Что предполагает компьютерная грамотность
Основы компьютерной грамотности для начинающих
Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В этой статье мы поговорим на тему Основы компьютерной грамотности для начинающих, что это такое, какие навыки необходимы для работы на компьютере.
Основы компьютерной грамотности для начинающих
Сегодня без компьютера обойтись невозможно.
Даже дети с самого раннего возраста пользуются планшетами и сотовыми телефонами. Они осваивают компьютер с помощью игр, мультфильмов, различных смешных и развлекательных видеороликов.
Уметь владеть компьютером нужно для того, чтобы найти работу, устроиться и чтобы работать в дальнейшем. Полученные знания придется постоянно закреплять.
Минимальные компьютерные знания нужны везде — на работе, учебе, в повседневной жизни.
Сдавать экзамены по компьютерной грамотности приходится всем специалистам, в том числе и тем, кто отработал не один десяток лет. И неважно, какую должность человек занимает — рядовой специалист или начальник отдела.
Все дело в том, что очень часто люди работают на компьютере, но, кроме необходимых для работы программ, не знают элементарного. Они не знакомы с компьютерной терминологией и не могут выполнить простые задания, касающиеся навыков работы на компьютере.
Даже те, кто много времени проводит за компьютером и должен, казалось бы, быть с компьютером на «ты», на самом деле оказываются невеждами.
А для тех, кто никогда не работал на компьютере, многое на самом деле является проблемой.
Даже правильно кликать мышкой может для новичка стать преградой, ведь в некоторых случаях кликать надо один раз, а в некоторых — два.
Что такое компьютерная грамотность?
Это комплекс знаний и умений, необходимых для работы на компьютере:
Операционная система компьютера
Операционная система — самая важная программа в компьютере. Она отвечает за его включение и все процессы, происходящие в нем.
Самая простая и распространенная — это система Windows. Она имеет несколько версий: Windows7, Windows8, Windows10, WindowsXP.
Клавиатура
Для ввода информации необходима клавиатура. Она делится на несколько частей.
Верхний ряд клавиш не используется при наборе текста, это вспомогательные кнопки, отвечающие за разные действия:
Клавиши имеют разное значение, рассмотрим некоторые из них:
Рабочий стол
Экран компьютера называется рабочим столом, на нем располагаются небольшие значки программ, установленных на ПК.
Снизу располагается панель, на которой также располагаются разные картинки, показывается дата и время, кнопка Пуск, она располагается в нижнем левом углу.
Она имеет важное значение в меню Windows. Здесь можно увидеть все программы, которые установлены на вашем компьютере, здесь же находится доступ в настройки системы.
Необходимые для работы навыки
Любой пользователь должен позаботиться об установлении на ПК антивирусной программы.
Немногие из пользователей знают о расширении имен файлов, это ключ, с помощью которого можно открывать файлы.
Для того, чтобы работа была более эффективной, файлы надо хранить в папках в соответствии с определенными правилами.
Пересылать большие файлы другим людям можно при помощи файлообменников или специальных онлайн-сервисов.
В интернете востребованы разные профессии и все они по большей части связаны с компьютером, это:
Чтобы работать по одной из этих специальностей, потребуются определенные знания.
Все вышеперечисленное позволит в полную меру использовать компьютер и сделает процесс работы комфортным.
Но при этом надо понимать, что освоение компьютерной грамотности — процесс непрерывный, т.к. в компьютерном мире все меняется очень быстро.
Также вы можете ознакомиться со статьей Защитные очки для работы за компьютером, перейдя по ссылке https://web4job.ru/zashhitnye-ochki-dlya-raboty-za-kompyuterom/.
Посмотрим видео на тему Основы компьютерной грамотности для начинающих
Основы компьютерной грамотности
Компьютерная грамотность. Почему большинство не зарабатывает в интернете?
Компьютерная грамотность для начинающих
Заключение
В этой статье мы рассмотрели тему Основы компьютерной грамотности, что такое компьютерная грамотность, какие навыки необходимы для работы на компьютере.
Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.
Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.
Компьютерная грамотность
Компьютерная грамотность даёт знания об информационном обществе и компьютеризации, умение и навыки пользования компьютером и личностных качеств, обеспечивающих успешность создания гибридного интеллекта. Позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение.
Рассматривается сейчас как умение, такое же необходимое, как умение читать и писать.
В СССР первым, кто стал выступать за идеи преподавания компьютерных технологий, был академик А. П. Ершов, в 1981 году на 3-й Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации в Лозанне сделавший доклад под названием «Программирование — вторая грамотность».
Под его руководством была создана Сибирская школа информатики.
В Российской Федерации в средних учебных заведениях введён (с 1985 учебного года) общий курс «Основы информатики и вычислительной техники».
Связанные понятия
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Компьютерная грамотность
Смотреть что такое «Компьютерная грамотность» в других словарях:
Компьютерная грамотность — владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере. По английски: Computer literacy См. также: Информационное общество Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. В Российской Федерации в средних учебных заведениях введен (с 1985/86 учебный год) общий курс… … Большой Энциклопедический словарь
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационных технологий в жизни общества. В РФ в средних учебных заведениях курс «Основы информатики и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — умение строить алгоритмы, составлять программы для решения задач, пользоваться ЭВМ … Большая политехническая энциклопедия
компьютерная грамотность — владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. В России в средних учебных заведениях введён (с 1985/86 учебного года) общий курс «Основы… … Энциклопедический словарь
Компьютерная грамотность — см. Компьютеризация обучения … Педагогический терминологический словарь
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — способность применять электронно процессорную технику в целях хранения, обработки и использования информации; включает три компонента: знание теоретических основ и понимание принципов действия компьютерной техники; умение пользоваться языками… … Профессиональное образование. Словарь
Компьютерная грамотность/COMPUTER LITERACY — овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру Г. к. входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных… … Педагогический словарь
Функциональная грамотность — (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Компьютерная грамотность в образовательном процессе
Компьютерная грамотность в образовательном процессе
С.И. Ожегов дает следующее трактование слова «Грамотный»
1) умение читать и писать, а так же умение писать грамматически правильно,
2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой либо области,
3) выполнение без ошибок, со знанием дела.
Современное общество под компьютерной грамотностью подразумевает умение пользоваться персональным компьютером. Академиком А.П. Ершовым было дано свое толкование понятия «компьютерная грамотность» следующими определениями:
1) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов,
2) основы программирования на одном из языков программирования,
3) практические навыки общения с персональным компьютером,
1) принцип работы и устройства персонального компьютера и его основных составляющих элементов,
1) использование и значимость компьютеров в процессе обучения, производстве и других отраслях человеческой деятельности.
В 1987г. одно из учебных пособий по информатике, трактовала понятия «компьютерная грамотность» не столько из технических соображений, сколько из дидактических и определяло, как умение читать и писать, считать и рисовать, поиск информации и умение работать на персональном компьютере. Следующей ступенью освоение компьютерной грамотности связано с умением искать, накапливать, анализировать в персональном компьютере разного рода информации: в виде таблиц, рисунков, чертежей и разного вида описаний. Оформление данных в виде текстов, таблиц, графических объектов и умение передавать их, используя компьютерную сеть, находить и получать их из разных источников, классифицировать, снова преобразовывать и использовать в решении разного рода задач.
На сегодняшний день формирование компьютерной грамотности начинается на начальной ступени обучения. В образовательных стандартах, по которым обучаются учащиеся 1-4 классов школы, установлено, что при
изучении всех предметов необходимо формировать навыки пользования персональным компьютером для жизни и работы в современном мире. Обучающиеся научатся использовать компьютерные технологии, которые объединяют в себе текстовую информацию, наглядно-графические изображения, цифровые данные, аудиозаписи, видеоматериалы, ссылки и базы данных для передачи их устно, так и распространяя данные, используя Интернет. Учащиеся знакомятся с информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ), осваивают безопасные и эргономичные принципы работы на ИКТ, понимают возможности использования различных средств ИКТ в процессе обучения. При использовании ИКТ учащиеся получат основные навыки работы с информацией: обработка, поиск, научатся внедрять разные виды информации в компьютер: текст, аудиозаписи, видеозаписи, цифровые данные, создавать, редактировать, форматировать, сохранять, передавать.
Тенденция изучения информатики и информационных технологий соответствуют действующим стандартам. Согласно действующему стандарту среднего (полного) общего образования обучение информатике и информационным технологиям в начальной школе направлено на достижение целей:
формирование способностей ориентироваться в разного вида информации,
овладение знаниями, являющимися основой информационной культуры,
формирование образного и логического мышления,
овладение навыками пользования компьютерными технологиями для работы с информацией в процессе обучения и повседневной жизни,
воспитание и развитие заинтересованности к информационно- коммуникативной деятельности,
привитие бережного отношения к техническим устройствам и общепринятым нормам работы с информацией.
Обучение компьютерной грамотности развивается в трех направлениях:
Работа на компьютере. Правила поведения, правила работы за ПК, первичный инструктаж по технике безопасности. Компьютер, основные устройства персонального компьютера и их назначение. Умения работать с наглядно представленными на экране информационными объектами с применением мыши и клавиатуры. Работа с простыми информационными объектами: текст, звук, таблица, изображение. Цифровое фото и видео изображение в учебной деятельности. Набор текстов, конструирование изображений.
По окончанию изучения информатики и информационных технологий учащиеся должны знать и уметь:
знать назначение основных устройств для ввода, вывода и обработки информации компьютера,
знать и применять на практике правила безопасного поведения и правила гигиены при работе с персональным компьютером,
умение четко выполнять инструкции для решения учебных задач,
уметь работать с текстовыми и графическими данными, представленными на компьютере.
После прохождения вводного курса компьютерной грамотности в рамках предмета информатики ученик уже должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
подготавливать сообщения с применением разных источников информации. Например, набирая текст на клавиатуре, выбирая графические объекты из коллекций или создавая свое,
применять доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач,
применять компьютерные технологии для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видеозаписей в папках с данными, созданных самим учеником.
Преподавание информатики в рамках среднего образования определено в стандартах среднего (полного) общего образования и направлено на достижение следующих целей:
овладение системой базовых знаний, отображающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, социальных, биологических и технических системах,
овладение умениями использовать, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, но, теперь используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов,
наиболее активное развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и передовых средств ИКТ при изучении различных учебных предметов,
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
получение опыта применения информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе творческой деятельности.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
1) основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий,
2) предназначение и формы информационных моделей, характеризующие реальные объекты и процессы,
3) предназначение и функции операционных систем,
оперировать разными видами информационных объектов с применением компьютера, сопоставлять полученные результаты с реальными объектами,
различать и характеризовать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах,
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования,
оценивать достоверность информации, сравнивать разнообразные источники,
применять наглядности в учебных работах с применением информационно-коммуникативных технологий,
знать и использовать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации в процессе применения средств ИКТ.
Вторая ступень образования позволяет использовать перечисленные выше приобретённые теоретические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного использования информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности,
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами,
автоматизации коммуникационной деятельности,
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией,
успешного формирования индивидуального информационного пространства.
Все эти знания и умения формируют компьютерную грамотность, как составную часть информационной культуры личности. Сегодня в связи с увеличением темпа развития процессов информатизации общества, системой образования ставится новая цель – формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Курс общеобразовательной школы, целями и задачами которого является обеспечение компьютерной грамотности учащихся, сегодня имеет следующие характеристики:
1) компьютерная грамотность обеспечивается изучением комплекса учебных предметов. Поэтому при разработке содержания курса «компьютерная грамотность» учитываются функции и вклад в компьютерную грамотность других предметов,
2) курс основ информатики и вычислительной техники, ставший главной составляющей общего среднего образования, решает задачи подготовки учащихся к практической деятельности, умственному развитию, формированию научного мировоззрения, воспитанию учащихся и др. Соответственно образовательный характер предмета требует доступности содержательной части для всех школьников, учащихся профессионального технического училища и техникумов, т.к. компьютеры используются почти во всех сферах жизнедеятельности человека,
3) имеет межпредметные связи,
4) наука информатика считается «молодой» стороной научного знания, поэтому имеется немало вопросов относительно вопросов, составляющих ее предмета, а также удельного веса каждого из этих вопросов в содержании этой науки,
5) курс школьной информатики как основы данной отрасли знаний отражает ту инвариантную часть этой науки, которая содержится в самом определении предмета информатики,
6) как любой другой школьный предмет «основы информатики» не только знакомит учащихся с вопросами, изучаемыми данной наукой, но и формирует определенную совокупность практических умений и навыков,
7) школьники знакомятся с важными областями применения вычислительного оборудования в производстве, как станки, управляющиеся при помощи программы, бытовые и полупромышленные машины с встроенными микропроцессорами, автоматизацией рабочих мест в офисах.
Соответственно у школьников формируются представления об автоматизированной системе управления и автоматизации проектирования, использования персонального компьютера в науке, медицине и образовании.
Из описания курса информатики в общеобразовательной школе заметно, что главной целью обучения компьютерной грамотности школьников считается формирование и развитие у них общеучебных, общедеятельных умений и навыков, которые являются универсальными и необходимыми для обучения по многим школьным предметам.
Авторы Л.Л. Босова, П.Р. Егоров, А.П. Ершов, Е.В. Князева, Н.В. Макарова, Н.В. Матвеева выделяют следующие общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения предмета информатики:
Есть множество тем, при изучении которых возможны дискуссии и обсуждения, например: «Что такое информация», «Место информатики в процессе познания человека», «Информационные услуги Интернета», и тд.
Таким образом, в процессе изучения курса информатики у учащихся формируется собственный багаж знаний по предмету, приобретают сопутствующие данные о правилах и нормах этического и морального аспектов информационной деятельности с юридической, экономической и нравственной стороны, вырабатываются и образовываются межпредметные знания и умения,
профессионализм учащихся, социальный опыт, что способствует социализации учащихся.
Компьютерная грамотность и информационная культура
«Компьютерная грамотность и информационная культура»
ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности 4
1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность 4
1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности 5
ГЛАВА II. Формирование информационной культуры 7
Понятие «информационная культура»……………………………………………….7
Взаимосвязь компьютерной грамотности и информационной
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 10
Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.
Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.
О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.
ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.
1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность
Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]
Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.
На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:
На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:
Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры
1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности
Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.
Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.
Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.
Овладение компьютером как интеллектуальным средством.
Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.
компонентам компьютерной грамотности можно отнести:
Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.
Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.
Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.
Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.
Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.
Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.