Что празднуют хасиды в умани
Что евреи забыли в Умани? Рассказываем, почему каждый год тысячи паломников едут в украинский городок
Каждую осень тысячи людей в кипах и с пейсами приезжают в украинский город Умань, чтобы молиться и веселиться. В этом году, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, там снова оказалось более 20 тысяч паломников. Зачем они это делают и как проводят эти дни, разобралась автор «Цимеса» Настя Венчикова
В 80-тысячную Умань на период осенних праздников ежегодно приезжают 40-50 тысяч евреев, привозя с собой свои порядки и обычаи — например, кошерную еду. Город совершенно меняется на неделю-две, а с отъездом паломников всё возвращается на свои места, чтобы повториться следующей осенью.
Приезжают евреи самых разных течений, но особенно в Умань стремятся последователи одного из религиозных направлений в иудаизме — брацлавские хасиды. Дело в том, что именно там похоронен основатель этой ветви хасидизма, раби Нахман из Брацлава. Среди его последователей считается благом и праведным поступком встретить Рош а-Шана, еврейский Новый год, возле могилы раби. Многие брацлавские хасиды стараются попасть в Умань каждый год; могила раби Нахмана — третье по популярности место паломничества хасидов, после горы Мерон в Израиле и могилы Любавического ребе в Нью-Йорке.
С чего всё началось?
Раби Нахман родился в Брацлаве в 1772 году, спустя четыре года после гайдамацкого восстания, во время которого Умань была взята в осаду и погибло, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города и его окрестностей, в основном евреев и поляков. В еврейскую историю это событие вошло под названием «Резня» (или «Уманская резня»). В 1810 году Нахман из Брацлава — правнук основателя хасидизма Бааль Шем-Това — начинает скитания по местечкам Украины. Оказавшись в Умани, он просит похоронить его там, говоря: «Души умерших за веру ждут меня».
Согласно иудаизму, невинно убитые за веру автоматически приравниваются к праведникам — это называется «кидуш Ашем» (освящение имени Вс-вышнего). Считается, что в месте упокоения праведников находится особый канал связи со Вс-вышним.
Как получилось, что тысячи евреев ежегодно едут в Умань?
Через своего ученика, раби Натана Штернгарца, Нахман передал последователям завещание, где сообщил, что каждый, кто приедет к нему в канун Рош а-Шана, помолится, прочитает псалмы и даст деньги на цдаку (благотворительность), будет освобождён от грехов.
После смерти раби Нахмана в 1810 году раби Натан начинает продвигать учение брацлавского цадика (праведника) и организовывает первые поездки на его могилу.
К 1930-м годам паломничество практически прекращается — большевики закрывают границы и запрещают религиозные практики. После введения визового режима, который позволял иностранцам посещать только определённые города СССР, паломникам приходилось добывать визу в Киев и, рискуя жизнью и свободой, искать людей, готовых отвезти их в Умань. Удавалось это немногим.
Что случилось с могилой раби в Советском Союзе?
Во время Второй мировой войны еврейское кладбище Умани было разрушено нацистами. На его месте решили построить новый жилой район, и могила цадика оказалась под угрозой. Хасиды рассказывают, что ситуацию спас некий гер (нееврей, перешедший в иудаизм. — Прим. «Цимеса») — власти не заподозрили его в связи с евреями, так что он выкупил участок земли, где находилось захоронение, и построил там дом, но так, чтобы могила прилегала к стене жилища.
Уже после распада СССР, в 1994 году, президент Украины издал указ о создании на месте захоронения раби Нахмана Историко-культурного центра. Новых владельцев дома переселили, а на участке со временем воссоздали оэль — ритуальную постройку на могиле цадика.
Что делают хасиды в Умани и как общаются с местными жителями?
Чаще всего люди едут на несколько дней во время Рош а-Шана, иногда, если могут себе это позволить, остаются на неделю или дольше, вплоть до Йом-кипура. В обычные дни на оэль есть отдельный вход для женщин и мужчин, но в силу трактовок учений раби Нахмана принято считать, что Рош а-Шана — наиболее «мужской» праздник. Женщины чаще приезжают на Хануку.
Цель всегда религиозные практики и обряды, но не все горожане хорошо к этому относятся — согласно исследованию проекта ReHerit, вышедшему в ноябре 2018 года, самые распространённые утверждения жителей города о паломниках таковы: «паломники создают хаос вокруг себя» и «они приезжают развлекаться и не уважают местных жителей Умани». Часто говорят, что Умань живёт за счёт паломничества, но местные жители считают иначе: по их мнению, доходы от приезда хасидов не попадают к простым горожанам и не тратятся на обеспечение нужд города.
Что с Уманью в этом году?
Важно понимать, что ядро брацлавцев — довольно нонконформистская группа. Для них, согласно учению раби Нахмана, преодоление препятствий по дороге к цадику является благом.
Чем больше препятствий ты преодолеваешь, тем больше святости в твоём визите. Так что проблемы «корона»-ограничений лишь раззадорили хасидов — они умудрялись прорваться к могиле цадика даже во время локдаунов в прошлом году.
В нынешнем сезоне ограничений на въезд в Украину нет, хотя в плане пандемии и эту страну, и Израиль благополучными не назовёшь. Несколько тысяч паломников побывали на оэле раби Нахмана заранее, в июле — августе, но, по данным Украинской национальной полиции, в период осенних праздников ожидается порядка 50 тысяч визитёров.
Как попасть в Умань?
Прилететь в Киев, а оттуда добраться до Умани на автобусе (5 долларов) или такси (100 долларов). Ехать по времени одинаково — примерно три-четыре часа.
Приезжать в Умань можно круглый год, вход к цадику свободный.
Остановиться можно в городской гостинице или снять квартиру. Цены на жильё меняются каждый год и зависят от близости к оэлю и условий проживания. Примерный диапазон — от 100 до 1000 долларов (за ночь во время праздников).
Ещё есть гостиницы, построенные паломниками, выкупленные ими квартиры в домах рядом с местом захоронения, шалаши для самых малообеспеченных и другие варианты, но субсидированного жилья не хватает на всех желающих.
Алла Марченко
Варшава — Иерусалим
Пишет диссертацию о влиянии паломничества хасидов на рамки локальной памяти в городах Украины и Польши, в частности в Умани
— Умань — мой родной город, я родилась там и жила до 1999 года. Уже тогда паломничество было заметным явлением, но не так, как сейчас. Я видела город перед Рош а-Шана 30, 20, 5 лет назад и сегодня, и этот опыт отличается: не только потому что количество паломников растёт, но и потому что сейчас приезжие живут не только в так называемом «квартале паломничества», но и в других районах.
Накануне Рош а-Шана и в сами дни праздника в «кварталах паломничества» много полиции, патрулей и блокпостов, за порядком и соблюдением правил местные власти следят довольно серьёзно. В микрорайон, где находится могила раби Нахмана, во время праздников имеют доступ лишь люди с пропиской в этом квартале, лицензированные журналисты или паломники.
Образ пилигрима среди уманчан формируется по внешним контактам: люди, которые выходят за рамки микрорайона, ходят на рынок, в супермаркет и просто по улицам города, формируют образ человека праздного, ищущего развлечений, а не молитвы. Но это не вполне верно: хотя встречаются те, кто приезжает в поисках приключений, ядро паломничества в целом — это люди религиозные, они ищут уединения.
Точно так же образ местного жителя у паломника формируется согласно тем эпизодическим контактам в сфере обслуживания, с которыми он сталкивается: человек не особо образованный, ищущий возможностей обобрать паломника, выучивший несколько базовых фраз на иврите.
Стереотипы с обеих сторон не соответствуют реальной картине, она намного богаче и интереснее.
Сейчас в городе постоянно живёт несколько десятков религиозных семей — эти люди решили переехать в Умань, поближе к раби Нахману. Часть из них имеет украинское гражданство. В городе круглый год функционирует несколько общин и синагог.
Борух
Иерусалим
Имя героя изменено по его просьбе
— Мой дедушка из местечка под названием Тульчин, моя прабабка из местечка Гайсин недалеко от Брацлава и Умани. Земляки моего дедушки, с которыми я общался, говорили, что там жили брацлавские хасиды. То есть можно сказать, что я имею прямое отношение к раби Нахману.
Расскажу о том, как я оказался в Умани. 2018 год, середина декабря, Ханука. Я живу в Москве и изучаю Тору. Поехать в Умань на Шаббат меня уговорил мой друг — израильтянин, сын раввина (выглядит как безопасная компания). Рейс был транзитный, через Минск. Я прилетел в Жуляны — место, слабо напоминающее аэропорт: никаких проверок, пограничников, вокруг контингент среднестатистического вокзала.
Мой друг и ещё пара израильтян встретили меня, и мы поехали на такси в Умань. На месте были уже ночью, заселились в дешёвую гостиницу. Девушки на ресепшене очень обрадовались, что я говорю по-русски, — я помогал им общаться с израильтянами. Друг всё организовал на Шаббат — Шаббат как Шаббат. Да, немножко антуража и атмосферы, но в целом ничего необычного. Но ощущения от места…
Мне кажется, я попал в идеальное время: в городе не было толпы паломников, лишь небольшая группа израильтян и американцев (сатмарские хасиды почему-то тоже любят ездить к раби Нахману). Я с большим трудом нашёл ашкеназский миньян (кворум из 10 религиозных мужчин, необходимый для молитвы. — Прим. «Цимеса») — хотя казалось бы!
Было весело. Благодаря отсутствию толп хватало времени, чтобы прочувствовать место: в Рош а-Шана там давка, суматоха, шум; наверное, тысяч сорок людей.
Что я чувствовал? Умиротворение, спокойствие, отчасти ностальгию; как на кладбище. Хотя вся Восточная Европа, по сути, и есть одно большое еврейское кладбище. Эти чувства были немного странными, но мысль о связи с предками шла красной нитью через всю поездку.
В учении раби Нахмана есть понятие «некудот товот»: когда человек чувствует духовный спад, он должен находить светлые точки, искры, которые в нём есть. Оставаясь наедине с самим собой, человек осознаёт количество собственных прегрешений, впадает в уныние и отчаяние. Это очень опасная вещь, потому что самое страшное последствие греха — оставить свою связь со Вс-вышним. Раби Нахман говорит: «В такие моменты нельзя отчаиваться, ты должен находить в себе светлые точки». Замечать и подмечать, в чём ты молодец и что тебе удалось (конечно, не переходя к чувству собственного величия).
Я думаю, что сегодня поездки в Умань, особенно на Рош а-Шана, — это не нормальная ситуация, а распиаренный бизнес.
Раньше люди ехали туда осознанно, понимали, кто они, куда и зачем приехали. Теперь же — куда все, туда и я.
Основной вопрос Дней трепета, от Рош а-Шана до Йом-кипура, — сколько искренних усилий ты прикладываешь, чтобы дать себе отчёт о содеянном, раскаяться и измениться? Также не вполне ясно, зачем ехать в Умань из Израиля, как можно покинуть Святую Землю в один из важнейших праздников еврейской жизни.
Кроме того, когда ты молишься непосредственно человеку, его костям и мощам — это большая проблема в иудаизме. Но практика молиться на месте упокоения праведника не запрещена, ведь ты просишь в первую очередь у Вс-вышнего. Я же думаю, что могилы праведников — это не плохо, но наша цель — Храм, и надо стремиться его отстроить не на словах, а на деле.
«Цимес» благодарит Аллу Марченко, докторантку Польской академии наук, за помощь в подготовке материала.
Хасиды Умани. Кто такие хасиды, и почему они едут в Умань
Нашествие хасидов в Умани — явление, характерное для позднего сентября и раннего октября. В эти дни в маленький черкасский городок съезжается около более сорока тысяч брацлавских хасидов-паломников. В обозначенный период Умань отчаянно напоминает израильский город: местное население буквально растворяется в потоке евреев-туристов.
Умань, Украина и хасиды — что их связывает?
Умань отличает не только богатое казацкое прошлое. Для ортодоксальных иудеев это место прежде всего является одной из самых почитаемых святынь, поскольку именно здесь расположена могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского). Каждый порядочный еврей обязан посетить это место. Паломники-хасиды в Умани не просто справляют Рош-Ха-Шан, но и ищут счастья. Популярная среди иудеев легенда гласит: если встретить Новый год у могилы цадика, то последующий год принесет много счастья.
Хасидизм как ветвь иудаизма
В XVII веке широкое распространение получило ортодоксальное ответвление иудаизма — хасидизм. Переводимое с иврита как «праведность», слово используется для обозначения религиозного течения, суть которого заключается в том, что религиозный экстаз важнее стихов Талмуда. Другими словами, учение, разработанное раввином Бештой, подразумевало следующее: неграмотный еврей может оказаться ближе к Богу, нежели самый искусный ученый. Такой подход понравился евреям, придерживавшимся классического иудаизма. Из маленького городка Меджибож, что расположен на территории современной Хмельницкой области, хасидизм распространился на Польшу и охватил значительную часть Украины. Итак, кто это — хасиды? Это иудеи, отвергающие ритуалы и процедуры посещения синагоги.
История великого еврейского пророка
Поскольку в XVII веке наблюдалась раздробленность хасидского учения, существовало множество групп, каждая из которых по-своему видела собственную веру. Раввины, или так называемые цадики, являлись своего рода посредниками между божеством и смертным человеком. Звание легендарного посредника-хасида носит Нахман из Брацлава. Он, являясь правнуком Бешта, скорректировал веру хасидов и основал брацлавский хасидизм.
Религиозная деятельность цадика
Уважаемый статус ребе не испортил цадика: Нахман вел максимально скромный образ жизни. Вместо материальных благ он предпочитал религиозное и духовное просвещение: поездка в Израиль вдохновила его на изучение Каббалы и активную проповедническую деятельность.
Путешествуя по Умани, хасид посетил еврейское кладбище. Он пожелал быть похороненным именно здесь, среди жертв еврейских погромов в период Колиивщины.
Брацлавский дом цадика, сгоревший дотла в 1810 году, вынудил Нахмана переехать в Умань, где он провел последние дни своей жизни. Пораженный тяжелой и неизлечимой в те времена болезнью, туберкулезом, цадик умер. Хасиды Умани глубоко скорбели о смерти проповедника.
Что проповедовал цадик?
В общих чертах учение Нахмана можно описать так: он призывал молиться в радости. По его мнению, молитва не должна удручать, поэтому ее уместно сочетать с танцами, песнями и весельем. Саму молитву малограмотным евреям рекомендовал читать «от сердца»: не на иврите, а на родном идише, с допустимым изменением глав Торы.
Современные хасиды — кто это?
Празднование еврейского Нового года, Рош-Ха-Шана, длится два дня. Этот день приходится на новолуние тишрея (осеннего месяца по еврейскому календарю). Слово «тишрей» имеет корень «шеру» — в переводе с иврита это значит «начинать»: семиты относят начало года к моменту сбора позднего урожая.
Традиционно в первый вечер Нового года хасиды поздравляют друг друга, вписывая в Книгу жизни приветствия и пожелания. Праздничную трапезу отличает обряд, проводимый с целью обеспечить благополучие в следующем году: хлеб, над которым произносят бенедикцию, обмакивают в мед. К слову, с последним в Рош-Ха-Шан евреи нередко едят яблоки.
П аломники- хасиды Умани обязательно проводят праздничный день в молитве. По правилам, зачитываемые молитвы должны основываться на тридцати библейских текстах.
Постновогодний период в иудаизме
Рош-Ха-Шан знаменует начало десяти дней трепета (йомим ха-нора). Этот период верующие должны посвятить обдумыванию собственных поступков, исправлению допущенных ошибок и раскаянию. Заканчивается период Йом-Кипуром — днем под знаком всепрощения и искупления. К слову, после этой даты утверждается Божественное решение, которое, как верят хасиды, предопределяет человеческую судьбу в ближайший год.
Поездка хасида в Умань — священный долг
Интересно, что израильские благотворительные фонды оказывают поддержку тем евреям, которые не имеют материальной возможности посетить Умань. Специальные структуры оплачивают путешествие общины и обеспечивают ее пищевым пайком и средствами для временного проживания в Украине.
Культура паломничества
Первыми в Умань приезжают обеспеченные иудеи: обычно они прилетают в Украину за неделю до Рош-Ха-Шана. Массовое прибытие хасидов наблюдается за 2-4 дня до наступления Нового года.
Двигаются они из одесского и киевского аэропортов на автобусах. По приезде на улицу Челюскинцев, что в Умани, приезжие хасиды предъявляют свои документы и проверяются на наличие запрещенных вещей — своего рода контрольно-пропускной пункт, где собирается не только милиция, но и всякий желающий заработать на туристах местный житель.
Как Умань встречает паломников
Городские власти сотрудничают с хасидской организацией, которая поддерживает паломничество евреев в Умань, и в новогодний период активно нанимают на работу для уборки улиц местных жителей.
К сожалению, период активного паломничества не обходится и без столкновений между хасидами и местными жителями. Нередки случаи депортации хасидов ввиду их хулиганского поведения. Однако и паломники не всегда находятся в полной безопасности: истории известны ситуации, когда на еврейские общины нападали провокаторы.
Интересные факты
П аломники-хасиды отличаются культурно-религиозными предпочтениями. Вот какие особенности быта наблюдаются среди еврейских общин в период религиозных праздников.
Приезжие предпочитают снимать жилье, расположенное неподалеку от могилы цадика или синагоги.
Тем не менее цены на квартиры на первых пяти этажах значительно выше стоимости жилья, расположенного выше пятого этажа. Все дело в том, что празднование Рош-Ха-Шана подразумевает отказ от всех благ цивилизации, включая лифт.
Поток паломников настолько велик, что отель, предназначенный для поселения хасидов, не способен поселить всех желающих. Ввиду этой ситуации, еврейская организация планирует строительство крупного паломнического центра, который по проекту должен состоять из отеля, синагоги и других вспомогательных структур.
На период празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются не только хасиды: сюда прибывают отдельный сводный отряд, состоящий из четырехсот черкасских правоохранителей и 15 представителей израильской полиции — именно они будут следить за соблюдением правопорядка.
У мань приветливо встречает паломников-хасидов. Местные жители благосклонно относятся к еврейской святыне. К слову, здесь был организован международный центр брацлавских хасидов, что в очередной раз подтверждает глубокое уважение иудейской общины к месту захоронения цадика.
«Ксенофобия не мешает местным зарабатывать». Как Умань встречает хасидов
В Умани 6 сентября начнут празднование Рош ха-Шана, так называемого еврейского Нового года. В этом году ожидают 50 тысяч паломников, а это в 15 раз больше, чем было в 2020-м. Провинциальный городок в центре Украины уже много лет является главной точкой паломничества ортодоксальных евреев – встретить праздник возле могилы цадика Нахмана, который похоронен в Умани, считается традицией, приносящей счастье на весь год.
Не первый год между местными и паломниками возникают точечные, а иногда и серьезные, конфликты. Некоторые заканчиваются даже поножовщиной или перестрелками. Однако, напряженность между туристами и жителями Умани не мешает первым отпраздновать новый год, а вторым – неплохо на этом заработать.
Vesti.ua рассказывают, как в 2021 году будет проходить Рош ха-Шана, как в городе готовятся к празднику и ждать ли новых вспышек агрессии на почве ксенофобии.
Толпы полицейских и защита от Covid
Наступление нового 5782 года по иудейскому календарю начнут праздновать вечером 6 сентября. Праздник будет длиться еще два дня и закончится 8 сентября. Рош ха-Шана по инициативе президента Владимира Зеленского получил в Украине статус национального, и ежегодно на празднование еврейского Нового года в Умань приезжает от 30 до 50 тысяч паломников из разных стран. В 2020 году из-за пандемии приехало в десять раз меньше паломников.
В Нацполиции отмечают, что с 1 по 6 сентября на территорию Умани прибудет несколько десятков тысяч хасидов. По предварительным подсчетам, это 50 тысяч паломников из разных стран мира, а по некоторым данным, их количество может даже достигать 100 тысяч.
В город приедут, по данным МВД, более 600 сотрудников полиции и более 200 военнослужащих Нацгвардии. По словам местных, в Умань также уже приехали представители израильской полиции.
Представители одного из течений иудаизма – брацлавские хасиды – совершают паломничество в Умань, потому что в городе находится могила основателя этого течения – раввина цадика Нахмана из Брацлава. Делают они это на Новый год по иудейскому календарю. Хасиды считают своим долгом побывать хотя бы раз в жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят иудейский Рош ха-Шана у его могилы, то следующий год будет счастливым для них. С 2010 года между Украиной и Израилем было подписано соглашение о взаимном безвизовом въезде в страну, поэтому с 2021 года паломники активно посещают Умань на Рош ха-Шана.
Распространение коронавируса, особенно в эпоху страха перед новыми штаммами, волнует и израильские, и украинские власти – недавно министр внутренней безопасности Израиля Омер Бар-Лев заявлял, что считает тревожной ситуацию с массовыми поездками хасидов в Умань – по его словам, 100 тысяч паломников, отправляющихся в канун праздника Рош ха-Шана, – это «100 тысяч тикающих бомб». Якобы, вернувшись обратно, хасиды могут стать угрозой заражения. И это несмотря на то, что ортодоксальные евреи, вопреки стереотипам, тоже прививались – по крайней мере, в Израиле, где раввины были едва ли не самыми активными агитаторами вакцинирования.
«Ксенофобия не мешает местным зарабатывать»
Для местных жителей праздник Рош ха-Шана – это в первую очередь способ заработать. Больше всего от еврейского нового года выигрывают люди из сферы обслуживания – таксисты, владельцы отелей, заведений общественного питания, продавцы на рынках и в магазинах.
При этом уманчане, с которыми поговорили Vesti.ua, убеждают, что стоимость продуктов в магазинах и в сетях супермаркетов остается той же, а рассказами о том, что цены на все продукты и во всех магазинах взлетают в десятки, а то и сотни раз из-за приезда хасидов, занимаются недовольные жители города.
В Уманском совете Vesti.ua рассказали, что частные предприниматели, которые реализуют свои товары, завышая цены, оправдывают повышение цен тем, что продукция кошерная.
В некоторых отелях стоимость проживания может достигать 500 долларов за сутки (14 тысяч гривен). В хостелах и частных секторах, из которых под Рош ха-Шана местные делают своеобразные гостиницы, – дешевле.
«Те, кто проживает на улице Пушкина (центральная улица Умани, где размещена могила цадика Нахмана, – Vesti.ua) и возле нее, в этот период очень хорошо зарабатывают на хасидах. Сдают в аренду почти все – комнаты, квартиры, гаражи. Что угодно. Каким-то образом пытаются получить дополнительный заработок», – рассказывает местный житель.
«Его ввели еще несколько лет назад, но контроль был очень слабый. В этом году в горсовете добавили дополнительные пункты контроля», – говорит депутат. К слову, в горсовете также отмечали, что хасиды к сбору относятся нормально, тогда как владельцы апартаментов довольно радикально реагируют на то, что с них хотят брать деньги за размещение у себя хасидов.
«Нагрузка на инфраструктуру в эти дни – колоссальная»
И местные жители, и депутаты городского совета говорили Vesti.ua, что во время празднования инфраструктура перегружается – микрорайон, возле которого собираются больше всего хасидов, в это время чувствует проблему с водоснабжением.
Из Умани хотят сделать международный центр паломничества
Еще весной в посольстве Украины в Израиле говорили, что страны договорились об объединении усилий для улучшения инфраструктуры Умани и развития города как международного центра паломничества хасидов. Более того, в Раде в конце 2020-го даже появился законопроект №4426, в котором были прописаны шаги для создания из города такого центра. В рамках «Большого строительства» Умань должна была стать одним из «25 магнитов» страны – это туристическая инициатива, которая должна развивать точки для туризма во всех 24 областях и аннексированном Крыму.
Местные жители и депутаты не отчаиваются – они надеются, что Умань действительно отстроят. По мнению депутата Дианы Азизовой, власти на всех уровнях – как на местном, так и на высшем – понимают, что ежегодный проезд хасидов – это огромные поступления в бюджет, поэтому уманчане смотрят в будущее города с оптимизмом.