Что предложил посланец царя ермаку
О покорении Сибири Ермаком:
Краткое содержание
Узнал царь Иван (Грозный), что за Уралом есть богатая земля Сибирь. И правит в ней злой хан Кучум. Так захотел царь Сибирь покорить, своей сделать, что заболел. Боярам ничего не сказал о мечте своей, а слуге-крестьянину открылся: нужен ему для дела «храбрый да удалый» человек. Слуга посоветовал атамана донского казака Ермака Тимофеевича. Год искали казака – не нашли. Царь слугу в богатые доспехи одел и тоже на поиски отправил. Но слуга все снял и пошел, как странник.
Встречный странник сказал ему, что Ермак на Урале. Передал слуга просьбу царя семье казака. Пришел Ермак, вольный казак, в Москву к царю без поклона, даже шапку не снял. Царь сказал Ермаку искупить вину вольных набегов – взять Сибирь. Собрал атаман казаков и пошел до Тобола, а оттуда на лодках до Иртыша. Победили казаки ханское войско. Много воинов полегло и с той, и с другой стороны. А Кучума убили – он обманщик был. С тех пор «русские могут жить в Сибири». И местным жителям при русских стало легче. До сих пор жива в народе память о Ермаке и его службе Руси в деле присоединения земли сибирской.
Читательский дневник по преданию «О покорении Сибири Ермаком»
Сюжет
Царь Иван задумал покорить Сибирь. Через слугу из крестьян он находит для похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Ермак царю не слуга, но для России рад стараться. Он побеждает хана Кучума. Русские заселяют Сибирь. Народ помнит подвиг Ермака.
Отзыв
Правда и вымысел
Поход атамана Ермака в Сибирь состоялся в 1581-82 г.г., во время царствования Ивана IV (Грозного). Сибирь и ее богатства стали русскими. Увеличилась территория Русской земли, кочевники перестали угрожать ее границам. С Ермаком на самом деле был не очень большой отряд казаков. У хана людей было больше, но они хуже воевали и считали выгодным подчиниться русскому царю. Однако не царь, а купцы Строгановы позвали отряд охранять их владения от хана. Атаман сам решил взять Сибирское ханство для России. Кучум действительно был убит, но прежде был убит сам Ермак. Вымысел, сказочный элемент – беседа царя и слуги-крестьянина, царя и атамана.
О покорении Сибири Ермаком (Легенда)
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
— Издалека, — ответил царь.
— Может, помогу я тебе?
— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:
— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
О прибывших к Царю в Москву послах от Ермака. Царь под державу свою благоугодно приемлет Сибирь и прощает Ермаку с товарищи вины. Царь посылает Ермаку дары
Но коль скоро посланные от Ермака в Москву прибыли, то важность представления их учинила во всем перемену и ко Двору им свободный допуск, и Его Царское Величество повелел их взять пред себя и принять Ермакову челобитную, и оную прочесть вслух. Они скоро потом получили как за себя, так и за своих в Сибири оставшихся товарищей в прежде учиненных своих злодеяниях, которые показались яко важные, их заслугами довольно очищены, желаемое прощение, и по получении такой радостной ведомости приказано было в соборной церкви отпеть благодарственный молебен. Сверх того награждены они при Дворе Его Царского Величества особливою милостию и во все время их пребывания в Москве содержаны на Государевом коште и одарены деньгами и сукнами. А как от них представлено было об отправлении в Сибирь воеводы, оное принято за благо и повелено, с таким прибавлением, что Ермаку до приезду воеводы тамошние дела управлять по-прежнему. При отправлении ж их обратно послана к Ермаку за Козацкие заслуги похвальная грамота с совершенным прощением за их прежние злодеяния и с обнадеживанием о Всевысочайшей Его Величества милости, притом от Его Царского Величества ему в подарок два предорогие панциря, серебряный ковш, шубу, которую Его Величество сам носил, и половинку сукна, а прочим Козакам деньги и каждому сукна ж по половинке, с чем они благополучно в Сибирь с новобранными Козаками ж к Ер- маку в 1583-м году, марта 1-го дня, прибыли.
По прибытии ж атамана Кольцова в Сибирь, Ермак весьма обрадован был полученными от Его Царского Величества Высочайшими милостями, а паче прощением его и товарищей его. Почему Ермак еще наиревностнее старался приумножать разные владения Сибирской области, а более чтоб склонить и привесть неотменно самого Хана Кучума к Российскому подданству, под который случай живущий при Таре реке, отставший от Хана Татарский Мурза Карача требовал для вспоможения себе против орды Кайсацкой от Ермака несколько Козаков, почему от него и послан к нему был Атаман Кольцов с 40 человеками, чрез что надежнее уповал чрез такого знатного Мурзу и прочих склонить совсем на Российскую сторону, но вместо того вскоре получил известие, что просьба та была притворная и что Кольцов сентября 10 числа со всеми Козаками своими от Карачи, а находящиеся у Остяков для ясачного сбора также потом по наущению его побиты.
В наступивший 1584 год, ноября 4 числа, по Царскому определению, прибыл к Ермаку в Сибирь воевода Князь Семен Дмитриевич Волховской, и при нем товарищами Иван Киреев да Иван Глухов с 500 человеками, а в наступившее ж лето приступил Мурза Карача с сильным Татарским войском к городу Сибири и делал жестокое покушение, но отважною храбростию чрез ночную вылазку Козаки, во-первых, Карачу, а потом и всех его Татар разбили и от долговременной осады наконец прогнали и освободилися.
О покорении Сибири Ермаком
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней нс спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
— Издалека, — ответил царь.
— Может, помогу я тебе?
— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не зияет, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:
— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермаки, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми с лугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Задание 1. Прочитайте в учебнике предание «О покорении Сибири Ермаком» и ответьте на вопросы. 1. В каком веке происходят события, о которых рассказы- вается в предании? 2. О каком русском царе говорится в предании? Каким он здесь показан? 3. В каких ещё преданиях, которые вы прочитали, расска- зывается об этом царе? 4. Почему царь решил обратиться за к Ермаку Тимофеевичу? 5. Где и каким образом удалось найти Ермака? Что предложил посланец царя Ермаку? 7. С какими врагами бился Ермак, покоряя Сибирь?
Ответы 3
Формула нахождения суммы углов n-угольника.
180°(n-2), где n-количество углов
1. данные части менее связаны по смыслу и между ними можно было бы поставить точку
2. данные части менее связаны по смыслу и между ними можно было бы поставить точку
3.точка с запятой ставится т.к внутри первой части предложения есть запятые (после слова сосульки должна стоять)
4.точка с запятой ставится т.к внутри первой части предложения есть запятые (после слова дождь)
2.Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.
5. Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.