Что появилось у человека раньше мышление или язык
Философия. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Основателем даосизма в Китае был
Мо Цзы
Лао Цзы
Конфуций
Чжуан Цзы
2. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется
цзин (психофизическая энергия)
ци (материально-духовная)
инь/ян (сексуальная)
шэнь (духовная)
3. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как
поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци)
вегетарианство
совершенствование тела и души
соблюдение общественного порядка
4. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями
отца и сына
матери и детей
друзей
сотрудников
5. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к
Дао Дэ Цзин
Самаведе
Ригведе
упанишадам
6. Дхарма в древнеиндийской философии — это
понятие долга и предназначения
закон вечного круговорота бытия
абсолютное духовное освобождение
вид религиозно-духовной практики
7. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической
ньяя
локаята даршана
миманса
йога
8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию
надежду
любовь
желание
страдание
9. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее
карма
нирвана
дао
сансара
10. Письменный источник философии буддизма
Махабхарата
упанишады
трипитака
Ригведа
11. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении
объективный идеализм
субъективный идеализм
диалектическый материализм
экзистенциализм
12. Человеческому сознанию присуще
пассивное отражение действительности
активная, творческая деятельность
непосредственное воздействие на действительность
порождение объективной реальности
13. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
рассудок
разум
мышление
ум
14. Что появилось у человека раньше — мышление или язык
мышление
язык
одновременно
они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен
15. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он
позволяет передавать и распространять информацию
способствует совершенствованию профессиональных знаний
является средством общения всех людей между собой
служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации
Ответы на тесты по теме Философия
Язык это
система знаков, выступающих связующим звеном между мышлением и миром
Идея В. Фон Гумбольдта, изменившая представление о языке
язык является самостоятельным началом, создающим, а не отражающим реальность
Суть критики языка философом-экзистенциалистом М. Хайдеггером:
современный язык является неподлинным в силу своей формализованности, связанности логикой и грамматикой
—> Характеристика языка, на которую указыввал родоначальник феноменологии Э. Гуссерль
конвенциальность и, как следствие, относительность
Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, речь, в отличии от языка, представляет собой
свободный акт человеческого творчества
язык представляет собой
систему знаков, организованную и функционирующую по опред правилам
Как существуют правила в «языковых играх»?
правила можно менять произвольно, пока не станет ясно, что каждая обоснована той или иной экзистенциальной функцией
Что является определяющим в языке и микрокосме хопи:
длительность, действие, подготовка события
Что является определяющим в языке и микрокосме носителей европейских языков:
пространственность, предметность, историческая изменчивость
Эзотерический язык — язык, предназначенный для:
Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает:
Выделите диалектико-материалистическую концепцию взаимоотношения мышления и языка
язык есть необходимая материальная основа мышления
—>
Анализ языка науки ставится в центр исследований какого философского направления ХХ века?
Выделите правильную концепцию взаимоотношения мышления и языка:
Язык есть материальная оболочка мысли
Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он
служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации
В современной семиотике естественный язык рассматривается как
система естественных и искусственных знаков
Что появилось у человека раньше – мышление или язык:
Наш современный язык и современное мировоззрение проникнуты выводами __________________ философии.
Ответы на тесты по философии: Проблема сознания в философии
Просмотр:
Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
3. «Бессознательное» в современной философии это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
*в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
*б) постоянного конфликта;
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;
г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
6. Бессознательное в философии— это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
9. Выберите правильный ответ:
а) сознание возникает еще в утробе матери;
*б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
в) сознание предсуществует человеку;
г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) выработка трудовых навыков;
*б) общение с другими людьми;
в) обретение политической позиции;
г) взросление индивида.
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
14. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
15. Первым объединил сознание и психику:
16. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
17. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способнотью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
*а) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
4а) безусловные рефлексы у животных;
3б) условные рефлексы у животных;
2в) раздражимость у амебы;
5г) сознание человека;
1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
4а) сознание – функция мозга по отражению действительности;
3б) сознание – свойство человеческого организма;
Возникновение мышления и речи
Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д. Только комплексное рассмотрение всех этих материалов под углом зрения трудовой теории антропогенеза Энгельса помогает наметить основные вехи в истории человеческого мышления и развития речевой функции.
Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и
простейшая форма передачи информации — звуковые символы.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы». Некоторые ученые, как, например, советский антрополог В. В. Бунак, считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины вместе с началом трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудий труда. Как уже отмечалось выше, на слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а следовательно, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, одним словом, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.
Есть, однако, веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании древних гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функций мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
Проблема сознания в философии
10. Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
в) диалектический материализм;
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
3. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
б) постоянного конфликта;
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
9. Выберите правильный ответ:
б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
б) общение с другими людьми;
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
14. Гегель полагал, что сознание:
в) автономно от материи;
15. Первым объединил сознание и психику:
17. С точки зрения вульгарного материализма:
в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
а) наличием абстрактного мышления и речи;
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
б) отражательная (инструмент познания);
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
в) раздражимость у амебы;
д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
сознание – божественный дар;
сознание – свойство человеческого организма;
сознание – функция мозга по отражению действительности.
11. Теория познания. Философия науки
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) логический путь от общего к частному;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
10. В философии «агностицизм» понимается как:
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
в) большой предсказательной способностью;
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
«Я знаю, что ничего не знаю»;
«Я верю, чтобы знать»;
«Я мыслю, следовательно, я существую»;
«Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
Сциентистские направления: неопозитивизм; неокантианство.
антисциентистские направления: экзистенциализм; неотомизм; «философия жизни».
43. Соотнесите термин с определением:
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
. Эмпирический: Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; Добыть новые экспериментальные факты;
Теоретический: Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
Мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; скептицизм;
наука является лишь описанием потока наших восприятий и агностицизм;
не дает никакого знания о мире;
предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; солипсизм;
философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед прагматизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
. Непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; конвенционализм;