Что предлагал сперанский в плане государственного преобразования
Реформы Сперанского.
Александр I желал России либеральных реформ. С этой целью был создан «негласный комитет», а главным помощником императора стал Михаил Михайлович Сперанский.
М. М. Сперанский – сын сельского священника, ставший секретарем императора без протекции, обладал множеством талантов. Он много читал и знал иностранные языки.
По поручению императора Сперанский выработал проект реформ, призванных изменить систему управления в России.
Проект реформ Сперанского.
М. Сперанский предполагал следующие изменения:
Выборность Госдумы впервые предполагалась как основанная на избирательном праве – многоступенчатом, неравном для дворян и крестьян, но широком. Реформа М. Сперанского не наделяла Госдуму широкими полномочиями: все проекты обсуждались, одобренные думой, они вступали бы в силу только после царского на то разрешения.
Царь и правительство, как власть исполнительная, лишались права издавать законы по одному своему желанию.
Оценка реформ М. Сперанского.
Если бы проект государственной реформы России М. Сперанского был воплощен в действии, то сделал бы нашу страну конституционной монархией, а не абсолютной.
Реформа содержала много либеральных начал, но её основным недостатком был факт административного преобразования через отсутствие социального изменения. Чтобы стать либеральной, стране требовалось бы освободить крестьян от зависимости. Н М. Сперанский планировал изменять конституционное устройство государства, не освобождая 55% крестьянства от крепостного гнета.
Проект нового русского Гражданского уложения.
Этим проектом М. Сперанский занимался так же, как и первым: не беря во внимание реальную ситуацию в государстве.
Деятель составлял новые законы, основываясь на философских трудах Запада, на практике же многие эти принципы просто не работали.
Многие статьи этого проекта – калька Наполеоновского Кодекса, что вызвало возмущение в русском обществе.
М. Сперанский издал указ об изменении правил присвоения чинов, пытался бороться с дефицитом бюджета, который опустошали войны, участвовал в разработке таможенного тарифа в 1810 году.
Конец реформ.
Оппозиция реформатору и в верхах, и в низах продиктовала Александру I решение отстранить М. Сперанского от всех занимаемых должностей и сослать в Пермь. Так в марте 1812 года его политическая деятельность прервалась.
В 1819 г. М. Сперанского назначили генерал-губернатором Сибири, а в 1821 г. он вернулся в Петербург, стал членом учреждённого Государственного совета. После вынужденной ссылки М. Сперанский пересмотрел взгляды, стал высказывать мысли, противоположные прежним.
Реформы Сперанского
Реформация устройства страны Михаилом Сперанским проводилась в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I. Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.
Основные положения проекта
Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:
На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.
Схема устройства власти представлена на схеме.
Государь — стоит во главе всего правления
Орган совещательного характера
Правительственный Сенат и Министерства
Дума на уровне государства
Управление на уровне губерний
Дума на уровне губерний
Суд на уровне губерний
Управление на уровне округов
Дума на уровне округов
Суд на уровне округов
Управление на уровне волостей
Дума на уровне волостей
Суд на уровне волостей
Начальный этап — 1802 – 1807 годы
Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.
Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.
Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.
Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов
В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:
Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.
Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.
Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.
На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.
Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.
Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.
Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.
На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.
Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы
На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:
Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.
Причины не реализации реформ
Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.
Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.
Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:
Основные итоги
Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.
М.М. Сперанский и его план преобразования России
Второй этап реформ Александра I связан с именем одного из замечательных государственных деятелей России первой половины XIX в. — М.М. Сперанского (1772-1839). Он был выходцем из семьи сельского священника владимирской губернии, блестяще закончил духовную академию, но затем выбрал гражданскую карьеру. Свое восхождение по служебной лестнице он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина.
Отличаясь ясным и критичным умом, необыкновенной трудоспособностью, даром прекрасно излагать свои мысли, он сумел сделать блестящую карьеру и приблизиться к Александру I. С 1806 г. он стал докладчиком императора по делам управления и законодательства. По его инициативе в 1809 г. император подписал указы: один — о придворных званиях, согласно которому придворное звание оставалось почетным отличием, не давая права на получение должности и чина, второй — об экзаменах на гражданские чины, начиная с VII класса. Этими указами Сперанский сразу же настроил против себя все придворное и чиновничье дворянство.
Но основной задачей М.М. Сперанского стала деятельность по реформированию государственного механизма России. В его проектах и записках, которые он представлял Александру I, обоснованы идеи конституционной монархии, разделения властей, прав и обязанностей различных сословий. Цель плана Сперанского состояла в том, чтобы при сохранении самодержавия постараться модернизировать государственный механизм России, путем введения новых, буржуазных норм.
План преобразования России М.М. Сперанского, законченный к осени 1809 г., предусматривал создание трех параллельных рядов учреждений — законодательных, исполнительных и судебных. Законодательный ряд образовывали «думы»: волостные, уездные, губернские и государственная. Волостная дума избиралась из числа земельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян (1 депутат от 500 душ). Эта дума выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу. Уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу. Губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в государственную думу, которая должна была собираться ежегодно и рассматривать вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет. Исполнительной властью, по мысли М.М. Сперанского, должны были являться избираемые местными думами правления — волостные, уездные и губернские. Высшей исполнительной властью должны были стать министры, назначаемые императором.
Судебную власть должны были представлять волостные (носящие третейский характер), уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию представлял сенат, члены которого должны были избираться пожизненно государственной думой и утверждаться императором. Для объединения деятельности высших государственных учреждений Сперанский предлагал учредить Государственный Совет, состоящий из высших государственных сановников, назначенных императором, и призванный заниматься рассмотрением новых законодательных актов до внесения их в Государственную думу и наблюдением за исполнением законов во всех областях государственного управления, являясь таким образом, законосовещательным учреждением. Председательствовать на его заседаниях должен был сам монарх или лицо, специально им назначенное. Фактически этот план означал превращение самодержавной монархии в конституционную.
Учреждение Государственного совета.
Александр I в целом одобрил этот проект и приступил к его реализации. 1 января 1810 г. был образован Государственный Совет, разделенный на четыре департамента: военных дел, законов, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для организации его работы была создана Государственная канцелярия во главе с Государственным секретарем, которым был назначен М.М. Сперанский. Этот орган должен был рассматривать все законы и важнейшие мероприятия. Его решения представлялись на утверждение императора. «Высочайше утвержденное» решение Государственного совета приобретало силу закона.
Учреждением государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов государственного управления. Эта система с небольшими изменениями просуществовала до 1906 г.
Финансовые реформы Сперанского.
Финансовое состояние страны в первой половине XIX в. было как никогда тяжелым, поскольку войны, которые Россия в то время вела практически беспрерывно, увеличивали расходы бюджета, а присоединение России к континентальной блокаде Англии еще больше расстроило финансовую систему государства. Поэтому в течение 1810-1811 гг. Сперанский провел ряд финансовых мер: изъятие из обращения ассигнаций и погашение их за счет увеличения налогов, повышение таможенных пошлин, замена медной монеты серебряной. В Петербурге и Москве был введен налог на недвижимость. Кроме того, Сперанский ввел налог на дворянские имения в размере 50 коп. с каждой ревизской души.
Но эти мероприятия, выводившие страну из финансового кризиса, ожесточили против Сперанского владельцев недвижимости, которые обвиняли его в намерении разорить самые знатные и богатые фамилии России. Поэтому реформаторская деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана. Александр I испугался, что нововведения, приемлемые в теории, вызовут недовольство в обществе. В результате дворцовой интриги в марте 1812 г. М.М. Сперанский был без объяснения причин уволен со службы и выслан в начале в Нижний Новгород, а затем в Пермь, хотя, как он писал в своем оправдательном письме, вся его деятельность проводилась с согласия императора и даже по его поручению.
Для того чтобы сместить М.М. Сперанского, при дворе сформировался заговор. Среди его врагов были такие влиятельные фигуры как великая княгиня Екатерина, граф Ростопчин, А.А. Аракчеев, Н.М. Карамзин. Министр полиции АД. Балашов передал Александру I неуважительные высказывания о нем его ближайшего соратника: «Вы же хорошо знаете подозрительный характер императора. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». Но непосредственным поводом к удалению Сперанского явились обвинения его в шпионаже в пользу Франции.
В тот период российские правящие круги вели секретные переговоры с Талейраном — министром иностранных дел Франции, который согласился информировать Александра I о предстоящих планах Наполеона Бонапарта. Эти сведения тайно передавались (причем ни посол в Париже Куракин, ни министр иностранных дел Румянцев не были осведомлены об этой переписке) через члена русского посольства К.В. Нессельроде.
Эти секретные документы предназначались лично Александру, но Сперанский заставил служащих Министерства иностранных дел передавать ему эти бумаги, что позволило обвинить Сперанского в заговоре против безопасности государства. 17 марта 1812 г. Сперанский получил указание явиться к императору. Их аудиенция длилась около двух часов. После этой встречи Сперанский вышел бледный и взволнованный, а присутствовавшие в приемной услышали слова Александра:
«Еще раз прощайте, Михайло Михайлович». Вернувшись к себе домой, Сперанский застал там А.Д. Балашова, а его кабинет был опечатан. Поздно ночью Сперанский, сопровождаемый частным приставом, в почтовой карете уехал в Нижний Новгород. Через несколько дней были заключены в тюрьму чиновники Министерства иностранных дел, передававшие Сперанскому секретные документы.
Александр I на следующий день после высылки Сперанского сказал князю Александру Голицыну: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, верно, кричал бы и жаловался, что тебе больно. У меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой». В 1816 г. он был помилован и назначен пермским генерал-губернатором, а в 1819 г. генерал-губернатором Сибири. Вновь же в Петербург Сперанский приехал в 1821 г.
Н.М.Карамзин и его сочинение «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».
Многогранный талант Николая Михайловича Карамзина проявлялся не только литературном и научном творчестве, но и в публицистике. Выдающимся образцом российской словесности первой половины XIX в. явилось его сочинение «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».
Это сочинение было написано в начале 1811 г. специально для Александра I, его публикация в печати не предполагалась. Отрывок из этой статьи впервые был опубликован в 1837 г., а целиком текст «Записки» увидел свет лишь в 1870 г. Эта статья была вручена Александру I его сестрой Екатериной Павловной в марте 1811 г. Император, ознакомившись с этой работой, ничего не сказал историографу, это сочинение никак не отразилось на его дальнейшей карьере, хотя резкая критика правительства, содержавшаяся в этой статье, не могла понравиться Александру.
Перед российской интеллигенцией того времени неизбежно вставал вопрос: пойдет ли Россия дорогой Запада — дорогой революций (к тому времени уже произошли Нидерландская, Английская и Французская революции), или же другим путем, без социальных потрясений. Карамзин был первым из историков, кто попытался дать ответ на этот непростой вопрос.
Он считал, что проводимые правительством Александра I реформы неизбежно толкают Россию на революционный путь. Отмечая, что «настоящее бывает следствием прошедшего», он начинает свое сочинение с беглого анализа предшествующих периодов российской истории. Оценивая их, Карамзин замечает, что именно княжеская, а затем царская власть была непременным условием благоденствия русского государства, спасла Россию от монголо-татарских орд, возродила ее после страшных лет Смутного времени. «Забудем ли князей московских Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную и — что не менее важно — учредили твердое в ней правление единовластное?» — восклицает историк.
Оценивая деятельность Петра I, Карамзин писал, что он немало сделал для величия России, ее славы. Но, по его мнению, «Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства, подобно физическому, нужное для их твердости». Таким образом, XVIII век предстает в трактате Карамзина как время больших достижений и одновременно больших пороков.
Однако основная часть этого сочинения посвящена рассмотрению дел правительства Александра I. Карамзин подверг резкой критике практически все либеральные начинания императора. Эти реформы вызывали настороженность у многих представителей российской интеллигенции, придерживавшихся традиционного, консервативного мышления. Именно к таким людям и относился Н.М. Карамзин. Так, ему казалось, что поспешные реформы — не самый лучший способ совершенствования государственного управления страны. В этом сочинении Карамзин провозгласил самодержавие с опорой на дворянские слои непременным условием процветания России. «Дворянство и духовенство, Сенат, Синод как хранилище законов, над всеми государь единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание российской монархии, которое может быть утверждено или ослаблено правилами царствующих». А не актуальными ли сейчас кажутся слова Карамзина:
«Державы, подобно людям, имеют определенный век свой, так мыслит философия, так вещает история. Благоразумная система в жизни продолжает век человека, благоразумная система государственная продолжает век государств. Кто исчислит грядущие лета России? Слышу пророков близкоконечного бедствия; но, благодаря Всевышнему, сердце мое им не верит; вижу опасности, но не вижу погибели».
Реформы Сперанского — кратко о реформировании России
Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.
Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.
Главные положения проекта реформ Сперанского
Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807)
На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.
Второй этап (1808-1810)
После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:
После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.
Третий этап (1811-1812)
Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:
Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.
Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.
Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.
Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:
Причины и последствия отставки Сперанского
Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.
17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.
Главный итог деятельности Сперанского
Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.
Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.