− одно предложение, содержащее информацию о правах собственника;
− одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) одно предложение, содержащее информацию о правах собственности, например:
Выделяют такие права собственности как владение, распоряжение и пользование.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о характеристиках собственности.)
3) одно предложение, о формах собственности, например: Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная и частная собственность.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о формах собственности.)
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
− одно предложение, содержащее информацию о правах собственника;
− одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) одно предложение, содержащее информацию о правах собственности, например:
Выделяют такие права собственности как владение, распоряжение и пользование.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о характеристиках собственности.)
3) одно предложение, о формах собственности, например: Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная и частная собственность.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о формах собственности.)
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
По российским законам, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.
По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности: например, воздушное пространство, дикие животные и т.п.
Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России не являются объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы etc входит в исключительные права.
Основания права собственности
В России основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (если право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:
В результате изготовления вещи своими силами из своих или бесхозных материалов
В результате использования имущества: например, право собственности на доходы от аренды или на фрукты, выращенные на своем участке.
В результате наследования.
По праву первого нашедшего бесхозную вещь: например, находка клада.
По праву давности владения: 15 лет для недвижимости и 5 лет для иного имущества.
Содержание и суть права собственности: владение, пользование и распоряжение
Право собственности действует все время, пока имущество существует. Юридическое содержание собственности реализуется через владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Право собственности ограничивается при условиях, предусмотренных законом, при нарушении чужих прав и при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред.
Формы собственности: частная, государственная и коллективная
Чаще всего собственность разделяют на три формы:
Государственная собственность. Переход частной собственности к государству называется национализацией.
Переход государственной в частные руки называется приватизацией.
Виды собственности по конституции РФ: частная, государственная, муниципальная
Конституция РФ и Гражданский кодекс признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы:
Статья находится на проверке у методистов Skysmart. Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие собственности и права собственности
Что такое собственность? Это принадлежность вещей определенным лицам, а также отношения, которые возникают в связи с принадлежностью имущества. То есть собственность — это одновременно и юридическая, и экономическая категория.
Юридическая собственность — это право на принадлежность вещей. Состоит из права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Собственность как гражданско-правовой институт — это совокупность юридических норм, которые направлены на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
Собственность в экономике — это общественные отношения в рамках принадлежности, раздела и передела объектов собственности. Важны именно фактические отношения — кто действительно контролирует объект собственности и принимает решения о его использовании, распоряжается им, а не формальное право по документам.
Экономическое содержание собственности раскрывается через владение, управление и контроль.
Собственность — базовый экономический институт, который существует с тех пор, как у людей появились первые вещи и такие понятия, как «мое» и «чужое».
Мы узнали основные определения собственности, теперь перейдем к ее видам.
Формы собственности в экономике
Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью. Поэтому закон признает различные виды собственности, в том числе смешанные.
О формах собственности подробно говорят в старших классах на уроках обществознания. Мы же рассмотрим только основные классификации.
Формы собственности в РФ разделяют на следующие виды:
Государственная федеральная — природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация, то есть все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью.
Государственная региональная — все то же самое, переданное субъектам Федерации.
Муниципальная собственность, которая находится в ведении местных органов самоуправления.
Частная — собственность граждан и юридических лиц.
Собственность общественных организаций.
С точки зрения правового регулирования собственность можно разделить на такие группы:
Классификация форм собственности по правовому режиму:
Виды собственности по численному признаку:
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Субъекты и объекты собственности
Субъектом собственности называют собственника, которому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.
По законам РФ, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.
Объекты собственности — это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.
По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности. Например: воздушное пространство, дикие животные.
Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России нельзя считать объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы и другие объекты входит в исключительные права.
В таблице перечислили примеры субъектов и объектов собственности.
Субъекты собственности
Объекты собственности
Трудовой коллектив предприятия
Органы управления всех уровней
Земля, земельные участки, площади, угодья
Деньги, валюта, ценные бумаги
Основания права собственности
Право собственности — совокупность правовых норм, которые закрепляют присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.
В России основания приобретения права собственности можно разделить на первоначальные и производные.
Право собственности возникает:
Основания для прекращения права собственности: отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества.
Человек может быть принудительно лишен права собственности по суду — в счет погашения обязательств, при конфискации, изъятии, принудительном выкупе.
По законам РФ, право собственности включает три составляющих: право владения, пользования и распоряжения вещью. Узнаем больше про суть права собственности.
Содержание права собственности: владение, пользование и распоряжение
Право собственности действует все время существования имущества. Юридическое содержание собственности реализуется через владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Владение — это фактическое обладание имуществом. Право владения значит, что вещь можно удерживать в собственном владении, обладать ею. Например, у гражданина есть в собственности автомобиль, и он имеет право сохранять этот автомобиль любое количество времени.
Пользование — это извлечение полезных свойств из имущества, например доходов. Например, гражданин имеет право ездить на собственном автомобиле, возить пассажиров и грузы или ничего не возить, может разобрать автомобиль на запчасти, а может просто поставить в гараж.
Распоряжение — это возможность изменить состояние, назначение, юридическую принадлежность имущества: продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду. Например, гражданин может продать автомобиль, может по доверенности дать его на время другу, может подарить машину кому-то или завещать детям.
Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.
Право собственности может быть ограничено при условиях, которые предусмотрены законом, при нарушении чужих прав и при осуществлении своих прав с намерением причинить вред.
Способы прекращения и приобретения права собственности:
Национализация — передача собственности из частных рук в руки государства.
Приватизация — передача собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юрлицам.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “трудовой договор”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее различия по вопросу установления испытательного срока при приёме на работу в РФ для несовершеннолетних и совершеннолетних работников.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: соглашение между работником и работодателем, определяющее их взаимные права и обязанности; 2) одно предложение с информацией о возрасте заключения трудового договора по общему правилу, например: Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет; 3) одно предложение, раскрывающее различия по вопросу установления испытательного срока при приёме на работу в РФ для несовершеннолетних и совершеннолетних работников, например: Испытательный срок не может быть назначен лицам, не достигшим возраста 18-ти лет; для совершеннолетних лиц срок испытания не может превышать трех месяцев, а для некоторых должностей — шести месяцев.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Трудовое право”.
. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие “собственность”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о правах собственника, и одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.
Собственность — это экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право определённых лиц на такую принадлежность. Право собственности включает в себя три правомочия: владение, пользование, распоряжение. Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и частная собственность.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданское право”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “источник права”? Привлекая знания обще ствоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о наиболее древнем источнике права, и одно предложение, содержащее информацию о его функ ционировании в современном российском праве.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Источник права — это исходящий от государства способ выражения и закрепления правовых норм; 2) одно предложение с информацией о наиболее древнем источнике права, опирающейся на знание курса, например: Наиболее древним источником права является правовой обычай; 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса информацию о его функционировании в современном российском праве, например: В современном праве правовой обычай не исчез, но применяется крайне редко, например, в решении вопроса о том, кому оставить детей при разводе супружеской пары.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Источники права”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “публичное право”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отраслях права, которые относятся к публичному праву, и одно предложение, раскрывающее сущность одной из отраслей публичного права.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Публичное право — это совокупность отраслей права, нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса; 2) одно предложение с информацией об отраслях права, которые относятся к публичному праву, опирающейся на знание курса, например: К отраслям публичного права относят конституционное, административное, уголовное право; 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одной из отраслей, например: Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Виды права”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правоотношение”? Привлекая знания обще ствоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об объектах правоотношения, и одно предложение, содержащее информацию о субъектах право отношения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Правоотношение — это общественное отношение, которое регулируется нормами права; 2) одно предложение с информацией об объектах правоотношения, опирающейся на знание курса, например: К объектам правоотношения относят материальные блага (например, вещи, деньги, ценности) и нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека); 3) одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о субъектах правоотношения, например: Субъектами правоотношения являются участники правоотношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Право”.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности; 2) одно предложение с информацией о дееспособности несовершеннолетних, опирающейся на знание курса, например: Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией; 3) одно предложение, характеризующее основания ограничения дееспособности, например: Злоупотребление спиртными напитками, пристрастие к азартным играм может послужить основанием ограничения дееспособно сти в порядке, установленном законом.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданское право”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правосубъектность”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о составе правосубъектности, и одно предложение, содержащее информацию о сущности одного из элементов правосубъектности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: способность физического или юридического лица быть субъектом правоотношения, то есть иметь и осуществлять субъективные права и юридические обязанности; 2) одно предложение, содержащее информацию о составе правосубъектности, с опорой на знание курса, например: В состав правосубоектности входят правоспособность и дееспособность; 3) одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о сущности одного из элементов правосубъектности, например: Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать субоективные права и исполнять юридические обязанности.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Система права”.