Что предполагает гуманизация образования

Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду

Что предполагает гуманизация образования. Смотреть фото Что предполагает гуманизация образования. Смотреть картинку Что предполагает гуманизация образования. Картинка про Что предполагает гуманизация образования. Фото Что предполагает гуманизация образования

Об экспертах:

Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).

С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.

Что такое гуманизация образования

Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.

Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.

В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.

Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.

Как учесть индивидуальные образовательные особенности

Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.

У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.

Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.

Что предполагает гуманизация образования. Смотреть фото Что предполагает гуманизация образования. Смотреть картинку Что предполагает гуманизация образования. Картинка про Что предполагает гуманизация образования. Фото Что предполагает гуманизация образования

К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.

Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.

Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»

Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.

Как работать с барьерами к получению образования

Есть несколько основных преград к получению новых навыков.

Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.

Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).

Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.

Что предполагает гуманизация образования. Смотреть фото Что предполагает гуманизация образования. Смотреть картинку Что предполагает гуманизация образования. Картинка про Что предполагает гуманизация образования. Фото Что предполагает гуманизация образования

Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.

В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.

Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.

Как сделать образование гуманным:

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Консультация «Гуманизация образования»

Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л. Н. Толстым, В. А. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, К. Д. Ушинским и другими).

Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая.

Гуманизация началась там, где перестали привязывать у левши левую руку и переучивать его. В реализации на практике принципа гуманизации, имеет смысл рассмотреть подход к анализу урока с точки зрения выявления на нем следующих трех блоков идеи гуманизации:

I — Здоровье ребенка.

II — Культура общения.

III — Психолого-педагогическая культура учителя, владение им психолого-педагогическими основами обучения, формирования умственных действий и др.

1. Физическое здоровье.

• Важно учитывать имеющееся состояние здоровья (ослабленность, частые пропуски по болезни, акселерация и др.)

• и поддерживать здоровье учеников, организовывая минуты здоровья на каждом уроке независимо от возраста учеников, проводить специальные упражнения для глаз, мышц спины, шеи, плеч, рук, снятие напряжения, утомления и др.

2. Для психического здоровья важно создание для каждого ученика ситуации успеха и условий для самореализации, сокращение до минимума стрессовых ситуаций.

• тактичность, уважение личности ученика;

• естественное и свободное поведение учеников и учителя;

• проявление интереса и уважения к детям, их мыслям, чувствам;

• положительный эмоциональный фон урока, доброжелательность;

• снижение уровеня тревожности;

• спокойное отношение к ошибкам детей, стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям (В. А. Сухомлинский был уверен, что никаких отрицательных оценок не должно быть, пока ребенок не научится что-то делать, а положительные результаты и не получатся, если не накапливать положительные эмоции.Как писал поэт Борис Слуцкий:

• Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит.);

• владение невербальными средствами общения (интонации, жесты, паузы, мимика, общение глазами)

1. Руководствоваться психологией познания, научными теориями обучения, принципами и этапами формирования умственных действий, учебной деятельности, чтобы природосообразно и естественно, а значит, гуманно обучать детей.

полу: 1. девочки опережают мальчиков в развитии на 1—1,5 года; 2. круг интересов разный;

• темперамент (холерики и флегматики, сангвиники и меланхолики учатся и реагируют на многое по-разному);

уровень умения учиться: степень самостоятельности, умение поставить и держать учебную цель, умение пользоваться справочной литературой;

коммуникабельности: любит и умеет общаться или наоборот.

Таким образом, гуманистическоеобучение должно быть:

• базироваться на ситуации успеха;

• по законам культурного общения;

природосообразным, по законам психологии обучения;

• многосенсорным (визуально, аудиально, кинестетично, эмоционально)

Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества.

Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

Урок, каким он должен чтобы действительно стал «подарком» для всех наших маленьких учеников, которые каждый день приходят к нам в класс? Несомненно, это должен быть урок «от сердца», весь ход которого продуман до мелочей. Перед уроками важно пообщаться с детьми, чтобы узнать их тревоги, переживания, или, наоборот, они с удовольствием поделятся какой – то своей радостью.

Начало урока – это приветствие. И урок я начинаю не со слов «Здравствуйте, садитесь», они слышат «Доброе утро. Как вам спалось?», и мы друг- другу дарим улыбку, желаем радости, удачи себе и всему классу. Каждый урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой.

А перед проверочными работами, дети закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей работой. Они произносят «Всё будет хорошо!», «Ты справишься!» и др. слова.

Также провожу с детьми прием «Выливание из кувшинчика»: дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть. Надо не забывать, что дети приходят на урок со своими проблемами, занятые своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт.

Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы сторонники дружеского общения, стремимся сделать так, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно. Нужно быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, направляющим его в нужное русло, но не навязывающим своих мыслей и своей воли; консультантом в решении поставленной проблемы, человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения.

На уроке учитель должен уметь тонко чувствовать его результативность, для чего предусмотрен своеобразный диагностический этап работы. Он может быть проведён на любом этапе урока: рисунки, выбор цветного круга–листочка, выражающего настроение, самооценка (как я работал сегодня, чем поделюсь дома). Все предлагаемые процедуры исследования помогают нам получить информацию о личностных качествах каждого ребёнка.

Часто применяю на уроках прием, когда задается вопрос или задачка, дети шепчут варианты решений на ухо. Такой вид работы детям очень нравится, они не боятся, что класс их услышит, если ответ будет ошибочным и, не слыша чужих ответов, дети вынуждены думать сами.

Есть еще особенность у этого приема: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, доверительной форме, один на один. Обязательно нужно подойти к каждому ребенку, выслушать ответ и сказать (Молодец, Ты умничка! «Подумай еще»)

Также используется прием, “математика в темноте”, когда дети зажмуривают глаза, опускают головы на парту, слушают задачку или пример и пальчиками показывают ответ. Нужно обязательно подойти к каждому, пожать вытянутые пальчики — крепко (“ Молодец!”) или мягко (“подумай-ка еще”). Зачем я прошу детей опустить головы? Разве они не смогли бы решить мои задачи, сидя прямо за партами? Конечно, могли бы, но без желания. Ведь так гораздо интереснее! А еще это своеобразная физминутка, смена позы.

Ещё на уроках использую актерскую игру. Задавая вопрос и принимая серьезный, озабоченный вид, умышленно запутываю детей, доказывая противоположное. Такая «рассеянность», «забывчивость», «ошибки» рождают стремление в моих учениках поправить меня, поспорить. В такие минуты приятно наблюдать, как глаза детей горят, в них и удивление, и радость, и нетерпение. Всем хочется поправить учителя, доказать, что они правы. Таким образом, даем детям возможность почувствовать себя, общаясь со мной, моими равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны мне, что без них мне, педагогу, тоже трудно.

В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма итога урока может быть разнообразной: в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке;

• ученики дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;

• дают оценку своему участию на уроке («Похвали себя!»: поглаживание рукой по голове за правильно выполненное задание и др.);

• иногда сама подвожу итог уроку, выражая восхищение и благодарность за творческие взлёты детей, за их желание помогать и поддерживать учителя в проведении урока.

Для преодоления трудностей ученики с нашей помощью используют приёмы самовнушения и самостимуляции волевых усилий. Обращение к чувству собственного достоинства,пробуждение самолюбия: «Я могу сделать это не хуже других!» «Я верю в себя и в своё будущее!» и др.

И сейчас я хотела бы вам предложить одну ситуацию. Как бы вы поступили в данной ситуации.

Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование.

Консультация «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность.

Консультация «Влияние техник нетрадиционного рисования на качество дошкольного образования» Тезисы к педагогическим чтениям «Влияние техник нетрадиционного рисования на качество дошкольного образования» Мишкинева Надежда Викторовна.

Консультация для родителей «Проект федерального государственного стандарта дошкольного образования» Консультация для родителей «Проект Федерального государственного стандарта дошкольного образования» Сегодня появляется новый уровень образования,.

Консультация для воспитателей «Родители как партнеры образования» Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений.

Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Два мира – одно детство. «Наш труд проходит в мире детства – вот о чём нельзя забывать ни на минуту. Мир детства – это в первую очередь.

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение воспитанников из дошкольного детства в мир учения, в школу. При этом учение.

Консультация «Кружковая деятельность в системе дополнительного образования» «Кружковая деятельность в системе дополнительного образования детей» Автор работы: педагог ОДОД Качалова Л. Л. Санкт-Петербург 2019 год.

Источник

Гуманизация образовательного процесса

Что предполагает гуманизация образования. Смотреть фото Что предполагает гуманизация образования. Смотреть картинку Что предполагает гуманизация образования. Картинка про Что предполагает гуманизация образования. Фото Что предполагает гуманизация образования

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 07.10.2015

Статья просмотрена: 13186 раз

Библиографическое описание:

Амерханова, Н. Э. Гуманизация образовательного процесса / Н. Э. Амерханова, О. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8868/ (дата обращения: 19.12.2021).

Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.

Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения. Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.

Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это «чувство блага в отношениях с другими». Нам представляется правомерным определение гуманизма как «исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности [5].

Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом — средой. Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя.

По мнению А. В. Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т. е. только объектом) развития общества. В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие.

Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения [3].

1) При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда — в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.

2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.

3) Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения.

4) Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы с литературой, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.

5) При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации — это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Такая психолого-педагогическая среда — и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.

6) Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль педагога и характер образовательного процесса. В ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность ученика, но и личность учителя.

7) Обучение должно быть направлено на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности обучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося, Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и «право на ошибку».

8) Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа в группах, особенно в школе — при слабом навыке диалогического общения — ученики активнее делятся мыслями в группе.

9) Критерии эффективности обучения при гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, определяемой по конечному результату усвоения: уровню воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить количество знаний ученика (степень информированности), но она не связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т. е. не учитывает индивидуальные характеристики учащихся и личностный характер усвоения знаний.

10) Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача учителя, преподавателя — найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха [5].

Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами [1]:

— совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;

— уважением и доверием к преподавателю;

— одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;

— возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;

— выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;

— уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;

— владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;

— интересной, увлекательной работой.

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия:

— учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;

— субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;

— изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;

— вариативность содержания и технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;

— создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

— организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;

— направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся; оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;

— создание ситуации успеха [5].

Личностно-ориентированные технологии «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

— цели обучения; содержание обучения; средства педагогического воздействия;

— организация учебного процесса; ребенок, педагог; результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:

— личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания [4].

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на предоставлении ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности [2].

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

— организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

— учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

— оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных — радость, досада, веселость и др.; интеллектуальных — сомнение, сосредоточенность и др.);

— поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема смещения мотива на цель;

— выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учетом психолого-педагогической характеристики группы;

— использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

— построение деятельности каждого ребенка с учетом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;

— отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

— гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приемов учебно-воспитательного процесса;

— использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;

— обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребенка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;

— создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

— проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить) [5].

Таким образом, гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка [3].

Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель — ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика (воспитанника) и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на урок (во время НОД). Гуманизация отношений педагогов, решают следующие взаимосвязанные задачи:

— создание отношений доверия между учителем и учащимися (воспитателем и воспитанником);

— обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

— актуализация мотивационных ресурсов учения;

— развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

— помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения [6].

1. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. — 2006. — № 1. — С. 9–11.

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 11–17.

3. Колесникова, И. А. О критериях гуманизации образования / И. А. Колесникова // Педагогическая наука: Теория. Практика. — СПб, 2004. — С. 37–45.

4. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. — Самара: Издательствово СамГПУ, 2012. — 400 с.

5. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. — Москва; Ставрополь, 2001. — 206 с.

6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2006. — 96 с.

Похожие статьи

Модели педагогического общения.

образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.

Технология коллективного взаимодействия как способ.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар. Принципы технологии коллективного способа обучения.  ориентация на высшие конечные результаты

Формирование диалогического взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический

Влияние стиля педагогического общения учителя на. Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения.

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе.

диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический процесс, способность, студент, практический компонент, традиционное обучение, учебный процесс, личность, преподаватель.

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

Выбор деятельности. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных.

Структура образовательной деятельности на основе.

Проблемные ситуации в организации образовательного. проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации.

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п.

Похожие статьи

Модели педагогического общения.

образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.

Технология коллективного взаимодействия как способ.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар. Принципы технологии коллективного способа обучения.  ориентация на высшие конечные результаты

Формирование диалогического взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический

Влияние стиля педагогического общения учителя на. Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения.

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе.

диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический процесс, способность, студент, практический компонент, традиционное обучение, учебный процесс, личность, преподаватель.

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

Выбор деятельности. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных.

Структура образовательной деятельности на основе.

Проблемные ситуации в организации образовательного. проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации.

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *