Что появилось раньше романтизм или сентиментализм
Сентиментализм и романтизм: человек и его душевные порывы
«Разум может ошибаться, чувство — никогда!»
Ж.-Ж. Руссо
В противовес возвышенным, но холодным «гражданским идеалам» классицизма стали развиваться новые стили — сначала сентиментализм, а затем романтизм, унаследовавший многие его черты. Противники классической сдержанности и величавости хотя и признавали достижения Античности, все же на первое место ставили конкретного человека, его переживания.
Сентиментализм. Чувства «маленького человека»
Во Франции сентиментализм появился в 1720-х годах, в России — на рубеже XVIII и XIX веков. Сентименталисты стремились приблизить искусство к реальности и поэтому прославляли окружающий мир и обычные человеческие чувства. Красота природы, дружба, волшебство любви — вот что интересовало художников этого направления и воплощалось в их картинах.
Полотна сентименталистов пронизаны меланхолией. Нередко они изображали идиллические пейзажи и картины из жизни крестьян, чьи простота и естественность противопоставлялись «испорченности» благородных особ.
Все характерные черты стиля в творчестве французского сентименталиста Жана-Батиста Грёза (1725–1805) предстают в преувеличенном виде и порой доходят до безвкусицы. Очень важной задачей живописца Грёз считал воспитание, «исправление нравов». Он создал целый цикл картин, обличающих порок и превозносящих добродетель: «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», «Наказанный сын», «Избалованное дитя», «Посещение священника»… Эти полотна, с одной стороны, отличались филигранной техникой и мастерством композиции, а с другой — были переполнены пафосом, слащавы и нарочито театральны.
Кисти Грёза принадлежат и многочисленные так называемые головки — трогательные портреты девушек, печально созерцающих погибших птичек, увядшие цветочки или разбитые вазы.
Русские художники
Особенно удавались художнику женские образы, отражавшие нравственный и эстетический идеал художника. Необычайно глубоким, поэтичным и достоверным получился портрет молодой женщины Марии Ивановны Лопухиной, выставленный сейчас в Третьяковской галерее. Об этой картине — стихи Я. П. Полонского: «Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…»
Романтизм. Бунт индивидуальности
В 1820–1830-х годах на смену сентиментализму с его пристрастием к покою, меланхолии и «скрытым чувствам» пришел романтизм — искусство, полное бурного выражения эмоций, прославления силы, страсти и неудержимых душевных порывов. Словно все то, о чем художники-сентименталисты только намекали, внезапно освободилось от оков сдержанности и вырвалось из глубины на первый план. И природа, и люди на полотнах романтиков живут полной, яркой, одухотворенной жизнью, у этих картин словно есть обнаженный нерв. Благодаря романтизму в изобразительном искусстве утвердились новые, более яркие краски и новые сюжеты: человек, преодолевающий опасность, спорящий с судьбой и природой, бросающий вызов. Романтики начинают смелее изображать обнаженную натуру, в отличие от «классиков», уже не боясь «несовершенств» и лишней откровенности.
Образец романтизма — картины испанца Франсиско Гойи (1746–1828). В том же стиле творили француз Эжен Делакруа (1798–1863), англичанин Уильям Тёрнер (1775–1851) и немец Каспар Давид Фридрих (1774–1840).
«Романтизм — это образ чувствования, непомерно акцентирующий… жизнь отдельного человека» (Д. Робертсон)
Романтика стихии и свободы
Одно из первых значительных произведений романтизма — картина французского художника Теодора Жерико (1791–1824) «Плот „Медузы»». Работая над огромным полотном 4,7 x 7 метров, художник обратился к реальным событиям — крушению фрегата «Медуза» у берегов Сенегала. Корабль затонул, но 140 пассажиров и членов экипажа спаслись на плоту. Через 12 дней, когда их обнаружили, в живых осталось лишь 15 человек. Двое спасенных, врач Савиньи и инженер Корреар, даже позировали Жерико для картины, в которой живописцу удалось передать ужас людей перед стихией и страх приближающейся смерти, силу надежды и, напротив, охватившее их глубокое отчаяние и бессилие.
Полотно исполнено в мрачных красках, а во время работы над ним художник делал очень много набросков, заставляя натурщиков застывать в самых разных позах.
Стремясь к правдоподобному изображению умерших, Жерико, работая над «Плотом „Медузы»», делал наброски тел казненных
Жизнь испанца Франсиско Гойи сама по себе напоминает жизнеописание героя приключенческого романа: поединки, преследования инквизицией «за оскорбление святынь». Но его незаурядный талант все же был оценен по достоинству. Он стал сначала художником Королевской мануфактуры гобеленов, а затем — в 1789 году — придворным живописцем. На полотнах Гойи мы видим весь цвет испанской аристократии, но нельзя не заметить, что гораздо большую симпатию у художника вызывали повстанцы, охотники, воины. Его полотна — яркие и звучные по цвету, необычные по композиции — ближе к концу жизни художника стали более мрачными и трагичными.
«Сон разума рождает чудовищ» (Ф. Гойя)
Принципы романтизма ярко воплотились и в творчестве французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари (1795–1875). Он изображал не любых животных, а только самых мощных, царственных и диких жителей пустыни.
Хорошо знакомый с повадками зверей, художник сумел поймать и воплотить в своих скульптурах не только плавные, грациозные и опасные движения хищников, но и тот дух свободы, которым эти животные наделены от природы.
Уже первые работы «Тигр, терзающий крокодила» и «Лев, поражающий змею» принесли Бари успех и положили начало новому направлению во французской пластике. Самые знаменитые работы романтика-анималиста: «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар».
Многие черты романтизма получили развитие в последующих направлениях, например в модерне, импрессионизме.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Определения
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).
Объяснение и примеры
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление
Период
Смысловое наполнение
Представители
Акцент на разуме (просвещение, государственность)
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Конец XVIII — начало XIX в.
Акцент на чувствах (любовь, природа)
Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
Первая половина XIX в.
Страдания и одиночество главного героя
Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
Вторая половина XIX — настоящее время
Правдивое отображение типичных явлений действительности
Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий
А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам
Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин
Основные черты классицизма
Пример
«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.
Основные черты сентиментализма
Пример
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.
Основные черты реализма
Пример
В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.
Основные черты модернизма
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
Пример
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.
Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.
Пример
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
Пример
В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.
Основные черты постмодернизма
Пример
Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.
Сентиментализм и романтизм
Урок 3. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сентиментализм и романтизм»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о сентиментализме и его жанрах.
– Узнаем, за что сентименталисты критиковали классицизм.
– Вспомним основные черты романтизма.
К началу XIX века классицизм в России уже изжил себя. На смену ему пришёл сентиментализм. Появился он благодаря переводам популярных европейских романов, таких как «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и так далее.
Первым русским произведением сентиментализма стали «Письма русского путешественника», написанные Николаем Михайловичем Карамзиным и опубликованные в «Московском Журнале» в 1791 году.
Чем же отличается сентиментализм от классицизма?
И сентиментализм, и классицизм – это литературные направления эпохи Просвещения. Главная задача у этих течений была общая – сделать человека лучше. Разными были взгляды на то, как это сделать. И система ценностей разная.
Вспомним, что одной из ключевых идей Просвещения считается ценность человеческой личности. Если обратиться к литературе классицизма, то мы не увидим персонажей-личностей, сложных, эмоциональных. Герои классицизма – это герои-маски с единственной доминирующей чертой характера. И в борьбе между долгом и чувством у классицистов всегда побеждает долг. Всё подчинено разуму и общественной выгоде. Но где же тогда ценность самого человека, его желания и чувства? В противовес классицизму сентименталисты предложили свои принципы.
В отличие от классицизма, главное для сентиментализма не разум человека, а его душа. Чувствительность и способность к сопереживанию теперь рассматривались как главные достоинства человеческой личности.
В центре внимания писателей был богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции, а главными ценностями стали не служение государству и следование общественному долгу, а любовь и дружба. В глазах сентименталистов ценными стали страдания. Сентименталисты считали, что душевные муки помогают человеку совершенствоваться.
Изменились и главные герои. Если в произведениях классицизма это воины, монархи и мифологические персонажи, то сентименталисты выбирают обычных людей, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян. Неизменно подчёркивалось, что эти люди лучше и нравственно выше вельмож и богачей, потому что живут простой жизнью на лоне природы.
Каждый человек, утверждали сентименталисты, от природы нравственно чист, а портит его цивилизация. Природа для сентименталистов была идеальным миром, к тому же одухотворённым. Пейзаж в сентиментальной литературе соотносится с движениями души главных героев.
Центральным сюжетом часто становилась трагическая история несчастной любви. Также сентиментальная литература щедра на эмоциональные реплики, патетические восклицания, лирические отступления, обращения к читателю и даже спекуляция на его чувствительности.
В отличие от стремящегося к объективности классицизма, автор в сентиментализме всегда субъективен, история подаётся через призму его восприятия.
Основными жанрами сентиментализма стали роман, элегия, дневник, мемуары, путешествия и эпистолярный жанр, то есть письма.
Первое сентиментальное произведение русской литературы «Письма русского путешественника» как раз и написано в излюбленном жанре сентименталистов – путешествия. Но, пожалуй, главным произведением русского сентиментализма стала повесть Карамзина «Бедная Лиза».
Раннее творчество Василия Андреевича Жуковского тоже относится к сентиментализму. Черты сентиментализма есть и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева.
Надо заметить, что в отличие от классицизма, сентименталисты часто нарушали границы жанров, смешивая их по своему усмотрению.
В России у каждого заимствованного из Европы литературного направления возникают особые черты. Сентиментализм не исключение.
Так русский сентиментализм проповедовал консервативные идеи. По мнению сентименталистов, каждый человек независимо от его статуса способен на высокие чувства и благородные поступки. Значит, идеальное общество можно построить при любом государственном строе. Главное, чтобы люди совершенствовались и стремились к нравственному идеалу.
Из этого вытекает вторая особенность – ярко выраженный просветительский характер. Произведения русского сентиментализма непременно поучают, наставляют и диктуют совершенно ясную мораль.
Интересно, что в русском сентиментализме очень скоро образовалось два направления. Это дворянский сентиментализм и сентиментализм революционный.
В дворянском сентиментализме главным фактором является моральный, а не социальный. Примером дворянского сентиментализма можно назвать всю ту же «Бедную Лизу» Карамзина, в которой автор говорит о том, что «и крестьянки умеют любить…».
Для революционного сентиментализма важен именно социальный фактор. Писатели этого направления поднимали проблему крепостного права. Самым ярким представителем сентименталистов-революционеров стал Александр Николаевич Радищев.
Благодаря сентиментализму с его интересом к внутреннему миру человека, в литературе появился психологизм. Кроме того, сентименталисты изрядно обогатили художественное слово элементами разговорной речи, просторечными выражениями. Язык книг стал проще, понятнее, легче для восприятия и мелодичнее. Ведь до этого чувства описывала поэзия, и сентименталисты пытались использовать её средства.
В начале XIX века в России был настоящий бум сентиментализма. Одно за другим появлялись подражания «Бедной Лизе» Карамзина: «История бедной Марьи» Брусилова, «Спасская лужайка» Лажечникова, «Даша, деревенская девушка» Львова и другие. Были популярны нежные элегии и любовные послания.
И пришёл он опять из Европы. Основной идеей романтизма стал бунт. Идеи Просвещения оказались нежизнеспособными, сентиментализм утомил своей слащавой патетикой. Да и крестьянская жизнь на лоне природы вовсе не была идеальной. Волна революций, прокатившаяся по Европе, принесла только кровь, нищету и разочарования. Мир казался ужасным и несправедливым, и это вызывало желание бунтовать.
Поэтому героем романтизма стал бунтарь – исключительная личность и мощная натура, противопоставленная всему свету. Из-за этого противопоставления романтический герой всегда одинок и отвержен, а в душе его кипят страсти. Его идеальный мир всегда находится в воображении, или далёком прошлом – обычно идеализированном средневековье. И этот мир противопоставлен миру реальному.
Романтический герой – личность с высокими устремлениями, он ищет бури и страстей и не совместим с будничной жизнью.
Родиной романтизма считают Германию, самые знаменитые немецкие романтики – это Генрих Гейне и Эрнст Теодор Амадей Гофман.
А предвестниками романтизма были Гёте и Шиллер с их движением «Буря и натиск».
Поиск идеального мира в средневековом прошлом сделал популярным жанр исторического романа, а его звездой стал шотландец Вальтер Скотт. Вообще, если говорить о звёздах романтизма, то здесь пальма первенства за англичанами. Лорд Байрон стал иконой романтизма, появились даже выражения «байронический» герой или «байронический» тип.
Ещё одна черта романтической литературы – мистицизм. Романтики считали, что мир захвачен тёмными неведомыми силами, и человек в нём словно щепка в бурном море. Причем одни романтики, такие как Жуковский или Шатобриан, предлагали смириться с этим. А другие, как Байрон, Шелли, Адам Мицкевич и юный Пушкин, жаждали борьбы.
Романтики интересовались вопросами бытия, мироустройства, человеческой души, судьбы и предназначения. Интересно, что депрессивные настроения и восприятия мира как жуткого и таинственного, стали толчком для зарождения готического романа, то есть романа ужасов.
Романтиков вдохновляли фольклор, дикие культуры, ещё не тронутые цивилизацией – там они пытались отыскать идеальный мир. Они воспевали свободу и верили, что творчеством можно повлиять на мир. Так же, как и сентименталисты, романтики уделяли внимание природе, но здесь мы видим не слащавые пасторальные картины, а необузданный разгул стихий или божественное величие.
В истории русского романтизма выделяются два периода.
Первый период длится до 1825 года. Это становление романтизма. Основные мотивы произведений этого периода – свобода и борьба за эту свободу, в том числе и с тиранией власти. Пожалуй, вершиной первого периода романтизма можно назвать стихи Пушкина, написанные им в южной ссылке. Например, поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». И разумеется, стихотворения «Узник» и «К морю» можно назвать подлинными гимнами романтизма.
Второй период русского романтизма начался после разгрома восстания на Сенатской площади зимой 1825 года. Тогда настроения поэтов-романтиков изменились, как изменилась и вся общественная жизнь России.
Поражение декабристов показало тщетность борьбы за идеалы свободы. Романтический герой всё так же был противопоставлен обществу, но его образ стал трагичнее, появился внутренний надлом. Ещё одна черта – мучительный поиск гармонии в себе и мире. И поиск этот обречён на провал.
Эти идеи в полной мере воплотились в творчестве Лермонтова.
Мотивы борьбы, свободы, одиночества и невозможности счастья пронизывают лирику поэта. Его лирический герой находится в разладе с собой и миром, он сочетает в себе демоническое и божественное, борется с судьбой, но всегда проигрывает.
Интересно, что в творчестве Лермонтова, самого яркого представителя русского романтизма, отчетливо проявляются черты реализма. Вспомним, что роман «Герой нашего времени» называют первым русским психологическим романом и даже первым русским реалистическим романом с романтическим героем.
Уже в сороковых годах романтизм уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего века. Мы помним, что поэты-символисты Серебряного века русской литературы заимствовали много идей у поэтов-романтиков века Золотого.
«Не жизнь идёт по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни», – сказал критик Николай Добролюбов.
Сентиментализм в живописи: сердечные переживания и чувствительные сюжеты
Сентиментализм — это стиль в живописи, противопоставивший холодному классицизму теплоту естественных человеческих чувств. Само название стиля происходит от французского слова sentiment — «чувство». Сентиментализм в живописи был частью широкого культурного тренда 1720-1780-х годов, охватившего и литературу, и театр, и различные ветви искусства (в России, в отличие от Европы, сентиментализм утвердился чуть позже, и доминировал в конце XVIII — начале XIX веков). Сентименталисты провозгласили главенство чувств над разумом, а в своём творчестве воспевали милые радости человеческого бытия и «чувствительные темы», трогающие душу. Художники-сентименталисты внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа.
Сентиментализм: особенности стиля
Сентиментализм — что же это такое? Что отличает картины, написанные в этом стиле? Изучая творчество сентименталистов, можно выделить следующие черты этого художественного направления:
Назовём традиционные для сентиментального искусства мотивы и сюжеты:
История сентиментализма в живописи
Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.
Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.
Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен. А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.
Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).
Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.
Угасание сентиментального искусства пришлось на 1780-е годы (в России — на начало XIX столетия), хотя некоторые авторы творили в этом стиле и позже — например, Луи-Леопольд Буальи (Буайи) (Louis-Léopold Boilly). Живописцев-сентименталистов критиковали за излишнюю «слащавость» и давление на чувства зрителя, за наигранные эмоции героев, за «выжимание слезы» простейшими живописными методами.
Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.
Знаменитые художники-сентименталисты
Известные художники-сентименталисты были и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в России. В этом стиле плодотворно работали:
Произведения мастеров-сентименталистов нередко появляются на аукционах, позволяя коллекционерам пополнять свои собрания живописи. А работы современных художников, творящих в эмоциональном стиле, можно приобрести на сайте Very Important Lot. На этой платформе поклонники современного искусство имеют уникальную возможность связаться с автором и недорого купить картину — возможно, для своего интерьера, а может быть, в подарок ценителю эксклюзивных вещей.