Что появилось нового в социальной сфере в 19 веке
Социальная сфера в 19 веке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «социальная сфера»
Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях.
Во-певых, как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
Во-вторых, в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).
Структура социальной сферы
Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, культура и искусство.
Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции здравоохранения также достаточно разнообразны. Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения. Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней. В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества. В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости. В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).
Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках.
Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса.
Основные функции образования следующие:
Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.
Особенности социальной сферы России 19 века
Социальная сфера России в 19 веке имела ряд своих отличительных черт и особенностей. Связано это с тем, что практически до середины 19 века все вопросы социального развития и поддержки были сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви.
Главная причина заключается в достаточно жесткой, а местами и деспотичной централизации власти, четкие условия сословного деления, невозможность развития такого слоя, как крупные капиталисты, чья деятельность была направлена на осуществление благотворительной работы. Таким образом, социально-экономические и политические процессы в 19 веке в России способствовали тому, что у населения обострилась потребность в формировании системы социальной поддержки, а в дальнейшем созрели условия для ее функционирования.
Объектами социальной сферы 19 века в России являлись следующие:
Социальная сфера также имела ряд субъектов, которые обладали специфическими особенностями. Сюда входят следующие: церковная сфера; состоятельные господа и их деятельность; деятельность простых граждан.
Деятельность в социальной сфере также поддерживалась достаточно большими формами и методами преимущественно благотворительной деятельности во весь период 19 века:
Таким образом, в 19 веке в России образовалась достаточно устойчивая социальная система, структурированная социальная сфера, которая нуждалась в регуляции и сложной системе защиты для своего стабильного и долговременного существования.
Социальное развитие в России в XIX веке
Структура российского общества XIX века
Территория и население. В первой половине ХIХ в. Российская империя являлась одной из крупнейших европейских держав. Ее территория включала огромные пространства Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток), Северную Америку (Аляска). В это время к России были присоединены Финляндия, Центральная Польша, Бессарабия, Кавказ, Закавказье, Казахстан, Приамурье и Приморье. Ее территория расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км; население возросло с 37 млн. в начале ХIХ в. до 70 млн. чел. в середине ХIХ в. Территория Российской империи делилась на губернии, области, уезды.
Россия являлась абсолютистским и крепостническим государством. Во главе Российской империи стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Население России делилось на сословия. Самым состоятельным, образованным, привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Важнейшей привилегией дворянства было владение крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от всех податей и повинностей, от обязательной службы, имело преимущество в получении наград, в занятии должностей в гражданской и военной службе. В начале 30-х гг. ХIХ в. насчитывалось около 500 тыс. чел. дворян (примерно 1% населения страны). К числу привилегированных сословий относилось и духовенство. Рядом важных привилегий обладало купечество. Оно было освобождено от некоторых податей и рекрутского набора.
Непривилегированным сословием было мещанство: городские ремесленники; мелкие торговцы; наемные работники. Самой многочисленной непривилегированной категорией населения было крестьянство.
В крестьянстве особым, привилегированным сословием было казачество.
Сословный строй постепенно себя изживал. Купечество уже не контролировало всю торговлю. В городах мелкой торговлей стали заниматься мещане и крестьяне. Среди городского населения образовывались новые классы – буржуазия и пролетариат. В рядах буржуазии оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане, крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.
Города. В связи с ростом промышленного производства в первой половине ХIХ в. наблюдался рост городов и городского населения. В начале ХIХ в. в России насчитывалось 630 городов, в середине века – 1032. Городское население в этот период выросло вдвое: с 2,8 млн. до 5,7 млн., но удельный вес городского населения, тем не менее, был невелик – всего 8% по отношению ко всему населению страны. Самыми крупными городами были Петербург (335 тыс. чел.), Москва (270 тыс. чел.), Вильно (56 тыс. чел.). Рост городского населения происходил за счет притока крестьян, приходивших на заработки. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных предприятий. Провинциальные города имели аграрный характер.
Дворяне владели большей частью земли. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата, они составляли его основу.
Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Делилось на черное и белое. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом.
Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Крепостные крестьяне составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности помещичьих крестьян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов.
Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.
Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей.
Купечество делилось на 2 гильдии. Первая – оптовые торговцы; вторая –розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастеров и подмастерьев.
Городское население составляли мещане, в основном работавшие по найму на фабриках и заводах.
Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.
Казачествокак сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества.
Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные обязанности: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках. Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ.
Вторая половина XIX века
После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны.
После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства стали слабеть. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе. После отмены крепостного права в 1861 году дворяне сохраняют около половины земли, получив щедрую компенсацию за вторую половину. Однако к началу XX века дворяне владеют только 60 % земли, принадлежавшей им в 1861 году.
Правовое положение сословия существенно изменилось: служители церкви получили еще больше привилегий. К середине XIX в. численность духовенства достигала примерно 60 тыс. человек.
Церковное управление делилось на епархии. Имелась система духовно-учебных заведений. Высшим церковным органом с XVIII в. являлся Синод. Духовенство не было связано со светским обществом.
После отмены крепостного права 19 февраля (3 марта) 1861 г. крепостные крестьяне получили свободу и стали считаться временнообязанными. Крестьянеобъявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Они должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля, на которой работали крестьяне, принадлежала помещикам. Пока крестьяне не выкупали ее, они назывались временнообязанными, неся в пользу помещиков повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В селах и в волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. Крестьянам предстояло погашать земельные долги ежегодными выплатами (выкупные платежи) 49 лет.
После отмены крепостного права многие крестьяне уходили на заработки в города и становились рабочими.
Заметные изменения происходили в первой половине XIX в. в быту горожан. Уменьшается число индивидуальных хозяйственных построек в городах: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. Участились многолюдные гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах.
Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни к «аристократии крови». Основная масса купечества по-прежнему придерживалась традиционного уклада жизни и методов ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел.
Образ жизни фабричного люда России только складывался. Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили в многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора. Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир.
В быт рядового населения города и деревни все активнее проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX в. была предметом не очень привычным и отчасти аристократическим. Все отмеченные новации явились следствием происходивших в рассматриваемый период социально- экономических и культурных процессов. Городские обыватели занимались ремеслом, торговлей. Городовое положение 1870 г. устранило из устройства городского управления сословный принцип как вредный для преуспевания городов. Право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере, требуемом законом. Таким образом, сохранявшиеся в законе постановления о городском состоянии были лишены всякого практического значения и стали иметь лишь исторический интерес.
В основе привлечения казачества к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в XIX в. система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 г. закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака. Затем государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе с революционным движением.
Буржуазия и пролетариат в России во второй половине XIX века
В начале XX в. в России, как и в других странах, вставших на рельсы индустриального развития, наиболее могущественным с экономической точки зрения классом была буржуазия, но у представителей этого класса отсутствовали политические права.
Все большую силу набирала так называемая новая или петербургская буржуазия. Связанная с передовыми отраслями промышленности, она формировалась не из потомственных предпринимателей, а из числа государственных чиновников, директоров и членов правления акционерных обществ и банков. Эти люди не имели ранее значительных личных капиталов и были тесно связаны с государственным аппаратом. Наиболее известные ее представители — Н. Авдаков, А. Вышнеградский, А. Путилов, Л Давыдов.
Московская и тяготевшая к ней крупная провинциальная буржуазия: Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы и другие «старорусские» кланы — обладали многомиллионными состояниями, нажитыми полуфеодальной формой эксплуатации в «старых» отраслях промышленности. Они не спешили вкладывать свои капиталы ни в новые промышленные районы, ни в новые отрасли, ни в железнодорожное строительство, отдавая предпочтение традиционным, проверенным формам организации производства — мануфактурам, фабрикам. Начавшееся акционирование предприятий проходило здесь обычно в виде паевых товариществ. В результате очень узкий круг людей, в основном связанных семейными узами, становился владельцами крупных паев.
В состав буржуазии в качестве держателей акций или домовладельцев вливались и представители дворянства, крупные чиновники, высшая интеллигенция. Однако общая численность крупной и средней буржуазии была незначительна — соответственно 40 и 400 тыс. (0,02 и 0,2% населения). Буржуазная элита не имела и прочной социальной опоры, так как в России практически отсутствовали так называемые средние слои населения, т. е. мелкие буржуазные собственники. Дело заключалось в том, что интенсивное развитие капитализма и сопутствующие ему социальные изменения произошли в России столь быстро, что не смогли качественно изменить массовое сознание русского народа. Даже у крепких хозяев в массе отсутствовали такие психологические установки, которые способствуют превращению собственника в буржуа: рационализм, прагматизм, безусловное преклонение перед частной собственностью.
Часть «московских» предпринимателей, имеющих купеческие корни, как правило, выходцев из старообрядческой среды, сочетали приверженность к старым способам эксплуатации рабочих на производстве с широкой благотворительностью, меценатской н просветительской деятельностью. Наиболее показательной в этом смысле является деятельность клана Морозовых. Некоторые его представители были выдающимися коллекционерами произведений искусства. Семья владела драгоценной коллекцией русского фарфора, одним из лучших в мире собранием картин французских художников-импрессионистов. На средства этой семьи были основаны известные Пречистенские курсы, сыгравшие большую роль в просвещении московских рабочих. При денежной поддержке Морозовых существовала имевшая большое влияние в обществе либеральная газета «Русские ведомости». При активном участии и финансовой помощи Саввы Морозова был создан Московский Художественный театр.
В силу внутренней разобщенности и различия в экономических интересах русская буржуазия не ощущала себя единым экономическим классом. Создателями крупного индустриального производства в стране, помимо буржуазии, были государство и иностранный капитал. Буржуазия нередко плелась в хвосте политических событий, «передоверив» решение насущных экономических и политических проблем другим категориям общества.
Курс на индустриализацию привел к увеличению численности наемных рабочих. К началу века в России было около 13 млн. наемных рабочих, из них только 2,8 млн. потомственных пролетариев. Среди потомственных пролетариев был высок процент грамотных, они окончательно утратили связь с деревней и являлись носителями городской культуры и образа жизни. Но большинство российского пролетариата формировалось за счет крестьянского населения, беднейших слоев деревни. Они не оторвались еще полностью от деревни, ее культуры и психологии. Среди них было много малограмотных и даже неграмотных.
Особенностью России была высокая концентрация рабочих на крупных промышленных предприятиях. Это во многом было обусловлено слабой технической оснащенностью производства и экстенсивными способами эксплуатации машин и оборудования. В начале XX в. около половины рабочих были заняты на предприятиях с числом работающих свыше тысячи человек. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу формирования его классового самосознания.
Вместе с тем превращение пролетариата в мощную революционную силу было обусловлено отсутствием продуманной системы государственных мер в области рабочего законодательства. Специальным законом была установлена максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых мужчин в 11,5 ч. Введение 8-часового рабочего дня стало самым настойчивым требованием русского пролетариата. Государство же с не меньшим упорством игнорировало его, полагая, что российский рабочий, в отличие от своего европейского собрата, имеет слишком много выходных дней в течение года.
2 июня 1903 г. был опубликован закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семей в предприятиях фабрично-заводской и горнозаводской промышленности». По этому закону владелец предприятия был обязан выплачивать пособие травмированному работнику. Но если несчастный случай произошел по «злому умыслу» или «грубой неосторожности» самого рабочего, последний лишался вознаграждения. Эти оговорки открывали широкие возможности для уклонения от выплаты пособий. Поэтому в рабочих требованиях все чаще звучало желание иметь государственную систему страхования.
Одним из факторов постоянного недовольства российского рабочего была существовавшая на фабриках система штрафов. Правда, закон о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих требовал, чтобы все денежные взыскания, налагаемые на рабочих, поступали в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим же рабочим, а размер штрафных вычетов не превышал одной трети заработной платы. Однако закон не регламентировал саму процедуру взимания штрафов, не содержал перечня нарушений, за которые налагался штраф.
Заработная плата рабочих колебалась в зависимости от пола, возраста, профессии наемного работника и характера производства. Например, средняя заработная плата на Путиловском заводе составляла в 1904 г. 48 р. 46 к. в месяц. При этом рабочие инструментальной мастерской получали 59 р. 47 к., а чернорабочие — только 18 р. 59 к. Прожиточный минимум в столице для одинокого мужчины составлял в этом же году 21 р., для одинокой женщины — 17 р., а для семейных рабочих — от 32 до 38 р. в месяц.
Рабочие жили, как правило, в помещениях казарменного типа, вся мебель состояла из двухэтажных нар да длинных обеденных столов и скамеек.
Но особенно возмущало российских рабочих отсутствие элементарных гражданских прав. Рабочие были лишены возможности создавать организации даже для защиты своих экономических интересов, а за участие в стачках и забастовках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев.
Эволюция социальной структуры общества в 19 в.
В 19 веке меняется социальная структура общества. Постепенно исчезает прежнее сословное общество со строгой иерархией: дворянство, духовенство, крестьянство. Социальная структура общества очень усложняется.
Произошел процесс социальной диффузии, в результате которого аристократы обуржуазивались, а верхушка буржуазии аристократизировалась.
Буржуазия очень неоднородна, различается как по уровню богатства (крупная, средняя, мелкая), так и по характеру занятий (промышленная, финансовая, торговая).
Заметно возрастает чиновничье-бюрократический слой в сфере государственного управления, в банках, в торговле, сфере услуг и т.д.
Происходит сильное расслоение среди крестьянства – зажиточные, середняки, бедняки, батраки + сокращение его численности.
И рабочий класс неоднороден – рабочая аристократия (квалифицированные, профессионально подготовленные), рабочие среднего уровня, мало- и неквалифицированные, чернорабочие.
Возникает социальный (или рабочий) вопрос. С одной стороны, высокие темпы роста численности рабочего класса, а с другой – достаточно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Это и выдвинуло рабочий вопрос на первое место среди множества проблем, с которыми сталкивалось общество на рубеже 19-20 вв.
Исчезновение сословного строя и изменение социальной структуры общества, утрата аристократией своей руководящей роли, формирование новой политической элиты, создание широкого спектра собственников, их претензии на усиление позиций в управлении государством, изменение в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего, а также усиление радикализма низов, особенно в среде фабричного пролетариата –
все это означало, что менялась сущность общественного конфликта: не между «старым» и «новым порядком», а внутри самих новых политических и социальных структур. Это требовало создания качественно новых государственных и общественных механизмов, способных обеспечить политическую стабильность.
Социальные и демографические изменения на рубеже 19 – 20 вв.
1) прирост народонаселения. К началу мировой войны население мира составляло 1,7 млрд. чел., из них население Европы – 450 млн. чел. (Англия, Франция, Германия)
2) урбанизация, рост городов и городского населения – за счет сельского населения. Приток сельского населения в город 1) давал новые рабочие руки для промышленности (формировался рынок рабочей силы), 2) создавал и новые массы потребителей (спрос на промышленные товары).
3) процесс пролетаризации масс, т.е. разорение мелких самостоятельных производителей и превращение их в наемных рабочих или мелких служащих.
4) усиливаются миграционные процессы. Продолжается эмиграция из Европы в Америку, Канаду, Австралию.
5) меняется социальная структура общества. Исчезает постепенно прежнее сословное общество со своей строгой иерархией: дворянство, духовенство, крестьянство. Социальная структура общества чрезвычайно усложняется.
Процесс социальной диффузии, в результате которого аристократы обуржуазивались, а верхушка буржуазии аристократизировалась.
Буржуазия очень неоднородна, различается как по уровню богатства (крупная, средняя, мелкая), так и по характеру занятий (промышленная, финансовая, торговая).
Заметно возрастает чиновничье-бюрократический слой в сфере государственного управления, в банках, в торговле, сфере услуг и т.д.
Происходит сильное расслоение среди крестьянства – зажиточные, середняки, бедняки, батраки + сокращение его численности.
И рабочий класс неоднороден – рабочая аристократия (квалифицированные, профессионально подготовленные), рабочие среднего уровня, мало- и неквалифицированные, чернорабочие.
Возникает социальный (или рабочий) вопрос. С одной стороны, высокие темпы роста численности рабочего класса, а с другой – достаточно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Это и выдвинуло рабочий вопрос на первое место среди множества проблем, с которыми сталкивалось общество на рубеже 19-20 вв.
Исчезновение сословного строя и изменение социальной структуры общества, утрата аристократией своей руководящей роли, формирование новой политической элиты, создание широкого спектра собственников, их претензии на усиление позиций в управлении государством, изменение в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего, а также усиление радикализма низов, особенно в среде фабричного пролетариата –
все это означало, что менялась сущность общественного конфликта: не между «старым» и «новым порядком», а внутри самих новых политических и социальных структур. Это требовало создания качественно новых государственных и общественных механизмов, способных обеспечить политическую стабильность.
Революции 90-х годов
В 19 веке произошел переход от сословно-абсолютистских порядков к иным государственным и общественным системам. Переход от «старого порядка» к современному обществу был сложным и противоречивым. Он сопровождался политическими и социальными катаклизмами, революциями и гражданскими конфликтами, национальными войнами, внутренними переворотами. Неслучайно 19 век называют «веком революций». В этот период революционные движения наблюдались в Испании, Португалии, Неаполитанском и Сардинском королевствах, во Франции, Бельгии, Швейцарии и т.д.
Коротко об основных:
Бельгийская революция — конфликт 1830 года, привёдший к отделению Южных провинций от Объединённого королевства Нидерландов и возникновению независимого Королевства Бельгия. Преимущественно католическое франкоязычное население южных частей Нидерландского королевства выразили протест против доминирующих протестантских Северных провинций.
Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи — буржуазно-демократическая революция в Австрийской империи, одна из европейских революций 1848—1849 гг. Задачами революции было установление гражданских прав и свобод, ликвидация феодальных пережитков. Помимо глубокого кризиса политической системы поводом к революции послужили межэтнические противоречия в многонациональном государстве, стремление народов империи к культурно-политической автономии. Фактически революция, начавшаяся в Вене, вскоре распалась на несколько отдельных национальных революций в разных частях империи.
Целью революций в Италии было объединение Итальянского королевства и освобождения территорий Италии от Австрийского ига.
1) революция 1848-49 гг., в ходе которой под давлением народных вступлений были введены конституции в Королевстве обеих Сицилий, Сардинском королевстве, Тоскане, Папской области; освободились от австрийского ига Ломбардия и Венеция; началась война за независимость (против австрийского господства).
Венеция вошла в состав Итальянского государства в 1866 году после победы Пруссии над Австрией, а Папская область – в 1870 после победы Пруссии над Францией. Таким образом, итальянские революции закончились объединением Италии и образованием единого Итальянского государства.
МАРТОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ движения, начавшееся большею частью в марте 1848 г. почти во всех германских государствах, бывшие причиной весьма важных и значительных изменений в конституциях и законодательствах.
Во Франции волнения начались после разгрома французской армии под Седаном («седанская» катастрофа) в ходе франко-прусской войны, и 4 сентября 1870 года волнения в Париже вылились в новую революцию, которая произошла быстро и бескровно, в один день. Франция была провозглашена Третьей республикой. Революция изменила характер войны – приобрела оборонительный, справедливый характер.
Первая Испанская революция 1808-14. Началась в условиях оккупации Испании Наполеоном I в период проведения им захватнических войн в Европе. Особенностью этой революции было сочетание антифеодальной борьбы с борьбой народных масс против французских оккупантов. Вторая Испанская революция 1820-23. Третья: манифест о сохранении абсолютистских порядков в Испании вызвал широкое недовольство в 1834-43 гг. Четвёртая 1854-56 восстановило конституцию 1845 и другие законы. 5я в 1868 году в Испании происходит «Славная революция». Она представляла собой государственный переворот, приведший к отстранению от власти королевы Изабеллы II.
15. Европейская идея в новое время
Первым «объединителем» Европы можно считать короля франков Карла Великого, (800 г.) – границы его империи приблизительно совпадали с границами Европейского сообщества в составе первых шести государств.
Вторую попытку предпринял один из германских королей ОттонI, создавший спустя полтора столетия Священную Римскую империю, которая просуществовала почти тысячу лет. Основная идея – объединение всех католиков, живущих в Европе.
Таким образом, первенство в провозглашении идеи уникальности, единства всей Европы принадлежало католической церкви.
С развитием процесса секуляризации общества, роль церкви как идеолога тенденции объединения Европы постепенно падала, однако именно христианство явилось одним из основных истоков гуманистического и пацифистского толкования «европейского единства».
Первые дошедшие до нас письменные проекты «единой Европы» относятся к началу 14 в.
Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери(трактат «Монархия») мечтал о создании идеального государства, основанного на добровольном подчинении людей воле правителя, источником власти которого является воля Господа Бога.
В первой половине 17 века немец ЭмирикКрюсе видел основу мирового порядка в экономике. Главную роль в поддержании мира должно было играть купечество. Важная роль в объединительном процессе отводилась и единой валюте.
Поздний период эпохи Возрождения – рождение еще одного направления европеизма, основной чертой которого был политический прагматизм.
Прагматик того времени герцог де Сюллив своем «Великом плане» считал, что объединение Европы может быть достигнуто лишь при помощи военной силы. Франция должна была играть главенствующую роль в Европе после окончания «войны за объединение». Ключевым понятием новой карты Европы было понятие равновесие сил
Одна была очевидна утопичность проектов европейской конфедерации, так как реальные национальные интересы подталкивали государства к соперничеству и конфликтам.
Французский философ и дипломат Шарль де Сен-Пьер – «Записка о сохранении вечного мира в Европе», обосновывал необходимость объединения европейских государств их сильнейшей взаимозависимостью. В поддержании равновесия между государствами важную роль отводил дипломатии. Все державы Европы получали равные права по отношению друг к другу, что помогло бы предотвращать или устранять конфликты.
В дополнение к данному проекту, великий французский просветитель Жан-Жак Руссо написал добавление под названием «Суждение о вечном мире». Он не верил в возможность исключения войны из жизни Европы, по его мнению, Европейская федерация могла возникнуть лишь как итог совместной революционной борьбы европейских народов за свободу и справедливость.
Наибольший вклад в развитие идеи мира, основанной на международном праве, внес великий немецкий философ Иммануил Кант. Трактат «К вечному миру»: мир необходимо «устанавливать», необходимо правовое соглашение, гарантирующее состояние мира. Для этого во всех странах Европы необходимо ввести республиканское правление, основанное на принципах свободы и равенства всех граждан перед законом.
18 век – век просветительства – эволюция европеизма:
1) формирование европейской цивилизации как особого типа духовной и политической культуры;
2) интенсивное осмысление роли Европы в мире, ее особой миссии;
3) напряженные размышления об устройстве самой Европы.
Четко выявляются два противоположных течения в европеизме:
19-й век начался с амбициозной попытки Наполеона «унифицировать» Европу под французским господством.
В 19 веке происходит резкое размежевание между консервативными и революционно-демократическими приверженцами «европейской идеи».
Волна консервативного европеизма: воссоздание священной Римской империи во главе с папой, восхваление войны и героев войны.
Демократическая тенденция в развитии европеизма: Европейская федерация как мирная ассоциация европейских народов.
40-60-е годы 19 в. – пацифистское движение (проявлялось в созываемых мирных конгрессах)
Но: очень слабое влияние на «реальную политику», вместе с тем пацифистское движение оживило европейские идеи и проекты.
С пацифистским движением связано рождение идеи, являвшейся центральной в европеизме на протяжении всего ХХ в. – это идея Соединенных Штатов Европы. Впервые громко этот лозунг был провозглашен выдающимся французским писателем Виктором Гюго. Его знаменитая речь стала своеобразным манифестом европеизма.
Во второй половине 19 в. началось падение интереса к идее «единой Европы». Международная обстановка обострялась, мир шел к Первой мировой войне.
Вывод:
1) от века к веку «европейская идея» становилась все более содержательной
2) при наличии общей основы «европейская идея» постоянно принимала разные толкования: гуманистическое, пацифистское, консервативное, либеральное, националистическое, социал-демократическое, утопическое;
3) к началу 20 века сложилась евроцентристская концепция – представления об изначальном превосходстве европейской цивилизации.