Что появилось первое устная или письменная речь

Презентация по русскому языку на тему » Происхождение устной и письменной речи»

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Происхождение устной и письменной речи

Устная речь и её происхождение Давайте поговорим о происхождении устной речи. Начнём с того, очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу. Первые люди на Земле были слабы и беспомощны, но они уже умели передвигаться на двух ногах, а значит, их руки были не заняты, и люди могли пользоваться простыми орудиями труда – палкой и камнем. Это было очень важное преимущество человека по сравнению с дикими животными.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем, но по-прежнему никто не мог ничего рассказать, никто не мог обменяться своими мыслями. Но что же делать? Необходимо же было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться жестами! А если к жестам прибавлялись ещё и некоторые простые звуки, то получался вполне понятный – язык жестов! Мы до сих пор пользуемся этим языком. Пожимая друг другу руку, мы как бы говорим «Здравствуйте!», помахивая рукой, говорим «До свидания!, хлопая в ладоши, одобряем «Хорошо! Браво!»

И этим великим секретом языка пользуются только люди! Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значение этих звуков окончательно отделило человека от диких животных. Так постепенно стали появляться первые на Земле слова. Это были самые маленькие частицы человеческой речи, которые имели какой-то смысл. Они уже были понятны людям одного племени. Первыми словами на Земле могли быть слова команды, например: Давай! Стой! Сюда! Вперёд! Эти слова обозначали уже не просто предметы, а действия. И это было очень важно для первобытного человека. Потому что, когда люди начали словами и жестами объяснять друг другу, что можно делать и чего делать нельзя, тогда и возник язык. Тогда он и стал средством общения!

Появились не только первые существительные, слова, обозначающие все существующие вокруг людей предметы, но и глаголы. Это очень важные слова, которые обозначают, что следует делать или что не следует делать человеку. Затем появились слова, которые обозначают качество предмета. Какой это предмет? Большой, маленький, горячий, тяжёлый, красивый, сильный, высокий… Так появились и многие другие слова. Все слова постепенно складывались в предложения. Возникла устная речь. Это было величайшее событие в развитии человечества. Человек начал мыслить словами и говорить словами!

Итак, на вопрос, что такое устная речь, ответить очень просто: устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Письменная речь и её происхождение Теперь мы знаем, что понадобились много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но не меньше времени потребовалось и для того, чтобы люди научились писать и читать. А так ли уж необходимо было изобретать письменную речь? Разве не достаточно того, что мы, разговаривая, понимаем друг друга? Да, для беседы и разговора устной речи вполне достаточно, но произнесенное слово быстро исчезает, и след от него остаётся только в памяти того, кто его слышал. Прошли тысячи лет, прежде чем люди смогли придумать способ, как сохранить звуки слов и затем передать их другим людям. И первыми шагами к письму были рисунки на скалах и в пещерах. Эти рисунки помогали людям общаться друг с другом.

Вторым шагом к письменности был древнейший вид письма – пиктография, письмо рисунками. Это слово произошло от латинского слова pictus – рисованный, живописный и греческого слова grapho – пишу. Человеку, который писал такое письмо, необходимо было как можно точнее изобразить предметы и жизненные ситуации, а читающему это письмо нужно было правильно угадать, что в нем нарисовано.

Примерно 4000 лет до н.э. образовалось государство, которое называлось Шумер. Находилось оно в Азии между реками Тигром и Ефратом к северу от Персидского залива. Жил там трудолюбивый и процветающий народ – шумеры. И именно процветание шумеров, их богатство и создало новую проблему в древней истории человечества. Шумерам понадобилось вести счёт своим богатствам и каким-то образом записывать все сведения о количестве скота и зерна для контроля и сохранности! Тогда жители Шумера, чтобы не сбиться со счёта, начали помогать себе рисунками. Из сырой глины они делали небольшие лепёшки и рисовали на них то, что хотели сосчитать. Для этого они пользовались заточенной палочкой, а когда глина высыхала, рисунок надолго сохранялся.

Так, начав со знаков для счёта, постепенно шумеры перешли к письменности! Они рисовали птиц, растения, скот и многие другие предметы и со временем заметили, что не обязательно подробно рисовать птицу, можно упростить рисунок и ту же птицу изобразить большим значком, похожим на неё. Главное, договориться с теми, кто будет читать, что этот значок обозначает именно птицу! Но тогда надо было научить других людей понимать эти значки, иначе никто не смог бы прочесть то, что там написано. Так возникла необходимость в школах и учителях! Но как было трудно выучить такое количество значков! И тут появилась новая мысль: обозначать значками не предметы, потому что их все не перечислить, а только слова, обозначающие эти предметы. И тогда знаки для предметов превратились в знаки для слов.

Большинство населения древних городов не могли ни читать, ни писать, поэтому грамотные писцы были всегда в большом почёте. Они не платили налоги и не привлекались к тяжелым строительным работам. Их основной работой была запись размера урожая.

Презентацию выполнила учитель начальных классов Школы « Созвездие» Карпенко Наталья Евгеньевна Использованные источники: Литература А.А. Форощук, Н.Е. Форощук “Русский язык” учебное пособие Рисунки http://www.google.com.ua

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Для удобства все задания выделены жирныи шрифтом, либо подчеркнуты.Карточки включают всебя следующие задания:

Списать.Подчеркнуть гласные буквы.

Списать.Разделить слова на слоги.

Списать.Подчеркнуть твёрдые согласные.

Составить из слов предложение.Записать их.

Номер материала: 585810

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная

п.1. Развитие речи

Люди, которые жили в древние времена, не умели разговаривать и этому научились не сразу. Сначала первобытные люди издавали звуки, которые дополнялись телодвижениями и мимикой.

По мере развития труда постепенно формировалась речь, и человек давал название всему тому, что его окружало. В то время все знания передавались людьми из уст в уста.

При возникновении письменности общение стало возможным на расстоянии. Позже люди научились изготавливать книги, журналы, газеты. В них человек сохранял знания, выражал своё мнение, публиковал различные новости.

п.2. Развитие речи

Обмен информацией может происходить в двух формах:

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

п.3. Это интересно

В древние времена рот и губы назывались устами, таким образом речь стала называться устной, то есть та, что звучит, произносится.

Если учитывать количество участников в общении, то речь можно разделить на такие типы, как:

Например, монолог может быть в таких случаях, как: объяснение учителем новой темы урока, доклад или презентация ученика, выступление.

Например, диалог может быть в таких случаях, как: учитель и отвечающий у доски ученик, продавец и покупатель, играющие на детской площадке дети.

п.4. Средства устной и письменной речи

Средствами устной речи являются:

Средствами письменной речи выступают:

Источник

Устная речь у людей возникла раньше письменной. Язык и речь

Русский язык (1 класс)

Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны.

Цель: дать первоначальные представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.

Воспроизведение названия раздела « Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение: что мы относим к нашей речи? (слушание, говорение, речь про себя, чтение и письмо)

Чтение первой познавательной задачи: «Какой бывает речь? « (учебник,с.7), уточнение её понимания учащимися.

Учитель, опираясь на уже существующий опыт детей, подводит их к тому что, наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.

Работа с пословицами. Какая речь имеется в виду в следующих пословицах. (Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)

Что не складно, то не ладно (устная речь)

Что написано пером, того не вырубишь топором (письменная речь)

Что на уме, то и на языке (устная)

Хорошие речи приятно и слушать ( устная)

Твоими устами да мёд пить ( устная)

Сведения о языке. Из истории возникновения письменной речи.

А какая речь появилась раньше – устная или письменная?

А вы знаете, как возникла русская письменность? (учитель показывает икону Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, образцы славянской азбуки, а так же старинные книги)

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

Закрепление полученной в ходе беседы информации. Учитель передаёт икону Святых Кирилла и Мефодия первому ученику, а он говорит, какие это были братья по характеру. Говорит одно слово и передаёт икону следующему ученику (мудрые, трудолюбивые, умные, православные и т.д.)

Чтение второй учебной познавательной задачи : «Что такое родной язык?»

Рассматривание рисунков и предложений,написанных на разных языках (учебник, упр.5,с.8)

Какой русский язык? (плавный, певучий, похожий на песню, на нём разговаривали наши прабабушки и прадедушки, великий язык)

Дети вспоминают, что на русском языке мама пела им колыбельные:

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Когда ребёнок учится ходить, приговаривают:

Чтоб не холодно жить.

Когда учат ребёнка прыгать, приговаривают:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Небылицы рассмешат любого ребенка (инсценирование)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

На что тебе коровы?

9. Запись в тетрадь словосочетаний : русский язык, родной язык.

10. Рисование флага Российской Федерации, беседа о языке: «Русский язык-государственный язык нашей страны, Российской Федерации»

11. Итог урока. Показ герба Российской Федерации. Какой здесь святой изображен? Какие святые создали нашу азбуку? Обсуждение вопросов,данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1 класс.-М.:Просвещение,2012.

2. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.-М.:Просвещение,2014

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Цели и задачи исследования. Разобраться в причинах появления Разобраться в причинах появления устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества? Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества?
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Ход исследования. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 2.Сопоставить тексты в устной 2.Сопоставить тексты в устной и письменной форме. и письменной форме. 3.Подумать,какая форма речи была 3.Подумать,какая форма речи была наиболее распространённой на ран- наиболее распространённой на ран- ней стадии развития человечества. ней стадии развития человечества.
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Двое на одного. Двое на одного. Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик! боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик!
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Светильники осени. Светильники осени. В этом сером осиннике весной,бывало, тянули вальдшнепы,а теперь жёлтые листья летят. В тёмных лесах загорелись светильники, иной лист на тёмном фоне так ярко горит, Что даже больно смотреть. Липа стоит уже вся чёрная,но один яркий лист её остался,висит,как фонарь,на невидимой нити и светит. (М.Пришвин.) (М.Пришвин.)
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления. На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления.
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Использованная литература 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, с. 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- расева. расева. 3.Русский язык.Справочник школьника 3.Русский язык.Справочник школьника Сост.О.В.Галаева;под ред.Славкина.-М.:
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Филолог, с. 4.Франклин Фолсом Книга о языке- 4.Франклин Фолсом Книга о языке- Издательство Прогресс. Издательство Прогресс.
Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть фото Что появилось первое устная или письменная речь. Смотреть картинку Что появилось первое устная или письменная речь. Картинка про Что появилось первое устная или письменная речь. Фото Что появилось первое устная или письменная речь

Тема: Виды речи. Устная и письменная речь

Цель : дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения;

Задачи: учить практически различать речь устную и речь письменную; ввести в активный словарь детей слова-термины «устная речь», «письменная речь», учить оценивать результаты деятельности на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать письменную и устную речь; оценивать свои результаты.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:

Основные методы обучения :частично-поисковый,словесный (репродуктивный метод)

Контроль : самоконтроль, контроль учителя

Для чего нужна речь?

Когда вы научились говорить?

Почему человек испытывает необходимость во владении родной речью, родным языком?

Интересный факт : ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

Определите цель урока?

(Мы поговорим сегодня о речи. Узнаем о видах речи)

Как вы понимаете, что такое речь, для чего она нужна? Как можно воздействовать словом? (Рассмешить, огорчить, обидеть)

Вывод : речь – средство…общения (дети дополняют)

III Открытие новых знаний.

Какая бывает речь? (устная и письменная)

Почему речь назвали устной? (От слова уста )

А какую речь называют письменной?

Какая речь появилась раньше?

Какая речь важнее устная или письменная? Прочитайте. C.9 и проверьте правильность.

Вращения кистями рук

Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

Ладонь, ребро, кулак

Выполнение упражнения 7 в тетради с печатной основой с.11.

V I Письменная работа в тетради.

-Что одела кошка: САПОГИ

С какой птицей сравнивают речь? ВОРОБЕЙ

Запомните написание этих слов.

Запишите слово. (ударение, орфограммы)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

3. Упр.3 с.11 (пиьменно)- составление предложении из слов.

Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке?

На других уроках нам ещё предстоит раскрыть секреты устной и письменной речи и тогда, наверное, мы сможем ответить на этот вопрос.

по русскому языку для учащихся 4 класса

Тема. Устная и письменная речь. Слова вежливости.

Цель для учащихся: обобщить свои знания о формах речи, их осо­бенностях; совершенствовать умение связно выска­зывать свои мысли.

Материал для изучения

Повторение изученного в 3 классе.

Ответьте на вопросы.

Из чего состоит наша речь?

3.Выполните упражнение 1, ответьте на вопросы к иллюстрации (с. 4 учебника).

4. Поработайте с пословицами.

5. Практическое закрепление знаний о формах речи.

Запишите предложения, восстановив в них пропущенные слова.

Сначала появилась. речь, затем.

Читая газету или книгу, мы воспринимаем. речь.

Разговаривая по телефону, мы пользуемся. речью.

6. Выполните упражнение 7.

7. Потренируйтесь, выполните следующие задания.

Представьте, что вы звоните по телефону и слышите с другого конца провода:

Какие варианты начала разговора вы выберете?

— Здравствуйте, можно Лену Иванову?

— Здравствуйте, вас беспокоит Аня Петрова. Можно пригла­ сить Лену?

Мне Иванову, срочно!

Позовите, пожалуйста, Лену.

Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова (дождаться ответ­ ного приветствия). Пригласите, пожалуйста, к телефону Лену Иванову.

8. Составить текст-повествование на тему «Где и как я отдыхал летом» с опорой на план из упражнения 5 (с. 6 учебника).

Вот и закончились каникулы. Каждому из вас хочется расска­зать, где и как он отдыхал. Подумайте, что самое глинное вы хо­тите рассказать о своем отдыхе.

Какой речью, устной или письменной, вы пользовались, ког­да рассказывали о своем отдыхе?

Выполните упраж­нение 8 (с. 7 учебника), напишите сочинение о летних каникулах.

Тема. Звуки речи и их обозначения на письме. Гласные звуки.

Цель для учащихся: закрепить и обобщить свои знания о гласных звуках и их буквенном обозначении на письме, о слоге и ударении; учиться сопостав­лять, анализировать звуковые явления; развивать ре­чевой слух, обогащать свой лексический запас.

Материал для изучения

Повторение ранее полученных знаний о звуках.

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить
на вопросы, поставленные в нем.

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков, которые мы слышим, не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры удалось установить, что даже звуки, произносимые од­ним человеком, бесконечно разные.

А сейчас прочитайте отрывок из книги А. Кондратова «Звуки
и знаки».

Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, поль­зуясь словами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которые можно записать с помощью пред­ложений, практически бесконечно… Благодаря этому свойству языка мы получаем возможность в любое время высказать лю­ бую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. С по­ мощью горстки фигур строится все бесконечное многообразие и богатство языка.

О какой «горстке фигур» говорится в тексте? (О буквах.)

Насколько велика она в русском языке? (В русском языке 33 буквы.)

2. Устное выполните упражнение 15 (с. 9 учебника).

Какие звуки мы можем слышать?

Чем отличаются звуки речи от других звуков? (Тем, что с их помощью образуются слова.)

Докажите, что звуки служат для образования слов, имеющих
разное значение. (У каждого слова есть свое значение. Если заменить в слове хотя бы один звук, образуется новое слово с другим значением.)

3. Лексико-фонетическая игра «Наперегонки».

В слове чайка замените первый звук. Запишите новые слова.

Сколько новых слов у вас получилось?

В слове лань замените второй звук.

В слове сом замените последний звук.

Что подтверждают все эти примеры? (То, что слова образу­ются из звуков.)

4.Выполните упражнение 18 (с. 10 учебника, устно).

Обобщаем и закрепляем знания.

Прочтите слова: ирис (конфета), ирис (цветок).

Вспомните, какой слог в слове называется ударным? (Слог, на который падает ударение.)

2. Лексико-фонетическое упражнение.

Правильно определите значение одинаковых по написанию слов и поставьте ударение.

3. Игровое задание «Исправь ошибки».

В стихотворении М. Червинского «Между прочим» есть строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной ре­чи. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Говорил он, между прочим, «Красивее», «Мы так хочим», «Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билитень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит цельный день».

4. Самостоятельная работа.

Атлет, диагноз, единство, закупорить, инструмент, каталог, километр, мельком, обеспечение, столяр, щавель.

Запишите слова, прочитайте их. Поставьте правильно ударение в данных словах.

С. 12, упражнение 28. Запишите текст. Назовите согласные звуки в выделенных словах и буквы, которыми они обозначаются. Подчеркните в словах буквы, которые

обозначают парные твёрдые согласные, одной чертой, а парные мягкие – двумя.

Тема. Звуки речи и их обозначения на письме. Согласные звуки. Алфавит.

Цель для учащихся: систематизировать свои знания о графических средствах передачи речи на письме, повторить ал­фавит; уметь пользоваться алфавитом.

Материал для изучения

б или п? голу..ка, коро.ка, ги.кий, ро..кий, кно..ка;

в или ф? верё..ка, тра..ка, выши..ка, ше..ский;

г или к? сапо. пото. вра. дру. подви..;

д или т? селё..ка, ре..кий, ме..кий, моло..ьба;

ж или ш? но..ка, бума..ка, варе.ка, ладо..ка;

з или с? ука..ка, ни..кий, ко..ьба, дер..кий, про..ьба.

Ответить на вопросы.

Чем различаются глухие и звонкие согласные?

Когда вместо звонких согласных произносятся глухие?

Как проверить их написание?

Словарно-орфографическая работа. Записать слова.

Алфавит, алфавитный, по алфавиту.

В 1634 году появился первый русский букварь, составленный Василием Бурцевым. На титульной странице букваря был изобра­жен учитель, секущий розгами ученика. Эта картинка словно гово­рила о том, что азбуку изучать было делом нелегким.

Вот как писала об обучении грамоте на Руси поэтесса Н. Кончаловская:

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

И учитель для науки

По субботам их порол.

Грамота всегда ценилась, грамотных людей уважали и в ста­рину. Все знали, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки.

Прочитайте, какие пословицы сложил народ об учении.

Аз, буки и веди страшат, как медведи. Сперва аз да буки, по­ том все науки. Аз да буки избавляют от муки.

Почему так говорили в старину?

Вспомните, что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?
3. Повторение алфавита по таблице «Алфавит».

4. Выполните упражнение 34 (с. 14 учебника).

5. Творческая работа.

Используя материал упражнения 36 (с. 15 учебника), вспом­ните и запишите фамилии известных писателей и поэтов в алфа­витном порядке.

7. Объяснительный диктант на материале первых трех предложений из стихотворения «Буква-акробат» Г. Граубина.

В алфавите, в букваре

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

Превратилась в букву Ш.

Поднялась, опять запнулась,

Растянулась на листе,

Превратилась в букву Т.

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

В этом стихотворении говорится именно о буквах е, ш, т, а не о звуках.

7. Занимательная минутка.

Из каких букв можно приготовить вкусную и полезную пищу?
(Каша.)

Названия каких букв составляют целую эпоху? (Эра.)

Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука.)

Какая буква в русской азбуке всегда горько плачет, потому
что ее никогда не пишут в начале русских слов? (ы-ы-ы.)

Назовите слова, в которых буква ы встречается не менее трех раз. (Вымытый, выпытывать, вырытый.)

Упражнение 37 (с. 15 учебника); твердо знать алфавит.

Тема. Состав слова. Правописание приставок. УРР. Мои впечатления от летнего отдыха. Составление рассказа.

Цель для учащихся: закреплять свои знания о составе слова, рас­ширять знания о словообразовательных средствах языка, учиться устанавли­вать причинно-следственные связи между языко­выми явлениями, совершенствовать навыки слово­образовательного анализа; повторить правописание приставок трех групп.

Материал для изучения

Ответить на вопросы.

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Дайте характеристику той речи, которая помогает человеку в общении.

Какой слог в словах может быть ударным? Приведите примеры.

Без какого звука слога не бывает?

Как определить количество слогов в слове?

Назовите пары звонких и глухих согласных звуков.

Назовите отдельно гласные звуки, затем буквы.

Сколько букв в русском алфавите?

2. Работа над темой урока.

1. Повторение изученного об однокоренных словах.

Выпишите из текста родственные слова, разберите их по со­ставу.

Относится ли к ним слово гусеница?

2. Устно выполнить упражнение 41 (с. 17 учебника).

3. Лексико-грамматическое задание «Третий лишний».

В каждой группе слов найдите и запишите однокоренные
слова; разберите их по составу.

Боль, большой, больница. Гореть, гора, угорать. Горе, нагорный, горевать.

Закрепляем знания о приставках.

Рассмотрите и изучите таблицу «Правописание приставок» (с. 17 учебника).

а) Приставки первой группы.

Приставки первой группы нужно быстро «узнавать в лицо», чтобы не перепутать с другими.

Рассмотрим таблицу приставок первой группы.
В- (во-) изо- о-

взо- на- об- (обо-)
вы- над- от- (ото-)
до- не- па­
за- о- пере-
по- разо-
под- (подо-) с- (со-)
про- су-
пред- (предо-) у-

Приставка с- очень коварна. Перед звонким согласным четко слышится звук [з]. О чем мы должны помнить?

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье

С з- пишите на здоровье.

С- приставку напишите.

5.Тренировочное упражнение на правописание приставок з-, с-.

Спишите, вставьте нужную приставку на месте пропусков?
б) Приставки второй группы.

Правописание приставок этой группы зависит от соседних букв. Поэтому они пишутся то с буквой з, то с буквой с.

Перед глухими согласными в этих приставках пишем бук­ву с. Запомните правило.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Запишите ответы на вопросы.

Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный.) Как звали человека из стихотворения С. Маршака, который жил на улице Бассейной? (Рассеянный.)

6. Выполните упражнение 44 (с. 18 учебника).

в) Приставки третьей группы: пре- и при-.

Что можно сказать об этих приставках? (Их правописание зависит от их значения в слове.)

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Пре- мы напишем при этом.

Замените словосочетания одним словом и запишите.
Очень милый, очень добрый, очень старый, очень скверный, очень хорошенький.

Какое значение имеет приставка при?

Вот как это правило звучит в стихотворной форме.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

В словах придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

Вот привинтил, прикрутил колесо,

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

Смысл слова смотри:

Замените данные словосочетания одним словом, спишите.

Приближение птицы, рыбы, змеи; приближение круглого пред­ мета; соединить: с помощью веревки, с помощью молотка и гвоз­дей; участок при школе, огород при усадьбе; немного поднял, слег­ ка коснулся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : упражнение 46 (с. 18-19 учебника).

Задания для практической работы

Спишите слова, располагая их по алфавиту и вставляя пропущенные буквы.

Д…журный, в..робей, …рбуз, к…ньки, л…сица, гор…д, т…традь, язык, р…бята, п…тух, з…вод.

В словах класс, воробей, пенал подчеркните согласные буквы.

Спишите слова, располагая их по алфавиту. Вставьте пропущенные буквы.

Запишите предложение, дополнив его подходящим по смыслу слову.

В последнем слове предложения подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Спишите слова с мягкими согласными.

Тихий, сок, мячик, Витя, облака, дядя, зелень, одна, делить.

Спишите текст, над словами первых двух предложений поставьте ударение. Выделенные слова выпишите и разделите на слоги для переноса.

Была осень . Мама купила курточку и туфли . Курточку надел Витя, туфли обул Роман. Ребята побежали в парк собирать осенние листья.

Выпишите слова с твёрдыми согласными.

Ель, яблоко, пение, стол, диван, облака, лист, камыш, упал, тётя.

Спишите текст, над словами второго и последнего предложений поставьте ударение. Выделенные слова разделите на слоги.

Боря взял тряпку . Витя вымыл доску. Яша принёс мел. Костя стёр пыль с парт. Ребята нашего класса любят труд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *