Что появилось раньше мораль или религия
Что появилось раньше мораль или религия
гЕТЛПЧОЙЛЙ Й УЧСФПЫЙ МАВСФ РПЧФПТСФШ, ЮФП ВЕЪ ТЕМЙЗЙЙ ЮЕМПЧЕЛ, РПФЕТСЕФ УЧПК НПТБМШОЩК ПВМЙЛ, РЕТЕУФБОЕФ ВЩФШ «ЮЕМПЧЕЛПН». йЪЧЕУФОЩК ТЕМЙЗЙПЪОЩК НТБЛПВЕУ дПУФПЕЧУЛЙК ДБЦЕ РБФЕФЙЮЕУЛЙ ЧПУЛМЙЛОХМ: «еУМЙ ВПЗБ ОЕФ, ФП ЧУЕ ДПЪЧПМЕОП!». рПРТПВХЕН ТБЪПВТБФШУС, ЪБЧЙУЙФ МЙ НПТБМШ ПФ ТЕМЙЗЙПЪОПУФЙ?
лПЗДБ РПСЧЙМБУШ НПТБМШ? нПТБМШ ТПДЙМБУШ ЧНЕУФЕ У ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН ПВЭЕУФЧПН, ЛБЛ ПДОБ ЙЪ ЮЕТФ ПФМЙЮБАЭБС ЮЕМПЧЕЛБ ПФ ЦЙЧПФОПЗП. нПТБМШ ЙМЙ ОТБЧУФЧЕООПУФШ ЮЕТФБ РТЙУХЭБС ФПМШЛП ЮЕМПЧЕЛХ-ПВЭЕУФЧЕООПНХ, Й ЧПЪНПЦОБ ФПМШЛП Ч УПГЙХНЕ. чОЕ УПГЙХНБ ОЕФ Й НПТБМЙ. цЙЧС Ч ПВЭЕУФЧЕ, МАДЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ЧЩТБВБФЩЧБФШ, ФЕ ЙМЙ ЙОЩЕ, РТБЧЙМБ ПВЭЕУФЧЕООПЗП РПЧЕДЕОЙС.
тЕМЙЗЙС ЧПЪОЙЛМБ ЗПТБЪДП РПЪДОЕЕ ЮЕН, РПСЧЙМБУШ НПТБМШ, РПЬФПНХ ПОБ ОЙЛПЙН ПВТБЪПН ОЕ НПЦЕФ УМХЦЙФШ РТПТПДЙФЕМШОЙГЕК ОТБЧУФЧЕООПУФЙ. рТЙЮЕН НПТБМШ, ОЕ ЕУФШ ЪБУФЩЧЫБС ЖПТНБ, ПОБ НЕОСЕФУС ЧНЕУФЕ У ТБЪЧЙФЙЕН ПВЭЕУФЧБ. пРТЕДЕМЕООЩЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ ПФОПЫЕОЙС ЖПТНЙТХАФ Й УЧПА НПТБМШ. у ЛБЦДПК ОПЧПК ПВЭЕУФЧЕООП-РПМЙФЙЮЕУЛПК ЖПТНБГЙЕК ЧПЪОЙЛБМБ Й ОПЧБС УППФЧЕФУФЧХАЭБС ЕК ОТБЧУФЧЕООПУФШ. рЕТЧПВЩФОП-ПВЭЙООБС, ТБВПЧМБДЕМШЮЕУЛБС, ЖЕПДБМШОБС Й Ф.Д. тБВПЧМБДЕМЕГ, БТЙУФПЛТБФ, ЛБРЙФБМЙУФ РТПРПЧЕДПЧБМЙ УПЧЕТЫЕООП ТБЪОХА НПТБМШ.
йНЕООП ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ПФОПЫЕОЙЕ РПТПЦДБМЙ УПВУФЧЕООЩЕ НПТБМШОЩЕ ОПТНЩ. еЧТПРЕКУЛЙЕ ЛПМПОЙУФЩ Й НЙУУЙПОЕТЩ, УФБМЛЙЧБСУШ У ОБТПДБНЙ ОБИПДСЭЙНЙУС Ч ДПЛМБУУПЧПН ПВЭЕУФЧЕ, ПФНЕЮБМЙ, ЮФП Х ЬФЙИ РМЕНЕО ОЕ ВЩМП ПВНБОБ. мПЦШ ТПДЙМБУШ ЧНЕУФЕ У РПСЧМЕОЙЕН ЛМБУУПЧПЗП ПВЭЕУФЧБ.
рТЙ ТБВПЧМБДЕМШЮЕУЛПН УФТПЕ ЙНЕФШ ТБВБ УЮЙФБМПУШ ЮЕН-ФП ЕУФЕУФЧЕООЩН. рТПФЙЧОЙЛПЧ ТБВУФЧБ ОБЪЧБМЙ ЧТБЗБНЙ ПВЭЕУФЧБ, РТЙРЙУЩЧБС ЙН ЦЕМБОЙЕ ХОЙЮФПЦЙФШ ГЙЧЙМЙЪБГЙА. лБЛ ЦЕ ВХДЕФ ТБУФЙ РТПЙЪЧПДУФЧП, ВЕЪ ТБВУЛПЗП ФТХДБ ЧПРТПЫБМЙ ЙИ? чЩ ИПФЙФЕ ЪБУФБЧЙФШ МАДЕК ЗПМПДБФШ, ЗПЧПТЙМЙ ЛТЙФЙЛБН ТБВУФЧБ. уПЧУЕН ЛБЛ ОЩОЕЫОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛЙ ЬЛУРМХБФБГЙЙ Й ЛБРЙФБМЙЪН. еЭЕ ОБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП БОФЙЮОЩЕ ЛТЙФЙЛЙ ИТЙУФЙБОУФЧБ ЙНЕООП ИТЙУФЙБО ПВЧЙОСМЙ Ч ВЕЪОТБЧУФЧЕООПУФЙ.
чП ЧТЕНЕОБ ЖЕПДБМЙЪНБ, ЕЗП ЖЕПДБМШОПК ТБЪДТПВМЕООПУФША Й ОБФХТБМШОЩН ИПЪСКУФЧПН. чПЪОЙЛМБ УППФЧЕФУФЧХАЭБС ЕК ЧБУУБМШОБС УЙУФЕНБ. уБНПУФПСФЕМШОПУФШ ПФДЕМШОЩИ ЖЕПДБМПЧ ВЩМБ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЕПЗТБОЙЮЕООПК. уЙУФЕНБ ОБУМЕДПЧБОЙС Х ЖЕПДБМПЧ ЪБУФБЧМСМБ БТЙУФПЛТБФЙА ЙЪВБЧМСФШУС ПФ МЙЫОЙИ РТЕФЕОДЕОФПЧ ОБ ЖЕПД, ФЕН ЙМЙ ЙОЩН УРПУПВПН. рПЬФПНХ Ч УТЕДЕ ТЩГБТУФЧБ, ЧПЪОЙЛБЕФ НПДБ ОБ ТЩГБТУЛЙЕ ФХТОЙТЩ Й ЧПЕООХА «ТЩГБТУЛХА ДПВМЕУФШ». ч ДБМШОЕКЫЕН ПОБ ЧЩТПЦДБЕФУС Ч ЧПЕООПЕ ОБЕНОЙЮЕУФЧП РПЪДОЕЗП УТЕДОЕЧЕЛПЧШС. лТПНЕ ЬФПК НПТБМЙ ЗПУРПДУФЧХАЭЕЗП ЛМБУУБ, ВЩМЙ Й ДТХЗЙЕ: ПВЭЙООБС ЛТЕУФШСОУЛБС, ГЕИПЧБС, ЗПТПДУЛБС.
у ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕН ЗПТПДПЧ Й ВХТЦХБЪЙЙ, НПТБМШ ЗПУРПДУФЧХАЭБС НПТБМШ УОПЧБ РТЕФЕТРЕЧБЕФ ЙЪНЕОЕОЙС: ЧПЪОЙЛБАФ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ, ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ЕТЕУЙ, ПФТБЦБАЭЙЕ ЙДЕПМПЗЙА ЧЩИПДСЭЕК ОБ ЙУФПТЙЮЕУЛХА БТЕОХ ВХТЦХБЪЙЙ. рТПЙУИПДЙФ ТБУРБД ПВЭЙООПК ЛТЕУФШСОУЛПК НПТБМЙ, ЫЙТЙФУС ЙОДЙЧЙДХБМЙЪН. рПУМЕ РПВЕДЩ ВХТЦХБЪОЩИ ТЕЧПМАГЙК ЪБТПЦДБАФУС ЙДЕС РБФТЙПФЙЪНБ Й ЗПУХДБТУФЧБ-ОБГЙЙ. уПЧТЕНЕООЩК ЛБРЙФБМЙЪН, ЬРПИЙ ЪБЗОЙЧБОЙЕ ДПЧЕМ ЮЕМПЧЕЛБ ДП РПМОПЗП ПФЮХЦДЕОЙС. ч УЕЗПДОСЫОЕН НЙТЕ ЮЕМПЧЕЛ ПДЙОПЛ ЛБЛ ОЙЛПЗДБ. гЕООПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ РТЙ ЛБРЙФБМЙЪНЕ, ПРТЕДЕМСЕФУС ОЕ ЕЗП МЙЮОПУФША, Б РТЕДНЕФБНЙ, ЛПФПТЩНЙ ПО ЧМБДЕЕФ. чУЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЮХЧУФЧБ, ЛБЛ Й УБН ЮЕМПЧЕЛ, УФБОПЧСФУС ФПЧБТПН. гЕМША ЙОДЙЧЙДХХНБ УФБОПЧЙФУС РТПДБЦБ, УЕВС УБНПЗП ОБ ТЩОЛЕ, РП ОБЙВПМЕЕ ВМБЗПРТЙСФОПК ГЕОЕ. ьФП ЛБУБЕФУС БВУПМАФОП ЧУЕИ, ОЕ ЪБЧЙУЙНП ПФ ЙИ УПГЙБМШОПЗП УФБФХУБ. лБРЙФБМ ФПФБМШОП РПТБВПЭБЕФ МАДЕК.
рПРЩ ЧУЕИ ЛПОЖЕУУЙК ПВЩЮОП ОБРТСНХА УЧСЪЩЧБАФ ОТБЧУФЧЕООПУФШ У ТЕМЙЗЙЕК. оП ЙИ БТЗХНЕОФЩ ПЮЕОШ МЕЗЛП ПРТПЧЕТЗОХФШ. чП-РЕТЧЩИ, ТБЪОЩЕ ТЕМЙЗЙЙ ЙНЕАФ УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩЕ НПТБМШОЩЕ БУРЕЛФЩ, ОЕТЕДЛП РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОЩЕ ПДОБ ДТХЗПК. чП-ЧФПТЩИ, ЧЕТХАЭЙЕ МАДЙ ОЕ ВПМЕЕ ОТБЧУФЧЕООЩ, ЮЕН БФЕЙУФЩ. еУМЙ В УЧСЭЕООЙЛЙ ВЩМЙ РТБЧЩ, ФП ЧЕТХАЭЙЕ ВЩМЙ ВЩ РТЙНЕТПН ОТБЧУФЧЕООПУФЙ Й ДПВТПДЕФЕМЕК. оП НЩ ОБВМАДБЕН УПЧУЕН ПВТБФОПЕ. ч-ФТЕФШЙИ, ЕЭЕ ОЕ ПДОБ ТЕМЙЗЙС ОЙЛПЗП ОЕ ХДЕТЦЙЧБМБ ПФ РТЕУФХРМЕОЙК.
уФТБИ РЕТЕД ОБЛБЪБОЙЕН ЪБ ЗТЕИЙ УБН РП УЕВЕ ЗМХВПЛП ВЕЪОТБЧУФЧЕОЕО. чЕТХАЭЙК ЮЕМПЧЕЛ, ДПМЦЕО УПВМАДБФШ ОТБЧУФЧЕООЩЕ ОПТНЩ, ОЕ ЙЪ-ЪБ ОЕРТЙСФЙС ОЕУРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, Б ЧУМЕДУФЧЙЕ ВПСЪОЙ ОБЛБЪБОЙС ПФ ВПЗБ. лТПНЕ ФПЗП, ТЕМЙЗЙПЪОБС НПТБМШ УПЪДБЕФ ФБЛЙЕ БОФЙЗХНБООЩЕ ЖПТНЩ ЛБЛ БУЛЕФЙЪН, ЖБОБФЙЪН Й ОЕОБЧЙУФШ Л ЙОПЧЕТГБН.
тЕМЙЗЙС РПТПЦДБЕФ ТБВУФЧП Й УФТБИ ЛБЛ РЕТЕД ЦЙЪОША, ФБЛ Й РЕТЕД УНЕТФША. чЕТХАЭЙК ЮЕМПЧЕЛ РПМОПУФША ПФТЕЫБЕФУС ПФ ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ, — ЦЙЧС Ч НЙТЕ ЙММАЪЙК. лБЛ УЛБЪБМ ЖЙМПУПЖ: «ФЕ, ЛФП ЦЙЧЕФ ДМС ЪБЗТПВОПК ЦЙЪОЙ, — ПРБУОЩ Ч ЬФПК». тБДЙ ЬФПК УЧПЕК ЙММАЪЙЙ ПО ЗПФПЧ РПЦЕТФЧПЧБФШ ТЕБМШОЩН НЙТПН. мАВБС ТЕМЙЗЙС У ОТБЧУФЧЕООПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЛТБКОЕ БОФЙЗХНБООБ.
Религия и мораль
Связь религии и морали в Древней Греции – достаточно сложный вопрос, во многом неясный из-за нехватки сведений. Практически невозможно определить степень влияния религии на идеи, чувства и поступки греков в частностях. Нам известно лишь то, что многообразие их общественной и частной жизни не было приведено к единству каким-либо религиозным авторитетом или уставом. Различные периоды, разные местные и общественные круги заметно отличаются друг от друга в нравственных оценках. Героический век имел совершенно другие идеалы, чем те, которые возникли в период расцвета афинской культуры.
Хотя греки и стремились основать нравственность на религии, но последняя не совсем удовлетворяла моральным потребностям. Отсюда частые столкновения, возникавшие между религией и моралью. Нормами нравственности служили обычай и закон. И тот и другой имели религиозную санкцию. Порядок и устройство семьи, общества, государства находились под божественным покровительством.
Благочестивое и правильное поведение для греков состояло в соблюдении установленных отношений, но включало также, в качестве религиозной обязанности, милосердие к чужестранцам и просящим защиты. Но греческая нравственность не была вполне связана существующими установлениями, а касалась и того, что выходило из их пределов. Это мы видим из того благоговения, с каким иногда положительным законам противопоставлялись законы неписаные, то есть моральные, как более высокие. Уже в произведениях Софокла звучит мысль о том, что наряду с требованиями государства существуют имеющие общее значение божественные законы, которым должно повиноваться. Вообще, грекам не удалось создать прочной основы для морали.
Агора в Афинах – античный центр политической и общественной жизни
Мораль не находила для себя достаточной опоры в религиозных воззрениях. У греков не было создано такой идеи бога, которая бы воплощала идею о справедливом управлении миром. Многочисленных богов Эллады вряд ли можно было считать справедливыми, что подтверждается мифами. Боги служили идеалом с точки зрения эстетической, но никак не этической. Между мифологическими образами и хранителями нравственности не существовало никакой связи, кроме имен.
Естественно, что греки, особенно в позднеклассическую эпоху, испытывали серьезные сомнения в божественной справедливости. Это отразилось в учении Платона, считавшего богов воплощением идеи Добра, но одновременно допускавшего, что земной мир существует сам по себе. Это показывает, как мало ощущали греки свою связь с богами.
Большее значение в качестве религиозных оснований для морали могли бы иметь представления о потустороннем мире, нашедшие свое отражение в таинствах и мистериях. Но и в них было слишком мало этического, гораздо больший смысл имели мистические элементы. Хотя то, что представлялось в Элевсине, и имело большое значение для счастья или несчастья в будущем, но оно не возбуждало никакого морального чувства и не направляло к деятельности или к практическому выполнению добродетели.
Таким образом, греки искали в религии руководства для нравственной жизни – и не нашли. Их главные добродетели – мудрость, мужество, благоразумие, справедливость – имеют к богам лишь косвенное отношение. У этого народа, с его высокими стремлениями и обостренным чувством свободы, грех заключался главным образом в несоблюдении должных границ, в гордости.
Древнегреческие боги слишком одержимы страстями, чтобы быть мерилом морали («Вакханалия» П. Рубенса)
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что ею были поставлены важнейшие этические проблемы, которые и были подведены под религиозную точку зрения. Ни один народ древности не брал на себя таких возвышенных задач и не чувствовал столь глубоко своих недостатков. Греки старались достигнуть блаженства в гармоническом существовании, подобно тому как своих богов они представляли блаженными. Но они не нашли условий такого счастья и не выяснили, что именно ему препятствует.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Искусство и мораль
Искусство и мораль [Февраль 1898 г.]Воспитательное, культивирующее значение искусства всего удобнее определить отношением его источника или руководителя эстетического чувства к источнику нравственно-житейской деятельности, чувству нравственному. Бесспорность этого
Люди и мораль
Люди и мораль Оценивая позицию этих людей, нужно помнить, что они считали атаки камикадзе частью своего долга. Много раз я слышал, как они говорят: «Когда мы стали солдатами, то посвятили свои жизни императору. Когда мы совершаем боевые вылеты, то твердо убеждены в том, что
Коммунистическая мораль
Коммунистическая мораль Наша лагерная жизнь была настолько однообразной, что люди пытались разными способами избавиться от скуки. Одним из вариантов, который приветствовался в коммунистической России, была идея свободной любви. Многие не отказывались от практики
Мораль
Мораль Имперское сознание органически вошло в британский национализм, особенно в конце XIX в. Правительство подпитывало эти настроения: Виктория стала императрицей Индии в 1876 г., журнал «Панч», влиятельный имиджмейкер, популяризовал империю своими карикатурами, а
МОРАЛЬ КАТАРОВ
МОРАЛЬ КАТАРОВ Опасность скорее крылась в другом: мораль для простых приверженцев была слишком легковесной, полностью соответствовавшей нравственности населения Юга. Однако же здесь не следует впадать в преувеличения. Так, например, катарская церемония, называемая
Мораль рабов
Мораль рабов Ярко помнится мне один поздний осенний вечер в нашем маленьком домике. Слабый огонек коптилочки тускло освещает нашу бедную комнатку. Маленькая железная печурка догорает, и вспыхивающие в ней последние блики пламени освещают бледную мордочку больного
Мораль и религия по Конфуцию
Мораль и религия по Конфуцию Социально-политические позиции Конфуция оказали решающее воздействие на формирование всей религиозно– этической концепции конфуцианства. Это нашло выражение в том, что в Китае, в отличие от многих других цивилизованных обществ, со времен
Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян
Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Музыка
Наше живое сокровище. Большое фото.
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Что древнее — религия или мораль?
Религия распространена во всех мировых культурах, и ученые не сомневаются в том, что представления о сверхъестественном базируются в человеческом мозге. Но на появление религии в эволюции человека существует два взгляда.
«Одни считают, что религия возникла как адаптация для решения проблем человеческой коммуникации, как необходимое средство организации общества. Другие считают, что религия возникла как «побочный продукт» на базе уже существующих когнитивных возможностей», — объясняет Илкка Пиисиайнен (Ilkka Pyysiainen) из Университета Хельсинки. Она и ее соавтор Марк Хаузер (Marc Hauser) с факультета психологии и эволюционной биологии человека Гарвардского университета в своей статье в журнале Trends in Cognitive Sciences анализируют эти две точки зрения, используя собственный подход.
Рассматривая первую точку зрения, авторы рассуждают, как религия скрепляет общественные отношения. В основе лежит сознание, что поведение человека находится под постоянным наблюдением высшего начала, которое поощряет его за правильные общественные поступки и наказывает за неправильные. Страх наказания за плохое поведение в эволюции человека закрепляется естественным отбором. Религия также поддерживает общность своих по вере и неприятие чужих.
Мораль первична, религия вторична
Ученые вводят в решение проблемы эволюционного происхождения религии понятие морали и рассматривают связь морали и религии. «Одни понимают эту связь так, что не может быть морали вне религии, а другие видят в религии лишь один из путей выражения морали», — говорит Марк Хаузер.
Основной тезис авторов состоит в том, что высокий уровень кооперации и социальных отношений между людьми достигается благодаря развитию моральных норм: понятий о допустимых и недопустимых действиях, определения добра и зла. Религия появилась уже на базе существующих моральных норм. Когнитивные механизмы, лежащие в основе религии, не специфичны для нее, говорят ученые, это более общие механизмы сознания.
Авторы ссылаются на несколько экспериментальных исследований из области психологии морали. Тест на мораль (Moral Sence Test) предлагали тысячам мужчин и женщин разного уровня образования, политических и религиозных убеждений. Каждый пункт этого теста — некое действие — им нужно было оценить по семибалльной шкале как допустимое или запрещенное.
Атеисты не аморальны
Результаты этих исследований свидетельствуют, что, хотя вероисповедание накладывало отпечаток на характер ответов, в группах верующих и неверующих не выявлено достоверных различий в решении моральных дилемм (к сожалению, авторы статьи не приводят цифры). Из этого ученые делают заключение, что внутренние понятия о добре и зле не зависят от следования религиозным догмам.
В поддержку своего тезиса о независимом возникновении религии и морали авторы приводят в пример детские социальные отношения, в которых, безусловно, присутствуют моральные нормы, притом что дети еще не вовлечены в религию.
В ходе биологической и культурной эволюции человека, религия, по словам ученых, стала во многом определять социальные отношения и опосредовать моральные нормы. Действительно, она дает возможность сравнительно простого пути соблюдения моральных норм. И отсюда распространенное убеждение, что мораль без религии невозможна.
В качестве иллюстрации того, что решение моральных дилемм не зависит от отношения к религии, авторы приводят пример легализации эвтаназии в Нидерландах и запрета в США, несмотря на сходный уровень религиозности того и другого общества.
Мораль и религия
С самого начала авраамических верований и греческой философии религия и мораль были тесно переплетены. Это независимо от того, возвращаемся ли мы к греческой философии или к христианству, иудаизму или исламу. Цель исторического исследования состоит в том, чтобы обосновать утверждение, что мораль и религия были неразделимы до самого последнего времени и что наш моральный словарь все еще глубоко пропитан этой историей. Поскольку исторически существует много способов увидеть это отношение, чисто схематическое или типологическое описание также вряд ли будет успешным.
Философы в разное время проводили различные противопоставления между моралью и религией (например, Кант и Гегель, а в последнее время Р. М. Харе и Бернард Уильямс). Но этимологически термин «мораль» происходит от латинского mos, что означает «обычай» или «привычка». Термин «религия» вызывает много споров. Опять же, мы можем извлечь уроки из этимологии. Происхождение этого слова, вероятно, латинское — religare. Это, однако, не дает нам единой сущности религии, так как представления о божестве различны, а человеческие отношения с божеством понимаются по-разному.
У древних греков, например, было много промежуточных категорий между богами, богинями и людьми. Существовали духи (по-гречески даймоны) и духовные существа, подобные таинственному голосу Сократа (даймонион) (Апология, 31d1–4, 40a2–c3). Описывались герои, которые были потомками одного божественного и одного человеческого родителя. Существовали люди, которых обожествляли, как царей Спарты. Это как раз в рамках культуры Древней Греции. Если бы мы включили в сферу обсуждения восточные религии, то надежда найти единую сущность религии отступила бы еще больше. Вероятно, лучше всего понимать религию как термин для группы амальгамов веры/практики с семейным сходством друг с другом, но без набора необходимых и достаточных условий, связывающих их вместе.
Что появилось раньше религия или мораль? Почему?
Каждый, кто сталкивается с этим соображением, сразу же примеривает его на себя: а вот лично у меня есть отечество. Вопрос…
А если у меня нет собственности? Ни домика на Кипре, ни яхты в Бока Ратоне, ни футбольного клуба в Британии, ни свечного заводика в Китае, ни картин, ни статуй, даже ячейки в паршивом швейцарском банке — и то нету! Захотят ли эти страны стать моим отечеством. Тоже вопрос…
А вот сколько мне нужно добыть собственности, чтобы заиметь отечество? Где и как его добыть? Где и как его заиметь? Кроме того, с собственностью всегда проблемы. Это штука коварная. Сегодня она у тебя есть, а завтра её уже нет. Ну, там, усушка, утруска, моль, мыши, пожар/потоп, обворовали/побил шашель. Что тогда? Ясное дело, тогда ты никому не нужен. Такова суровая правда жизни, чувак: человек без собственности не имеет ни жены, ни друзей, ни родни, а отечества — тем более! Хорошо хоть за бомжевание пока ещё не депортируют.
Также не следует забывать, что не всем в этой жизни везёт. Далеко не каждому удаётся разжиться собственностью. Если в стране вместо райских кущей — пустныня, либо наоборот, — сплошные льды? Даже банально украсть или взятку выкрутить негде! Кому нужно такое отечество? Логично избавиться от этой ненужной обузы и иммигрировать туда, где условия намного благоприятней.
Отечество там, где меньше налоги, где спрятаны твои деньги, где тебя никто не разыскивает, не требует отдать долги, где тебе тепло, сытно и уютно. Оно там, где твоя норка, в которой лежит твой кусочек сыра.
Есть, правда, одна заковыка — гражданство. Однако, это вопрос решаемый. Чтобы его заполучить существуют разные способы, но самый быстрый, опять же, — заиметь собственность. И если она у тебя будет, то тогда нет проблем. Бизнес-иммиграция это общемировая практика.
Например, инвестировав в британскую экономику 1 миллион фунтов заявитель получает иммиграционную визу, позволяющую ему переехать в Великобританию со всей своей семьей. При этом никому из членов семьи, включая самого заявителя, нет необходимости доказывать уровень владения английским языком при получении визы. Если ты вложишь 10 миллионов, то получишь гражданство уже через 2 года. Вместе с твоим шофёром, конюхом, поваром, садовником и прочей челядью. А если вложишь 100 миллионов, то за тобой лично приедет сама британская королева.