Что предопределило возникновение педагогической профессии

Возникновение и развитие педагогической профессии

В современной литературе достаточно глубоко рассматривается проблема возникновения и развития педагогической профессии. В частности, определяются этапы генезиса педагогической профессии. Каждый этап имеет характерологические и специфические особенности в деятельности педагогов. Рассмотрим возникновение и становление педагогической профессии кратко.

Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке. В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на 4 этапа:

Допрофессиональный этап

Современная литература данный период рассматривает достаточно поверхностно. Но есть литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят доказательства осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (например, обряды инициации, которые проводились для подготовки молодых к тяжелому труду и семейной жизни). В литературе говорится, что позднее каждое племя открыло для себя школу – варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания. Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности. Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей. Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Таким образом, в период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Условно-профессиональный этап – Средневековье

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня. При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно. Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые. Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему. В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития. Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью. Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.

В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа). Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

Современный период

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий.

Источник

Возникновение педагогической профессии, её развитие

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки возникновения педагогической профессии

Педагогическая профессия – это одна из самых древних и почетных в истории человечества профессий.

Определение точных сроков возникновения данной профессии не представляется возможным. Достаточно долгое время воспитанием и обучением детей занимались люди без специального образования. Суть этого процесса состояла в том, что более старшее поколение передавало свои знания и опыт подрастающему. Целенаправленно процесс воспитания и обучения начал складываться только в период перехода от первобытного общества. Появились такие формы деятельности как трудовая и орудийная. Они требовали воспитания детей, обладающих специальными умениями и навыками, что и сподвигло человечество перейти к организованному воспитательно-образовательному процессу.

Однако воспитательные отношения между взрослыми и детьми не стали ограничиваться только лишь трудовой сферой. Взрослые старались передать детям свой жизненный опыт, семейные традиции, приучали соблюдать правила, требования и запреты, существовавшие в обществе. Именно это ознаменовало зарождение разнообразных форм воспитания.

С течением времени люди переходят от общинного построения общества к брачно-семейным отношениям, в связи с чем, появляется домашне-семейная форма воспитания. Если в общине воспитанием детей занимались старики, то в семье эта функция возложена в первую очередь на родителей и родственников.

Постепенное усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей влечет за собой изменения и в сфере воспитания. Появляется первая в истории существования человечества форма воспитания, которую называют инициацией.

Инициация – это ритуал посвящения подростков во взрослые члены общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Инициация проводилась отдельно для мальчиков и девочек, требовала специальной подготовки к проведению обряда. Процесс подготовки зачастую осуществлялся в специально организованных учреждениях, которые можно назвать прототипами школ. В данных учреждениях впервые была введена должность, которую занимал опытный взрослый человек, он занимался подготовкой детей к инициации. Конечно, их нельзя назвать педагогами в полном смысле этого слова, но можно сказать, что именно они были предшественниками педагогов-профессионалов.

Возникновение педагогической профессии

Впервые слово «педагог» возникло в Древней Греции. Функцию воспитателя и наставка в тот период времени в состоятельных семьях занимал раб. В его обязанности входило следить за ребенком, его поведением, предостерегать от различных опасностей. Такого раба было принято называть «педагог», что дословно означало – детоводитель. Позже педагогами стали называть профессиональных воспитателей, затем преподавателей и учителей.

В настоящее время учитель – это профессия, которая включает в себя процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

Одной из массовых современных педагогических профессий является воспитатель детей дошкольного возраста. Впервые данная профессия возникла в 17-18 веках. Именно в это время появляются первые детские дошкольные учреждения. Изначально детские дошкольные учреждения были созданы исключительно для детей-сирот, позже в них принимались дети из малоимущих семей и намного позже появились платные частные детские сады, в их функцию вошел процесс воспитания и обучения детей состоятельных родителей. Лица, осуществляющие присмотр, воспитание и обучение детей в разных странах назывались по-разному:

Первый детский сад был открыт в Германии Ф. Фребелем. Функция данного учреждения заключалась в том, чтобы обучить матерей приёмам эффективного воспитания детей.

Идеи и рекомендации, разработанные Ф. Фребелем, включали в себя советы по воспитанию детей, организации воспитательной работы в семье и специальных учреждениях. Позднее данные рекомендации получили распространение по всему миру, исключением не стала и Россия, в которой была организована первая сеть детских садов по его системе, а также курсы по подготовке профессионалов педагогической профессии.

Этапы развития педагогической профессии

Развитие и становление педагогической профессии осуществлялось в несколько этапов.

Допрофессиональный этап – существовал в эпоху первобытности, возникновение первой религии, процесса разделения труда и упорядочивания семейных (брачных) отношений. В качестве субъектов выступали все члены племени, общины, а в последующем семьи.

Процесс воспитания и обучения осуществлялся в виде совместной деятельности детей и взрослых, оказание старшими помощи более младшим. Суть воспитательного процесса заключалась в том, чтобы передать детям собственный жизненный опыт, сохранить веру, обычаи, ритуалы. В этот период появляется первая воспитательно-образовательная форма – инициация. Немаловажным являлась передача трудовых умений, профессиональных навыков и т.д.

Эпоха рабовладения – протекала в период средневековья (12-16 вв.). В качестве педагога выступал раб, который обязан был следить за ребенком, оберегать его, сопровождать. Позднее раба заменил человек, имеющий уважение в обществе и способный передать ребенку необходимые знания и умения. Состоятельные семьи нанимали для этого монахов и священников, имеющих склонность к педагогической деятельности.

На этом этапе возникает письменность, которая представляется для подрастающего поколения очень сложным и трудоемким делом, обучение которому требует много сил и времени. Появляются специально обученные люди, занимающиеся обучением письму детей за плату. В этот период роль педагога значительно повышается.

Особенностью данной эпохи можно назвать то, что педагогическая деятельность и соответственно педагогическая профессия находятся в полной зависимости от религии и ее идеологии. Это отрицательно сказывается на уровне общей образованности.

Достижением этого периода является появление первых специально организованных образовательных учреждений, подготовка педагогических кадров.

Собственно профессиональный. Эпоха индустриального общества.

В этот период к педагогам предъявляются профессиональные требования. Осуществляется подготовка педагогических кадров по всем направлениям (дошкольное, школьное и т.д.). Педагогическая профессия становится массовой.

Современный. Эпоха постиндустриального общества.

Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях.

Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности воспитанника, формирования общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе профессии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01 04 2021

Источник

Возникновение педагогической профессии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема возникновения педагогической профессии и её развития достаточно полно рассмотрена в современной литературе, представлены этапы генезиса педагогической профессии, на каждом из которых описаны характерологические и специфические особенности педагогической деятельности. Более подробно остановимся на рассмотрении данного вопроса.

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества.

Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности. Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков, данным процессом руководили старейшины рода – люди, получившие уважение со стороны окружающих благодаря богатому жизненному опыту, так была образована первая социальная группа людей – воспитатели, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни.

В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Учителями в Вавилоне, Египте, Сирии чаще всего были жрецы, в Древней Греции – умные вольнонаёмные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, назначавшиеся именем императора, которые хорошо знали науки. В средние века учителями были священники и монахи, но в городских школах и университетах учили специально обученные люди.

Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы:

Допрофессиональный этап

В первобытном обществе профессии «педагог» не было, но была педагогическая деятельность, которая способствовала обеспечению жизнеспособности и развитию человеческого общества. На данном этапе процесс обучения и воспитания строился на использовании формы коллективной спонтанной помощи старших младшим; основная цель – освоение младшими знаний об окружающем мире для выживания. Обучение и воспитание носило социальную функцию. В совместной деятельности взрослого и детей происходило собирательство, охота, приручение диких животных, изготовление орудий труда, использовалось наблюдение за явлениями природы, исполнялись ритуальные танцы и песни. Девочки учились вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми. Тяжёлая жизнь первобытного человека актуализировала решение задач развития выносливости, умений пережить поражение, гибель соплеменников.

Готовые работы на аналогичную тему

Возникновение религии привело к передаче педагогических функций шаманам, заклинателям, знахарям. Усложнение трудовой деятельности и общественных отношений способствовало появлению специализированного обучения, которые обеспечивали люди, лучшие в своем деле, они передавали знания и опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. На данном этапе обучение и воспитание подразумевало не только трудовую, но и социально-идеологическую подготовку.

Условно профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

В рабовладельческом обществе кроме семейной формы воспитания использовались государственные, храмовые и другие формы общественного воспитания. Изменяются способы накопления, передачи и хранения информации благодаря изобретению письменности и математических символов, что накладывает отпечаток на содержание образования и особенности педагогической деятельности. Способ обучения становится словесно-знаковым, обособляется от производственных, общественных сфер жизни общества. Для данного периода характерно выделение социальной группы людей, осуществляющих образовательную деятельность в особых учреждениях.

Итак, рабовладельческая эпоха характеризуется введением письменности и выделением сословно-кастовой группы людей, которые владеют письмом и умеющих обучить ему. Обучение представляет собой самостоятельный вид деятельности, но реализуется совместно с другими видами профессиональной деятельности.

Условно профессиональный этап – Средние века

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются отвержением культурного наследия античного мира и подчинения педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно в этом время происходит снижение общего уровня образования. При монастырских школах преподавания ведётся монахами, которые приобретали педагогический опыт самостоятельно, непосредственно при осуществлении педагогической деятельности. Такой формы обучения, как урок, не было, ученики занимались в школах одновременно, но характер их деятельности был разный: один начинал заучивание азбуки, второй заучивал слоги, третий читал и т.д.

$XVI$ век характеризуется созданием педагогической системы иезуитов, сутью которой являлось повышение роли физического воспитания, улучшение оснащения школ, более широкого применения наглядности в обучении, относительно была смягчена дисциплина, расширено содержание образования. Именно иезуитами была осуществлена впервые систематическая подготовка учителей (из членов ордена).

Итак, педагогическая деятельность в средние века осуществлялась монахами и священниками в городских школах и университетах, в содержание и цели педагогической деятельности входило формирование человека в свете требований действительности и морали в рамках определённого сословия.

Профессиональный этап

Далее в педагогической науке последовательно выделяются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, ведётся активный поиск альтернативных форм бучения и воспитания (например, Вальдорфская школа). Во второй половине XX века происходит небывалый охват подрастающего поколения различными формами обучения, что ведёт за собой ещё большую востребованность педагогической профессии, возрастанию социального статуса педагога, постановкой более сложных задач.

Современный период

Данный период может быть охарактеризован как осуществление деятельности по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогическая наука и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Источник

Конспект по педагогике: «Возникновение и становление педагогической профессии.»

Возникновение и становление педагогической профессии.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. «

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».

В условиях перехода к личностно-ориентированной парадигме образования изменяется позиция учителя и педагогические требования к его деятельности, разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа “Человек-Человек”. Данный тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия “Человек-Человек” характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей, то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века?

Так, модель японских ученых включает существенные признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценности воспитания, свобода и ответственность.

Предлагается еще одна «идеальная» модель учителя, которую необходимо дополнить или сократить в соответствии со своими представлениями: гуманность, дипломатичность, доброта, интеллигентность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства, гибкость ума, разумная требовательность, чуткость, внимательность, ответственность за свое дело, аккуратность, самокритичность, эрудированность, коммуникабельность, выдержка, тактичность, любовь и уважение к детям, чувство долга, принципиальность, творческое мышление, целеустремленность, душевная щедрость, уравновешенность, работоспособность, прозорливость, интеллектуальность, физическое здоровье, профессиональный кураж, способность к риску, креативность, объективность в отношениях и оценках, компетентность, высокий профессионализм, ораторские способности, эстетический вкус, чувство юмора, артистичность, четкая дикция, решительность, идейность, терпение, скромность.

Учителю, несущему здоровое начало в своей работе, присущи такие нравственные черты характера как: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.

Современной школе нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе, критически мыслить, не пасовать перед трудностями, показывать своим воспитанникам пример единства слов, убеждений и дела. Одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *