Что предметы старины рассказать тебе должны

Что предметы старины рассказать тебе должны

Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть фото Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть картинку Что предметы старины рассказать тебе должны. Картинка про Что предметы старины рассказать тебе должны. Фото Что предметы старины рассказать тебе должныКраеведческий музей города Кузнецка пригласил ребят 3а класса МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова заглянуть в удивительный мир старинных вещей и посетить выставку «Мир забытых вещей». Предметы прошлого могут рассказать много интересного об ушедшей эпохе, истории повседневной жизни, увлечениях, вкусах и стилях своего времени. Третьеклассники смогли взглянуть на старые и забытые предметы, увидеть и почувствовать, какой мир хранят немые свидетели ушедшей эпохи, и почувствовать такое же уважение к вещам, которое было свойственно нашим предкам. Рассматривая старинные вещи, дети задавали множество вопросов – их интересовала история вещей и кому они принадлежали ранее. Все пришли к единому мнению о том, что всё это результат труда людей, руки которых можно назвать золотыми.

Преемственность поколений. Мы часто забываем своих предков, а если и помним, то только по фотографиям. А ведь о них нам могут напомнить и вещи, которые если

не передаются, то просто остаются из года в год или из века в век в доме, переходя в руки наследников.

В музее как будто сохранился мир людей, которые уже не живут на свете. Целую эпоху и ее обстоятельства сохраняют эти старинные вещи. И хотя они уже не модны, не хочется, чтоб их выбрасывали. Ведь целый отрезок Жизни уйдет в никуда, безвозвратно.

Источник

ПРЕДМЕТЫ БЫТА СТАРИНЫ: О ЧЁМ ОНИ МОЛЧАТ?

ПРЕДМЕТЫ БЫТА СТАРИНЫ: О ЧЁМ ОНИ МОЛЧАТ?

Просмотр содержимого документа
«ПРЕДМЕТЫ БЫТА СТАРИНЫ: О ЧЁМ ОНИ МОЛЧАТ?»

ПРЕДМЕТЫ БЫТА СТАРИНЫ: О ЧЁМ ОНИ МОЛЧАТ?

Учитель начальных классов: ШпилёваС.Ив.

Цели: познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок; развивать речевую активность, память.

Дети, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

Сегодня я решила сделать вам сюрприз- пригласить в музей. Вы, конечно, здесь бывали, но одно дело побывать, а другое узнать более подробно о предметах быта старины. Познакомиться с их назначением и ценностью. А результатом, я думаю для нас станет увлекательное дело. Какое? Это пока загадка.

Начнём с небольшой сценки, которую подготовили учащиеся 4 класса.

Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Сын: Пожалуй, это интересно.

Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

Заходя в музей понимаешь, что мы с каждой минутой всё дальше и дальше от того времени, когда пили чай из самовара, танцевали вальс, волшебным образом льющийся из патефона. Ценители старины давно уже заметили, что многие старинные вещи настолько умно придуманы, что не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. В старину предметы быта изготавливались « на века» и это не просто слова.

Музей хранит историю вещей

И тех, кого уж с нами нет,людей,

Он будет возрастать повсюду славой,

Пока гордимся мы историей своей.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною,

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Из далёкой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались.

Давным-давно в деревне
Жила одна семья-
Оставила в наследство
Большой сундук добра.
О нём сейчас мы вспомним
И поведём рассказ
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.

Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)

Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Мокрую ткань растягивали и оставляли сушиться в виде. В России пользовались рубелем и вальком. На валёк наматывали вещь, а затем прокатывали рубелем. Обычно, ткань, из которой шили одежду, была настолько груба, что после стирки её надо было не разгладить, а размягчить. Но когда появились тонкие мягкие ткани, возникла необходимость тщательно их разглаживать. Люди изобрели утюг. Но не такой, каким мы пользуемся сейчас. Те утюги очень сильно отличались от нынешних утюгов. Мы сейчас пользуемся лёгким и удобным электрическим утюгом. А электричества в те времена ещё не было, но утюг-то нагреть надо, чтобы он гладил. Утюг нагревали на огне, а потом гладили. Были утюги, которые разогревали углём. Открывалась крышка и в него закладывались горящие угли, которые разогревали утюг, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Раньше утюги были тяжёлые, чугунные.

Одна бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг». Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что всё большом село угольный утюг был лишь в одном доме.

Вед: В каждой крестьянской семье рождение ребенка было радостным событием. Особенно были рады рождению мальчика – сына. Ведь на мальчиков давалась земля, он был опорой родителям в старости. А девочка – лишний род, она все равно рано или поздно покидала родительский дом.
(Выходит девушка, несет ребенка на руках)

Девушка: Ох, ты мой птенчик, моя кровиночка!
Парень: Ну что ты, Акулина, с ним как с девочкой, он все таки наследник!
Девушка: Не кричи, Митрофан. У тебя что, своих дел нет! Я тут и без тебя справлюсь.
(Муж машет рукой, уходит)
Девушка: (обращается к сыну) Ты для меня всегда будешь птенчик. Сейчас ты ляжешь спать, а я делами займусь. «Пусть тебе спится, ничего не приснится»
(кладет ребенка в люльку, садиться прясть шерсть)

(Мать поет колыбельную)

Люлюшки, да люлюшки,
Налетели гулюшки
Прямо Коле в люлюшку,
Стали гули ворковать,
Чтобы Коля засыпал,
Ничего и не слыхал,
Ап-люли, ай-люли, ничего не слыхал!

Вед: В каждой русской избе обязательным атрибутом была зыбка. Зыбку вешали на крючок, а тот в свою очередь прибивали к матке на потолке. Люлька делалась на заказ и передавалась по наследству. Очень часто на зыбках писали даты рождения детей. Матери – крестьянки часто не помнили дни рождения своих чад. А много в те далекие времена детей и умирало. Из 12 выживало 3-4, а если посчастливится – 5-6 ребятишек. Делали зыбки из липы, нередко украшали резьбой. Она представляла собой: каркас, снизу прибивалась плотная материя – мешковина. Ее часто приходилось менять, по понятным обстоятельствам. Длинные веревки, натянутые от углов к кольцу служили не только для того, чтобы поддерживать зыбку, но и держали занавески, которые закрывали ребенка
от любопытных глаз, а также защищали от назойливых мух и комаров. Внутри зыбки стелили матрасик, подушку и одеяльце. Впереди к зыбке привязывали веревочку – с помощью нее мать качала зыбку рукой, а если руки были заняты работой – то качали ногой.
(ребенок плачет, девушка качает и прядет).

В зыбке ребенок находился примерно до 5-6 месяцев, до тех пор, пока не начнет вставать. Именно зыбка – колыбель, которую раньше на Руси в избах подвешивали к потолку – лучшее, что можно придумать для спокойного хорошего сна младенца. Люлька имитирует колебания, знакомые ребёнку ещё до его появления на свет; колыбельку приводит в движение одно только дыхание самого малыша. Это ведь очень важно для первого сна вне материнской утробы, когда новорождённый больше не слышит звучание лёгких матушки, изнутри похожее на звук морского прибоя и не так явственно чувствует пробуждающий к жизни запах материнского тела…

Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

А можно сказать и так.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора.

Для чего служило коромысло? (После ответов детей берет коромысло на плечи, берет ведро и проходит по комнате.)

Как его изготовили?

Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток, и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.

Был я копан, был топтан,

Был на кружале, был на пожаре,

Сколько было сил, всю семью

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно, и собакам не надобен

Эта грустная история про глиняный горшок.

Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают (демонстрирует рисунок, где показан гончар за работой), затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. (Берет с помощью полотенца горшок и ставят на стол.) Когда горшок становится старым, и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец- молодец, в красно золото залез,

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Он как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна. Особого вида металла. Который мог выдержать любой огонь, и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок горшок имеют одинаковую форму?

Кто догадается, почему?

Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт».

В хлеву у быка копна на рогах,

А хвост у хозяйки в руках

Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. Вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. (Берёт ухват, подцепляет им чугунок и показывает учащимся)

Вот почему горшок и чугунок имеют одинаковую форму.

Спинка есть- брюха нет,

Голова есть, да без мозгов,

Уши есть, да не слышит.

Про этот же предмет говорили:

Из липы свито дырявое корыто,

Днём заперто, а ночью открыто.

В лес идёт- клетки кладёт,

Из леса идёт- перекладывает.

Правильно, это лапти

А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе отношение было снисходительное. Почему?

Правильно, лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар лаптей. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти?

Попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

Шкурку тонкую сдирают. (Липа).

Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или как говорили в народе «драли лыко».

Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: «Иван- лапотник», «Иван-горемыка из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы.

А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? А что ещё могли носить ваши сверстники в старину? Правильно, это могли быть сапоги, а зимой валенки.

Ребята,про лапти очень много сложено песен и весёлых частушек. Давайте послушаем.

Как гармошка заиграла, и пустились ноги в пляс.

2. Подарил Матвей пять пар лаптей, А куда же их девать?- На вечёрку надевать!

3 Ой, лапти мои, носки выстрочены Не хотела я плясать сами выскочили

4. Что с лаптями не пойму- Вправо влево носятся Не стоят они на месте, Так плясать и просятся.

5. Полюбила я его,
Зовут его Степою.
Он в ботинках, я в лаптях,
Так за ним и шлепаю.

Танцевать сюда попали.

7. Все мы пели и плясали, Лаптями мы топали, А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.

Сегодня, ребята, мы познакомились только с некоторыми предметами быта.

В начале урока я вам сказала, что вас ждёт увлекательное дело. Настало время узнать какое. Мы попробуем сплести лапти из бумаги. И может быть чьи-то лапти станут экспонатом в нашем музее.

Вот такие вещи жили- были, и хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так как я и мы с тобой.

И в завершении хочется сказать слова Д. С. Лихачёва: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем… Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране»

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами –россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИлья Якунькин

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЧТО ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОЛЖНЫ. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: СТОИТ БЫЧИЩЕ – ПРОКЛЕВАНЫ БОЧИЩА. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: СТОИТ БЫЧИЩЕ – ПРОКЛЕВАНЫ БОЧИЩА.» — Транскрипт:

1 ЧТО ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОЛЖНЫ

2 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: СТОИТ БЫЧИЩЕ – ПРОКЛЕВАНЫ БОЧИЩА. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: СТОИТ БЫЧИЩЕ – ПРОКЛЕВАНЫ БОЧИЩА.

4 Материал для постройки. Выбор деревьев. Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины: дешевизну, легкость обработки, прочность, способность сохранять тепло, сравнительную долговечность. В деревянном доме всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.

6 Они имеют прямые стволы, что очень ценится в строительстве. Все хвойные деревья смолисты, а значит мало подвержены гниению.

7 Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной.

10 Крыша избы завершалась«охлупнем» или«коньком».

11 Плотник нередко придавал концу бревна на крыше форму конской головы. Отсюда произошло название «конек».

12 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: Много соседей рядом живут, а никогда не видятся.

13 ОКНА В ДОМЕ Окна располагались в доме и близко, и далеко друг от друга, большие и малые рядом.

14 Плотники отделывали красиво окошечки дома.

15 Богаче всего наряжали фасад дома, выходивший на улицу. Это было его лицо. Окна украшали наличниками. НАЛИЧНИКИ

17 Нарядный дом был гордостью хозяев и украшением деревни.

18 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: ДВА БРАТЦА ВСЕГДА ВИДЯТСЯ, А ВМЕСТЕ НЕ СОЙДУТСЯ. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: ДВА БРАТЦА ВСЕГДА ВИДЯТСЯ, А ВМЕСТЕ НЕ СОЙДУТСЯ.

20 Толстое бревно раскалывали пополам и образовавшиеся половинки или половицы настилали на пол ПОЛОВИЦЫ

22 РУССКАЯ ПЕЧЬ Русская печь – удивительное сооружение. Каких только профессий она не знает! Назовите главные из них.

23 1. Печь давала людям тепло. 2. В печи готовили пищу. 3. На самой печи спали постоянно мерзнущие старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. 4. В печи крестьяне, не имевшие бани, парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной.

24 ВСПОМНИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ СКАЗКИ, В КОТОРЫХ ПЕЧЬ ИГРАЕТ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ

27 Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут. В нем было все приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.

28 Если один ближайший угол к двери занимала печь, то другой считался рабочим местом хозяина дома. В свободное от полевых работ время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

30 Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, который стоял в красном углу. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ

31 Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Лавки были намертво прикреплены к стенам. ЛАВКИ

32 Скамьи свободно передвигались по комнате. Их придвигали к столу, когда требовалось рассадить много народа. СКАМЬИ

33 Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерили сундуки из дерева, а обивали для прочности железными полосами. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. СУНДУК

34 Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый Печь с лежанкой изразцовой… А.С.Пушкин

35 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо

36 САМОВАР – символ добра, домашнего уюта и гостеприимства

38 Использовали для освещения помещений. СВЕТЕЦ

40 РУШНИК Умывались ключевой водицей, Утирались рушником. Изо льна его соткали, Украсив вышивкой потом.

42 Вот рубель – в названье чуден, В примененье легок он. Гладил с легкостью лен, Из дерева рублен.

46 ЛАПТИ ЭТО ЛАПОТОЧКИ ПРЫГАЛИ В НИХ ЧЕРЕЗ КОЧКИ. ПЛЕЛИ ИХ ИЗ ЛЫКА НЕ ОБХОДИЛИСЬ БЕЗ КОЧЕДЫКА. У ЛАПТЕЙ МНОГО НАЗВАНИЙ: ДУБОЧАРЫ, КУРПЫ, КРУТЦЫ, ШЕПТУНЫ

48 Туеса крестьянин плел из бересты и использовал как емкость для воды. Вода не только не протекала, но и сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.

49 Во многих русских народных сказках Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они служат ей? А для чего они крестьянину?

50 В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая. Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает..

52 Что в избе за коровьи рога?

53 УХВАТ У печи стояли важно, Как стойкие солдаты. Из печи горшочки с кашей Тянут железные ухваты.

54 Черный конь прыгает в огонь.

55 КОЧЕРГА Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.

56 ВСТАНУ РАНО, ПОЙДУ К РОМАНУ: К ДЛИННОМУ НОСУ, К ПУСТОЙ ГОЛОВЕ.

58 ИДЕТ ПАРОХОД – ТО ВЗАД, ТО ВПЕРЕД, А ЗА НИМ ТАКАЯ ГЛАДЬ – НИ МОРЩИНКИ НЕ ВИДАТЬ.

59 УТЮГ Перед вами утюг Это бабушкин старый друг. Грелся он в то время на углях, Который был во всех дворах.

60 БЫЛ РЕБЕНОК НЕ ЗНАЛ ПЕЛЕНОК. СТАР СТАЛ – ПЕЛЕНАТЬСЯ СТАЛ.

62 ТРИ БРАТЦА ПОШЛИ В РЕКУ КУПАТЬСЯ. ДВА КУПАЮТСЯ, ТРЕТИЙ НА БЕРЕГУ ВАЛЯЕТСЯ.

64 Почти до конца X века наши предки были язычниками. Поклонялись они многим богам. Но особенно же чтили домашнего бога – домового. После постройки дома на Руси повсеместно звали в новостройку домового : «Домовой, домовой! Пойдем домой». Считалось, что живет он под печкой или за ней.

Источник

Конспект занятия «Предметы старины глубокой» для старшей группы

Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть фото Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть картинку Что предметы старины рассказать тебе должны. Картинка про Что предметы старины рассказать тебе должны. Фото Что предметы старины рассказать тебе должны лена кристостурян
Конспект занятия «Предметы старины глубокой» для старшей группы

Тема: «Предметы старины глубокой»

Предметы старины глубокой.

Конспект занятия для старшей группы

с использованием музейной педагогики

Цель: ознакомление с предметами старины, их назначением.

Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,

воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Предметные:

Знакомство обучающихся с устройством крестьянского быта, предметами обихода, кухонной утварью;

Метапредметные:

Формирование культуры поведения в музее;

развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого;

формирование умения оценивать свою деятельность.

развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

Ноутбук,проектор, экран, сундук,бешиг,чоцк (колыбель, арбачих,рушник,гребень,полотна с цветами флага Мясниковского района,крынка,кувшины,национальные костюмы (армянский,русский,расписные платки,расписные ложки,чугунные утюги,дырабез,аторк,борча,угащения с армянскими нац. блюдами. Подарки для детей-распистые ложки.

Ход занятия

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в страну старинных вещей. Все, что вы увидите в этой стране – это экспонаты, которые собирали по деревням, селам, хуторам,откапывали в земле, они старые и ветхие, их нельзя трогать. Это предметы старинного быта можно только смотреть и внимательно слушать мой рассказ, а я расскажу вам о том, как жили наши предки в старинные времена.

Старинные вещи уйти не спешат,

Свой век по чуланам, в пыли коротая.

Но в них сохраняется предков душа

И память страницы былого листает.

Мы связаны нитью незримой. И снова

Я, молча пред вами склоняю колени.

/Дети садятся на лавки, около «избы”.Выключается свет, зажигаем свечу. /

2 СЛАЙД- ЗАЖЕНАЯ СВЕЧА

Воспитатель- МАРИАМ-моркур-ма (легенда армян дона) садится за дырабез /до этого детям было задание: закрыть глаза!/

Дети открывают глаза – темно, горит свеча. Мариам моркур-ма спит за дырабезом 2.1.Слышится плач ребенка Матушка качает младенца в бешиге:

2.2. АРМЯНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (МУЛЬТФИЛЬМ)

Завучит 3. дудуг фон

Рассказ о бешиге (СЛАЙД)

бешиг, (Оророц-от слова орел-качать)созданная около 1500 лет назад, предназначалась для перевозки младенцев при кочевьях племени с пастбища на пастбище, для защиты маленьких детей.

Бешик привязывали к животному или ставили на арбу-телегу. Руки матери были свободны, она могла помогать мужу, соплеменникам, управлять повозкой, погонять скотину и т. д. В случаях падения бешика, его конструкция спасала жизнь ребёнку, привязанному к нему крепко ремнями и арканами. Ребёнок не мог вывалиться из него и оставался целым и невредимым.

Бешиком пользовались и в обычных, не кочевых условиях. Раньше родители с младенчества детей договаривались друг с другом об их предстоящей свадьбе. Это называлось бешиккертме.

o А вы, ребята, какие колыбельные песенки знаете? Какие вам мама пела, укладывая вас спать?

o А с какими колыбельными вы укладываете своих кукол спать? /Ответы…/

(Исполнение колыбельных песен детьми)

4. Исполняется армянская 2. колыбельная

Рассказ о чочке (колыбельке)

Колыбель –ЧОЧК — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку-ЧОЧК. В каждой семье имелась своя счастливая люлька-ЧОЧК.

Теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и младенец в такой люльке был защищен от сквозняков. На люльку также был накинут полог, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и по старинным поверьям, от злых духов. На колыбелях вырезали различные орнаменты, внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза (например, ножи или гребни, впоследствии кресты и иконы). Полог

Рассказ об арбачихе.

5. Неожиданный громкий крик петуха. /

o Пора вставать,прозвенел мой будильничек: «ведь ранняя птичка клювик прочищает, а поздняя – глазки продирает”.

o «Петух гоголем на своём дворе ходит».

О чем говорит эта пословица? Давайте сначала определимся, кто такой «гоголь»? Гоголь – это утка. «Ходить гоголем» — это значит держаться гордо, самоуверенно, независимо. Что бы на своём собственном дворе не походить гоголем? Речь идет о стремлении каждого быть хозяином в своем доме.

o Почему так звучит эта пословица, как её понимаете?

o Первым делом – умыться нужно. Это рукомойник, а внутри у него водичка, наклони и потечет быстрая струйка. /Воспитатель имитирует умывание. /

– «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, и кусался зубок. /Дети помогают. / Вытирается полотенцем. / А это самотканый рушник,его ткали и вышивали наши бабушки.

Долгое время было принято считать, что слово «рушник» происходит от слова «рука». И обозначает он полотенце, которым вытирают руки. На самом деле это не так.

Происхождение он ведет от слова «руш», которое в древнеславянском означало «рушить». С чем это связано? С тем, что раньше у крестьян не было ножниц.

И для рушника кусок ткани не отрезали, как это принято в наши дни, а отрывали руками. детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза”).

6.2. Танец с рушниками (полотнами)

Подходит к зеркалу, берет гребень, расчесывается, подвязывает ленту. Посмотрите на кого похожа эта расческа,это гребень: деревянный да частый, не ломается. «Расти коса до пояса, ни вырони ни волоса, расти косонька до пят, все волосоньки вряд,расти коса не путайся-маму дочка слушайся!»

Расческа – это гребень для расчёсывания волос. Расческа была создана, примерно, сразу после того как у людей появилось желание ухаживать за собой. По началу, для расчесывания пускалось в ход все то, что попадалось под руку. Это могли быть кости,

палочки, колючки…в общем, кому что попадалось.

– Пойду подою свою коровушку. /Выходит, возвращается с кринкой молока. /

– Вот и молочко, да не в банке, а кто знает в чем? /Подскажите ответ, если они не знают. /

– Да, это кринка. А из чего она сделана? А как ее делали? Правильно, и в печке обжигали.

В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда.

В старину, когда не было стеклянных бутылок и других тар, кувшин употреблялся для хранения холодной воды, вина или других жидкостей. В глиняных сосудах хранили сыр и кавурму (тушеное мясо). Сейчас сыр уже не хранят в таких емкостях, а на смену карасу (армянский кувшин) пришел холодильник.

Несет армянка молодая-

Кувшин глиняный на плече

Сердца прохожих покоряя-

Взглядом одним своих очей.

Рождает песни голос нежный,

И вторят птицы вдалеке.

Идет красавица неспешно-

Наполнить свой кувшин к реке.

И украшает стан прекрасный,

Наряд изящный и простой.

Да, что тут говорить напрасно,

Любуйтесь сами красотой.

8.3. Танец с кувшинами.

А это ложки, да плошки из дерева, это потом чуть позже их стали расписывать такой яркой, красивой росписью. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению.

Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками.

К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Что же я все болтаю, пора и за работу. Ведь «Как потопаешь, так и полопаешь».

– Как вы понимаете эту пословицу? /Рассуждения детей. / Начну-ка я с пряжи. Садится за прялку. Это лопастная прялка. Сюда крепят пряжу, шерсть овцы. Я перебираю пальчиками и вытягиваю ниточку.

Прялка —ОРОК предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель-манац к горизонтальной донце, где сидит пряха.

Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

СРАВНЕНИЕ ПРЯЛОК (ОРОК, ИЛИК)

Прядет и поет: «В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит». Чтобы было удобно, я привязываю конец нити на веретено. Кто хочет сам попробовать?

– Ох, устала я ребятки, может вы какой мне хоровод покажите или поиграете, да я с вами поиграю.

Хороводная игра. «МЕНК БОЛОРЫС»

– Ну вот, корову подоила, воды принесла, масло сбила, теперь надо белье погладить. Вот вы белье дома гладите? Сами? А раньше наши бабушки гладили белье при помощи валька. /Показ. / И колотилки. (СТАРЫЙ УТЮГ)

Рубель (ребрак, пральник)предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё.

Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.Отсюда пословица:«Не мытьем, а катаньем».

Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же,как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде.

На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию.Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.

Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи.

Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов.

Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки.Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать прными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.

– Вот, вы, ребята, узнали о каких старинных предметах из моего рассказа?

/Ответы: прялка,, кринка, веретено, коса,, валек и колотушка, гребень, рукомойник и т. д

Старинная утварь домашняя-

Предметы покинувших лет,

Страница из жизни вчерашняя

Льёт тёплый из прошлого свет.

Здесь, что не предмет, то легенда

Оставили в памяти след,

И пыли на полках отведав,

Из прошлого шлют нам привет.

Всё это исправно когда-то

В быту применял человек,

Ушли те денёчки куда-то,

Другой на дворе уже век.

Баланерыс мер модыги доны Задигне.

hады задигин бидганчинк.

Задик, задик,ари hос,

Пир меци пари хоск,

Ес задигим, задигим,

Карин дагы нстацим.

Аревин чампан гнаим,

Вверчен мейдан биделиим.

Баланерыс шуд арек аревин ганчецек.

Исполняется песня «Арев,Арев.»

Кез переленк ачки луйс.

Ко курыгыт луснинган

Периц чамич мег аман.

Амбы эгав мут арав,

Аревы ачкерес горав.

Мег авуч чамич кес гуданк.

Аревы эгав гянк дувиц

Эргинк кедин десок нашхиц.

Ох аревин хапецинк,

Амбин даген hанецинк.

Исполняется песня «Фарыл-Фурул»

Аревы эгав инци дакцуц,

Сах чосковы нашхецуц.

Елек нарецек вов кука

Нашхун задигы дунерыт кука.

Задик, задик инч перилис баланерус hамар.

Задыгы бараб дех чешта.

Перилим мекад борча.

Моркур маин hет эпецинк,

hедерыса hос перинк.

Мариам-моркур-ма выносит борча. Ставит на дырабез.

(Угощение детей армянскими блюдами. Звучит национальная

Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть фото Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть картинку Что предметы старины рассказать тебе должны. Картинка про Что предметы старины рассказать тебе должны. Фото Что предметы старины рассказать тебе должныКонспект викторины «Предметы быта, которые нас окружают» для детей старшей группы «Предметы быта, которые нас окружают»Цель: Обобщить представление о предметах быта Задачи: Формировать представления детей о предметах бытовой.

Конспект занятия «Опасные предметы» для детей второй младшей группы Конспект проведения занятия для детей второй младшей группы «Опасные предметы» Подготовила воспитатель 1 категории Тихомирова Галина Юрьевна.

Конспект занятия по коллективной аппликации «Предметы гигиены» для детей средней группы Конспект занятия по коллективной аппликации «Предметы гигиены»для детей средней группы. Задачи: Освоение техники силуэтного вырезания, используя.

Познавательно-исследовательский проект «Приключения домовенка Кузи (предания старины глубокой)» Познавательно-исследовательский проектна тему: «Приключения домовенка Кузи (Предания старины глубокой)» Разработчики: Горячева Наталия Вячеславовна,.

Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть фото Что предметы старины рассказать тебе должны. Смотреть картинку Что предметы старины рассказать тебе должны. Картинка про Что предметы старины рассказать тебе должны. Фото Что предметы старины рассказать тебе должныСовместная деятельность «Пожароопасные предметы» с детьми старшей группы по ОБЖ Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по ОБЖ Составила и провела: Голубцова Татьяна Геннадьевна Тема: «Пожароопасные.

Конспект занятия по познавательной деятельности «В гостях у Мойдодыра». Предметы личной гигиены» для средней группы Цель: • Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования. Совершенствование грамматического.

Конспект занятия по социализации в старшей группе «Профессии и предметы-помощники» Программное содержание. • Обобщить знания детей о предметах рукотворного мира. • Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного.

Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе «Предметы туалета» Конспект НОД в старшей группе «Предметы туалета» Цель: Закрепление знаний детей о предметах личной гигиены. Обучающие: Учить основам правил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *