Что поют певцы на картине руны калевалы

Рунопевцы

Руны (финск. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других финно-угорских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира. Из карельских народных рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил Калевалу, также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».

Содержание

Происхождение

Древним германским (готским) словом руна (финск. runo ) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (финск. loitsu runo ), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — лопарей, вогулов, зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными и не замкнулись, как и у скандинавов, в среде профессиональных певцов.

Особенности и тематика

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.

Рунотворчество при советской власти

В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, совесткому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.

Рунопевцы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.

Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.

Источник

Руны (эпические песни)

Руны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других финно-угорских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира. Из карельских [источник?] народных рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил Калевалу, также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».

Содержание

Происхождение

Древним германским (готским) словом руна (фин. runo ) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo ), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.

Особенности и тематика

Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.

Рунотворчество при советской власти

В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, советскому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.

Рунопевцы

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.

Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.

Источник

Урок литературы в 7 классе на тему «Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников»

Литература. 7. Урок 7. + презентация + видео

Тема: Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

Цели: познакомить с историей создания эпоса «Калевала», с главным героем произведения – Вяйнемёйненом, с основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя; развивать навыки работы с текстом (выразительное чтение, пересказ, характеристика героя); воспитывать интерес к культуре Карелии, к литературе в целом.

1. Орг. момент. Вступительное слово.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с таким понятием, как «калевала». Калевала – это карело-финский мифологический народный эпос, основанный на карельских и финских народных эпических песнях. В мировой литературе он появился свыше ста лет назад благодаря финскому языковеду и врачу Элиасу Лённроту.

Свыше ста лет прошло с тех пор, как карело-финский эпос «Калевала» появился в мировой литературе. Это подлинно народное творение. Различные варианты калевальских рун бытовали в карельском народе, передавались из поколения в поколение из уст в уста. Первоначально это было устное народное творчество. Руны исполнялись певцами, как правило, двумя, которые, взявшись за руки и раскачиваясь в такт пению, рассказывали преданья глубокой старины. Часто пение сопровождалось игрой на кантеле.

Это сокровище народной поэзии дошло до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лённрота (1802–1884), посвятившего ему всю свою жизнь.

«Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни.

Народный эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

Первоначально калевала представляла собой только устное народное творчество, она состояла из различных рун, которые передавались из поколения в поколение.

Руны часто исполнялись двумя певцами, которые могли украсить свое пение игрой на народном инструменте – кантеле.

Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр. Старинные кантеле имели пять жильных струн.

2. Собиратель карело – финского эпоса. Сообщение об Элиасе Лённроте.

Много лет тому назад по тихим деревушкам, затерянных в Карельских лесах, бродил человек, одетый в длинный сюртук из грубого сукна да в простые крестьянские башмаки. Добродушный и немного неуклюжий, он вызывал недоумение, так, как всюду, где появлялся, просил об одном – поведать ему народные песни, «руны».

Это был Элиас Лённрот

Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал народную поэзию и любил ее. Еще в 1828–1834 годах он совершил несколько поездок в глубь Карелии с целью собирания рун и записал там сотни эпических рун, лирических песен и заговоров. Однажды ему несказанно повезло, встретился ему известный среди односельчан знаток и любитель рун Архипа Пертунен. Легко и плавно лилась речь рунопевца, и вставали перед восхищённым Элиасом бесконечные лесные дебри и их обитатели, люди прекрасные и мужественные. Слушал, записывал всё Лённрот, и не мог надивиться народной мудрости. Вначале это были отдельные руны, но, соединяя их, Лённрот получил целые песни. Из которых получился увлекательный рассказ о жизни в далёкие времена народа – труженика, народа – творца.

Выбрав из них лучшие и, присоединив к ним некоторые из ранее записанных народных рун, он опубликовал в 1835 году первое издание эпоса под названием «Калевала, или старые руны Карелии о древних временах финского народа».

Лённрот, однако, не удовлетворился этим неполным собранием, куда вошло 12078 стихов, и с неослабевающей энергией продолжал поиски рун в беломорской Карелии (1835–1837) и в тогдашней финляндской Карелии и Олонце (1841–1842). Он мог также пользоваться увеличивавшимся из года в год запасом записей других собирателей рун. Выбрав лучшие из многочисленных вариантов и готовых циклов, Лённрот соединил их, следуя в этом отношении традициям народных певцов и учитывая некоторые их указания. Так был составлен окончательный текст «Калевалы», вышедший в свет в 1849 году и содержащий пятьдесят рун (22 795 стихов).

То обстоятельство, что «Калевала» в окончательном виде составлена Лённротом, не дает оснований отрицать народный характер эпоса: Лённрот составил «Калевалу» из подлинных народных рун и, сводя их воедино, соблюдал верность духу народной поэзии Карелии.

Руны, вошедшие в «Калевалу», являются настоящим – творчеством народа. Певцы рун были не профессионалами, а простыми людьми из народа, певшими руны из поколения в поколение, на досуге, после тяжелого труда.

Чтение вводной статьи «Калевала» стр. 36 – 45.

Сеппо Ильмаринен — «одно из трёх высших божеств карело-финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского эпоса Калевала. Образ Ильмаринена восходит к финно-угорскому божеству ветра и воздуха. Вместе со своим братом Вяйнемёйненом создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он называется кузнецом и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы, выковал мельницу Сампо, являвшуюся источником счастья и благополучия. Народные песни, посвящённые его подвигам, — Tulen Synty (рождение огня), Raudan Synty (появление железа).

Ильмаринен упоминается также в эстонском эпосе «Калевипоэг», согласно которому, он вместе с сыновьями выковал меч для главного героя:

Финский старец именитый,

Опалённый дымом горна,

Ладно он с тремя сынами

Правил тайное искусство

Ремесло заветной ковки.

Ильмаринен – знаменитый кузнец Калевалы. Это – статный мужчина цветущего возраста. Он молчалив, спокоен и всегда серьезен. Ильмаринен медлителен в действиях и нелегко берется за новое дело, если оно не относится к кузнечному мастерству.

Но в кузнице он – в своей стихии. Он кует целыми днями, нередко забывая на долгое время об окружающем мире. Оп кует мечи, копья, плуги, косы, ножи, при надобности даже кольца и прочие женские украшения. В своем ремесле он подлинный виртуоз, который в работе над лучшими своими созданиями охвачен творческим вдохновением. Однажды Ильмаринен создал из золота и серебра настоящую скульптуру – прекрасную девицу, глядя на которую он и сам восхищается.

Величайшим творением Ильмаринена является Сампо. Именно за это карельский народ в своих рунах веками прославлял кузнеца Ильмаринена. В «Калевале» повествуется и о других подвигах Ильмаринена, благодаря которым он получил руку девицы Похъёлы: о том, как он вспахал змеиное поле, взнуздал страшного медведя и как при помощи выкованного из железа огнеликого орла поймал в реке смерти чудовищную щуку (девятнадцатая руна). Во время похода героев за Сампо, как и в других случаях, Ильмаринен является самым близким соратником Вяйнямёйнена, его верным товарищем по оружию. Он не наделен качествами вождя, но он мужественный и непоколебимый воин, не говоря уже о его незаменимости в роли превосходного оружейного мастера калевальцев.

Вяйнемёйнен – «главный герой карело-финского поэтического эпоса. В карельских и финских эпических песнях Вяйнямёйнен является наиболее популярным персонажем.

Согласно Калевале, Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Вяйнямёйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём (в отличие от «типичных» богатырей Лемминкайнена и Ёукахайнена, которых «вековечному прорицателю» часто удаётся посрамить). Кроме того, Вяйнямёйнен имеет божественное происхождение: он родился от Ильматар — дочери воздушного пространства. Основные подвиги Вяйнямёйнена связаны с многократным катабасисом — нисхождением в царство мёртвых Маналу. Подвиг Вяйнямёйнена — пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные знания».

Вяйнямёйнен – знаменитый песнопевец, который становится победоносным предводителем своего народа в борьбе против черных сил Похъёлы.

В рунах он выступает также в качестве работника, наделенного самыми разносторонними способностями: пахарем, охотником, рыбаком, создателем кантеле, исцелителем больных, строителем лодки и опытным моряком. Но прежде всего он несравненный песнопевец.

В состязаниях по пению, на которые Вяйнямёйнен был вызван завидовавшим его искусству похьольским хвастуном Ёукахайненом, пение Вяйнямёйнена раздается так мощно, что вспенилась вода в озерах, затряслась земля повсюду, горы медные качнулись, скалы надвое распались, камни раскрошились мелко.

Слава Вяйнямёйнена основывается не только на искусстве пения, но также и на глубине его познаний. Среди народа он слывет «прорицателем», который обладает способностью заглянуть в прошлое и в будущее. Певцы рун рассказывают чудесные истории о его путешествиях в поисках знаний. Он ходил в подземное царство к усопшему исполину Антеро Випунену и выведывал у него древние руны и заклинания.

Весьма колоритен и характер Вяйнямёйнена. Мы видим, как он, истерзанный морскими волнами, плачет от бессилия, но мы также видим его твердо стоящим на корме своего челна во время бушующего шторма. Мы видим его иногда увлекающимся женихом, а в других случаях наставником народа. То он поддается власти нежных мелодий своего кантеле, то он как мужественный герой рвется в бой.

Смелость и решительность сочетаются в Вяйнямёйнене со спокойной рассудительностью. Он – воплощение мудрости. Когда в руне его называют «старым, верным», то под этим, очевидно, подразумевается, что он опытный и надежный. Задумывая великое дело, Вяйнямёйнен тщательно готовится к свершению его. В минуту опасности он действует решительно и смело, и тогда оказывается, что этот старый герой доблестью превосходит других.

Он инициатор и руководитель похода героев Кале валы за Сампо. Его мудрость и подвиги имеют решающее значение как на различных этапах этого похода, так и во всех последующих боях за спасение народа Калевалы от злодеяний Лоухи.

Лемминкяйнен – «смелый рыбак, удалой охотник, весёлый парень» Лемминкяйнен отправляется в «сумрачную» Похъёлу свататься к дочери Лоухи, совершает несколько подвигов и гибнет в тёмных водах Маналы. Мать Лемминкяйнена находит и оживляет своего сына, после чего увозит его домой. Когда Лемминкяйнен узнаёт, что старуха Лоухи выдаёт свою дочь за другого (кузнеца Ильмаринена), он опять едет в Похъёлу, совершая по пути ещё несколько подвигов. На свадебном пиру вызывает на состязание и убивает хозяина Похъёлы, после чего вынужден скрыться от мести на далёком острове. Спустя три года возвращается к матери.

В последних рунах рассказывается о путешествии трёх героев страны Калевы — Вяйнемёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена — к старухе Лоухи за волшебной мельницей Сампо. По мнению финского мифолога Мартти Хаавио, история Лемминкяйнена во многом перекликается с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде».

Лемминкяйнен – молодой удалой боец. Мать, очевидно, баловала его в детстве, и он вырос беззаботным и ветреным юношей. Лемминкяйнен увлекается плясуньями-девицами, в то же время он отличный лыжник и искусно владеет мечом. Он бесстрашный смельчак, идущий навстречу опасностям. Но у него отсутствует рассудительность Вяйнямёйнена и серьезность Ильмаринена; к тому же он любит похвалиться. Однако Лемминкяйнен обладает живостью и чувством юмора, качествами, которыми не одарен Ильмаринен.

Несмотря на слабости и недостатки характера Лемминкяйнена, народ явно благоволит к нему и любуется им. Почему? Потому, что он наделен храбростью и готов в любой момент ринуться на черные силы Похъёлы, полагаясь на свою доблесть и свой сверкающий меч. В рунах о Лемминкяйнена карельский народ создал необычайный образ удалого, дерзкого и искусного воителя.

Вместе с тем народ отнюдь не одобряет безрассудство и неосторожность Лемминкяйнена, его бахвальство. Эпос прямо не упрекает его в этом, но показывает, как необдуманные поступки Лемминкяйнена приводят к печальным последствиям. Это воспринимается как укор его поведению.

Старуха Лоухи – «хозяйка Похъёлы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Один из главных антагонистов «Калевалы» — с Лоухи вынуждены бороться главные герои Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен.

Старуха Лоухи традиционно считается злым и отрицательным персонажем. В 2007-2008 годах в посёлке Лоухи, названном на берегу озера Лоухское проходил праздник-капустник «Старуха Лоухи — вернём доброе имя». По мысли его устроителей, Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о благе своего народа».

Таким образом, калевала – это бесценный источник информации о жизни и верованиях древних северных народов. Образы «Калевалы» заняли почетное место на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

Прочитать первую руну, ответить на вопросы, сделать иллюстрацию.

Источник

«Калевала»

Сампо — это мельница счастья или основа мироздания? А сама «Калевала» — авторская поэма или народный эпос? Спустя почти два века ученые продолжают спорить об этом. В проекте «100 символов Карелии» книга, без которой мы сегодня не представляем нашу литературу.

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

«Калевала» в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Калевалу», какой мы ее знаем, создал Элиас Лённрот — по рождению финн, по профессии врач, по призванию языковед.

Собирая фольклор, Лённрот несколько раз объехал русскую и финскую Карелию (всего 11 путешествий). Разрозненные руны объединил одним сюжетом, литературным языком — и выпустил в свет «Калевалу».

Элиас Лённрот

Родился будущий национальный герой в местечке Сааматти, на юго-западе Суоми. Был он четвертым ребенком в семье не слишком богатого портного, и в школу пошел только в 12 лет: приходилось много помогать отцу. Да и после Лённрот учился с большими перерывами: отец зарабатывал слишком мало, чтобы прокормить большую семью, и Элиас вынужден был не только портняжничать, но и по окрестным деревням бродить с песнями. Наверное, тогда и полюбил народное творчество.

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Элиас Лённрот. Фото: bukvy.net

В университете Лённрот выбрал философский факультет, отучился и получил степень кандидата философии. В те же годы увлекся филологией, начал глубоко изучать финский язык и фольклор. И лишь позже (за неимением в университете кафедры финской филологии) перешел на медфак. И стал хорошим врачом.

Врачом Лённрот работал почти всю жизнь, филологии посвящал только отпуск. Как раз в один из отпусков он и поехал впервые собирать фольклор.

В 1809 году финны освободились от шведского господства — нужна была объединяющая национальная идея. Искать стали, разумеется, у истоков.

Вот к этим самым истокам и отправился впервые в 1828 году 26-летний Лённрот. Почти за пять месяцев он исходил вдоль и поперек финскую Карелию и губернию Саво. Исследователь вел дневник на шведском языке, в нем описывал обычаи финнов, свадебные обряды и, главное, свои встречи с рунопевцами. В результате собрал несколько тысяч строк народной поэзии и издал их в виде сборника «Кантеле».

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Художник Юрий Люкшин

Лённрот писал эпос: собирал отдельные руны, выстраивал их в подобие сюжета, оформлял литературно. И первая версия произведения (обычно ее называют «Пра-Калевалой») была создана в 1833 году.

Автор передал текст в Общество финской литературы, а сам отправился в очередное путешествие за фольклором. Филологи тем временем поэму прочитали и одобрили. Ее уже стали готовить к печати, но тут внезапно из экспедиции вернулся Лённрот и публикацию отменил.

Причина: за 18 дней, проведенных в Беломорской Карелии, создатель эпоса встретился с несколькими рунопевцами и услышал много новых рун. Один Архиппа Перттунен, говорят, напел ему четыре тысячи поэтических строк.

«Калевала» в первой редакции была готова к 1835 году (тогда же ее и издали).

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Первое издание «Калевалы», 1835 год. Из фондов Национального музея Карелии

«Калевала» в первой редакции состояла их 32 рун. Вышла тиражом в 500 экземпляров, подписана была инициалами автора — E.L. Дата, поставленная Лённротом под предисловием, — 28 февраля — до сих пор считается Днем «Калевалы».

Рунопевцы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Братья Трихво и Поавила Яманены показывают, как раньше пели руны. Ухта, 1894. Фото: Инто Конрад Инха

«Их немного смутила наша просьба спеть те руны, которые они в молодости пели когда дома, когда в своих поездках в Финляндии, — пишет в своей книге автор этого снимка. — Улыбки и отнекивание кончились тем, что в горнице, куда посторонних не пускали, они открыли свой рунный ларец и исполнили эти песни.

Они согласились и на то, чтобы я их сфотографировал в той позе («подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы»), в которой, по рассказам Лённрота, певцы раньше состязались, хотя эта манера пения и была братьям незнакома».

Финский исследователь, журналист и фотограф Инто Конрад Инха в 1894 году повторил путь собирателя рун Элиаса Лённрота. Спустя полвека Инха проехал по Беломорской Карелии, где рождалась «Калевала». И оставил нам не только новые руны и подробный дневник путешествия, но и десятки фотографий.

В этом году издательства «Периодика» и Juminkeko выпустили книгу Инха «В краю калевальских песен» на русском языке.

В главе «Калевала» и народная руна» Инто Инха пишет:

«Все мои впечатления о рунопевческих местах указывают на то, что настоящая эпическая поэзия уходит своими корнями в древность и что когда-то она была более совершенной, чем в своем нынешнем виде…

Ядро рун должно было вырасти на почве самой древней мифологии, причем именно в то время, когда эти мифы определяли представления народа о мире. Руны должны были возникнуть из гораздо более обильного и отчетливого материала, чем познания современных людей и даже нескольких предшествующих поколений в области национальной мифологии.

Они вышли из большего пламени и более раскаленного горна».

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Боги и герои

В «Калевале» (которую Лённрот задумывал как эпос, равный гомеровскому) кроме людей действуют боги. И вот какие:

Интерактивная графика «Боги «Калевалы»

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

А кто же герои-люди? Перечислим самых главных:

Вяйнямёйнен

Главный герой эпоса. Первый человек на земле (сын богини Ильматар, отца нет), родился сразу 30-летним богатырем. Вещий рунопевец, сеятель и мудрец. «Старый мудрый» и «вековечный» прорицатель. Он строитель первой лодки и изобретатель кантеле. Вместе с Илмариненом и Лемминкяйненом отбирает у Лоухи мельницу счастья Сампо.

Лемминкяйнен

Он же Ахти, он же Ахти Сарелайнен, он же Ахти Лемминкяйнен. Он же Кавко, Кавкомойнен, Кавкомьели. «Был он обликом прекрасен, ростом также превосходен, Но он был не без порока, Жизнь он вел не без ошибок. Очень был на женщин падок». Сватался неудачно к дочери Лоухи, погиб. Но не совсем: мать сумела собрать тело сына и оживить его. Когда Лемминкяйнен узнает, что его суженая вышла замуж за кузнеца, приходит на пир и убивает хозяина Похъёлы. Потом три года живет на далеком острове, опасаясь мести.

Илмаринен

Друг Вяйнямёйнена, кузнец. Связан с рождением огня и появлением железа. Доверчивый и добродушный герой. Может выковать что угодно — от небосвода до мельницы Сампо. Именно он женился на деве Похъёлы, дочери Лоухи.

Куллерво

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

В «Калевале» несколько переплетающихся сюжетных линий. Начинается всё эпично: с рассказа о сотворении мира (женщиной!) и рождения главного героя, Вяйнямёйнена.

Вяйнямёйнен сеет, путешествует, хочет жениться. Едет за невестой в страну Похъёла — «нижний мир», в который погружается солнце. Вместе с кузнецом Илмариненом создает мельницу Сампо.

Сватовство Вяйнямёйнена к дочери Лоухи, хозяйки Похъёлы, оказывается неудачным: невеста предпочитает ему кузнеца, выковавшего Сампо.

Похъёла — страна тёмная, и три скандинавских богатыря по сюжету вынуждены вступить в борьбу с хозяйкой Лоухи. Усыпив жителей «нижнего мира» игрой на кантеле, они выкрадывают волшебную мельницу и отправляются домой, в Калевалу. Разъяренная Лоухи обрушивается на них всей своей колдовской силой, Сампо разбивается на части и падает в море.

Далее — битва магов: Лоухи, владычицы «нижнего мира», и Вяйнямёйнена. Противостояние Калевалы и Похъёлы.

Эпос или авторская поэма?

Даже после того, как вышло первое издание «Калевалы», Лённрот не оставил путешествий. Начиная с 1835-го он отправлялся как минимум в шесть экспедиций: побывал на Северной Двине, Архангельске, под Петербургом, в финляндской и российской Карелии и в Эстонии. Всегда он возил с собой издание «Калевалы» и прямо там — на чистых листах — записывал новые руны.

В итоге в 1847 году Лённрот начал окончательный текст эпоса, который вышел спустя два года. Эта редакция включала уже 50 рун и почти 23 тысячи строф. Именно эта версия стала канонической.

В предисловии к последнему изданию «Калевалы» Лённрот написал:

«Наконец, поскольку никто из рунопевцев не может сравниться со мной по количеству собранных рун, я посчитал, что у меня есть право… выстроить руны в наиболее удобном для их сочетания порядке. Говоря словами руны: стань и сам ты рунопевцем, песнь свою начни с начала. Иными словами, я посчитал себя рунопевцем не худшим, чем они сами себя считали».

Немного статистики. Исследователи подсчитали, какое количество строк (их называют стихами) в «Калевале» совпадают с оригинальными рунами, собранными фольклористами. В курсе Тамары Старшовой студентам Петрозаводского университета по «Калевале» такие цифры:

33% стихов полностью совпадают в поэме и в рунах;
50% стихов Лённрот отредактировал (изменил лексику и грамматику);
14% стихов — нет соответствия в рунах (Лённрот в рамках клише калевальской метрики собрал новые строки);
3% поэмы автор сочинил сам.

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

В Институте истории, языка и литературы КарНЦ РАН. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

— В финском языке есть слово runoelma (поэма). В его основе лежит лексема runo, означающая и стихотворение, и произведение калевальской метрики, — говорит Мария Кундозерова, кандидат филологических наук, младший научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммархивом ИЯЛИ КарНЦ РАН. — Это слово очень точно отражает то, чем является «Калевала».

Ученые до сих пор спорят, можно ли называть это произведение народным эпосом (об этом, в частности, много говорили на круглом столе в Национальном музее в День «Калевалы»). С одной стороны, в основу легли руны, собранные Лённротом (и не только им одним). Руны, созданные народами — карельским, финским. С другой стороны, автор «Калевалы» их основательно переписал, пользуясь современным ему финским языком. «Калевала» — это созданное литературное произведение. Элиас Лённрот дал ему своё название, Элиас Лённрот — автор этой поэмы.

И если мы понимаем всё это, то нет необходимости спорить: «Калевала» — чьё это литературное наследие? Карельское или финское? Оно наше общее.

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Мария Кундозерова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Карельские руны как символ Карелии представляет кандидат филологических наук, младший научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммархивом ИЯЛИ КарНЦ РАН Мария Кундозерова:

— Как ученый, как фольклорист, я считаю, что карельские руны, которые лежат в основе «Калевалы», — это, безусловно, символ Карелии.

Элиас Лённрот в поисках материала для будущей «Калевалы» совершил 11 поездок, география самая широкая: это и финская, и российская Карелия, и Эстония, и даже нынешняя Архангельская область.

Но именно в Карелии, в нынешнем Калевальском районе Лённрот встретил рунопевцев Онтрея Малинена, Архиппу Перттунена, Ваассилу Киелевяйнена (и других). Они пели ему руны — большими кусками, объединенными тематически. Такой микроэпос: как Вяйнямёйнен сотворил мир, как он попал в Похъёлу, как он (или, в других вариантах, кузнец Ильмаринен) выковал Сампо. И как, в итоге, Сампо было похищено и утрачено.

И это стало для Лённрота толчком к созданию «Калевалы» — эпическому повествованию с единым сюжетом.

И еще несколько слов — напоследок. «Калевалой» эпос стал не сразу. Лённрот рассматривал несколько вариантов названия: «Кантеле Вяйнямёйнена», «Вяйнёла и Похъёла».

Слово КАЛЕВАЛА встретилось исследователю лишь однажды: в пастушьей песне, услышанной в деревне Вокнаволок в 1834 году. И стало именем, которое знает весь мир.

Калевала — название страны, в которой живут и действуют мифологические герои. Название образовано от имени Калева. Калева — родоначальник легендарных «богатырей» Вяйнямёйнена, Илмаринена и Лемминкяйнена.

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть фото Что поют певцы на картине руны калевалы. Смотреть картинку Что поют певцы на картине руны калевалы. Картинка про Что поют певцы на картине руны калевалы. Фото Что поют певцы на картине руны калевалы

Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Игорь Фомин, дизайнер
Максим Алиев, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *