Что предлагает поручик незнакомке под наплывом сильных чувств
Главным событием рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар» стала встреча мужчины и женщины, ставших заложниками сильных чувств. Ощущение романтики, испытанное прекрасной незнакомкой, которая так и не назвала своего имени, молниеносно переросло в страсть. Поручик оказался в не менее волнующем состоянии. Не случайно автор дал название произведению «Солнечный удар». Именно так можно охарактеризовать внезапную страсть влюбленных. Девушка, не стесняясь, пояснила то, что с ней произошло: «На меня точно затмение нашло…».
Окружающая обстановка – палящее южное солнце, теплый ветер, пляж, вода – все это лишь добавило необычных ощущений отдыхающим.
Образ девушки с начала рассказа имеет характеристику женщины невысокого роста, внешность которой привлекательна и потому, что она направляется на судне с отдыха – отдохнувшая и загорелая. Ряд ключевых слов, которые можно подобрать к ее описанию, связаны с ее податливостью, внезапным решением сойти в незнакомом порту с незнакомым мужчиной: это легкость, замиранье сердца, смех, чужие объятия, безудержное чувство, страсть. Со стороны незнакомки чувствуется отсутствие любви, лишь мимолетное чувство, сметающее все разумное.
После ночи, проведенной с поручиком, она исчезает из его жизни также быстро, как и вошла в нее, оставив лишь незабываемые впечатления о себе. Разум берет верх. Девушка возвращается к своей семье: мужу и дочери. Все становится на свои места.
Как вихрь, вмешавшийся в судьбу поручика, она принесла своим появлением массу новых ощущений, но на этом автор закончил описание следования ее в пути, тем более, дальнейшей портретной характеристики.
Через минутную слабость, возникшую между едва знакомыми людьми во время путешествия, И. А. Бунин показал одну из возможных сторон любовных отношений, которые были прерваны, так и не раскрывшись до конца в силу различных обстоятельств. Это не отношения супругов, которые переходят со временем в привычку, а сиюминутное желание, которое больше напоминает грех. Продолжая скрывать информацию о себе до момента расставания, девушка так и остается таинственной незнакомкой, оставив в душе поручика сожаление и боль от расставания.
Вариант 2
В 1925 году Иван Алексеевич Бунин отдыхал в Приморских Альпах и именно там вышел из-под его пера рассказ «Солнечный удар». Автор признавал, что зачастую природа вдохновляла его писать на любовную тему. Так же вышло и с рассказом «Солнечный удар». Писателю представилась картина с выходом на палубу после обеда, из ярко освещенного помещения «он» и «она» попадают в темноту ночи…
В самом произведении Незнакомка на первый взгляд занимает мало место. Бунин описывает ее милый смех, небольшой рост, крепкую, загорелую руку. Она ведет себя естественно, полностью ощущает влечение незнакомого молодого поручика, понимает его нетерпение. И сама поддается чувству сказав «делайте, что хотите…».
Молодые люди спускаются с парохода и едут в номер, где бросаются в объятия друг друга. На другое утро они расстаются. Героиня произведения не называет своего имени с той лишь целью, чтобы прекратить это, как ей кажется, мимолетной увлечение. Она признается, что впервые нарушает брачный обет. Ее мучает совесть, так как все мысли ее заняты мужем и трехлетней дочерью. С поручиком она расстается легко, даже позволяет себя проводить до палубы и поцеловать у всех на виду.
Это первая часть произведения. Солнце, летний зной, счастье — все это живо рисуется и ощущается, вполне в духе Бунина. Кавалер дамы также счастлив, доволен жизнью. Для него это небольшое приключение, «солнечный удар», не стоящий глубоких переживаний.
Но зайдя в свой номер, где недавно была «Она», молодой человек внезапно ощущает огромную потерю. Ее больше нет, но осталась шпилька, которой она закалывала волосы, в воздухе еще пахло ее тонким одеколоном, в ушах звенит ее голос и нежный смех…
Поручик мгновенно решает пойти на почту и послать ей письмо, он жаждет встречи, но вспоминает, что не знает ни ее имени, ни фамилии…
Тоска и грусть заполняет все его существо и по тому, как молодой человек страдает, автор явственно показывает, что эти страдания взаимны. Вероятно и женщина, плывя на пароходе вспоминает «приключение» с тоской и грустью.
Рассказ «Солнечный удар» — это вспышка любви, где Иван Алексеевич Бунин показывает, что это чувство может прийти внезапно и изменить всю жизнь. Короткое время счастья, выделенное героям, приносит им страдания, но если бы не было этого «солнечного удара», они никогда не узнали, что это такое — любовь.
Герои Бунина, как воплощение «Мужчины» и «Женщины» созданы для любви и счастья, но и для страдания. Наша жизнь не совершенна и без разлуки и страдания невозможно жить. Об этом пишет автор, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин.
Сочинение про Незнакомку
Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» повествует нам об истории двух молодых людей. История тривиальная: встретились двое, провели вместе ночь и расстались наутро, не узнав имен друг друга. Дорожное приключение. Но почему-то поручик чувствует после отъезда героини, что не может без нее жить.
Она не соглашается на продолжение романа. Просит не писать ей, не разыскивать, понимая, что произошедшее между ними – минутная слабость и она должна вернуться в свою настоящую жизнь. С ее стороны нет любви, лишь внезапная страсть. Женщина оправдывается перед поручиком, что она не то, что он мог о ней подумать, и никогда с ней ничего подобного не было и не будет больше. Она сравнивает чувство, которое поразило их обоих, с затмением. И поручик легко с ней соглашается. После этой ночи она быстро исчезает из его жизни. Незнакомка возвращается к своей семье – все становится на свои места. Остались лишь незабываемые впечатления.
Эта встреча стала роковой для поручика. Прекрасная незнакомка вмешалась в его судьбу, как вихрь. Он не может забыть эту женщину, порывается отыскать ее, вернуть, он серьезно ею увлекся. Сначала поручик ощущает пустоту после ее отъезда, а потом испытывает боль от потери. Но спасения нет ни в чем. Он не может оставаться в номере гостиницы, где все напоминает о ней. Бунин описывает страшное чувство одиночества, которое овладело поручиком. Он завидует людям, которые не испытали нестерпимой муки, не дающей ему ни минуты покоя. Сердце его разрывалось на части. И, когда через сутки поручик плывет на пароходе, мы видим другого человека, познавшего какие-то тайны на земле. Он как будто постарел на десять лет. Женщина так и осталась таинственной незнакомкой, оставив в душе поручика сожаление и боль от расставания.
Главная мысль рассказа Бунина в том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее, но они дарят человеку яркие мгновения счастья.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Незнакомки в Солнечном ударе
Популярные сегодня темы
Свое сочинение я хочу начать с того, что для меня, роль матери в жизни ребенка самая важная и огромная. Во-первых, без мамы мы не смогли бы появиться на свет, а во-вторых, без ее любви, заботы и внимания
Данное произведение описывает истории, которые имели место во времена жестокой войны. В повести все эти истории происходят с Иваном, подобные ситуации были на войне со многими детьми
Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи
С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.
Экологических проблем сейчас в мире достаточно. Кажется даже, что их становится всё больше и больше! Тут и проблемы с озоновым слоем, и загрязнения в почве, и в воде
Анализ рассказа «Солнечный удар» (И.А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.02.2020 · Обновлено 19.02.2020
Любовь — такое широкое и многоликое чувство. Сколько людей оно осчастливило и сколько судеб погубило… Любовь может быть радостью и источником смысла, а может быть болезнью и самым настоящим проклятием. Сквозь века она волнует души миллионов людей. Именно к этой вечной теме прикоснулся известный автор XX столетия И.А. Бунин в кратком, но очень цепляющем рассказе «Солнечный удар». Его анализ по плану представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая окунуться в атмосферу психологизма и экзистенциальных рассуждений.
История создания
Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» является частью знаменитого цикла рассказов о любви «Тёмный аллеи». Этим сборником автор совершил прорыв в своём творчестве, написав тридцать восемь раз (таково количество рассказов в цикле) об «одном и том же». «Солнечный удар» становится частью «Темных аллей» в 1925 году.
Интересно, что в его написании Бунин вдохновлялся природой Приморских Альп. В этот период писатель уже жил в эмиграции после революции, которую он не принял. Тоска по родине, материальная неустроенность, общение с такими же эмигрантами — все это наложило мрачный отпечаток на его музу. Истории любви в его цикле редко бывают счастливыми. В каждой из них воплотилась боль его сердца от потери той России, которую он любил.
Отправной точкой для создания рассказа стало воспоминание о путешествии по Волге. Бунин любил этот маршрут, помнил каждое ощущение, поэтому легко передал его на бумаге, находясь так далеко от дома.
Жанр, направление
Небольшой объём произведения «Солнечный удар», ограниченный круг героев и одна ярко выраженная сюжетная линия — критерии, по которым произведение можно отнести к эпическому жанру рассказа. Направление — реализм. Об этом свидетельствует отражённый дух эпохи ХХ столетия (демонстрация богатой жизни привилегированного класса, культа денег и роскошной жизни как внешней стороны социального неравенства), изображение типичного, то есть простого, заурядного героя в типичных жизненных обстоятельствах.
Также герои являются отражением национального характера человека того времени, носят общечеловеческие черты. Стоит отметить и язык написания произведения: он живой, диалоги героев имеют разговорную лексику.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Солнечный удар» линейная, весьма примитивная в силу его небольшого объёма. Особенность структуры заключается в отсутствии экспозиции.
Главный и единственный конфликт произведения — внутренний. А именно переживания, буря чувств, стихийное бедствие внезапно проснувшейся любви в сердце поручика.
Глубокий психологизм рассказа погружает читателя в мир непростых чувств главного героя.
Смысл названия
Также интересно то, что метафора солнечного удара у Бунина предстаёт неким переломным моментом в жизни героев. Чувства поручика описываются ярко и живо, он не может представить себе жизнь после случившегося с ним, казалось бы, будничного происшествия. Даже безымянная героиня, несмотря на то, что после проведённой ночи поспешно уезжает домой, говорит утром поручику:
«Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было».
Так, получается, «солнечный удар» — это не только вспышка эмоций и чувств главных героев, это ещё и некая кульминационная точка в развитии их судеб.
Суть: О чем рассказ?
Произведение «Солнечный удар», несмотря на свой весьма небольшой объём и отсутствие развития сюжета, охватывает как внешние аспекты жизни человека начала XX века, так и его внутренние переживания. Это рассказ о любви, это очевидно, в ней кроется вся его суть. Но о любви сложной, о любви-страсти, о любви-болезни, снизошедшей солнечным ударом на героев. Можно сказать, что их жизнь поделилась надвое: до этой любви и после неё. До неё герои жили своей обыденной, будничной жизнью. Героиня, вероятно, была поглощена семейными заботами: у неё есть муж и маленькая дочка. Герой же, возможно, был занят делами на военной службе.
Отдельно стоит упомянуть пароход, на котором персонажи встретились — символ богатства и праздности жизни одновременно. Эта символика отсылает нас к другому произведению Бунина — «Господин из Сан-Франциско». Пароход — это авторская аллегория внешнего благополучия, её суть в том, что люди на пароходе — потерянные герои, их жизнь лишена смысла, они могут лишь наслаждаться благами, которые приносят им деньги.
Очевидно, таковыми были и герои «Солнечного удара» до судьбоносной встречи друг с другом. Этот спонтанный, краткосрочный, словно вспышка света, роман позволил им на короткий промежуток времени ощутить настоящее счастье в его истинном блаженстве. Это озарение снизошло на них, принеся за собой горечь и отчаяние от осознания бессмысленности их жизни. Это хорошо выражено в конце рассказа в образе поручика, уплывающего на пароходе в свою прошлую жизнь:
«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.».
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон описал образы героев в рассказе «Солнечный удар» в формате таблицы.
Поручик | Человек пылкий и впечатлительный. Для него встреча на пароходе становится роковой, в его жизни пропадает смысл. Осознаёт он это после отъезда своей новой возлюбленной. Именно на него ярче всего снисходит «солнечный удар» во всей своей беспощадности. Герой с удивлением обнаруживает в себе чувства, которых не было прежде и к которым, как ему казалось, не было никаких предпосылок. Эта болезненная любовь становится для него настоящим проклятием, избавиться от которого он не может. Однако именно она проливает свет на всю его предыдущую жизнь, а будущее, наоборот, покрывает туманом. Он хочет вернуть возлюбленную, пытается предпринять для этого какие-то меры, например, отправить ей письмо, но понимает, что даже не знает её имени. Именно с этим чувством отчаяния и безвыходности он уплывает домой. |
Она | «Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке.» Героиня — обеспеченная женщина элитарного класса. Она привыкла к роскоши и отдыху. Из рассказа мы также узнаём, что у неё есть семья: муж и трёхлетняя дочка, это к ним она возвращается из Анапы. Роман с поручиком также стал для неё «солнечным ударом», на неё точно «затмение нашло». О чувствах прекрасной попутчицы поручика мы узнаём мало, однако в рассказе видно, что она не испытывала стыда и не была смущена произошедшими с ней обстоятельствами. Для неё случившееся было лишь помутнением рассудка, после которого ей непременно стоило вернуться к прошлой жизни. Она привлекательна, кокетлива и пленяла поручика своей загадочностью — она не желала называть своё имя. |
Образ России | Россия предстает беспечной и богатой. Волга несет своих господ и дает им все наслаждения обеспеченной жизни. Пейзажи красивы, но они контрастируют с описанием убогонького маленького городка, где нашла свой альков страсть героев. Блестящие офицеры и дамы проходят мимо нищеты и скорби другого мира — того, которому суждено поглотить их в будущем. |
Тематика рассказа «Солнечный удар» будет описана Многомудрым Литреконом подробнее, если Вы напишите о том, что необходимо добавить, в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа «Солнечный удар» отражена в списке, но если Вы хотели бы «добавки», то попросите о ней Многомудрого Литрекона в комментариях.
Основная идея
Смысл рассказа «Солнечный удар» запрятан в глубинах психологизма, но одновременно с этим и лежит на поверхности. Прочитав произведение, каждый может сделать для себя личные умозаключения, но все они будут иметь общее основание: любовь многолика во всех своих проявлениях, она может как сделать человека самым счастливым существом на планете, так и полностью разбить его о скалы суровости реальной жизни.
Тем не менее, это именно то чувство, которое приносит в жизни каждого из нас смысл. Именно это хотел показать Бунин в своём рассказе, такова главная мысль рассказа «Солнечный удар». Любовь — это и болезнь, и проклятие, и волшебство, и красота одновременно.
Чему учит рассказ?
Произведение после прочтения оставляет эмоциональный осадок в виде грусти. Вероятно, так было задумано самим автором. Читатель сопереживает главному герою, его душевным скитаниям и потерянности.
Из всего этого можно вынести для себя такой вывод: нужно жить и любить искренне, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Только любовь способна привнести в жизнь человека ту эмоциональную наполненность, к которой он стремится всю жизнь. Таковы нравственные уроки и мораль рассказа «Солнечный удар».
Критика
Современные критики в целом положительно оценивают творчество Бунина, рассказ «Солнечный удар», в том числе. Так, например, литературный обозреватель, критик и писать К. Трунин говорит, что любовь по Бунину раскрывает «наитемнейшие стороны человеческой души» и что «скорее Бунин топчет любовь, чем её превозносит». Мысль критика заключена в оценке автором любви с её негативной стороны.
Трунин также считает, что «Тёмные аллеи» как цикл рассказов обличает пороки любви и переполнен чувством разочарования.
Любовь в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар»: легкое увлечение или трагедия всей жизни?
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Большинство героев литературных произведений, созданных в 19 столетии, проходили своеобразное испытание сильнейшим чувством- любовью. Авторы снова и снова задавали себе вопрос, пытаясь ответить на него в своих творениях: может ли любовь продолжаться до конца жизни, погубит ли она или, наоборот, станет единственным спасением? У И.А.
Бунина любовь всегда трагична, и иногда она не спасает, а наоборот, ведет к гибели. Его лирический герой не обретает семейного счастья, высокие чувства не уничтожаются ни обыденностью и бытом. Рассказ «Солнечный удар» является ярким примером такого отношения. В этом произведении повествуется о переживаниях, связанных с любовью.
Автор смотрит на все глазами своего героя, но при этом главным действующим лицом становится героиня. Не случайно Бунин избегает упоминания имен: ведь имя придает сюжету конкретность, вызывает у каждого читателя какие-то собственные, индивидуальные ассоциации, между тем как писатель стремится к образности, обобщенности.
Начало рассказа традиционно – ОН и Она знакомятся на теплоходе, ощущают сильное влечение и быстро понимают друг друга, вступают в скоропалительную связь (возможно даже не представившись друг другу). Следующий день оказывается разочарованием, герой и героиня делают вид, что с ними не произошло ничего особенного. Вскоре она уезжает, не оставив о себе никаких сведений.
Он понимает, что увидеться вновь им, скорее всего, не придется, и не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Но через некоторое время с героем, «поручиком», начинают происходить странные вещи. Тщательно маскируемое чувство безуспешно ищет выхода, обрекая мимолетного любовника на долгие нравственные страдания.
В финале рассказа поручик вновь оказывается на корабле, ощущая безумную усталость, разочарование, он «чувствует себя постаревшим на десять лет». Обратимся теперь к названию рассказа – «Солнечный удар». Первым впечатлением становится ощущение чего-то молниеносного, неотвратимого, сражающего наповал и оставляющего после себя горе и страдания.
Далее же мы видим, как картина рассвета становится своеобразной эпитафией внезапно вспыхнувшего чувства: «… темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, ещё кое-где светившейся дрожащей рябью… Вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг…» Автору удалось добиться потрясающего эффекта – само пространство характеризует чувства и мысли героев: пейзаж, описанный вначале, свидетельствует о том, что у Него и у Нее все ещё впереди, что мужчина и женщина непременно обретут счастье в объятиях друг друга. Но уплывающие вдаль огни олицетворяют монотонность жизни, ее рутинность, в которой нет места высокому, ярком у чувству. В описаниях героев много очень точных, подмеченных писателем деталей, указывающих на природу возникшего чувства, например, взаимное притяжение молодых тел. Рука героини, «маленькая и сильная пахла загаром… Крепка и смугла она вся под этим холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем». В этой любви нет духовного начала- лишь физиология, стимулированная романтической обстановкой путешествия. Дальнейшие действия мужчины и женщины автор описывает, намеренно добавляя в повествование избыточное количество глаголов – «кинулся», «вышли», «поднялись», «прошли» — таким образом достигается необходимая динамика, подчеркивающая необдуманность совершившегося поступка. Название для этого мимолетного, но очень страстного романа, — «солнечный удар» — придумано героиней. Именно она проявляет максимум рассудительности и такта, прощаясь со своим возлюбленным. Продлить их отношения она не собирается – Бунин подчеркивает ее отношение к происходящему словом «легко»: «в легком и счастливом духе», «так же легко». Поручик тоже не готов к продолжению этой случайной связи. Но дальнейшее развитие сюжета путает все карты. Герой понимает, что он испытывает «совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором уже нельзя было сказать ей теперь». Воспоминания о давнем событии становятся страшным мучением для поручика. Он не знает, как будет жить дальше, мучаясь неопределенностью. Все его дельнейшее существование кажется ему пошлым, бессмысленным, никчемным: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем…». И лишь после описания этих трагических переживаний Бунин впервые обращает внимание читателя на внешность своего героя («… обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми выгоревшими на солнце усами и голубоватой белизной глаз»), возможно, потому, что лишь после осознания своей любви поручик становится человеком, приобретает какую-то внешность. С изменениями отношений героя к жизни меняется и окружающая реальность. Небольшие, но очень емкие, значимые детали, позволяют нам убедиться в этом, понять всю глубину чувств и переживаний поручика.
В рассказах Бунина есть одна очень характерная деталь: у описываемой автором любви никогда нет будущего, нет дальнейшего развития событий.
Герои по различным причинам не могут обрести взаимное, долговременное счастье, они изначально обречены на душевные страдания и долгие мучения.
И в рассказе «Солнечный удар» мы видим очередную реализацию авторского понимания человеческих взаимоотношений: «Полюбив, мы умираем…»
95769 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Любовь в рассказе «Солнечный удар»: легкое увлечение или трагедия всей жизни?
Произведения 19 века в основном были посвящены теме любви, но легкая романтическая любовь была неинтересна писателям, необходимо было, чтобы главные герои проверили свои чувства, пройдя ряд испытаний. Писатели в рассказах пытались ответить на главный вопрос о том, что такое любовь, как она влияет на жизнь человека, губит ли она его или же это спасение, как долго это чувство может продолжаться.
Иван Бунин показывает в своих рассказах всю трагичность любви: она прекрасна, но губительна для человека. Обычно любовь у бунинских героев не переходит в семейное русло, где обыденность и быт смогут эти чувства занизить или совсем уничтожить. Вот такую любовь показывает писатель в произведении «Солнечный удар», где главные герои переживают сильнейшие чувства, они влюблены.
У персонажей рассказа нет имен, есть только он, она и их переживания. Такая общность позволяет каждому, кто читает этот рассказ, испытать какие-то свои чувства и воспринимать сюжет по-своему.
Несмотря на то, что главная героиня женщина, автор все-таки смотрит на все происходящее глазами героя-мужчины.
Традиционное начало в рассказе: главные герои путешествуют на теплоходе, и случайная их встреча оказывается вспышкой нового чувства.
Их влечение настолько сильно, что они решают вступить и в более реальную связь. Не зная имен, они уединяются в одном из номеров.
Но уже новый день не приносит им ничего хорошего: после мгновенно вспыхнувшей любви появляется разочарование. Оба они пытаются не вспоминать, что с ними произошло.
Они расстаются, так и не познакомившись. Герои не переживают из-за расставания, делая равнодушный вид.
И только через несколько месяцев поручик понимает, что любит и страдает, но он ничего о ней не знает, даже имени. Пройдя через нравственные страдания, герой снова оказывается на корабле. Но теперь нет и следа его веселью, его душа постарела, да и он сам говорит о том, что чувствует себя намного старше, чем есть на самом деле.
Она по сюжету присутствует всегда, создавая определенный эмоциональный настрой. Темная ночь накануне близости столь хороша, что они, герои, не могут не оказаться вместе.
Рассвет — это зеркальное отражение того чувства, которое внезапно испытали герои: заря потухала, продолжая еще кое-где светится.
Бунин использует окружающий мир, чтобы показать счастье, которое ждет героев впереди. Но огоньки, уплывающие вдаль, — это символ монотонности и рутинности жизни, где не может существовать яркое чувство.
Детали, воссозданные автором, помогают более точно показать, как возникает это тонкое чувство, как возникает взаимное влечение молодых тел. Руки у девушки миленькие и сильные, а тело крепкое и смуглое.
Любовь, показанная Буниным, не описывается автором духовно, она лишь физическая.
И дальше в текст писатель вставляет много глаголов, чтобы показать реальность картины и то, насколько поступок основных персонажей необдуман. Сама героиня их роман назвала солнечным ударом.
Молодая женщина ведет себя рассудительно, показывая своему возлюбленному, что это был легкий роман, в котором не нужно никакого продолжения.
Главный герой ведет себя по-другому. Он тоже не думает о продолжении романа, пока не начинает понимать, что влюблен. Поручик после этого романа уже не может сказать, что оно стало забавным.
Воспоминания о том, что произошло — это уже мучения и страдания для главного героя. Не понимая, как дальше жить, он не видит цели в своей жизни, она ему кажется бессмысленной.
В конце рассказа автор показывает читателю и внешний облик героя, чтобы сопоставить его внутренний мир и основные черты его облика. Лицо героя серое от загара, голубые глаза и выгоревшие усы.
Иван Бунин опять показывает читателю детали, которые позволяют понять чувства героя. Но автор упорно показывает и доказывает, что у этой любви нет будущего, она не может развиться.
Счастье и любовь не могут продолжаться вечно, утверждает автор, они мимолетны, но полны страданий.
Сочинение по рассказу Бунина «Солнечный удар»
Мягкий кленовый листок кротко и трепетно возносится ветром и вновь падает на холодную землю. Он настолько одинок, что ему всё равно, куда несёт его судьба. Ни тёплые лучи ласкового солнца, ни весенняя свежесть морозного утра уже не радуют его.
Этот маленький листок настолько беззащитен, что ему приходится смириться с роком судьбы и лишь надеяться на то, что когда-нибудь удастся найти своё пристанище. В рассказе И. А.
Бунина «Солнечный удар» поручик, словно одинокий листок, скитается по чужому городу.
Это рассказ о любви с первого взгляда, о мимолётном увлечении, о силе страсти и горечи расставания. В творчестве И. А. Бунина любовь сложна и несчастлива. Герои расстаются, словно проснувшись после сладкого любовного сна. То же самое происходит и с поручиком. Перед читателем предстаёт картина жары и духоты: загар на теле, кипящая вода, горячий морской песок, запылённая извозничья пролетка…
Воздух наполнен любовной страстью. Страшно душный, сильно накалённый за день гостиничный номер — вот отражение состояния влюблённых.
Белые опущенные занавески на окнах — это граница души, а две несожжённые свечи на подзеркальнике — то, что, возможно, осталось здесь от предыдущей пары. Однако наступает время расставания, и маленькая, безымянная женщина, шутливо называвшая себя прекрасной незнакомкой, уезжает. Поручик не сразу понимает, что любовь уходит от него.
В лёгком, счастливом состоянии духа он довёз её до пристани, поцеловал и беззаботно вернулся в гостиницу. Его душа была ещё полна ею — и пуста, как и гостиничный номер. Аромат её хорошего английского одеколона, её недопитая чашка лишь усиливали одиночество.
Поручик поспешил закурить, но сигаретный дым не способен побороть тоску и душевную пустоту.
Иногда случается, что мы понимаем, с каким прекрасным человеком свела нас судьба, лишь в тот момент, когда его уже нет рядом. Поручику нечасто доводилось влюбляться, иначе он не стал бы называть пережитое чувство «странным приключением», не согласился бы с безымянной незнакомкой, что они оба получили что-то вроде солнечного удара.
В гостиничном номере ещё всё напоминало о ней. Однако тяжелы были эти воспоминания, от одного взгляда на неубранную кровать усиливалась и без того невыносимая тоска. Где-то там, за открытыми окнами, уплывал от него пароход с таинственной незнакомкой.
Поручик на мгновение попробовал представить, что чувствует таинственная незнакомка, ощутить себя на её месте.
Вероятно, она сидит в стеклянном белом салоне или на палубе и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на жёлтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор.
А его мучает одиночество, раздражает базарный говор и скрип колёс. Жизнь самого обычного человека зачастую скучна и однообразна.
И только благодаря таким мимолётным встречам люди забывают про каждодневные скучные дела, каждое расставание вселяет надежду на новую встречу, и с этим ничего не поделаешь.
Но где же сможет встретить поручик свою возлюбленную в большом городе? К тому же у неё семья, трёхлетняя дочка. Нужно продолжать жить, не давать отчаянию овладеть разумом и душой, хотя бы ради всех будущих встреч.
Все проходит, как говорил Юлий Цезарь.
Вначале странное, непонятное чувство затмевает разум, но тоска и одиночество неминуемо остаются в прошлом, как только человек вновь оказывается в обществе, общается с интересными людьми.
Новые встречи — вот лучшее лекарство от расставаний. Не нужно уходить в себя, думать о том, как прожить этот бесконечный день с этими воспоминаниями, с этой неразделимой мукой.
Поручик был одинок в этом богом забытом городишке. Он рассчитывал найти сочувствие к себе со стороны окружающих. Но улица лишь усилила тяжкие воспоминания.
Герой не мог понять, как можно спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть беспечным, равнодушным. Ему захотелось узнать, один ли он так страшно несчастен во всём этом городе.
На базаре все только и делали, что нахваливали свой товар. Всё это было так глупо, нелепо, что герой убежал с базара.
В соборе поручик также не нашёл пристанища: там пели громко, весело и решительно. Никому не было дела до его одиночества, а безжалостное солнце неумолимо жгло.
Погоны и пуговицы его кителя так нагрелись, что к ним невозможно было прикоснуться. Тяжесть внутренних переживаний поручика усугубляла нестерпимая жара на улице.
Ещё вчера, находясь под властью любви, он не замечал палящего солнца. Теперь же, казалось, уже ничто не сможет побороть одиночество.
Поручик попытался найти утешение в спиртном, но от водки его чувства ещё больше разгулялись. Герою так хотелось избавиться от этой любви, и вместе с тем он мечтал встретиться вновь со своей возлюбленной. Но каким образом? Он не знал ни фамилии, ни имени её.
Память поручика ещё хранила запах её загара и холстинкового платья, красоту её крепкого тела и изящность маленьких рук.
Долго рассматривая портрет какого-то военного на фотовитрине, герой задумался над вопросом, нужна ли такая любовь, если потом всё будничное становится страшным и диким, хорошо ли, когда сердце поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем. Говорят, всё хорошо в меру.
Некогда сильная любовь после расставания сменяется завистью к окружающим. То же самое произошло с поручиком: он стал томиться мучительной завистью ко всем нестрадающим людям. Всё вокруг выглядело одиноким: дома, улицы…
Казалось, вокруг нет ни души. От былого благополучия осталась лишь белая густая пыль, лежавшая на мостовой. Когда поручик вернулся в гостиницу, номер был уже прибран и казался пустым. Окна были закрыты, занавески опущены. В комнату проникал лишь лёгкий ветерок.
Поручик устал, к тому же, он был очень пьян и лежал, подложив руки под затылок. По его щекам покатились слёзы отчаяния, столь сильно было ощущение бессилия человека перед всемогущей судьбой.
Когда поручик проснулся, боль потери немного притупилась, будто он расстался с возлюбленной десять нет назад. Оставаться в номере далее было невыносимо.
Деньги для героя потеряли всякую ценность, вполне возможно, в его памяти ещё свежи были воспоминания о городском базаре, об алчности торговцев.
Щедро рассчитавшись с извозчиком, он пошёл на пристань и через минуту оказался на многолюдном пароходе, идущем следом за незнакомкой. В действии наступила развязка, но в самом конце рассказа И. А.
Бунин ставит последний штрих: за несколько дней поручик постарел на десять лет. Чувствуя себя в плену любви, мы не думаем о неизбежной минуте расставания. Чем сильнее мы любим, тем тягостнее бывают наши страдания.
Эта тяжесть расставания с самым близким тебе человеком ни с чем не сравнима.
Что же испытывает человек, когда теряет свою любовь после неземного счастья, если из-за мимолётного увлечения стареет на десять лет? Человеческая жизнь, словно зебра: белая полоса радости и счастья неминуемо сменится чёрной.
Но успех одного человека вовсе не означает неудачу другого. Нужно жить с открытой душой, даря радость людям, и тогда в нашу жизнь будет возвращаться радость, чаще мы будем терять голову от счастья, нежели томиться в ожидании нового солнечного удара.
Ведь ничего нет невыносимее ожидания.
Бунин “Солнечный удар” сочинение
“Солнечный удар”, как и большинство бунинской прозы периода эмиграции, имеет любовную тематику. В нем автор показывает, что и разделенные чувства могут породить серьезную любовную драму.
Л. В. Никулин в своей книге “Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты” указывает, что изначально рассказ “Солнечный удар” был назван автором “Случайное знакомство”, затем Бунин меняет название на “Ксения”. Однако оба эти названия были зачеркнуты автором, т. к.
не создавали бунинского настроения, “звука” (первое просто сообщало о событии, второе называло потенциальное имя героини).
Писатель остановился на третьем, наиболее удачном, варианте – “Солнечный удар”, который образно передает состояние, испытанное главным героем рассказа и помогает раскрыть существенные особенности бунинскоговидения любви: внезапность, яркость, кратковременность чувства, мгновенно захватывающего человека и как бы сжигающего его дотла.
О главных действующих лицах рассказа мы узнаем немногое. Автор не указывает ни имен, ни возраста. Таким приемом писатель как бы возвышает своих героев над окружающей обстановкой, временем и обстоятельствами. В рассказе два главных героя – поручик и его попутчица.
Они были знакомы только сутки и представить не могли, что неожиданное знакомство способно обернуться чувством, которого за всю жизнь не испытывал ни один из них. Но влюбленные вынуждены расстаться, т. к.
Здесь очевидна прямая, полемика с одним из известных рассказов А. П. Чехова “Дама с собачкой”, где такая же неожиданная встреча героев и посетившая их любовь продолжается, развивается во времени, преодолевает испытание буднями. Автор “Солнечного удара” не смог пойти на такое сюжетное решение, потому что “обычная жизнь” не вызывает у него интереса и лежит за пределами его любовной концепции.
Писатель не сразу дает возможность своим героям осознать все, что произошло с ними. Вся история сближения героев – это своего рода экспозиция действия, подготовка к потрясению, которое свершится в душе поручика позже, и в которое он не сразу поверит. Это происходит после того, как герой, проводив свою попутчицу, возвращается в номер.
Сначала поручика поражает странное ощущение пустоты его комнаты. В дальнейшем развитие действия контраст между отсутствием героини в реальном окружающем пространстве и ее присутствием в душе и памяти главного героя, постепенно усиливается.
Внутренний мир поручика наполняется ощущением неправдоподобности, неестественности всего случившегося и нестерпимой болью потери.
Писатель передает мучительные любовные переживания героя через перемены в его настроении. Сначала сердце поручика сжимается нежностью, он тоскует, пытаясь при этом скрыть свое смятение. Затем происходит своеобразный диалог поручика с самим собой.
Особо пристальное внимание Бунин уделяет жестам героя, его мимике и взглядам. Немаловажным являются и его впечатления, проявляющиеся в виде произнесенных вслух фраз, достаточно элементарных, но зато ударных. Только изредка читателю предоставляется возможность узнать мысли героя.
Таким способом Бунин выстраивает свой психологический авторский анализ – одновременно и тайный, и явный.
Герой старается засмеяться, отогнать печальные мысли, но ему это не удается. Он то и дело видит предметы, которые напоминают о незнакомке: смятую постель, шпильку для волос, недопитую чашку кофе; чувствует аромат ее духов.
Так зарождается мука и тоска, не оставляя и следа от былой легкости и беззаботности.
Показывая, пропасть, которая пролегла между прошлым и настоящим, писатель акцентирует субъективно-лирическое переживание времени: настоящего сиюминутного, проведенного с героями вместе и той вечности, в которую для поручика перерастает время без возлюбленной.
Расставшись с героиней, поручик осознает, что его жизнь его потеряла всяческий смысл. Известен даже тот факт, что в одной из редакций “Солнечного удара” было написано, что у поручика упорно зрела мысль о самоубийстве.
Так, буквально на глазах у читателя свершается своего рода метаморфоза: на месте вполне заурядного и ничем не примечательного армейского поручика появился человек, который по-новому мыслит, страдает и чувствует себя постаревшим лет на десять.
Сочинение на тему ««Солнечный удар», анализ рассказа Бунина»
Тема любви является главной в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» — один из наиболее известных его рассказов. Анализ данного произведения помогает выявить взгляды автора на любовь и на ее роль в судьбе человека.
Что характерно для Бунина, он акцентирует внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для начала 20 века это можно считать смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства. Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом.
В рассказе «Солнечный удар» Бунин говорит о мимолетном романе поручика и замужней дамы, которые плыли на одном теплоходе и внезапно воспылали друг к другу страстью. Автор видит вечную тайну любви в том, что герои не вольны в своей страсти: после ночи они расстаются навсегда, не узнав даже имени друг друга.
Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску. Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар».
Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее.
Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток.
Манера повествования Бунина является очень «плотной». Он мастер короткого жанра, и в небольшом объеме ему удается максимально полно раскрыть образы и донести свою идею. В рассказе много кратких, но емких описательных предложений. Они наполнены эпитетами и деталями.
Что интересно, любовь — это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Проснувшись один, герой понимает, что снова способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви — одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил подлинный поэтический гимн.
Уже в самом названии рассказа «Солнечный удар» выражена непреодолимая сила любовного чувства, его преобразующее воздействие на человека. Обыденная обстановка, обыденная ситуация — однодневная вспышка страсти безымянных героев — выбрана автором рассказа специально, чтобы оттенить эту мысль.
Лишь воспоминания поручика — спонтанные, все захватывающие — проясняют истинный смысл промелькнувших мгновений прошлого. Герой вспоминает о случайном знакомстве на пароходе, о любовном приключении и разлуке навсегда. Возлюбленная сошла с парохода в маленьком уездном городке поздним вечером.
А утром, после пьянящей ночи, — «солнечное, жаркое, счастливое, со звоном церквей» — завершение столь же жарких, пылких переживаний и начало разлуки. С отъездом возлюбленной у поручика появилось болезненное ощущение утраты: «странное, непонятное чувство, которого совсем не было, когда они были вместе».
Страдания нарастают: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!»
Ощущение утраты резко изменяет восприятие героем окружающего мира. Жизнь городка становится «глупой, нелепой», красота природы кажется ненужной, а слепящий свет, «пламенный и радостный», исходит от «как будто бесцельного солнца». С потерей любимой бессмысленной становится вся красота мира. Мастер пейзажной живописи, И. А.
Бунин воссоздает яркое природное цветение, но лишь для того, чтобы передать рожденные им страдания одинокого человека. Весь мир, объективно прекрасный, субъективно воспринят как мучительное испытание, все в нем усиливает несчастье.
Немудрено, что рассказ (после поэтической зарисовки вечерней заря) кончается кратким сообщением: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
В пределах кратчайшего временного отрезка произошла психологическая метаморфоза.
Этот композиционный прием убеждает нас: все переживания поручика — тоска по уехавшей возлюбленной, внутренняя сосредоточенность на чувстве к ней, боль одиночества — столь же естественно свойственны его душе, как первый порыв страсти.
Неожиданно, но закономерно пробуждается присущая любому человеку и до поры дремлющая способность к всепоглощающей любви. Осмысление любви в рассказах И. А.
Бунина выражает общее представление писателя о жизни: мир катастрофичен, и любовь лишь призрак подлинного счастья земного бытия и, может быть, самый короткий путь познания его неосуществимости. Искусство для И. А. Бунина становится возможностью увековечения мига, в котором проявляется и красота, и трагедия, и вечная тайна мира.