий музей. Фото: Евгения Полищук, ИА SakhalinMedia

Источник

Что было на Курилах и Южном Сахалине, когда они были частью Японии

Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Смотреть картинку Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Картинка про Что построили японцы на сахалине за 40 лет. Фото Что построили японцы на сахалине за 40 лет

Курильские острова и Сахалин — территории, которые одновременно можно считать и самым молодым, и старейшим «приобретением» России. Их исследование казаками началось еще в XVII веке, но полностью в состав страны они вошли лишь по итогам Второй мировой войны. За это время свои претензии на острова предъявляли европейские страны и Китай, а Япония несколько десятков лет управляла ими.

Острова раздора

В российских документах Курильские острова впервые упоминаются в 1646 году в связи с экспедицией Ивана Москвитина к Охотскому морю и описанием неким казаком Нехорошко Колобовым местных жителей — айнов. При этом известно, что к тому времени территории уже посетили голландские и японские исследователи.

Параллельное изучение и освоение островов происходило в течение полутора веков. За это время на Курилах побывали экспедиции Данилы Анциферова и Ивана Козыревского, Ивана Евреинова и Федора Лужина, Ивана Антипина и Дмитрия Шаблина. Последнему удалось привести в российское подданство более полутора тысяч человек, живущих на южных островах — Кунашире и Итурупе. Так что день, когда Шаблин завершил свою миссию и отправился обратно в Охотск (24 июня 1778 года), считается датой вхождения Курил в состав Российской империи.

Правда, японцы с этим не согласились. Они активно организовывали на Кунашире и Итурупе заставы для охраны, правительство Японии запрещало русским ходить на эти острова. Дело доходило даже до конфликтов — русских рыбаков вынуждали покинуть свои территории, а военные уничтожали все свидетельства принадлежности земель России.

Более мирная обстановка была на Сахалине: фактически остров оставался совместным и нераздельным владением двух стран. Но юридическая неопределенность все же существовала и мешала как развитию земель, так и торговым отношениям.

И вашим, и нашим

Первый более-менее конкретный, но весьма неуверенный шаг к решению противоречий был сделан в 1855 году, когда между Россией и Японией было заключено первое дипломатическое соглашение — Симодский трактат. Помимо прочего, документ разграничил владения двух стран. Контрольным рубежом стал пролив Фризе — все Курильские острова, находящиеся севернее него, переходили России, а южнее, Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, — Японии. Такую цену российское правительство было готово отдать за доступ к японскому рынку.

Вместе с тем документ не урегулировал статус Сахалина, из-за чего окончательно противоречия между сторонами сняты не были. Проблема стала критической, когда через три года — в 1858-м в состав России вошло Приамурье, что усилило геополитическую значимость острова для империи. Это подтолкнуло страны начать новые переговоры «об обмене территориями». Их результатом стал Петербургский договор 1875 года, по которому Сахалин целиком переходил России, Японии же отдавались все без исключения Курильские острова.

Но таким положение оставалось недолго. Через 30 лет после провальной для нашей страны русско-японской войны Токио удастся заполучить южную часть Сахалина, а затем еще и оккупировать северную его часть. Восстановить историческую справедливость Москве удастся лишь в 1945 году после капитуляции Японии во Второй мировой войне. С тех пор Курильские острова и Сахалин — неотъемлемая часть России.

Сырьевой придаток

Во владении Японии Южный Сахалин пробыл без малого 40 лет, но за это время он сыграл решающую роль в становлении воинственной империи, которая станет одним из зачинщиков войны 1939—1945 годов.

В 1907 году на Южном Сахалине была создана отдельная административная единица — префектура Карафуто. Уже в 1920-м ей был официально присвоен статус внешней японской территории, после чего управление ею перешло к министерству по делам колоний. А в 1943 году префектура и вовсе была переведена в разряд «внутренних земель» — событие, уникальное для японских колоний.

Объяснить такую «карьеру» достаточно просто. Сахалин — кладезь природных ресурсов, которых Японии всегда не хватало. Здесь сосредоточены существенные запасы углеводородов и угля, немало золота и древесины и, конечно же, полно рыбы. Такое богатство позволило стране в течение нескольких десятков лет сделать существенный экономический рывок.

Именно переработка ресурсов на первых порах была основной отраслью экономики Карафуто. Для этого еще до образования префектуры в 1906 году на Южном Сахалине зарегистрировалось около 1200 различных предприятий. При этом добыча ресурсов происходила хищническим образом: наиболее ценные леса массово вырубались, животные, в частности соболь и калан, — отстреливались, рыба — вылавливалась.

Ближе к 1920-м в Карафуто начали осваивать и другие ресурсы. Важное место заняла нефть, добыча которой на шельфе острова в итоге позволила снизить вдвое зависимость от американских энергоресурсов и создать предпосылки для создания мощного флота. Также большие деньги вкладывались в развитие инфраструктуры — в строительство мостов и железных дорог, которых было проложено порядка 700 км.

Предполагалось, что развитие острова позволит перейти к масштабному переселению сюда японцев. Вместе с тем общая численность населения префектуры и так стремительно росла: к 1943 году в Карафуто жило 390 тыс. человек против двух тысяч в начале XX века. Автохтонное население при этом не жаловали: айнов, нивхов и ороков, которые населяли остров до этого, согнали в резервации, где их учили японскому языку и основным трудовым навыкам.

Однако планам по освоению острова так и не суждено было сбыться. В середине 1930-х Япония перевела хозяйство на военные рейсы, в Карафуто массово начали сгонять дешевую рабочую силу – корейцев. Их на Сахалин для подготовки к войне в период с 1936 по 1945 годы было привлечено порядка 40 тыс.

Но даже такой мощный «десант» не позволил Японии выйти из войны победителем. Как результат — Страна восходящего солнца лишилась Южного Сахалина. И это стало для нее существенным ударом — другого такого источника ресурсов у Токио больше не появится.

У каждого свое предназначение

Меньше внимания японцы уделяли Курильским островам, поскольку их «природные данные» значительно уступали тем, что были у Сахалина. Некоторые острова и вовсе оказались непригодны для жизни — известно, что в 1840 году население российских Курил составляло всего 212 человек. Так что даже теперь на них находятся исключительно военные объекты.

Однако после передачи Японии островам так или иначе нашлось применение. Например, крупнейший остров цепи — Итуруп — был заселен японскими колонистами. По данным на 1930 год, там проживало порядка 6300 человек. По переписи того же года на Кунашире место себе нашли порядка 8300 японцев. Еще около тысячи человек поселились на Шикотане. Сюда в 1883 году со средних и северных Курил были свезены айны. Так остров стал их новым местом компактного проживания.

Колонизаторы, как правило, занимались разведением домашнего скота и фермерским сельским хозяйством, но основным видом деятельности была добыча рыбы. Так, рыбаки Шикотана контролировали до 20% мирового промысла китов. Однако, как и на Сахалине, вылов носил массовый характер, из-за чего рыбацкие деревушки быстро пустели и так же быстро возникали.

Большего же японцам за долгие годы владения создать не удалось. Хотя необходимо признать тот факт, что освоение некоторых островов был начато именно ими. Сегодня некоторые из них, в частности Итуруп, — единственные заселенные в целых городских округах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *