Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии типография
Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии типография
Холмогорский район запись закреплена
17 фактов о Холмогорском районе
Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.
1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».
2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).
3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.
4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.
5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».
6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.
7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.
8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.
9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.
10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.
11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.
12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.
13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.
14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.
15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.
16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.
17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!
История книгопечатания в Поморской Церкви
История книгопечатания в Поморской Церкви
Более двухсот лет издание и распространение староверческих книг в России считалось уголовным преступлением. Однако, потребность, как в богослужебной, так и в полемической литературе, необходимой для укрепления верующих и проповеди «древлего благочестия» требовала создания типографий.
Все эти годы, собственно старообрядческая, печатная продукция изготавливалась либо в нелегальных типографиях, либо в типографиях находящихся за пределами России. В 1869 году русский изобретатель М.И. Алисов (ок. 1830-1898) изобрел новый, упрощенный способ книгопечатания с помощью гектографа. Изобретение гектографа сразу же было взято старообрядцами на вооружение, а гектографические типографии получили широкое распространение.
Только вчитайтесь в эти строки, каким необыкновенным способом происходило тиражирование книг: сначала готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово «гекатон» означает «сто»).
Технику работы с гектографом можно проиллюстрировать данной схемой:
1. Текст или иллюстрацию, подлежащие размножению, наносят пером на бумагу специальными гектографическими чернилами, в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт.
2,3. Изготовленный таким образом оригинал прижимают к поверхности массы в гектографе.
4,5. Изображение с оригинала передается на желатиновый слой. Лист оригинала убирают, а желатиновый слой превращается в матрицу для копирования.
6,7,8. При последующем прижимании чистой бумаги к поверхности матрицы на бумаге получаются отпечатки текста или иллюстрации.
Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги.
Пример старообрядческого гектографированного издания
В России были известны следующие Поморские гектографические типографии:
1. В жизнеописании Дионисия Васильевича Батова говорится, что в период жизни в Саратове (1875-1880 гг) он познакомился с работой на гектографе. Возможно, что это была типография кого-то из поморских деятелей.
2. Собственная типография Дионисия Васильевича (1825-1910 гг). Располагалась в г. Туле. Выпустила около 300 гектографированных изданий, среди которых были певческие, уставные и полемические книги, сочинения поморских начетчиков, большую часть которых составили его собственные сочинения по отдельным вопросам церковной жизни. Каталог изданий Д.В. Батова опубликован в «Деяниях Второго Всероссийского Собора». Оригиналы для своих изданий Д. В. Батов писал как сам, так и прибегая к помощи своей внучки, а также Ф.П. Кондратьева.
3. Типография Мельнова Александра Трофимовича (1868-1935 гг). Располагалась в г. Златоусте Уфимской губернии.
4. Типография Зыкова Ивана Ивановича (1837-1913 гг), г. Орехово-Зуево. И.И. Зыков был поморским наставником, активным участником многих собеседований о вере, автором полемических произведений, некоторые из которых издавал сам на гектографе. Из них известны: «Беседа И.И. Зыкова с игуменом Павлом Прусским… 3 октября 1876 г», «Вопросы И.И. Зыкова, данныя Московскому братству миссионерского общества … 29 сентября 1893 г», «Духовные ответы И. И. Зыкова на вопросительное письмо членам Московского Миссионерского братства. 1891 г».
Старинный печатный станок
Интересно, что заботясь о сохранении и долговечности своих творений, Прокопий Максимович пишет в конце некоторых изданий следующее «Предостережение»:
6. Типография при Преображенском кладбище и существовавшем при нем с 1808 года богодельном доме — была одной из крупнейших старообрядческих типографий в Москве. Типография здесь возникла в конце XIX – начале ХХ в. и первоначально, скорее всего, работала нелегально. После получения старообрядцами возможности легально заниматься книгоизданием в России в 1905 году, председатель Совета Преображенского кладбища Г.К. Горбунов на средства, завещанные кладбищу одной из состоятельных прихожанок — казанской мещанкой Е. Челышевой, — открывает типографию в 1907 году. Изначально при типографии была создана переплетная мастерская. За десятилетний период существования типографии с ее станков сошло свыше 80 изданий. Здесь с первых лет печатаются объемные издания, среди которых, например, недатированные Евангелие толковое или известные «Поморские ответы» братьев Андрея и Семена Денисовых, напечатанные с подлинного оригинала 1723 г.
Страсти Христовы. Москва, Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7419 (1911 год).
7. Особое внимание хотелось бы уделить старообрядческой типографии, которая действовала в г. Саратове.
В опрос о необходимости создания собственной типографии у старообрядцев-поморцев впервые прозвучал на первом Всероссийском соборе в мае 1909 году. Еще более остро он был поставлен на первом Всероссийском съезде старообрядческих учителей и учительниц, проходившем летом 1911 году.
Наряду с изданием книг, съезд признал необходимым выпуск собственного журнала и одобрил предложение саратовцев и двинцев издавать периодику. Саратовские поморцы незамедлительно приступили к исполнению решений съезда. В 1912 году на базе типографии товарищества «Энергия» начал печататься журнал «Щит веры». Первым редактором, а с 1913 году и издателем, сменив на этом посту председателя общины П.И. Соколова, который, вероятно, до этого был и владельцем типографии, стал В.З. Яксанов.
В том же году при редакции журнала был открыт книжный и писчебумажный магазин «Сотрудник школы». Как отмечалось в рекламе, «при магазине имеется старообрядческая типография и переплетная» мастерская. О какой типографии идет речь пока не ясно: либо типография товарищества «Энергия» перешла к Яксанову, либо он открыл свою собственную. Более реальной представляется первая гипотеза.
Все это объединение по производству и распространению книг стало называться «Книгоиздательство В.З. Яксанова», которое находилось по адресу: ул. Большая Горная, д. 164. Торговля велась не только в Саратове. Склад с торговой лавкой был открыт на Нижегородской ярмарке. Книгоиздательство занималось продажей как своей продукции, так и других старообрядческих типографий.
Главным каналом распространения старообрядческой литературы, подготовленной к публикации книгоиздательством Яксанова, был журнал «Щит веры». Некоторые книги, как, например, трехтолковый Апокалипсис, печатались прямо в журнале.
Ежемесячный журнал старообрядцев поморского согласия «Щит Веры» №1, январь 1912 года
В 1912 году Яксанов совместно с одним из авторитетнейших деятелей поморского старообрядчества Т.А. Худошиным подготовил и издал «Учебное пособие по Закону Божьему для детей христиан-старообрядцев» в трех частях. В том же году был напечатан «Устав церковный» с цветными гравюрами, выполненными в литографии Немирова. Издательством были выпущены «Кормчая трехтолковая» и «Библия», «Исторический словарь Павла Любопытного» и «История Выговской пустыни Ивана Филиппова», «Азбука веры» Дионисия Батова под редакцией Яксанова и многое другое. В 1915 году в типографии были изданы «Восьмидневные беседы Андрея Александровича Надеждина с миссионерами господствующей церкви в Сызрани».
Во время первой мировой войны издательством выпускались книги для старообрядцев-военных. Так, в 1916 году вышли из печати: «Спутник воина-христианина» и «Походная книга для солдат и офицеров старообрядцев». В состав последней вошли: чин 12 псалмов, домашнее правило, скитское покаяние и некоторые псалмы. Издательство выпускало книги, напечатанные как кириллическим, так и гражданским шрифтом.
Каталог Саратовской старообрядческой типографии
Период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях. Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужебную и учительную литературу.
Другими словами, даже в те, прежние, такие непростые времена, действовало несколько старообрядческих поморских типографий.
Исходя из своего опыта издательства небольших духовных книжиц и брошюрок, скажу, что печатное Слово — это тоже Слово, и порой оно действует эффективнее устного. Даже будучи не понятым с первого раза, отлежавшись в пыльных столах, или «вдруг попавшись на глаза», оно помогает найти ответы на забытые вопросы, осознать ранее неосознанное или услышать неуслышанное, указывает дорогу в Церковь, заставляет задуматься о спасении своей души.
Особое внимание хочется уделить изданию детской литературы.
Когда-то христиане воспитывались в семьях, где соблюдался традиционный уклад, ныне утраченный. Однако, с гибелью христианского уклада семьи, созданием нового, «современного человека», разрывом поколений, общим оскудением веры, разрушилось и традиционное воспитание в семье. Вековые способы передачи церковного писания и предания от старшего поколения младшему были сломаны. Вот и не остается теперь молодому поколению иного пути узнать богатство церковного учения, кроме как через чтение подлинных вероучительных и канонических книг.
Да, знание сейчас доступно, но оно завалено целыми горами надменной лжи, искажений, фальсификаций. П одлинное же учение Церкви люди попросту не знают…
Дай Бог, чтобы в нашей Церкви, опираясь на свой собственный потенциал (а не на потенциал других людей, из других согласий) типографское и книгоиздательское дело стало развиваться, расширяться, помогать проповеди истинной веры, наполнять сухие сердца «живой водой» Слова Божьего…
Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии типография
История Холмогор
В XV веке при московском правлении, когда другой связи с морем у русского государства не имелось, из Холмогор выходили русские суда в страны Европы, а сюда прибывали английские и голландские торговые корабли.
Только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск. Поэтому сейчас, глядя от переправы на маловыразительную береговую панораму или гуляя по улицам с их однообразной поздней застройкой, трудно даже вообразить, насколько интересна и богата событиями была древняя история Холмогор.
Куростров впервые упоминается в грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года. Уже в XVI веке он был густо населен, здесь стояло сто семьдесят девять дворов «черносошных» (государственных) крестьян. Во второй половине XVII века их число увеличилось до двухсот двадцати. Большая часть земли находилась в крестьянских хозяйствах, лишь отдельными угодьями владел крупнейший в низовьях Двины Антониев-Сийский монастырь. В начале XIX века многочисленные мелкие деревни, разбросанные по острову, были объединены в одно большое село Ломоносовское. От дороги и сейчас все время видны жилые усадьбы, хозяйственные постройки, сложенные по-северному добротно, крепко. На одном из домов широченные свесы кровли раскрашены в несколько цветов. Хотя дом новый, эта деталь напоминает нам о древних традициях, долго сохранявшихся на Севере.
Первые уважаемые купцы обосновались в деревнях Курцево, Качково, Порокурье, находящихся недалеко от Матигор и Ухтострова, резиденции новгородских начальников. В Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича (1137 г.) упоминается Иван-погост, который позднее под наименованием Ивановского прихода вошел в состав Холмогор – древнейшее поселением новгородцев в Двинской земле. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится древняя книга “Паремейник”, написанная в 1271 году “Матигорьцам за Волок”, которая принадлежала матигорской церкви Бориса и Глеба.
Как географическое название Холмогоры упоминаются в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана “К Двинскому посаднику на Колмогоры”.
В отношении даты основания столицы Двинской земли Холмогор мнения историков расходятся. В XII-XIII веках, видимо, все официальные документы шли к посадникам на Матигоры и Ухтостров. Первое письменное упоминание о Холмогорах относится к XIV веку: “От Великого князя Ивана, от посадника Даниила, от тысяцкого Авраама и от всего Новгорода — к Двинскому посаднику на Колмогоры и к боярам Двинским. ” — таково предисловие новгородской грамоты.
Нет и точного источника происхождения наименования села. М.В. Ломоносов категорически отвергал мнение немецких историков о происхождении названия своего родного города Холмогоры от скандинавской Голльмгардии. Мнение что “имя сего знатного места” возникло как сложение слов “холм” и “гора разделяли многие историки.
Центром обширной Холмогорской и Важской епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым владыкой был поставлен архиепископ Афанасий (Любимов), один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Им в Холмогорах была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках – в большинстве из рукописных книг по самым различным областям знаний.
Преосвященный Афанасий не только собирал и обменивался книгами, но и сам писал их. Еще у владыки была своя астрономическая обсерватория, он вел ежедневные наблюдения за погодой, которые записывались в журнал. Был он к тому же выдающимся общественным деятелем и строителем. В его архиерейство в Холмогорах построены почти все каменные храмы, архиерейские палаты и другие подсобные сооружения, а также кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, который и поныне является одним из самых больших храмов на Русском Севере. Сам владыка был и архитектором большинства сооружений. В 1687 году он основал в Холмогорах Успенский женский монастырь, первой игуменьей которого стала мать архиепископа.
Вместе с культовыми сооружениями возводились и архиерейские палаты. Активный сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три приезда царя в Холмогоры и Архангельск с почестями встречал молодого монарха и оставлял ночевать в своих архиерейских палатах.
По иронии судьбы всего через 16 лет после смерти Петра архиерейский дом стал тюрьмой для его правнучатых племянников: полуторагодовалого императора Иоанна Антоновича и его четырехлетней сестры Екатерины вместе с их свергнутыми с престола родителями – принцессой-правительницей Анной Леопольдовной, внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом Антоном-Ульрихом Брауншвейгским.
Почти сорок лет царское семейство содержалось в полной изоляции и великой тайне. Даже тюремщики, охранявшие царских узников, не знали, кого они стерегут. Под страхом смерти никто к ним не допускался. Печальна участь всего семейства. Принцесса Анна скончалась в тюрьме в 1746 году во время родов. Прах ее впоследствии был перевезен в Петербург и захоронен в усыпальнице Романовых. Генералиссимус Антон-Ульрих после своей смерти был тайно похоронен ночью на территории Успенского монастыря, в нескольких метрах от своей «тюрьмы». А Ивана Антоновича с сестрой Екатериной выслали и заточили в Шлиссельбурскую крепость. При попытке освобождения в 1764 году он был убит. В середине 18 столетия императрица Елизавета Петровна направила сюда «секретных арестантов». Только спустя годы стало известно, что здесь томилась семья царственной особы Анны Леопольдовны.
В Спасо-Преображенском соборе, ставшем усыпальницей холмогорских архиепископов, были захоронены владыка Афанасий и еще девять архиепископов, где они до сих пор и почивают под спудом. После закрытия в 1920 году Успенского монастыря собор подвергся разорению, места упокоения владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения.
Холмогоры с 17 века известны резьбой по кости. Ныне в Холмогорах расположена фабрика художественной резьбы по кости, естественно, имени Ломоносова.
Еще один любопытный факт из истории Холмогор. В апреле 2002 г. исполнилось 115 лет образования метеорологической станции Холмогоры. Метеорологические наблюдения в селе Холмогоры начали проводиться в апреле 1887 г. по программе станции III разряда. В январе 1896г. была образована метеорологическая станция II разряда.
С 1923 года город Холмогоры был снова переименован в село. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уникальный памятник истории.
В 1997 году в Холмогорах было открыто подворье Антониево-Сийского монастыря и началось возрождение старинных монастырских храмов. Первая Божественная литургия состоялась 7 апреля 1998 года на Благовещение Пресвятой Богородицы в храме Святого Духа, восстановленном на третьем этаже бывшего надвратного монастырского храма. Сейчас в Холмогорах зарегистрирован свой приход.
Холмогоры. Успенский Холмогорский женский монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора. Первоначально обитель находилась в ином месте, в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме, возможно, после 1636 г., так как при извещении о пожаре, уничтожившем весь посад, в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.
При учеждении Холмогорской епархии прибывший первый епископ новой епархии в 1882 г. застал уже обветшавшую Сретенскую церковь с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 г. Успенскую странноприимницу. В 1687 г. Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 г. было заложено основание деревянной Успенской церкви – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.
Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688 г.). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз горели и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине, страдал от затопления и льда. При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиереи нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов в 1764 г. Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь), был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.
Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.
На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 гг. кроме пожертвования деньгами и вещами многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий. Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была закрыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг. С 1914 по 1920 г. монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 г. отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.
Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения. В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.
Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.
Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Стр.518-562. П.П. Сойкин. Православные русские обители. А.А. Куратов. Утраченные монастыри Архангельской епархии. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/kholmogorskij_monastyr/0-58
Первый женский монастырь существовал в Холмогорах уже в середине XVII в. Успенский женский монастырь был основан в 1687 г. архиеп. Афанасием на южной окраине города. В 1798 г. монастырю переданы строения бывшего архиерейского двора, расположенные рядом с Преображенским собором и с 1744 г. использовавшихся для казенных нужд, в которые в 1802 г. обитель и была переведена. От архиерейского двора уцелел главный корпус 1680-х гг. Большинство новых корпусов выстроено во 2-й половине XIX в., к началу ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1920 г., занят под тюрьму, потом передан под совхоз. Большая часть построек сохранилась, занята жильём, племзаводом и проч.
Фирсов А. Историческое описание Холмогорского Успенского монастыря. // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1894, N 22-24