Что правдоподобно в сказке царевна лягушка
Реальное и фантастическое в сказке «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека.
Предмет Русская словесность
Тема : Реальное и фантастическое в сказке «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека.
Цель: помочь увидеть художественные особенности жанра и понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера.
-осмысление народного наследия, этнической принадлежности, приобщение к культуре народа
-развитие навыков взаимоконтроля, прогнозирования, целеполагания
-формирование собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в паре, в группе
1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
-О чем пойдет речь на сегодняшним уроке?
Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много.
— А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные сказочные предметы и сказочные персонажи.
-Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?
— Какие сказочные персонажи действуют?
Подготовка к анализу произведения
1. В каких словах появляется волшебство, загадочность, сказочность?
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать…»?
Это и есть художественные особенности сказки.
3. Как долго Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?
(Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
Реальное и фантастическое в сказке.
— Каковы свойства и виды сказок? ( Свойства сказки:
особая композиция (зачин, счастливый конец),
добро всегда побеждает зло,
герою помогают волшебные помощники,
прием троекратного повтора, – особые речевые обороты.)
– По какому признаку можно поделить сказки?( По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.)
Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
( Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать6 утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная. Заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это же мудрость: «Сначала сделай – потом говори…»)
5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой).
6. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
( Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.
7. Понаблюдайте, как работает Василиса.
(Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».)
8. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
(Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
9. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?
Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения жен царевичей.
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?
(Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
(«Василиса Премудрая… пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют – в рукав льют. Чего не доедят – в другой кладут».
4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?
( Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.
VI. Подведение итогов
-К какому виду относится сказка «Царевна-лягушка»? Что нам помогло определить вид этой сказки?
— Как помогают нам главные герои? (Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать детей, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами.)
— чему учит нас эта сказка? (сказка «Царевна-лягушка» посвящена прославлению творческого труда. Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам)
Образовательный сайт
Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.
Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.
Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.
Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.
Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.
Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.
Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:
Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.
О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.
Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.
Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.
Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.
Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.
Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».
Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.
Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят.
Пример особого склада сказки:
«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу. Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».
Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Существует еще вариант Аникина.
В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна
Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.
Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?
Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.
Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.
Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.
За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.
Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.
Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Ивану царевичу помогали:
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.
Образовательный сайт
Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.
Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.
Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.
Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.
Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.
Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.
Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:
Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.
О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.
Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.
Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.
Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.
Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.
Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».
Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.
Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят.
Пример особого склада сказки:
«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу. Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».
Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Существует еще вариант Аникина.
В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна
Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.
Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?
Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.
Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.
Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.
За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.
Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.
Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Ивану царевичу помогали:
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.
Мифологические мотивы в сказке Лягушка-царевна
Мифологические мотивы в сказке Лягушка-царевна
Сказка – прекрасное творение искусства. Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды – несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали исследователей.
Известный сказковед Э. В. Померанцева даёт определение сказки, с которым стоит согласиться: “Народная сказка (или казка, байка, побасенка) – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были” [4].
Наверное, самая распространённая и самая любимая в народе сказка – сказка волшебная. Она уходит корнями в далёкую старину.
Все волшебные сказки имеют общие черты. Во-первых, они схожи общностью их построения. Простейшая схема предшественницы волшебной сказки содержала в себе в качестве обязательных такие звенья:
1) как исходное – существование запрета; 2) нарушение запрета кем- либо;
3) сообразное с характером мифологических представлений следствие нарушения;
4) повествование о практиковании магии; 5) её положительный результат и возвращение героя к благополучию.
Каждая из волшебных сказок позднего времени тяготеет к структуре этих рассказов как к своей первоначальной повествовательной основе. Во-вторых, ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Попробуем понять происхождение этого вымысла на примере русской народной сказки “Лягушка-царевна”. С самого начала сказка переносит слушателя (читателя) в мир странный, непохожий на тот, который окружает человека. Повествование сразу захватывает воображение. Отец заставляет сыновей взять луки и пустить по стреле в разные стороны: куда стрела падёт, там и взять невесту! Ни чем другим, кроме как вольной выдумкой, не может показаться этот эпизод современному читателю со взглядами, чуждыми представлениям тех времён, когда люди придавали значение этому своеобразному гаданию и твёрдо верили в судьбу, которой и вверяли себя. Но эта вера ещё сохранялась, и древний мотив удержан в сказочном повествовании.
Стрела старшего сына упала на боярский двор, стрела, пущенная средним сыном, угодила на купеческое подворье, а стрела младшего сына попала в болото, и подхватила её лягушка. Старшие братья веселы и рады, а младший брат заплакал: “Как я стану жить с лягушкой?” Поженились братья: старший – на боярышне, средний – на купеческой дочери, а младший брат – на лягушке.
Обвенчали их по обряду.
Младший брат не получил никакого приданого за женой: жила лягушка на грязном и топком болоте. Напротив, старшие братья женились с выгодой.
Древний мотив обездоленного сына приобрёл новый смысл в этой сказке. В художественном повествовании оказалась изменённой жизненная ситуация. От давней традиции осталась лишь память, что именно младшему брату должно быть труднее всего.
Поэтическое воображение воссоздало картину, полную живого иронического смысла, – лягушку во время венчания держат на блюде: как иначе
Ивану – младшему сыну стоять рядом и вести за руку невесту-лягушку.
Горькие размышления героя о власти судьбы, давшей ему в жёны пучеглазую зелёную и холодную лягушку, переданы в сказке с наивной простотой и психологической ясностью: “Как жить? Прожить – не поле перейти, не реку перебрести!” Сказка стремится запечатлеть душевное состояние героя, она особо говорит о переживаниях человека.
Связь с могущественными силами природы делает сильным героя сказки.
Ему и его супруге помогают “мамки-нянюшки”, которых батюшка некогда приставил к лягушке. Сказка почти забыла о том, что именно родственная связь с миром природы делает героя и могучим, и сильным. В ней говорится о младшем сыне в семье как о человеке, который остался верен прежним этическим нормам. Он не ищет богатства и женится на простой болотной лягушке.
Рассмотрим подробнее персонажей сказки в их соотнесённости с верованиями людей и мифическими персонажами.
Заглавный герой, лягушка, является персонажем, широко представленным в мифах и легендах многих народов. В различных мифо-поэтических системах встречаются как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью) функции лягушки, определённые прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В одних случаях лягушка, подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других – выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев лягушка обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь. Иногда с лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир. В
Бирме и Индокитае с образом лягушки нередко связывается дух, который проглатывает Луну (поэтому лягушка считается причиной затмения). В Китае, где лягушек также связывают с Луной, их называют “небесными цыплятами”, так как существует поверье, что лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения лягушек позволяет рассматривать их как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир (сравним с русской приметой “до первой грозы лягушка не квакает” и повсеместными представлениями о кваканье лягушки к дождю, об их появлении вместе с дождём и т.п.).
Связь лягушки с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа о лягушках, выпрашивающих у громовержца царя для себя. Мотив лягушек как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем; в филиппинском этиологическом мифе в лягушку превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относятся мотив обращения в лягушку за обман, образы так называемого лягушачьего принца в германском фольклоре и, наконец, образы Царевны-лягушки в русских сказках [3].
Завершив краткий экскурс в мифы и поверья различных народов с участием лягушки перейдём к рассмотрению других персонажей. После того, как Иван нарушил определённый запрет, бросив в печь лягушачью шкуру, и получил наказание в виде отлучения от жены, он сталкивается с группой персонажей, весьма характерных для сказок, особенно волшебных, – животными
(к ним относится и заглавный герой).
Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью. Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.
Первым животным, которого увидел Иван-царевич после встречи со
“старым старичком”, давшим ему клубок, указывающий путь, был медведь. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа.
В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Медведь и в древние времена считался особым существом, его нужно было остерегаться. Языческая вера в медведя была так крепка, что в Древней Руси в одном из канонических вопросов спрашивали: “Можно ли делать шубу из медведя?” Ответ гласил: “Да, можно”.
Почему именно о медведе поставлен такой вопрос? Не потому ли, что этот зверь издревле считался неприкосновенным существом? Но это, разумеется, противоречило духу новой христианской религии. Итак, ничто не мешает нам признать более чем вероятным существование у славян культа медведя. С медведем связывали представления о покровителе, близком к тотему. Но даже независимо от решения вопроса, был тотемизм у предков восточных славян или нет, учёными доказан факт существования у славянских народов мифических представлений о наделённых разумом животных. Это был мир, которого боялись и с которым не хотели ссориться: человек соблюдал разного рода обычаи и магические обряды. Это касается и других животных, повстречавшихся главному герою. Селезень, косой заяц и щука, которых Иван- царевич пожалел и не стал убивать, сослужили ему впоследсвии добрую службу. В волшебной сказке распространён мотив благодарности животного, которое становится верным другом и помощником человека. Звери принимают сторону героя, когда он проявляет великодушие, не причиняет им вреда.
Позднее объяснение такого сказочного эпизода естественно: зверь воздаёт добром за добро. Иное объяснение этому давалось в древности. Почти у всех народов существовал обычай убивать тотемную птицу, зверя. Соображения неприкосновенности тотема сочетались с целесообразными мерами сохранения дичи в пору, когда она размножалась. Возможно, сказки о благодарных животных отражают эти древние промысловые обычаи.
Сделаем некоторые выводы. Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных разумелись животные и никто иной. Существовавшие тотемные понятия и представления обязывали наделять животных чертами мифических существ, звери были окружены почитанием. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления. Это ещё не было искусством в прямом и точном смысле слова. Рассказы мифического характера отличались узкопрактическим, жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нём основывались сказки о животных и сказки с их участием.
В. Я. Пропп в своём исследовании о сказке писал, что Яге не по себе от запаха живого человека. “Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мёртвых страшен и противен живым”. Баба Яга – мертвец. Она лежит поперёк своей избы “из угла в угол, нос в потолок врос”.
Иэба тесна Яге, в ней она как в гробу. Что Яга – покойник, говорит и её костеногость. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху.
В Яге, по-видимому, люди видели предка по женской линии, обитавшего за той гранью, которая отделяет живых людей от мёртвых. Культ предков по женской линии тесно соприкасался с тотемизмом и культом природы. Этим и объясняется особая власть старухи над живым миром природы, да и в ней самой много черт от животного. В некоторых сказках Ягу заменяет козёл, медведь, сорока. Сама Яга обладает способностью превращаться в разных птиц и зверей. Близость Яги к мифическим образам владык мира природы объясняет и особый характер её избушки на курьих ножках. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, едва ли не свидетельство поздней поэтической разработки древнего обычая хоронить покойников на деревьях или на помосте (так называемое воздушное погребание).
На этом закончим далеко не всеобъемлющий, но достаточно полный анализ русской народной сказки “Лягушка-царевна”, которая является волшебной сказкой – образцом национального русского искусства. Волшебная сказка уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М.: “Просвещение”, 1977.
2. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.,
1958.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. – М.: “Советская Энциклопедия”,
1988, с. 84-85.
4. Померанцева Э. В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки. –
М.: “Cоветская этнография”, 1956, N4, с. 32-44.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.
6. Русские народные сказки. Сборник. – М.: “Детская литература”, 1966, с. 3-12.