Что предполагает инклюзивное образование в доу
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование: особенности организации в детском саду
Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.
Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе
ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.
Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.
Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.
Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.
Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.
Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.
Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.
Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.
При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.
Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.
У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.
Воспитатели и родители работают в команде
С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.
Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.
Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.
Воспитатель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.
Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.
Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители смогут наблюдать достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.
При организации инклюзивного обучения в ДОУ
план занятий с учётом особенностей ребёнка;
персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
Инклюзивное образование в ДОУ
Наталья Шатохина
Инклюзивное образование в ДОУ
МКДОУ «Студенокский детский сад»
Доклад на августовской конференции
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Выполнила: воспитатель Шатохина Н. В.
В 80 –е годы прошлого века в США вводится термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ребенка в современном обучении,inclusion. Благодаря международному законодательству этот термин получил быстрое распространение. В 1994 году Саломанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями вводит международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования. Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного направления – инклюзии.
(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Под ограничением возможностей здоровья (ОВЗ) понимается любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид-
не тождественные понятия
• Во многих случаях ребенок с ОВЗ признается учреждениями медико-социальной экспертизы также и ребенком-инвалидом, однако далеко не все дети с ОВЗ таковыми являются.
• Вместе с тем отдельные категории детей-инвалидов не являются детьми с ОВЗ в том случае, если им не требуются специальные образовательные условия (дети с сахарным диабетом, инвалиды по болезням печени, почек, легких и др.).
Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об инклюзивном образованиизакреплены в таких документах как:
Конвенция о правах ребенка
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
• Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» • Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).
Во ФГОС ДО говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Основную образовательную Программу ДО, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образованиедолжны быть направлены на:
• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
• освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС).
Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Организация инклюзивного образованиястроится на принципах : Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образованияв совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.
• профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
• организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
• организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:
• диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута;
• разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
• разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
• организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.
Организация предметно-развивающей среды
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной и уютной.
• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.
•Развивающая среда группы должна быть вариативной
•Среда должна быть информативной.
•Среда должна постоянно обновляться
Формы реализации содержания инклюзивного образования:
• Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
• Фронтальные формы организации активности детей. На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы,которые помогают сделать обучение эффективным:
1. позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента.);
3.многофункциональные средства обучения: рамки-вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, электро-викторины, игрушки-головоломки;
5. использование игр по развитию коммуникативных навыков, в которых проигрываются различные социальные ситуации;
6. смена обстановки, использование физкультминуток, чередование видов деятельности (игровых и собственно учебных заданий, вербальных и подкрепленных наглядностью и т. д.);
7. использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность);
8. эффективная система оценивания детей,которая помогает ребятам полюбить занятия и приучиться трудиться:
создание ситуации успеха для повышения авторитета ребёнка,
использование приема «мгновенного самоконтроля»;
сравнение успеха не с успехами других, а с его прежними результатами; система поощрения детей на занятиях.
• Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
• Праздники, экскурсии, конкурсы, важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада
. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Перечень примерных адаптированных программ на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
для слабослышащих детей;
для слабовидящих детей (с амблиопией, косоглазием);
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, заиканием);
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для детей с задержкой психического развития;
для детей с умственной отсталостью (легкой, умеренной, тяжелой);
для детей с расстройствами аутистического спектра.
Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (статья 55).
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Статус ребенка с ОВЗ (наличие у ребенка особых образовательных потребностей) устанавливается только в ПМПК. Документом является заключение ПМПК, которое выдается образовательной организации при письменном согласии родителей (законных представителей). Право прохождения ПМПК у родителеq (законных представителей, а право исполнять заключение у образовательной организации.
Еще одно нововведение – это прописывание всем детям с ОВЗ тьюторского сопровождения. И здесь очень важно понимать, что это не означает, что к каждому ребенку с ОВЗ мы должны приставить отдельного человека. Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо обратиться к профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (тьюторское сопровождение обучающихся) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) Согласно новым профстандартам, тьюторское сопровождение –это:
• Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
• Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Естественно, что для организации работы с ребёнком с ОВЗ необходим определенный пакет документов. Что же это за документы? На каждого ребенка заводится папка,в которой находятся:
— Ксерокопия заключения ПМПК (оригинал заключения предоставляется родителями в образовательную организацию (документация ППк)
— Общие сведения о ребенке
— Индивидуальные особенности ребенка (результаты психолого-педагогического обследования, мониторинга развития)
— Индивидуальный образовательный маршрут
— Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционноразвивающей и образовательной деятельности
— Специальные условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ребёнка-инвалида в ДО (программно-методическое обеспечение, индивидуальное расписание занятий с педагогами и специалистами, планирование деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО (планы работы воспитателей и специалистов на год);
— выводы и заключения по окончанию года реализации программы (коллегиальное заполнение всеми педагогами и специалистами, работающими с ребенком)
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционнопедагогической работы с детьми с ОВЗ. ИОМ – это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого педагогами и специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени. Реализация ИОМ осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционноразвивающей работы. Грамотное составление ИОМ ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
2. Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani
3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева,Волгоград: Учитель, 2011
4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. –СПб: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2008
5. С. В. Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)
Инклюзия. Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ. Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы.
Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.
Инклюзивное образование. Сложности внедрения инклюзии ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Сложности внедрения инклюзии В соответствии с актуальными статистическими данными в России насчитывается более.
Инклюзивное образование «Уроки доброты, как включить ребенка с ОВЗ в обычную группу» 7октября 2019 год прошел Всероссийский форум «Педагоги России. Инновации в образовании» в городе Сургуте. Перед коллегами выступил докладчик:.
Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно.
Рабочая программа логопеда в средней школе (инклюзивное образование, ТНР) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Логопедические занятия» (Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся средней школы). Пояснительная записка.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.